В неделю 23-ю. Вы слышали, братия и сестры, из нынешнего Евангелия повесть о мучительстве диавола над бесноватым; слышали, сколько нечистых вошло в несчастного человека и жило в нем, как в храмине; слышали, как злые демоны мучили его, не давая ему нигде покоя и часто разбивая его; слышали, как бесноватый, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: «что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» [ Лк.8:28 ], и как Господь изгнал из него целый легион бесов; слышали, как бесы просили Господа, чтобы Он не повелел им идти в бездну, а в свиное стадо, и Он повелел; как стадо, гонимое бесами, перебросалось всё в воду и потонуло; как жители того места просили Господа удалиться от них и как бесноватый просил Господа остаться при нем, а Господь послал его к своим в город поведать, что сотворил ему Господь. Слышали, говорю? Теперь я скажу, что этот несчастный бесноватый есть изображение и некоторое подобие всех людей, одержимых разными страстями житейскими: разные страсти, пороки, привычки грешные – это тот легион злых духов, вселившийся в человека грешного. И если присмотреться каждому к себе, то многие найдут в себе целый легион различных страстей, удручающих человека, и, во-первых, злой демон мучит смертных непрестанной суетой. И – о, если бы я мог написать картину суеты человеческой и всю пустоту многих, многих душ человеческих! – тогда довольно было бы и этого, чтобы видеть, как злые мучители наши демоны опутали нас своими путами, сковали каждого из нас цепями из-за наших греховных пристрастий и привычек и как мы все дальше от истинной жизни по духу христианской веры. Посмотрите: чем заняты наши грешные души и наши грешные думы? Одни заняты изысканным убранством головы, одежды – это страсть к изяществу, страсть угождать взорам мучит иных день и ночь. Бедные души! Где же ваша нетленная красота, где ваше нетленное, как снег белое одеяние, которое вы получили в крещении, и отчего оно вас не занимает, отчего вы его не сохранили и не храните и, утратив, не ищете снова в покаянии и добродетели? Ведь мы все в этом одеянии должны предстать ко Христу Спасителю. Братия! Есть нечто более важное в нас, что нужно украшать, – это наша душа бессмертная, а на то почти и не обращается внимание – обращается же оно более всего на тело тленное, уготовляемое в пищу червям и тлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Нельзя не задумываться над смыслом жизни. И вот здесь-то для каждого предстоит решить неизбежную дилемму: кому отдать, кому посвятить свою жизнь — себе или Богу? Вот почему, братия и сестры, Господь наш Иисус Христос предостерегает Марфу от лишней суеты и советует ей, прежде всего, слушать слово Божие и исполнять Его святую волю. Вот почему Он одобряет поступок Марии, которая, забыв все земное, всем своим существом воспринимала от Спасителя глаголы вечной жизни. Мария знала, что не одним хлебом может питаться человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, что прежде всего необходимо искать Царства Божия и правды Его, а все прочее для жизни Господь подаст. И мы, дорогие братия и сестры, своими делами должны подражать Марии, так как весь смысл земной жизни состоит прежде всего в обретении Царства Небесного. Найти Царство Божие — это значит жить со Христом. Нет и не может быть большего счастья на земле, чем быть верующим человеком и жить со Христом. Люди, у которых в сердце Христос, богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей. У нас ведь бессмертная душа, которой нет ничего равноценного в этом мире. «Какая польза человеку, — говорит Господь, — если он приобретет весь мир [с его славой и богатством], а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?». После смерти человек получит воздаяние за свою прожитую земную жизнь. Никакого выкупа за свою бесценную богоподобную душу человек не может дать, кроме одного — покаяния. Если сейчас, в земной жизни, он опомнится, оплачет свои грехи, покается и изменит свою греховную жизнь на истинно-христианскую, святую и добродетельную, то милосердный Господь по Своей благости простит его и дарует Царство Свое Небесное. Чтобы достигнуть этого Царства и жить со Христом, от нас требуется много труда, так как, по словам Самого Спасителя, Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его. Не будем бояться только трудностей на нашем жизненном пути в достижении Царства Божия. Ведь оно так близко каждому из нас! Надо только открыть Богу двери своего сердца, и любящий Господь, видя наше твердое желание и добрые дела, никогда не оставит нас Своей благодатию и в сердце каждого из нас сотворит обитель Святого Духа.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

