Окопай твою лозу, обрежь ея непотребные отрасли, наблюдай за нею день и нощь, и напаяй от источника воды живые: авось и она принесет плод свой хотя в грядущее лето, и избежит посечения ( Лук. 13, 6–9 )». Кого не поражает и кого не трогает сие умилительное призывание? Но оно относится и к каждому из нас, братия. Все мы именуемся христианами, все называемся чадами света. Апостол Петр ко всем нам обращает свое достославное приветствие: вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления ( 1Петр. 2:9 ); но где в нас качества, таковому состоянию соответствующие? Нет в нас ни дел благодати, ни преспеяния в святости. Ум наш кичлив, преклонен долу и противится истине, воля устремлена на зло; воображение и память служат хранилищем срамных образов мира сего и непотребных сказаний суеты и растления; очи исполнены нечистых вожделений, а сердце деннонощно поучается коварству и лихоимству. Мы чаще посещаем домы пира и мирских зрелищ, нежели храмы Божии – сии единственные убежища в земле чуждой, – сии спасительные ладии, на которых мы должны преплывать бурное море жизни сея, чтобы рано или поздо достигнуть наконец безопасного и родного нам берега вечности; а если и бываем иногда во храмах Господних, то больше телом, нежели душою, и не столько по долгу и усердию, сколько по обыкновению. Отче небесный! Неужели Ты и нас, детей Своих, как некогда бесстудных мудрецов языческих, предал в неискусен ум, творити неподобная ( Рим. 1:28 )? Да не будет, да не будет, Господи! Но приими паче с отеческим благоснисхождением наше сыновнее раскаяние к Тебе. Пощади немощь естества нашего, и Сам отстави от нас путь неправды и нечестия ( Псал. 118:29 ); Сам научи нас ходити путем заповедей и оправданий Твоих; ибо мы и своих путей хорошо не ведаем. Ты создал и воссоздал нас Твоею всемогущею силою, Ты же Сам и воздвигни нас снова упадших, и приведи в царство Твое вечное, для которого и мы и все, что окружает нас, создано. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   Видя предлежащего мертвого, все да помыслим о последнем часе; как пар от земли отходит человек, и как цветок увял он, как трава поблек; пеленается саваном, покрывается землею: невидимым его оставляя, помолимся ко Христу, да даст ему во веки упокоение.    Приидите, внуки Адама, увидим поверженного на земле отложившего все благолепие образа нашего, разрушенного во гробе гноем, червями, тьмою расточенного, землею покрываемого. Оставив его незримым, помолимся Христу о даровании ему упокоения на веки.    Когда страшные ангелы силою хотят исторгнуть душу из тела, забывает она всех сродников и знакомых, и помышляет только о предстании будущему судилищу и о разрешении от суеты многотрудной плоти. И мы, к Судии прибегая, помолимся все, да простит Господь соделанное человеком.    Приидите, братия, увидим в могиле пепел и персть, из которой мы созданы; куда мы теперь идем? И чем мы были? Кто здесь нищий или богач? Кто владыка? Кто свободный? Не все ли одинаково – пепел? Красота лица сгнила, и весь цвет юности увял от (дыхания) смерти.     Воистину суета и тление, вся житейская виды и безславная: вси бо исчезаем, вси умрем, царие же и князи, судии и насильницы, богатии и убозии, и все естество человеческое: ныне бо, иже иногда в житии, во гробы ввергаются. Ихже да упокоит Господь, помолимся.     Вси телеснии ныне органы праздни зрятся, иже прежде мала движими бяху, вси недействительни, мертви, нечувственни: очи бо заидоша, связастеся нозе, руце безмолвствуете, и слух с ними, язык молчанием заключися, гробу предается. Воистину суета вся человеческая.     Спасай надеющыяся на Тя, Мати Незаходимаго Солнца, Богородительнице: умоли молитвами Твоими Преблагаго Бога упокоити, молимся, ныне преставльшагося, идеже упокоеваются праведных дуси: божественных благ наследника покажи, во дворех праведных, в память, Всенепорочная, вечную.     Слава: Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный. Но приидите, вси любящии мя, и целуйте мя последним целованием: не ктому бо с вами похожду или собеседую прочее. К Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равнем достоинстве: кийждо бо

