Любовь к ближнему, дорогие мои, не есть простое внимание к другому, ее нельзя смешивать и с благотворительностью. Любовь – это чувство религиозное по своему источнику, ибо она является действием Божиим в нас. Придя к нам от Бога, любовь к Богу и возвращается: ибо любя братьев своих, мы любим Самого Господа, так как вместе составляем Тело Христово ( Рим. 12:5–10 ; 1Кор. 12:12–27 ). Чтобы осуществить в жизни Богом заповеданную нам любовь, необходимо, прежде всего, преодолеть узко-человеческое, бытовое представление о любви. В притче «о милосердном самаряныне» Господь дает нам практическое указание, а именно: не мне решать, кто мой ближний; человек в беде, будь он даже мой враг, побуждает меня стать его ближним. Любовь христианина должна проявляться к любому человеку, которого Бог дает нам встретить на нашем жизненном пути, – в этом отличительная черта Нового Завета, Церкви Христовой, от Израиля ветхозаветного. Аминь. Неделя 25-я по Пятидесятнице В прошлое воскресенье слышали мы из уст Спасителя слова, обращенные к получившей исцеление женщине: «вера твоя спасла тебя, иди в мире», и к Иаиру отцу умиравшей отроковицы слова: «не бойся, только веруй, и спасена будет» дочь твоя. А сегодня Господь говорит искушавшему Его законнику: «Так поступай и будешь жить». «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – спросил Господа законник. Ты же знаешь Закон Божий, – отвечает законнику Господь, – что там сказано? «Возлюби Господа Бога Твоего от всего сердца, всем помышлением твоим, и ближнего твоего, как самого себя», – говорит законник. Так вот, так и поступай и будешь жить – наследуешь жизнь вечную, жизнь твоя будет осмысленной. Словом: «так поступай» Господь указал, что оправдание жизни человека – в любви к Богу, в познании Божия Закона, в познании воли Божией и в исполнении ее. В заповеди точно указано, какой должна быть любовь к Богу, вводящая человека в познание воли Его. «Возлюби» – не просто возлюби, но возлюби «от всего сердца твоего». Почему говорит Господь: «возлюби от всего сердца»? Да потому, что – если ты посвятишь Богу только часть твоего сердца, только часть твоих мыслей, тогда в ту другую часть, не посвященную Богу, вселится «дух времени» – вселятся дурные помыслы, вселится плотская похоть, вселится грех, который тебя не только осквернит, но и растлит, сделав глухим к голосу совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Любовь – это искра божественного огня в сердце человека, а огонь не может не согревать. И если любовь твоя не согревает ближнего, значит – нет в твоем сердце любви. «После этого никто не смел спрашивать Его», – говорит Евангелист. И тогда Христос Сам обратился к ученым фарисеям и саддукеям с вопросом, ответ на который должен был просветить их относительно правильного понятия о Мессии. В своем политическом мудровании и ослеплении они ожидали увидеть в Мессии политического завоевателя, который покорит для них весь мир со всеми его сокровищами, а так как Христос не соответствовал этим ожиданиям, то они объявили Его обманщиком и соблазнителем народа. Чтобы навести их на истину, Христос спросил их: «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» Без колебаний они ответили Ему: «Давидов», это было известно каждому отроку. Сыновством определялось лишь внешнее плотское отношение Христа к царю Давиду. Но так как вожди и законники иудейские считали Мессию за простого человека, Господь, исправляя их ложное мнение, говорит им: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, сидящим одесную Бога? Рече Господь Господеви моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих, – если Давид называет Его (Мессию) Господом, как же Он сын ему?» Дорогие, если бы вожди народа и законники – тех времен и нашего времени – знали истинное достоинство Мессии, то увидели бы, что признаки Мессии, возвещенные Богом Отцом чрез пророков, находят полное соответствие в лице тогда и ныне ими гонимого Иисуса Назарянина. Вместе с пророком Исаией и ап. Павлом мы верим: придет время, когда ветхий Израиль поймет, что два завета, Ветхий и Новый, не суть две различные религии, а только две ступени одной и той же Богооткровенной религии, начавшейся личным отношением между Богом и человеком в завете Авраама и Моисея и утвержденной теснейшим личным соединением Бога и человека в Новом Завете Мессии – Господа Иисуса Христа. И тогда прекратится, закончится Голгофа Церкви – Голгофа Народа Божия. Аминь. Неделя 16-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

