Великий князь Литовский Ольгерд (Алгирдас) (1345—1377 гг.) был в политике верным последователем Гедимина. Несмотря на то, что литовская династия по-прежнему оставалась языческой, Ольгерд был дважды женат на русских православных княжнах: Марии Ярославне Витебской, а с 1349 года — на Ульяне Александровне Тверской. В его правление Литва сопротивлялась экспансии тевтонских рыцарей, соперничала с Польшей за обладание Галичем и сумела установить свой контроль над Волынью (1352 г.). Влияние Ольгерда на новгородские и псковские дела было значительно, но недолговечно, в то время как распространение власти Литвы в среднерусских княжествах выглядит очень впечатляюще: Ольгерд последовательно захватил Брянск и Смоленск (1357 г.), Киев (1362 г.), Подолию (1363—1364 гг.), Чернигов (ок. 1370 г.), так что в конце концов его владения распространились до Черного моря. Эти захваты сильно ущемляли интересы татар, хотя им и случалось несколько раз помогать Ольгерду в борьбе с Москвой. Ольгерд воспользовался внутренним разладом в Орде и в 1363 году сумел нанести татарам серьезное поражение. Однако его настойчивые попытки захватить Москву не удались.    Ольгерд, отчетливее, чем его отец Гедимин, склонявшийся к римскому католицизму, сознавал тот факт, что в подвластных ему землях подавляющее большинство населения состоит из православных русских. Поскольку у литовцев еше не было письменности, все официальные государственные документы составлялись на русском («славянском») языке. Высказывалось предположение, что по случаю женитьбы на одной из русских княжон Ольгерд принял православие, что могло быть условием церковного брака. Если такое обращение действительно имело место, то оно держалось в тайне, так как официальные византийские документы всегда говорят об Ольгерде как о «нечестивом» (), «огнепоклоннике» (?), а русские летописи — как о «зловерном, безбожнике и нечестивом» Истинное отношение Ольгерда к религиозным вопросам лучше всего, возможно, выразил византийский историк Никифор Григора. Характеризуя правителей Руси, Григора упоминает о том, что в военном отношении превосходящий других Ольгерд — «солнцепоклонник», но готов принять православие, если преемник митрополита Феогноста (ум. 1353 г.) согласится перенести свою резиденцию из Москвы в его княжество. Ниже мы увидим, что Ольгерд стремился объединить под своей властью всю Русь, а для этого, в обмен на поддержку Византии, собирался принять православие. В некоторых церковных и придворных кругах Константинополя к этому плану относились с одобрением, что привело к новым конфликтам как в Константинополе, так и на Руси. В конце концов из замысла ничего не вышло.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

Туркестанской епархии; с 17.10.1929 в заключении; с 1931 г. еп. Курганский; с 19.11.1933 в заключении. Мелхиседек (Лебедев) 17.06.1965 хирот. во еп. Вологодского и Великоустюжского; с 7.10.1967 еп. Венский и Австрийский; с 25.06.1970 еп. Пензенский и Саранский; с 9.09.1976 в сане архиепископа; с 10.10.1978 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 26.12.1984 архиеп. Свердловский и Курганский; с 28.02.1994 архиеп. Брянский и Севский. Мелхиседек (Николин) 26.09.1920 хирот. во еп. Каширского, вик. Тульской епархии; с мая 1922 г. в обновленческом расколе; в 1944 г. принес покаяние. Мелхиседек (Паевский) с 17.06.1917 еп. Ладожский, вик. Петроградской епархии; с 1919 г. еп. Минский и Туровский; в июле 1923 г. провозглашен «митр. Минским и Белорусским», главой «Автономной Белорусской Церкви»; с янв. 1926 г. в «григорианском» расколе; в июне 1926 г. принес покаяние, сложил титул митрополита; с 1928 г. архиеп. Енисейский и Красноярский; † 17.05.1931. Мефодий (Абрамкин) 27.06.1924 