Состав имений Перемышльской кафедры известен по источникам XVII в. В 1628 г. кафедра помимо Валявы, где находилась резиденция епископа, владела селами: Владыче (ныне в черте Пшемысля), Смильница, Лавров, Спас, Страшевичи, Велюнице, Бусовиско, Микулинцы (в пригороде Перемышля), Подзамче, Вильче; части в Луках и Созани у Самбора, в Ниновичах у Радымно, в Шегинях и Хрушовице (Грушовичах) под Медыкой, в Витошиньце под Перемышлем. Владения были гораздо скромнее собственности римско-католической кафедры. Встречающиеся в лит-ре имена епископов, якобы занимавших Перемышльскую кафедру в XIII-XV вв. (Иеремия в 1282, Сергий в 1283, 1287, Георгий в 1315, Кирилл Волошин в 1353, Василий в 1385, Афанасий Дрогоевский в 1440), восходят к т. н. грамотам Льва Даниловича, подававшимся при ревизии прав на землю в 60-х гг. XVI в. Их подлинность вызывала сомнения уже у исследователей XIX в. Так, в грамоте 1302 г. в качестве свидетелей выступают митр. Киприан и Перемышльский еп. Иларион. Очевидно, что текст заимствован из документа кон. XIV в., поскольку в 80-х гг. XIV в. действовали Киевский митр. св. Киприан и еп. Иларион. П. е. делилась на наместничества. Древнейшими являются Дрогобычское, Любачевское и Стрыйское наместничества, упоминаемые в документах с 1578-1589 гг. Из актов правосл. Брестского Собора 1596 г. (см. в ст. Брестская уния 1596 г. ) известно о существовании наместничеств в Ярославе, Самборе, Сколе и Перемышле. В 1-й пол. XVII в. существовали также наместничества в Городке, Бече, Мушици. В 1694 г. Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), незадолго до этого перешедший в унию, на епархиальном собрании сообщил сведения о епархии, к-рая в то время была разделена на 31 деканат: Беч, Бирча, Высоцкое, Городок, Добромиль, Дрогобыч, Жукотин, Затварница, Кросно, Лежайск, Леско, Любачев, Мокряны, Мостиска, Мушина, Мысцова, Ланки, Пельня, Поромнык, Перемышль, Самбор, Санок, Судовая Вишня, Сколе, Ст. Соль, Ст. Самбор, Стрый, Тарногрод, Ярослав, Яслиска, Яворов. Очевидно, деление на деканаты в кон.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

История воссоединения западнорусских униатов с православной церковью начинается с того самого времени, как введена в польском государстве уния: можно даже сказать, что она началась еще до объявления унии. Еще до утверждения унии папою Климентом VIII и до обнародования её на брестском соборе 1596 года, два епископа, согласившиеся было на унию: львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский, отказались от неё. 3 О времени первого униатского митрополита, Михаила Рогозы сами униаты говорят, что к концу его жизни едва несколько человек были действительными униатами, 4 а православные писатели, современники начала унии, утверждают, что и сам митрополит Михаил, умирая, раскаивался в ней. 5 При втором униатском митрополите, Ипатии Поцее, в 1608–09 годах, по поводу основания базилианского ордена, заволновались не только православные, никогда не признававшие себя униатами, но и весьма многие униаты, действительно повиновавшиеся до того времени униатской иерархии. 6 В 1620 году, когда в Киеве восстановлена была высшая православная иерархия для всех западнорусских епархий, давно уже объявленных униатскими, то во всех этих епархиях православие так могущественно восстановлялось, что униатские власти приходили в отчаяние, и польское правительство вынуждено было в 1632–33 годах признать православного киевского митрополита и четырех православных епископов: львовского, перемышльского, луцкого и могилевского, законными иерархами этих епархий. 7 Во времена казацких войн и особенно, во времена войн с Польшей Богдана Хмельницкого и царя Алексея Михайловича, уния быстро исчезала во всех областях, где падала польская власть, и восстановленное православие являлось в таком могуществе, что гетман Хмельницкий прямо заговорил об уничтожении унии вообще в Польше и заставил польское правительство внести это решение в договор с ним. 8 Решение это не было исполнено Польшей, но замечательно, что оно сохраняло полную силу во всех тех местах, где жили и боролись с Польшей казаки. Так, именно было в западной малороссийской Украине до двадцатых годов XVIII столетия. В ней исчезли все остатки унии, и не раз это стремление восстановить русскую жизнь в гражданском и религиозном смысле охватывало всю западную Малороссию от Украины до пределов Галиции и Холмской области, в одну сторону, и до лесов и болот припетских – в другую. Так бывало не только во времена Хмельницкого, но и позднее, во времена Палия (1693–1711). 9

