Именно русины-лемки дольше всего сохраняли общерусское самосознание, считая себя частью единого русского народа от Карпат до Камчатки и сопротивляясь распространению украинской идеологии. Дискриминационная политика польских властей и аристократии проявлялась, прежде всего, в преследовании православной церкви в северокарпатском регионе, являвшейся основой этнической и религиозной идентичности местного русинского населения. Польские аристократы часто захватывали православные храмы в Северных Карпатах, разрушали их или превращали в католические костелы. Усиление конфессионального и национального давления на восточнославянское население Польши и Венгрии, последовавшее сразу после заключении Брестской (1596) и Ужгородской унии (1646), создало потребность в мощном славянском покровителе-единоверце, в роли которого для карпатских русинов с начала XIX в. все активнее выступает Россия. Пророссийские симпатии русинов-лемков ярко проявились уже во второй половине XVIII в., когда лемки оказывали поддержку сражавшимся против польских конфедератов российским войскам. В середине и второй половине XIX в. среди интеллигенции русинов-лемков и их южных соседей – угорских русинов – большое распространение получили русофильские идеи, трактовавшие карпатских русинов как наиболее западную ветвь единого русского народа от Карпат до Тихого океана. Особую роль в распространении данных идей на Лемковине сыграли местные греко-католические священники, недовольные растущей полонизацией и латинизацией обрядов греко-католической церкви. Пророссийские настроения среди карпатских русинов резко усилились после 1849 г., когда через области, населенные русинами, прошла русская армия под командованием генерала И.Ф. Паскевича, посланная императором Николаем I на подавление венгерской революции. Впечатленные мощью русской армии и величием Российской империи, в декабре 1849 г. русины-лемки отправили делегацию к императору Николаю I с просьбой о принятии их под российскую «опеку». Во главе делегации стоял М. Грында из села Шляхтово, одного из самых западных населенных пунктов Лемковины. Однако Николай I не принял делегацию лемков, судя по всему, не желая обострять отношения с Австрией.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/20/nacion...

Так или иначе, восточное христианство было постоянным и важным составным элементом  конфессиональной структуры польского государства на протяжении более чем тысячелетней истории. На южные земли его во второй половине IX века из Византии распространилась миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Позднее к нему  присоединены были территории  с населением, принявшим Христианство в  составе  Руси Киевской. Объединение Польской Короны с Великим Княжеством Литовским, начатое в 1385 году, дало то, что в новое государственное образование – Речь Посполитую Двух Народов – влился мощный поток Православия. И хотя правителями этого государства были крещеные по латинскому обряду, Православие на восточных землях Речи Посполитой Двух Народов оставалось вероисповеданием абсолютно доминирующим. Так было вплоть до заключения церковной унии, которая получила название Брестской, с Римским престолом в 1596 году. Она стала сильнейшим во всей  истории Речи Посполитой ударом по Православной Церкви. Ее введение осуществлялось долго, весь XVII век. Оно наталкивалось на  мощное сопротивление православных и особенно – создававшихся ими братств. Тогда же возник значительнейший, нигде более  не проявившийся так феномен – православная полемическая литература. Однако результаты, к которым привела уния, очень ослабили позиции Православной Церкви. И в таком положении  находилась она весь XVIII век и начало века  XIX. Однако к концу 30-х годов  XIX века почти полностью возвратились в лоно Православия униаты, которые  населяли территории, отошедшие под власть России, составлявшие тогда Виленскую митрополию: в 1839 году осуществилось официальное воссоединение  Греко-католической Церкви с Церковью Православной. И это был процесс добровольный. На Холмщине и Волыни то же произошло примерно сорок лет спустя, причем  не без  давления, и даже насилия, со стороны властей.  Вторая половина XIX – начало XX веков для православного населения бывших под властью Польши земель ознаменовалась активным храмостроительством, налаживанием монашеской жизни, развитием просвещения. Эти процессы прерваны были  Первой мировой войной, которая для православных означала прежде всего беженство, так как их вынудили перед наступлением немецких войск поголовно перемещаться в глубь России.

