Двое Салтыковых убиты в ливонских походах: Данило Борисович 28) под Венденом в 1578 году, и двоюродный брат его Василий Глебович под Пайдою, в 1573 году. Яков Андреевич 6) в брат его Лев Андреевич находились боярами при Царе Иоанне IV. Двоюродный племянник их, Михайло Михайлович, весьма любимый Борисом Годуновым, находился при нём окольничим. Из сыновей его Борис Михайлович служил боярином и был весьма значительным лицом в первые годы царствования Михаила Фёодоровича, а другий, Михайло Михайлович, был крайчим и окольничим при Царе Михаиле Феодоровиче, и боярином при Царе Алексее Михайловиче. – Иван Иванович 32), Лаврентий Дмитриевич 38) и Пётр Михайлович также находились боярами при Царе Алексее Михайловиче. Боярин Михаил Глебович, по прозвании кривый, принимал значительное участие в смутах времени лжедмитриева и эпохи междуцарствия, был главным лицом польской партии; в 1612 году уехал с сыновьями своими в Польшу, и остался там, получив от короля Сигизмунда значительные поместья в воеводстве Смоленском. В одном из пожалованных ему от короля сёл, Бизюкове (в 9 верстах от Дорогобужа, на правом берегу Днепра), сыновья его, по кончине отца, основали православный монастырь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня, около 1621 года; одаряли сию обитель деревнями и угодьями, и один из них, Фёдор Михайлович, принял в ней сан иноческий, под именем Сергия. Монастырь сей, известный под именем: Крестовоздвиженскаго Бизюкова» был ставропигиальным, когда, при Царе Алексее Михайловиче, Смоленск был возвращён России, и внуки Михайла Глебовича возвратились в российское подданство. В последствии, дочь одного из них, Фёдора-Александра Петровича, Прасковья Фёдоровна, избрана была в супруги Царю Иоанну Алексеевич у, и Фёдор-Александр Петрович тогда был возведён в сан боярина. Также находились боярами, при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах, Пётр Самуйлович, Степан Иванович, Юрий Иванович, Алексей Петрович 60) и Пётр Петрович 61). При учреждении Петром Великим губерний, боярин Пётр Самуйлович был губернатором Смоленским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В описании Ипатского монастыря, напечатанном 1832 года, повествуется, что Чет первоначально построил в сей обители каменный храм Святой Троицы, на подклете, о пяти верхах, с папертями и с приделом Апостола Филиппа и Святого Ипатия. В приделах этого храма, по левую сторону царских врат, поставил местную икону в 9 пядей, представляющую небесное ему явление, что эта икона в древних монастырских описях названа: " " Воплощение Пресвятыя Богородицы» с предстоящими Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Потом построил также каменную церковь Рождества Богородицы с трапезною осми-саженною каменною же палатою и с приделом Святого Иоанна Златоустог о. Наконец устроил каменные же колокольню и братские кельи, окружив обитель деревянною дубовою обширною оградою». Прочие же сочинители, также в нынешнем столетии описавшие Ипатский монастырь, основываясь на старинных монастырских описях, утверждают, что Чет построил только одну церковь во имя Живонач. Троицы, и то деревянную. – О прочих строениях Чета ничего не упоминают, – и это по-видимому вероятнее 4 . Со второй половины XVI века сведения о состоянии монастыря становятся более полными. В юго-восточной стороне обители возвывичем Годуновым и конюшим, – после царем – Борисом Федоровичем Годуновым же. На воротах, ведущих с севера в обитель, промежутке между корпусами настоятельских и иноческих келей, возвышалась небольшая каменная церковь Св. Феодора Стратилата, тезоименитого ангела царю Феодору Иоанновичу, отстроенная в 1591 году. С 1603 года на нынешнем месте; теперешняя колокольня, памятник усердия боярина Димитрия Ивановича Годунова, с колоколами значительной величины, – самый большой колокол – вклад матери царя Бориса Годунова, Стефаниды Ивановны, в инокинях Снандулии. Из них ныне известен по надписи, во 172 пуда, приложенный Иваном Ивановичем Годуновым, в 1603 году. – И прочие колокола приклад также Годуновых. 