Но скорее можно допустить, что Господь произнес Нагорную проповедь в том именно виде, как изложил ее Евангелист Матфей, а затем, при других подходящих случаях, в разные времена, повторял многое из того, что сказал на горе. Последнее объяснение весьма правдоподобно уже потому, что слушатели Иисуса часто менялись, кроме Апостолов и некоторых учеников, неотступно следовавших за Ним, а при перемене слушателей Иисусу, несомненно, приходилось нередко повторять сказанное раньше. Помимо этого, строгая последовательность, с которой в Нагорной проповеди изложено учение Господа, придает самой проповеди значение цельного, вполне законченного поучения, которое, конечно, не могло быть составлено Евангелистом Матфеем из отдельных изречений Иисуса, произнесенных Им в разное время. Если кто и мог привести в систему эти изречения, то только Сам Господь. Моисей в предсмертном прощании своем с народом еврейским заклинал его исполнять в точности волю Божию, объявленную ему в заповедях Господних; и за точное исполнение этих заповедей он обещал все блага земные, долголетие, богатство, счастье, успех во всех делах и, главное, господство над всеми народами: Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли. Сделает тебя Господь... главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня ( Втор. 28, 1, 13 ). В той же прощальной речи своей Моисей призывал на евреев все проклятия, все кары небесные за неисполнение заповедей Господних и предсказал им, что они будут за то рассеяны по всей земле и будут ужасом... и посмешищем у всех народов ( Втор. 28, 37 ). Но современные Иисусу евреи, руководимые своими слепыми вождями, забыли последние предсказания Моисея и думали только о господстве над всеми народами земли. Мечтая о господстве над всеми народами, евреи утратили, однако, свою политическую самостоятельность и сделались подвластными язычнику, римскому императору. Они не хотели понять, что в этом подчинении – начало исполнения второй части предсказаний Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

И Я буду посылать к ним свидетелей, чтобы дать им свидетельство, но они не послушают их и будут убивать Моих свидетелей; и также тех, которые следуют закону, они будут убивать и преследовать, и отвергнут его (закон) совершенно, и начнут делать то, что есть зло пред Моими очами. Тогда Я сокрою Свое лице от них, и предам их язычникам в пленение, и в узы, и на истребление, и изгоню их из земли (Ханаанской), и рассею между язычниками. И они забудут весь Мой закон, и все Мои заповеди, и всю Мою правду, и не будут более хранить ни новолуния, ни субботы, и никакого праздника и юбилейного года, и никакого установления. После сего они опять обратятся ко Мне из среды язычников всем сердцем и всею душою и всеми своими силами. И Я соберу их всех из среды язычников; и они опять будут искать Меня, чтобы Я явил им Себя. Когда же они будут искать Меня всем сердцем и всею душою, Я открою им великий мир с правдою и восставлю их как растение праведности от всего Моего сердца и от всей души; и они будут во благословение, а не в проклятие, и соделаются главою, а не хвостом. И Я воссоздам Мое святилище между ними и буду обитать с ними, и буду их Богом, и они будут Моим народом воистану и вправду; и Я не оставлю их, не отрекусь от них, ибо Я Господь, Бог их». И Моисей пал на свое лице, и молился, и говорил: «Господи, Боже мой! не оставляй Твоего народа и Твоего наследия, чтобы не ходить им в заблуждении своего сердца, и не предавай их в руки врагов-язычников, чтобы они владычествовали над ними; не допусти их до сего, чтобы им ж потерять Тебя! Простри, Господи, Свое милосердие над народом Своим, и дух правый соделай в них, и не допусти духа Велиара владычествовать над ними, чтобы он клеветал на них пред Тобою и совращал их со всех путей правды, дабы они пошли пред лицем Твоим! Ибо они Твой народ и наследие, который Ты великою силою освободил из рук египтян; соделай в них чистое сердце и святой дух и не допусти их, чтобы они были доведены до падения чрез свои грехи, отныне и до века!» И Бог сказал Моисею: «Я знаю их противление, и их помышления, и их жестоковыйность; они не покорятся, пока не познают своих грехов и грехов отцов их.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