http://pravoslavie.ru/14671.html

П.В. Долгоруков Бароны и дворяне Косинские Косинские, древние дворяне земли волынской, до начала семнадцатого века исповедовали святую православную веру. Фёдор Косинский, отважный наездник, человек характера самого твёрдого и самого благородного, поступил в запорожское войско в восьмидесятых годах шестнадцатого века; был генеральным есаулом; потом, в 1592 году, избран гетманом Малороссии. В то плачевное для Малороссов время, поляки и иезуиты затеяли унию; старались, всякими гнусными обманами и изуверными жестокостями, довести православных до отщепенства и до присоединения к унии. Благородный и неустрашимый гетман Косинский непоколебимо стоял за святую православную веру, и писал к брестскому скопищу (именовавшему себя собором), что действия оного противны законам Божеским, противны законам человеческим, противны чести. Польское правительство и римско-католические епископы не устыдились прибегнуть к самому подлейшему обману; пригласили, в 1596 году, Косинского прибыть в Брест для личных переговоров и догматических прений; Косинский приехал; был схвачен, и живым заложен в каменный столб! Фамилия Косинских, столь прославленная в летописях веры и в истории вышеупомянутым незабвенным мучеником, за святую православную веру пострадавшим, разделилась, в XVI же веке, на две ветви: одна приняла герб Равич; в золотом поле, идущий вправо медведь, на коем садит женщина, с дворянскою короною на голове, и с распростёртыми руками; на гербе дворянские шлем и корона, из коей выходят два оленьи рога, и между ними обращённый влево медведь держит красную розу в левой лапе; намет золотой, подложенный чёрным. Из этой ветви Адам Косинский был кастеляном подлясским в 1569 году; сестра его Екатерина была за сендомирским воеводою Збигневом Оссолинским. Другая ветвь Косинских приняла герб Рогуля (описание коего см. в статье о графах Езерских); из неё Ян Косинский и сын его Александр прославились на поле ратном: Ян в войсках Стефана Батория: Александр под начальством гетмана Жолкевского. Нам неизвестно, из какой именно ветви Косинских происходит нынешние бароны Косинские, подтверждённые Императором Александром I в Баронском достоинстве по Царству Польскому. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Arhiva Protoiereul Nicolai Danilevici: Situaia din Ucraina deloc nu se aseamn cu ceea ce i se prezint Patriarhului Bartolomeu i cu ceea ce declar dânsul lumii externe 7 iunie 2019 20:23 В одном из своих интервью Патриарх Константинопольский Варфоломей заявил, что его противоречащее церковным установлениям вторжение на Украину имело следствием «восстановление каноничности» многомиллионного украинского народа, а также высказал суждение, что присутствие в этой стране находящейся в каноническом единстве с Московским Патриархатом Украинской Православной Церкви вредит интересам украинской нации. На эти заявления в эфире интернет-канала «Перший Козацький» ответил заместитель главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич: — Хотелось бы поделиться несколькими мыслями в связи с этим заявлением Патриарха Варфоломея. Мне кажется, что это заявление слишком политично. Логика заявления именно политическая, и это логика уходящей власти, которая ее и породила. Понятно, что это произошло не без оснований: существует конфликт между Украиной и Россией. Но мне кажется, что проблемы с Константинопольским Патриархатом начались у нас с того времени, когда этот Патриархат воспринял почему-то логику наших раскольников — так называемого «Киевского патриархата», а также логику уходящей политической власти. И тот факт, что граждане нашей страны, не только верующие, проголосовали в таком огромном количестве (более 73 процентов) за нового президента, свидетельствует: люди не воспринимают этой идеологии. Они были не столько за нового президента Зеленского, сколько против предыдущего главы государства и той идеологии. Понятно, что не бывает сто процентов «за» или «против». Но сам народ свидетельствует, что он не согласен с такой трактовкой истории и с таким подходом. Логика церковного иерарха должна быть другой. В истории Константинопольского Патриархата тоже были случаи, когда его присутствие на украинских землях было нежелательным. Давайте вспомним о Брестской унии, которая была заключена в 1596 году. После нее представителей Константинопольского Патриархата в Украину не пускали, так как польско-литовские власти считали их турецкими шпионами. Но церковная Украина находилась в составе Константинопольского Патриархата.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5451275...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владислав IV Ваза. Гравюра. XVII в. (9.06.1595, Краков - 20.05.1648, Мереч, ныне Мяркине, Литва), польск. король (1632-1648). В ходе польско-швед. интервенции часть рус. знати в февр. 1610 г. провозгласила королевича В. царем в Русском гос-ве, по Поляновскому миру 1634 г. В. отказался от претензий на рус. престол. Правление В. в Польше было осложнено множеством внешне- и внутриполитических конфликтов. Последние зачастую имели религ. характер и были следствием религ. политики, проводившейся отцом В. кор. Сигизмундом III Вазой и имевшей главной целью утверждение приоритета католичества на территории Речи Посполитой над Православием и протестантизмом. Сигизмунд III старался не давать важных гос. должностей протестантам и православным, активно содействовал заключению Брестской унии 1596 г. , не признавал правосл. иерархов, поставленных в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном IV . В. имел др. политические цели. После смерти Сигизмунда III весной 1632 г. началась Смоленская война с Россией. Правящие круги Речи Посполитой нуждались в лояльности правосл. населения, прежде всего Запорожского казачьего войска, упорно выступавшего против религ. политики Сигизмунда III. В этих условиях В. был инициатором уступок правосл. населению страны. Он мог опираться на поддержку шляхты Волынского, Киевского и Брацлавского воеводств, выбравших правосл. послов на сейм, к-рый должен был определить порядок и условия выборов на польск. трон. На сейме была создана комиссия во главе с В. для урегулирования положения правосл. Церкви в Речи Посполитой, о чем были срочно уведомлены послы Запорожского казачьего войска. Однако никаких серьезных решений сейм не принял. На собравшемся 27 сент. 1632 г. элекционном сейме, еще до избрания В. на трон, участники поручили В. разработать документ, к-рый определял бы положение правосл. Церкви в Речи Посполитой. Проект соглашения - «Пункты успокоения»,- созданный В.

