Она просила спасти ее «дедушку», старика-монаха, которого козельские власти приговорили к расстрелу. Крупская расценила это как «перегибы на местах» и направила к А. Белобородову. К этому времени бывший председатель исполкома Уральского облсовета Белобородов, подписавший распоряжение о расстреле царя и царской семьи, был заместителем Феликса Дзержинского, а вскоре стал наркомом внутренних дел (расстрелян в 1938-м); в данном же случае, выполняя просьбу жены вождя, он отправил телеграмму в Козельск об освобождении старца. Расстрел заменили ссылкой в деревне Холмищи Брянской области, где Надежда Александровна навещала старца, привозя продукты и теплые вещи, хотя такие поездки в то время были небезопасны. Позже, работая в Красном Кресте, она помогала заключенным монахам (среди которых были и оптинцы), совершила духовный подвиг, навестив в зоне заключения отца Сергия Мечева , сына знаменитого московского старца Алексея Мечева . Господь наградил Надежду Александровну за ее самоотверженное служение своему духовнику: отец Нектарий сказал, что все ее грехи он берет на себя. После кончины старца Нектария в 1928 году Надежде Александровне удалось на 23 подводах перевезти и таким образом спасти редкие книги из замечательного собрания Оптиной Пустыни, собственно оптинские издания и весь рукописный фонд. Все эти сокровища были переданы в Библиотеку им. Ленина в Москве, где они пролежали неразобранными вплоть до 90-х годов. Еще при жизни старца Нектария Надежда Александровна собрала и записала множество рассказов о его замечательной прозорливости, многие из них вошли в книгу митрополита Вениамина «Божьи люди». Владыка дал высокую оценку этим записям. Во время своего пребывания в Оптиной Пустыни она выпустила по благословению старца Нектария в издательстве «Костры» два стихотворных сборника «Берег» (1922) и «Золотые ворота» (1923), в которых впервые увидели свет ее молитвенные стихи. Третий сборник, «Думы и воспоминания», вышел в 1962 году, четвертый «Сквозь долгие года...» – в 1977-м, и посмертно «На пороге» – в 1980-м, но в этих сборниках не было представлено самое важное в ее поэзии – духовные стихи, которые после Оптиной она писала всю свою жизнь. Дай мне силу и дай мне терпенье Все увидеть, услышать – и жить! Дай нести мне земное служенье, Чтоб небесные песни сложить! – обращалась она к Господу в поэме «Оптина», посвященной старцам и подвижникам обители. Эта поэма, созданная в 30-е годы, впервые опубликована в 1991 году в седьмом номере журнала «Москва». Более полувека у Надежды Александровны выходили лишь детские книги, она переводила стихи поэтов народов СССР и зарубежных, работала литконсультантом журнала «Огонек», опубликовала в 70–80-е годы под разными псевдонимами несколько богословских работ в « " Журнале Московской Патриархии» и русских зарубежных изданиях. А такое стихотворение, как «Новомученикам и исповедникам российским...», опасно было даже записывать, его заучивали, и таким образом оно сохранилось лишь в памяти ее ближайших друзей...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

