Архимандрит Борис (Холчев) (1895–1971) От деда иконописца будущий старец архимандрит Борис унаследовал сильную волю, твердый характер и целомудрие. Уже в детские годы никто не видел его раздраженным, а только спокойным, серьезным, почти всегда с книгой, очень самостоятельным. Смеялся редко. Не только дети подчинялись ему, но к мнению его прислушивались и взрослые. Была в его словах, поведении и во всем облике особая убедительность, вызывающая доверие у людей. В 1-й Орловской гимназии, где Борис учился, он удивлял всех своими познаниями и способностями. Особый интерес он проявлял к религиозной философии, психологии, истории и вообще гуманитарным наукам. В эти годы он уже живет напряженной внутренней жизнью. Самоуглубленность, замечательные нравственные качества, стремление помогать людям были у Бориса не только врожденными, но во многом результатом сознательной работы над собой. Он трудился над переделыванием, совершенствованием самого себя в духе Евангельских заповедей. Много лет спустя он говорил: «Надо трудиться, чтобы привлечь к себе Благодать Божию, если не будет борьбы, труда, то и Благодати не к чему будет прикоснуться». Еще семнадцатилетним юношей он ничего не приписывал себе, понимая, что без помощи Божией он сам ничего доброго сделать не может. Впервые Борис поехал в Оптину пустынь в 1916 году. В то время там были два старца – преподобные Анатолий и Нектарий. Отец Борис рассказывал, что, побывав у обоих, сразу почувствовал, что его старец – отец Нектарий. В отличие от преподобного Анатолия, он принимал не всех и не сразу -а нужно было ждать – иногда по нескольку дней. Борис просидел три дня, наконец к нему подошел келейник преподобного Нектария, назвал его по имени, хотя Борис имени своего никому не говорил, и сказал, что батюшка зовет его. По словам отца Бориса, старец, преодолевших все трудности на пути к нему, утешал «великим духовным утешением». Последние годы отец Борис не раз говорил: «Все, что мне сказал отец Нектарий, уже исполнилось, осталось одно, после чего я скоро умру».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Архимандрит Борис (Холчев): Весь, как солнца луч Он никогда не рубил с плеча: а, вот такой грех! Иногда говорил: «А, может быть, вот такое было?» Так деликатно всегда подходил. «Бывает, что вот это совершается. Но ничего – Господь же прощает». Так благородно, тактично подойдёт к человеку – человек тут всё, что есть, выложит. 29 ноября, 2009 Он никогда не рубил с плеча: а, вот такой грех! Иногда говорил: «А, может быть, вот такое было?» Так деликатно всегда подходил. «Бывает, что вот это совершается. Но ничего – Господь же прощает». Так благородно, тактично подойдёт к человеку – человек тут всё, что есть, выложит. Мы начинаем публикацию материалов, прошедших в эфире радиопрограммы «Благовещение» и посвященных выпускнику философского отделения историко-филологического факультета МГУ, учёному-психологу, архимандриту Борису (Холчеву, 20 июня 1895, Орёл — 11 ноября 1971, Ташкент).       О жизненном пути архимандрита Бориса (Холчева) рассказывает диакон Серафим Чураков, клирик храма свт. Николая в Кленниках на Маросейке:   — Архимандрит Борис, в миру Борис Васильевич Холчев, родился 7 июня 1895-го года в городе Орле, в благочестивой семье Василия Михайловича Холчева и его жены Марии Петровны. В семье было четверо сыновей, из которых Борис был старшим. Кроме четырёх сыновей, в семье росла дочь. Характер Бориса был миролюбивым, спокойным, твёрдым. Рано определились эти основные его черты. С юных лет удивлял он близких серьёзностью, самостоятельностью, немногословностью. Смеялся он редко, ни на кого не повышал голоса. Авторитет его в семье был непререкаем: авторитет как старшего брата для младших, авторитет среди сверстников. Всё его поведение, внешний облик располагали к нему людей и делали его слова значимыми и убедительными для других. В 1905-м году он поступил в Первую орловскую гимназию, которую окончил с золотой медалью. Здесь, в гимназии, определился круг его интересов. Круг чтения составляли русская поэзия, философия, творения святых отцов и научные журналы. После окончания гимназии он поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского императорского университета. И вот здесь, в университете, раскрылись его блестящие научные дарования. Он занимался у таких крупных учёных как Лопатин, который читал историю новой философии, и знаменитый филолог Ушаков. Особенно Бориса Холчева выделял среди своих учеников профессор Георгий Иванович Челпанов, известный психолог, философ, основатель Московского научно-исследовательского института психологии при Университете.

