соборе. СПб., 1896. Пг., 1917 2; он же. Исаакиевский кафедр. собор в С.-Петербурге. СПб., 1908; Смирнов П. А., прот. Сочинения. СПб., 1897. Вып. 3. С. 1-29; Отчет о деятельности С.-Петербургского православного Исаакиевского братства… СПб.; Пг., 1898-1914; Сперанский А. И., прот. Путеводитель по Исаакиевскому кафедр. собору. СПб., 1898; он же. Сказание о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском кафедр. соборе. СПб., 1898; Иерей Василий Ильич Серафимов: Некролог. [СПб., 1902]; В память 50-летия основания и построения Исаакиевского собора, 1858-1908. СПб., 1908; Лавры, мон-ри и храмы на Святой Руси/С.-Петербургская епархия. СПб., 1908. Вып. 2. С. 21-36; Исаакиевский кафедр. собор. Одесса, 1909; Отчет о деятельности Петроградского православного Исаакиевского братства… Пг., 1915-1917; Яблонский А. М. Исаакиевский кафедральный собор. Пг., Никитин Н. П. Огюст Монферран: Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. Л., 1939; Востоков Е. И. Ленинградский антирелигиозный музей. Л., 1940; Калинин Б. Л. Борьба церковников Исаакиевского собора против народа. Л., 1941; Личкус В. И. Исаакиевский собор - памятник крепостного труда. Л., 1941; Колотов М. Г. Исаакиевский собор. Л., 1961 1, 1965 2; Ротач А. Л. Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской архитектуры. Л., 1962; Ацаркина Э. Н. К. П. Брюллов: Жизнь и творчество, 1799-1852. М., 1963; Якирина Т. В., Карпович И. Д. Исаакиевский собор. Л., 19722; Бутиков Г. П. Исаакиевский собор. Л., 1973; Бутиков Г. П., Хвостова Г. А. Исаакиевский собор. Л., 1979 2; Хвостова Г. А. О росписи К. П. Брюлловым купола Исаакиевского собора//Проблемы развития рус. искусства. Л., 1982. Вып. 15. С. 24-32; Леонтьева Г. К. Карл Брюллов. М., 1983 2. С. 263-269; Петинова Е. Ф. П. В. Басин, 1793-1877. Л., 1984. С. 161-184; Петрова Е. Н. Картоны К. П. Брюллова и П. В. Басина для Исаакиевского собора//Рус. графика XVIII - первой пол. XIX вв. Л., 1984. С. 168-184; Верещагина А. Г. Ф. А. Бруни.

http://pravenc.ru/text/674760.html

По возвращении Монферрана в Россию после командировки 1842 г. он предложил заменить нек-рые живописные произведения, украшающие собор, мозаичными копиями в римской технике (в основе прямоугольный модуль). В 1847 г. художники В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, С. Т. Фёдоров были командированы в Рим для изучения мозаичного дела в мастерской М. Барбери. После 4-летнего обучения они возвратились в Россию и в 1851 г. приступили к изготовлению мозаик. Первой мозаикой И. с. стала икона Спасителя для местного ряда главного иконостаса, изготовленная художниками А. Н. Фроловым, М. И. Щетининым с живописного оригинала Неффа. К 1861 г. были исполнены все мозаики 1-го ряда иконостаса, началась работа над мозаиками 2-го и малых иконостасов. Мозаики И. с. имеют коллективное авторство. Первоначально предполагалось заменить мозаичными копиями только живописные картины иконостасов, позднее в связи с неудовлетворительным состоянием живописи были выполнены мозаики для замены росписей в центральной части - 4 картин с изображением «Страстей Христовых» и 4 образов евангелистов в парусах И. с. Лучшими мозаиками считаются «Великомученица Екатерина» в иконостасе юго-вост. алтаря и «Тайная вечеря» в главном иконостасе. Мозаики И. с. получили высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г.: отмечалось, что изготовление смальт на рус. мозаичном заводе «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе» ( Бутиков, Хвостова. 1979. С. 123). Работы по исполнению мозаичных копий велись до 1914 г. За это время были выполнены мозаики общей площадью ок. 600 кв. м. Мозаичные композиции И. с. создавались под рук. Бруни и Фролова. В размер запрестольного окна был установлен витраж нем. работы (мастерская М. Э. Айнмиллера, Мюнхен, 1841-1843) с образом Воскресшего Спасителя в облаках, написанного в пасхальных красных одеждах (площадь 28,5 кв. м). Организовал изготовление витража и разработал для него раму фон Кленце. Золотая утварь весом 32,5 кг, частично изготовленная фирмой «Никольс и Плинке» за 17,5 тыс.

