Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Пафнутьев Боровский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1444. Ссылки:     Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21398, 36.53266 Проезд: На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (ми ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10). На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители. Изменить описание объекта < (XVII в.) > Карта и ближайшие объекты Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского. Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 г. Преподобный Пафнутий скончался в 1477 г., а в 1547 г. был причислен к лику святых. В 1444 г. Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 г. принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00363

I. Местоположение монастыря Боровской Пафнутиев мужской, первоклассный штатный Монастырь находится на левом берегу реки Протвы, в трех верстах, к востоку, от уездного города Боровска. Он расположен на отлогой покатости горы, при дороге от Боровска к городу Серпухову. Северную и западную стороны монастыря обнимают монастырские пруды и речка Истерма, отделяемая от прудов насыпною плотиною, имеющая течение на юг и впадающая в реку Протву. За Истермою, на правом берегу её, лежит по косогору монастырский сад, крестьянская земля и Рощинская слобода с приходскою её церковью на горе; на южной стороне монастыря расположены монастырские, городские и Рощинской слободы крестьян деревянные лавки для ярмарок; за ними крестьянские дома той же Рощинской слободы, а далее река Протва; имеющая течение на восток. На восточной стороне монастыря не на дальнем расстоянии скотный монастырский двор с огородами, и Ребушинская слобода с приходскою её церковью на горе. II. Сведения об основателе монастыря, преподобном Пафнутие Монастырь Боровский основан преподобным Пафнутием в 6592 (1444) году апреля в 23 день, при владении удельного Боровского князя Василия Ярославовича, как о сем сказано в житии преподобного Пафнутия, описанном его учеником Вассианом, Архиепископом Ростовским и Ярославским и напечатанном в Чет – Минеи под 1 ч. мая. Из жизнеописания видно, что основатель сего монастыря преподобный Пафнутий произошел от рода татар ордынских. Дед его во времена властвования татар был баскаком – властителем города Боровска, в последствии, приняв христианскую веру остался навсегда в России и жил в сельце Кудинов около трех верст от города Боровска на юго-западной стороне. От сына сего баскака родился преподобный, которому при св. крещении дано было имя Парфений, а когда пришел в возраст, оставил дом родительский и вступил в число братства Покровского монастыря, находившегося на восточной оконечности горорда Боровска, вниз по течению реки Протвы на правом берегу её, и именовавшегося по возвышенности местоположения Высоким Покровским.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Боровск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Роще. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Иоанна Богослова , Василия Великого Год постройки:1708. Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща Координаты: 55.21444, 36.52528 Проезд:На маршрутном автобусе Балабаново-Боровск до остановки " Роща " , далее по ул. Шмидта 400 метров до кладбища. На территории погоста и находится этот храм. На этом же автобусе можно доехать и с Боровской автостанции. Автобус ходит через 10-15 минут Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1708 году в селе Роща (Рощинская слобода) на деньги прихожан был построен храм. Кирпичное здание храма включало в себя холодный четверик и трапезную часть с печным отоплением, на зиму холодная половина закрывалась. Храм и примыкающее к нему кладбище обнесены каменной оградой. Престола три: центральный освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, южный - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный - во имя святителя Василия Великого. Главный пятиярусный иконостас украшен деревянной резьбой с позолотой. В храме находится Иверская икона Божией Матери со Святой Горы Афон. В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери «Утоли моя печали», обретенная, по преданию, в реке Протве. Из утвари особо замечательно Евангелие небольшого размера, напечатанное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. В 1840 году московский купец И. В. Волков построил при храме богадельню. До 1905 года на приходе действовала одноклассная земская школа для мальчиков. В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в нем совершались регулярно. Церковь Рождества Богородицы, каменная, обнесённая каменной оградой, которой отведено кладбище. Построена в 1708 г. прихожанами. На небольшом удалении от обители прп. Пафнутия Боровского расположен храм, по некоторым данным построенный в 1709 г. Строение кирпичное. Престолов три. Один во имя Пресвятой Богородицы. Два в теплой половине: по правую сторону - св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по левую - во имя св. Василия Великого. Утвари было достаточно - Евангелие небольшого размера, печатано в 1668 г. при государе Алексее Михайловиче. Церковные деньги хранились в высокоустроенной стене каменной кладовой с металлической дверью, за двумя замками, внутренним и наружным. При приходе была земская одноклассная школа для мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=01763