5 Таков был монастырь, когда несчастная Россия на него в 1613 году устремила свои надежды при возведении Михаила Феодоровича на царство! Сохранились подробности о тогдашнем каменном Троицком соборе, где происходило воцарение сего государя: построен на подклетах; внутренность имела в ширину пять, а в длину четыре сажени; пять глав, крытых немецким железом, с крестами позолоченными на золоченых же яблоках, венчали это здание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Но облегчения не было: неудача в устройстве судьбы дочери нанесла тяжелый удар мягкой природе царя Михаила, пораженного еще в 1639 году семейным несчастием: в течение трех месяцев он потерял двоих сыновей, царевича Ивана и Василия Михайловичей. В апреле 1645 года доктора – Венделин Сибелиста, Йоган Белоу и Артман Граман – смотрели воду и нашли, что желудок, печень, селезенка по причине накопившихся в них слизей лишены природной теплоты и оттого понемногу кровь водянеет и холод бывает, оттого же цинга и другие мокроты родятся. Начали лечить государя составным ренским вином, приправляя его разными травами и кореньями, чтоб производить небольшое очищение, предписали умеренность в пище и питье, запретили ужинать, пить холодные и кислые питья. Лекарство не помогло; 14 мая прописан другой чистительный состав; 26 мая доктора опять смотрели воду: оказалась бледна, потому что желудок, печень и селезенка бессильны от многого сиденья, от холодных напитков и от меланхолии, сиречь кручины, опять прописали пургацию, после которой давали составной сахар, велели мазать желудок бальзамом; 5 июня составили порошок от головной боли; 12 июля, в свои именины (Михаила Малеина), царь пошел к заутрене, но в церкви сделался с ним припадок, и его принесли уже в царские хоромы. К вечеру болезнь усилилась, он начал стонать, жалуясь, что внутренности его терзаются, велел призвать царицу и сына, шестнадцатилетнего Алексея Михайловича, с дядькою его Борисом Ивановичем Морозовым, патриарха: простился с женою, благословил сына на царство, причем сказал Морозову: «Тебе, боярину нашему, приказываю сына и со слезами говорю: как нам ты служил и работал с великим веселием и радостию, оставя дом, имение и покой, пекся о его здоровье и научении страху божию и всякой премудрости, жил в нашем доме безотступно в терпении и беспокойстве тринадцать лет и соблюл его, как зеницу ока, так и теперь служи». Во втором часу ночи, почувствовав приближение смерти, Михаил исповедался, приобщился св. таин, после чего, в начале третьего часа ночи, скончался. Кроме сына Михаил оставил еще трех дочерей – Ирину, Анну и Татьяну.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Преосвященным Самуилом; в ней ничего нет деревянного: все – даже самый иконостас – из камня; при входе в церковь , погребен храмоздатель, Преосвященный Дамаскин. 3) Соб. теплая, Рождества Богородицы, с трапезою, построена первоначально князем Четом (Захарием), потом, около 1586, сооружена новая боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым, а напоследок за ветхостью перестроена епископом Дамаскином в 1760–1764 годах. Здесь находится та самая икона, изображающая явление князю Захарию Богоматери с Апостолом Филиппом и св. Ипатием, которая по желанию этого князя написана была в 1330 году; она дважды поновлена: в 1605 и 1813 годах, и именуется в древних церковных описях Воплощение Пресвятой Богородицы. При этом храме придел Иоанна Златоустог о, находящийся в нынешнем положении с 1810 года. 4) Владимирской Божией Матери, при Архиерейских кельях; она устроена 1759 Преосвященным Дамаскином и потом возобновлена в 1822 году Преосвященным же Самуилом. – В прежнее время были в Ипатьевской обители и еще три каменные церкви: 1) Феодора Стратилата; 2) Мученицы Ирины; обе над прежними св. вратами, устроенные в 1586 году боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым и Правителем Государства Борисом Феодоровичем, в честь тезоименитств царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны; после литовского нашествия церкви эти оставались долго впусте, а при царях Иоанне и Петре были возобновлены во имя Иоанна Предтечи и Апостолов Петра и Павла; а наконец, в 1775, за ветхостью упразднены. 