http://pravenc.ru/text/674760.html

В церковном искусстве XIX - нач. XX в. образ Е. встречается в иконописи и монументальной живописи. Известна нагробная икона святого («гробовая доска») 2-й пол. XIX в., находящаяся в наст. время на вост. стене придела Рождества Богородицы Трехсвятительского собора Елеазарова мон-ря. Ростовое прямоличное изображение выполнено в традициях академической живописи: Е. с длинной седой бородой, в схиме, с прижатой к груди десницей и развернутым свитком с текстом молитвы в опущенной левой руке («Помощника имуще Г[оспо]да не убоимся...»). В притворе придела во имя прмц. Елисаветы Феодоровны собора на вост. стене - образ Е. и прп. Серапиона, поддерживающих икону Божией Матери Одигитрии (Цареградская?), на фоне лесного пейзажа с церковью (кон. XIX - нач. XX в.). Е. с Цареградской иконой Божией Матери в руках (в типе Коневской) изображался на иконах избранных Псковских чудотворцев, учеников Е. (кон. XIX в., ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом). Образ Е. был введен в ряд русских святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. В. Д. Фартусова по эскизам Н. А. Лаврова в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 77); в группу подвижников XV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.); в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1883-1907) на сев. стене в верхнем ярусе (худож. Ф. С. Журавлёв, см.: Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови»: Александр II и его эпоха. СПб., 2000. С. 86). В программу росписи псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга, выполненной масляной живописью в академической манере в посл. трети XIX в., тоже включен образ Е.: расположенное в верхнем ярусе свода арки при входе в храм, среди псковских подвижников (равноап. кнг. Ольги, блгв. князей Всеволода и Довмонта, блж. Николая Саллоса, мч. Иоасафа Снетогорского и прп. Саввы Крыпецкого), изображение является поясным вариантом нагробной иконы из Елеазарова мон-ря с небольшими отличиями (ладони скрещены на груди, на левой - четки).

http://pravenc.ru/text/187848.html

Мы привыкли к тому, что в городах немало улиц названо в честь стоявших там когда-то монастырей. Впрочем, и к монастырским стенам в центре столицы и других городах мы тоже привыкли. Но представить их действующими обителями, а не музеями — это уже непросто. Ведь монашество, казалось бы, несовместимо с автомобильным шумом и витринами бутиков. Тем не менее городские обители возрождаются. Для чего существует и чем живет современное городское монашество, рассказывает схиигумен Авраам (Рейдман) , духовник одной из крупнейших российских обителей — Ново–Тихвинского женского монастыря Екатеринбургской епархии. Стереотипы мышления Город принято считать средоточием всевозможных страстей и соблазнов, шумным местом, где невозможен размеренный ритм жизни. И кажется, что монаху, для которого главное — пост, молитва и размышления о Боге, нет места в мегаполисе. Однако это всего лишь стереотип. Ведь в наше время соблазны существуют везде: и при городском образе жизни, и при деревенском, просто в городе их чуть больше. Да и пытаться делить монашество на городское и сельское, по меньшей мере, несправедливо. Согласитесь, что и в деревне можно суетиться и отвлекаться на ненужные работы, — как можно вести сосредоточенный образ жизни и в столице. Издревле в крупных городах, где был не один монастырь, духовная жизнь процветала. Но и тогда, и теперь монашество в городе выполняет особую, миссионерскую задачу. И это не только проповедь христианства, окормление мирян, ищущих серьезной духовной жизни, — это в первую очередь образец христианской жизни посреди мирской суеты и городской спешки. «Всех люби, от всех беги» — гласит одна монашеская пословица. Потому монахи все-таки избегают мирского общения и стремятся к уединению. Но уединение   — не всегда затворничество, а общение — не всегда непосредственный контакт. Совместное участие в богослужениях, создание благотворительных учреждений, миссионерских курсов и детских приютов (как в нашем монастыре), проведение благотворительных акций — это тоже общение и тоже наша работа.

