Рассуждение Преподобный Пафнутий Боровский говорил своим ученикам, что душу человека и его тайные дела можно распознать по взору очей. Ученикам это казалось невероятным, пока сей Божий человек не удостоверил это на самом деле, причем неоднократно. Прозирая в чужие судьбы, преподобный Пафнутий предузрел и свою собственную. За неделю до смерти, будучи еще здоров, он предсказал, что в следующий четверг разлучится с этим А на рассвете оного четверга радостно воскликнул: «Сей день Господень – радуйтеся, людие! Се прииде чаемый день!» – Вот как встречает смерть человек, который весь свой век помышлял о разлучении с этим и о встрече с Богом. Созерцание Да созерцаю Вознесение Господа Иисуса, а именно: 1) как два Ангела являются ученикам, пока те всё еще смотрят вслед вознесшегося Господа; 2) как Ангелы возвещают, что Господь [паки] придет таким же образом , как ученики видели Его восходящим на небо . Проповедь о силе слова Господня Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Иер. 23:29 Да, Господи, слово Твое и вправду – как огонь, согревающий [и воодушевляющий] праведника и попаляющий грешника. И впрямь оно – как молот, размягчающий окаменелую твердость сердец у людей кающихся и в прах разбивающий сердца нераскаянных грешников. Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге ( Лк. 24:32 )? – спрашивали Апостолы после беседы с воскресшим Господом. Если сердце у человека праведно, то оно пламенеет от слова Господня, и тает от умиления, и расширяется от любви. А если сердце у человека неправедно, если окаменело оно от греха, то словом Господним оно пожигается и еще больше отвердевает. И ожесточилось сердце фараона . Напрасно укрываются грешники в свои крепости каменные, в свои крепости железные, в свои крепости серебряные и золотые – отвергая броню Божией праведности. Когда Бог изречет суд над этими мощными оплотами, в которые замыкают себя грешники, слово Господне опустится на них, как могучий и неотвратимый молот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Свободно стало место у Креста, и сюда подошли преданные друзья Христовы; подошли и получили утешение в том, что привел их Господь быть свидетелями, как совершилось великое дело искупления человечества, как Спаситель наш, преклонь главу, предал Дух ( Ин. 19, 26–30 ). Вот и мы, дорогие, вчера и сегодня стоим у Креста Христова, лобызая пречистые язвы Божественного Страдальца. Приступаем как преданные чада и ученики Его; приступаем к Нему как открывшему нам Бога истинного, как засвидетельствовавшему Любовь Творца к человеку, как Победителю искусителя, сеющего рознь между людьми и плевелы сект, ересей и расколов на ниве Христовой. Но как приступить нам к Страдальцу Святейшему, нам – великим грешникам, ежедневно нарушающим Правду Божию? Не скажет ли Господь каждому из нас: «Не вем вас, отойдите от Меня, делающие беззакония!» Но да не смущается сердце ваше... Хотя мы и грешники, но грешники кающиеся, слезами омывающие грехи и беззакония наши. «Приходящего ко Мне не изжену вон», – говорит Господь! У Креста Христова место только покаянию, смиренному сознанию своего недостоинства пред Страдальцем Христом и слезам. Приступим же к пречистым язвам Спасителя с сердцем, исполненным смирения, раскаяния в наших грехах и беззакониях, с сердцем, исполненным благодарности за Его Любовь к человеку, Любовь к нам, запечатленную Им на Кресте. Приступим с обетом сохранить Ему верность в жизни нашей при любых условиях и обстоятельствах нашей жизни. И милость Его пребудет с вами, братия. Аминь. Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня Перед взором нашим св. Крест с изображением на нем Господа, Спасителя нашего. Мы невольно переносимся мыслью к Голгофе и видим, как из пречистых стоп, из рук и из чела Спасителя истекает Кровь. И невольно задаем себе вопрос: для чего страдал Христос? Зачем нужно было Творцу мира так смириться, так терпеть поругание и истязания, так страдать? Сам Господь дает нам ответ на первый вопрос. Он говорит: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3, 14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Своими братьями называет Судья-Христос бедных, убогих, ибо и Сам в бедности жил на земле. Поспешим же и мы, дорогие, в ожидании Суда Божия над каждым из нас к достижению праведности, чтобы и нам услышать из уст Судии Праведного: «придите, благословении Отца Моего, наследуйте от сложения мира