3) Иоанна Златоустог о, больничная, построена в 1673, а упразднена в 1808 году. – Каменная монастырская ограда, на 243 саж., с 6 башнями и 4 воротами; она сделана первоначально около 1586 года боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым; а в 1642 перестроена и распространена царем Михаилом Феодоровичем; нынешние св. врата находятся на том самом месте, где были древние, памятные тем, что в них выехал в Москву Михаил, уже нареченный на царство. Богатая ризница этой обители сохраняет в себе драгоценные вклады царей Бориса Годунова, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей и императрицы Екатерины II; также главного вкладчика боярина Дмитрия Ивановича и прочих бояр Годуновых; на прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В характере начавшихся переговоров об учреждении патриаршества в России должно отметить ещё ту замечательную черту, что переговоры об этом велись с особенной осторожностью только в кругу самых приближённых к государю лиц, в тайне не только от общества, но и от других должностных лиц, не принадлежавших к боярской думе 66 ; разглашением дела не желали помешать успеху предпринятых переговоров. Вот как описываются переговоры о патриаршестве во время приезда патриарха Иоакима. Царь Феодор Иванович, помысля с своей супругой Ириной, с своим шурином Борисом Феодоровичем Годуновым, советовался и с боярами и в заседании боярской думы высказал им свои мысли в следующей речи: «Из начала, от прародителей наших, великих князей, государей киевских, владимирских и московских наши богомольцы митрополиты поставлялись от патриархов цареградских и вселенских; потом милостию всемогущаго Бога и пречистыя Богородицы, христианския заступницы нашея владимирския, и молитвами великих чудотворцов всего российскаго царствия, за прошением и молением наших прародителей, благочестивых царей и великих князей московских и по совету патриархов цареградских начали поставляться особо митрополиты в московском государстве, по приговору и по избранию прародителей наших и всего освященнаго собора, от архиепископов и епископов российскаго царства даже и до нашей державы. Ныне Бог даровал нам милость видеть пришествие к себе патриарха антиохийскаго; возсылая за это славу Богу мы предлагаем испросить бы еще милость, чтобы Господь Бог устроил в нашем московском государстве российскаго патриарха на благочестие христианской веры; об этом посоветоваться бы с антиохийским патриархом и ему приказать бы посоветоваться со всеми патриархами, чтобы они благословили патриаршество московское» 67 . Так как предложение царя было сделано после частных предварительных переговоров с приближёнными лицами и представляло собой только соблюдение формальности для составления окончательного приговора о возможности начать сношения с патриархом по делу учреждения патриаршества в России, то в принятии царского предложения не было никакого сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Ныне в сем монастыре: 1) ЦЕРКОВЬ каменная Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с приделом Апостола Андрея Первозванного; 2) КЕЛЬИ и ОГРАДА вокруг монастыря деревянные. Настоятельство Игуменское. Добавление из VI тома Иоанно-Предтечев Саратовский монастырь Упразднённый. Находился при устье реки Увековки, впадающей в Волгу, от Саратова к югу около 15 вёрст. Иоанно-Предтечев Свияжский монастырь 3 класса девичий, Казанской Епархии. Находится в уездном городе Свияжске на берегу реки Свияги. Строения примечательнейшие следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Преп. Сергия Радонежского