Брат-христианин! Если хочешь тогда плакать от радости, плачь теперь от горести перед страждущим Искупителем, старайся спострадать Ему в седмицу страстей Его, проси о том Бога, употреби всё, чтобы видеть ее, и видеть надлежащим образом! Церковное празднование Христу обыкновенно не есть простое воспоминание события из жизни Христовой, а введение в празднующую душу Христа, обещавшего прийти и обитель сотворить у того, кто Его возлюбит и призовет Его устами состраждущего Ему сердца. Какая же потеря для христианина, если суета возьмет его от Христа и вместо седмицы страстей Христовых заставит видеть всё ту же нескончаемую седмицу его собственных, погибельных страстей! Братия! Кто поистине душеполезную совершил Четыредесятницу, тот тем самым уже предочистил душевное око свое для видения святой и великой седмицы страстей Христовых. У кого же Четыредесятница, к несчастью, служила на пользу более телу, нежели душе, тот, по крайней мере, в этот единонадесятый час покаяния пусть обратится лицом к Господу и просветится. Дивное, преславное и всерадостное событие, празднуемое ныне, — воскресение мертвеца четверодневного — пусть воздвигнет и наш дух из гроба суеты и оживит для новой, богозрительной жизни! Восторженные восклицания завтрашнего праздника пусть увлекут и нас вослед Христу! Пойдем и мы ( Ин.11:16 ) вместе с апостолами! Приидите, очищенными смыслы сшествуим Ему . Вот, жених идет. Души благочестивые, выходите навстречу ему ( Мф.25:6 )! Аминь. Слово в шестую Неделю Великого поста (Ваий) Кто Сей? Мф.21:10 Нельзя не подивиться, что спрашивает таким образом об Иисусе Христе тот самый город, в котором Он столько сотворил знамений и чудес, особенно, если припомним, что перед самым прибытием Его в Иерусалим там уже искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: Как вы думаете? Не придет ли Он на праздник? ( Ин.11:56 .) Уже покрывало ослепления упадало на очи христоубийственного народа. Скоро Иерусалим совершенно откажется от Помазанника Божия! Неуместной пытливости ответом были слова народа, предшествовавшего и последовавшего Господу: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского ( Мф.21:11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Как часто мы прогневляем Всеблагого своими злобами, Прещедрого – своей скупостью, Вседоброжелательного – недоброжелательностью и завистью, Святого и Праведного своими беззакониями, нечистотами, своими неправдами непрестанными! Знаем, что воля Его праведна, свята, блага, совершенна, животворна для нас, и при всем том не исполняем ее или исполняем только отчасти и в известное время при благоприятных обстоятельствах, а при неблагоприятных – нет, потому что бороться с грехом не хотим, потому что любим очень самих себя, а не закон Божий, не ближнего. Например: кто охотно делится своим добром с ближними? Кто охотно переносит злословие, гордость ближнего? Многим из ученых или грамотеев надо чаще предлагать вопросы: волю Отца Небесного исполняешь? Об исполнении ее печешься, ревнуешь? Да и всем надо вопрос этот чаще задавать. А то Бог знает чем все занимаются. Еще вопрос: есть ли у души твоей одеяние брачное – одеяние смирения, чистоты, милосердия, послушания и пр.? Врагам Божиим говори: вы будете подножие ног Божиих. Положу враги Твоя подножие ног Твоих [ Пс. 109, 1 ]. Не ешь и не пей рано поутру, особенно когда с вечера хорошо закусил. Не ешь и не пей поутру, когда в природе существует пасмурность и какая-то тяжесть и когда атмосфера пресыщена водами, – как можно будь тогда умереннее. Хочу ныне побеседовать с вами, о братия, об усилившейся особенно ныне болезни души – самолюбии, и об оскудении дел милости и о необходимости подавать милостыню. Самолюбие (эгоизм) христиан достигло ныне высшей степени: всякий заботится только о себе, хлопочет только о себе, до ближнего, бедного, сироты дела ему нет, – и добро бы хлопотали только о нужных себе вещах – нет, всякий почти хлопочет об удовлетворении своим прихотям: о том, как бы лакомее поесть-попить, понаряднее одеться, поизящнее и пороскошнее убрать свою квартиру, покурить дорогого табаку, купить для этой суеты роскошную суету – серебряную и даже позолоченную, чтобы носить в ней предмет своей прихоти – сигары и папиросы; чтобы выпить больше вина да наделать проказ или чтоб выпить вина доброго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сам истинный монах, прошедший всю школу монастырского