вам уготованное Царствие». Аминь. Прощеное воскресенье ( Матф. 6:14–21 ). Сегодня напоминает нам св. Церковь , в своих песнопениях, об изгнании Адама из рая, о потере человеком блаженства и радости. Св. Церковь предупреждает нас о страшной силе греха и зовет нас, стоящих у отверзающихся врат св. Четыредесятницы, сделать над собою усилие и вырваться из водоворота повседневной суеты. Мы часто успокаиваем себя тем, что многомилостив Господь, что, как простил Он блудного сына, как принял мытаря и простил разбойника на кресте, так и к нам будет милостив. Но, мои дорогие, мы забываем о том, что у всех их была не только крепкая вера, у них было еще и глубокое раскаяние и всецелая обращенность ко Христу. Скажите, а есть ли это у каждого из нас? Недели Великого Поста – это время воздержания от всего, что приземляет человека, что умаляет его достоинство; это дни усиленной духовной жизни. И каждому из нас, в дни Великого Поста, следует глубже в себя заглянуть, подумать о том, чем живем мы, какие семена сеем мы, нашими рассуждениями и примером нашей жизни, сеем в кругу семьи, в окружающей нас среде, и приготовиться к встрече с Господом. В этом труде над собою и даны нам в помощь дни Великого Поста. Вступая во врата св. Четыредесятницы, мы слышим из уст ап. Павла: «братья, разве вы не знаете, что тела ваши суть храм Божий и Дух Божий живет в вас!» Есть короткая притча о человеке, очень любившем драгоценное благовонное миро. Но вот вздумалось ему в сосуд благоухающего мира бросить мусор зловонный. Этим привел он в непригодность миро драгоценное. Что же скажете вы, дорогие братья и сестры, об этом человеке? Каждый из нас скажет о нем: это жалкий человек, он глуп, он ненормальный... А ведь эта краткая притча и к нам с вами относится, ибо мы с вами поступаем точно так же, как поступил тот жалкий человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», – повторяя за ангелами, поет в эти дни сердце человека верующего, а в ваших сердцах сам сатана царствует в эти дни. Подумайте, какой ужас! Как счастлив христианин, своему обидчику отвечающий незлобием, немедленным ему прощением в сердце своем и тайной молитвой о нем пред Господом. К такому человеку близок Господь, ибо сей человек не только слушает и знает слово Господа – «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» – но и следует Ему, вводя это слово в сердце и в жизнь свою, а за это и обращается Господь к людям таким, открывая пред ними бездну милости и щедрот Своих, со словами: «Вы друзья Мои... чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Не забудьте: христианин – Христов ученик, не ожидает, чтобы сам обидчик пришел к нему за прощением, он сам, первый спешит в сердце своем простить обидчику и о спасении его помолиться. Поступайте и вы так, дорогие мои, ко Христу стремящиеся Д.Ф. и М.Г. Поверьте, не даст вас Господь в обиду, а Пречистая Дева распрострет Покров Свой над верными Божиими. В воскресенье 9 января прибыв от вас в Казабланку для совершения Божественной Литургии, сокрушаясь о виденном и слышанном в Имфуте 7-го и 8-го, в слезах молился я в храме о заблудших и во вражде сущих прихожанах моих поселка Имфут. В этом свидетели мне все молящиеся казабланского храма в тот день. И сейчас прошу я Господа о примирении враждующих и вразумлении заблудших. Верю, что в следующий мой приезд все вы, «оставив дела тьмы: злобу, гнев, вражду», явитесь чадами Божиими, ходящими во свете Любви Христовой. Ищите оправдания пред Богом, а не перед людьми, да еще и иноверцами, всегда склонными над нами посмеяться и вот уже в течение 30 лет смеющимися над Отчизной нашей. Ведь не перед людьми дадите вы отчет о земной жизни вашей, а перед Единым Нелицеприятным Судией всех людей! Его бойтесь, Его слушайте и Его служителя призывайте в свидетели, а не палку полицейскую, как это было у вас в святые дни Рождества!