чудотворца, построенная в 7113/1605 году Царём Борисом Феодоровичем Годуновым. Перед входом в сию церковь на правой стороне от двери на каменной стене находится надпись, означающая, в котором году и кем построена сия церковь ; 2) ЦЕРКОВЬ Св. Иоанна Предтечи; 3) особливое внимание обращает на себя находящаяся в сем монастыре древнейшая во всём городе во имя Св. Троицы ЦЕРКОВЬ , по повелению Царя Иоанна Васильевича, привезённая сюда уже вся срубленная, и здесь только собранная из соснового леса, который и теперь ещё довольно крепок. Иконостас в ней тот же, который был при Царе Иоанне Васильевиче, кроме Царских врат по причине порчи поновлённых. В 1800 году обита сия церковь снаружи тёсом, старанием и иждивением некоторого боголюбивого вкладчика. 4) КЕЛЬИ Настоятельницкие каменные, а монахинские и ОГРАДА кругом монастыря деревянные. Этот монастырь состоит под управлением Игуменьи. Иоанно-Предтечев или Иванский Старо-Ладожский монастырь Упразднённый мужской, бывший в Новгородской, а ныне Санкт-Петербургской Епархии. Находился в Водской пятине, близ бывшего города Старой Ладоги от крепости в версте по Волхову на северо-запад (почему и называется Старо-Ладожский), на левом берегу реки Волхова, на Малышеве горе, расстоянием от Санкт-Петербурга в 130 вёрстах. О первоначальном построение оного сведений не имеется. В 7132/1624 году дана была оному от Государя Царя Михаила Феодоровича жалованная грамота на земли и угодья. В 7157/1649 году дана была также от Государя Царя Алексея Михайловича жалованная грамота на вотчинную землю и рыбные ловли. В 7207/1699 году грамотой Государя Петра I приписан к Новгородскому Архиерейскому дому, за которым и состоял до учреждения Духовных Штатов в 1764 году; а с сего времени оставлен на своём содержании заштатным и потом приписан к Зеленецкому монастырю, ныне же к Николаевскому Старо-Ладожскому. По описи, в 1628 году сочинённой, в монастыре показаны

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2) Напрестольное Евангелие в два столбца, с миниатюрными изображениями четырех Евангелистов и их символов; в золотом окладе с каменьями. Судя по надписи, оно относится к 6740 г., или 1232 году; а из отметки по листам видно, что оно пожаловано Царем Феодором Алексеевичем Боярину Богдану Хитрову, который 7185 года дал оное вкладом в Троицкий монастырь, 3) Евангелие в десть, писанное при Великом Князе Василии Димитриевиче, в серебряном сканном окладе с финифтяными изображениями; на первом листе отмечено: «Сие Евангелие дано от Великого Князя Василия Дмитриевича; подписал смиренный Платон, Митрополит Московский и Архимандрит Троицы Сергиевой Лавры, 1798 г.» Евангелия вкладу Царя Михаила Феодоровича в золотом окладе, украшено драгоценными каменьями, и большое серебряное, чеканное оно пожертвовано монастырскими крестьянами тогда, когда они обращены были Екатериною II в экономических. Из образов и складней, поставленных над шкафами в последней палате, многие замечательны своею древностью, стилем и богатыми украшениями: два Корсунские, восьми листовые, в серебряном окладе, с гривнами, цатами, ряснами и монистами Византийского стиля. Из пелен, шитых шелками, работы Великой Княгини Софии Фомичны «по ее замышлению», несравненно важнее для нас, чем ковер Матильды, (the tapestry of Bayeux) супруги Вильгельма завоевателя века. 19 На бумажном при ней ярлыке, писанном рукою Митрополита Платона, значится след: «Сия пелена к нынешнему 1783 без 5 триста лет. Вкладу Великой Княгини Софьи Фомичны, бабки Царя Ивана Васильевича: примечательна и по древности и что Великая Княгиня на подписи именовала себя Царевною Царегородскою.» В шкафах развешены покровы на раку Преподобного Сергия, с изображением его, вышитым шелками и с надписями, низанными жемчугом; они принесены в дар Великим Князем Василием Дмитриевичем, Царями Иоанном IV, Феодором I, Борисом Годуновым, Василием Шуйским, Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Из Царской одежды хранится здесь ферязь Царя Иоанна Васильевича; это род чекменя, из палевой шелковой материи, с шелковыми застежками. Его же дар золотое блюдо весом в 18 фунтов, 7069 (1561) г. с черневым гербом Российским в середине. Многие редкие и драгоценные вещи, как и самое устроение ризничных палат, напоминают усердие Митрополита Платона; здесь хранится его Чиновник, писанный золотом на Персидском пергаменте, серебряная чернилица, богатая трость, пожалованная ему Павлом наконец

