В приветственном слове он сказал: “Я не изменил при постриге имени отца Бориса, ибо он всю жизнь был монах, нес монашеский постриг”. Вскоре иеромонах Борис был возведен в сан архимандрита. В 1957 году его освободили от обязанностей настоятеля Успенского кафедрального собора, но оставили в составе причта и одновременно назначили духовником епархии. Им архимандрит Борис был до самой кончины, многих окормлял как старец. В последние годы жизни отец Борис сильно ослабел, кроме почти полной слепоты, присоединились частые боли в сердце. 10 ноября 1971 года, хотя и чувствовал себя плохо, но был заутренней и вечерней службой, участвовал в торжественном молебне с акафистом святому великомученику и целителю Пантелеймону. Исповедовать он не смог и впервые исповедь перенес на утро. Дома он собрал всех и попросил прочесть указанное им место из творений Святителя Игнатия Брянчанинова , после чего стал говорить о том, что человек воспринимает мир через пять чувств. Некоторые люди наделены шестым чувством – интуицией, но есть еще и обладающие седьмым. Они воспринимают самые тонкие и сокровенные чувства и мысли людей. Этим свойством обладают старцы, видящие душу человеческую. Это были его последние слова. Благословив всех, он ушел к себе. Утром 11 ноября у него стало плохо с сердцем. Он попросил вызвать “скорую”. Это было выполнено. Пульс постепенно слабел и, наконец, исчез. Так тихо и мирно душа его отошла ко Господу. В Православном церковном календаре издания Московской Патриархии за 1996 год в число юбилейных и памятных дат включено и 25-летие со дня кончины архимандрита Бориса (Холчева) 14.Епископ Стефан (Сергей Алексеевич НИКИТИН) родился 28 сентября 1895 года в Москве в семье служащего. В 1914 году он окончил Первую Московскую гимназию, а в 1922 году – медицинский факультет Московского университета, и стал работать врачом психоневрологом в Первом Вспомогательном психологическом институте для умственноотсталых детей. В это же время научным сотрудником этого института стал и будущий архимандрит Борис (Холчев) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Порой старец Нектарий говорил, казалось, невероятные вещи, но они непременно сбывались, иногда не сразу – через годы. Монахиням Алексии и Ксении, тогда еще молодым паломницам, Старец предсказал, что у них будет много деток: «Вот уедете в Святую Землю и у вас будет много деток». Девушки пришли в ужас, они собирались посвятить свою жизнь Богу, а не создавать семью. И только в 1933 году пророчество отца Нектария стало сбываться. К этому времени они были уже на Святой Земле и к ним привели девочку восьми лет (впоследствии мать Иоанна), вскоре и ее двоюродную сестру. Митрополит Анастасий сказал матери Алексии, чтобы она взяла на воспитание и арабских детей. Та не хотела, так как все время писала иконы, но не посмела ослушаться Владыку. Тут-то и вспомнила монахиня Алексия пророчество Старца. Позже матушки переехали в Чили, организовали детский приют имени святого Иоанна Кронштадтского и школу. Однажды Татьяна Галицкая пришла к Старцу, а он стал вытирать ей глаза платком. Вскоре она поняла пророчество Батюшки. Так старец Нектарий предсказал ей беды, которые обрушились на ее семью: тяжелое ранение старшего сына, болезнь младшего – брюшной тиф, трагическая потеря мужа – он попал под поезд, голод, эвакуация... О прозорливости Старца вспоминал и профессор Иван Михайлович Андреев, который в 1927 году переписывался с отцом Нектарием через одного монаха, жившего в Козельске. Старец предсказал профессору, что ему предстоят очень тяжелые испытания и страдания, но что все кончится благополучно. Так и случилось. И другой случай прозорливости Старца произошел также в 20-е годы, когда жил он в ссылке в селе Холмищи. Молодому московскому врачу Сергею Алексеевичу Никитину (впоследствии епископ Стефан) предлагали заняться научно-исследовательской работой, но ему была по душе и практическая работа лечащего врача. Сделать выбор самостоятельно он не мог. И тут вспомнил, что один из его друзей, Борис Васильевич Холчев (впоследствии архимандрит Борис), рассказывал ему остарце Нектарии. Окончив гимназию, юноша спрашивал Старца, каким путемему идти дальше. Отец Нектарий настаивал, чтобы он получил высшее образование. Когда же Борис Васильевич собирался защищать диссертацию, старец Нектарий посоветовал ему оставить научную работу и рукополагаться в сан диакона. Тот последовал совету Старца и стал диаконом, а вскоре и священником. Сергей Алексеевич расспросил его подробнее о старце Нектарии и отправился к нему за советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