5. Покрывает голову клобуком (монахине же под клобук надевает апостольник): «Брат наш (имя) принимает шлем спасения и непостыдной надежды, чтобы отражать всякие диавольские козни и покрывает голову свою покрывалом смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Обувает в сандалии : «Брат наш (имя) обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело, — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 7. Вручает четки : «Возьми, брат (имя), духовный меч, который есть слово Божие и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного». Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 8. Вручает ручной крест, благословляя : «Прийми, брат (имя), щит веры — крест Христов, которым ты угасишь разженные стрелы лукавого и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 9. Вручает зажженную свечу : «Возьми, брат (имя), эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 10. После всего этого настоятель благословляет постриженного : «Брат наш (имя) принял обручение ангельского образа, облекся во всеоружие Божие, чтобы быть способным побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». Братия : «Господи, помилуй.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

5. Покрывает голову клобуком (монахине же под клобук надевает апостольник): «Брат наш (имя) принимает шлем спасения и непостыдной надежды, чтобы отражать всякие диавольские козни и покрывает голову свою покрывалом смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Обувает в сандалии: «Брат наш (имя) обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело, – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 7. Вручает четки: «Возьми, брат (имя), духовный меч, который есть слово Божие и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного». Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 8. Вручает ручной крест, благословляя: «Прийми, брат (имя), щит веры – крест Христов, которым ты угасишь разженные стрелы лукавого и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» ( Мф. 16:24 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 9. Вручает зажженную свечу: «Возьми, брат (имя), эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 10. После всего этого настоятель благословляет постриженного: «Брат наш (имя) принял обручение ангельского образа, облекся во всеоружие Божие, чтобы быть способным побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». Братия: «Господи, помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Апостолами оно раскрывается уже в Посланиях и Деяниях, и то по мере нужды и восприимчивости слушателей: «...я не мог говорить с вами, братия, как с духовными... потому что вы еще плотские. Ибо есть между вами зависть, споры, разногласие» (ср.: 1Кор. 3, 1, 3 ). Так душевный, плотский человек, в противоположность духовному, не постигает области Духа, хотя бы и назывался христианином. Наиболее открыто говорят об этом Царстве Духа, об этой жизни во Христе (о Царстве истины, любви и света, который уже светит) Апостол Иоанн Богослов и Апостол Павел. Апостол Иаков в своем Послании учит больше о препятствиях на пути к Богу и Его Царствию, о том, как противостать диаволу, чтобы он бежал, и покориться Богу, чтобы Он приблизился. Апостол Петр – преимущественно о том, как вовне должен проявляться «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет. 3, 4 ), проявляться в жизни семейной, церковной и общественной. Но и он ясно намечает, как каждый христианин призван устроить из себя «дом духовный» ( 1Пет. 2, 5 ), в котором обитает Бог , как, «удалившись от господствующего в мире растления похотью», должны мы соделаться «причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1, 4 ). Но особый дар был дан Апостолам Иоанну Богослову и Павлу раскрывать тайны Царствия Божия, поскольку дано вместить слову. Никто яснее и полнее их не раскрывал в своих писаниях эту жизнь, которою «во Христе Иисусе живут не по плоти, а по Духу», ибо во Христе Иисусе освобождение наше от закона греха и смерти, от жизни мира и суеты. «Для сего-то и явился Сын Божий (в мир), чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3, 8 ), и «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» ( 1Ин. 3, 14 ); «что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» ( 1Ин. 5, 2 ); кто не любит – не познал Бога, потому что «Бог есть любовь», «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4, 16 ); «что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» ( 1Ин. 4, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Бог тебе Свое добро подает, а ты Его не почитаешь! Человека-благодетеля, например, отца своего, господина своего и властелина своего почитаешь и слушаешь, а Бога, высочайшего Благодетеля и Господа и Властелина и Отца своего, не хочешь почитать и слушать! Ибо Бог без страха Божия и истинного покаяния и творения заповедей Его истинно почитаться не может. Лицемеры те, которые устами только Бога почитают, к каковым Бог говорит: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф 15:8). Надо Бога не только устами, но и сердцем почитать, то есть бояться, любить Его и от усердия заповеди Его творить. Особенно должно подвигнуть нас к покаянию, послушанию Ему, любви к Нему и благодарению сердечному Его человеколюбие, то, что Он ради нас, грешных, отверженных, погибших, и Единородного Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим 8:32), чтобы благодатью Его мы спаслись. Сия великая Его и непостижимая любовь к нам да уцеломудрит нас, и от суеты мира обратит к Нему и к любви Его, и к сердечному благодарению и послушанию да поощрит. Без чего ничего угодного Ему сотворить не можем, что бы ни делали. Спасайтесь во Христе, и пусть кто-нибудь из вас, боящихся Бога, обо мне, грешном, помолится.   