Не так думал о себе Христа вопрошавший юноша, потому и смело отвечает Христу: «Все это сохранил я от юности моей». Неправду сказал о себе самодовольный юноша. Не проверив глубины своего сердца, он не заметил, что не исполнена им главная заповедь – заповедь о любви к ближнему, ибо, если бы любил он ближнего, как самого себя, он бы без труда использовал свое богатство для служения несчастным. Знал всеведущий Господь, что юноша был богат, посему на вопрос: «чего мне еще не достает?» сказал: «если хочешь быть совершенным», – решись на подвиг – «продай имение твое и раздай нищим». «Если хочешь», – говорит Господь, – Я не требую от всех этого подвига, ибо не все могут его понести, но ты ищешь совершенства – так вот, соверши этот подвиг и «следуй за Мной». И юноша, казалось, готовый исполнить повеление великого Учителя, молча «с печалью отошел», ибо «у него было большое имение». Ревнующий о спасении, переоценил себя, себя не познал, не заметил, какую власть над его бедным сердцем возымела страсть любостяжания. «Все мне позволено, но не все на пользу; все мне позволено, но ничто не должно обладать мною», – говорит апостол Павел. А вот добрый юноша оказался рабом страсти любостяжания. А ну-ка, взгляни каждый на себя: нет ли в тебе этого греха? Страсть к любостяжанию является «корнем всех зол» ( 1Тим. 6:10 ), дорогие мои братья и сестры. Нет греха в том, что ты состоятелен или богат, но смотри: не будь пристрастен к богатству, ибо пристрастие к наживе, к деньгам, обращается в болезнь души: любостяжание ослепляет человека, делает его самонадеянным, беспокойным, бесчувственным до жестокости и не способным к духовной жизни; человек любостяжательный – остается способным лишь к соблюдению внешних традиций, т.е. способным сохранить узор, а ведь вера и религия это не узор, не обряд или традиция, а жизнь. «Христос – наша Жизнь». «Мы видели новую Жизнь», – говорят Апостолы, свидетельствуя о Христе Иисусе. «Когда богатство умножается, не прилагай к нему своего сердца», – говорит царь и пророк Давид. Нынешнее Евангелие указывает нам – как нам начинать наше восхождение к Горнему Иерусалиму, – чего должны мы избегать на этом пути, и зовет нас, ленивых и спотыкающихся, к жизни новой, к жизни во Христе. Аминь. Неделя 12-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Не хочет Бог смерти грешника. Чтобы вразумить его и вывести из-под власти греха, Он допускает испытания, скорби, и болезни – возлагает на нас крест для очищения нас от греховной ржавчины, для нашего исцеления и преображения. И кто несет крест свой, безропотно следуя за Христом, несет с верой и терпением, тот как бы приобщается ко Кресту Христову, к страданиям Христа. И эти наши страдания, переносимые с верой и кротостью, Христос вменяет нам, как Свои страдания, как Свой Крест. Крест это – наше очищение, наша жизнь и воскресение. Узким, тесным путем шли за Христом все святые, этим путем идет и наш верующий народ православный. Этим путем, не уклоняясь от Христа, идем и мы с вами, прославляя Животворящее Древо, «на нем же Христос руце распростер, возведе нас на первое блаженство». Аминь. Неделя 3-я Великого поста «За кого вы меня почитаете», – спросил Мессия учеников Своих. – «Ты Христос, Сын Бога Живаго», – от лица всех апостолов ответил Петр. И «с того времени начал Иисус открывать Своим ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим, что там Он много пострадает от старейшин, от первосвященников и книжников, будет убит и в третий день воскреснет». Но ап. Петр, отозвав Его, начал прекословить Спасителю: «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобой». Только что исповедавший Христа Сыном Божиим, ап. Петр все еще находился под влиянием фарисейских воззрений о Мессии, не мог он примирить старые национальные воззрения с мыслью о страданиях и смерти Спасителя. «Отойди от Меня, сатана, – сказал Петру Христос, – ты Мне соблазн, ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Просьба Петра, обращенная к Спасителю была как бы повторением того искушения, с которым когда-то приступил ко Христу в пустыне искуситель: Петр искушает Спасителя страхом предстоящих страданий, чем и уподобился несознательно сатане. Обличив Петра, Христос подозвал народ с учениками и указал им высший идеал духовной жизни, указал при каком условии человек может следовать за Ним. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись Себя, возьми крест свой и следуй за Мной», сказал Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«Некоторые из вас, предо Мною стоящих, – сказал ученикам Христос, – увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». И вот, взяв троих учеников, Он поднялся с ними на гору Фавор для вечерней молитвы. Когда Христос изливал Свою душу в возвышенном общении со Своим Отцом, настала ночь, и ученики, закончив свои молитвы, подавленные дремотой, уснули. Господь же все еще продолжал Свою молитву. Он взял с Собою этих троих учеников, чтобы победить в них страх, внушаемый им Его предстоящей крестной смертью, которая, по их выражению, была не сообразна с самым понятием о Мессии. Он взял их с Собою, чтобы дать им силы для перенесения грядущего зрелища Его страшного уничижения и показать им ту славу, в которую Он войдет по оставлении их, но Своей помощью их не оставит. Находясь в ближайшем общении со Своим Небесным Отцом, Христос преобразился: лицо Его сияло как солнце, и одежда Его сделалась белой как снег. Все Его существо осветилось ослепительным блеском. Среди ночного мрака блистал прославленный лик Спасителя. Возле Него, в сиянии славы, стояли два мужа: Моисей и Илия, основатель Ветхого Завета и защитник его. Их явление из высшего мира указывало на то, что Ветхий Завет, Закон и пророки, должны уступить место Новому, высшему Завету. Они беседовали со Христом о предстоящих Ему страданиях и смерти, которая должна была совершиться в Иерусалиме. Их явление свидетельствовало о торжестве жизни над смертью и о вечной славе. Они явились из загробного мира, чтобы и нам с вами дать знать, какое торжество и радость ожидают за гробом верных слуг Божиих. Когда дивное явление начало исчезать, когда величественные посетители, Моисей и Илия, готовы были расстаться со Спасителем. Петр, восхищенный виденным, воскликнул: «Наставник! хорошо нас здесь быть; сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею, одну Илии». В это время светлое облако осенило и апостолов и из облака раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Это было подтверждением исповедания апостолов: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Непредубежденному человеку видно, что цитированные слова Священного Писания не имеют никакого отношения ни к судам гражданским, ни к государственной власти; здесь Слово Божие имеет ввиду словесное или даже мысленное осуждение христианином мыслей и слов окружающих, ибо осуждение свидетельствует обычно о злобности сердца осуждающего. Сам Христос признавал законными и богоучрежденными судебные государственные учреждения; «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» ( Uh. XIX, 11 ); и Апостолы поучают нас: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти; правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( I Nem. II, 13–14 ); «Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму... требую суда кесарева» ( Дeяh. XXV, 10–11 ). Если бы Господь отвергал суд государственный, мы бы не услыхали из уст Апостола: «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых... Ибо начальник есть слуга Божий, тебе на добро... он не напрасно носит меч: он слуга Божий, отмститель в наказание делающим злое» ( Puм. XIII, 3–4 ). Отрицание сектантами государственных судов служит красноречивым доказательством того, что учения их вытекают часто не из религиозных мотивов, а совершенно чуждых Слову Божию, – в данном случае из мотивов политических. Вспомним Бруно Бауэра: надо войти в христианство и затем преодолеть его с помощью новой философии. · Меннониты и иные секты анархического толка восстают и против армии, мотивируя свое отрицательное отношение к военной службе тем, что Христос якобы запретил войны. Свое утверждение обосновывают они заповедью «Не убий» и заповедью Христа «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» ( Mф. V, 39 ). Ссылаются они и на стихи 54–56 главы IX Евангелия от Луки, и на стих 52 главы XXVI Евангелия от Матфея, но во всех случаях, на которые ссылаются сектанты, Христос воспрещает месть за личную обиду, а в стихе 52-ом главы XXVI Евангелия от Матфея Господь осуждает самоуправное и незаконное употребление оружия. Если бы Ветхий и Новый Завет отрицали войну, то Иоанн Предтеча на вопрос воинов, что им делать, сказал бы: «не воюйте, оставьте военную службу», а между тем «больший из рожденных женами» лишь дал им указание не злоупотреблять своим воинским положением, но не сказал – оставить его, снять пояс. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – говорит Господь. Новый Завет свидетельствует о том, что воинское звание не препятствовало получать от Господа Иисуса Христа похвалу и исполнение просьбы: Евангелие от Матфея, гл. VIII, 8–10; Деяния Апостолов, гл. X,1–7. Глава XXIII. Секты XVII и XVIII веков