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

На сегодня существует реальная заинтересованность обеих сторон в плодотворном развитии двустороннего диалога между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Что касается встречи Предстоятелей наших Церквей, то она вполне возможна, однако нуждается в тщательной подготовке. Мы не исключали, что сможем организовать ее при Папе Бенедикте, но не успели. Не вижу, почему бы она не могла осуществиться при Папе Франциске. Еще прошлой осенью мне казалось, что стороны готовы к тому, чтобы начать ее готовить. Но события на Украине очень существенно отбросили нас назад. Это связано, в первую очередь, с действиями греко-католиков, которых Римско-Католическая Церковь воспринимает как " мост " между Востоком и Западом, а мы воспринимаем как серьезное препятствие к диалогу между Православием и католичеством. Ни для кого не секрет, что уния всегда была и остается спецпроектом Римско-Католической Церкви, направленным на обращение православных в католичество. При помощи светской власти униаты в течение многих веков действовали в ущерб Православной Церкви, захватывая православные храмы и монастыри, обращая в католичество простой народ, всячески притесняя православное духовенство. Так было в Польско-литовском княжестве после Брестской унии 1596 года, так было и на рубеже 1980-90-х годов в Западной Украине. В нынешнем гражданском противостоянии греко-католики сразу же заняли позицию одной из сторон, вошли в активное взаимодействие с раскольниками. Глава УГКЦ совместно с главой так называемого Киевского патриархата ходил по кабинетам Госдепартамента США, призывая американские власти вмешаться в ситуацию и навести порядок в Украине. По сути, речь идет об очередном крестовом походе против Православия. В Ватикане нам говорят, что на действия греко-католиков повлиять не могут, поскольку те обладают автономией. Но и отмежеваться от этих действий Ватикан не хочет. В такой ситуации стало сложнее говорить о проведении в ближайшем будущем встречи Папы Римского с Патриархом Московским. Необходимо подождать, пока зарубцуются недавно нанесенные раны. Тем не менее, мы не теряем надежду на то, что отношения между православными и католиками нормализуются.

http://religare.ru/2_104086.html

Не миновала униональная политика Рима и исконно православные земли Восточной Европы. В XIII в. католицизм проникает в юго-западные области Руси. Папы предлагают русским князьям королевские титулы и военную помощь в ответ на переход в католическую веру. В 1439 г. Русская Церковь, канонически подчинявшаяся Константинополю, была представлена митрополитом Исидором (по происхождению – грек или эллинизированный болгарин) на Ферраро-Флорентийском соборе. Там восточная иерархия, надеясь на помощь Рима в борьбе с турецкими завоевателями, изменила Православию и заключила унию с Римской Церковью. Одним из инициаторов и ревностных приверженцев Флорентийской унии был митрополит Исидор, возведенный Папой за свои «труды» в кардинальское достоинство. В Москве Флорентийская уния была решительно отвергнута, а сам Исидор был вынужден бежать за пределы государства. Интересно отметить, что Флорентийская уния стала главной причиной установления Русской Церковью самостоятельности (автокефалии) от Константинопольского Патриарха. На этом попытки склонить в унию православных славян со стороны Рима не закончились. Латинские миссионеры, начиная с XIV века, разворачивают активную прозелитическую деятельность в западнорусских землях (находившихся под владычеством Польского королевства и Литовского княжества). После образования Речи Посполитой католицизм становится господствующей в государстве религией и пользуется привилегиями, недоступными для православного населения. Перманентное давление со стороны государства, а также предательство ряда иерархов привело в 1596 г. к заключению Брестской унии и созданию Униатской (Греко-католической) церкви. После этого начинается серьезное притеснение православного духовенства и мирян, вплоть до насильственного отбора храмов и монастырей в пользу Греко-католической церкви. Униаты с разным успехом действовали на территории современной Украины и Белоруссии на протяжении нескольких столетий вплоть до 1946 г., когда советское правительство решило ликвидировать греко-католиков из-за поддержки, оказываемой ими германским нацистам и местным националистам. Стоит отметить, что во время оккупации нацистами Западной Украины, униаты самыми различными способами ущемляли местное православное население.