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Радуйся, мирския суеты отрешивыйся: Радуйся, небеснаго отечества пламенне возже левый. Радуйся, Христа всем сердцем возлюбивый: Радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, совершеннаго послушания исполненный. Радуйся, святых заповедей Господних блюстителю верный. Радуйся, ум твой и сердце в Бозе молитвенно утвердивый: Радуйся, столпе благочестия непоколебимый. Радуйся, преподобие Серафиме, Саровский чудотворче. Кондак 4 Бурю злых напастей утишая, прошел еси весь путь тесный и скорбный подвига иноческаго, несый ярем пустыннаго жития, затвора и молчания, многонощнаго бдения, и тако благодатию Божиею восходя от силы в силу, от деяния к боговедению, преселился еси во обители горния, идеже со ангелы поеши Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще и видяще святое житие твое, преподобие отче Серафиме, вся братия твоя удивляхуся тебе, и приходяще к тебе, поучахуся о словесех твоих и подвизех, славяще Господа, дивнаго во святых Своих. И мы все с верою и любовию восхваляем тя, преподобие отче, и вопием ти сице: Радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый: Радуйся, на высоту безстрастия возшедый. Радуйся, воине Христов добропобедный: Радуйся, Небеснаго Домовладыки рабе благий и верный. Радуйся, предстателю о нас пред Господем непостыдный: Радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный. Радуйся, пречуднаго благоухания крине пустынный: Радуйся, благодати Божия сосуде непорочный. Радуйся, преподобие Серафиме, Саровский чудотворче. Кондак 5 Божественный свет осия жилище твое, преподобие, егда, болящу ти на одре смертнем лежащу, сама Пречистая Дева пришедши к тебе со святыми Апостолы Петром и Иоанном, рече: сей есть от рода нашего, и главе твоей коснуся. Абие же исцелев, воспел еси благодарив Господеви: Аллилуиа. Икос 5 Видя враг рода человеча чистое и святое житие твое, преподобие Серафиме, восхоте погубити тя: наведе бо на тя люди злы, иже беззаконно истязаху тя и еле жива суща оставиша: ты же, отче святый, яко агнец кроток, вся претерпел еси, за обидящих тя Господеви моляся. Темже мы вси, таковому твоему незлобию дивящеся, вопием ти:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Радуйся, града Курска чадо богоизбранное. Радуйся, родителей благочестивых отрасль пречестная. Радуйся, добродетели матере своея унаследивый. Радуйся, благочестию и молитве ею наученный. Радуйся, на подвиги от матере крестом благословенный. Радуйся, благословение сие яко святыню до смерти соблюдый. Радуйся, любве ради Господа дом отеческий оставивый. Радуйся, вся красная мира сего ни во чтоже вменивый Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче. Кондак 3 Сила Вышняго от юности твоея воистину храняше тя, преподобне: с высоты бо храма спадша сохрани тя Господь неврежденна, и страждущу ти люте Сама Владычица мира явися, с Небес исцеление принесши, зане измлада верно служил еси Богу, выну взывая Ему: Аллилуиа. Икос 3 Имея тщание о подвизе иноческаго равноангельнаго жития, во град святый Киев поклонения ради преподобным Печерским притекл еси, и от уст преподобнаго Досифеа повеление приим в пустыню Саровскую путь свой управити, верою издалеча облобызал еси место святое сие, и тамо вселився житие твое богоугодное скончал еси. Мы же, дивящеся таковому о тебе Божию промышлению, со умилением вопием ти: Радуйся, мирския суеты отрешивыйся. Радуйся Небеснаго Отечества пламенно возжелевый. Радуйся, Христа всем сердцем возлюбивый. Радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, совершеннаго послушания исполненный. Радуйся, святых заповедей Господних блюстителю верный. Радуйся, ум твой и сердце в Бозе молитвенно утвердивый. Радуйся, столпе благочестия непоколебимый. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче. Кондак 4 Бурю злых напастей утишая, прошел еси весь путь тесный и скорбный подвига иноческаго, несый ярем пустыннаго жития, затвора и молчания, многонощнаго бдения, и тако, благодатию Божиею восходя от силы в силу, от деяния к боговидению, преселился еси во Обители Горния, идеже со Ангелы поеши Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще и видяще святое житие твое, преподобне отче Серафиме, вся братия твоя удивляхуся тебе и, приходяще к тебе, поучахуся о словесех твоих и подвизех, славяще Господа, дивнаго во святых Своих. И мы вси с верою и любовию восхваляем тя, преподобне отче, и вопием ти сице:

http://foma.ru/1-avgusta-prepodobnyiy-se...