За шесть лет существования Всемирного Русского Народного Собора сильно изменился состав его участников. Можно сказать, что социальная база нашего форума стала намного шире, чем раньше. Это свидетельствует о том, что многим слоям нашего общества близка идея Собора как места встречи людей, придерживающихся разных политических взглядов и убеждений, но радеющих о своей стране, любящих Родину и свой народ. И на примере прошедшего Собора мы можем увидеть, что хотя с трибуны форума звучали порой противоположные призывы и высказывания, это не привело к политическому противостоянию между его участниками. Впервые в нашей стране, а, может быть, и во всем мире, участники Всемирного Русского Народного Собора подвергли философскому, мировоззренческому и религиозному анализу феномен терроризма начала XXI века. Это тем более важно, что до сих пор не были выяснены духовные, цивилизационные предпосылки этого чудовищного теракта, хотя после трагических событий 11 сентября прошло уже довольно много времени. Мы живем на границе между двумя мирами. И тема межцивилизационного, межрелигиозного диалога является для России как никогда актуальной. Все уже привыкли к словам о том, что после терактов 11 сентября мир вступил в новую эпоху. Но от того, как мы ответим на новые вызовы, которые ставит перед нами начавшийся век, будет зависеть будущее нашего Отечества. Я полагаю, что Собор сумел найти правильные слова, чтобы ответить на поставленные вопросы, и дай Бог, чтобы они были услышаны и нашим народом, и всем миром. Заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев: Мне почти нечего добавить к столь полному и разностороннему рассказу митрополита Кирилла о VI Всемирном Русском Народном Соборе. Единственное, что хотелось бы отметить: на этом форуме, пожалуй, впервые столь широко были представлены области и республики нашей страны. Из 89 субъектов Федерации в Соборе приняли участие 70. Впервые на форум приехали участники из Магадана, Иркутска, Архангельска, Смоленска, Калининграда, Костромы, Орла, Уфы, Самары, Пензы, Ставрополя, Екатеринбурга, Липецка, Мурманска, Брянска, Воронежа, Челябинска, Твери, Волгограда, Новосибирска и других регионов России. Кроме того, представительные делегации прибыли из Белоруссии, Украины, Эстонии, Молдавии, Латвии, Казахстана, Туркмении, Франции, США, Югославии и иных стран. Хочется отметить, что на этот раз Украина была представлена депутатами Верховной Рады, представителями региональной власти и общественных организаций. В работе Собора также приняла участие большая группа деятелей культуры, представителей всех творческих союзов России.

http://mospat.ru/archive/86470-press-kon...

90 См. «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 32 (смесь). 91 Так, преосвящ. Поликарп по Петропавловскому собору приказал «сообразить бывшия предположения» архиеп. Смарагда (см. у † Г.М. Пясецкого, История Орловской епархии, стр. 969–970); по рапорту первого, –закрыты в 1865 г. Духовные Правления Брянское, Трубчевское, Севское, Ливенское и Елецкое (ibid., стр. 977–978), но еще 18 декабря 1853 г. Смарагд писал из С.-Петербурга о. Иерофею (см. «Христианское Чтение» 1911 г., 7–8, стр. 983 и отдельно на стр. 59): «Наше Кромское Духовное Правление, как ненужное, по моему представлению, закрывается. Нужно бы еще кое-какие духовные Правления позакры­вать. Лишние для поборов с Духовенства инстанции»; проектированный Смарагдом приют для девиц духовных бедного состояния (см. выше на стр. 182, 37– 39 ) Поликарп действительно устроил и всегда лелеял с особою любовию (см. у † Г.М. Пясецкого на стр. 987 сл. 993); храм при архиерейском доме, задуманный и разрешенный к постройке при Смарагде, был тоже воздвигнут его преемником (ibid., стр. 975 сл.). Сначала Поликарп оставил прежних сотрудников, как будто не трогая порядков Смарагда (см. у † прот. П.Ф. Полидорова, Преосвя­щенный Поликарп, Епископ Орловский и Севский, стр. 33 и 32, 1 ) и вообще советовался с последним (ibid., стр. 67, 1 ; ср. и выше на стр. 183, 49 ), хотя этот архипастырь далеко не во всем был солидарен со своим предшественником (см., напр., «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 31–32 в смеси). 92 См. Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 96–98 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 10, стр. 1251–1252; ср. и «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 32 (смесь). 93 См. Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 96 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 10, стр. 1251. 94 Так предлагал митрополиту С.-Петербургскому Филарет Мо­сковский: см. его Письма к Высочайшим особам II, стр. 222.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Певица почитает Анастасию Вяльцева. К столетию со дня её кончины она подготовила концертную программу, посвящённую королеве русского романса, и выпустила диск, на котором представлены романсы в исполнении как Анастасии Вяльцевой, так и Галины Сидоренко. Также в концерте принял участие лауреат международных конкурсов Александр Дрозд, который приехал специально с Брянщины, чтобы принять участие в этом вечере. Аккомпанировала певцу концертмейстер Людмила Иванюшина. В концерте прозвучала и инструментальная музыка. Публике был представлен дуэт семиструнных гитар лауреатов международных конкурсов Александра Вулла и Дмитрия Соколова. Молодые музыканты являются популяризаторами подзабытого, а когда-то очень популярного в России инструмента – семиструнной гитары. Музыканты представили публике возможности этого музыкального инструмента. В концерте также принял участие протоиерей Александр Пелин как исполнитель романсов. По окончании концерта состоялось награждение участников памятными дипломами. Дипломы были подписаны митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. Представитель Брянского землячества Александр Цыбульский вручил благодарственные письма от руководителя департамента культуры Брянской области протоиерею Александру Пелину и участникам концерта, а также благодарственное письмо одному из организаторов этого мероприятия – главному редактору «Русской народной линии» Анатолию Степанову в связи с его юбилеем. Памятные мероприятия, посвященные 150-летию со дня рождения Анастасии Вяльцевой, проходят не только в Санкт-Петербурге. На её родине состоялись концерты и вечера её памяти. Вяльцева родилась в тогдашней Орловской губернии в селе Алтухово Трубчевского уезда – ныне это территория Брянской области (Навлинский уезд). В родном селе певицы силами местной общественности создан музей её памяти. На Брянщине есть две мемориальные доски, посвященные Вяльцевой. Первая мемориальная доска певицы была открыта еще в 1995 году в Санкт-Петербурге на доме, где жила и скончалась Анастасия Дмитриевна Вяльцева – набережная Мойки, 84.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/10/pa...