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Никому не велел он входить к себе в келлию и пребывал один с глубоким вниманием на безмолвной молитве, как и всегда имел благой сей обычай, в последние же дни наипаче, так что и самые ученики изумлялись его крайнему подвигу. При наступлении вечера, велел Пафнутий священнику прочесть правило к исповеди и совершил пред ним покаяние; потом пошел на всенощное бдение и говорил ученикам: «уже не услышу в другой раз всенощной». С большим вниманием оставался он до конца бдения, также и на другой день присутствовал при божественной литургии, и сделался причастником Пречистого Тела и Крови Христа Бога нашего. Возвращаясь из церкви, ведомый учениками, спросил он их о дне, в который приключилась ему болезнь. Ему отвечали: «в четверток»; и он сказал: «в тот же день будет мне конец», и, помолчав немного, чтобы покрыть сию речь, присовокупил: «или опять будет пост», вкусил немного пищи, но для того, чтобы исполнить желание учеников. Самодержец всея Руси, Великий Князь Иоанн Васильевич и сын его благоверный Князь Иоанн и преосвященный Митрополит Геронтий 15 , и от всех пределов князья и бояре, услышав, что изнемогает Святой, многую милостыню к нему посылали, прося от него молитв и благословения и прощения. Блаженный Пафнутий всем преподавал мир и благословение, но ничего не велел принимать от приношений, а все возвращать к пославшим, ибо не хотел более слышать ни о чем мирском и говорил ученикам: «я и сам более других требую в час сей молитвы, ибо уже собираюсь идти в путь долгий, которым никогда не ходил; имеющий же веру к Богу и Пречистой Богородице, может и по моем отшествии творить милостыню». Посему пребывал в глубоком безмолвии, упражняясь непрестанно в молитве, и часто повторял: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!» – из псалтири же читал только избранные псалмы, которые приспособлены были к настоящему его положению, и стихи из параклиса к Пресвятой Богородице: «Не ввери мя человеческому предстательству», и «Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю Мати Дево». Ум его весь устремлен был к Богу и радовала его надежда восприятия будущих благ; посему исторгались из уст его и из сердца, молебные стихи сии; он готовился в вечную жизнь, ни о чем не скорбя, по обычаю тех, которые оставляют временную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но Апостол Павел, раскрывая в своих посланиях учение об оправдании людей благодатью Божьей по вере в Иисуса Христа, вовсе не отвергал значение и необходимость добрых дел, а лишь восставал против ложной самоуверенности и иудействующих учителей, полагавших спасение во внешних делах закона Моисеева, т.е. в обрезании, соблюдении субботы, омовении рук и прочее. Тот же Апостол Павел в послании к римлянам (II, 6) говорит, что Господь в день праведного суда Своего воздаст каждому по делам его, а в послании к коринфянам пишет, что, если бы кто имел веру всю, так что мог бы горы переставлять, а не имел бы деятельной любви, в том не было бы никакой деятельной пользы ( I Kop. XIII, 2–3 ). О необходимости добрых дел, Богу угодных, говорит и Апостол Петр: «Вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит по делам» ( I Nem. I, 17 ). «Дети мои, – пишет Апостол Иоанн, – станем любить друг друга не словом и языком, но делом», а Апостол Иаков прямо направляет свое слово против ложной мысли об оправдании людей одной верой, он говорит: «Что пользы в том, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Разве может вера спасти его?.. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Uak. II, 14, 26 ). И Сам Господь говорит, что и порочные люди могут обладать верой в смысле признания существенных религиозных истин, но эта вера недостаточна для спасения: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали...» И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас: отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Mф. VII, 21–23 ). Впрочем, Лютер порой сам себе противоречит, проявляет непоследовательность в своем учении... «Что же значат добрые дела?» – спрашивает он и сам отвечает: «Очень мало и очень много. Очень мало потому, что для спасения не поможет ни одно дело, но одна только вера; а очень много потому, что через веру человек делается христианином, а дела обнаруживают христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Но вот настал день Пятидесятницы. Вся площадь Иерусалимского храма как бы стонала от говора