http://pravmir.ru/arximandrit-boris-xolc...

118. «Я никому так не пишу, как Вам...»: Переписка С. Н. Дурылина и Е. В. Гениевой. М. : Центр книги Рудомино, 2010. 544 с.: ил. – Фрагмент дневника Е. В. Гениевой, с 1924 г. – духовной дочери о. Сергия Мечёва . 119. Радомская Г. И. Хранительница церковной традиции//Московский журнал. 2011. 3. С. 44–58. – О духовной дочери св. прав. Алексия, а затем сщмч. Сергия Мечёвых . 120. Торопова В. Я. Жизнь в правде своей//Московский журнал. 2011. 7. С. 48–57.– О свящ. Сергии Сидорове, которого благословил на принятие священного сана о. Алексий Мечёв . Маросейские клирики и миряне 121. Сокровища Введенских Франкфурт-на- Майне, 1983. Вып. 9. С. 217–254. – Некрополь. 122. Борис (Холчев) , архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991.96 с. 123. «В этом моё служение Христу» (воспоминания о Д. Е. Мелихове)//Московский комсомолец. 1991.18 апреля. С. 4. 124. Покоев К. Соль земли: Памяти отца Василия Евдокимова//Московский журнал. 1991. 12. С. 20–27. 125. Фудель С. И. Из воспоминаний о Сергее Николаевиче Дуры- лине//Московский журнал. 1991. 6. С. 20–25. 126. Булгакова Е. А. Жизнеописание архимандрита Бориса (Холчева) //Глаголы жизни. 1992. 2. С. 18–32. 127. Борис (Холчев) , архим. О победе над грехом и смертью. Беседы, слова, поучения. М.: Изд. храма Свт. Николая чудотворца в Клённиках, 1996. Кн. 1.191 с. (Московский приходской сборник. Вып. 2). 128. Борис (Холчев) , архим. Перед встречей с Господом. Кн. 2. М.: Изд. храма Свт. Николая чудотворца в Клённиках, 1996. 327 с. (Московский приходской сборник; вып. 2). 129. Апушкина Е. В. Владыка Стефан (Никитин)//К Свету. 1993. 9–10. С. 40–48. 130. О. Владимир Отт. Сага о нашей семье. Старый Оскол, 1993. 181 с. – Прот. Владимир Отт был духовным сыном старца Алексия, а затем о. Сергия Мечёвых . Его воспоминания содержат интереснейшие подробности жизни маросейской общины. 131. Алдошина А. Е., Алдошина Н. Е. Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова): Жизнеописание//Иулиания (М. Н. Соколова), мон. Труд иконописца. Троице-Сергиева лавра, 1995. 221 с: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

132. Архимандрит Борис//Московский журнал. 1995. 8. С. 34–42. 133. Борис (Холчев) , архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. 87 с. 134. Борис (Холчев) , архим. Поездка в Холмищи//Цветочки Оптиной пустыни. Воспоминания о последних Оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове) . М.: Паломник, 1995. С. 149–153. 135. Епископ Стефан Никитин//Московский журнал. 1996. 2. С. 40–49. 136. Миллер Т. А. Свет во тьме//Альфа и Омега. 1996. 4 (11). С. 91–97. – О свящ. Михаиле Шике. 137. Куликова С. С. Епископ Арсений (Крылов)//Московский журнал. 1997. 6. С. 36–41. – О еп. Арсении, иподиаконом которого был в юности Александр Сергеевич Куликов. 138. Шик Е. М. Воспоминания об отце//Альфа и Омега. 1997. 1 (12). С. 175–188. 139. Свенцицкий А., Б. Они были последними? М.: Изд. дом «Грааль», 1997. 192 с. 140. Борис (Холчев) , архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Из дневниковых записей: Беседы перед Таинством крещения. Отдельные высказывания архим. Бориса. М.: Русский Хронограф, 1998. 45 с. 141. Соль земли. М.: Паломник, 1998. С. 108, 183. – Жизнеописание арх. Бориса (Холчева) , воспоминания о нем. 142. Иоанн (Вендланд) , митр. Митрополит Гурий (Егоров)//Князь Феодор (Чёрный): Ист. очерки. Ярославль: ДИА-пресс, 1999. 