Так как в последнее двадцатилетие в Рогнедино стало стекаться к 26-му июня очень много народу, главным образом женщин крестьянского сословия как из Рославльского уезда, так и из соседних (Брянского, Мосальского и Жиздринского) уездов Орловской и Калужской губерний, то причтом села Рогнедина совершается накануне 26-го июня всенощное бдение БМ Тихвинской, а утром 26-го июня – водосвятие и торжественный акафист Тихвинской иконы БМ, а затем непрерывно совершаются молебны до 11-ти часов утра ,т.е. до начала поздней литургии. После литургии пришлый народ начинает расходиться по своим весям. Не лишнее сказать несколько слов и о личности А.Ф.Ахрамеевой. Рано овдовевши, она посвятила себя на хождение по святым местам России, а также путешествовала во Св.землю в гор.Иерусалим и его окрестности с 27-го ноября 1865 года до 1 июля 1866 года. В Тихвине она была несколько раз. После одного из путешествий в Тихвин Ахрамеева удостоилась поднести в 1864 году по иконе Тихвинской БМ в Бозе почившим Государям Императорам Александру Николаевичу и Александру Александровичу, тогда еще Наследнику Цесаревичу, за что удостоилась также получить: а) Высочайшую благодарность при отношении Канцелярии Министерства Императорского Двора от 31 декабря 1864 года за 5263 и б) благодарность Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича при отношении Собственной Конторы Августейших Детей Их Императорских Величеств от 2-го февраля 1865 года за 131-м. Тот и другой документы хранятся в с.Рогнедине у дочери покойной Ахрамеевой, пожилой рославльской мещанской девицы Марфы Борисовой Ахрамеевой. У нея же, Марфы Ахрамеевой, хранится и заграничный паспорт ея матери, с каковым она, Анастасия Ахрамеева, путешествовала в Иерусалим, с отметками русских и турецких консулов. Заграничный годовой паспорт был выдан ей, А.Ахрамеевой, в гор. Одессе Новороссийским и Бессарабским Генерал-губернатором и Командующим войсками Одесского военного округа, Коцебу, с приложением Его Императорского Величества печати 27 октября 1865 года.

http://sobory.ru/article/?object=09466

Некоторых архиереев, например, Минского митрополита, удалось «убедить» издать соответствующие указы духовенству. Естественно, что верующие ответили массовым сопротивлением. Своеобразный аспект антирелигиозной кампании обнаружился в феврале 1962 г. на Всесоюзной конференции по научно-атеистической пропаганде. На ней господствовало мнение, что «религиозные обычаи и традиции следует вытеснять новыми праздниками и ритуалами для удовлетворения эстетических и эмоциональных потребностей верующих». 25 августа 1962 г. соответствующее решение приняло бюро ЦК КПСС по РСФСР 1048 . Фактически это означало возрождение среди советских атеистов замаскированных идей богостроительства 1920-х гг. В печати начали появляться предложения о введении псевдорелигиозных ритуалов, которые бы при помощи определенных символов устанавливали мистическую связь людей с обещанным коммунистическим обществом будущего. Заявлялось, что будут построены специальные храмы с символическими украшениями, прославляющими коммунизм как высшее достижение человеческого ума, и т. д. Еще с конца 1950-х гг. вводились торжественные ритуалы бракосочетания, регистрации рождения ребенка, вручения паспортов подросткам, «гражданские панихиды». Однако они не получили распространения по всей России; в тех же городах, где советские обряды становились относительно массовыми, их постигала участь многих других «общественных начинаний» – превращение в серые, казенные, скучные мероприятия 1049 . К осени 1962 г. столкновения местных властей с духовенством и рядовыми верующими достигли особенного ожесточения. 13 октября Совет по делам РПЦ, извещая ЦК КПСС о том, что с января 1960 г. «сеть» церквей сократилась более чем на 30%, а монастырей почти в 2,5 раза, подчеркивал заметный рост письменных заявлений по фактам грубого администрирования. В 1961 г. таких протестов было 1540, а за 9 месяцев 1962 г. 2660, кроме того, уполномоченных Совета лично посетило 2162 жалобщика. Во многих местах дело дошло до «боевых действий». Так, в г. Клинцы Брянской области тысячная толпа помешала снять кресты с недавно закрытой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