воспитания и на себе изведавший благотворное влияние ее, новопреставленный был истинным монахолюбцем и опытнейшим, умным руководителем монашеского воспитания. На себе испытал он весь труд и всю трудность иноческого делания, обогатился опытами других, углубил свое знание пути монашеского делания прилежным, рассудительным чтением аскетических творений великих отцев, и изощренный взор его насквозь видел духовно-нравственное состояние им руководимых иноков, и знал он и умел дать советы и наставления соответственно нравственному состоянию каждого. Братия св. обители сей! Вы лучше меня знаете эту высокую черту вашего незабвенного руководителя и лучше меня можете судить о ней, и не можете, надеюсь, отказать мне в уверительном подтверждении, что, говоря так, я не преувеличиваю, а скорее по немощи слабо изображаю эту черту. Для посторонних же видимым и осязательным свидетельством его любви к монашеству и мудрости в руководстве монашествующей братии служит устроение им нескольких обителей около главной обители и в зависимости от нее, обителей с различным внутренним строем. Зная хорошо жизнь монашескую, он хорошо знал, что монашествующие имеют склонности и дары не к одинаковой жизни, ов убо сице, ов же сице ( 1Кор.7:7 ); и вот он устрояет обитель общежительную, а затем уединенно-скитскую отшельническую. Каждый избирай тот или другой образ жизни, какой кому сроднее по характеру, испытай, узнай и подвизайся по данному дару. Тяжело в шуме доступной миру обители, тяготит и смущает неизбежное в ней приражение суеты мира, хочешь наглядно осуществить идею нестяжательности: иди в общежитие, в уединение, и – подвизайся; мало этого, хочешь еще большего уединения, отшельничества: иди еще далее в пустыню, и – подвизайся. Тяжек подвиг отшельнический, нет сил выноситъ его, одолевает борьба помыслов: возвращайся в общежитие, и подвизайся, только подвизайся; и здесь тяжело: возвращайся в обитель, и подвизайся, только подвизайся, не унывай. Так мудрый монахолюбец и руководитель практически разрешал нередко столь неправильно и легкомысленно понимаемый некоторыми так называемый вопрос об общежительстве монастырей, неискусное решение которого может грозить значительной опасностию для правильной монастырской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

В мире собственно мирского нет ничего, братия! Мир богат тогда только, как богаты люди, – умен, когда только обладатели умны; а сам он совершенно ничего не имеет своего, кроме суеты сует, ничтожества, гибели. Не будь у людей мирских почестей, ума, здравия, счастия; и в мире нет для них ничего: в нем одна, повторяю, пустота и крушение духа. Мир не любит, не ласкает, не принимает к себе не имеющих ничего. Он, как гостиница, держится только избытками путников и посетителей. Чем же в мире восполнить человеку собственные лишение свои? «И шед прилепися единому от жителей той страны, – продолжает притча о блудном сыне, – и посла его на села своя пасти свиния: и желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния; и никтоже даяше ему». Какое плачевное состояние для такого особенно человека, каков был упоминаемый в притче пока жил при таком отце своем, каков отец евангельский! Между тем не видали ль иногда, слушатели мои, сами вы, как промотавшиеся в мире люди ведут наконец жизнь свинопасов, и как они в лохмотьях, часто с поврежденным рассудком, с разбитыми лицами, с помраченными чувствами бродят иногда по улицам около зазорных мест и готовы предаваться самым низким, нечистым, скаредным удовольствиям? Но и тех удовольствий не дозволяют им. Свиньи, сколь они, в сравнении с человеком, ни нечисты, но как свиньи по природе своей и как чья-либо собственность, стоят уже для владельцев их большего попечения, нежели люди, приложившиеся к скотом несмысленным и уподобившиеся им. В таком прежалком состоянии, по нравственности, человек бывает, по выражению Церкви, горее, хуже скота! Посмотрите на душевное его состояние, независимо от внешнего (Слово наипаче о душевном нашем состоянии). Раскройте мысли человека распутного, кто бы он ни был с вида, войдите в его понятия, вникните в намерения, пройдите в расположения души: и вы тотчас увидите в душе нравственно потерявшегося человека истинно свиное стадо с гадаринскими бесами, в него вшедшими. Что же в таком состоянии наш упоминаемый в Евангелии распутный сын? О, слава Богу! В нем оставалась еще искра Богоподобной природы, еще