180 с. – Упоминания о некоторых маросейских священниках, в т. ч. архим. Борисе (Холчеве) , о. Феодоре Семененко. 143. Медведев А. В. Столетие Д. Е. Мелехова//Альфа и Омега. 1999. 2 (20). С. 305–307. – О Дмитрии Евгеньевиче Мелехове (1899–1979), директоре Института психиатрии, духовном сыне сщмч. Сергия Мечёва . 144. Сидоров С. А., прот. Записки священника Сергия Сидорова: С прил. его жизнеописания, сост. дочерью, В. С. Бобринской. М.: Православ. Свято-Тихонов. Богослов, ин-т, 1999. 296 с.: 11 л. портр, (Русское духовенство в годы гонений). 145. Алдошина И. Е. К 100-летию монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой): Доклад на вечере в Московской духовной академии//Искусство христианского мира. 2000. Вып. 4. С. 358–362.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В 1923-м году в Верее преставился духовный отец Бориса Васильевича протоиерей Алексей Мечёв. Перед своим отъездом он исповедовал Бориса Васильевича. Борис подошёл к нему, но говорить ему не понадобилось. Всё, что было у него на душе, всё, с чем он шёл к отцу Алексею, старец произнёс сам и накрыл кающегося епитрахилью. «Если хочешь быть совершенным…»   Борис Васильевич продолжал трудиться активно и плодотворно на научном поприще, готовил кандидатскую диссертацию, уже намечался день защиты. Борис поехал за благословением к старцу Нектарию в Оптину пустынь . Отец Нектарий, который до этого всячески поддерживал и благословлял его на научную деятельность, на этот раз сказал: «А теперь оставь всё это и посвящайся во диаконы церкви Николы в Клённиках », что Борис Васильевич принял как указание воли Божией. Родители с одобрением встретили весть о будущем священстве сына и благословили его иконой Спасителя. Также одобрительно встретил это известие и профессор Челпанов, который сказал, что пять его учеников – священники, в том числе и отец Сергий Мечёв . После кончины старца протоиерея Алексия сын его, отец Сергий, стал настоятелем храма святителя Николая в Клённиках, и когда Борис передал ему слова старца Нектария, то отец Сергий удивился: «Как же можно Вас рукополагать, как мы можем просить епископа о посвящении, когда Вы не женаты? Езжайте снова к старцу». И на этот раз ответ старца Нектария гласил: «Скажи – епископ не может быть женат». 21 апреля 1927-го года, в Великий Четверг, в домовой церкви митрополита Макария, в селе Котельники, неподалёку от Москвы, архиепископ Бийский Иннокентий рукоположил Бориса Холчева в сан диакона. Отец Борис с благодарностью вспоминал рукополагавшего его архиепископа Иннокентия, который всегда помогал ему наставлениями в духовной жизни и богослужебной практике. Началось служение в храме на Маросейке. Одна из прихожанок рассказывала, что ектеньи он обычно произносил со слезами. 12 мая 1928-го года в селе Холмищи Брянской области скончался оптинский старец Нектарий. Отпевание возглавил отец Сергий Мечёв, а отец Борис (Холчев) участвовал в нём как диакон. В том же году, 21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери Преосвященный Арсений (Жадановский), впоследствии замученный за Христа, рукоположил диакона Бориса во пресвитеры. И по совету отца Сергия Мечёва отец Борис уехал в маленький городок Верею, чтобы отслужить там положенные после посвящения 40 ежедневных литургий. «В этой книге есть все»

http://pravmir.ru/arximandrit-boris-xolc...