Ивану Грозному многие ставят в заслугу то, что он привлек на русскую службу иностранцев, искусных в военном, инженерном и медицинском деле. Однако этим занимались и отец его, и дед. Ведь не кто иной, как Аристотель Фиораванти занимался при Иване III cmpoumeльcmboм, делал порох и чеканил московскую монету. Ивану Грозному ставят в заслугу многочисленные победоносные войны, значительно прирастившие нашу территорию. Но он проиграл главную войну своей жизни — Ливонскую. А Иван III he потерпел поражения ни в одной крупной военной кампании. Будучи по призванию политиком, он, тем не менее, часто воевал. Умея подбирать талантливых полководцев для командования полевой армией, государь полагался на их искусство, и они его не подводили. Из главных военных побед времен правления Ивана Великого учебная и научно-популярная литература чаще всего упоминает освобождение от ордынского ига в 1480 году да присоединение Новгорода. Однако Новгород — всего лишь одно и притом не самое крупное его завоевание. На протяжении трех с небольшим десятилетий Москва присоединила к себе Ярославль, половину Ростовской земли (вторая половина к тому времени уже контролировалась Московскими государями), Тверь, Вятку, а также добрую половину Литовской Руси. Последнее приобретение стоило наибольших трудов и было самым серьезным результатом вооруженной борьбы за единство Руси. Читайте также: За что Иван Грозный убил митрополита Филиппа Литовской Русью историки называют колоссальную территорию, принадлежавшую b XIV–XV столетиях великим князьям Литовским и населенную русскими православными людьми. Граница Великого княжества Литовского проходила по нынешнему дальнему Подмосковью. Потребовалось две тяжелые войны, чтобы изменить это положение. В результате Москва получила Вязьму, Новгород-Северский, Чернигов, Одоев, Воротынск, Путивль, Торопец, Брянск, Дорогобуж, Мосальск, Мценск, Гомель, Стародуб и другие города. Новые православные земли послужили главным строительным материалом для создания молодой державы. Если взглянуть на карту, станет ясно: при Иване III сравнительно небольшое Московское княжество выросло в три-четыре раза и превратилось в Россию — принципиально новое государство, порядки которого отличались от провинциальных устоев старой Москвы. Оно родилось в территориальном взрыве — совершенно неожиданно для современников.