242 Рождественский Михаил Васильевич; (1901 – 10 сентября 1988). Слушатель Высших Богословских курсов. В 1926–1930 служил в Спасо-Преображенской церкви в Стрельне Ленинградской обл. Подвергался арестам в 1924 (осужден к году лишения свободы) и 27 декабря 1930 по делу иосифлян. Приговорен 8 октября 1931 к 3 годам Мариинских лагерей. С 1938 служил тайно в Ленинграде. Арестован 19 января 1943. Приговорен 13 марта 1943 к 10 годам Воркутинских лагерей. Освобожден 7 октября 1955 и 2 года жил в Печоре. Поселился в Брянской обл., служил тайно. Скончался в Луге. См.: Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В., сост. Санкт-Петербургская епархия в XX веке в свете архивных материалов. 1917–1941. Сборник документов. СПб. 2000 (ук. имен); Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб. 1999 (ук. имен). 370 Рождественский Сергей Васильевич; (25 августа 1868 – 17 июня 1934) – историк, архивист. Сын протоиерея, настоятеля университетской церкви в С.-Петербурге. Окончил гимназию при С.-Петербургском историко-филологическом институте и историко-филологический факультет С.-Петербургского университета (1891). Оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию (1891). 20 апреля 1897 (утв. 20 мая) – магистр русской истории («Служилое землевладение в Московском государстве XVI в.» СПб. 1894). С 20 мая 1897 был зачислен на кафедру русской истории С.-Петербургского университета. 29 апреля 1912 – доктор русской истории («Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX вв.» Т. 1. СПб. 1912). С 2 декабря 1913 – экстраординарный профессор кафедры русской истории С.-Петербургского университета. С 1912 – инспектор Александровского лицея, в 1907–1913 преподавал в Александровском лицее (с 1910 – штатный экстраординарный профессор, с 1912 – ординарный профессор, с мая 1912 – ординарный профессор Женского педагогического института, который возглавил в августе 1916). В 1918–1923 – председатель рабочей группы по научному описанию архивных фондов 1-го Отделения 1-й секции ЕГАФ в составе Петроградского отделения Главархива. С 4 декабря 1920 – член-корреспондент Российской Академии Наук. С ноября 1925 – помощник директора, с весны до сентября 1929 – и. о. директора, 15 сентября 1929–10 октября 1929 – ученый хранитель Рукописного отделения Библиотеки Академии Наук. 1 декабря 1929 арестован по т.н. делу о «Всенародном союзе борьбы за возрождение свободной России». 8 августа 1931 осужден к высылке в отдаленные места СССР сроком на 5 лет. Скончался в ссылке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

поиск:   разделы   рассылка Светлана Солодовник Самое верное учение Источник:  Ежедневный Журнал Продолжающаяся почти 10 лет война из-за основ православной культуры, кажется, вступает в свою завершающую фазу. Война эта с самого начала носила довольно странный характер. При том что сторонники ОПК, представители церкви и православные активисты, постоянно обвиняли в противодействии злокозненных чиновников, чиновники-то как раз им никак особенно не мешали. Бывший министр образования Владимир Филиппов подписал письмо, легализирующее факультативное преподавание предмета в школах, еще в 1993 году. В регионах потихоньку создавалась инфраструктура, готовившая преподавателей, писались программы. Единственное, на что не соглашалось государство в лице министерства, так это сделать предмет обязательным (что противоречило бы всем законам) и заняться изготовлением учебника. По сути в баталиях столкнулись интересы двух частей общества, это был (и есть) вечный спор между славянофилами и западниками. Но поскольку одна часть общества что-то делала, а другая только говорила решительное " нет " , теперь накопленная энергия и инерция явно работают на сторонников ОПК. На них же работает и политическая конъюнктура: идея православия как идеологии, цементирующей государство и нацию, ранее вдохновлявшая лидеров довольно узкого политического спектра, находит все большее распространение на всех уровнях власти и соответственно во всех сферах подотчетной этой самой власти жизни. Самым активным сторонником этой идеи был и ушедший теперь на покой митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов), по сути одним из первых, еще в начале 90-х, заговоривший о необходимости школьного православия и инициировавший этот проект в своей епархии в 1996 году. Этим летом руководство двух областей, Белгородской и Брянской, объявило о решении сделать уроки ОПК обязательными для местной общеобразовательной школы. Никаких пугающих вестей о межконфессиональной розни, которой опасаются противники ОПК, из обозначенных регионов вроде бы не доносится, а вот стали ли дети образованнее по части православной культуры, нравственнее, терпимее и " соборнее " , за что ратуют сторонники ОПК, большой вопрос. Проблема в том, что споры о необходимости и законности предмета идут в основном в столицах, а преподают предмет по большей части в провинции. Сейчас вот, на пике полемики, некоторые издания отправили своих корреспондентов по городам и весям, впечатления у всех самые разные: у кого-то вполне положительные, у кого-то не очень. Депутаты, социологи, священники, журналисты, писатели и чиновники обсуждают горячую тему на круглых столах.