И. Конрад, пригласивший его для чтения лекций по психологии и логике. Весной 1922 года, во время изъятия церковных ценностей, был арестован и заключен в Орловскую тюрьму, но вскоре освобожден за отсутствием улик. После этого он переехал в Москву и стал научным сотрудником только что основанного его учителем Г.И. Челпановым Первого вспомогательного психологического института для умственно отсталых детей. Борис Васильевич Холчев был одним из первых молодых ученых, занимавшихся проблемами экспериментальной психологии, готовился к защите кандидатской диссертации. Дата защиты была уже назначена. Он поехал к Старцу Нектарию (в Оптину пустынь) за благословением. Тот сказал: “А теперь оставь все это и посвящайся в диаконы в церковь Николы в Кленниках”. Что и произошло 21 апреля 1927 года, в Великий Четверг. В следующем году 21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери, был рукоположен во пресвитера. Служил он на Маросейке до ареста в начале 1931 года. Был осужден на 5 лет. Срок отбывал сначала на стройке в районе Красновишерска, а позднее переведен в лагерь в Сибири (город Юрга Кемеровской области), где работал в свиноводческом хозяйстве. Из лагеря освобожден в 1935 году (на год раньше) и вернулся в свой родной Орел, где прожил три года с матерью и сестрой. В 1938 году по распоряжению ГПУ был вынужден покинуть Орел, и 10 лет пробыл в Рыбинске. Это были годы почти затвора. Принимал на исповедь он только близких и верных духовных детей. Литургию служил дома. В 1948 году отец Борис получил возможность служить открыто и переехал в Ташкент по приглашению Владыки Гурия, который назначил его в Фергане настоятелем храма во имя Преподобного Сергия. В 1953 году преемник Владыки Гурия архиепископ Ермоген перевел его из Ферганы в Ташкент и назначил священником, а затем в 1955 году настоятелем Успенского кафедрального собора. Отец Борис поселился рядом с храмом, чтобы его в любое время легко было позвать для причастия умирающего (даже ночью). В 1955 году Владыка Ермоген постриг отца Бориса в монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

По воспоминаниям И. С. Мечёвой , когда отец Андрей и отец Петр появлялись в церковном дворе, все дети с радостными криками бросались им навстречу. Архимандрит Борис (Холчев; 1895–1971) Родился в благочестивой семье в городе Орле. Его отец, Василий Михайлович, происходил из мещан; мать, Мария Петровна, была дочерью торговца мучными товарами. Особого достатка не имели, но всем пятерым своим детям дали хорошее образование. После окончания в 1913 году Орловской гимназии с золотой медалью Борис Васильевич поступил в Московский университет на философское отделение историко-филологического факультета. Одним из лучших своих учеников его считал профессор Г. И. Челпанов, известный психолог, логик, основатель и директор Московского научно-исследовательского института психологии. В 1915 году стал духовным сыном старца Нектария Оптинского и по его благословению в Москве окормлял ея у старца Алексия Мечёва в Николо-Клённиковском храме. Революция застала Бориса Васильевича на студенческой скамье. Слабый здоровьем, он смог закончить Московский университет только в 1920 году. По приглашению ректора Орловского университета востоковеда Н. И. Конрада вернулся в Орел и стал секретарем философского отделения университета, вскоре преобразованного в Высший педагогический институт. Б. В. Холчев принимал активное участие в духовной жизни города и в 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей подвергся аресту. В тюрьме его продержали почти два месяца и отпустили, не предъявив никаких обвинений. В том же 1922 году Г. И. Челпанов, не забывший своего талантливого ученика, пригласил Б. В. Холчева на должность научного сотрудника основанного им Института психологии. Собирая материал для диссертации, Борис Васильевич работал также ассистентом-психологом при Медико-педагогической клинике, которой руководил профессор В. П. Кащенко, и в Первом вспомогательном институте для умственно отсталых детей, где познакомился и подружился с близким ему по духу врачом-невропатологом Сергеем Алексеевичем Никитиным (будущим епископом Можайским Стефаном).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