Письмо двенадцатое Братия моя и друзья! Послушаем, что Христос Господь наш говорит нам: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк 6:31). Из этого следует, что чего не хочешь себе, человек, не твори того и другому человеку; и чего себе хочешь, то твори и другому. 1) Не хочешь, чтобы кто тебя обидел, оклеветал, осудил, обругал, обесчестил, прельстил, обманул, побил, уязвил, убил, ненавидел, злился на тебя, мстил тебе за обиду свою, на суд тебя влек, или иным каким образом, словом или делом тебе мстил, – не хочешь всего того себе. Не хочешь, чтобы кто ложе твое осквернил, имение твое похитил, украл, и что-нибудь твое без твоей воли взял бы и присвоил себе, не хочешь, – как хотеть себе зла? Не твори же, человек, и сам того никому, чего себе не хочешь, поскольку и он того себе не хочет, чего ты себе не хочешь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

е. не религиозны? Если нужны наглядные доказательства и примеры то, не ходя за ними далеко, мы могли бы заимствовать их тысячи, – хотя бы из наших же национальных газет и журналов, – в доказательство того, как без религии самые разумные меры и благодетельные реформы правительственные не приносят ожидаемых благих плодов. То мешает им пьянство и невежество толпы народной то грубость и самовластие служащего чиновничества; то корыстолюбие и жадность людей, власть имеющих; то сластолюбие и изнеженность людей богатых; то разврат бедняков; то праздность и лень начальников; то недобросовестность и небрежность подчиненных, – словом, то одна, то другая, то третья какая-нибудь страсть людская. А это все что же, как не отсутствие или слабость религиозного чувства и упадок христианского благочестия? Не ясно ли, что где нет религии, или где она ослабла, – там все пропало, все ничтожно и ненадежно? Невольно вспоминаются по сему случаю знаменательные слова Писания, что телесное, т. е. светское, обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим. 4:8 ). Итак – братия, – заключим мы беседу свою словами Апостола: – стойте и держите предания, которым вы научены может быть из детства словом Божиим ( 2Фес. 2:15 ). Если же эти предания и научения религиозные забылись или ослабли от времени и суеты житейской; то воскресите их в своей памяти, перенесите в сердце, и по ним начните устроят свою жизнь. Подробные правила и приемы для этой великой и святой реформы легко найти вы можете в святых уставах церкви, которая молится ежедневно не только о нравственном, но и житейском преуспеянии своих чад православных. Эти же начала нравственно-христианской жизни положить нам следует и в основание воспитания своих детей. Этим мы подготовим лучшие и надежнейшие силы своему отечеству, самую крепкую защиту от зла и крамолы, самых верных подданных нашему великому Государю. Молитвою о нем, нашем возлюбленном монархе, заключим мы и слово наше. Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе ( Пс. 20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ним и, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал, делателей на жатву Свою ( Мф.9:35–38 ). Мы собрались сюда положить начало тем нравственно-религиозным чтениям, которые, согласно вашему, братия, желанию, будут вестись здесь наряду с чтениями по другим общеобразовательным предметам. Если и каждое житейское дело нуждается в благословении от Господа, то тем более нужно это благословение в настоящем духовно-просветительном начинании. Вот почему мы почли своей священной обязанностью вознести нашу молитву ко Всевышнему, да содействует Он молитвами Богородицы и святых святителей Московских успехам начинаемого дела. Народные чтения о предметах веры и нравственности не новость. Они с благословения Святейшего Синода ведутся во многих местах и там, где ведутся с надлежащим усердием и уменьем, приносят несомнительную пользу. Они отвлекают народ от праздного разгула, вредных игр, забав и зрелищ и от посещения сектантских сборищ, они утверждают в нем спасительную веру и способствуют возвышению и укреплению в нем нравственности. Казалось бы, что такое дело, как дело, говорящее само за себя, не должно встречать никаких возражений. Но есть, к прискорбию, люди, которые, как мне лично пришлось убедиться, относятся к нему с предубеждением и, называя его бесполезной затеей, говорят: ужели вы, пастыри, надеетесь в настоящее время принести какую-нибудь пользу вашими духовными беседами и чтениями? Ужели не видите, какая пропасть отделяет сейчас народ наш от Церкви? Наше время – время исключительного стремления к устроению внешнего, материального благосостояния. Оно слишком быстро идет вперед в осуществлении своих практических целей, слишком много строит себе планов для осуществления в будущем. В этой беспокойной суматохе, на этом базаре житейской суеты будет ли местечко для Господа, найдется ли ухо для Его слова? На чем же основывается ваша надежда? что вы вашими чтениями можете еще что-нибудь сделать полезное для народной нравственности?