хирот. во еп. Ранненбургского, вик. Тамбовской епархии; с 6.02.1931 еп. Бугурусланский; с 27.04.1931 еп. Бутурлинский, вик. Воронежской епархии; с 8.03.1933 еп. Пятигорский; с 17.03.1936 в сане архиепископа; с окт. 1937 в заключении. Мефодий (Герасимов) с 1918 г. архиеп. Оренбургский и Тургайский; с 1919 г. в эмиграции; с 1920 г. архиеп. Харбинский; с 1929 г. в сане митрополита; † 11.10.1929. Мефодий (Красноперов) с 6.11.1914 еп. Петропавловский, вик. Омской епархии; убит 4.02.1921. Мефодий (Мензак) 29.08.1962 хирот. во еп. Волынского и Ровенского; с 22.12.1964 еп. Черновицкий и Буковинский; с 7.10.1967 еп. Вологодский и Великоустюжский; † 23.10.1974. Мефодий (Немцов) 27.04.1980 хирот. во еп. Иркутского и Читинского; с 16.07.1982 еп. Воронежский и Липецкий; с 26.06.1985 в сане архиепископа; с апр. 1988 г. в сане митрополита. Мефодий (Петровцый) 30.07.1994 хирот. во еп. Хустского и Виноградовского. Мисаил (Крылов) с 21.09.1917 на покое (б. еп. Олонецкий); † после 1918 г. Митрофан (Абрамов) с 5.07.1916 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

во еп. Чебоксарского и Чувашского; с 9.09.1984 в сане архиепископа. Варнава (Накропин) с 7.03.1917 на покое (б. архиеп. Тобольский и Сибирский); † 13.04.1924. Варсонофий (Вихвелин) с 13.11.1913 еп. Каргопольский, вик. Олонецкой епархии; с 1922 г. еп. Никольский, вик. Вологодской епархии; с 1924 г. на покое; † 6.08.1934 в ссылке. Варсонофий (Гриневич) 30.12.1945 хирот. во еп. Гродненского и Барановичского; с 18.11.1948 еп. Семипалатинский и Павлодарский; с 31.10.1950 еп. Чкаловский и Бузулукский; с 16.11.1953 на покое; с 29.07.1954 еп. Калининский и Кашинский; с февр. 1956 г. в сане архиепископа; † 13.03.1958. Варсонофий (Лебедев) 8.01.1917 хирот. во еп. Кирилловского, вик. Новгородской епархии; расстрелян 15.09.1918. Варсонофий (Лузин) 12.04.1926 хирот. во еп. Спасского, вик. Казанской епархии; с 24.04.1929 управ. Иркутской епархией; с 25.07.1930 еп. Владивостокский; расстрелян 9.09.1937. Варсонофий (Судаков) 8.02.1991 хирот. во еп. Саранского и Мордовского. Варфоломей (Ващук) 24.02.1990 хирот. во еп. Волынского и Ровенского; с 10.04.1990 еп. Волынский и Луцкий; с 1992 г. еп. Николаевский и Вознесенский; с 1993 г. еп. Сумской и Ахтырский; с 27.07.1995 еп. Ровенский и Острожский; с 23.11.1995 в сане архиепископа. Варфоломей (Гондаровский) 26.05.1963 хирот. во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии; с 29.05.1963 еп. Саратовский и Волгоградский; с 22.12.1964 еп. Венский и Австрийский; с 7.07.1966 еп. Тульский и Белевский; с 20.03.1969 еп. Кишиневский и Молдавский; с 11.10.1972 еп. Ташкентский и Среднеазиатский; с 9.09.1973 в сане архиепископа; с сент. 1987 г. архиеп. Орловский и Брянский; † 21.03.1988. Варфоломей (Городцов) 18.05.1942 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 19.05.1942 в сане архиепископа; с 26.02.1943 архиеп. Новосибирский и Барнаульский; с 10.07.1947 управ. Владивостокской епархией; с 24.04.1949 в сане митрополита; † 1.06.1956. Варфоломей (Ремов) 28.07.1921 хирот. во еп. Сергиевского, вик. Московской епархии; с 9.07.1934 в сане архиепископа; 17.06.1935 приговорен к расстрелу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Палладий (Добронравов) с 1918 г. еп. Сарапульский и Елабужский; с 1919 г. на покое; † 1922. Палладий (Каминский) 30.03.1947 хирот. во еп. Полтавского и Кременчугского; с 15.11.1952 еп. Волынский и Ровенский; с 23.07.1956 архиеп. Львовский; с 31.05.1960 архиеп. Оренбургский и Бузулукский; с 14.05.1963 архиеп. Рязанский и Касимовский; с 5.02.1965 архиеп. Воронежский и Липецкий; с 8.02.1968 архиеп. Житомирский и Овручский; с 6.10.1977 на покое; † 6.06.1978. Палладий (Соколов) в окт. 1919 г. хирот. во