225. Нападение демона в виде страшного дракона на святого Симона Афонского Однажды ночью афонский святой Симон Мироточивый молился. Вдруг является перед ним демон в виде страшного дракона. Зевнув, он хотел проглотить святого, но так как не было на то соизволения свыше, не мог умертвить его, хотя одним ударом хвоста поверг преподобного наземь, ударив так сильно, что святой Симон в совершенном изнеможении едва мог собраться с духом и воспеть с пророком: ”…будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою… ( Пс. 26:2 ); а я, как глухой не слышу и как немой, который не открывает уст своих. ” ( Пс. 37:14 ). Между тем страшный дракон не переставал бить его хвостом с намерением, если не совсем умертвить, когда бы допустил это Бог, то, по крайней мере, навести страх и таким образом выгнать его из пустыни. Но вместо страха, несмотря на невыносимую боль, святой Симон обратился к Богу с молитвенным воплем страдальческой души и, зная, что на самом деле это не дракон, а под видом его вооружился сатана, противопоставил ему имя Господа. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 437). 226. Демоны пытались извлечь старца из его жилища, но оставили его, когда он призвал на помощь Иисуса См. также: Имя Божие ; Нерадение ; Помощь Божия . Авва Ираклий поведал, что некий старец жил в идольском капище. Пришли к нему демоны и говорят: “Уйди из нашего места.” Старец отвечал: “У вас нет места.” Демоны начали разбрасывать его ветви, старец терпеливо собирал их. После этого демон, взяв его за руку, повлек из капища. Когда он дотащил старца до дверей, тот другой рукой уперся в дверь и воскликнул: “Иисусе! Помоги мне!” Демон тотчас убежал, а старец начал плакать. Господь сказал ему: “О чем ты плачешь?” Старец отвечал: “Плачу о том, что демоны дерзают владеть человеком и так поступать с ним.” Господь сказал ему: “Ты был нерадив. Когда же ты взыскал Меня, видишь, как скоро Я предстал тебе.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 246. 1). 227. Демон, приняв вид человека, потерпевшего кораблекрушение, столкнул преподобного Филарета в пропасть, но Бог сохранил святого невредимым

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Вести праздные, вредные и бесполезные разговоры, не обращённые к духовному назиданию, подобно тому, как растить в своём сердце змей и скорпионов дурных помыслов. 87. Ему же Желаешь знать толкования имен патриархов? Скажу тебе: Рувим толкуется как «видящий», Симеон – «послушание Богу», Левий – «прилепившийся к Богу», Иуда – «исповедание, восхваление Бога», Иссахар – «награда святых», Завулон – «ночное спасение», Иосиф – «данный Господом», Вениамин – «сын десницы», Дан – «суд», Нефалим – «молитва», Гад – «успешный», Асир – «богатство». 88. Ему же Святой Иаков, благословляя внуков Ефрема и Манассию, крестообразно возложил руки им на головы. И это чудо: переменой рук прообразовав Крест Господень, преподал он внукам божественное благословение, сделав первого вторым, а второго – первым. 89. Ему же Крест человеколюбивого Христа первых сделал вторыми за их кичливость и гордыню. Апостол говорит иудеям: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам ( Деян. 13:46 ). Так исполнилось сказанное Сыну Отцом в книге Исаии: Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простерлось до концов земли ( Ис. 49:6 ). 90. Ему же Посмотри на уверовавших из евреев, как мало их откликнулось на апостольскую проповедь, и поймёшь, как первые оказываются последними, во исполнение сказанного Моисеем, который пророчествовал потомкам Авраамовым: Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобой все выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже; он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом ( Втор. 28:43–44 ). Пришельцем же называется народ из язычников, уверовавший во Христа. 91. Ему же Пишешь мне, что иноки, приближающиеся и прилепляющиеся к Богу, подобны левитам; уразумев это, сделал ты великое приобретение. 92. Диакону Вавиле Говоришь ты очень хорошо, а поступаешь очень плохо. Потому что приличной наружностью и честными словами обманываешь легковерных, скрывая от них свою грубость. Но ты будешь изобличён людьми благоразумными, которые легко поймут тебя не из того, что говоришь и как притворяешься, но из того, что делаешь. 93. Сотириону