таилась в нем память о небесном происхождении его: и в один день умел он еще воспользоваться самым бедствием своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Восчувствовавший грехи свои выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых, когда обитель его будет среди многолюдства. Кто один час провел воздыхая о душе своей, тот выше доставляющего пользу целому миру своим лицезрением. Кто сподобился увидеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть Ангелов. Ибо последний входит в общение очами телесными, а первый очами душевными. Кто последует Христу в уединенном плаче, тот лучше похваляющегося собою в собраниях. Никто да не выставляет на среду сказанного Апостолом: Молилбыхся аз отлучен быти от Христа (Рим.9:3). Кто приял силу Павлову, тому и повелевается это делать. А Павел для пользы мира поят был пребывающим в нем Духом, как сам засвидетельствовал, что делал сие не по своей воле. Ибо говорит он: ...нужда ми належит, горе же мне есть, аще не благовествую (1Кор.9:16). И избрание Павла было не для того, чтобы показать ему образ своего покаяния, но чтобы благовествовать человечеству; для сего приял он и преизбыточествующую силу. Впрочем, будем мы, братия, любить безмолвие, пока мир не умерщвлен в сердцах наших. Будем всегда памятовать о смерти, и в сем помышлении приближаться к Богу сердцем своим, и пренебрегать суеты мира, и презренными соделаются в глазах наших мирские удовольствия, с приятностию в болезненном теле претерпим всегдашнюю праздность безмолвия, чтобы сподобиться наслаждения с теми, которые в вертепах и пропастях земных (Евр.11:38) чают славного откровения Господа нашего с Небеси. Ему и Отцу Его и Святому Его Духу слава, и честь, и держава, и велелепие во веки веков! Аминь. Примечания 1. Древним славянским переводом подтверждается греческое чтение: εχεις, а не перевод Паисиев: Бог имеет.   Слово 42. Послание к одному из возлюбленных Исааком, в котором предлагает он: а) учение о тайнах безмолвия и о том, что многие, по незнанию сих таин, Поелику вынужден я обязанностию необходимо писать к тебе, брат, о должном, то письмом моим, по нашему данному тебе обещанию, извещаю любовь твою, что нашел я тебя строгостию жития своего приуготовившим себя к тому, чтобы идти на пребывание в безмолвии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/939/...

Казалось бы, что такое дело, как дело, говорящее само за себя, не должно встречать никаких возражений. Но есть к прискорбию люди, которые, как мне лично пришлось убедиться, относятся к нему с предубеждением и, называя его бесполезною затеей, говорят: «Ужели вы, пастыри, надеетесь в настоящее время принести какую-нибудь пользу вашими духовными беседами и чтениями? Ужели не видите, какая пропасть отделяет сейчас народ наш от церкви? Наш век – век практический. Наше время – время исключительного стремления к устроению внешнего, материального благосостояния. Оно слишком быстро идет вперед в осуществлении своих практических целей, слишком много строит себе планов для осуществления в будущем. В этой беспокойной суматохе, на этом базаре житейской суеты будет ли местечко для Господа, найдется ли ухо для Его слова? На чем же основывается ваша надежда, что вы вашими чтениями можете еще что-нибудь сделать полезное для народной нравственности?» Правда, нужно быть слишком самоуверенными, чтобы, принимаясь за такое дело, предаваться каким-нибудь золотым грезам и сладким мечтам; но, с другой стороны, нужно совсем не иметь веры в силу Бога и действенность Его слова, чтобы приходить при этом в уныние и опускать руки. Поприще священнического служения, которое проходим сейчас мы, братия, – сопастырей, проходил некогда и Сам Спаситель. И вот когда увидел Он толпы современного Ему народа, увидел, как каждый шел своею дорогою, увидел, как одни из них жили в изобилии и довольстве, в неге и покое, в роскоши и удовольствиях, а другие воздыхали под тяжестью своего потового труда, увидел, как мало веровали они и в Него Самого, тогда сказал Он: «Велика жатва... Просите Господина жатвы, чтобы выслал работников на жатву Свою» ( Лк.10:2 ). И тогда, следовательно, было тоже равнодушие к религии, тоже маловерие и 6езверие, как и сейчас, и однако Спаситель не пришел от этого в уныние. Напротив, там, где другие ничего не видели, кроме напрасного труда и безуспешности, кроме неисправимой нравственной порчи и растления, где другие, проходя мимо, пожимали