17. Начну ныне мое вам наставление Апостольским возглашением: «радуйтеся всегда о Господе» ( Фил. 4, 4 ). И как не радоваться вам и не ходить в веселии, когда вы, от предведательного и предопределительного призвания вся в премудрости своей устрояющего Бога, сподобились быть приняты в сию Евангельскую схиму и теперь сидя на возвышенном некоем обзорище высокого жительства, смотрите на ничтожные и долу преклонные человеческие суеты, волнующиеся как на море и с места на место переносимые туда и сюда носящимся непостоянным движением вещей. Ничего там, как видите, нет твердого, ничто не держится в одном положении; но и цари пременяются, и князи падают, и властители земли, как люди, умирают, брачущиеся мало-мало что и разводятся, оставляя и оставляемы будучи; красота увядает, юность быстро пролетает, наслаждение скоро преходит, всякое стяжание исчезает, как тень и сон; плач и биение в грудь при расставании с умершими, уныние и отчаяние при разлучении с любимыми, мука невыносимая при неудачах в искании желаемаго или брака, или чина, или стяжания, или утех и наслаждений терзание от зависти и ревности, от случайных унижений и посрамлений, – и проч. и проч. 18. Вы же к чему призваны и, взошед на гору Господню, что видите? – Се предлежат вам – вместо земли небо, вместо родителей – Бог, Отец истинный и верховный, вместо сродников – сподвижники и однородные по духу братия, вместо друзей – бесплотные и боговидные Ангелы, вместо сокровищ – богатство добродетелей, вместо высоких чинов – неизреченно великое и нескончаемое царство небесное, вместо сласти блуднической – сладкое и ненасытимое бесстрастие, вместо всякого довольства – недомыслимые и неизреченные блага. Сие ведая, убойтеся единого Бога живого, оградите себя духовно, облекитесь в броню и во всеоружие заповедями, воспримите меч духовный, иже есть глагол Божий и низриньте долу мipoдepжumeлeй тьмы века сего, и духов злобы, чтоб могли вы с божественным Павлом воззвать: «подвигом добрым подвизахся, течение, скончах, веру соблюдах: прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст нам Господь в день он, праведный Судия» ( 2Тим. 4, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Что представляла собой братия любого монастыря, а особенно многолюдных Лавр? Это было сборище людей, чуждых культуре, живущих интересами желудка, зачастую эксплуатировавших веру простого народа, развращенных леностью и тунеядством, сгоравших от честолюбия и страстно добивавшихся всякого рода “отличий” и “повышений по службе”. Окруженные исключительно благоприятными внешними условиями жизни, вдали от шума и житейской суеты, свободные от необходимости добывать себе средства к жизни упорным физическим трудом, имея выработанные великими подвижниками святые уставы, а часто даже великих учителей жизни, опытно усвоивших эти уставы, насельники монастырей в своем большинстве не были способны воспользоваться ни одним из этих условий и отличались от своих собратьев крестьян только тем, что вместо шапок носили клобуки, вместо свиток – рясы; освободившись от прежней приниженности и смирения, они стали надменными и гордыми; вместо того, чтобы приблизиться к Богу, – ушли от Него на такое расстояние, откуда уже перестали и видеть и слышать Его. Каким же образом произошла такая “эволюция” и кто в этом повинен? Почему монастыри, гордость и краса Православия, стали хиреть и утрачивать свой первоначальный облик и значение? На фоне исторической жизни монастырей можно было бы найти много самых разнообразных причин, разлагавших жизнь обителей, однако наблюдательный историк сведет их к одной и скажет, что погубили монастыри главным образом сами же епископы. Пока монастыри жили своей обособленной от епархии жизнью и над ними главенствовал не епископ, а игумен, причем должность настоятеля монастыря не являлась переходной ступенью к епископству, а была высшей ступенью иноческого подвига, пока монастыри не участвовали в расходах на содержание епархиального архиерея и его штата и были независимы от него, до тех пор они и вращались в сфере, отведенной им их уставом и, работая на себя, не имея подчас и нужды возрастать материально, росли духовно, и за оградой монастыря жила только одна идея – спасение души и нравственное совершенствование.