http://religare.ru/2_33036.html

Arhiva Mitropolitul de Kaluga Climent s-a întâlnit cu noul preedinte al Uniunii scriitorilor din Rusia 3 martie 2018 12:50 2 марта 2018 года в  Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась встреча митрополита Калужского и Боровского Климента с новым председателем Союза писателей России Н.Ф. Ивановым. Во встрече приняли участие заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Феоктист (Игумнов), помощник председателя иеромонах Макарий (Комогоров) и сопредседатель правления Союза писателей С.И. Котькало. В ходе встречи обсуждались перспективы сотрудничества Издательского Совета и Союза писателей России, затрагивались вопросы развития книжной культуры, взаимодействия со СМИ, а также планы реализации совместных проектов, направленных на поддержку писателей, развитие интереса к литературному творчеству среди детей и молодежи. Николай Федорович Иванов родился в селе Страчево Брянской области в 1956 году. Закончил Московское суворовское училище и факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Службу начал в Воздушно-десантных войсках. В 1981 году направлен в Афганистан. Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени, медалью «За отвагу», знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть». В 1985 году назначен корреспондентом журнала «Советский воин», через семь лет стал его главным редактором. В октябре 1993 года, отказавшись публиковать материалы в поддержку обстрела Белого дома, снят с должности «за низкие моральные качества» и уволен из рядов Вооруженных сил. Продолжил службу в органах налоговой полиции России. Во время командировки в Чечню в июне 1996 года был захвачен в плен боевиками, освобожден через 4 месяца в результате спецоперации. Прозаик и драматург, автор 20 книг. Лауреат литературных премий им. Н.А. Островского, М.А. Булгакова, премии «Сталинград». На заседании XV Съезда Союза писателей России 15 февраля 2018 года избран новым председателем Союза писателей России. С 1994 года пост председателя Союза писателей России занимал писатель, доктор исторических наук, лауреат Патриаршей литературной премии В.Н. Ганичев. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5156213...

Увы мне! не жаль ми? ничего, ниже имам чесого жальте, богатства не собирал, денег не накопил. Едино ми? жаль то, яко начатое книгаписание далеко до совершения. А еще и о Псалтири помыслы бывает. Жаль, что и Апокалипсис брянские богословцы 115 не путем толкуют. Думка за морем, а смерть за плечами, обаче вся на волю Господа нашего, живыми и мертвыми обладающего, возлагаются. Он, аще восхищать, и от каменья воздвигнуты чада Аврааму можете». Св. Димитрий во время управления Ростовскою паствою успел закончить печатанием неоконченные месяцы Четьих-миней, в Киеве. Да поможет и мне Господь Бог закончить свои труды печатанием в Москве, в близком расстоянии от Ростова» 116 . И Господь не презрит доброго молитвенного пожелания старца – новонареченного епископа, хотя и направил несколько иначе, по сравнению с прежним, учено литературные труды его. Мая 1 дня того же 1888 года состоялась самая хиротония Амфилохия во епископа Угличского. Первенствовавший в соборе архиереев, совершавших хиротонию, митрополит Московский (ныне Киевский) Ианникий 117 , в своей речи при вручении жезла новорукоположенному епископу Амфилохию, между прочимо говорил: „В лета зрелого мужества, в кротости сил душевных и телесных тебе судил Господь быть руководителем и воспитателем детей духовенства здешнего края; здесь же положено было тобою и начало изучению и знакомству с церковными древностями. Теперь, на закате дней твоей жизни, снова привел тебя промысл Божий послужить здешнему краю уже в сане епископа. Возблагодари, боголюбезный брате, Господа, тако благоволившего о тебе, посвящая все силы души твоей во все остальное время жизни своей на возделывание нивы Господней, дабы не постыдно мог ты предстать пред престолом всевидящего Суды и с дерзновением сказать: се аз и Очти, яже ми дал ecu, Господи. Продолжая изучать не незнакомым уже тебе древности Христовой церкви, останавливай внимание свое не на одной внешней стороне их,– что, по слову Апостола, только вмале полезно есть, по позаботься уразуметь внутренний их смысл и значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Чрезвычайный комендант Чугунов издал распоряжение, которым под угрозой расстрела запрещалось «растеривание» трупов по дороге к кладбищу. Почти каждое утро вставшие астраханцы находили на улицах полураздетых, залитых кровью застреленных рабочих. И от трупа к трупу, при свете утра живые разыскивали своих мертвецов. 13 и 14 марта расстреливали по-прежнему только одних рабочих. Но потом власти, должно быть, спохватились. Ведь нельзя было даже свалить вину за расстрелы на восставшую «буржуазию». И власти решили, что «лучше поздно, чем никогда». Чтобы хоть чем-нибудь замаскировать наготу расправы с астраханскими рабочими, решили взять первых попавших под руку «буржуев» и расправиться с ними по очень простой схеме: брать каждого домовладельца, рыбопромышленника, владельца мелкой торговли и расстреливать... К 15 марта едва ли было можно найти хоть один дом, где бы не оплакивали отца, брата, мужа. В некоторых домах исчезло по несколько человек. Точную цифру расстрелянных можно было бы восстановить опросом жителей Астрахани. Сначала называли цифру две тысячи. Потом три... Потом власти стали публиковать сотнями списки расстрелянных «буржуев». К началу апреля называли четыре тысячи жертв. А репрессии все не стихали. Власть решила, очевидно, отомстить рабочим Астрахани за все забастовки – и за тульские, и за брянские, и за петроградские, которые волной прокатились в марте 1919 г. Только к концу апреля расстрелы начали стихать. Жуткую картину представляла собой Астрахань в то время. На улицах – полное безлюдье. В домах потоки слёз. Заборы, витрины и окна правительственных учреждений были заклеены приказами, приказами и приказами... 490 Но владыке Михаилу в его проповедях нельзя было даже заикаться об этой трагедии. Считалось, что он об этом не знает. «Брали» тех, кто не мог не знать. Так, в 1929 г. был арестован епископ Астраханский Филипп (Ставицкий), член Собора 1917–1918 гг. Однако владыка Михаил проявлял себя как талантливый проповедник-апологет, что в те годы раздражало разных «Григориев Семёновичей». Вот слова владыки на вопрос о том, что является главным в работе пастыря:

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Патермуфий  Вследствие донесения об этом строителя Назария епархиальному начальству 25 августа, последовал из Санкт-Петербургской Духовной консистории указ об утверждении Коневским строителем монаха Патермуфия. По вступлении в эту должность, он ввел в употребление в обители устав Валаамского общежития; на юго-восточной стороне за монастырской оградой выстроил небольшую деревянную гостиницу для приема и успокоения странных и богомольцев. Но, влекомый сам жаждой христианского безмолвия, он обрек себя на постоянное молчание и на место его в 1787 году заступил иеромонах Иона. Иона  Трехлетнее управление Ионы обителью составляло как бы продолжение настоятельства его предместников и ничем особенным не ознаменовано. Он только тщательно старался поддержать заведенное благоустройство обители и благолепие церквей. Впоследствии времени он был архимандритом Соловецкой обители, где и скончался. Адриан  После Иовы, строителем Коневской обители определен был пустынножитель Брянских лесов, иеромонах Адриан. Сделавшись известным своей благочестивой жизнью, через посредство духовного сына своего киевского наместника Иосифа, митрополиту Гавриилу, маститый старец Адриан вызван был в Петербург и помещен сперва в число Коневского братства. Но когда строитель Иова назначен был в обитель соловецкую, Адриан, против своего желания, по воле митрополита Гавриила и по желанию всей братии в 1790 году, принял настоятельство в Коневской обители. Действительно назначением в настоятельскую должность в устраивающейся обители иеромонах Адриан оправдал вполне доверенность и боголюбивое желание своего архипастыря. В сем благочестивом настоятеле, около восьми лет управлявшем Коневской обителью, братия имела назидательного отца, обитель попечительного и искусного правителя, посторонние – пример истинного христианина и наставника деятельно в духовной жизни.  По вступлении в управление обителью, первым желанием его было устроить на острове Коневце малую пустыню для ищущих глубочайшего безмолвия и совершенного покоя, при самой строгой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