только плечами, там всепроникающее око Спасителя усмотрело обильную жатву. Если что может ободрять делателя нивы Господней, так это приведенные нами слова Спасителя: «жатва многа» ( Мф.9:37 ), или как в другом месте говорит Он: «Возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы ... к жатве уже» ( Ин.4:35 ), т. е. как они созрели и готовы для жатвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Что ты, Велиар, мучишь меня желанием суетной славы, исчезающей как дым, ложной славы и чести, которая дается часто не по заслугам, а по искательству? Что ты внушаешь мне чрез пожелание суетной славы презирать истинную, непреходящую, вечную славу, для которой я искуплен, отрожден, запечатлен 24 и прежде вечного блаженства обожен и облаженствован бываю здесь? Что ты отражаешь сердце мое от Бога и от любви Божественной, от жизни Его, мира Его, святыни и правды Его, от любви к ближнему, от попечения о своей душе и о душах ближних, созданных по образу и по подобию Божию и искупленных Божественною Кровию? Что ты, Велиар, извращаешь ежедневно и ежечасно жизнь мою, усиливаясь поставить во мне всё вверх дном, внушая искать суеты, а не истины? Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи? [ Пс.4:3 ]. Вот ты теперь отошел от меня, Истина посрамила тебя. Уйди, уйди, уйди далеко от меня. Благодарю Господа, избавившего меня от непотребного движения сердца и мысли в квартире хозяйки, держащей у себя старушку Екатерину Степановну [Спелухину]. 3 августа. Благодарю Господа, явившего мне великую помощь во время утрени и литургии, когда враг ужалил меня жалом похотения награды и всего расслабил меня. Призвав крепко Господа в покаянии, я помилован был, получил мир и свободу, силу и дерзновение. Причастился Святых Таин животворно. Четыре часа вечера. Благодарю Господа, избавившего меня от жала прелюбодейного при виде и слушании нежного голоса девицы. О, жало смерти! О, жало, разлучающее с Богом! Дай мне, Господи, верным Тебе быть всегда! Иные скажут: к чему частые посты? Разве нельзя без постов жить по-христиански? На это отвечу: а к чему крепости, к чему пушки и ружья на войне с внешними врагами? Вы скажете: а как же можно войне обойтись без этих орудий и твердынь? Тогда без этих орудий и твердынь враг легко вошел бы в город и овладел бы им и всем царством. Точно то же, братия мои, и в войне духовной. Без оружия нельзя быть победителем. А пост есть сильное оружие в духовной брани, особенно если соединен с молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

4. Ты кто еси судяй чуждему рабу своему Господеви стоит или падает: станет же, силен бо есть Бог поставити его. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает, и будет восставлен: ибо силен Бог восставить его». Какбы так говорит св. Павел: никто не должен уничижать своего ближнего (разумеются частные случаи, а не те, когда один обязан судить и осуждать другого по долгу своего звания); потому что он не наш раб, а Божий. Твердо ли он стоит в исполнении воли Божией, или претыкается и падает: о том судить не твое дело; это принадлежит Господу его. Если тебе кажется он падающим, то помни, что ему можно восстать или быть поднятым; потому что Бог, призвавший его ко спасению, силен восстановить его и после падения, по той же благости, по которой призвал его к вере. Так Апостол внушает христианам дух той любви, которая не мыслит зла, не радуется о неправде, вся покрывает, вся уповает, вся терпит ( 1Кор.13:5–7 ). Братия! Приложим к самим себе слова Апостола. В наступающие дни поста каждому удобнее заботиться о душе своей, чем в минувшие дни. Ночь суеты проходит, а дни молитв, дни покаяния и сокрушения, каждому о своих грехах, наступают. По наставлению Апостола, отложим дела тмы, и облечемся во оружие света. Оставим дела недостойные нашего звания во Христе. Очистим взоры души благоговейным размышлением о Боге и делах Его, о Спасителе и о нашем спасении чрез веру в Него. Просветим свою душу любовию в Богу и соблюдением заповедей Его. Пред светом лица Божия станем ходить чинно, как заповедует Бог, не предаваясь рассеянности, неумеренности в пище и питии; будем удаляться гнева, вражды, зависти и других страстей и сердечных возмущений, омрачающих душу. Будем прилепляться к Господу Спасителю верою, надеждою и любовию; будем подражать Божеским Его совершенствам и добродетелям, чтобы достигнуть единения с Ним, Спасителем и Богом нашим. А взирая на ближних, не будем уничижать немощных, или одни других. У каждого есть свои немощи, и каждому надобно сознавать свои собственные недостатки, чтобы исправлять их, и очищать свои грехи искренним покаянием пред Богом и добрыми делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