http://bogoslov.ru/article/4871082

Один из корецких князей, ревностный сын Православной Церкви, князь Евфимий активно защищал свое княжество от наполняющих Волынь католиков. Он видел в этом надвигающуюся угрозу Православной Церкви и решил восстановить Корецкий женский монастырь, который в самые трудные времена объединял народ. В 1571 году на руинах древней обители он закладывает новый женский монастырь. Начатое отцом строительство монастыря было завершено Иоакимом. Князь Иоаким ревностно защищал Православие от активного наступления католичества. Польский король Владислав издал указ о насильственном присоединении к унии всех православных священников и мирян, приказав строго наказывать всех ослушников его воли. Величайшие притеснения и преследования, которым подверглась Западная Русь от польских правителей, дошли до крайних пределов. Польские ханы запечатывали православные храмы и отдавали их в аренду евреям, запрещали открыто исповедовать православную веру, исполнять обряды и уставы Православной Церкви, оскорбляли и унижали православное духовенство, за малейшее неповиновение или сопротивление своим беззаконным требованиям подвергали людей жесточайшим наказаниям. Все это мешало окончанию строительства монастыря, и поэтому работы были завершены только к осени 1579 года. Так как древняя Корецкая обитель воскресла из пепла, то князь Иоаким пожелал освятить монастырский храм в честь Воскресения Христова. Так возродился из руин и начал жизнь новый Корецкий Свято-Воскресенский женский монастырь. Не прошло 16 лет, как Волынь постигло новое бедствие. В 1596 году была заключена Брестская уния. Началась польско-католическая экспансия, и в течение последующих 20 лет из 57 православных монастырей осталось лишь 9 мужских и один Корецкий женский монастырь. В духовной борьбе за сохранение Православия Корецкому монастырю помогали протоиерей Лаврентий и Стефан Тустановские. Благодаря их проповеднической и антикатолической деятельности, Корецкий монастырь становится оплотом Православия на Волыни. Православным верующим силой навязывалась уния, поэтому многие иноки и инокини бежали в обители, что дольше других хранили Православие: в Почаевский Успенский и в новооснованный Воскресенский Корецкий женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=18017