С 1906 года Сергей Никитин учился в 1-ой Московской мужской гимназии. Закончил её с золотой медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. После окончания университета в 1922 году перед Сергеем Алексеевичем встал вопрос, какой род деятельности стоит избрать. По специальности он был невропатологом, но поскольку учился он очень хорошо, то ему было предложено остаться в университете и заниматься научной деятельностью. Сразу же после окончания университета на одной из своих медицинских работ он познакомился с Борисом Васильевичем Холчевым, будущим архимандритом Борисом, который был очень верующим человеком, прихожанином храма святителя Николая в Клённиках. Он привёл на Маросейку и Сергея Алексеевича. Он же предложил ему обратиться с вопросом по поводу выбора пути к старцу Нектарию Оптинскому. У старца Нектария в Холмищах: «Врач-практик» Вот как о встрече С.А.Никитина со старцем Нектарием вспоминает протоиерей Василий Евдокимов (†1993), бывший прихожанином храма святителя Николая в Клённиках на Маросейке, прошедший ссылки и лагеря, хорошо знавший владыку Стефана по служению в Ташкентской и Среднеазиатской епархии: — Сергей Алексеевич, молодой врач, стал работать у Россолимо, и у него была мысль: быть ему учёным-врачом или практиком? Он слышал, что какие-то есть старцы, и обратился к Борису Васильевичу. А Борис Васильевич, архимандрит Борис (Холчев), –   воспитанник Оптиной пустыни. Он знал батюшку отца Анатолия и после смерти отца Анатолия стал духовным сыном отца Нектария. Борис Васильевич написал отцу Никону в Козельск, может ли отец Никон помочь Сергею Алексеевичу съездить в Холмищи к батюшке отцу Нектарию? Отец Никон ответил, что может. Сергей Алексеевич приехал в Козельск. И они поехали вместе с отцом Никоном к батюшке отцу Нектарию. Приезжают в Холмищи, дело было к вечеру. А у батюшки так: он жил у Андрея Ефимовича Денежкина. В зимней половине – Андрей Ефимович с семейством, а летняя была приспособлена для батюшки отца Нектария, она тёплая была, там печку поставили. Как входите: тут – сени, направо – к Андрею Ефимовичу, налево – к батюшке.

http://pravmir.ru/o-episkope-stefane-nik...

В те годы сложилось мнение о высокообразованности, культурности, интеллектуальных и духовных способностях священников-интеллектуалов. Некоторые из них были к тому же эмигрантами и людьми дореволюционной культуры, которую могли впитать в эмигрантской среде: протоиерей Борис Старк, Всеволод Шпиллер, Андрей Сергиенко. Их проповеди и книги расходились среди верующих как в печатном, так и в переписанном виде. Верующие передавали друг другу для чтения «Литургические заметки» свящ. Сергия Желудкова и «Сын Человеческий» прот. А. Меня. «Отношение к академикам было лояльное и, можно даже сказать почтительное», — вспоминал кинешемский протоиерей Алексей Тумин . Благодаря своей харизме они стали духовными учителями нескольких поколений верующих людей. Высоким авторитетом пользовались прот. Ростислав Лозинский в Туле и прот. Борис Васильев в Костроме. В воспоминаниях духовного чада прот. Виктора Гаврилова есть яркая оценка его как человека, всю жизнь посвятившего служению Богу и людям. Своим особым выражением лица он выделялся из толпы прохожих даже в светской одежде. «При взгляде на него чувствовалось: это священник, — писала Т. А. Лепорская, — простой скромный человек с седой головой и детской душой» . Среди монашествующих — архимандриты Таврион (Батозский), Севастиан (Фомин), Павел (Груздев), Борис (Холчев), Клавдиан (Моденов), Поликарп (Будаква), Кукша (Величко), схиигумен Савва (Остапенко). По мнению архим. Тавриона (Батозского), о котором современники говорили как о монахе с «бодрствующей совестью», современный монах — «это культурный, начитанный человек, сведущий в Священном Писании и святоотеческом опыте, проповедующий евангельские истины не только словами, но прежде всего образом жизни» . Люди знали о «пострадавших за веру» священниках Дмитрии Дудко, Глебе Якунине, мирянине Борисе Таланове. Священников, отстаивавших церковную позицию, поддерживали епархиальные архиереи. Среди таковых назовем епископа, впоследствии Патриарха Пимена (Извекова), архиепископа Хризостома (Мартишкина), архиепископа Вениамина (Новицкого).