252 Десятины, на которые делились епархии, вероятно близко подходили к тогдашним уездам, ибо мы встречаем названия: Володимирская, Нижегородская, Ржевская десятина. Вся десятина приписывалась к одной какой-нибудь церкви, которая поэтому и называлась десятильничьею. Дома десятильников обыкновенно строились в городах. В патриаршей епархии мы встречаем десятильничьи дворы в Брянске, Верее, Владимире, Костроме, Переславле-Залеском и пр., встречаем название десятин: Радонежская, Вахонская, Похрянская, Хатунская, Темниковская, Краснослободская и проч. (Оп. архива минист. юстиции Калачева, т. II. 23, 33, 50. 81, 125, 127, 128, 141, 156, 196). 257 О жаловании десятильнику и доводчику белками упоминается еще в 1535 г. А. до Ю. б. II, 177-I. 259 В одной тарханной грамоте новгородского митрополита 1592 г. сказано: «а двор десятилнич в Торжку они ставят, с новоторжскими, посадскими и селскими попы и диаконы и с причетники, повытно, по своим приходом, по расчету (А. И. 1, 241). В другой грамоте 1592 года сказано: и в дворовую поделку десятинничу, в Торжок, дают по расчету с новоторжскими посадскими и селскими попы и с причетники, по вытно, по приходу своему кузмодемъяновскому». (А. И. 1, 240). 261 «А конскаго корму имати им, сказано между прочим в этой грамоте, на десятеро коней полкоробьи овса, да острамок сена... а под нашу казну имати у них нашим заволотцским десятилником одна подвода с проводником». (А И. 1, 142). 274 А. И. I, III, 125, 141; III, 94, 95, 104, 123. А. Э. I, 54, 71, 85, 105, 176, 214, 248, 287, 293, 296; II, 14, 16, III, 114. А. Ю. 24. А. до Ю. б. I, 30-V и др. 275 А. И. I. 125, 141; II, 58, 69, 77, 86; III, 94, 104, 123, 133 и др. А. 9. I, 259, 329; II, 16; III 89 и др. 323 Неволин говорит, что тиун княжеского наместника получал следующие доходы: 1) на Рождество Христово, Пасху и Петров день он получал корм вещами или деньгами; впрочем, вдвое менее против наместника; 2) ему принадлежали отчасти судные пошлины и пени в случае преступлений; 3) жители должны были, в виде повинности, исправлять на него некоторые работы натурою. (Т. VI его сочинений, стр. 109, 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В праздничный день я хотел бы особо поблагодарить владыку Сергия, который восстановил из руин Богородицкую Площанскую пустынь, а затем первый принял управление Клинцовской епархией, положил начало организации епархиального управления и возрождению святынь в юго-западных районах Брянской области. Добрые начинания по развитию Клинцовской епархии продолжил епископ Владимир, и вот уже на протяжении восьми лет старается многое делать во вверенном ему церковном уделе. Служение на приграничной территории дается непросто, но будучи человеком мужественным и верным церковному послушанию, владыка вдохновляет свою паству на жертвенное служение. Я благодарю духовенство, моих верных помощников, церковных работников, прихожан и всех, кто неустанно трудится на благо митрополии. Каждый из вас вносит посильный вклад в дело христианского благовестия на древней Брянской земле. Также хотел бы поблагодарить наши власти и в первую очередь губернатора и Правительство Брянской области за доброе и плодотворное сотрудничество с митрополией. Нашим соработничеством мы укрепляем православную веру и традиционные ценности на богохранимой Брянской земле. По молитвам всех святых, в соборе Брянском просиявших, Всемилостивый Господь да благословит нас на новые свершения, дарует мира, крепости духовных, душевных и телесных сил, а любимой Брянщине — процветания». На молитвенную память о торжествах митрополит Александр подарил владыке Сергию и владыке Владимиру панагии. С приветственным словом к участникам богослужения обратился губернатор Брянской области Александр Богомаз: «Я от всей души поздравляю вас с этим знаковым событием — десятилетием образования Брянской митрополии и Клинцовской епархии. Эти годы были ознаменованы укреплением православной веры на территории Брянской области, сохранением духовного и культурного наследия наших предков. Хочу сказать Вам, дорогой владыка Александр, слова огромной благодарности за Ваш труд, Ваше служение на нашей Брянской земле. Вы стояли у истоков создания митрополии, и за эти годы многое удалось сделать. Сегодня действительно очень сложные времена, и служение Ваше и всех священнослужителей направлено на то, чем и всегда занималась Русская Православная Церковь — на укрепление православной веры, чтобы у наших воинов была вера и уверенность в своих праведных действиях. Благодаря той работе, которую Вы проводите, встречаясь с нашими воинами на границе, Вы даете им веру и уверенность в том, что они делают необходимую для Брянской области и нашей великой страны России работу. Вы оказываете большую гуманитарную помощь, в храмах священнослужители вместе с нашими жителям собирают то, что необходимо нуждающимся. За это, владыка, огромное Вам спасибо!

http://patriarchia.ru/db/text/6031807.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010