Боровск. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь; Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Боровский в честь Рождества Христова женский монастырь находился в г. Боровске Калужской губ. Время основания неизвестно, первое упоминание монастырского храма Рождества Христова относится к 1544 г.: в описании 1763 г. воспроизводится надпись на камне в стене Рождественской ц.: «Строена в 7052 г. по повелению царя и великаго князя Иоанна Васильевича» (Боровск: Мат-лы для истории города. С. 288). Версия об основании монастыря в XV в. Боровским удельным кн. Владимиром Андреевичем (Зверинский; Памятная книжка Калужской губ. на 1861 г. и др.) возникла в результате неверного прочтения духовной грамоты вдовы князя Елены (в иночестве Евпраксии) 1433 г. В этой грамоте она благословляла «свои снохи и своего внука князя Василия Ярославича» монастырем в честь Рождества, но не Христова, как прочли авторы этой версии, а «Святеи Богородицы» в Москве. Существует др. документ, в к-ром упоминается имя «князя Володимира Андреевича». В 1733-1734 гг. в синодальном Казенном приказе разбирался спор о земле между обителью и монастырским причтом. В числе др. была представлена грамота царя Алексея Михайловича 1651 г., данная в ответ на «челобитье» «строительницы старицы Анисьи с сестрами». В челобитной говорилось о том, что в 1650 г. по царскому указу в мон-рь приезжал «сыщик Леонтей Корсаков, и у них-де отнял их вкладныя монастырския земли пять селищ, которую землю дал им вкладу по душе своей князь Володимер Андреевич... а те-де селища в книгах не написаны, потому как... в те поры тот монастырь был пуст и стариц никово не было». В 1556 г. Боровск был передан в удел Владимиру Андреевичу Старицкому, по всей видимости, именно он упоминается в грамоте, а не Боровский кн. Владимир Андреевич. Челобитная также свидетельствует о запустении монастыря в сер. XVI в. Согласно «Дозорной книге» 1621 г., в 1610 г. крымские татары сожгли Рождественскую ц., кельи и ограду монастыря, но к 1621 г. на месте прежней церкви на средства прихожан была выстроена новая деревянная и 2 кельи, в которых жили 3 монахини; обитель получала ругу. По «Приправочной книге» 1614 г., монастырю принадлежала пустошь. К 1625 г. прибавилось еще 2 кельи.

http://sobory.ru/article/?object=34006

Митрополит Калужский и Боровский Климент: " Православные издатели должны быть более критичны к выбору выпускаемых книг " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97745.html 06 ноября 2012 Пелагея Тюренкова Митрополит Калужский и Боровский Климент: " Православные издатели должны быть более критичны к выбору выпускаемых книг " Источник:  http://www.taday.ru/text/1892484.html Татьянин день Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) рассказал " Татьянину Дню " об актуальных проблемах православного книгоиздания и практической деятельности возглавляемой им церковной структуры. Мне нравится 16 октября состоялось итоговое заседание членов нынешнего состава Издательского Совета Русской Церкви. Что сделано за 3 года, в течение которых существует Издатсовет? История Издательского Совета уходит корнями в середину сороковых годов XX века, когда был создан Издательский отдел Московского Патриархата. В этом синодальном учреждении трудились Святейший Патриарх Сергий, митрополит Николай (Ярошевич), митрополит Никодим (Ротов), митрополит Питирим (Нечаев) и другие видные церковные деятели. Главной задачей в то время был поиск возможностей что-то напечатать. В Советском Союзе религиозная литература была запрещенной, даже Церковь не могла напечатать то, что ей было нужно. За сорок с лишним лет два раза печатали Библию, Новый Завет, молитвословы, издано было ряд наименований богослужебной литературы и настольная книга, 12 раз в год выходил Журнал Московской Патриархии, ежегодно издавали церковные календари и Богословские труды. И все. Больше ничего не издавалось, а все перечисленное было отпечатано ограниченным тиражом. Людям духовной и богослужебной литературы не хватало, была острая нужда в молитвословах, акафистах, которые являются особо любимой формой молитвы у нашего народа. Тогда был распространен способ размножения всего этого на печатной машинке под копирку. За раз печатали по 6-7 листов, так что последнюю копию трудно было читать. Кроме того, когда печатали на машинке, то допускали не только опечатки, но порой механически меняли слова или даже их пропускали. В 90-е года, когда появилась возможность издавать духовную литературу, и этим стали заниматься частные издательства, то много стало выходить книг, набранных с машинописного текста, особенно это касается акафистов и разных молитвословий, и при издании в них были перенесены все ошибки, которые имелись в машинописном варианте. Видя эту проблему, Архиерейский собор еще в 1994 г. преобразовал Издательский отдел в Издательский Совет и определил вектор задач.