Магнат отстаивал права православных. Благодаря вмешательству киевского воеводы кор. Стефан Баторий в 1584 г. разрешил правосл. жителям Львова совершать церковные праздники в соответствии с юлианским календарем (ранее католич. Львовский еп. Я. Д. Соликовский приказал закрыть правосл. церкви в городе на Рождество, заставляя православных перейти на григорианский календарь). В 1590 г. К. К. запретил старостам в его имениях привлекать к светскому суду правосл. духовенство и причинять вред церковным владениям. Однако сам он в своих владениях наказывал клириков за проступки вплоть до запрета в служении. Под особым покровительством К. К. состояли Луцко-Острожская, Турово-Пинская и Владимиро-Брестская правосл. епархии. Короли считались с его мнением при назначении на эти кафедры архиереев. В 1585 г. он защищал имущество вакантной Луцко-Острожской епископии. При содействии К. К. Михаил (Рагоза) получил в 1589 г. от кор. Сигизмунда III привилей на Киевскую митрополию. В 1592 г. Сигизмунд III подписал жалованную грамоту, в которой обещал не совершать назначений на высшие должности в православной Церкви без совета с киевским воеводой. Подлинность этого документа оспаривалась некоторыми историками, но его публикация в 1597 г. (т. е. при жизни Сигизмунда III) в полемическом произведении «Апокрисис» свидетельствует о подлинности грамоты. Заключенная в 1596 г. Брестская уния , не принятая К. К., лишила грамоту силы. Последнее назначение, при к-ром король учел мнение киевского воеводы, имело место в 1593 г.: благодаря поддержке К. К. Владимиро-Брестским епископом стал Ипатий Потей . Жалованная грамота 1592 г. является свидетельством признания властями выдающейся роли, к-рую К. К. играл в жизни правосл. Церкви в Речи Посполитой. К-польский патриарх Иеремия II Транос называл князя «хранителем святой Церкви». Александрийский патриарх Мелетий I Пигас после заключения Брестской унии даровал ему - единственному мирянину - звание экзарха. В свою очередь православные считали князя, как он сам об этом писал в 1595 г., «предводителем Русской Церкви». Авторитет К. К. был тем более значим, что в это время его недоставало большинству правосл. епископов в Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Для того чтобы создать " поместную церковь " под эгидой Константинопольского Патриарха, необходимо объединить эти две структуры. Так как это не удалось на " Соборе " УАПЦ, под давлением правительства 18 сентября " епископы " УАПЦ и КП подписали письмо Патриарху Варфоломею, где содержится просьба о создании постоянно действующей комиссии, которая бы размещалась в Киеве, вела согласительные переговоры " со всеми заинтересованными сторонами " и способствовала организации многосторонних переговоров, в которых бы приняли участие представители УАПЦ, КП, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата " , представители Патриарха Варфоломея и Патриарха Алексия. Подобного рода конструкция не имеет никаких канонических оправданий: представители раскольнических группировок могут вернуться в Церковь только одним путем - путем покаяния в грехе раскола. Для этого не нужно никаких комиссий, тем более из представителей Леонида Кучмы и Патриарха Варфоломея, который вообще не имеет никаких прав что-либо предпринимать на канонической территории Русской Православной Церкви. Впрочем, напрашиваются исторические хронологии - подобным образом, путем всякого рода переговоров и сделок, создавалась печальной памяти Брестская уния 1596 года. 24 октября 2000 года президент Кучма принял лидеров УАПЦ " архиепископа " Игоря Исиченко и " митрополита " Мефодия Кудрякова. На встрече Кучма заявил о том, что государство продолжит работу по созданию Украинской поместной церкви, т.е. вмешательство в церковные дела будет продолжено. 8 ноября по 3 представителя от " Киевского Патриархата " и " УАПЦ " отправились в Стамбул, где в Константинопольской Патриархии при участии секретаря Синода Константинопольской Патриархии митрополита Филадельфийского Мелитона - одного из самых экуменически настроенных иерархов, представителями " Киевского Патриархата " и УАПЦ был подписан документ под названием " Договоренность " . Согласно этому документу подписавшие стороны отказываются от взаимных обвинений и от перехода из одной " церкви " в другую. До " объединительного собора " обе группировки отказываются от " рукоположения " " епископов " . Затем делегация раскольников была принята Патриархом Варфоломеем, который обещал, в случае объединения УАПЦ и Киевского Патриархата, предоставить этому собранию автокефалию. Создана также " согласительная комиссия " из представителей Варфоломея и раскольников.

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/ukr...

Ж. проявил значительную активность в деле организации издательской деятельности. В 1683 г. на совещании у папского нунция в Варшаве по инициативе Ж. было принято решение начать издание богослужебных книг для униатов, для чего была создана специальная литургическая комиссия под его руководством. Митрополит намеревался создать отдельную униат. типографию, выбрав для этого Супрасльский мон-рь, но встретил сопротивление со стороны настоятеля и братии обители. Лишь после смерти в 1691 г. архим. Иосифа Михневича Ж. получил возможность устроить в Супрасльском мон-ре типографию, но не успел довести задуманное до конца. В 1695 г., через 2 года после смерти Ж., в Супрасльской типографии было закончено печатание униат. Служебника, начатое Ж. еще в типографии виленских василиан. Впосл. этим Служебником как авторитетным изданием пользовалась униат. Церковь. Соч.: Colloquium Lubelskie. Leopoli, 1680. Лит.: Welykyj A. G. Epistolae Metropolitarum Kioviensium catholicorum: Zochovskyj, Zalenskyj, Vynnyckyj, 1674-1713. R., 1958. (Analecta OSBM; Sect. 3. Vol. 3); idem. Litterae Episcoporum historiam Ucrainae illustrantes. R., 1968. Vol. 12; 1969. Vol. 13; 1977. Vol. 14; Wojnar M. M. De protoarchimandrita basilianorum, 1617-1804. R., 1958; Назарко I. Kuïbcьki i Гaлuцьki Митрополити: 1590-1960. Рим, 1962; Bendza M. Tendencje unijne wzgldem cerkwi prawosawnej w Rzeczypospolitej w latach 1674-1686. Warsz., 1987; Блажейовський Д. Киïвськоï Церкви: 861-1996. Льbib, 1996; Великий А. Г. З лimonucy християнськоï Украïни. Рим; Льbib, 2000. Кн. 5; Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Нек-рые обстоятельства и средства поддержания белорусско-украинской униатской литургической практики в XVII-XIX вв.//ДРВМ. 2000. 2. С. 125-137. В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: АЛЬБЕРТИН иезуитская миссия и новициат византийско-слав. обряда в Слонимском повете Польши в 1924 - 1939 гг. БРЕСТСКАЯ УНИЯ решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католич. Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения

http://pravenc.ru/text/182341.html

Но народ крепко стоял за свою веру. Тогда иезуиты перекинули мост к латинству и выдумали церковную унию т. е. отрицание православных догматов в пользу католического вероучения при верности православным обрядам. Натолкнувшись в среде народа на чувство глубокого уважения к вере предков, иезуиты всякими неправдами привлекают к своему делу представителей высшей иерархии и создают пресловутый Брестский собор (1596 г.), принявший унию 9 . Это был первый фазис юридической жизни унии. Польское правительство своими насилиями довершило его. Под гнетом этих насилий, народ, не привыкший к догматическим тонкостям и обманутый целостью и не поврежденностью обряда, поневоле принимал унию. Конечно, Риму было не безъизвестно, как принимается западнорусским народом ненавидимая лит., созданная иезуитами уния. Но он позорно игнорировал это, ибо смотрел на унию, как на первый шаг к полному обращению православных в латинство. В стремлении к этой цели с 1569 года и заключается вся политика Римской курии в отношении к униатам. Этим объясняется стремление Рима преобразовать униатское монашество в один из орденов латинской церкви с непосредственным подчинением его наци чрез прото-архимандрита, в этом заключается причина введения, в униатскую церковь латинских обрядов, обычаев и учения, будто бы более просвещенных, взамен невежественных и грубых, здесь же скрывается причина тех поощрений и похвал, который щедрой рукой рассыпал Рим частным лицам, обратившимся из унии в латинство. В этом смысле весьма важное значение имел униатский Замойский собор, созванный по инициативе униатского митрополита Льва Кишки и происходивший под председательством папского нунция Иеронима Гримальди. Целью его и было именно – окатоличить униатскую церковь , приблизить, насколько возможно, к латинству и организовать ее, по латинскому образцу. Замойский собор 1720 г. был вторым фазисом жизни униатской церкви 10 . Нельзя не заметить, как высчитаны иезуитские планы Рима. Со времени принятия унии прошло больше ста лет: западнорусский народ под давлением польского правительства усвоился и обжился с ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Особенностью раздела «История Церкви» является публикация нескольких статей, подготовленных учеными, работающими не в Киевской Духовной Академии, а в других образовательных и научно-исследовательских центрах. В статье профессора Московской Духовной Академии архимандрита Макария (Веретенникова) «”Ослиное” погребение» (с. 132-136) представлен обзор известных как в русской, так и в общей церковной истории примеров добровольного отказа подвижников от погребения с почестями, дабы избежать посмертного почитания. Словосочетание, вынесенное в название статьи, заимствовано из Книги Пророка Иеремии (Иер 22, 18-19). Приводя примеры завещаний подвижников благочестия о погребении их тел в безвестных местах (преподобные Антоний Великий, Лука Элладский, Феофил Мироточивый, Нил Сорский, святитель Константин, митрополит Киевский), архимандрит Макарий приходит к выводу, что хотя подобные случаи известны в истории Церкви, все же «”ослиное” погребение — удел немногих совершенных». Также в указанном разделе помещена статья известного польского исследователя, заведующего кафедрой истории средневековой Европы Белостокского университета профессора А. В. Мироновича «Православная Церковь и уния на территории Речи Посполитой в 1596-1620-х годах» (с. 137-161). Как видно из названия, статья посвящена анализу взаимоотношений православных и греко-католиков на территории современных Украины и Беларуси в первые десятилетия после заключения Брестской унии. Особое внимание профессор Миронович уделяет деятельности Иерусалимского Патриарха Феофана III, восстановившего православную иерархию в Киевской Митрополии во время своего путешествия по Речи Посполитой в 1620-21 гг. Несомненную ценность представляет и статья, подготовленная преподавателем КДАиС В. В. Бурегой в соавторстве с доктором исторических наук известным современным церковным историком из Санкт-Петербурга М. В. Шкаровским «Русская Православная Церковь Заграницей и православные приходы в Чехии и Моравии в годы Второй мировой войны» (с. 162-196).

http://bogoslov.ru/article/371851

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010