Отсюда крестный ход поворотил по направлению к реке Волге – вниз по Симеоновской улице, что ныне от Богоотцовской церкви по линии к женской гимназии, и прибыл к устью реки Костромы, впадающей в реку Волгу, и здесь-то соединился с московским крестным ходом. От этого сборного пункта соединенная процессия освященных соборов в совокупности московских и костромских великих святынь, в сопровождении множества сановников и народа величественно, при умилительном пении священных песнопений, с подобающим священной важности благолепием следовала по льду реки Костромы до самого Ипатиева монастыря, к которому прибыла с восточной стороны его ограды. Устроенная в 1586 году благотворителями Ипатиева монастыря боярами Димитрием Ивановичем и Борисом Феодоровичем Годуновыми каменная ограда (лишь на 243 саженях в окружности, с 6 башнями и 4 воротами) этой святой обители имела тогда по восточной стороне к реке Костроме двое ворот в одной связи с оградой. Из них одни ворота, украшенные стенным письмом с изображениями Спасителя, Божией Матери и святых, назывались Святыми, а другие ворота, рядом с ними, посредине ограды, были въезжие с привратными кладовыми и назывались Водяными воротами, так как выходили на берег реки Костромы. Над Святыми воротами в 1586–1587 годах был устроен храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата и святой мученицы Ирины, вероятно в честь тезоименитства царя Феодора Иоанновича и супруги его Ирины, который после разорения литовцами в 1608 году долгое время стоял в запустении 2 . Что касается нынешних въезжих ворот в северной стене ограды, то они не значатся на хранящемся в Костромской архивной комиссии рисунке с древнейшего вида Ипатиева монастыря, вероятно в 1613 году; если же предположить, что тогда они все-таки существовали, то не имели такого назначения, какое получили впоследствии и доныне. Ворота нынешние северные несомненно устроены в 1766–1767 годах епископом Дамаскиным по случаю прибытия императрицы Екатерины II в 14–15 днях мая вместо небольших, уже несколько ранее существовавших частных ворот; последние разделаны выше и изящнее, с высоким парапетом, который, сверх имеющегося в память этого события вензелевого изображения Е с короной, украшен священными изображениями с наружной и внутренней сторон. Как только крестный ход оказался напротив Святых ворот восточных, раздался стройный звон колоколов на устроенной Димитрием Ивановичем Годуновым в 1603 году звоннице, возвещая о приближении крестных шествий к самому монастырю. И вот навстречу соединенным крестным ходам выступила из Троицкого соборного храма духовная процессия во главе с архимандритом монастыря Кириллом и вместе благоверные инокиня Марфа Ивановна и сын ее Михаил Феодорович.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

1 . Плащаница (табл. XV, 1) вышитая, по преданию, Царицею Анастасиею Романовной 23 . Мера 1,14x1,80 м. В середин обычно Положение во гроб И. X. Сам гроб представлен в виде входа в пещеру, как в древних изображениях воскрешение Лазаря, но этот вход обработан в виде саркофага с наружными украшениями. Тело И. X. спеленуто в виде мумии Лазаря. Возле тела И. X. по обычаю Богоматерь и плачущие жены: одна из них с широкой жестикуляцией; тут же Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. С левой (от зрителя) стороны семиконечный крест с терновым венком и с ясными признаками линейной перспективы в его начертании; на кресте терновый венок выраженный довольно реально; под крестом скалистая Голгофа, а в ней пещера и череп Адама. Возле креста Лонгин Сотник с мечом и щитом, в нимбе. На заднем плане – город в виде крепостной стены с башнями. В стене ясно видны хорошо отработанные амбразуры окон. Обработка креста и Голгофы, жестикуляция одной из св. жен и распущенные волосы другой, обработка города и гроба И. X. – все это дает повод предполагать, что составитель рисунка для плащаницы был прогрессист знакомый с западно–европейской иконографией и относившийся свободно к древне–русским иконописным традициям. Все это, впрочем, не препятствует отнести эту плащаницу ко 2-й половине XVI в. Точных сведений о происхождении плащаницы нет, и местное предание об изготовлении ее Царицей Анастасией Романовной имеет характер гадательный; если несмотря на это С. И. Писарев все-таки относит ее к 1552 году, то, очевидно, это только потому, что 1552 год поставлен здесь в печатном описании Печерского монастыря 24 . 