http://pravenc.ru/text/155001.html

Вишневецким, который выпросил ему пощаду у кн. Острожского, и, наконец, сложил голову в бою с этим старостой. Его дело продолжали Лобода и Наливайко, которые до 1595 г. разоряли правобережную Украйну. И вот этой продажной сабле без бога и отечества обстоятельства навязали религиозно-национальное знамя, судили высокую роль стать оплотом западнорусского православия. КАЗАКИ - ЗА ВЕРУ И НАРОДНОСТЬ. Эта неожиданная роль была подготовлена казачеству другой унией, церковной, совершившейся 27 лет спустя после политической. Напомню мимоходом главные обстоятельства, которые привели к этому событию. Католическая пропаганда, возобновившаяся с появлением в Литве иезуитов в 1569 г., скоро сломила здесь протестантизм и набросилась на православие. Она встретила сильный отпор сначала в православных магнатах с князем К. Острожским во главе, а потом в городском населении, в братствах. Но среди высшей православной иерархии, деморализованной, презираемой своими и притесняемой католиками, возникла старая мысль о соединении с римской церковью, и на Брестском соборе 1596 г. русское церковное общество распалось на две враждебные части - православную и униатскую. Православное общество перестало быть законной церковью, признанной государством. Рядовому православному духовенству со смертью двух епископов, не принявших унии, предстояло остаться без архиереев; русское мещанство теряло политическую опору с начавшимся повальным переходом православной знати в унию и католичество. Оставалась единственная сила, за которую могли ухватиться духовенство и мещанство, - казачество со своим резервом, русским крестьянством. Интересы этих четырех классов были разные, но это различие забывалось при встрече с общим врагом. Церковная уния не объединила этих классов, но дала новый стимул их совместной борьбе и помогла им лучше понимать друг друга: и казаку, и хлопу легко было растолковать, что церковная уния - это союз ляшского короля, пана, ксендза и их общего агента жида против русского бога, которого обязан защищать всякий русский. Сказать загнанному хлопу или своевольному казаку, помышлявшим о погроме пана, на земле которого они жили, что они этим погромом поборают по обижаемом русском боге, значило облегчить и ободрить их совесть, придавленную шевелившимся где-то на дне ее чувством, что как-никак, а погром не есть доброе дело. Первые казацкие восстания в конце XVI в., как мы видели, еще не имели того религиозно-национального характера. Но с начала XVII в. казачество постепенно втягивается в православно-церковную оппозицию. Казацкий гетман Сагайдачный со всем войском Запорожским вписался в киевское православное братство, в 1620 г. через иерусалимского патриарха самовольно, без разрешения своего правительства, восстановил высшую православную иерархию, которая и действовала под казацкой защитой. В 1625 г. глава этой новопоставленной иерархии, митрополит киевский, сам призвал на защиту православных киевлян запорожских казаков, которые и утопили киевского войта за притеснение православных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

