Здесь два очень сильных, первоклассных проповедника, – более сильных, чем я; это сам архиерей и о. Борис (Холчев . – К. С.). Но мне, как говорится, не хочется ударить лицом в грязь, и, хотя я слабее их, но, во всяком случае, мои проповеди не банальны, а оригинальны и все-таки, даже на неблагоприятном для меня фоне, заметны; у меня своя манера и свой подход. А это требует упорнейшей и напряженной работы. Но это удовлетворяет меня и заставляет много трудиться и знакомиться с литературой, а это очень обогащает мои знания и дает опыт. Проповедь в прежних местах – не то: там – как скажешь, так и сойдет. А здесь не так: выйдет слушать человек 6–8 духовенства и сам архиерей» (529–530)... «Отчего времени свободного стало меньше? – По-видимому, от постоянного приготовления к проповедям: проповедую, как правило, два раза в неделю, а иногда и три раза в неделю. Подготовка берет очень много времени» (532). ДОБРЫЕ ЛЮДИ. О заведующем Горздравотделом в Струнино: «Он был настоящий человек, несмотря на свои грехи; а кто без греха?» (442). Об О. А. Остолоповой (†1959) – духовной дочери Мечевых святых Алексия и Сергия: «Ей уже 79 лет, – препочтенный возраст, но она была до сего времени бодрой и энергичной. Интеллект у нее удивительно сохранился, она умная и волевая женщина. Когда-то мы были очень дружны, и теперь, конечно, мы любим друг друга, но видимся в 10 лет один раз» (447–448). О Кате (скончалась): «Великая милость Божия, что со мной живет тетя Катя... – до конца преданный человек. Я теперь живу, как у Христа за пазухой, ни о чем бытовом не беспокоясь. Все приготовлено, все вычищено, приведено в порядок, и ворчание с моей стороны бывает только в одном случае, а именно: она оставляет или, вернее, старается оставить для меня что получше, а я из-за этого сержусь на нее. Из этого можешь судить, какой она человек» (529). О протоиереях Александре Толгском (†1962) и Александре Егорове (†2000): «За последнее мое пребывание (в Москве) мне удалось познакомиться с двумя отцами Александрами от Ильи Обыденного.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Отче небесный! Веруем и исповедуем, что Иисус Христос – Единородный Сын Твой, Спаситель и Бог наш, а мы, по благодати Твоей, Его братия и Твои дети; Иисус Христос – Твой Наследник, а мы Его сонаследники и наследники Твоих обетований, если пребудем верны Его спасительному учению и водительству Всесвятого Твоего Духа. Отче небесный! «Ты один Бог и Отец всех» ( Еф.4:6 ); Ты всех создал, о всех промышляешь и всем готовым к принятию подаешь обильные дары Твоей благодати. Ты Отец, к которому все прибегают в своих нуждах, которого все умоляют в своих скорбях и несчастиях.К Тебе простирают свои руки и царь, восседающий на престоле, и нищий бесприютный, и дитя, едва слагающее Твоё имя в устах своих, и старец, изнемогающий под бременем лет и едва отверзающий уста свои. Все мы прибегаем к Тебе, как к Отцу, верховному Владыке неба и земли и всего рода человеческого: ибо Ты Царь царей и Господь господей; Ты Бог наш, Всеблагий и Премилосердый! Отче наш, сущий на небесах! Ты Отец всех; и когда молимся и взываем к Тебе: Отче наш! – мы молимся за всех, которые Тебя,Бога и Творца своего, именуют или и не именуют Отцем своим. Какая честь и какое счастье для нас, что можем молиться за всех человеков, что должны мы молиться за всех, имея все одного Отца на небесах! Как радостно для души, крепко любящей ближних, молиться за всех! Многим ли можем мы помогать деньгами, хлебом, советом, утешением? Но молиться можем за всех; можем за всех простирать руки к небу, преклонять колена пред престолом Всевышнего и из глубины души взывать: Ты Отец наш небесный! Ты Отец всех, промышляешь о всех, «солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя» ( Мф.5:45 ); Ты, чрез Единородного Сына Своего, уготовил спасение для всего мира, всех призываешь ко спасению и всем предлагаешь величайшие дары Своей благодати, и в сей жизни и в будущей! О преблагий Боже и Отче наш! Благодарим Тебя за беспредельное Твоё милосердие к нам и ко всему роду человеческому и молим Тебя с сыновним благоговением, с преданностью и упованием на Твою беспредельную благость: услыши моления наши и не отвергни наших прошений! Епископ Виссарион (Нечаев)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Отец помогает своим детям: и мы во всех нуждах, скорбях и болезнях будем пред Отцем небесным открывать всё, что тяготит наше сердце, будем просить Его о всём, с преданностью к Нему и несомненною уверенностью в том, что Он знает наши нужды, внимает нашим молитвам и не оставит нас без помощи. Отец охотно принимает прошения из уст детей своих, хотя несравненно лучше знает нужды их, нежели они сами; и мы, о чём бы ни молились, будем просить, умолять Отца небесного, с надеждою, что дойдут до Него наши молитвы, и Он не отвергнет наших прошений. Ибо Отец небесный, как всеведущий Бог, видит все наши обстоятельства и все нужды несравненно лучше нас, знает все наши скорби и слышит все наши вздохи. Отец милосердно и с участием смотрит на болезни, скорби и погрешности детей своих; охотно прощает им, когда дети с искренним сознанием вины своей умоляют о прощении и непритворно обещают исправление: и мы, сознавая грехи свои, не должны предаваться малодушию и отчаянию; ибо небесный Отец не отвергает сердца сокрушенного и смиренного. Будем повергаться пред Богом, просить Его и умолять: Отче небесный! Буди милостив к нам, грешным, и помилуй нас! Он, как благий Отец, услышит молитву нашу и явит нам Свою милость. Небесный Отец наш – Бог: потому знает Он и сокровеннейшие наши страдания, которых, может быть, ни одному человеку открыть мы не можем или не хотим. Небесный Отец наш – Бог: потому Он всегда может избавить нас от скорби и болезни или облегчить наши страдания, если только Ему будет угодно. Будем же повергаться пред Ним с сыновнею преданностью и надеждою, повторяя слова молитвы: Отче наш, Иже еси на небесех! О беспредельная Благость! Ты, премилосердый Боже, в Едино- родном Сыне Твоём, Иисусе Христе, являешь милость всем падшим и блуждающим детям Твоим и всем хощешь спастися! Ты дал нам Сына Своего, чтобы в Нём познали мы беспредельную любовь Твою; чтобы в Нём получили мы возможность и силу освободиться от греха, осуждения и смерти; чтобы чрез Него могли опять возвратиться к Тебе, быть сынами Твоими, опять соединиться с Тобою и со всеми благоугодившими Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Духовный же законоположник, Господь наш Иисус Христос, обнажая закон от телесных покрывал и приводя в ясность гадательный смысл прообразов, во-первых не одного только избрав из целого народа, вводит в собеседование с Богом, но всякому равно дарует это достоинство, предложив желающим общую благодать священства; а потом незаимствованным убранством, найденным в какой-либо краске и ткацком ухищрении, придаёт искусственную красоту священнику, но возлагает свойственное и сродное ему украшение вместо разнообразно испещрённой одежды, делая цветоносным приятностями добродетелей; и грудь украшает не земным золотом, но непорочною и чистою совестью, придавая лепоту сердцу. К увяслу же этому принаровляет и блеск драгоценных камней, а это, по мнению Апостола, светлости святых заповедей. Да и надрагами обезопашивает ту часть, которой украшением служит такой вид одеяния; конечно же, не знаешь, что украшение такой части – покров целомудрия. Привесил к ряснам жизни духовные звонки, и пуговицы, и цветы ( Исх.28:3–43 ), а под ними иной справедливо может разуметь видимое в добродетельной жизни, чтобы прохождение сей жизни соделалось славным; а посему к ряснам этим вместо звонка придал благозвучное слово веры, а вместо пуговицы – сокровенную готовность к надежде на будущее, прикрытую суровою жизнию и вместо цветов доброцветную красоту рая; таким вводит его во святилище и внутренность храма. Святилище же это не неодушевленное и не рукотворенное, но сокровенная храмина нашего сердца, если действительно она непроницаема для порока и недоступна лукавым помыслам. Главу украшает небесным мудрованием, не изображение букв начертав на золотой дщице, но самого Бога изобразив во владычественном уме. А на власы разливает миро, душею внутри себя самой составленное из добродетелей; и уготовляет его к принесению Богу, в таинственном священнодействии, в благоухание и жертву не чего-либо иного, но себя самого. Так возведенный Господом в такое священство, умертвив плотское мудрование мечем духовным, «иже есть глагол Божий» ( Еф.6:17 ), потом пребывая во святилище, умилостивляет Бога таковою жертвою посвятив себя самого и представив «тело свое жертву живу, святу, благоугодну Богови» ( Рим.