http://pravoslavie.ru/37616.html

Надо понимать, что ресурс, запас прочности, все время уменьшается. Верующий человек, конечно, не замечает некой скудости: мы привыкли поститься, у нас нет больших претензий к одежде. И закрытие модных бутиков в Донецке никак не отразилось на нас. Но все равно чувствуется нехватка медикаментов. Хорошее дело сделали верующие из Канады, они собрали средства и купили партию инсулина, мы смогли закрыть месячную потребность в инсулине по Донецкой области. Когда страдает какой-то храм, это проблема для всей епархии. И владыка и собратья священники помогают и облачением, и какой-то утварью, иконами. Чтобы люди могли даже среди всей этой разрухи приходить и молиться, потому что без молитвы, без утешения жизнь в этом регионе может стать очень-очень тяжелой. Поэтому мы тем и занимаемся, что утешаем и поддерживаем людей. В части гуманитарной поддержки мы получаемся и благотворителями и  благополучателями. Иногда достаточно просто бабушкам на приходе наварить борща и покормить кого-то. Вот такое волонтёрство – каждодневное послушание. Главная беда – сегодня люди не понимают, что их ждет в будущем при любых сценариях решения конфликта. Нанесены глубокие душевные раны, кто-то потерял близких, кто-то потерял имущество, кто-то побывал в плену. И в этом случае только Церковь может озвучить те жизненные смыслы, о которых она проповедует уже две тысячи лет – Христос и следование Ему. Прощение, покаяние, желание услышать другого человека и найти какой-то компромисс, который бы устраивал людей – вот о чем проповедуют священники. Мы научились молиться под звуки обстрелов и просим друг у друга прощения на каждой службе, надеясь, что на следующей службе встретимся все снова вместе. Мы научились ценить не вещи, а отношения, отдавать своё тем, кто потерял и потерялся. Учимся жить скромнее. Знакомый священник рассказал, что иногда на панихиды люди приносят продукты из гуманитарной помощи… Получается, что люди делятся даже тем, чем поделились с ними. Кроме молитвенной поддержки, вы пытались помогать в освобождении заложников в Донбассе?

http://pravmir.ru/protoierey-georgiy-gul...

Иван 7 января 2016, 17:52 Иоанна АБ 5 января 2016, 23:00 " ухоженная внешность и красивая одежда - это одно из проявлений нашей любви к ближним " . В таком случае самую глубокую христианскую любовь к ближним проявляют пустоголовые посетительницы модных бутиков и спа-салонов. А вот христианки, помогающие больным детям в хосписах, страдают от её недостатка... Валентина 6 января 2016, 20:52 Мне кажется, батюшка слишком по-мирски выражает свои мысли. Просто как мужчина, а не как священник. И вообще, пишет он намного лучше, чем отвечает на вопросы экспромтом. Елена 6 января 2016, 14:07 Спасибо pravoslavie.ru за публикацию текста, слушать - больше эмоций вызывает, но техника иногда виснет. Спасибо о.Андрею за жизненные советы. Батюшка прилично моложе меня, но я всегда с доверием отношусь к его словам, даже если он критически высказывается о свекровях, а невесток не вспоминает, - что же, таков его опыт, и спокойно к этому отношусь. Отец Андрей очень хорошо чувствует слово, что проявлено во множестве его книг и статей, и ответы на вопросы данной аудитории соответствуют жанру беседы.А цитаты песен и кинофильмов - молодец батюшка! Хочется послушать проповеди о.Андрея в храме,но очень уж далеко - 6 тыс.км.Храни Вас Господь, батюшка и всю Вашу семью! Марина 6 января 2016, 12:25 Мне кажется, одной женщине священник может запретить краситься, а другой, напротив, рекомендовать лучше следить за внешностью в зависимости от того, что конкретно каждая из женщин вкладывает в уход за собой. Кто-то банально завлекает мужчин и тем самым питает своё тщеславие, а для кого-то красивая прическа и маникюр - шажок к изменениям в жизни из серого унылого болота. Andrey 6 января 2016, 09:52 Интересная статья. И комментарии под ней тоже интересные. Светлана С. 6 января 2016, 08:51 Конечно, положено и в идеале повенчаться сразу. Но у нас время такое, что надо искать выход из трудно сложившихся ситуаций. И протоиерей Андрей Ткачев предлагает приемлемые пути... Про нос дулей и живот арбузом))) тоже посмеялась от души))) После таких проповедей всегда становится легче на душе и появляется надежда, что не все потеряно...