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

По основательной вероятности сей Святой Троицы храм называется Маковка, ибо он построен на самой крутой остроконечности холма, поскольку только с Северной и Восточной стороны положение места к нему равное, а с Полуденной и Западной великая и очень крутая отлогость. И хотя сия отлогость ныне мало видна, но рассуждая по зданиям близ оного храма с Полуденной и Западной сторон, коих нижния жилья находится глубоко под насыпью земли, заключить надобно, что по сей причине в разных Церковных книгах и летописях обитель сия называется: Монастырь Преподобного Сергия, иже в Маковце. В сем храме отличные достопамятности суть следующие: а) Два образа Святой Троицы, из коих один устроен Царем Иоанном Васильевичем, а другой, что у Царских врат, Царем Борисом Феодоровичем Годуновым и Царем Михаилом Феодоровичем, покрыты златым окладом и украшены драгоценными камнями. б) Два образа Преподобного Сергия, так же украшены златым окладом, с драгими каменьями, в) Царские двери, все кованые серебряные, местами вызолоченные, в коих весу 4 пуда 13 фунтов, устроенные одною благочестивой вкладчицею; а прежде бывшие, устроенные Царем Михаилом Феодоровичем, покрытые чеканным серебром, перенесены в церковь Преподобного Никона. г) Три, одно большее и два средней величины паникадила серебряные, д) Образ Преподобного Сергия, устроенный из гробовой Преподобного доски, бывшей во всех походах Государя Петра I и Царя Алексия Михайловича, е) В нем погребен в 6934 году князь Андрей Радонежский, во иноцех Савва, в коего области монастырь устроен. 3. По правую сторону того Троицкого Собора имеется церковь Преподобного Никона, в которой длина 4 сажени и два аршина, ширина же 4 сажени с половиной. Она построена над гробом Преподобного Никона в 1552 году, при Государе Царе Иоанне Васильевиче, потом по разобрании первой, вновь устроена в 1625 году, больше первыя, при Архимандрите Святом Дионисии. В 1635 году была она вся монастырским иждивением украшена при Царе Михаиле Феодоровиче стенным писанием, которое как после все почернело, то и было забелено и покрыто известью, так что того расписания никакого вида не оставалось. Но в 1779 году, вся оная Церковь внутри вновь украшена стенным писанием и извне расписана мрамором под один вид к Троицкому Собору, также в ней иконостас и рака Преподобного Никона сделаны новые и позлащены по полименту червонным золотом, тщанием Преосвященного Митрополита Платона. На оной Церкви глава и крест позлащены червонным золотом в тоже время, как выше о позлащении кровли на Троицкой Церкви сказано. Оная глава в прошлом 1780 году вся вновь позлащена подаянием от доброхотных дателей. В 1805 году на оной Церкви глава, кровля и олтарь покрыты медью, также, как на Троицком Соборе, золоченою, обшиты кругом подзором из белого железа, и крест вновь вызолочен лиотовым червонным золотом, монастырским иждивением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О том чтобы ушедших из монастырской вотчины крестьян выслать в оную: последовала лета 7100, от Р. Хр. 1592 г., с черною восковою печатью. О платеже денежного оброка с монастырских промыслов по писцовым книгам: последовала лета 7100, от Р. Хр.1592 г., с печатью черного воска. Сия грамота подтверждена царями Борисом Феодоровичем, Василием Иоанновичем и Михаилом Феодоровичем. Жалованная по челобитью Никольских на Кирилловских и на Соловецких старцев о платеже денежных доходов,7100, а от Р. Хр. 1592 г., в столбце, за черною печатью. О пропуске воска и свечей: последовала лета 7103, а от Р. Хр. 1595 г., с черною восковою печатью. 