http://bogoslov.ru/article/6176583

Перечисленных братчиц духовно окормлял Архимандрит Борис (Борис Васильевич Холчев, 1895 - 1971), с которым был в дружбе приснопамятный протоиерей Петр Викторович Гнедич, умерший в 1963 году в Ленинграде. Он опекал верующую молодежь в Питере, к которой относятся ныне здравствующие протоиерей Николай Беляев, его брат Сергий Алексеевич (историк) и Сергей Андреевич Зегжда, профессор Санкт-Петербургского университета, и я. Вот такая связь времен. Предлагаемая нашему вниманию публикация предсмертного письма Священномученика Вениамина увидела свет благодаря усердию профессора Сергея Андреевича Зегжды (1935 г. р.). Его мама, Варвара Сергеевна (1905 - 1990), и тетя, монахиня Сергия (Анастасия Сергеевна Заспелова, 1898 - 1982), вошли в Александро-Невское Братство осенью 1917 года. С митрополитом Гурием (Егоровым), митрополитом Иоанном (Вендландом) и архиепископом Михеем (Хархаровым) он познакомился в Ташкенте в 1950 году. Тогда же и там же он познакомился и со мной. В 2000 году в Волгограде началась наша совместная работа по воплощению в жизнь заветов Александро-Невского Братства. Дожив до 70-ти лет, удивляюсь богатству милости Божией к нашему Царицынскому краю, к Волгоградской епархии, к ее людям. Не сомневаюсь, что если бы нам удалось восстановить православно-христианский образ жизни с многими утраченными святынями, нас было бы числом больше и мы были бы счастливее по молитвам наших святых новомучеников и исповедников. Вечная им память! Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман Местонахождение братства: 191 167 Санкт-Петербург, Наб. реки Монастырки, дом 1, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Духовно-просветительский центр " Святодуховский " Тел./факс: +7 (812) 577-44-46, 544-88-50 E-mail: anlavra@mail.ru info@delorus.com www.anbratstvo.ru www.delorus.com Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/22/...

Отец Алексий Мечёв Естественно, что мальчики в семье священника были едва ли не первыми помощниками ему и за богослужением: знали, когда подать кадило и вынести свечу на Малом и Великом входах, сколько раз ударить в колокол во время «Верую…»; а те, что были постарше, читали на службе Часы, Шестопсалмие и Апостол и могли без устали экзаменовать друг друга в знании гласов и загадочных слов греческого происхождения, вроде: «катавасия», «полиелей», «ексапостиларий» и прочих церковных премудростей. Однако когда юноше Валерию пришло время определиться с избранием жизненного пути, он, вопреки устоявшейся семейной традиции, не пошел по стопам отца, деда и прадедов, а в 1920-м году поступил в Высшее Московское Техническое училище им. Баумана (МВТУ). В Москве он попал на приход к отцу Алексию Мечёву (ныне – праведный Алексий Московский), у которого окормлялся до самой кончины этого уже тогда почитаемого старца, а затем стал духовным чадом отца Сергия Мечёва (ныне – священномученика Сергия). Там, в мечевской общине, он познакомился со своей будущей женой Надеждой Зубковой, с которой пел на правом клиросе. В гости – в ссылку В 1929-м году, когда начались массовые аресты духовенства и наиболее активных в церковной жизни мирян, не избежал ареста и отец Сергий Мечёв. Его приговорили к трем годам ссылки в Вологодскую область, в небольшой городок Кадников. Но связь Валерия со своим духовным отцом на этом не прекратилась. В 1930-м году Валерий и его невеста Надежда поехали к отцу Сергию, и не только для того, чтобы повидаться с духовным отцом, но и с просьбой обручить их. Отец Сергий охотно исполнил просьбу своих духовных детей. Через год они повенчаются и, всю дальнейшую жизнь поддерживая друг друга, вместе будут переживать и семейные радости, и все новые и новые испытания. После ареста отца Сергия приход на Маросейке на короткое время, до своего ареста в 1931-м году, возглавил протоиерей Борис Холчев (впоследствии – архимандрит Борис), с которым отца Валерия будут связывать тесные узы пастырской дружбы вплоть до кончины отца Бориса в 1971-м году. Сохранилось несколько писем отца Валерия из Таллина в Ташкент к отцу Борису, красноречиво говорящие о духовной близости этих двух старцев в миру.