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«Слава в вышних Богу, и на земли мир» – воспели Ангелы в Рождественскую Ночь. Свыше 19 столетий воспевает эту дивную песнь и Церковь Христова. В эту ночь, по любви к человеку, пришел на землю «Начальник мира» – «Отроча младо, предвечный Бог». Являясь апостолам по Своем Воскресении, Он мир возвестил: «Мир вам», «мир Мой даю вам». Где же этот мир, возвещенный Ангелами, обещанный Христом и проповеданный Церковью? Дорогие мои, он был, есть и будет. Это тот мир, о котором сказал Сам Христос в Своей прощальной беседе с учениками: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так как мир дает вам, Я даю вам». Какой же это мир? Это мир не внешний, который бывает бесплодным, и даже вредным, это мир духовный, тот благодатный мир, которым несмотря на приближение Крестных страданий, был одушевлен Богочеловек Иисус. Этот мир одухотворяет, дает силу и побеждает страх. Восприняв от Христа этот мир, апостолы уже не смущались никакими угрозами, лишениями и гонениями, ни даже смертью лютой, с радостью принимая мученическую смерть. И не только апостолы, но и великий сонм мучеников и исповедников радостно шли на мучения, воспевая Всевышнему хвалу. Такие исповедники, связанные с Господом союзом любви и мира, были, есть и будут. Вспомним покровителя нашего храма, преп. Серафима Саровского : у него на душе всегда была радость пасхальная, сам он ее переживал, другим ее передавая. Где же приобретается этот мир благодатный, дающий радость и укрепляющий человека в страданиях? Он приобретается нашей жизнью в Церкви Божией, жизнью во Христе Иисусе и пребывает в сердцах подлинно верующих людей, т.е. тех, для коих вера во Христа Сына Божия является движущей внутренней силой, освящающей ум, направляющей волю к Небесному Отцу. Для таких людей не страшны никакие бедствия и напасти, никто и ничто не может лишить их мира благодатного, отлучить от общения со Христом, о чем свидетельствует ап. Павел, говоря: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Власти, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Слыша прежде слова Иисуса: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас», она подвинулась к Нему ближе и, опустившись на колени, своими длинными волосами вытирала ноги Христа, омоченные ее слезами, покрывая их поцелуями и, наконец, умащая драгоценным, благоухающим миром. Это было выражением мольбы о милости со стороны сокрушенной сердцем женщины. Ее вид, обильно текущие слезы, принесение в жертву драгоценного мира, казалось, должно бы вызвать в самом каменном сердце жалость и сочувствие. Но не коснулось все это сердца хозяина дома – фарисея, человека внешней, фальшивой праведности. – «О, если бы Иисус был пророк, Он знал бы, что это за женщина, и с презрением бы оттолкнул ее», – так подумал Симон фарисей. Зная сердце и мысли человека, Христос обличил Симона. – «Видишь ли ты эту женщину?» – указывая на робко сидевшую на полу недавнюю грешницу, – сказал Христос Симону: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами омыла Мои ноги и отерла волосами головы своей; ты целования Мне не дал, а она не перестает целовать Мои ноги; ты головы Моей маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому говорю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». И затем, обращаясь уже не к Симону, а к бедной грешнице, Спаситель со властью сказал ей: «прощаются тебе грехи... вера твоя спасла тебя, иди с миром». И мир и радость воцарились в душе ее. Великая грешница освободилась от рабства греху, стала на путь чистоты и святости. Таков, дорогие мои братья и сестры, плод покаяния, плод принятия в сердце и в ум Слова Божия, чрез прикосновение ко Христу. Сказанное еще более подтверждается ярким примером жизни Марии Египетской. В ее жизни невольно обращаешь внимание на две противоположности, а именно, на глубину ее греховного падения и на высоту ее духовного взлета, благодатного восстания. В 12-летнем возрасте покидает Мария родительский дом, уходит в г. Александрию, и там многие, многие годы проводит в порочной жизни. Волна верующих, волна паломников, направлявшихся во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Стихи 4–5–6 главы 20-й Апокалипсиса говорят о тысячелетнем царствии Иисуса Христа. Это тысячелетнее царство Христа существует: оно началось после Воскресения Христа и прекратится пред кончиною мира – после Страшного Суда настанет новое вечное Царство Его, царство славы и благодати, которому не будет конца. «Царство Мое не от мира сего», – говорит Христос. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лk. XVII, 20–21 ). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Puм. XIV, 17 ). «Тысячелетие, в течение которого связан в своих губительных действиях сатана и непрерывно будет продолжаться царство Христово, означает то же, что у псалмопевца «тысяча родов» ( Псал. 104, 8 ), т.