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Поэтому я должен до самой смерти с удовольствием проповедовать, а вы слушать. Господь и Бог наш да сохранит, да устроит (см. 1Пет. 5:10 ) и да направит путь и дела ваши, радуя, веселя, услаждая ваши сердца и таким путем сподобляя вас также и Царства Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Оглашение 42 О том, чтобы не превозносить никакого другого строя жития, кроме общежительного Отцы мои, братия и чада. Я лежу больной и не могу поэтому явиться к вам лично и произнести пред вами свое ничтожное оглашение. Но если вы живы и здоровы душой и телом, то я не чувствую никакой болезни и страдания. Ибо вы – воистину чада мои, мое здоровье, крепость, упокоение, утешение, радость и венец (см. Флп. 4:1 ). С вами – благополучие, счастье, праздник, слава, богатство, радость, наслаждение и удовольствие. Но если у вас с душою плохо (от чего Боже избави), тогда и я чувствую скорбь, болезнь и уныние. Увещание Поэтому, как отец (хотя и недостойный такого названия), как брат, как чадо, как раб ваш, прошу вас, увещеваю и умоляю: стойте, терпите, укрепляйтесь, мужайтесь, возноситесь мыслию, парите в небесах, да узрите мысленно Господа нашего Иисуса Христа, сидящего на престоле славы, Которому со страхом и трепетом предстоят и служат Херувимы, Серафимы и все ангельские чины, ибо закончившие доблестно свой подвиг, не прельстившиеся ни одной привременной радостью и не погрязшие во сладости мирской суеты услышат благословенный глас Владыки и праведницы, сказано, просветятся яко солнце ( Мф. 13:43 ), когда они приидут от востока, запада, севера и моря ( Пс. 106:3 ) и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в неизреченной радости (см. Мф. 8:11 ) и когда Царь наш и Господь станет раздавать Свои награды по заслугам. Да, да, чада мои, какой только славы не вкусят треблаженные (см. Флп. 4:1 ) и святые подвижники! Монашеское общежитие – по подражанию Христу Каждый, понятно, получит блага соответственно тому, в каком чине он благоугодил Богу. Конечно, велики служащие Богу в горах, в вертепах и в пропастех земнъа ( Евр. 11:38 ), а также столпники всякого рода ( στυλται και κιονται), затворники ( εγκεκλεισμνοι) и другого рода подвижники 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Но придите, поклонимся и припадем и восплачемся пред Сотворшим нас ( Пс. 94:6 ). Кто из вас осквернился, так это по моей вине, – прошу вас, отрезвитесь от опьянения и власти страстей и очистите себя посредством покаяния, ибо Господь принимает его до последнего издыхания. Не употребляйте же милосердия и той отсрочки, какую Он вам дает для покаяния, снова на грехи: такой замысел ужасен и грозит гибелью. Человек, ты не знаешь, что принесет тебе следующий день, что тебя ждет завтра. Посему будь тверд, чтобы иначе, задумав гнилое, ты не потерпел вечного наказания. Господь принимает покаяние до последнего издыхания Я растянул настоящее оглашение несколько длиннее. Но ввиду того, что я уезжаю, дабы все вы, виновные и невиновные, и те, кто бежит успешно, и кто стоит, и кто колеблется, были тверды, для этого я и сказал вам такое длинное увещание. Итак, прошу вас, будьте все здоровы, все спасайтесь, укрепляйтесь, исполняйте, что вам заповедано, бодрствуйте в псалмопениях и во всех других занятиях, и Христос Бог наш да будет со духом вашим ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 113 О том, чтобы переносить трудности послушания и благодушно принимать от игумена наказания, а также о том, чтобы жить по примеру наших святых отцов Братия, отцы и чада. Мне нельзя молчать, но необходимо (367) постоянно обращаться к вам со своими, хотя бы и ничтожными, оглашениями, ибо сказано: настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли ( 2Тим. 4:2 ). Раз я, хотя и не по заслугам, поставлен на это, так мне нужно исполнять возложенную на меня обязанность, где обличать, где запрещать, а где и увещать подобающими наставлениями. Ибо наше спасение устраивается многими способами и душевные наши страсти врачуются различными приемами и образом. Посему и моя задача – дабы вас, Христово стадо, избранный Его народ, мужей, подобных Ангелам, беглецов из мира, чистых служителей Христа, отрешившихся от всякой мирской суеты (если только мы действительно так живем), представить моему Богу непорочными и безукоризненными (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И здесь, мой друг, необходимость заставляет высказать несколько слов обличения. Что делать? Горько высказывать их, но еще горче видеть злоупотребления, видеть и не иметь достаточно сил остановить и прекратить их. Таинство св. причащения так велико и страшно, что удостоившийся принять в нем участие, должен бы, по крайней мере на первых порах, проникнуться весь, до