http://pravoslavie.ru/120349.html

В Ташкентской епархии прошла конференция, посвященная памяти архимандрита Бориса (Холчева) 12 ноября 2018 г. 18:33 10 ноября 2018 года, в канун 47-й годовщины со дня кончины архимандрита Бориса (Холчева), в конференц-зале Свято-Троицкого Никольского женского монастыря города Ташкента состоялась конференция, посвященная жизненному пути приснопамятного священнослужителя, который с 1949 года служил в храмах Средней Азии.  В мероприятии приняли участие учащиеся и педагоги Ташкентской духовной семинарии, духовенство Ташкентской епархии . Конференцию открыл глава Среднеазиатского митрополичьего округа , ректор Ташкентской духовной семинарии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий . Обращаясь к участникам, архиерей подчеркнул, что архимандрит Борис служил в очень непростое для христианства время. Образование отца Бориса также усугубляло его положение: будучи выдающимся ученым, перед защитой диссертации по наставлению духовного отца Нектария Оптинского Борис Васильевич Холчев оставил научную работу, отказался от защиты кандидатской работы и был рукоположен в диакона ко храму святителя Николая в Кленниках г. Москвы. Это вызвало пристальное внимание, а затем гонения со стороны властей. Владыка Викентий, в частности, сказал: «Преданность воле Божией, желание послужить Церкви, быть светильником Церкви в самое тяжелое время — очень важно для нас. Мы должны брать пример с таких столпов веры, Церкви Христовой... К сожалению, в наше время жизнь христианина подвержена многим испытаниям, соблазнам, которым мы поддаемся. Мы ходим в церковь и сознаем, что мы православные христиане, но если строго посмотрим на себя, то увидим, что мы не совсем по-христиански живем, действуем и поступаем. В ситуации, которая складывается с Украиной, с Константинополем, когда нарушаются канонические правила, на первый план выходят обман и лицемерие. В это время нам нужно мобилизовать свои силы и усугубить молитвы. Мы должны быть внимательны к себе, чтобы мы могли устоять перед соблазнами и распознать ухищрения дьявола, который пытается нас отвратить от Бога и Церкви. А Церковь есть тот корабль, который в бушующем море может спасти нас от соблазнов и искушений и привести нас в Царство Божие».

http://patriarchia.ru/db/text/5300476.ht...

15 Некрасов В. А., доцент ЛДА по кафедре церковной археологии в 1950–1960 гг. В 1970-х — на пенсии, был жив в конце 1970-х – начале 1980-х гг. — Ред. 16 Архимандрит Борис (Борис Васильевич Холчев, был духовным сыном преподобного Нектария Оптинского и праведного Алексия Мечева; один из первых, кто занимался в СССР экспериментальной психологией; исповедник. В 1938–1948 гг. — тайный священник, вышел на открытое служение по благословению епископа Гурия (Егорова), служил в Ташкентской епархии, был епархиальным духовником, в монашество пострижен архиепископом Ермогеном (Голубевым). — Ред. 17 Профессор-протоиерей Петр (Петр Викторович Гнедич, — исповедник, в 1949 г. рукоположен епископом Гурием (Егоровым) во священника, в 1950–1955 гг. преподавал в Ленинградской, а в 1962–1963 гг. — в Московской Духовных академиях. — Ред. 18 Протоиерей Феодор (Федор Никанорович Семененко, в 1935 г. рукоположен епископом Афанасием (Сахаровым). С 1948 г. — по приглашению епископа Гурия (Егорова) служил в Ташкентской епархии, с 1953 г. был секретарем Епархиального управления. — Ред. 19 Епископ Стефан (Сергей Алексеевич Никитин, — врач, духовный сын праведного Алексия Мечева, возглавлял двадцатку Маросейского храма, исповедник. В 1935–1951 гг. — тайный священник, рукоположен епископом Афанасием (Сахаровым). Вышел на открытое служение благодаря епископу Гурию (Егорову), служил в Среднеазиатской епархии. С 1960 г. — епископ. — Ред. 20 Возможно, речь идет об инокине Иоанне (Юлии Николаевне Рейтлингер, духовной дочери отца Сергия Булгакова. Вернувшись в Россию, была в ссылке в Средней Азии. Известная иконописица. — Ред. 21 Макаровский Александр Иванович (1888–1958). С 1949 г. — доцент ЛДА. С 1951 г. — профессор ЛДА, с 1955 г. — на пенсии. Некролог см.: Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1958. 7. С. 28–30. — Ред. 22 Отец Андрей Сергеенко профессор, протоиерей, рукоположен митрополитом Евлогием (Георгиевским), во Франции был настоятелем храма святого мученика Иоанна Воина в Медоне. Вернулся в Россию в 1948 г. Преподавал в ЛДА. Некоролог см.: ЖМП. 1974. 2. — Ред.

http://pravmir.ru/nezametnaya-zhizn/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010