е. неопределенный, но весьма продолжительный период времени – «до скончания века» ( Mф. XXVIII, 20 ); малое время, на которое по истечении тысячелетия будет попущена дьяволу свобода в его обольстительных на земле действиях, означает собою непродолжительное владычество, пред кончиной мира, антихриста, после чего последует Воскресение мертвых и последний суд», – пишет по поводу 20-й главы Откровения епископ Сильвестр в своем «Опыте Догматического Богословия». Характерной для адвентистов, как и для всего сектантства, является манера пользоваться Священным Писанием. Ссылаясь на главу 2-ю, стих 8-й второго послания Апостола Павла к Фессалоникийцам, они пишут: «Нечестивые мертвые в пришествие Христа останутся бестревожно в гробах своих. Когда придет Христос, воскреснут только праведные. Нечестивые живые... будут убиты духом уст и сиянием славы пришествия Иисуса Христа» («Тысячелетие», с. 5). 8-й стих 2-й главы указанного послания Апостола Павла дословно гласит следующее: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего». Слово Апостола – «беззаконник» – адвентисты заменили словами «нечестивые живые». Но кто тот беззаконник? В том же II послании к Фессалоникийцам Апостол Павел называет его «человеком греха, сыном погибели» (II, 3), который превознесется «выше всего... в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога», и будет его «пришествие по действию сатаны» (4 и 9). Это тот, которого бедные иудеи примут за своего Мессию, о чем ясно было сказано и Самим Спасителем: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Uh. V, 43 ). Не является ли характерным, что слова, относящиеся в Священном Писании прямо и непосредственно к антихристу («беззаконник», «человек греха, сын погибели»), адвентисты относят к «нечестивым живым», о которых в послании Апостола Павла к Фессалоникийцам нет ни звука?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Столь ясные, по своему значению и мысли, притчи все больше озлобляли главарей народа и фарисеев. Боязнь народа, перед которым Господь уже открыто объявил Себя Мессией, сдерживала их готовность схватить Его. Для этой цели они прибегают к коварству, они ставят дело Христа на политическую почву. Со льстивым притворством обращаются они ко Христу: «Учитель, мы знаем, что Ты справедлив и истинно учишь пути Божию, и не заботишься об угождении кому-либо, скажи, позволительно ли давать подать кесарю, или нет?». Зная их замыслы, Господь ответил: «Что искушаете Меня, лицемеры! Покажите Мне монету, которою платится подать. Чье это изображение и надпись»? – «Кесаревы», отвечали искусители. – «Так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», – сказал им Христос. Таким образом, злой замысел фарисеев разлетелся в прах пред Божественной мудростью Христа. После вопрошавших фарисеев выступают саддукеи, относившиеся к Христу с высокомерным презрением. Так как молва о великом Учителе гремела по всему Иерусалиму и им стало известно о необычайных притчах и ответах, которыми Христос поразил фарисеев, саддукеи решили испытать Господа в знании закона и иудейского богословия. Для этого они выбрали из области раввинской казуистики следующий случай: одна женщина последовательно была женой 7-х братьев, из которых каждый умирал бездетным, и вот спрашивают они Христа: кому из 7-х она будет принадлежать по воскресении? Сами саддукеи отрицали воскресение и загробную жизнь, но этим вопросом хотели они поставить Христа в затруднительное положение и осмеять Его перед народом. Но Господь, с обычным спокойствием, обличил их в незнании и в неправильном понимании св. Писания, и саддукеи понесли заслуженное поражение. Тогда снова фарисеи решили испытать Его вопросом, и один законник спросил Его: «Учитель, какая наибольшая заповедь в Законе»? Вопрос о большей заповеди запутывался в бесконечной раввинской казуистике, и среди законников шли постоянные споры о том, исполнение какой заповеди соответствовало бы понятию праведности. «На двух заповедях утверждаются Закон и пророки: возлюби Господа Бога Твоего, – это главная и наибольшая заповедь, и ближнего твоего как самого себя», – ответил Христос законнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«Таинство странное вижу и преславное: Небо – вертеп, Престол херувимский – Деву, Ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же величающе, Деву ублажаем». «Се раба господня, да будет мне по глаголу Твоему» Во Христе, возлюбленные сестры мои, прославляя в яслях