2 . Плащаница (табл. XV, 2), вышитая золотом и серебром. Форма обычная, но размеры весьма значительные 1,20х1,77 м. В середине вышито Положение И. Христа во гроб; при этом находятся Богоматерь и две св. жены у главы И. X. Одна из св. жен с распущенными волосами. Вверху в небе, имеющем форму сегмента круга, Св. Дух и олицетворения солнца и луны; три луча идут с неба к телу И. X., тут же звезды. Два ангела с рипидами вверху и два возле пещеры внизу, у ног И. X. Иоанн Богослов и Иосиф. Вокруг расположены медальонные изображения святых, в числе которых нам удалось разобрать трех вселенских святителей: Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоуста , апостолов Петра, Иакова, Фому и Симона, святителя – Леонтия Ростовскаго, московских свят. Петра, Алексея и Иону, новгородского архиеп. Иоанна, Сергия Радонежского, Василия Блаженного, Александра Свирского , Димитрия Солунского, Параскеву Пятницу и Димитрия... От внешней надписи уцелели лишь следующие слова: «в лета 7106 месяца июля в 24 день... государя и великаго князя Бориса Феодоровича и его благоверной царицы и великой княгини Марии... при царевичах Феодоре... окончен сий воздух во обитель Пречистые Богородицы, Харитон Истома Осипович Безобразов». Из этой записи видно, что плащаница эта устроена не Борисом Годуновым, как обычно полагают, а X. И. О. Безобразовым 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Благочестие русских, как прежде, так и теперь, побуждало их строить храмы и часовни. Количество их с годами возрастало. Но в смутное время многие были разграблены, попорчены или даже разорены поляками, шведами, казаками и др. Наиболее пострадали московские храмы. «Церквей везде было множество (в Москве) и каменных и деревянных, говорит один свидетель бывшего в Москве разорения, – и все это мы в три дня (19 – 21 марта 1611 г.) обратили в пепел; пожар истребил всю красоту Москвы; уцелели только Кремль и Китай – город, где мы сами укрывались от огня» 468 ; впрочем и здесь соборные церкви не избегли опустошения. С окончанием смутного времени прежние постройки восстановлялись, количество новых возрастало. В начале царствования Алексея Мих. в московском кремле находилось до 50 каменных храмов, а во всей Москве церквей, монастырей и часовен до 2000, так что, по словам одного иностранца, «почти чрез каждые пять домов стояла часовня» 469 . У больших бояр были свои домовые церкви 470 . Количество приходских можно приблизительно определить в 350. 471 Со времени Алексея Мих. деревянные постройки в Москве, во избежание пожаров, успешно заменялись каменными 472 . К концу VII в., когда в русском обществе стала развиваться холодность к вере, кажется, церковные постройки не сооружались в таком, как прежде, количестве. – Архитектура церквей и часовен была разнообразна и иногда очень прихотлива. Наиболее замечательны следующие памятники: в Москве: – колокольня при церкви св. Иоанна Лествичника , называемая Ивановской или «Иван Великий»; она сооружена в 1600 г. Борисом Годуновым, с целью дать работу и корм бедному люду, умиравшему тогда от безработицы и голода; она имеет 38 1/2 сажен высоты; при Алексее Мих. к ней приделано особое здание для больших колоколов; Казанский собор, построенный в 1630 г., в память освобождения Москвы и России от