http://religare.ru/2_97745_1_21.html

Накануне Архиерейского Собора. Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Всякое время благоприятно для совершения добрых дел» 23 июня, 2008. Редакция " Правмира " Священники и миряне в средствах массовой информации и на интернет-форумах не только бурно обсуждают повестку дня (известную пока лишь в общих чертах), но и шлют коллективные обращения. Словом, предстоящий форум уже вызвал живейший интерес многих людей. О чем же собираются говорить иерархи, какие решения принимать? Об этом обозревателю «Известий» Борису Клину рассказал управляющий делами Московской патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент. Священники и миряне в средствах массовой информации и на интернет-форумах не только бурно обсуждают повестку дня (известную пока лишь в общих чертах), но и шлют коллективные обращения. Словом, предстоящий форум уже вызвал живейший интерес многих людей. О чем же собираются говорить иерархи, какие решения принимать? Об этом обозревателю «Известий» Борису Клину рассказал управляющий делами Московской патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент. Ваше Преосвященство! Если позволите, начнем с темы, которая уже вызвала особенный ажиотаж, — предстоящее обсуждение Собором «Положения о церковном судопроизводстве». Некоторые эксперты само создание такого суда называют беспрецедентным для Русской православной церкви. — Я особого ажиотажа не наблюдаю. И в интернете в том числе — эта тема не на первом месте. Нельзя утверждать, что церковный суд является чем-то совершенно новым для Русской церкви. Церковь изначально несла среди прочих функцию «вязать и решить», то есть выносить суждение о согрешивших или отпавших от нее ее членов. Церковное судопроизводство в разной форме было на протяжении всей истории. Даже в советское время. А нормы такого судопроизводства были прописаны еще в III-IV веках. Что же тогда сегодня предлагают разработчики «Положения»? — Согласно Уставу Русской церкви 1988 года церковно-судебную функцию несли органы церковного управления — епархиальные советы, Священный синод.

http://pravmir.ru/nakanune-arxierejskogo...

Феодосий, митрополит Черкасский и Каневский (Снигирев Денис Леонидович) Дата рождения: 31 августа 1974 г. Дата хиротонии: 6 января 2011 г. Дата пострига: 2 апреля 1998 г. День ангела: 16 мая Страна: Украина Биография: Родился 31 августа 1974 г. в Киеве. В 1991 г. окончил среднюю школу. В 1994 г. окончил Николаевское медицинское училище с присвоением квалификации «фельдшер». В 1994 г. поступил в Калужское духовное училище, которое по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 января 1997 г. было преобразовано в духовную семинарию. С 1996 г. — иподиакон архиепископа Калужского и Боровского Климента . 2 апреля 1998 г. архиепископом Климентом пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского. 21 апреля 1998 г. архиепископом Климентом рукоположен в сан иеродиакона, 30 июня 1998 г. — в сан иеромонаха. В 1998 г. окончил Калужскую духовную семинарию. 3 июля 1998 г. зачислен в братию Рождества Богородицы Пафнутьев Боровского монастыря, назначен казначеем обители и главным редактором еженедельного издания «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря». В 1999 г. назначен благочинным Пафнутьев Боровского монастыря и членом Епархиального совета Калужской епархии . В 1999 г. поступил в Московскую духовную академию . 3 июля 2000 г. переведен на служение в г. Калугу, назначен секретарем Епархиального совета Калужской епархии, заведующим канцелярией Калужского епархиального управления и настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Калуге. 23 августа 2001 г., согласно поданному прошению, направлен на Украину. 24 октября 2001 г. назначен настоятелем храма-часовни в честь прп. Евфросинии Полоцкой в Киеве. В том же году, согласно поданному прошению, переведен из Московской духовной академии в Киевскую духовную академию , которую окончил в 2003 г. С марта 2002 г. — главный редактор миссионерского еженедельника «Православный Печерск». 5 апреля 2004 г. возведен в сан игумена. 28 февраля 2005 г. возглавил созданный на базе прихода в честь прп. Евфросинии Полоцкой киевский Владимирский духовно-просветительский центр.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198693...