( Матф. 15:21–28 ; Марк. 7:24 ). После насыщения пятью хлебами 5-ти тысяч человек и после хождения по водам, Иисус Христос удалился «в страны Тирские и Сидонские», в пределы языческой Финикии, и войдя в дом, «не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться». Язычниками этой страны, хотя они и мало знали о Христе, Его появление в пределах Тирских и Сидонских не осталось незамеченным. Как только Господь, с группой Своих учеников, пришел сюда, «услышала о Нем женщина, у которой дочь была одержима нечистым духом», и, «выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется». Христос не отвечал ей ни слова. Эта женщина – язычница, видимо, долго следовала за Христом, настойчиво вымаливая Его к себе внимание и милость. Сама она не принадлежала к дому Израилеву, она была язычница, и знала о том, что израильтяне, как и римляне, считали все народы, кроме себя, дикарями, варварами и «псами», но сердцем страдающей матери она чувствовала, что перед нею идет не простой лекарь-целитель, не простой учитель, а «Господь, сын Давидов» – Мессия, пришествия Которого ожидали народы вселенной. Слыша ее вопль и поражаясь ее настойчивости, Апостолы приступили ко Христу и просят Его: «отпусти ее, потому что она кричит за нами». И Христос, вняв как бы просьбе Апостолов, сказал им: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Тогда женщина, припав к ногам Его и кланяясь Ему, говорила: «Господи, помоги мне!» Он же сказал ей в ответ: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Казалось бы, что это оскорбительное слово «псам» заставит женщину-язычницу отойти от Христа, но, к общему удивлению, язычница проявила в своем ответе Христу необычайное смирение. Она сказала: «так, Господи, но ведь и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Удивился Господь смирению этой женщины и сказал ей: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И придя в дом свой, она нашла свою дочь исцеленной, мирно лежащую на постели» ( Марк. 7:29–30 ). Обратим с вами внимание на исцеление бесноватой по вере матери, без участия самой одержимой. Прежде чем исполнить просьбу матери, Господь испытывает душу ее, испытывает глубину смирения человека и силу воли его в настойчивости его молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

( Матф. 25:31–46 ). В прошлое воскресенье, в притче о блудном сыне говорил нам Господь о Своем беспримерном человеколюбии к нам. Сегодня же говорит о втором пришествии и о страшном суде. Второму пришествию, говорит Господь, будет предшествовать «скверная дерзость» Антихриста – тягчайшее гонение на веру, и если бы не свел ее Господь на короткое время, «не спаслась бы никакая плоть» (Матф. гл. 24). К чистой и благочестивой жизни призывает Евангелие нас, ожидающих «дня Господня». И мы, за ап. Павлом повторяющие: «наше жительство на небесах, откуда и ожидаем мы Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» ( Фил. 3:20 ), – чрез дела благотворения, человеколюбия, любви, милости и сострадания, увенчанные смирением – идем ко Христу и в Нем утверждаемся. «Бодрствуйте на всякое время и молитесь», – говорит Господь, ибо во втором Его пришествии «восплачутся все племена земные». Племена земные – это те, кто всецело прикован к земле, кто упорствует в неверии и нерадении о своей душе, кто упорствует во всецелой приверженности к земному. «Бог воздаст каждому по делам его», – говорит ап. Павел, – «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим. 2:69 ). Радостью исполнятся живущие во Христе, а живущие по плоти – стыдом, скорбью и унынием. Все дал Творец человеку для его возрастания в Добре. Но когда увидит, что по свободному изволению человека Зло снова первенствует, настолько увеличилось, что люди, оставив Христа – Слово Божие, поклонились и подчинились Антихристу, Он снова сойдет на землю, но уже не как долготерпящий, не в унижении, а как Судия, отделяющий неизлечимых от здоровых. Сойдет в великой славе – «сядет Он на престоле славы Своей». Это было открыто еще и пророку Даниилу, который писал: «вот поставлены престолы, и воссел Ветхий днями.... и видел я как бы Сына Человеческого, идущего на облаках небесных; и когда дошел Он до Ветхого днями... дана Ему всяка власть и честь; тысячи тысяч служили Ему и тьмы стали вокруг Него». Согласно с этим пророчеством Даниила, и Евангелие говорит: «соберутся пред Ним все народы; и отделит Он одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ». И овцами называет Господь праведников: они тихие и кроткие, в своей жизни идут путем, который указан человеку Христом. Козлами называет грешников: они дерзки, немилосердны и беспутны, живут в поклонении идолу, их идол – «природа» и плотское мудрование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