разноязычных масс народа, из разных стран пришедшего во св. Град для участия в установленных Законом жертвоприношениях «агнца без порока» и «козла в жертву за грех». Апостолы, вместе со всеми верующими, возносили в это время молитвы о просвещении всего этого темного народа, пребывавшего во тьме неведения о Божественном Агнце, уже взявшем на Себя бремя мирового греха, Спасителя мира. И когда они молились, внезапно «сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося бурного ветра», до основ потрясая дом, в котором они находились. Не успели Апостолы оправиться от неожиданности этого явления, как последовало новое явление: как бы пламя огненное осветило дом и его разделяющие языки почили на каждом из них. Что это такое? Апостолы знали, что подобные явления происходили на горе Синае в день законодательства. И поняли, что это вознесшийся Учитель дает им новый Закон. Они почувствовали себя как бы вновь рожденными, горячая вера запылала в их сердцах, мгновенно вспомнили они все, что говорил и чему учил их Христос. Апостолы поняли, что «исполнились Духа Святого и Дух давал им провещавать»; неудержимая сила влекла их из горницы в народное море, чтобы там исповедывать Христа, Распятого и Воскресшего, проповедать Слово Его. Неудержимым потоком лилась из уст их боговдохновенная речь, которой внимали несметные толпы разноязычного народа. Все они слышали проповедь каждый на родном языке. Из чьих же это уст лилось сердца жгущее слово? Из уст недавно невежественных, заброшенных рыбаков-галилеян, одно имя которых звучало презрением. Все изумлялись, говоря друг другу: что это значит? Это был тот великий и таинственный дар, который Небесный Учитель обещал Ученикам Своим перед вознесением. В апостолах действовала Премудрость Божия, облекшая их сверхчеловеческой силой. «Мужи иудейские! сие да будет вам известно»: в том, чему вы являетесь свидетелями – «есть предсказанное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог , изолью от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать». «Твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом того Иисуса, которого вы распяли», – так закончил ап. Петр свою речь. С воплем отчаяния бросились к Нему многие из тех, кто 50 дней тому назад неистово кричал: распни, распни Его, восклицая ныне: «Мужи, братья, что нам делать?» Петр же сказал им: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». И были эти слова как целительный елей для исстрадавшихся душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Но если древний мир распял Христа от незнания Истины, нынешний мир распинает Истину Христа по злобе. Тьма не терпит Света, ибо Свет обнажает пустоту, неприглядность, ее сатанинскую сущность. Жалкие слепцы! «Если свет, который в тебе – тьма, то какова же тьма», говорит Христос. Посему-то, «имея уши – они не слышат, имея очи – они не видят», и понять не хотят, что в словах: «ищите, прежде всего, Царствия Божия» слышен призыв Христа именно к активности, призыв к труду над собой и над окружающей средой. «Царство Божие внутри вас» – говорит Господь. Ведь, не сказал Христос: ищите только Царствия Божия, а сказал – «ищите прежде всего Царствия Божия». Этот призыв исключает возможность эгоизма, в чем любят попрекать христиан. В этом призыве Христос указывает на то, что жизнь следует строить на духовно и нравственно здоровой основе. И этой основой, этим здоровым фундаментом жизни – личной, семейной, общественной и государственной – и поныне является сам Христос, Его Евангелие, среди многих учений – единственно светоносное и животворное, могущее и ныне обновить все стороны человеческой жизни. Аминь. Неделя 3-я по Пятидесятнице " Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его». В нынешнем Евангельском чтении говорит Господь, что последователи Христа должны всячески стараться о том, чтобы не стать рабами в заботах о земных благах. Мы знаем, что фарисеи, как и иудеи вообще, весь смысл своей жизни полагали именно в земных благах, с алчностью стремясь к обогащению. Обличая этот порок, Христос и говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле», где все неверно и непрочно, «но собирайте себе сокровища на небе». Ведь, если всецело предашься заботам собирания земных сокровищ, несомненно охладеешь к духовному, станешь забывать о небесном. «Ибо, -говорит Господь, – где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Что же нужно для того, чтобы сердце человека стремилось к небесному? Для этого нужно иметь внутренний свет в душе, чтобы ум ваш мог постигать истину о Боге и