глубины костей и мозгов, благоговением, страхом и любовью ко Христу Спасителю; хоть на первых порах, забыть землю со всеми ее условиями, приличиями и прочим вздором, чем люди себя взаимно тешат и обманывают. Но что на деле? Злоупотребления Вот толпа причастников. Как подходят к чаше спасения и отходят от нее, я уже говорил. И точно, в дополнение ко всему, большая часть причастников не успеет вкусить Тела и Крови Христовой, и уже рассеиваются по церкви, отыскивая своих знакомых, начальников и т. п., для принесения должного поздравления. Вследствие этого образуются в церкви шарканье, шум, говор до того нередко, что заглушают совсем и пение, и слова священника «причащается такой-то». И в эти минуты! И не думают о том, что иной причастник совсем смутится от этого и, приступая ко св. причащению, совсем забудет, где и зачем он?! Спаситель мой! Да что ж у них в голове в это время?! Ужели они на один час – на один только час в году – не в состоянии отрешиться от погибельной суеты земной? Место ль, время ль рассыпаться в поздравлениях, когда, кроме всего, еще Тело и Кровь Господа в виду всех? Когда еще и должное благодарение Господу не воздано? А иной не только должного, но и никакого не воздал, торопясь воздать поклонение какой-либо земной власти! Ужели нельзя делать этого за порогом церкви и по окончании всего? Ужели нельзя хоть на эти минуты дать священнику полный мир духа, не нарушая шарканьем и шепотом важности совершения таинства? Мой друг! Св. Златоуст называет иудами тех, которые, причастившись Тела и Крови Христовой, уходят из церкви, не воздав Ему должного благодарения. Вот его слова: «О, человек! что ты делаешь в присутствии Христа, предстоящим ангелам при предложенной страшной трапезы? Когда братия твои еще освящаются тайнами, ты оставляешь их и уходишь… Кто тебя в этом простит и оправдает? Сказать ли вам, чье дело творят уходящие до окончания вечери, и не приносящие молитв благодарственных? Может быть, покажется жестоким и неприятным то, что я сказать хочу, однако должно сказать, по причине небрежения многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

К пособиям для успеха в молитве относится и следующее наставление Премудрого: «помолися пред лицем» Господа; и «умали претыкания» ( Cup. XVII. 22 ). То есть: вместе с тем, как ты желаешь открыть себе путь к Богу, и с надеждою стать в молитве пред лицем Его, деятельно устраняй 806 претыкания, находящияся на твоем пути, препинающия твое стремление к Богу. Какия претыкания? – Страсти, пороки, любовь к миру, пристрастие к чувственным удовольствиям. Если не можешь все сие вдруг пресечь и отвергнуть: по крайней мере употреби возможные для тебя усилия противоборствовать страстям, не попускать себе дел порочных, охладить в себе любовь к земному, расторгнуть узы пристрастий. «Умали претыкания». Кто не старается Свой путь к Богу очистить от нравственных претыканий: тот сам для себя уменьшает надежду достигнуть желаемого. Привычные помыслы страстей и пороков следуют за его молитвою, и смущают ее, ослабляют, воспящают; неумиренная совесть лишает молитву свободы и дерзновения пред Богом; неочищенное сердце просит благ от Отца небесного не для того, чтобы употребить их по воле Его, но для того, чтобы свободнее удовлетворять своим страстным и пристрастным желаниям. Молитвенников сего рода и участь их молитвы строгими чертами изображает апостольское слово: «просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете» ( Uak. IV. 3 ). Братия! Недавно было время, когда Провидение Божие, более нас пекущееся о нашем спасении, посылало нам особенно сильные и даже скорбные побуждения к умножению молитв о Царе и Отечестве, с благоденствием которых связано 807 благоденствие каждаго из нас. И умножены были молитвы. И – благословен Бог! – являлась и дивная помощь Божия, особенно там, где более возбуждалась молитва. Довольно ли воспользовались мы наставлением Провидения? После возбужденной молитвы о избавлении от бед, так же ли возбуждена молитва, да сохраняемы будем избавленные? «Умалены ли претыкания» на пути нашем к Богу? Меньше ли страстей, неправедных дел, корыстолюбия, расточительности, праздности, суеты, алчности к чувственным и мечтательным удовольствиям? Больше ли ревности ко благу общественному? Больше ли усердия благоугождать Богу Избавителю и Спасителю? – Пусть каждый испытает себя по сим вопросам, и утвердится во благой надежде, или даст себе благоразумный совет для утверждения благой надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010