( Матф. 8:28–9:1 ). Существуют ли злые духи или же это плод воображения, фантазия? Действительно ли они приобретают власть над человеком, могут влиять на его мышление и его действия, или же это также плод фантазии и самовнушения? На эти вопросы наглядно отвечает нам Евангельское чтение об исцелении Иисусом Христом гадаринских бесноватых. Богатейший город Гадарин гордо высился над всей окружающей местностью. К берегу области этого города приблизилась лодка Христа. Едва вышел Он с учениками на берег, как из скалистых могильных пещер выбежал к Нему несчастный, «одержимый силой бесовской». Подобного рода бесноватых жестоко изгоняли из среды мирного населения, и эти несчастные находили себе приют в скалистых пещерах склонов холмов, которыми иудеи пользовались для погребения мертвых. Этого несчастного связывали, но он обнаруживал такую силу, что ему, закованному в железо, удавалось сбрасывать с себя оковы и разбивать цепи. Никто не мог укротить его. Его неистовыми дикими криками оглашались окресности день и ночь, он наводил страх и ужас на всю околицу. Бесовская сила торжествовала над человеческой душой. Увидев Иисуса и почувствовав во Христе Спасителя и Избавителя от овладевшей им силы тьмы, несчастный припал к стопам Христовым и из уст его послышался крик: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляем Тебя, не мучь нас». Скажите, дорогие, мог ли человек, живший в языческой стране, так взывать к неизвестному Страннику, Которого первый раз видит? Мог ли бывший вне ума, назвать Незнакомца по имени, да еще и Сыном Божиим? Ясно, что устами несчастного взывали злые духи, бесы, о которых Слово Божие говорит, что «они веруют и трепещут» ( Иак. 2:19 ). Им нестерпимо было присутствие Христа, Избавителя мира от власти тьмы, и устами несчастного они закричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Бога Всевышнего... пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Видя конец своего владычества над несчастным, бесы стали просить Христа, чтобы Он, изгоняя их из человека, позволил им войти в пасшееся тут же на горе стадо свиней, принадлежащее жителям Гадарина. Чтобы наглядно представить бесноватому совершенное над ним исцеление, Спаситель позволил им, и «бесы, вышедши из человека, вошли в свиней: и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло», – свидетельствует Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Между страждущими был один бедняк, который 38 лет находился в расслаблении от паралича. Он безотлучно жил у самой купальни, но бесполезно, ибо не имея помощи, не мог сам войти в воду, и менее слабые всякий раз успевали раньше войти в купальню, пока еще не был потерян благоприятный момент. С сердечным состраданием взглянул Христос на несчастного, вся жизнь которого была непрерывным отчаянием. Спаситель вознамерился в субботний праздник сделать дар страдальцу, которому никто, вот уже десятки лет, не хотел помочь. «Хочешь ли ты быть здоров?» – спросил его Христос. Полагая, что Незнакомец хочет помочь ему первым попасть в воду, когда она возмутится, несчастный рассказал в ответ грустную повесть о том, что среди окружающей его толпы и мимо него проходящих людей, вот уже свыше 30 лет, не нашлось человека, который бы оказал ему нужную помощь. «Встань! – сказал ему Христос, – возьми постель свою и ходи!» Это было сказано тоном, которому нельзя было не повиноваться. После 38-летней тяжкой болезни он мгновенно встал, взял свою постель и пошел, озираясь, в радостном изумлении, чтобы увидеть своего благодетеля. Но Христос спокойно удалился, чтобы избежать грубого возбуждения в народе. Исцеленный не знал, кто был его благодетель. Евангелие отмечает привлекательную черту исцеленного: он поспешил в храм, чтобы воздать благодарение Богу за столь неожиданное чудесное обновление своей безотрадной жизни. В храме увидел его Спаситель и обратился к нему с простым, но важным предостережением: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Очевидно, его болезнь была последствием его грехов, за них он нес наказание и получил от Христа-Спасителя прощение вместе с выздоровлением. Каждому, духовно здоровому и нормальному, человеку свойственно радоваться вместе с радующимся о явленной ему Божией милости. Но окружавшие исцеленного блюстители закона, подавлявшие дух Закона буквой мертвой обрядности, как бы не замечая его выздоровления, его радости, со всей суровостью обличают его, несущего свою постель. В этом они видят нарушение святости субботы. «Сегодня суббота... не должно тебе брать постели», на что исцеленный отвечает: «Кто меня исцелил, Тот сказал мне: возьми постель твою и ходи». И за это стали законники «гнать Иисуса