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Так завершается третий акт борьбы ада с Церковью· Христа. Хотя в этой борьбе властитель ада – красный дракон успел хвостом своим увлечь с неба третью часть звезд, и страшно разинул свой зев, чтобы пожрать жену, облеченную в солнце, в венце из 12 звезд, с луною под ногами, но она укрылась в пустыне, осталась невредимою и теперь является в своей небесной красоте и божественном величии. И в ярости злобы пустил змей из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. ( Откр.12:1–15 ). Что это за вода? He зараза ли это вольнодумства, своеволия и неверия, распространяемая пагубными, адскими учителями с красным знаменем в руках, и действительно, как река, устремляющаяся с Запада на страны, осеняемые Церковью? Но должно исполниться и другое пророчество Откровения Иоанна: «земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» ( Откр.12:16 ). Как отрадно думать, что эта земля есть народы Славянские, постоянно отличавшиеся здравомыслием! О, да отверзется же и теперь их здравый смысл, и да поймут они и да обличат все безумие и всю пагубу тех тлетворных учений Запада, и как разверзнувшаяся земля бесследно поглощает реку, так да бесследно исчезнут для них и те учения для блага церкви и отечества, на славу Славян! Недаром же Провидением устроено так, что издревле имя их было: Словены и Славы; тщетно враги их старались переменить его в унизительное прозвище Склавы (рабы), и в продолжение многих веков измышляли всякие меры к их унижению, обессилению и искоренению. Многозначительное имя Словен и Славян осталось за ними, а угнетения врагов послужили только к уничтожению преград, разъединявших племена их и заставили их вспомнить об их сродстве и укрепиться в братском союзе. He знамение ли это, что Самым Провидением возложено на Славянские народы: словом истины сделать немы уста льстивые, глаголющие на Праведного беззаконие гордынею и уничижением, и доказать, что науки должны вести не к тьме неверия, но к свету славы Божией. Славяне! в этом ваша задача и ваша слава! Явите же, что не тщетно Владыко наш Божие Слово и сияние славы Отчей нарек вас своими соименниками! Хвалите же Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири, и гуслях, хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. LXV. Понимаем ли мы: каким сокровищем обладаем?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

13. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. (И людие не обратишася, Дóндеже язвени быша, и Господа не взыскаша). Подвергающийся наказанию должен сознавать свою вину, испытывающий бедствие должен просить помощи и милости. Но гордый Израиль не сознает себя виновным, бедным, и слабым и не обращается к Богу, который, хотя и поражает, однако же, и заступает его от врагов, если он сердечно исповедует перед Ним свою виновность и просит Его о пощаде и милости. 14–15. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, – это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. (И отъят Господь от Израиля главу и ошиб, велика и мала, во един день: старца и чудящихся лицам, сие начало: и пророка учаща беззаконная, сей ошиб). Весь народ Израильский, по своему упорству и не чувствительности, стал подобен грубому, толстокожему и ожиревшему волу, перед образом которого он покланялся в Дане и Вефиле ( Амос.4:1,4 ). От своих врагов он вздумал защищаться сам, как вол защищается рогами своей головы от зверей, а хвостом от насекомых; но Господь отрубит ему голову и хвост; тогда беспощадно будут терзать его дикие звери – язычники, и сосать его кровь «мухи» и «пчелы» – Египтяне и Ассирийцы (ср.гл.7:18–19). Эта рогатая «голова» – главный представитель народа, царь, его верховные судьи, пристрастные к знатным лицам, и почетные старейшины, а «хвост», помогавший голове – хвастливые лжепророки, служители Ваала. Представители Израиля – старейшины, гордясь знатностью своего рода, превозносясь высоким и почтенным старческим возрастом, полагаясь на обширную опытность и многие общественные заслуги, ставили себя во главе народа и возвышались над ним, как столетние плодовитые пальмы возвышаются над кустарниками; дети «знатных» – юноши, надеясь на свои молодые силы, с отважностью готовы были идти в бой. Но Господь мечем, посечет