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Говоря: Отче наш, мы должны верить и помнить, что Отец небесный никогда не забывает и не забудет нас, ибо какой даже земной добрый отец забывает и не печётся о своих детях? «Я не забуду тебя, глаголет Господь». «Знает Отец ваш небесный, что вы имеете нужду во всём этом» ( Мф.6:32 ). Усвой эти слова сердцу своему! Помни, что Отец небесный постоянно окружает тебя любовью и попечением и не напрасно называется твоим Отцом. Отец – это не имя без значения и силы, а имя в полном значении и силе. Толковая библия А.П. Лопухина Молитва начинается призыванием, где Бог называется «Отцем». Такое название встречается, хотя и редко, в Ветхом Завете. Не говоря о том, что в Ветхом Завете люди иногда называются «сынами Божиими», встречаются и прямые названия Бога Отцом, например, Втор.32:6 ; Прем.14:3 ; Ис.63:16 ; Иер.3:19 ; Мал.1:6 . В Сир.23:1 и Иер.3:4 имя Бога, как Отца, употреблено в качестве призывания. И не только евреи, но и язычники называли, например, Зевса или Юпитера отцом. В Тимее Платона есть место, где Бог называется Отцом и Творцом Мира (о πατρ χα ποιητς του χσαοο); Юпитер по Толюку=Diovis=Deus et pater. Но вообще «в ветхозаветной идее (не говоря об язычниках) мы наблюдаем, что она была больше специальна, чем универсальна, и не сделалась концепцией, определяющей характер Бога. Отношение Бога к Израилю было отеческим, но не было видно, чтобы оно было таковым по самой своей сущности и что все люди подлежали отеческой любви и попечению Божиим. Законная идея о Боге всё ещё преобладала. Могущество и трансцедентальность были выдающимися свойствами Божиими. Признание этого было правильным и важным, но оно подлежало одностороннему развитию, и такое развитие приняло обособленный вид в позднейшем иудействе. Законничество и обрядность позднейшего иудейского периода возникли в значительной степени от неспособности народа восполнить истину о царском Могуществе Божием истиною об Его отеческой любви. Законное подчинение, выражающееся в обрядах, в которых думали выразить почтение трансцедентальному величию Божию, более, чем сыновнее почтение и нравственное повиновение, было господствующей нотой фарисейского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Но Иисус Христос говорил о Боге преимущественно как об Отце. Выражение «Отче наш» – единственное, где сказано Христом «наш» вместо «ваш»; обыкновенно же «Мой Отец» и «ваш Отец». Легко понять, что в призывании Спаситель не ставит Себя в отношение к Богу, одинаковое с другими людьми, потому что молитва была дана другим. Словами «сущий на небесах» не выражается мысли: «возвышеннейший и вездесущий Отец», или «высочайший, всемогущий, преблагий и всеблаженный» и прочее. Здесь обозначается просто обычное представление людей, какое они имеют о Боге, как о Существе, имеющем особенное пребывание на небесах. Если бы не было прибавлено «сущий на небесах», то молитва могла бы почти относиться ко всякому земному отцу. Прибавление этих слов показывает, что она относится к Богу. Если бы в призывании сказано было: «Боже наш», то не было бы надобности вовсе прибавлять «сущий на небесах», потому что и без того это было бы понятно. Таким образом, «Отче наш» равносильно и равнозначительно слову «Бог», но с прибавкой важной характеристики – отчества Божия, и вместе с тем мысли о любвеобильном отношении Бога к людям, как Отца к Своим детям. Замечания экзегетов о том, что Спаситель хотел здесь обозначить не только отчество или отеческую любовь к людям, но и самое братство людей между собою, участие всякого верующего в этом братстве, могут быть приняты. Сыновнее отношение людей к Богу основывается, однако, на личном отношении их ко Христу, потому что только чрез Него люди имеют право называть Бога своим Отцом. Епископ Михаил (Лузин) Отче наш: Бог есть Отец всех людей, как Творец и первый Виновник происхождения всех людей, как Хранитель всего рода человеческого, и, кроме того, Он есть Отец всех христиан, по особенному благодатному во Христе усыновлению Им всех их ( Рим.8:14–17 ). Наш: «сим повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего» (Злат., ср. Феофил.). – Сущий на небесах: Бог вездесущ, но на небесах преимущественно сияют Его слава и богатство Его благодеяний, и там Ангелы и избранные Его наслаждаются Его лицезрением, небеса по преимуществу поведают Его величие и славу, почему небеса и представляются особенным местом Его присутствия; там и престол Его ( Ис.66:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих. В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование Духа, так как не получивший всех этих благ не может называть Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевил Своих слушателей – и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили. Когда же говорит на небесех, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и в горних жилищах. Далее этими словами Он научает нас молиться и за всех братьев. Он не говорит: «Отче мой», но – «Отче наш», и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий, и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь – мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие. Действительно, какой вред от низкого родства, когда по небесному родству мы все соединены и никто ничего не имеет более другого: ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник более подчинённого, ни царь более воина, ни философ более варвара, ни мудрый более невежды? Бог , удостоивший всех одинаково называть себя Отцом, чрез это всем даровал одно благородство. Итак, упомянувши об этом благородстве, о высшем даре, о единстве чести и о любви между братиями, отвлекши слушателей от земли и поставивши их на небесах, – посмотрим, о чём, наконец, повелевает Иисус молиться. Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару. Однако Спаситель этим названием не удовлетворился, но присовокупил и другие изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

«Подвижник, делатель умного безмолвия, в своем отвлечении от всего внешнего, в стремлении в течение дня и ночи довести число приходящих извне впечатлений до последнего возможного минимума, удаляясь для этого от любопытного смотрения на внешний мир, от слышания посторонних бесед, от чтения книг, всею силою сосредоточивается на своем внутреннем бытии и там вступает в единоборство с помыслом. Только при этом условии можно познать его род и силу, иногда колоссальную. Недостаточно внимательный внутренне человек весьма легко подпадает влиянию помысла и становится его рабом. Через склонение своей воли к помыслу человек уподобляется духовно и даже отождествляется с тем духом, энергия которого заключена в помысле. Принимая душою страстный помысел, который очень часто есть результат демонического влияния, человек через то становится орудием демонического действия. Внутреннее умное внимание с молитвою в сердце дает христианину возможность видеть помысел прежде, чем он войдет в сердце. Ум, безмолвным вниманием стоящий в сердце, видит, как помысел приближается извне, пытаясь проникнуть в сердце, и молитвою отгоняет его». Заветы старца Зосимы Старец Зосима из Троице-Сергиевой Лавры некоторым из своих духовных детей велел молиться о том, чтобы Господь Сам влагал мысли в их ум и Сам действовал через них. Как говорил старец: «Для этого надо молиться так: " Господи, Сам во мне живи, Сам говори, Сам действуй! " И когда говорит Господь через уста человеческие, то все слова того человека действенны бывают, все сказанное им исполняется. И дивится сему и сам говорящий.Только надо твердую веру иметь и отдать Господу и сердце и уста. Только тогда мудрствовать нельзя, мудрость свою надо отдать Господу, все, все надо Ему передать и жизнь надо вести такую, чтобы Господу дать доступ, чтобы Он мог, что хочет, творить с тобою». Хульные мысли Бывают случаи, когда христианин подвергается нападению так называемых хульных мыслей. Вот как пишет об этом архимандрит Борис (Холчев): «Среди многих мыслей есть такие мысли, которые носят явно диавольский характер. И эти мысли многие из христиан испытывали на себе. Об этих мыслях мы встречаем много указаний в творениях отцов — это хульные мысли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Если мы не оставляем долги, то и нам не могут быть оставлены наши долги, и с