и искали убить Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Мне было страшно этим заниматься и переносить захоронения, но я начал договариваться с родственниками, разговаривать с ними по-доброму, а когда с людьми говоришь по-доброму, объясняешь им – они понимают и соглашаются. Таким образом мы перенесли около 20-ти могил, и каждый раз я старался отслужить панихиду (в марте 2005 года я был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь преподобного Иосифа Оптинского, а в апреле того же года рукоположен в сан иеромонаха, так что теперь мог служить панихиды). Еще на новом месте мы старались поставить оградки и памятники тем, чьи могилки переносили. Перед началом реставрации меня назначили настоятелем подворья. Это для меня было новое и сложное послушание. В реставрации участвовали Министерство культуры и благодетели. Было решено раскатать храм по бревнышкам, сделать вычинку, заменить вставками гнилые места и заново собрать. Восстановили галереи-гульбищи , снизу добавился подклет – и храм поднялся. С прихожанами храма Покрова Как собирался наш приход Стал собираться приход. Люди приезжали из Москвы, Обнинска, Наро-Фоминска, Балабаново, других мест. После службы мы собирались на трапезу, обедали и общались. В наше время, как говорил апостол, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Люди очень тоскуют по любви, и если давать им такую любовь, то они соберутся в общину вокруг пастыря: «Входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10: 2–5). Всей жизни может не хватить, чтобы пытаться достичь такого идеала Пастыря, но Господь призвал нас, священнослужителей, к этому стремиться. На службах молилось больше двухсот человек, и наш храм даже не вмещал всех желающих По милости Божьей, по молитвам преподобного Пафнутия Боровского и моего духовника, батюшки Власия, нам удалось собрать дружную приходскую общину, которая росла с каждым годом. Я служил один, исповедал, причащал, беседовал. На службах молилось больше двухсот человек, и храм даже не вмещал всех желающих. У нас доходило до 330 крещений в год, и это была, конечно, не моя заслуга, а святые молитвы преподобного Пафнутия и Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/146923.html

«Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». – «И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе», ( 2Петр. 1:16–18 ) – говорит ап. Петр в своем втором послании. Это был голос, исходивший из уст превечного Бога. И не могли теперь апостолы, а с ними не можем и мы, колебаться относительно того, кому нам следует в жизни повиноваться. Вместе с апостолами и мы уверены, что Иисус Христос есть живое воплощение невидимого Бога, и в том, что наше спасение и спасение всего человечества заключается в принятии Христа и в послушании Ему. Аминь. Успение Пресвятой Богородицы «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице». Пресвятая Дева – это образ истинного материнства. Но как мало говорит Евангелие о радостях Ее материнства. Однажды лишь сказано о Ней: «а Мария сохраняла слова сии, слагая их в сердце Своем». Это были слова Архангела Гавриила, это были слова и ангелов, возвестивших с небес о славе в яслях Рожденного. Пресвятая Дева стоит в радости материнства, поистине, во главе всего земного материнства. Стоит Она и во главе скорби материнской. Ибо значение слов об оружии, имеющем пройти Ее материнскую душу, вскоре раскрылось во всей суровой действительности. Сын оставил Мать, чтобы всего Себя отдать великому служению. Но Она не была удалена от лобного места в стоянии у Креста, видела крестную муку и страшную смерть, от зрелища которой омрачилось солнце и земля потряслась. Материнская скорбь Приснодевы безмерно превышает всякую скорбь материнскую. Она – Мать матерей, Она – слава материнства. Вы, матери-христианки страждущей России, скорбным путем идущие и крестом материнства призванные спасаться, к Ней притецыте. Вы приобщились не только радости, но и скорби материнства. Призванные подготовить, воспитать детей ваших для высшего в мире служения, служения Богу и Родине, разве не стоите вы часто в бессилии перед лицом распинателей и растлителей душ детей ваших? Разве не скорбите и не обливается ли сердце ваше кровью при виде, как, одолеваемые соблазнами, в тину плотского мудрования и сени смертной погружаются дети ваши, часто вырастающие безвольными в борьбе за чистоту своих сердца и мысли? Разве не страдаете при виде отсутствия у молодежи стремления к светлым идеалам служения подлинному Свету, Добру и Правде, служения Богу и Отечеству, при виде роста идолопоклонничества во всем разнообразии его форм, определяемых партией, модами и духом времени, заменяющим ныне в человеке голос совести, этот орган Божия гласа в человеке?