еп. Астраханского и Енотаевского, возведен в сан архиепископа; † в дек. 1919 г. Палладий (Шерстенников) 14.12.1930 хирот. во еп. Бужского, вик. Казанской епархии; с 1933 г. еп. Ржевский, вик. Смоленской епархии; с 1935 г. еп. Ржевский, вик. Калининской епархии; с 1936 г. еп. Олонецкий и Петрозаводский; с 1937 г. еп. Калининский; с 1938 г. в сане архиепископа; с 29.10.1947 архиеп. Семипалатинский и Павлодарский; с 18.11.1948 архиеп. Омский и Тюменский; с 21.02.1949 архиеп. Иркутский и Читинский; с 20.02.1958 архиеп. Саратовский и Вольский; с 14.07.1959 архиеп. Саратовский и Сталинградский; с 29.05.1963 архиеп. Орловский и Брянский; с 25.02.1968 в сане митрополита; † 23.04.1976. Палладий (Шиман) 8.02.1987 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 30.11.1988 еп. Ижевский и Удмуртский; с 25.03.1993 на покое; с 21.04.1994 еп. Читинский и Забайкальский; с 11.10.1996 на покое. Памфил (Лясковский) 26.12.1921 хирот. во еп. Стародубского, вик. Черниговской епархии; с 6.03.1928 еп. Бугучаровский, вик. Воронежской епархии; затем еп. Россошанский, вик. Воронежской епархии; с 13.08.1930 еп. Уральский; с 17.08.1931 еп. Чебоксарский; с 2.10.1932 еп. Богородский; с 20.10.1932 еп. Подольский; с 11.08.1933 еп. Краснодарский и Кубанский; 10.01.1936 покончил с собой. Панкратий (Кашперук) 28.04.1946 хирот. во еп. Каменец-Подольского и Проскуровского; с 3.06.1948 еп. Волынский и Ровенский; с 15.11.1952 еп. Львовский и Тернопольский; с 23.07.1956 архиеп. Волынский; с 9.07.1962 на покое; † 13.07.1972.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Однако настроение народа было таково, что поляки не рискнули официально объявить желание короля и нарушить заключенное соглашение. Легче было договориться с боярами вне столицы. Гермоген предвидел измену бояр и сорвал их замыслы. От лица православного духовенства в посольство направился митрополит Филарет, ранее благословивший переговоры об избрании Владислава в качестве тушинского «нареченного» патриарха и даже получивший по сему поводу послание Сигизмунда , но твердый в вере надежный защитник православия. Позицию Русской православной церкви Гермоген ясно выразил в грамотах к Сигизмунду и Владиславу, переданных через Филарета . Написанные в мягком, даже просительном тоне, они подчеркивали, что на престол может вступить только Владислав и только после крещения в православие. Филарет обещал патриарху умереть, но ни на шаг не отступить от посольского наказа. (Наказ от имени патриарха Гермогена и всех чинов Российского государства говорил о назначении послов, событиях, связанных со свержением Шуйского и призванием на престол Владислава, давал послам подробные инструкции, как себя вести и что говорить перед королем и сенаторами. Требования россиян, дополняющие договор с Жолкевским, были изложены по статьям.) «Первая статья. Чтоб великий государь Жигимонт король пожаловал, отпустил на Владимерское и на Московское и на все великие и преславные государства Росийского царствия сына своего, государя нашего Владислава Жигимонтовича. А государь бы наш королевич Владислав Жигимонтович пожаловал, крестился в нашу православную христьянскую веру греческого закона. А креститися б ему, государю, в Смоленску от митрополита Филарета Ростовского и Ярославского да от архиепископа Сергея Смоленского и Брянского. И пришол бы государь наш королевич Владислав Жигимонтович в царствующий град Москву крестився в нашу православную християнскую веру греческого закона, чтоб ево, государя, встретити с чюдотворными образы и с честными и с животворящими кресты патриярху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и всему освященному собору, и бояром, и всем людем Московского государства по царскому чину и достоянию.