http://pravoslavie.ru/89407.html

А святые, возлюбившие Христа даже больше своей жизни, проявляли терпение в мучениях за веру или в добровольных страданиях ради приближения к Нему. Во вторник на этой неделе церковь вспоминала преподобного Тихона Калужского чудотворца — великого подвижника Земли Русской, жившего в XV в., но до сих пор чтимого не только в нашей стране. Подобно киникам древности преподобный Тихон жил отшельником в глуши безлюдных лесных дебрей. Безропотным терпением невыносимых условий жизни среди диких животных, без супермаркетов и бутиков, теплой одежды и жилья, смирением перед Богом и доброжелательностью к обидчикам приобрел преподобный Тихон особую силу молитвы и ходатайства перед Богом за людей. Веками в основанном им монастыре велась запись о случаях защиты, исцелений и благодатных утешений, полученных людьми от Бога по молитвам Преподобного. По сей день ведется эта запись. Даже в годы гонений на церковь в советское время на источник преподобного Тихона приходили люди, несмотря на колючую проволоку и бетон, с помощью которых атеистическая власть пыталась предать место его подвигов полному забвению. Не только отшельники могут развивать в себе евангельское смирение и терпение, к этому призван каждый христианин, несущий свой крест и последующий Христу (ср. Мф. 16:24). Это видно на примере жизни княгини Московской Евдокии — супруги святого князя Дмитрия Донского. Почти одновременно ее постигли великая радость и безутешная скорбь: через четыре дня после рождения сына она лишилась супруга, с которым прожила в браке 22 года. О глубине горя великой княгини рассказывает дошедший до нас ее плач о потере любимого супруга. В отличие от многих современных женщин, да и мужчин, Евдокия не искала счастья в новом замужестве. Сегодня можно нередко услышать: «Я уже готов или готова к новым отношениям». С земной точки зрения таких людей можно понять: они нуждаются в любви, сопереживании, поддержке. И если в браке супруги не были объединены духовно, жили как соседи, то после смерти одного из них его может заменить другой человек. А духовное единство супругов сохраняется даже после ухода из этой преходящей жизни. Смерть для них — лишь временная разлука, потому что они пребывают единым целым в вечном Боге, и новые отношения в этой парадигме просто немыслимы.