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Молим тебя, постарайся избавить его, дай ему что-нибудь, чтоб он выкупом освободился от смерти. Блаженный, провидя духом, что то, что ложь их сбудется на самом деле, жалостливо прослезился и сказал: " Горе этому человеку, потому что пришел день погибели его " . Они же сказали: " Если ты, отче, дашь что-нибудь, он не умрет " . Так говорили они, желая взять у него что-нибудь и разделить между собой. Чудотворец же, как прозорливый, сказал им: " Если я и дам, он умрет. Но спрошу у вас, на какую смерть он осужден? " Они отвечали: " Он будет повешен на дереве " . И сказал им прозорливец: " Правильно судите: завтра это сбудется " . С этими словами он сошел в пещеру, где, храня себя от земной суеты, имел обычай творить молитву и, вынося оттуда оставшиеся, последние свои книги, дал им, говоря: " Возьмите их, но если они не будут вам нужны, верните мне " . Они взяли книги и вышли, и стали смеяться, говоря: " Продадим их и разделим то, что выручим " . Видя еще у святого плодовые деревья, они сказали: " Придем в эту ночь и соберем эти плоды " . Ночь настала, и эти три вора пришли. Григорий молился тогда в пещере. Они загородили извне дверь пещеры, в которой старец молился. И один из них, который называл себя повешенным, взлезши на дерево, стал рвать яблоки; и ветвь, за которую он держался, отломилась, он упал, а стерегшие в страхе убежали. Упавший, в то время как летел книзу, был защемлен другой ветвью и, не имея помощи, задохнулся. Григорий же, будучи заперт, не мог быть с братией на утрене в церкви. Братия, вышедши из церкви, пошла посмотреть, отчего его нет, ибо это было для него необычно. Они увидели на дереве висящего мертвого человека и устрашились; потом, поискав, нашли Григория запертым в пещере. Он вышел и велел снять висящего. Увидев его товарищей, пришедших вместе с другими посмотреть на мертвеца, сказал им: " Смотрите, как окаянная ваша ложь сделалась правдою. Бог не бывает поругаем (Гал. 6:7). Если б вы не затворили меня, то я бы пришел помочь несчастному, чтобы он не умер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

Не так делает христианская и благочестивая душа, которая имеет светильник веры, в сердце своем горящий. Она со всяким стремлением спешит к вечной жизни, и ее лишиться весьма опасается; а потому от всякого греха и суеты мира, как от явных к тому препятствий, отвращается, и о временных благах по апостольскому слову рассуждает: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6:7–8). А когда лишается временных благ, не сокрушается так, как сыны века сего делают, но с праведным Иовом говорит: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:21). Христианин! Великое безумие и явная пагуба – жалеть и плакать о том, что как тень проходит, что ныне имеем, а вскоре и не будем иметь, ибо кончина жизни нашей всему полагает конец, а не жалеть о том, что, единожды сысканное, вовеки пребывает. Верно слово Божие: что оно говорит, то непременно будет. Прекрасно и различно оно изображает и представляет нам вечную жизнь, и к получению ее путь показывает, то есть истинное покаяние и живую веру. Итак, поверь живо и действительно слову Божию, и, без сомнения, переменишься и обновишься, и будущую жизнь оком веры увидишь, и, еще на земли живя, малые крупицы сладости ее будешь внушать. Тогда и ты со псаломником будешь сердцем говорить: Как вожделенны селения Твои, Господи Сил! Всемерно желает душа моя во дворы Господни (Пс. 83: 2–3). Тогда, истину тебе говорю, весь мир со всею своею суетою, гордостью и красотою, омерзеет тебе. Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14:20). Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло (Рим. 16:19). 140. Едящие и пиющие на трапезе, и прочие алчущие, не допускаемые к ней за свою вину   Бывает, что в доме некоем одни едят и пьют на трапезе и утешаются, но прочих господин дома не допускает к трапезе той за некую вину их, и так объемлет их скорбь и печаль, ибо хотят есть и до этого не допускаются. Видят прочих едящих, и пиющих, и утешающихся, но сами алчут и жаждут, и так печалью снедаются. То же будет и грешникам. Обымет и их скорбь, печаль и туга несносная, и пожалеют, но поздно и бесполезно, когда увидят праведных во утешении, чести, славе, блаженстве вечном, едущих и пиющих на трапезе Господней, себя же – всего того блаженства лишаемых и в великом мучении находящихся. И сие-то есть, что говорит Господь иудеям: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк. 13:28), и прочее. И через пророка говорит: Вот, рабы Мои будут есть, вы же будете алкать. Вот рабы Мои будут пить, вы же возжаждете. Вот рабы Мои возрадуются, вы же посрамитесь. Вот рабы Мои возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего и от сокрушения духа восплачете (Ис. 65:14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010