В 1594 г. Иеремия II скончался в сане патриарха и на патриаршей кафедре. Кирилл Лукарис (1621-38). Один из замечательных патриархов после падения Византии. Своим обширным умом, ученостью, добродетелями, ревностью в вере и, наконец, несчастьями в жизни он напоминает святителей древних времен. Кирилл был воспитанником знаменитого александрийского патриарха Мелетия Пигаса, который дал ему прекрасное начальное образование в венецианском греческом коллегиуме и затем в университете в Падуе. По окончании образования Лукарис принял монашество и вскоре вступил на поприще церковной деятельности. В 1593 г., в качестве экзарха патр. Мелетия, он ездил в западную Россию и поддержал православных в борьбе с латинянами. В 1596 г. на Брестском соборе, при проведении унии, он был одним из главных поборников православия, чем навлек особую ненависть латинян. Он был вынужден спасаться бегством. Затем он предпринял путешествие в западноевропейские страны для изучения иностранных исповеданий с целью более успешной борьбы с ними. В 1600 г. он снова посетил западную Россию, укрепляя православных. В 1601 году после смерти патр. Мелетия, согласно его завещанию, Кирилл был поставлен его заместителем. Своим мудрым управлением он приобрел величайшее уважение не только в своем патриархате, но и в Константинополе, где все важные дела решались с его участием. В 1613 г., в качестве местоблюстителя, он управлял константинопольской патриархией, а в 1621 г. был единодушно избран заместителем скончавшегося патр. Тимофея I. Для него наступила пора особенно живой, но и несчастливой, деятельности. Главной его заботой было ограждение православных от латинской пропаганды. В борьбе с иезуитами провел он все свое патриаршество, пять раз был возводим на престол, и четыре раза низводим и, наконец, в 1638 г. запечатлел мученической кончиной свою ревность за православие. Паисий II занимал патриаршую кафедру с 1726 г. четыре раза. Он замечателен только тем, что в первое свое патриаршество издал соборное постановление о низшем клире. Постановление требовало, чтобы в священный сан возводились только люди образованные и благопристойные, причем за нарушение этого постановления определялось наказание. Эта мера была вызвана настоятельной необходимостью, так как, при беспорядках в церковном управлении и при недостатке школ, весьма часто случалось, что места священников отдавались людям совершенно неученым. В первое время после издания, постановление Паисия имело некоторое значение, но потом все приняло прежний вид.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