человеке во всей ее полноте. Ведь, если ум наш омрачен, то и сердце наше совратится от Бога и от истины, от знания и понимания самого себя, как человека. Ибо ум есть такой же светильник для души, каким око (глаз) является для тела. Отсюда – подобно тому, как «если око твое будет чисто, то и все тело твое светло будет; если же око твое будет худо, то и все тело твое будет темно»; так и в отношении души: если светел ум, то и душа светла, если помрачен ум, то помрачается и душа, и вместо небесного, духовного стремится она к земному, впадает в самообман, доводя человека до состояния скота и зверя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Но ответ Христа сразу разбил лукавый замысел искусителя: «Не хлебом единым жив будет человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих», – сказал Христос. Этим ответом наносился решительный удар господству плоти в человеке: человек не исключительно плотское существо, а напротив   существо, которое всегда может торжествовать над немощами, над слабостями плоти. Этот ответ показал искусителю, с Кем он имеет дело, и он, подделываясь под обнаруженное им во Христе настроение духа и желая возбудить в Нем гордость самомнения, пытается искусить Иисуса на безграничном уповании на Бога. «Берет Его диавол... поставляет на крыле храма и говорит: «если Ты действительно Сын Божий, почему Тебе не броситься с этой высоты вниз; ведь, сказано: «ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею», – этим Ты сразу докажешь всем жителям Иерусалима Свое Божественное достоинство " ». Но и это искушение оказалось бессильным пред лицом безгрешного Человека-Иисуса. На все эти излияния лукавой лести Иисус спокойно ответил: «Написано также: не искушай Господа Бога Твоего». Потерпев неудачу на искушении телесной немощи и духовной гордости, диавол сделал последнюю отчаянную попытку – призраком безграничного самовластия над всеми царствами земли. Возведя Иисуса на высокую гору, он развернул перед Его взором волшебную картину всех царств мира и сказал Ему: «все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». Диавол знал, что Христу, как Спасителю мира, предстоят страшные искушения уничижения и страданий, пред которыми невольно должно было содрогнуться Его человеческое сердце. И вот он, искуситель, подсказывает, что всего этого можно избежать и стать тем грозным мессией-царем, завоевателем и властелином всего мира, каким и ожидают его вожди и старейшины еврейского народа – все это будет, если Христос поклонится искусителю. Дерзость сатаны, в этом искушении, переступила всякие пределы, и Христос победно ответил ему: «Отойди от Меня, сатана! ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему единому служи».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«О, сладость чувств, которые испытываешь перед Дарохранительницей и у ног Папы», в котором Иисус Христос «добрал, сконденсировал всю Церковь », и более того: Он «раньше создал Папу». «Это великая тайна: Церковь есть непрестанное и постоянное творение Папы. Он творит Церковь; и в ней и через нее он просвещает и освящает души». Нет никаких сомнений в том, что епископ Буго отразил в своем труде официальное учение римской церкви о папе. Оповещая мир об избрании папы Пия XI, Ватикан в 1922 году писал: «Счастливый Рим: ибо он один обладает обеими дарохранительницами: дарохранительницей евхаристической, в которой Иисус Христос преподает Себя всем сердцам, и Ватиканом, где Иисус устами Папы преподает слово Истины, неизменное и непогрешимое». Так выглядит ров, которым Римская Церковь отделила себя от Кафолической Церкви Православной, хранящей верность учению Христа и Апостолов. Это учение о Церкви и о папе абсолютно неприемлемо для нас, православных. От него веет духом нехристианским. Мы стоим перед опасностью замены Христа – человеком, замены Церкви, этого великого живого организма, – папой. История нам ясно показала, как постепенно и настойчиво, на протяжении веков, нарастало это стремление Римского епископа к главенству во вселенной, как выросла питаемая духом гордыни и плотским пониманием Церкви, питаемая интригами и политикой теория папства. Часть 2 Свою теорию преемственной непогрешимости и главенства в Церкви римо-католики – было бы более точно сказать: Ватикан – подпирают следующими местами из Священного Писания. 1) Словами Христа Апостолу Петру в Евангелии от Матфея (XVI, 13–19). Спрашивает Господь учеников Своих: за кого почитают Меня люди? а затем: а вы за кого почитаете Меня? «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010