В университете Борис специализировался по психологии под руководством известного профессора Г. И. Челпанова, который считал Бориса одним из лучших своих учеников, внимательно следил за его научным ростом и впоследствии предлагал ему остаться при университете. Московский период жизни Бориса тесно связан с церковью святителя Николая в Кленниках, на Маросейке. Возможно, что преподобный Нектарий указал ему на этот храм как наиболее близкий по духу к Оптиной пустыни. Про настоятеля храма, святого праведного Алексея Мечева , Оптинские старцы говорили приезжающим к ним москвичам: «Зачем вы к нам ездите, у вас в Москве есть свой старец отец Алексей». По благословению преподобного Нектария Борис всегда обращался к отцу Алексею и исповедовался у него. С сыном отца Алексея, отцом Сергием Мечевым , будущим священномучеником, Бориса связывала глубокая духовная дружба, продолжавшаяся долгие годы. Время от времени Борис ездил в Оптину, общался со старцем и ничего не делал без его благословения. Революция застала Бориса на третьем курсе. Ему пришлось пережить все тяготы пореволюционных лет, отразившиеся и на здоровье (у него начался туберкулез), и на жизни университета. Закончив его в 1920 году, Борис вернулся в Орел, где в это время ректором Педагогического института был знаменитый ученый-востоковед Н. И. Конрад, пригласивший Бориса в институт для чтения лекций по психологии и логике. Одновременно он становится секретарем церковного совета Воскресенской церкви. Весной 1922 года, во время изъятия церковных ценностей, Борис был арестован и заключен в Орловскую тюрьму, где провел почти два месяца, и был выпущен за отсутствием обвинений. В это время Борис переехал в Москву и стал научным сотрудником нескольких медицинских учреждений. Все эти годы Борис постоянно ездил в Оптину – до ее закрытия в 1923 году. За год до этого умер преподобный Анатолий, а преподобный Нектарий пережил арест, после которого ему предложили выехать за границы Калужской области. Преподобный Нектарий выбрал село Холмищи, в шестидесяти верстах от Козельска. Туда к нему и поехал Борис для решения вопроса о выборе дальнейшего жизненного пути. Он был одним из первых молодых ученых, занимавшихся проблемами экспериментальной психологии, и готовился к защите диссертации. День был уже назначен, Борис приехал к старцу за благословением. Но преподобный Нектарий сказал: «А теперь оставь все это и посвящайся в диаконы в церковь Николы в Кленниках». Научный мир был ошеломлен. Отец Сергий Мечев , которому Борис передал слова старца, сказал с удивлением: «Как же можно просить о посвящении вас, когда вы не женаты? Поезжайте к старцу еще раз». Когда Борис приехал, старец ответил: «Скажи им: епископ не может быть женат». (Позднее преподобный Нектарий еще раз сказал про епископство Бориса – когда в Холмищах келейница постлала ему постель: «Ты знаешь, кому стелешь? – епископу»).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Начало служения 21 июля 1928 года состоялась иерейская хиротония, которую совершил епископ Арсений (Жадановский) 21 апреля 1927 года архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым) Борис Холчев был рукоположен в сан диакона в домовом храме в с. Котельники недалеко от Москвы. По благословению старца, он стал служить диаконом в храме Святителя Николая в Клённиках. 21 июля 1928 года состоялась иерейская хиротония, которую совершил епископ Арсений (Жадановский). Теперь отец Борис начал духовно окормлять маросейскую паству совместно с дорогим его сердцу отцом Сергием Мечёвым. Ссылка Активная церковная деятельность отца Бориса не могла остаться незамеченной советскими властями. 16 февраля 1931 года его, а также старосту и некоторых прихожан храма арестовали как «участников антисоветской организации». Время предварительного заключения отец Борис провёл в Бутырской тюрьме. 30 апреля 1931 года ему был вынесен приговор – 5 лет лагерей. В начале срока отец Борис был направлен в Красновишерск на строительные работы. Затем он вынужден был отбывать свой срок в одном из лагерей в Кемеровской области – в городе Юрга. В Юрге отец Борис встретился со своим знакомым по Оптиной пустыни – иеродиаконом Рафаилом (Шейченко). Исполняя обязанности ветеринарного фельдшера, последний имел преимущество не жить в общем бараке, а имел свою «комнату» — стойло в свинарнике. Такую же привилегию он исходатайствовал и для отца Бориса, и они поселились вместе — в одном стойле. Здесь, по их же воспоминаниям, им довелось однажды встречать Пасху. Период «затвора» За хорошую работу отец Борис Холчев был освобождён досрочно (его срок сократили на один год) – в 1935-м году. Состояние здоровья его было ужаснейшее: возобновились старые болезни, к ним добавились новые. Вернувшись в Орёл, отец Борис не мог рассчитывать на какой-либо покой, поскольку его постоянно вызывали в органы. И тогда отец Сергий Мечёв посоветовал ему переехать в Рыбинск. Переезд состоялся в 1938-м году, после чего для отца Бориса наступил десятилетний период условного затвора. Получив инвалидность, он полностью посвятил себя молитве, тайно совершая литургию у себя дома, чаще всего один.