нас не может быть снято греховное прошлое, потому что мы закрываем доступ в свое сердце Благодати. Вот какой смысл имеет пятое прошение. Когда мы слышим это прошение: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, будем помнить, что у нас есть страшный грех – это греховное прошлое, которое мешает нам приблизиться к Богу. И мы должны бороться с ним, должны молиться, чтобы освободиться от него. В то же время будем помнить, что Благодать Божия, оставляющая наши грехи, может быть дана нам только в том случае, если мы оставляем должникам нашим, если мы изгоняем из своего сердца злобу и злопамятство. Все мы живем на земле, и земная жизнь дана нам для того, чтобы снять с себя тяжелое бремя грехов наших, чтобы расплатиться с греховными долгами, чтобы в час смерти греховное прошлое не имело над нами власти, чтобы этот страшный долг был заплачен. И какое несчастье будет, если в час смерти мы почувствуем, что греховное прошлое по-прежнему имеет власть над нами, что мы находимся в его тисках, что оно своими щупальцами держит душу. Какое несчастье будет, если в час смерти человек окажется не освобожденным от греха! Пока мы на земле, употребим же все усилия, чтобы избавиться от этого греховного долга, чтобы снять с себя его тяжелое бремя; тогда в час смерти мы перейдем в другой мир очищенными и освобожденными и будем прославлять нашего Господа Иисуса Христа с Его Безначальным Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. Шестое прошение В прошлое воскресенье мы беседовали с вами о пятом прошении Молитвы Господней, о том прошении, которое читается: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Сегодня мы побеседуем о шестом прошении Молитвы Господней: И не введи нас во искушение. Мы неоднократно говорили о той истине, которая лежит в основе молитвы Господней, что Бог является Отцом Своего создания и что каждый человек призван быть чадом Божиим, быть в живом единении с Богом и жить так, как подобает жить чаду Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Второе. Бог – Отец наш по промыслительной попечительности о нас. Ибо создав, хранит, держит в деснице Своей, ведёт к концу и всяким попечением окружает, более чем отец родной. Итак, дойди до узрения и восчувствования Божией попечительности, не вообще только о всех, но и о тебе самом; тогда невольно взывать будешь: Отче наш! До этого же как дойти? – Размышлением. Изволь размыслить и проследить всё, что сделал Бог для рода человеческого; как поместил нас в раю на блаженство, как не оставил нас в падении, а промыслил образ возвращения нам потерянного, как потом вёл к принятию Восстановителя нашего, сначала всех одинаково, потом порознь – особо иудеев и особо другие языки, – как наконец пришел сей Восстановитель и совершил дело восстановления, как затем пошло дело усвоения сего восстановления родом нашим, как при сем Бог обращал целые народы и привлекал неисчётное множество частных лиц, как обратил наш народ и блюдёт в нём восстановительные силы. Если хочешь видеть более частные действия попечения Божия, проследи историю Авраама, Иосифа, Иова, Давида, Езекии и других мужей; посмотри нашу отечественную историю и славных её мужей. Во всём этом не можешь не увидать, что Бог много думает и много печётся о нас. Не Отец ли Он есть рода нашего? Затем переходи размышлением к себе самому и проследи всё, что было с тобою. Увидишь многократные избавления Божии от бед и падений, а во всей жизни особое благодетельное направление её десницею Божиею. Сокровенных Божиих благодеяний гораздо более, нежели явных. Сокровенны они потому, что невидимы бывают в то время, когда даются, и усматриваются после, – и это до осязательной очевидности. Такое уразумение и узрение Божия попечения, не виденного в своё время и усмотренного после, даёт убеждение, что и в настоящее время Бог повелительно устрояет наше бытствование и благобытие, хотя мы определительно указать того не можем. Отсюда нельзя не вынести убеждения, что око Божие благопопечительно обращено на нас, и десница Его держит, покрывает и руководит нас, и по благому пути направляет течение жизни нашей. Когда восчувствуется сие, тогда сердце само неудержимо изречет: Отче наш!

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010