http://foma.ru/neplakatnyij-gosudar.html

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством провел очередную видеоконференцию, посвященную вопросам воспитания молодых казаков 20 сентября 2018 г. 11:03 18 сентября 2018 года в МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) в Москве состоялась очередная видеоконференция «Духовно-нравственное воспитание молодых казаков в образовательном пространстве вуза», организаторами которой выступили МГУТУ и Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством . На связи с Москвой были казачьи духовники из Республики Башкирия, Краснодарского края, Омской, Московской, Ульяновской, Брянской, Ростовской, Калининградской областей и других субъектов Российской Федерации. Ведущим выступил духовник Первого казачьего университета иерей Тимофей Чайкин. Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством поздравил духовников, атаманов и руководителей 15 региональных институтов с началом нового учебного года и ознакомил аудиторию с планом работы по духовно-нравственному воспитанию казачьей молодежи. «Наше взаимодействие с Первым казачьим университетом становится все более организованным и содержательным. В июле 2018 года при участии Молодежного отдела Московской городской епархии мы провели совместный форум " ДоброЛето " и Третий Евразийский форум казачьей молодежи " Казачье единство " в г. Сергиевом Посаде, пополнив состав делегатов на 200 казаков, в основном из числа студентов МГУТУ имени Разумовского. Сегодня, по благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла , мы собрались обсудить и конкретизировать направления нашей деятельности для того, чтобы вопросы духовной жизни все более явственно начали входить в образовательный процесс. Поэтому важно, чтобы и молодое поколение казаков находилось под духовной опекой священнослужителей, и сами представители Русской Церкви, которые трудятся в епархиальных отделах по взаимодействию с казачеством, могли бы привлекаться в качестве студентов и преподавателей в образовательные организации», — отметил иерей Тимофей Чайкин.

http://patriarchia.ru/db/text/5270503.ht...