http://pravoslavie.ru/125432.html

Свящ. Борис Холчев. Фотография. Фергана. 1949 г. (Архив ПСТБИ) Свящ. Борис Холчев. Фотография. Фергана. 1949 г. (Архив ПСТБИ) Решив начать работу над диссертацией, ученый приехал к прп. Нектарию, чтобы просить его благословения и молитв, но старец неожиданно благословил его оставить учебу и рукополагаться во диакона к ц. свт. Николая в Клённиках. 21 апр. 1927 г., в Великий четверг, архиеп. Бийский Иннокентий (Соколов) рукоположил Холчева во диакона, 21 июля 1928 г. еп. Серпуховской Арсений (Жадановский) совершил священническую хиротонию. Ставленническую исповедь принимал о. Сергий Мечёв . С тех пор Б. стал духовным сыном и ближайшим помощником о. Сергия, а когда о. Сергий был арестован в 1929 г., на Б. легли все заботы о Никольском храме. В нач. 1931 г. о. Борис был арестован и приговорен к 5 годам лагерей. Отбывал срок в Вишерском, затем в Сибирском ИТЛ. Неподалеку от лагеря поселилась одна из духовных дочерей о. Бориса, врач М. П. Лаврова, к-рой время от времени удавалось оказывать ему помощь. В 1935 г. о. Борис был досрочно освобожден и поселился в Орле. В 1938 г. он вместе с Лавровой по совету о. Сергия Мечёва переехал в Рыбинск, где его никто не знал. У о. Бориса открылся туберкулез, ослабело сердце, развилась сильная близорукость, он получил инвалидность. В 1940 г. в Рыбинск переехал о. Сергий. Весной 1941 г. состоялась последняя встреча пастырей-исповедников, о. Сергий сказал, что скоро умрет, и поручил о. Борису своих духовных детей. 7 июля 1941 г. о. Сергий был арестован и вскоре расстрелян. В 1948 г. о. Борис переехал в Ср. Азию и обратился к Ташкентскому еп. Гурию (Егорову) с просьбой о назначении на приход. 15 сент. 1948 г. он был зачислен в штат храма во имя прп. Сергия Радонежского в Фергане, вскоре назначен благочинным Ферганского округа. Став в 1950 г. настоятелем храма, о. Борис установил ежедневное совершение богослужений, после к-рых проводил беседы с паствой, прекратил практику «общей исповеди». Его проповеди записывались прихожанами и в тысячах копий расходились по епархии. В результате миссионерской работы священника, к-рая была необходима также по причине большого числа баптистов и хлыстов среди местных жителей, число крещаемых по воскресным дням достигало 40 чел. По просьбе о. Бориса иконы для иконостаса Сергиевского храма были написаны М. Н. Соколовой (впосл. мон. Иулиания ), знавшей священника по храму на Маросейке, по подобию иконостаса Троицкого собора ТСЛ.