поляков заступничеством Казанской иконы Бож. Матери; Верхоспасский, построенный в 1635 – 1036 г. Михаилом Феодоровичем на сенях царских палат за золотою решеткою; церковь Грузинской иконы Божией Матери, построенная в 1626 г. и увеличенная в 1653 г., одна из красивейших церквей Москвы 473 . Под Москвой – в с. Покровском, что на Филях, церковь Покрова пр. Богородицы, сооруженная Л. К. Нарышкиным в конце XVII в., очень красивая по внешнему виду 474 . В Звенигородском уезде, Московской губ. – соборный храм Воскресения Христова в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим), начатый патр. Никоном и законченный по его смерти в 1685 г.; он устроен по образцу иерусалимского храма Воскресения 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Не исключено, что Н. добирался до мон-ря вместе с людьми, сопровождавшими кн. И. В. Сицкого, сосланного на Кожеозеро в нач. XVII в. царем Борисом Феодоровичем Годуновым . Во вкладной книге Кожеозерского мон-ря зафиксирован вклад Н.: «...дал старец Никодим, Чудова монастыря постриженик, вкладу денег десять рублев» (Вкладная книга Кожеозерского мон-ря. СПб., 2008. Кн. 1. С. 95). Полтора года Н. усердно трудился в хлебне и поварне, а потом ушел в «Хозьюскую пустыню, иже есть от Кожеезерския обители на запад за десять поприщ… в лето 1602/03-е и пребысть в ней 36 лет» (БАН. Арханг. Древлехран. 405. Л. 8-8 об.). За версту от р. Хозьюги Н. построил хижину, в к-рой мог поместиться только один человек. Бесы, желая изгнать старца из пустыни, не раз «пакостили» святому: приходили в виде страшных чудовищ и диких зверей, пугали видением мертвой женщины на берегу Хозьюги, устраивали наводнение, учиняли в келье пожар. Однажды глубокой осенью на Н. напали разбойники, к-рые, угрожая пустынножителю смертью, забрали у него все самое необходимое. Заблудившимся в лесу разбойникам все же пришлось возвратиться к старцу и вернуть награбленное. Усердной молитвой пред чудотворной иконой Божией Матери, подаренной духовником, Н. успешно отражал все бесовские нападения. Питался пустынножитель «саморасленным былием», изредка употреблял в пищу рыбу, но прежде «квасил» ее, пока та не покрывалась червями. Спал подвижник сидя, ночи проводил в молитве. В Великий пост отшельник выкапывал вблизи кельи яму, в к-рой находился 40 дней, ничего не вкушая. В пустыню к отшельнику не раз приходил кожеозерский игум. Авраамий с братией, с к-рыми Н. подолгу вел душеполезные беседы. Всех навещавших старца поражала его прозорливость, «дар благодати Святаго Духа, юже даде Господь своему рабу зрети умныма очима безвестная и тайная». Дикие олени паслись около старца, словно ручные. Пустынножитель помогал Кожеозерской обители своими трудами: выращивал для братии репу и ловил удочкой рыбу. Когда хижина старца обветшала, местные крестьяне построили ему новую.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Между 1584 и 1597 гг. власти обители получили от царя Феодора Иоанновича жалованную грамоту на сельцо Хорошёво в Переславском (?) у. ( Антонов. 1997. 193. С. 74). 12 марта 1588 г. городовой приказчик С. Т. Николаев утвердил межевание земли П.-З. Ф. м. от переславль-залесского Свято-Духовского мон-ря под мельницу на р. Трубеж до устья р. Чёрной (Там же. 196. С. 74). 12 окт. 1588 г. вопреки указу о тарханах царь Феодор Иоаннович выдал жалованную тарханно-несудимую - на данного пристава, односрочную и заповедную проезжую грамоту - игум. Силуану «с братией» на владения обители в Переславском у. Этот документ защищал их от нежданных ездоков, запрещал последним появляться и в монастырских лесах ( Иванов. 1850. С. 234-236; Антонов. 1997. 197. С. 74). 21 нояб. 1588 г. царь Феодор выдал игум. Силуану жалованную данную грамоту на с. Тюшино, «Ильинское тож» с деревнями. 14 дек. 1598 г. оба этих пожалования были подтверждены царем Борисом Феодоровичем Годуновым ( Свирелин. 