Александр (Головин Александр), еп.Калужский и Боровский Родился 25.VIII.1844 в семье священника с.Мясоедова Тульской губернии. В 1866 году окончил Тульскую Духовную семинарию. 4.VI.1866 рукоположен во священника Успенской церкви Тульской губернии, где состоял законоучителем сельского народного училища. В 1880 году переведен в Тулу. 27·ΧΙ·1890 пострижен в монашество. В 1896 окончил СПБ Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1896 году по окончании Академии был командирован в Абиссинию с отрядом Красного Креста. В 1897 году был назначен настоятелем Троицкого Калягина монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1899 году назначен начальником Иерусалимской Духовной Миссии. В 1900 году избран действительным членом Палестинского Общества. 27·VII.1903 хиротонисан во епископа Старицкого, вик.Тверской епархии. Хиротония совершена в Тверском кафедральном соборе. 30.X.1908 – еп.Орловский и Севский. 31.ΧII.1910 – епископ Калужский и Боровский. 25.VI.1912 по слабости здоровья уволен на покой с оставлением в должности настоятеля Воскресенского монастыря. Скончался 4.II.1916 года от артериосклероза. Похоронен в летнем храме этого же монастыря в приделе св.Марии Магдалины. Кроткий, сердечный, любвеобильный архипастырь непрестанно о всех молившийся и как пастырь добрый готов был «душу свою положить за овцы своя». Обозревая деятельность Владыки Александра в различных местах его служения, мы не найдем многообразных и шумных ее проявлений. По свойственным ему качествам натуры, его работа стремилась проникать, по выражению апостола, в красоте кроткого и молчаливого духа (I Петра, III, 4). Духовное пастырское воздействие, нравственное влияние на личность окружающих – вот что всегда была главнейшим предметом его архипастырских попечений. Таким он был, когда служил приходским священником в гор. Туле, или когда состоял духовником Александро-Невской Лавры, или когда путешествовал с отрядом Красного Креста в Абиссинию, или когда, наконец, был начальником Русской Миссии в Иерусалиме, таким оставался и на архиерейских кафедрах. Идея внутреннего, сокровенного делания, идея чисто пастырского воздействия на людей всегда и везде была его главным одушевляющим началом и налагала определенный отпечаток на его деятельность, как церковного администратора и иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:не ранее 1690. Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21468, 36.53285 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня примыкает к северной стороне трапезной. Построена в 1690 году на средства князя К.О.Щербатова. Архитектурные формы традиционные - четверик на восьмерике. Особенностью колокольни является то, что грани восьмерика расположены на осях четверика - прием довольно редкий. Колокольня представляет собой самостоятельное здание, пристроенное к северной стене трапезной. После сооружения в 1511 году здания трапезной на ее северной паперти была устроена звонница. В конце XVII века на ее месте, с сохранением некоторых элементов основания, возводится красивейшая колокольня, дошедшая до наших дней. Колокольня пятиярусная, с «восьмериком на четверике». Такая форма характерна для середины и конца XVII века. Верх её сделан по образцу колокольни московского Высоко-Петровского монастыря. Но мастера каменных дел не стали повторять ранее созданного. Они развернули восьмерик так, что против плоскости четверика оказалась не плоскость, а ребро восьмерика. В XVII веке в русской архитектуре наметилась и развилась тенденция к богатому украшению строений как снаружи, так и изнутри. Построенная в этот период монастырская колокольня выглядит празднично: в трех поясах восьмерика и в среднем ярусе четверика в углублениях установлены изразцы с барельефными изображениями на них серафимов и разных плодов. Это творение белорусского мастера Степана Иванова, прозванного за мастерство Степаном Полубесом. Углы колокольни оформлены полуколоннами, асимметрично расположенные большие, средние и малые окна с дугообразными перемычками обрамлены красивыми кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет определенное практическое назначение — освещать лестничный ход на колокольню, паперть, ризницу, подсобные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=02056

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Трапезная церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:не ранее 1511. Ссылки:   Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.2144, 36.53305 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трапезная с церковью Рождества Христова - старейшее здание монастыря (1511 г.). Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен. С северной и южной сторон к зданию примыкают паперти, из которых средняя включена в массив колокольни, построенной в 17 веке. Храм Рождества Христова с трапезной – самое древнее из сохранившихся строений Пафнутьевой обители, время его постройки относится к 1511 г. Этот комплекс, в котором слились воедино колокольня, трапезная, теплая церковь Рождества Христова и церковь прп. Онуфрия, является самым сложным по конструкции и архитектурным формам сооружением монастырского ансамбля. Внешне комплекс выглядят как массивное, суровое, без каких-либо излишеств и украшений двухэтажное здание, вплотную примыкающее к колокольне. Единственным декоративным обрамлением гладких стен служат два узорчатых пояска, выложенных из кирпича: один, ниже окон, разделяет здание на два этажа, второй завершает верх стены. Маленькие окошки, выглядывающие из глубины толстых стен, не имеют даже простых наличников. Трапезная палата по своему устройству напоминает Грановитую палату Московского Кремля. Она представляет собой большой, площадью 260 кв. метров зал со сводчатым потолком, опирающимся на стены и один квадратный центральный столп. В толще стен, с откосами по боковым сторонам и вверху, размещены небольшие окна. Все это способствует хорошей естественной освещенности помещения. Если в настоящее время при строительстве жилых и бытовых помещений соотношение световой площади окон к площади пола берется как 1:3 – 1:6, то в трапезной оно составляет 1:50! И в то же время за счет конструктивных особенностей окон и использования отраженного света в помещении достаточно светло.

http://sobory.ru/article/?object=02057

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010