3. Грамоты под именем Царя Дмитрия Иоанновича О пропуске монастырского дощаника с 4000 пуд. соли: последовала лета 7113, от Р. Хр. 1605 г., с большою висячею черного воска печатью. О выдаче монастырю руги по 50 руб. в год: последовала лета 7114, от Р. Хр. 1606 г., с черною восковою печатью. 4. Грамоты Царя и Великого Князя Василия Иоанновича О рыбных ловлях и о пропуске монастырского дощаника с солью к Вологде: последовала лета 7115, а от Р. Хр. 1607 г., за подписом при царе Михаиле Феодоровиче, за красною висячею печатью. О пропуске монастырского насада с 4000 пуд. соли беспошлинно: последовала 7116, от Р. Хр. 1608 г. с печатью черного воска. 5. Грамоты Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича О Лицко-Двинском рыбном езовом промысле: последовала лета 7123, от Р. Хр. 1615, за черною печатью. О не взимании оброка с монастырского Варзужского промысла: последовала лета 7123, от Р. Хр. 1615 г., с черною восковою печатью. О владении монастырю Якокурским островом: последовала лета 7128, от Р. Хр. 1620 г., за черною печатью. Несудимая, о вотчинах монастырских, и о рыбных ловлях и о промыслах соляных беспошлинно и о жалованных деньгах: последовала лета 7129, от Р. Хр. 1621 г., с висячею красного воска печатью. На деревни и дворы монастырские: последовала лета 7129 (1621), за красною висячею печатью. О дозволении монастырю в Тотьме, Вологде и иных городах продавать рыбу и соль, и покупать церковные и всякие монастырские про годовой обиход запасы беспошлинно: последовала лета 7132, от Р. Хр. 1624 г., с печатью красного воска.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Закрыть «Александр Невский – знамя наших побед» Анатолий Степанов о первом дне встречи организаций, носящих имя св. блгв. кн. Александра Невского 03.05.2011 491 Время на чтение 4 минуты Сегодня в Ярославле стартовала рабочая встреча представителей и руководителей организаций России и Зарубежья , носящих имя святого благоверного великого князя Александра Невского, «Александр Невский - знамя наших побед». Организаторами этой встречи стали Александро-Невская лавра, общественная организация Александро-Невское братство, приход Иоанновского ставропигиального монастыря и деловое сообщество «Делорус». Особенность рабочей встречи, проходящей в формате конференции, заключается в том, что она проходит на теплоходе. Это уже традиция сообщества «Делорус» и Александро-Невского братства. Ежегодно такая конференция проходит в мае. В конференции по приглашению председателя оргкомитета епископа Выборгского Назария принимает участие автор этих строк. Мероприятию предшествовало богослужение в Толгском женском монастыре. С утра была отслужена литургия, затем, ввиду праздника Радоница, отслужили панихиду. В богослужениях приняли участие паломники из рабочей группы. После этого на теплоходе духовенство, участвующее в рабочей встрече, отслужило молебен. Накануне начала встречи приход Иоанновского монастыря во главе со старшим священником митрофорным протоиереем Николаем Беляевым и председателем Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского братства Борисом Сергуненковым побывал в Костроме, где совершил паломничество к святыням, которые находятся в этом славном городе, прежде всего, в Ипатьевском монастыре, который памятен русской истории тем, что там получил благословение на Царство первый из династии Романовых Царь Михаил Феодорович. Паломники поклонились Феодоровской иконе Божией Матери, которая находится в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре города Костромы. Это святыня памятна по многим событиям нашей славной истории. Сегодня конференцию открыл Борис Борисович Сергуненков, организатор этих встреч.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/03/al...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010