1903. С. 27; Антонов. 1997. 197-198. С. 74-75). В 1608 г. жители Переславля-Залесского признали над собой власть Лжедмитрия II . 27 нояб. 1608 г. самозванец выдал властям П.-З. Ф. м. свою подтвердительную жалованную тарханно-несудимую грамоту на их владения в пределах Переславского у. ( Антонов. 1997. 197. С. 74). Отряд воинов из Переславля-Залесского участвовал в войсках пана Я. П. Сапеги в осаде Троице-Сергиева мон-ря (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610). 28 июня 1609 г. отмечалось, что ранее, во время штурма обители «Федоровского монастыря вотчины Слободки», было «убито 5 человек крестьян» (АИ. Т. 2. 237. С. 279). В 1611 г. население Переславля-Залесского активно боролось против польско-литов. интервентов, поддерживая деятельность Первого и Второго ополчений. Сохранилась грамота от 23 мая 1612 г., к-рая свидетельствует о получении денег за лошадей «для земские службы в Ярославле» с вотчин П.-З. Ф. м. ( Антонов. 1997. 201. С. 75). Нуждаясь в деньгах, 15 апр. 1612 г. игум. Герасим и «вся братья» продали один из своих осадных дворов в городе сыну боярскому И.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Блж. Иоанн Большой Колпак. Фрагмент иконы. 1895 г. Мастерская О. С. Чирикова (ГИМ, музей " Покровский собор " ) Блж. Иоанн Большой Колпак. Фрагмент иконы. 1895 г. Мастерская О. С. Чирикова (ГИМ, музей " Покровский собор " ) В Москве И. поселился у собора Покрова на Рву, часто ночевал на улицах, ходил полуодетый, имел длинные волосы, голову посыпал пеплом или заливал смолой. Под власяницей он носил тяжелые вериги с медными крестами, на кистях рук - железные кольца, на пальцах рук - медные и железные кольца, «у тайных уд» - медные кольца. Верхней одеждой ему служил валяный «колпак с прочим покрытием тела своего вкупе, свален, а не швен», отчего святой получил прозвища Большой Колпак, Великий Колпак, Великоколпачник, Большая глава. Ожидая начала литургии, И. бросал «колпак» на землю, вставал на него и молился на виду у прохожих, глядя на солнце. В более поздних вариантах текста Жития «колпак» заменен железной шапкой. Представление о том, что святой носил на голове железный колпак, отразилось в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Создавая образ юродивого, поэт имел в виду в первую очередь И. В Житии рассказывается, что блаженный носил в руках большие деревянные четки, опирался на тяжелый железный жезл или костыль; дважды в неделю он вкушал пищу - гнилой хлеб и воду. В иконописных подлинниках внешность И. описана следующим образом: «Подобием старообразен, брада невелика, едва мало знать; главно плешив, лицем морщиноват, власы русы, назад свалися; свита празеленная, пуговицы до полу; в левой руке клюка и колпак велик, ноги босы» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57). Ходя по городу, святой призывал людей к молитве и покаянию, «от многих человек отгна темные духи», несвязно и загадками предсказывал грядущие бедствия. Позднейшее предание, отразившееся в агиографической лит-ре XIX - нач. XX в., приписывает блаженному частые беседы с буд. царем Борисом Феодоровичем Годуновым и адресованные Годунову слова: «Умная голова, разумей Божьи дела: Бог долго ждет да больно и бьет». Однако этих известий нет ни в одной редакции Жития И. и в др. ранних агиографических источниках. Происхождение легенды, видимо, связано с переосмыслением «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и трагедии «Борис Годунов» Пушкина. Дж. Флетчер в соч. «О Русском государстве» сообщает, что в период его пребывания в Москве (1588-1589) по городу ходил «нагой» юродивый «и восстановлял всех против Годуновых, которых почитают притеснителями всего государства», не называя имени юродивого. Если Флетчер писал об И., то его сообщение о наготе святого уникально и показывает, что И. подражал св. Василию Блаженному.