родовитых старцев, как посекают пальмовый лес, и юношей – как молодые лозы виноградника; меч неприятелей поразит и лжепророков. Поэтому грубо и гибельно заблуждается Израиль, говоря: «сикоморы вырублены, заменим их кедрами». Господь посечет и кедры, также легко, как сикоморы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Так, Златоуст пишет: Господь говорит «о двух зверях, один из которых живет на суше, другой – в воде, в море. Небезызвестно нам, что многие разумеют в этих словах диавола, понимая [их] в иносказательном смысле. Однако нужно наперед заботиться об истории, а когда можно принести пользу слушателю и иносказательным объяснением, то не следует пренебрегать и им... Возможно, что... [здесь] говорится [именно] о чувственных диких зверях...» 1070 Итак, сначала Господь начинает вести речь о бегемоте, все же воспринимаемом большинством древних Святых Отцов именно в качестве одного из библейских символических образов сатаны. Так, например, святитель Григорий Великий в этом ничуть не сомневается: «На кого Он [Господь] намекает под именем «бегемот», как не на древнего врага?» 1071 Господь говорит Иову, сначала описывая физическое устройство этого удивительного и грозного зверя: Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья ( Иов. 40:10–13 ). По убеждению пресвитера Филиппа, видящего в образе бегемота символ диавола, здесь «названиями частей тела обозначено то, что дьявол жесток, свиреп, непримирим, непреклонен со своими». Так, например, «в «ногах» и в «костях» (ср.: Иов. 40:13 ) его, то есть снаружи и внутри, в словах и действиях [сатаны], подлинно проявляется его беспредельное зло» 1072 . Также, по убеждению пресвитера Филиппа, здесь содержится намек и на то, что диавол, «будучи надменным и нечестивым в своей тирании... никогда не раскается. Возвысившись, словно кедр (ср.: Иов. 40:12 ), он обречен на разрушение и уничтожение гласом Господа, судящим праведно... «Жилами» (ср.: Иов. 40:12 ) же, которые очень крепки и неразрывны, Он [Господь] называет те удовольствия, с помощью которых дьявол удерживает людей плоти» 1073 . Затем Господь говорит о бегемоте: ...это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой ( Иов. 40:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Таковым предстает это воинство последнего времени, имеющее истребить треть человечества. Под конями Андрей Кесарийский понимает женонеистовых и скотоподобных людей и вообще находящихся во власти демонов. На них всадники, управляющие «конями», злыми людьми. На всадниках были брони трех цветов: огненные, гиацинтовые – голубые, синие – соответствующие дыму , и серные , то есть желтые. Зловещая ярость этих трех цветов броней была отблеском того адского пламени, которое было смешением огня, горящей серы и дыма, вылетавших изо рта львоподобных голов. Головы у коней – как головы у львов – этим указывается на их убийственную силу, зверство и хищность. Некогда в древности произошла подобная катастрофа, когда «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем cepy и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли» ( Быт.19:24–25 ). Так в кончину века, по нашествии этих страшных полчищ в огне, дыме и сере потонет мир. Еще недавние толкователи не могли себе представить таких войн, теперь же в век атомного и термоядерного оружия это уже вполне представимо. С другой стороны, валящие изо рта этих неистовых коней огонь, дым и cepa – это грехи, ядовитостью своих внушений и соблазнов пожигающие и отравляющие сердца людей, так что третья часть их погибнет. Откр.9:19 . Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили. Теперь объясняется: всегубительная сила коней заключалась как бы в двух источниках. Во-первых, во рту их , из которого выходили умерщвляющий огонь, дым и cepa. Во-вторых, и в хвостах их. О них сказано, что хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили. Так мы видим до кончины века разрушительную деятельность сатаны, древнего змия. Как и в предыдущем явлении саранчи (9,10) видим вредящие хвосты. Там были хвосты, как у скорпионов, здесь – как у змей. И там и там видим, что хвосты эти несут не саму смерть, а только вредят. Но это вред, предваряющий убиение. Сначала человек делается жертвой этих демонических хвостов, ужаливается через грех древним змием, а там уже идут и конные полчища со смертоносным огнем, дымом и серой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