Антон Анатольевич Горский Глава четвертая. Приращение сил: Семен Иванович (1340–1353) Семен Иванович является «рекордсменом» среди московских князей по частоте поездок в Орду: за 13 лет своего княжения он побывал там 6 раз. Цели первых трех визитов ясны: в 1340 г. Семен ездил по смерти отца за ярлыком на великое княжение владимирское, в 1342 – за подтверждением своих прерогатив после вступления на ордынский престол нового хана Джанибека и в 1343 – чтобы оспорить права на нижегородское княжение. В отношении же причин остальных поездок (1344, 1347–1348 и 1350 гг.) единственное предположение было высказано Л.В. Черепниным: «Семен Иванович систематически ездил в Орду, очевидно, для внесения в ханскую казну дани и для выражения своего подданства хану» 403 . Такое объяснение явно неудовлетворительно. Во-первых, для отвоза дани совершенно не обязательно совершать вояж самому великому князю (в противном случае надо было бы допустить, что он должен был ездить в Орду ежегодно). Во- вторых, во всех трех случаях Семен и его братья возвращались «с пожалованием» 404 . Как было видно из изложенного выше (гл. 3), такая летописная формулировка говорит о конкретных приобретениях, которые получал ездивший в Орду князь. Следовательно, целью московских князей были не привоз дани и не некое абстрактное выражение покорности, а определенные владельческие притязания. В момент смерти отца Семен находился в Нижнем Новгороде. 2 мая 1340 г. он отправился в Орду вместе с обоими братьями, Иваном и Андреем; одновременно и «вси князи тогда въ Орде были» – кончина верховного правителя Северо-Восточной Руси вызвала необходимость переутверждения владельческих прав. В Орде Семен получил ярлык на великое княжение владимирское и 1 октября взошел на владимирский стол 405 . Ярлык, очевидно, стоил московскому князю дорого. Вскоре после возвращения он попытался собрать с входившей в Новгородскую землю Новоторжской волости ордынскую подать – «черный бор», что вызвало возмущение новгородцев 406 . Одновременно вспыхнуло восстание в Брянске против московского ставленника Глеба Святославича: 6 декабря 1340 г. брянский князь был убит; очень вероятно, что эти действия также находились в связи с побором в пользу великого князя 407 . С помощью военной силы и при поддержке митрополита Феогноста Семен привел Новгород в покорность 408 . Брянск же вышел из-под контроля, вернувшись в зависимость от Смоленска и через него – Литвы 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Бронницкий Игнатий: В будущее – с надеждой О себе, о своем жизненном пути и о работе с современной молодежью рассказывает епископ Бронницкий Игнатий, викарий Святейшего Патриарха, на минувшем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви назначенный на должность председателя Молодежного отдела Московского Патриархата. 7 октября, 2010 О себе, о своем жизненном пути и о работе с современной молодежью рассказывает епископ Бронницкий Игнатий, викарий Святейшего Патриарха, на минувшем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви назначенный на должность председателя Молодежного отдела Московского Патриархата. 6 октября 2010 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви епископ Бронницкий Игнатий (Пунин) назначен Председателем Синодального Отдела Русской Православной Церкви по делам молодежи. Владыка Игнатий рассказывает о себе, о своем жизненном пути и о работе с современной молодежью корреспонденту портала «Правмир» — Все мы родом из детства. Ваше Преосвященство. Расскажите об этом периоде Вашей жизни. Я всегда затрудняюсь на этот вопрос отвечать. Потому что да, это особый период. Родился я в Брянске, в 73-м году, в семье простых рабочих. Было двое детей в семье — я и мой старший брат. Все были православные, крещеные, но не воцерковленные. Но самое главное – родители никогда не мешали моему поиску, реализации моих стремлений, идей. И поэтому, никогда не было камнем преткновения мое желание стать священником, пойти в семинарию. Родители рано умерли, мне был 21 год, когда их не стало. — И когда пришла мысль стать священником? Изначально я хотел быть учителем истории , окончить наш Брянский педагогический институт. Но дальше связать свою жизнь с Церковью. Я считал, что помимо богословского образования иметь еще и светское – это хорошо. Но я не прошел по конкурсу. И сразу же, я поступил в Смоленское духовное училище, которое окончил в 92-м году. Дальше – семинария, работа в Отделе внешних церковных сношений. На протяжении 6 лет я работал секретарём митрополита , председателя Отдела внешних церковных связей, нынешнего Святейшего Патриарха. После этого я в 99-м году был назначен секретарем Смоленской и Калининградской епархии.

http://pravmir.ru/episkop-ignaty-v-budus...