Рожденного, чтит св. Церковь и Родившую Его, восхваляя в песнях и пениях святое материнство. Знаете вы, что рождение Богомладенца является чудом дивным, «бессеменного зачатия рождеством несказанным, безмужнем и безболезненным». Но в нем открывается и истинное человеческое материнство. Пресвятая Дева, это – образ истинного материнства. Она носит во чреве «Носящего вся»; родившегося Младенца повивает Она пеленами; питает Его млеком материнским; охраняет жизнь Его в бегстве в Египет; заботится о Нем в его отроческие годы; при Нем Она в Кане Галилейской, когда, принимая участие в радости человеческой, совершает Он первое чудо; когда же оставил Он Мать Свою ради служения Отцу Своему – для совершения искупительного подвига, – Она хочет видеть Его, и не оставляет Его при крестных страданиях; Она же, вместе с Иосифом Аримафейским, принимает со Креста Тело Сына Своего и, вместе с женами мироносицами, стремится помазать Тело Его. Как мало говорит Евангелие о радостях Ее материнства. Однажды лишь сказано о Ней: «а Мария сохранила слова сии, слагая их в сердце Своем». Это были слова Архангела Гавриила, это были и слова Ангелов, возвестивших с небес о славе в яслях Рожденного. Пресвятая Дева стоит в радости материнства, поистине, во главе всего земного материнства. Стоит Она и во главе скорби материнской. Ибо значение слов об оружии, имеющем пройти Ее материнскую душу, и значение слов, вполне ясных, но суровых, Самого Отрока-Сына, в храме обретенного, – «зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?», – вскоре раскрылось во всей суровой действительности... Сын оставил Мать, чтобы отдать Себя Своему служению. И когда возжелала Она, однажды, видеть Его и говорить с Ним, то услышала строгое и неумолимое слово: указав рукою на учеников Своих, сказал Он: «вот матерь моя и братья мои», лишь слово «Жено» слышит Она от Сына Своего в Кане Галилейской и при последнем издыхании Его на Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Талант веры – это не мертвый капитал, а двигатель сердца, мысли и воли человека, это – зерно живое, оно должно быть применено к жизни, и первым его плодом бывает смирение, а затем послушание Богу. А что такое послушание? Послушание – это принятие слова Божия, слова Евангельского в свою волю, тогда воля Христа сливается с волей человека, становится для него законом, и эту волю уже Христову исполняет человек. Таким образом достигается то, о чем свидетельствует ап. Павел, говоря: «Уже живу не я, а живет во мне Христос». Пример такого принятия в свою волю слова Божия, пример применения к жизни таланта веры, дает нам Евангельское чтение о богатом улове рыбы. «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение», – этими словами пророка Исаии начал Христос Свою первую проповедь в синагоге г. Назарета. На эти слова Христовы книжники, эти слепые вожди народа, ответили злобным огнем зависти и ненависти, вывели Иисуса за город, чтобы там, со скалистого обрыва скалы, свергнуть Его. Но Иисус «прошед посреди них, удалился». Он ушел в Капернаум, расположенный на берегу озера Гениссаретского. Тут-то и теснился с жадностью народ, чтобы услышать слово Божие, исходящее из уст Его. Здесь-то и вошел Он в рыбачью лодку Петра, который, не получив еще окончательного призвания оставить все земное и следовать за Божественным Учителем, вместе с Другими Апостолами занимался своим привычным промыслом. С этой лодки поучал Он народ. И когда кончил проповедь, не о Себе и Своем утомлении думал Христос, а о своих бедных, потерпевших неудачу в ночной ловле рыбы, учениках. Он знал, что весь ночной труд их был напрасен – что нисколько не поймали они рыбы, но Он заметил, что во время Его беседы с народом, и они, занимаясь своим делом, слушали Его проповедь, и чтобы поддержать в них бодрость духа, велел Петру отплыть на глубину озера и снова закинуть сети. «Наставник! мы всю ночь трудились и ничего не поймали», – со скорбью отвечает он. И что же, лишь только он закинул, сети мгновенно наполнились множеством рыбы. Две лодки были наполнены до верха грузом, и ап. Петр, признавая всю силу чуда, со свойственным ему порывом припал к коленам Иисуса и в страхе воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» – «я крайне недостоин быть подле Тебя, но позволь мне остаться». И на это последовал ответ: «не бойся, отныне будешь ловить человеков».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010