– Я ищу монаха Адриана. – Монаха Адриана? – переспросил дежурный. – Да. – Ждите, — он набрал какой-то номер. – К монаху Адриану посетитель… Хорошо… Проходите, — обратился он к Карелину. – Прямо до корпусов, там спросите. Фанерная дверь захлопнулась с сухим стуком. Карелин осмотрелся. Здесь текла какая-то совсем другая жизнь. Роман сначала никак не мог понять, чем именно она была другая, но потом все же сообразил: здесь не было суеты. По веткам спящих кустов сирени скакали воробьи и снегири, разбрасывая по снегу шелуху от семян. От здания к зданию – сетка протоптанных узких тропинок. Людей было очень мало, все в черном. Монахи передвигались степенно и бесшумно, опустив глаза к земле. Изредка при встрече они останавливались, обменивались троекратным символическим поцелуем, в лучшем случае – парой коротких фраз, и тут же расходились каждый своей дорогой. Никаких разговоров, никакого «Ну, как дела?». Складывалось впечатление, что все заняты каким-то очень важным делом. Все, кроме одного человека. Он стоял около водопроводной колонки и никуда не шел. Роман решил обратиться к нему. – Скажите, пожалуйста, как мне найти монаха Адриана? Тот оживился, повернул к нему плоское степное веснушчатое лицо с узкими карими глазами. – А монах Адриан — это я! – весело ответил он. – Вы?! – Роман был в замешательстве. Отец Максим сказал, что митрополитам около семидесяти, а этому не больше тридцати. – Извините… Я искал другого человека. Он был митрополитом. – А, Владыку искали… — на лице Адриана было разочарование, он, видимо, рассчитывал на что-то интересное. – Опоздали. Отошел Владыка два месяца назад. – Куда отошел? – К Отцу Небесному. Почил от трудов земных. – Умер, что ли? – Умер, умер. Роман немного помолчал. – Ну, я пойду, а то меня братия ждет, — вопросительно сказал Адриан, все еще надеясь, что странный гость пришел не зря. – Подождите… — Роман достал свой листочек. – А вы не знаете, вот эти двое живы? Адриан прочитал имена, завертел головой и крикнул какому-то монаху, проходящему мимо:

http://azbyka.ru/fiction/panagiya-dlya-a...

Вы же, возлюбленные, расположите свое сердце к принятию евангелия, и пусть не подавляет вашего ума чрезмерное попечение о житейском. Будем заботиться только о необходимом, а не о пище. Поучение преп. Иова о богатом и о Лазаре 249 Мы же, возлюбленная братия, проснувшись, как бы от сна, от усыпляющего пьянства нынешних зол, откажемся наконец от всякой суеты, богатства и приобретения и мирской нечистоты. Ибо нисколько не принесет нам пользы горделивое богатство, и громадность имения не поможет имеющим его: ни множество предстоящих слуг, красиво одетых и блестящих по виду, ни многочисленность войска, ни власть начальническая, ни похвала человеческая, постепенно обольщающая, ни телесное здоровье, ни изысканное ложе, ни красота лица, ни хитросплетенные языком речи. Ибо все минует, все исчезнет, все истребит моль и покроет земля, – и дела и похоти плотские, и чрез меру суетное наслаждение, и сладкие страсти, и плотский блуд с похотями. И душа, приучившаяся к пьянству, этим наслаждением приобретает себе непрестанное мучение в геенне, где нет освобождения и послабления от лютых мук, нет сожаления и утешения. И это покажет всем оный богач, пировавший в багрянице и шелковых одеждах и ввергнутый в бездну, который, находясь в житии сем временном постоянно на пирах, насладился тленного жития, отдавая предпочтение плоти, и нисколько не позаботился о своей душе. Он постоянно облачался в порфиру и багряницу; расстилались роскошные и драгоценные ковры; и он постоянно имел житейские удовольствия, пылал похотями и беспрестанно угождал плоти. Очарованный ими, он, как раб, всегда терпеливо переносил и исполнял все с усердием, как бездонное море. Даже крупиц от своей трапезы он не дал убогому, покрытому струпьями и брошенному на грязном месте, в воротах богача; он лежал на пищу собакам и мухам. Посему, находясь в аду в мучении и горя в пламени огня, богач изнемогал и взывал, говоря: отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, жестоко распаленный.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010