http://pravenc.ru/text/469402.html

И действительно, говорят, Борис не обманулся в своём выборе. Последующие обстоятельства хорошо показали, что Иов был верный слуга Борисов. Гнусная ложь, сочинённая Борисом о смерти царевича Димитрия, переданная на рассмотрение патриарху и собору, признаётся истиной. И защитники правды, вместе со всеми жителями несчастного Углича, предаются в руки неправосудного мщения. Патриарх, кажется, не слышит громкого свидетельства Нагова и народной молвы об убиении Димитрия и тайном его виновнике. Длинный ряд преступных замыслов Бориса счастливо удаётся и ведёт его к давно желанной цели. Феодор умирает, и с ним прерывается многовековой ряд законных наследников престола. Борис у самой цели. И первым, самым деятельным помощником ему в эти минуты является патриарх. Таков общий взгляд некоторых историков на отношения Иова к современным ему событиям отечественным. При подробном рассмотрении событий, мы должны показать, сколько правды заключается в таком взгляде. 116 Лица, которых подписи значатся под показаниями, суть следующие: Григорий Нагой с духовным отцом своим священником Богданом; Андрей Нагой, игумен Покровского монастыря Давид и другие многие. 119 Щербатов всё участие патриарха в избрании Годунова на царство объясняет из личных отношений Иова к Борису, по которым первый, как облагодетельствованный им, всеми силами старался отблагодарить своего благодетеля. Таким образом, по мнению историка, не в видах общественной пользы и не по общему выбору и согласию, а единственно по своим личным отношениям Иов усиливался склонить общее мнение в пользу Бориса и его самого убеждал к согласию на избрание народное. Посему во всей истории избрания он не видит ничего искреннего ни с той, ни с другой стороны, и нигде не упускает случая выразить своё недоброе мнение о патриархе (см. Ист. Щерб. Т. XIII, гл. 1, от 8–17 стр.). Сколько основательно это мнение, видно будет при объяснении на указанные вопросы. 127 Чин венчания Бориса на царство в Доп. Акт. Ист. I, 145. При короновании Бориса Феодоровича сделаны были некоторые дополнения к прежнему чину, из коих некоторые не удержались в последствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРШИН В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тверской и Кашинской епархии Тверской митрополии), расположен в дер. Орше Калининского р-на Тверской обл. Время основания обители Документальных свидетельств о времени основания обители нет. В кон. XIX в. церковный историк А. А. Митропольский выдвинул версию о том, что насельником О. В. м. был прп. Савватий Тверской, и на этом основании считал, что мон-рь возник не позднее XIV в. Это мнение было оспорено Е. А. Веригиным ( Веригин. 1913. С. 6), к-рый отмечал, что прп. Савватий именовался Оршинским, по всей видимости по названию р. Орши, на берегу к-рой находился основанный им Савватьевский мон-рь. Оршин Вознесенский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Оршин Вознесенский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Первое достоверное упоминание об О. В. м. содержится в «Слове похвальном о благоверном великом князе Борисе Александровиче» инока Фомы (сер. XV в.), в котором утверждается, что вел. князь Тверской (1425-1461) Борис Александрович «устроил монастырь» (Инока Фомы «Слово похвальное». 1982. С. 292, 612). В нек-рых работах высказывалось предположение о том, что речь шла не об основании обители вел. князем, а о благоустроении уже существовавшей обители (Вознесенский Оршин мон-рь. 2017. С. 15-17), однако этот вывод представляется сомнительным. XV в.- 1919 г. История О. В. м. до XVIII в. крайне слабо освещена источниками, что, по всей видимости, связано с гибелью многих из них в Смутное время. Обитель была основана как мужская. Уже в 1-й пол. XVI в. это был достаточно богатый мон-рь, что способствовало возведению там в сер. XVI в. каменного собора. Не позднее 1551 г. в обители была введена архимандрития; по мнению Д. Г. Давиденко, возможно, она была установлена сразу при основании мон-ря вел. князем Тверским Борисом Александровичем ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 309). Архимандрития в О. В. м. просуществовала до сер. XVII в. В Смутное время мон-рь дважды подвергся разорению: по разным данным, это произошло или в 1603 и 1611 гг., или в 1606 и 1612 гг., или в 1609 и 1612 гг. В 1613 г. настоятель О. В. м. архим. Иосиф подписал грамоту об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Бер 24 указывает на пленную дворянку Тизенгаузен, служившую у царицы Марфы повивальною бабкою, и жившую с нею в Москве и в Угличе, которая уверяла Бера, что Димитрий