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Нашему взору предстоят: могущество Римской Империи с ее непобедимыми когортами, с ее несметным богатством и мудростью философов, – с одной стороны, и с другой: Младенец Христос в убогих яслях, Он же на Кресте, и Его 12ть некнижных учеников, апостолов. Друг другу противостоят они. Силач и пред ним соломинка, мощь славы и богатства и пред ним убожество нищеты. Иначе говоря: конкретной реальной силе, мощи и мудрости мира, противостоит несбыточная мечта отвлеченного идеализма, мечта увлеченного воображения. Так думали «мудрые века сего», так и рассуждали они, говоря о Христе и о Церкви. Почему же встревожились «сильные и мудрые века сего». Чем объяснить, что Синедрион поднял гонение на Христа и простых учеников Его? Почему втянул он в эту борьбу государственный аппарат Империи Римской? «Равви! Мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога», говорит один из начальников иудейских, Никодим ( Иоан. 3:12 ). Фарисей Никодим, таким образом, свидетельствует о том, что «вожди народа» знают, что Христос и есть обещанный Мессия. Но они, – первосвященники, книжники и фарисеи, – извратив пророческий образ Мессии, уже тогда увлекшиеся мечтой о мировом владычестве, отвергают Христа, как Мессию – Сына Божия. Они враждуют против Христа, ибо убедились, что Христос не тот Мессия, какого бы им хотелось. Их вражда против Христа началась с того момента, когда, после насыщения пятью хлебами 5-ти тысяч народа, не удалось им взять Его и поставить царем для свержения власти римлян; Он ушел от них по воде, как по суху (Иоан. гл. 6). С этого момента они ищут возможности «схватить Его» (Иоан. гл. 7). «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а Если иной придет во имя свое , того примете», – говорит в укор им Христос. Кто этот «иной», который «придет во имя свое»? «Иной», который «придет во имя свое», это грядущий политический «мессия», чрез которого осуществятся вековые мечты не народа, а мечты вождей иудейских... «Многие из народа уверовали в Него», а вожди «ищут схватить Его» (Иоан. гл. 7, 8, 9). Вожди действуют, как пленники сатаны и его орудие, на что указывает нам и Сам Христос, говоря: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца искони (от начала) и не устоял в Истине, ибо в нем нет Истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Не буду вдаваться в историю этого вопроса, но хотел бы отметить несколько его аспектов. Помощь нуждающимся является выполнением заповеди о любви к ближним. Увидеть нуждающегося — это нравственный долг каждого христианина. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Или в другом месте Христос говорит: « По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » (Ин. 13:34-35). Мы помним, что в образе нуждающихся к нам приходит и Сам Христос. Почему же есть на земле бедные и богатые? Богатые должны через бедных развивать в себе любовь к ближним, бедные через бедность должны учиться не осуждать, не завидовать, не роптать, а за все благодарить Бога. Материальный достаток сам по себе не является греховным, ведущим к погибели, не открывает двери спасения. Грехом является неправильное отношение к нему. Безумный богач был осужден не за урожай, а за отношение к тому, что дал Господь. Мы помним, собрав большой урожай, он сказал: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Все земное имеет земную (временную) ценность для человека и должно послужить стяжанию вечных непреходящих ценностей, т.е. пробуждать в человеке любовь к ближнему. Еще в Ветхом Завете Господь сказал: «Люби ближнего твоего как самого себя» (Лев. 19:18). Избыток материальных благ для христианина должен рассматриваться как данная Богом возможность помогать другим, увидеть в бедном, нуждающемся человеке своего ближнего и развивать в своем сердце любовь к нему. Неправильное отношение к материальным благам мы видим и у юноши, спросившего Христа, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. На слово Христа о необходимости выполнять заповеди, он самодовольно ответил, что все выполняет от юности своей. Но когда Господь, указав на нищих, сказал: «Вот твои ближние, помоги им», — то он ушел опечаленным. Любовь к земному, материальному, временному у этого молодого человека была больше, чем любовь к ближнему. Нельзя быть христианином, не имея любви к тому, кто рядом с тобой пребывает в нужде, и оценивая тленное материальное богатство выше, чем человека.

http://patriarchia.ru/db/text/437423.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010