15). Именно: неудача «в городе», неудача и «на селе» с оскудением плодородия земли, чадородия и скотоводства (ст. 16–18); проклятие и неудача постигнут богоотступный народ во всех предприятиях его (ст. 19–20); страшные истребляющие болезни разовьются на прекрасной земле обетования: чума (слав. «смерть»), чахотка (слав. «неимением» – εν πορα), горячка (слав. «огневицею»), лихорадка (слав. «стужею»), воспаление, тлетворный ветр и желтуха (слав. бледностью» – τ χρ) 109 , и небо над главою будет медью и земля под ногами железом (ст. 21–24); враги будут поражать Евреев, и непогребенные трупы их будут пожираемы хищными птицами и зверями (ст. 25–26), бешенство (слав. «неистовство») и духовная слепота обуяют Евреев, так что они «в полдень будут ходить ощупью» (ст. 28–29); все, что будет у Израиля, достанется врагам: «с женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им; вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его»... и проч., «так что сойдешь с ума» (слав. «будеши изумлен») от всех этих бедствий (ст. 30–34), наконец царь и весь народ отведены будут в плен и там будут в гадание, и в причту, и повесть у всех народов (ст. 36–37); пришлец среди Израиля будет возвышаться над ним все выше и выше, а Израиль опускаться все ниже и ниже, и станет он главою, Израиль же хвостом (ст. 38–44); неотступно будут преследовать Израиля все эти проклятия, «дондеже потребят его и погубят его» (ст. 45–47); тяжко будет иго для Израиля: нашлет Господь «язык издалеча от края земли, аки устремление орле», который все опустошит, обложит осадою укрепленные города, так что в этом страшном стеснении будут есть от голода «плод чрева своего, плоть сынов своих и дочерей своих» (48–55), и роскошная изнеженная женщина будет есть свой послед после родов (слав. «и блоне своей изшедшей из чресл ее»... и проч. ст. 56–63); напоследок Господь рассеет Израиля «во все языки, от края земли далее до края ее»; там он будет бесприютным скитальцем, всегда трепещущим за жизнь свою (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Иначе новая родина для переселенцев будет не матерью любящей и пекущейся о них, а злою мачехой. «Так как назначение России состоит в том, чтобы быть государством православным, (осуществлять православные идеалы, то законы должны быть таковы, чтобы все способствующее этому её назначению развивалось, крепло и возвеличивалось, а все противодействующее распадалось, слабело и умалялось». 135 Давать свободу не-православным пришельцам во вред Государства и Церкви – ничуть не должно. Пришельцы обязательно должны быть православными христианами; иначе должно лишать их права на водворение в христианских обществах. Они должны быть поставлены в невозможность действовать во вред интересов Государства и Православия. Всякое же послабление иноверным поселенцам, основывающееся в большинстве случаев на принципе веротерпимости, неправильно понимаемой, ведет к внутреннему расстройству государства. «Безразличная, совершенно неорганизованная свобода религии, говорит Мартенсен, которая так сказать приглашает всевозможные секты поселяться в страны и устраиваться по желанию, является скорее свидетельством религиозного индифферентизма, чем истинной веротерпимости». Против такой «свободы» предостерегает нас Священное Писание , рисуя мрачную картину стеснения коренного населения иноверными пришельцами. «Пришелец, который среди тебя будет возвышаться, говорит Свящ. Писание, над тобою выше и выше, а ты будешь опускаться ниже и ниже. Он будет главою, а ты будешь хвостом. Пошлет на тебя Господь народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши и будет теснить тебя во всех жилищах твоих во всей земле твоей. И извержены будете из земли». – Припомним, что сделали у нас в Забайкалье пришлые и иноземные ламы буддийские, довольствовавшиеся сначала войлочными, переносными юртами, а теперь занявшие все степи бурятские с постройкою на них дацанов с кумирнями и поработившие себе инородческое население. Явление это поражает наблюдателей народной жизни. Так, уполномоченный от Государя Императора статс-секретарь А.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010