Царевич зарезан в Угличе; Беру же в Угличе маститый старик, бывший слуга царицы, перекрестясь, отвечал: «Сын Ивана действительно зарезан здесь, в Угличе; я видел его и живого и мертвого ежедневно; он зарезан подосланными злодеями на том месте, где он всегда играл». Само по себе понятно, что и другие иностранцы, те, которые жили в России, через год, или 10 лет, могли узнавать истину от многих, близких к делу людей 25 . Итак, известия иностранцев говорят: а) что Димитрий умерщвлен по воле Годунова; б) известия эти писаны людьми, которые были в России через год, через десять лет после смерти Царевич, и потому имели удобства получить сведения о деле; в) известия эти составлены не одними частными людьми, но и людьми государственными, которые имели нужду и средства узнавать подобные политические происшествия; г) в некоторых из них указывается на показания очевидцев; в других свидетельствуются дипломатическими бумагами, где и Россия и Польша говорят о насильственной смерти Царевича; д) разности между некоторыми иностранными сведениями вовсе не мешают видеть истину, а еще более открывают ее. А потому, соображая Русские и иностранные известия, видим, что напрасно говорили, будто известия о насильственной смерти Царевича составлены из угождения Романовым. О убиении Димитрия говорят и Русские, и иностранцы, и говорят гораздо прежде воцарения Михаила Феодоровича. Несправедливо писали, будто те же известия составлены ненавистию к Борису Годунову, потому что о убиении Димитрия знали в Польше тогда, когда еще никто не думал о Лжедимитрии, чтоб в его пользу напрасно обвинять Годунова. В России знали о том же во время самой смерти Царевича, когда еще предшествовавшие дела Бориса заставляли любить его. Да и где эта слепая ненависть к Борису? Народ благословлял Бориса за его благодетельные распоряжения. «И таковых ради строений всенародных всем любезеи бысть», говорит Палицын. Те, которые пишут об участии Бориса в смерти Царевича, ни мало не обнаруживают ненависти к Годунову, а напротив отдают все должное его качествам. Вся Россия обвиняет его в смерти Царевича? Но что же делать, когда вся Россия знала этот грех за Борисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По построению в скором времени церковь сия была расписана по стенам на монастырское иждивение старанием того же Преподобного Никона двумя иконописцами: Даниилом и сопостником его Андреем, которые потом расписывали церковь в Андрониеве монастыре; а потом обновляемо было сие расписание в 1777 году при Царе Михаиле Феодоровиче и в 1777 году по Именному Указу ассигнованной из Государственной Коллегии Экономии суммой. При сем последнем случае иконы и иконостасы все вновь обиты серебром чеканным, золочённым и венцы сделаны таковые же новые, а церковь устлана чугунными литыми плитами с фигурами и словами. Всё сие совершено в 1779 году тщанием Преосвященного Платона, Митрополита Московского и сей Лавры Архимандрита. Главы и крест на сей церкви обиты медью и позолочены из огня червонным золотом в 1556 году повелением и иждивением Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича; а также и самая над церковью и алтарём железная кровля покрыта червонным листовым золотом около 1720 года, и возобновлена золочением на вкладные деньги в 1750 году. В разных церковных книгах и летописях именуется монастырь Преподобного Сергия, иже в Маковце. Весьма вероятно можно заключить, что прозвание сие произошло от того, что вышеупомянутая Троицкая монастырская церковь построена на самом верху или маковке холма. Потому что церковь , по сравнению с окружающими оную от полуденной и западной стороны зданиями, стоит выше оных, что хотя ныне по земной поверхности мало приметно, однако же, доказывают те упомянутых окружных зданий нижние жилья, кои теперь находятся уже глубоко под насыпью земли. О достопамятностях В соборной церкви замечательнейшие достопамятности суть следующие: а) два образа Святой Троицы, из коих один устроен Царём Иоанном Васильевичем, а другой у царских врат, Царём Борисом Фёдоровичем Годуновым и Царём Михаилом Феодоровичем покрыты золотым окладом и украшены драгоценными камнями; б) два образа Преподобного Сергия также украшены золотым окладом с дорогими камнями; в) Царские врата и с сенью все покрыты чеканным серебром, устроенные Царём Михаилом Феодоровичем; г) три, одно большое и два средней величины, паникадила серебряные; д) образ Преподобного Сергия, устроенный из гробовой Преподобного доски, бывшей во всех походах Царя Алексея Михайловича и Государя NETPA I; е) в сем соборе погребён в 6994 году, от Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010