— Ещё с какими-нибудь учителями поддерживаете связь? Сейчас уже нет. Раньше, когда приезжал в Брянск, то приходил и в школу, а потом уже за неимением времени не получается. В Брянске я теперь бываю очень редко, навещаю родные могилы. И, конечно, нет времени общаться. Но с некоторыми одноклассниками мы переписываемся. Узнал, что моя одноклассница, окончила один из медицинских институтов. По переписке стало понятно, что она – верующий человек, паломничает, посещает святые места. Слава Богу. — Есть у Вас любимые художественные книги, фильмы? Не могу даже выделить кого-то из русских классиков. Люблю и Пушкина , и Достоевского … Я стараюсь смотреть фильмы, которые реализуются в лавке нашего храма. Для того чтобы их предлагать людям, надо знать – что предлагать. Очень люблю советские старые фильмы и мультфильмы. Там столько доброты, тепла… Америка=свобода? Нью-йоркский опыт — Я знаю, что Вы какое-то время жили в Америке… Как туда попали? В Нью-Йорк я попал в 99-м году, по благословению митрополита, для совершенствования английского языка. И моя учеба проходила в Нью-Йорке, на Манхэттене, в Хантер-колледже. Два с половиной месяца, летом, я прожил в приходе Епископальной церкви США по приглашению епископа Грейна, тогдашнего руководителя Епископальной церкви. Находясь в англо-американской среде, я не только посещал лекции, но и приобрел разговорный опыт, что мне сильно помогло. Кстати, в конце моего обучения, посещая Брайтон-Бич, я понял, что, живя на Брайтон-Бич, ты никогда не изучишь английский язык, потому, что его там практически нет. Там – русская речь. — Наверное, этот период на Вас как-то повлиял… Конечно. Время, проведенное в США, повлияло на мои взгляды, я увидел устои американской жизни, с чем-то сталкивался, произошла переоценка ценностей. Теперь я имею свое представление, свой взгляд. Я много общался с эмигрантами и тоже сформировал о них свое мнение. Есть люди среди эмигрантов упоенно верящие в финансовую мощь и культуру США. Вспоминаю, в Смоленске у меня был спор с одним высокопоставленным человеком. Он, посетив Штаты, приехал очень довольный и говорил: «Я восхищен». Мы пытались с ним долго говорить на тему вот этого восхищения… Это очень трудно. Наверное, человек, вглядываясь в жизнь той или иной страны часто, видит внутреннюю свою частичку в ней, которая как-то взаимосвязана с ним. Находит отклик, но главное, что культура чуждая, другие люди и эта единственная частица не покроет всего, если человек захочет в эту культуру вписаться. Он все равно там будет чужим.

http://pravmir.ru/episkop-ignaty-v-budus...

Поместим здесь дела и заслуги Лазаря Барановича на поприщах иерархическом и литературном, руководствуясь в некоторых случаях исследованиями мглинского протоиерея А. Страдомского. Наследовав епархию, хотя свободную от преобладания католицизма, но чрезвычайно расстроенную от долговременного влияния иезуитов и униатов, признавшую зависимость от государей России, но раздираемую честолюбивым от гетманов Малороссы искательством несбыточной самостоятельности, а потому подверженную обольщениям и междоусобным раздорам со всеми ужасами кровопролития, Лазарь с самого начала святительства, как искусный кормчий, со всею за-бодливостью действовал к управлению вверенной церкви на путь мира и истинного православия. Подобно Богдану Хмельницкому, он выше своих соотечественников постиг истину, что Малороссия может благоденствовать только под мощным крылом орла всея России, а потому Баранович, когда, по случаю неуспеха измены Виговского отторгнуть Малороссию от России, сближение с Москвой сделалось свободнее, у престола царя Алексея Михайловича ходатайствовал себе о подтвердительной грамоте, чтобы «почему ему пред на епископии быть». Обыкновение у монархической власти испрашивать привилегию на сан архиерейский, до Барановича неизвестное в Великой России, давно существовало у православных иерархов польско-литовских владений. Алексей Михайлович пожаловал эту привилегию Лазарю грамотою от 28 февраля 1660 года; в ней было пояснено право пользоваться по-прежнему всякими доходами Черниговской кафедры, с повелением во всем исполнять царские указы. (Историч. акты IV, 144). Заметно, этим испрашиванием привилегии от царя Лазарь желал выразить искреннее повиновение московскому двору, потому что перед тем в июне 1659 г. все малороссийское духовенство, по уверению Маркевича,(«История Малороссии II, 34–35), обольщенное статьями Гадятского договора, присягнуло польскому королю, и вскоре потом, когда в октябре того года на переяславском съезде чиновники российского государя при утверждении киевского митрополита Дионисия требовали находиться ему под благословением московского патриарха, то малороссийское духовенство неохотно покорялось великороссийскому священноначальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010