http://pravenc.ru/text/153167.html

Перед Борисом Васильевичем как одним из первопроходцев в области экспериментальной коррективной психологии открывалась блестящая будущность ученого. Был назначен день защиты кандидатской диссертации, однако старец Нектарий, прежде одобрявший и даже поощрявший научную деятельность своего духовного сына, неожиданно сказал: «А теперь оставь все это и посвящайся во диакона церкви Николы-Клённики». 3 апреля 1927 года Б. В. Холчев подал прошение епископу Серпуховскому Алексию (Готовцеву), управляющему Московской епархией: «Прошу Ваше Преосвященство рукоположить меня во диакона храма Святителя Николая, что в Клённиках, и разрешить проходить диа- конское служение безбрачным. Благословение на принятие духовного сана имею от Оптинского старца отца Нектария; в 1922– 1923 году был под духовным руководством протоиерея отца Алексия Мечёва , а после его смерти, с 1923 года – духовный сын отца Сергия Мечёва ». Борис Васильевич Холчев был рукоположен в сан диакона 21 апреля 1927 года. В мае 1928-го вместе с отцами Сергием Мечёвым и Петром Петриковым принимал участие в отпевании старца Нектария в селе Холмищи. Летом того же года рукоположен во пресвитеры преосвященным Арсением (Жадановским) . Отец Борис Холчев был ближайшим помощником священника Сергия Мечёва в духовном окормлении прихожан и самым большим его духовным другом. Арестовали отца Бориса в 1931 году. Приговор – пять лет заключения, которые он отбывал сначала в Красновишерске, в Пермском крае, где работал на стройке, а затем в Юрге Новосибирской области. «За ударную работу» лагерный срок сократили на год. В 1935 году он вышел на свободу. Сначала поселился в родном Орле, а потом, по совету отца Сергия Мечёва , переехал в Рыбинск. Снял домик в тихом переулке, получил инвалидность (страдал туберкулезом и сильной близорукостью), числился на иждивении Марии Петровны Лавровой (была келейницей отца Бориса до конца своих дней, умерла в иноческом чине в возрасте девяноста семи лет). Таковы были внешние обстоятельства жизни отца Бориса. И никто, кроме самых близких, не знал, что за стенами этого домика совершается непрестанная молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Свои познания он уже тогда проверял внутренним опытом, трудился над переделыванием самого себя в духе Евангельских заповедей. Много лет спустя он говорил: «Надо трудиться, чтобы привлечь к себе благодать Божию, если не будет борьбы, труда, то и благодати не к чему будет прикоснуться». В Москве глубоко религиозный молодой человек посещал разные православные храмы, но в конце концов сердце его " прилепилось " к церкви Николы в Кленниках на Маросейке и ее настоятелю, протоиерею Алексею Мечеву, ставшему духовным отцом юноши. С сыном о.Алексея - о.Сергием Мечевым, Бориса связывала глубокая духовная дружба, продолжавшаяся долгие годы. В 1915 году побывал в Оптиной пустыни, где в то время подвизались преподобные старцы отец Анатолий и отец Нектарий. К последнему и потянулась душа молодого человека. Отец Борис впоследствии говорил, что каждый человек несёт в жизни свой крест, имеет свою Голгофу, и у каждого в утешение есть свой Фавор – переживания, сходные с радостным состоянием апостолов на горе Преображения: «Общение со старцем Нектарием было моим Фавором». Время от времени Борис ездил в Оптину, общался со старцем. Научная деятельность Из-за революционных событий и слабого здоровья (к ревматизму, вызвавшему хроническую болезнь сердца, прибавился туберкулез) Борис только в 1920 году окончил университет и ректор Орловского университета востоковед Н.И.Конрад пригласил его на должность научного сотрудника кафедры психологии. Таким образом, он вернулся в Орел. В Орле молодой человек участвовал и в духовной жизни города, будучи секретарем церковного совета Воскресенского храма. В начале 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, на квартире Холчевых был произведен обыск. Бориса арестовали и заключили в Орловскую тюрьму, где он находился с 22 апреля по 13 июня, когда был выпущен за отсутствием улик. В том же 1922 году профессор Челпанов, помнивший своего одарённого талантливого ученика, пригласил его в Москву на должность сотрудника Научно-исследовательского института психологии. Борис Холчев работал ассистентом-психологом Института психологии при медико-педагогической клиники профессора Кащенко и в Первом вспомогательном институте для умственно отсталых детей. В этом институте он познакомился с близким ему по духу врачом Сергеем Алексеевичем Никитиным, с которым подружился, и по совету Бориса Сергей также стал прихожанином храма святителя Николая в Кленниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Holchev/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010