http://sedmitza.ru/lib/text/443571/

Вспоминаем фрагмент чернового варианта доклада митрополита Григория (Чукова) «К вопросу о борьбе с сектантством» (22 июля 1945 — 10 апреля 1946 гг.), представленный Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I для передачи в Совет по делам Русской Православной Церкви. 4 декабря 2023 17 ноября 2023 9 октября 2023 Рецензия посвящена обзору книги, претендующей на некое учебное пособие по древнерусскому языку, а точнее на азбуку, с которой начинается погружение ученика в основы знания языка, носителем которого он является. Будучи типичной псевдонаучной подделкой, данная работа представляет собой далеко не безобидные опыты в области лингвистики или фолк-хистори, популярной у любителей фэнтези, но самым прямым образом пытается подменить собой классические знания по истории кириллицы на неоязыческие мифологемы с целью смутить и отторгнуть читателей, в особенности детей, от собственной истории и культуры, генетически и фактически связанной с христианством. Под видом безобидного букваря перед читателем лежит неоязыческая подделка, имеющая все признаки пропаганды деструктивного неоязыческого культа. 13 января 2023 9 января 2023 23 декабря 2022 16 ноября 2022 В статье кандидата исторических наук, доцента Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского Виктора Васильевича Мищенко анализируются властные отношения между государством и конфессиональными группами. Отношение к старообрядчеству и сектанству рассматривается в рамках общей идеологии государственной власти. Во второй половине XIX в. в законодательной базе закрепляется разделение правовых понятий «старообрядцы» и «сектанты», репрессивные методы заменяются пропагандой. 1 сентября 2022 25 августа 2022 25 августа 2022 14 июня 2022 20 мая 2022 1 мая 2022 11 апреля 2022 В 1951 г. украинские спецслужбы завели совершенно секретное агентурное дело на свидетелей проживающих в западных областях Украинской ССР. Целью этой операции было использование Общества Сторожевой башни по линии внешней контрразведки — МГБ должно было фактически возглавить организацию свидетелей Иеговы в Советском Союзе. Однако в результате советские спецслужбы парадоксальным образом способствовали восстановлению общин и коммуникации свидетелей Иеговы и стали альтернативной основой, на которой верующие восстанавливали каналы связи друг с другом и восполняли свои религиозные ресурсы.

http://bogoslov.ru/topic/20590

Чтобы рассчитаться с ними, он обложил население своих владений повышенной данью. Окрепшая экономика московских земель выдержала это испытание. Дмитрий не только уплатил свои долги, но и выкупил в Орде погрязшего в долгах тверского княжича Ивана. Привезенный в Москву, Иван был посажен под стражу на митрополичьем дворе. Лишь год спустя, после ожесточенного торга, Михаил Тверской смог выкупить сына из московского плена. Московско-тверская война, то разгораясь, то затихая, продолжалась до 1375 г., когда огромное войско, в состав которого входили московские, ярославские, ростовские, брянские, смоленские и новгородские полки, осадило Тверь. Сопротивление продолжалось около месяца. Союзные войска сильно разорили тверские земли. В самом городе начался голод. 3 сентября 1375 г. Михаил признал себя побежденным. В мирном договоре («докончальной грамоте») , составленном от имени Дмитрия Московского, говорилось: «А начнут татары нас сваживать, и начнут тебе давать нашу вотчину, великое княжение, то тебе его не брать... А начнут нам давать твою вотчину, Тверь, то и нам ее не брать» . Из этих слов видно, что на Руси отлично понимали стремление ордынской дипломатии «сваживать», стравливать русских князей. Договор предусматривал единство действий московского и тверского князей по важнейшим политическим вопросам. «А пойдут на нас татары или на тебя... то биться нам с тобой вместе против них». В целом по договору 1375 г. тверской князь переходил на положение «младшего