http://pravoslavie.ru/140300.html

Холмовский Вас. Авксент., прот. в С.-Петербурге Хлудов Васил. Алексеев., потомств. почет. гражд. Чанцев Иоанн Иоаннович, священник Московский Шахов о. Василий, священник г. Одессы Шумов Алексей Яковлев., Московский купец Щеклеева, Пелагея Косьм., вдова Московского купца Эггёрс Ник. Борисович, Московский купец Якубов Ник. Евграфович, кафедр. прот. г. Вологды III. Действительные члены Абрамова Софья Абрамовна Александренко Ив. Александрович Александрова Ольга Ген., вдова инж. полк Алексеев Феод. Алексеевич Амвросий, иером., Инсп. Благов. д. сем —15— Амфитеатров Валент. Ник., прот. Московский Анастасий, Архим. Ректор Моск. дух. семин Аничков Влад. Иванов, ст. сов Андреев Карп Андреевич Антушев Ник. Петрович, священ. Московский Арбеков Иоанн Дим., священ. Московский Архангельский, Иоан. Иоан., свящ. Моск. Баженов Александр Базанова Юлия Иван Барбарин Василий Филип., священник Московский Басов Феоф. Александров., священник Московский Баташева Екатер. Дмитриева Берг Ольга Леопольдовна, дворянка Березкин Иоанн Яков., прот. Московский Богданов К. С.. преп. Тульск. сем. Богословский Георг. Петр., псал. Московский Богоявленский Григ. Конст., препод. Ростовского д. училища Богоявленский Конст. Иоанн., прот. Московский Болотнова Марья Алексеевна Борис, иером., пом. Инсп. М. Д. Акад. Боткин Петр Петр., коммерции Совет Булыгин Ал-др Гр., гофмейст. Бутиков Иван Бычков Антон Феодор., купец —16— Беликов Василий Евламп., прот. Московский Белкин Ив. Ильич, Моск. куп. Беляев Михаил Иванов., смотр. Уральск. дух. учил. Вагурин Ал-др Иван. Васильев Никита Васил., пот. поч. гражд. Вербицкая Софья Христофор., жена ст. сов. Введенский Ал-ей Ив., проф. Моск. Дух. Акад. Викторсон Анна Дим. Виноградов Генн. Феод., свяш. Моск. Виноградов Ник. Серг., свящ. Моск. Вишняков Васил. Павл., свящ. Воздвиженский Петр. Дим., свящ. Моск. Воронцов Влад. Вас., священ. Московский Воскресенский Григ. Ал-др., проф. М. Д. А. Воскресенский Ник. Алекс., свяш. Моск. Востряков Дим. Родион., пот. поч. гражд. Всехсвятский Ник. Дим., секретарь М. Д. А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святые отцы говорят, что одни из самых главных признаков уныния – это суета и многоделание Поэтому в пост важно по возможности ходить в храм и не спешить быстрее оттуда уйти. Наоборот, остаться хотя бы на минутку в храме в тишине и помолиться Богу, Божией Матери и святым угодникам. Почитать что-то из духовной литературы тоже полезно во время поста. Неизменными спутниками поста являются Таинства Покаяния и Причащения. Хотя бы раз в пост, а лучше несколько раз важно прибегнуть к их врачующей Божественной благодати. – Остается месяц до наступления Нового года. Что бы вы сами хотели успеть сделать за это время? И что бы рекомендовали людям, чтобы завершить год достойно или попросту без сожаления об упущенном времени? – Само слово «успеть» несет в себе оттенок некоторой спешки и даже, может быть, суеверия. Как, к сожалению, у нас много с этим связывают. Спешить в этой жизни нужно только в одном случае – чтобы послужить Богу и людям. У нас традиционно перед наступлением Нового года люди начинают спешить: спешат купить подарки, спешат купить украшения, наряды, еду, спиртные напитки, спешат посетить множество бутиков и салонов красоты и так далее. Все это само по себе неплохо. Плохо то, что, думая об украшении своих домов, мы забываем об украшении своей души. В Евангелии говорится, что всего внешнего ищут язычники, а вы не будьте как язычники. Пусть эта забота будет обычной повседневной заботой. Не надо придавать внешнему такого большого значения. Поэтому я пожелал бы всем людям не предаваться суетной спешке, остановиться, задуматься, поблагодарить Бога за ушедший год и попросить помощи, смирения в грядущем. Недаром в начале гражданского Нового года во всех храмах традиционно служится благодарственный молебен. Хорошо было бы сходить, помолиться, и Господь обязательно коснется вашего сердца и подаст вам все полезное ко спасению! – Что посоветуете почитать или, может быть, посмотреть в предрождественское время? – Конечно, необходимо повнимательнее читать Священное Писание: можно по главе, можно небольшими отрывками (зачалами). Размышлять над прочитанным, вдумываться. Духовная литература тоже очень важна. В наше время в условиях сильной нехватки времени, когда не получается читать большие книги, удобно читать краткие изречения святых отцов. Я сам люблю их. Эти мудрые и исполненные Святого Духа наставления очень ободряют тоскующую и подавленную душу, благотворно влияют на наши сердца, умиротворяя их. Внимательно прочесть всего несколько строчек, а часто и одну-две, не составит труда, но зато сколько в ней содержится любви, надежды, веры и упования на Бога.

http://pravoslavie.ru/157563.html

Лит.: Попов Г. В. Тверская икона XIII - XVII вв. СПб., 1993. С. 45-46, 276. Кат. 182; Сорок сороков. Т. 4. С. 492; Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови». СПб., 1996. С. 86; Большаков. Подлинник иконописный. С. 76; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 460-461; Т. 2. С. 61, 362-363. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/76186.html

  001     002    003    004    005    006