На представленные ими условия там не обратили должного внимания, а заставили их подписать, торжественно в присутствии папы и кардиналов прочитать и клятвою подтвердить за себя и русских иерархов католическое исповедание веры: в нем принимались определения флорентийского и тридентского соборов, анафематствовались всякие схизмы и ереси, осужденные и отвергнутые римскою церковью, признавались истинными догматические особенности католической церкви – filioque, чистилище, индульгенции, главенство папы, –  даже «обряды, установленные ею при совершении таинств». Все это было равносильно принятию чистого латинства и отречению от православной веры. Папа оставлял русским только православные обряды и церемонии, но и то с оговоркою: «если они не противны учению католической веры и не препятствуют общению с римскою церковью» – оговоркой, дававшей ему возможность при случае отменить их. Составлены были письменный акт о соединении церквей и «постановление»; на память выбита медаль с изображением на одной стороне папы Климента VIII, на другой – коленопреклоненных пред папою русских епископов и с надписью: «ruthenis receptis». Извещая об этом Сигизмунда, папа просил его оказать русским владыкам те милости, о которых они ходатайствуют и которые он обещал им. Когда Терлецкий и Поцей возвратились в Россию, они встретили здесь решительный протест. На генеральном варшавском сейме (1596 г.) депутаты от разных воеводств (киевского, волынского, минского, новогрудскаоо, полоцкого и др.) от имени своих избирателей подали королю просьбу о лишении Кирилла и Ипатия духовного сана за самовольное подчинение папе и измену вере; такую же просьбу лично от себя подал и Острожский; в разных городах вносились в актовые книги протесты против этих епископов; им отказывали в повиновении. Но Сигизмунд старался поддержать их и подвергал наказанию горячих противников унии; так, он осудил на изгнание из своего государства, прежде осужденных собором в Новогрудке, Ст. Зизания, Василия и Герасима. Покровительствуемые королем, Терлецкий и Поцей смело водворяли унию в своих епархиях: священников, не соглашавшихся на унию, изгоняли из приходов, лишали сана и заключали в тюрьму, мирян анафематствовали, по церквам велели поминать папу; а когда члены брестского церковного братства воспротивились унии, отказывались ходить в церкви, где поминался папа, и собирались на молитву по частным домам, Поцей запретил священникам ходить к ним в дома и совершать для них какие – либо церковные требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Монастырский; † 17.01.1697, Киев), игум. киевского Кирилловского мон-ря. И. род. в Перемышльском крае, происходил из евр. семьи, к-рая купила шляхетство у рода Монастырских (герб Сас). Сведения об И. до кон. 70-х гг. XVII в. скудны. Нек-рое время он преподавал философию во Львове и в Люблине. После принятия Православия был пострижен в монашество, стал игуменом Преображенского мон-ря в Люблине (после 1650, когда из мон-ря были изгнаны униаты), имел титул «деражицкий архимандрит» (вероятно, возглавлял архимандритию с центром в мест. Дережичи близ Дрогобыча, где до 1531 был основан правосл. мон-рь; см.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 524). В период игуменства в Люблине И., видимо, имел тесные контакты с Киевским митр. Антонием (Винницким) , жившим тогда в Перемышле, и с Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) . 10 дек. 1678 г. И. привез киевскому воеводе кн. М. А. Голицыну письма от этих иерархов к царю Феодору Алексеевичу и к левобережному гетману И. Самойловичу с просьбой противодействовать распространению унии (см. Брестская уния 1596 г. ) в Речи Посполитой. В Киеве И. получил рекомендательные письма кн. Голицына и гетмана Самойловича и с ними направился к царю. В кон. дек. 1678 г. И. прибыл в Москву, объявил в Посольском приказе о цели приезда и вскоре был принят царем. Во время встречи передал государю письма и рассказал о притеснениях, чинимых православным в Речи Посполитой. И. привез в Москву ряд документов, в частности, правосл. исповедание веры Гедеона (Святополк-Четвертинского) перед архиерейской хиротонией и письмо ему униат. Киевского митр. Киприана Жоховского от 22 авг. 1678 г. с предложением о переходе в унию. Щедро одарив И., царь 18 янв. 1679 г. послал с ним печатную Минею «в добром переплете безденежно» для еп. Гедеона и сопроводительную грамоту. И. было поручено сообщить о желании России защищать права правосл. населения Речи Посполитой. Игум. Иннокентий (Монастырский). Роспись юж. нефа Кирилловской ц. в Киеве. XVII в.

http://pravenc.ru/text/468735.html

16. Monumenta Ucrainae historica. Romae, 1964. T. 1. P. 68-69. 17. Опубликовано в: Антиризис, или апология против Христофора Филалета//Российская историческая библиотека. Т. 19. СПб., 1903. Стб. 620-622. 18. Грамоты Собора 1591 г. опубликованы в: Жукович П.Н. Брестский собор 1591 г. (по новооткрытой грамоте, содержащей деяния его)//Известия отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. XII. Кн. 2. СПб., 1907. С. 45-71. 19. Подробное описание этих событий см.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 5. М., 1996. С.283-284. 20. М. Дмитриев полагает, что до 1592 г. о грамоте не было известно ни королю, ни католическим иерархам. См.: Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 142. 21. Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. Киев, 1859. 79. 22. Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 142-143. 23. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 33. 24. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события/Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. 134. 25. Текст см. стб. 1133–1137: Апокрисис//Российская историческая библиотека. Т. 7. СПб., 1882 (Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 2). Стб. 1003–1820. 26. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события/Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. 134. 27. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 33. 28. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события/Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. 135; Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 144.

http://pravoslavie.ru/36437.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010