брата» Дмитрия Московского, что на языке того времени означало не только взаимопомощь, но также подчинение «старшему брату». Конечно, в глубине души Михаил Тверской оставался    заклятым    врагом    Москвы, однако после 1375 г. он уже никогда не пытался тягаться с Дмитрием в открытом военном противоборстве. Завершение московско-тверского спора проходило в условиях разгоравшейся антиордынской борьбы. Дмитрий Московский открыто поднял знамя этой борьбы в 1374 г. Через горечь неудачи в битве на р. Пьяне (август 1377 г.), через радость первой большой победы на р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

92 Ю. Крижанич «Русское Государство в половине 17 в.» в 2 т., изд. П. А. Бессоновым. М., 1 т. 1859, 273, 290, 292 стр. 93 И. Т. Посошков. «О разбое» XII гл., стр. 154; сравн. «Полное Собрание Законов» 1 т. 256. 423, 787. 94 Ю. Крижанич «Русское Государство в половине 17 в.» в 2 т., изд. П. А. Бессоновым. М., 1 т. 1859, 21 стр. 97 Кафедры новых епархий определено было открыть в Нижнем Новгороде, Пскове, Ржеве, Великом Устюге, Белозерске, Брянске, Дмитрове.... («Собрание Государственных Грамот и Договоров». ч. II 59). 98 «Материалы для истории раскола» I т. 9–14 стр., ср. Дополнение к 3 т. «Дворцовых разрядов» С.-Петербург 1854 г. стр. 110. 99 Мы здесь приводим текст челобитной по окончательной ее редакции, в каковой она вошла в соборное деяние как 1-е постановление по соответствующему царскому предложению, первоначальный ее текст, значительно отличающийся от этой редакции, смотр. в приложениях к настоящему исследованию 8 и 10-м. 100 В первоначальной редакции челобитной, сохранившейся среди черновых бумаг собора, архиереями к открытию вновь было сначала намечено 15 епархий; в окончательной, сей-час приведенной редакции, челобитной не признано возможным поставит епископов из означенных там городов: в Каргополь, Белоозеро, Томск и Орел. Смотр. Приложение 8-е. Сверх этого определили «епископии Вятской быти архиепископиею». 101 Как свидетельствует митрополит Иоаникий 2-й в так называемом правиле – черноризцу Иакову, «Русские Достопамятности» ч. 1. под ред. К. Ф. Калайдовича. Москва. 1815 г., стр. 102 и у преосващ. Макария в его «Истории Русской Церкви» т. 2, изд. 2, стр. 376. 102 «Написание о вдовых попах» 48 стр. «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» 1848., кн. II. отд. IV. 106 По Г. К. Котошихину: за патриархом числилось 7000 дворов, за 4 митрополитами 12000 дворов, за прочими архиерееми 16000 дворов, за монастырями 83000 дворов. XI ст. 6. 114 Смотр. редакцию челобитной в «Актах исторических» т. 5. 75 сравн. черновик в приложении 8. 123 Эту же причину, которую мы только не отрицаем между другими как препятствовавшую архиереям согласиться на открытие большего числа новых епархий, профессора П. Ф. Николаевский и Е. Е. Голубинский признают одним из главнейших тормозов в деле увеличения на Руси епархий вплоть до 18 столетия. Смотр. «Патриаршая область и русские епархии в XVII в.». «Христианское чтение» 1888 г. 1–2, стр. 179 и друг.; «История русской церкви» I т. I-a полов., 1880 г., стр. 297 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выставка-форум «Радость Слова», организованная Издательским Советом, пройдет в Брянске 24 ноября 2016 г. 11:17 6 декабря 2016 года православная книжная выставка-форум «Радость Слова» откроется в Брянске. Мероприятие состоится в рамках IX Рождественских образовательных чтений. Выставка организована Издательским Советом Русской Православной Церкви и Брянской митрополией при участии Ассоциации книжных издательств и торговых организаций «Православная книга». Выставка состоится в Брянской областной научной библиотеке им. Ф.И. Тютчева, (г. Брянск, пл. Карла Маркса, 5). Все дни работы выставки с 6 по 12 декабря экспозиция будет доступна для посетителей: пн-пт 10.00-20.00, сб-вс 10.00-18.00. В рамках мероприятия будет организована комната для встречи со священником. Каждый посетитель сможет пообщаться с православным священником и задать свои вопросы (ежедневно с 10.00 до 18.00). На выставке-форуме будет широко представлен ассортимент православной духовно-нравственной, образовательной, детской, художественной и публицистической литературы. Посетители смогут не только ознакомиться с книгами, но и приобрести их. Подготовлены тематические экспозиции, посвященные святителю Феофану Затворнику и Патриаршей литературной премии. Зрительской аудитории будет представлена фотовыставка из цикла «Светопись тайны», которая проводится в рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон. Посетители увидят Афон глазами русских фomorpaфob XIX-XXI веках. Эти мастера сделали много для сохранения памяти о великих подвижниках, древних письменных и изобразительных памятниках Святой Горы. Фотоэкспозиция будет доступна для посетителей все дни работы выставки «Радость Слова». Программа мероприятий выставки-форума «Радость Слова» включает встречи читателей с писателями-лауреатами Патриаршей литературной премии. Выставка-форум «Радость Слова» — просветительский проект Издательского Совета Русской Православной Церкви, главные цели которого — насыщение региональных книжных рынков качественной книжной продукцией, укрепляющей духовные, культурные и нравственные традиции, содействие просвещению молодого поколения, возрождение интереса к литературе и чтению. Главная святыня выставки — ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона — будет находиться: 6 декабря в течение всего дня — в библиотеке; с 7 по 12 декабря — в кафедральном соборе Брянска. При реализации данного проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4696816.ht...

Отошел ко Господу старейший священнослужитель Донецкой епархии архимандрит Игнатий (Гапонов) 26 февраля 2021 г. 17:20 26 февраля 2021 года, на 92-м году жизни, отошел ко Господу архимандрит Игнатий (Гапонов) — старейший священнослужитель Донецкой епархии , более 60 лет прослуживший в священном сане. 16 февраля, в день своего тезоименитства, отец Игнатий совершил последнюю в своей жизни Божественную литургию в Покровском храме г. Донецка. Спустя некоторое время после богослужения он был госпитализирован с двусторонним воспалением легких. Отпевание новопреставленного архимандрита Игнатия состоится в Покровском храме г. Донецка 28 февраля в 11.00. Архимандрит Игнатий (Гапонов Дмитрий Петрович) родился 26 октября 1929 года в селе Новые Чешуйки Мглинского района Брянской области в семье крестьян. Получил неполное среднее образование в Мглинской средней школе. В 1948 году поступил в Московскую духовную семинарию , затем в академию, которую окончил в 1956 году с ученой степенью кандидата богословия. Решением Учебного комитета  направлен в Саратовскую духовную семинарию, где в течение четырех лет преподавал литургику. В 1953 году вступил в церковный брак. 16 ноября 1958 года рукоположен в сан диакона, 12 февраля 1959 — в сан пресвитера архиепископом Палладием (Шерстянниковым). В 1960 году решением Учебного комитета направлен в распоряжение митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). В 1967 году возведен в сан протоиерея. Нес служение на приходах различных населенных пунктов Ворошиловоградской (ныне Луганской) и Донецкой областей: в Коммунарске, Свердловске, Старобельске, Штормово, Должанском, Брянке, Шахтерске, Славянске, Краматорске, Красноармейске (ныне Покровск), Торском, Константиновке, Сватове, Макеевке. В ноябре 1983 года переведен в Донецк. В 1994 году назначен первым настоятелем строящегося Покровского храма г. Донецка. Был избран членом Совета народных депутатов Калининского района города Донецка, постоянным членом Общества городов-побратимов Бохум-Донецк, его статьи неоднократно публиковались в изданиях «Первая линия», «За честь шахтёра», «Вечерний Донецк» и других местных регулярных газетах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010