(† до 1569), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Катромского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря на юго-зап. берегу оз. Катромского (ныне урочище Озерки Харовского р-на Вологодской обл.). Упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» с условной датой преставления: «Преподобный Ануфрий иже на Катарме озере строитель монастыря в лето 7000» (РГБ. ОИДР. 212. Л. 166 об.). По предположению свящ. И. П. Верюжского, О. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. Катромский мон-рь известен с 1531/32 г.: в этом году кн. Иван Данилович Пенков, прозванный Хомяк, передал обители дер. Конечную и еще 18 деревень, а также починок в Карачуновской вол. Это указание содержится в позднейшей жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 18 июля 1569 г. (опубл.: Савваитов. 1856. С. 35-41; РГАДА. ГКЭ по Вологде. 32/2603). В ней также упомянуто о 2 утраченных документах - духовной кн. И. Д. Пенкова-Хомяка 1539/40 г. с завещанием Никольскому Катромскому мон-рю своих вотчин и данной кнг. Анны Иосифовны Пенковой (вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова) с сыном Иваном Васильевичем на рыбные ловли монастырю в Катромском оз. от 7 июня 1549 г. ( Черкасова. 2012. С. 51). К 1569 г. О. уже преставился. В это время игуменом мон-ря был Варлаам, который ходатайствовал перед царем Иоанном IV о выдаче новых жалованных и несудимых грамот мон-рю взамен утраченных. Царь пожаловал 19 деревень, 1 починок, рыбные ловли в Катромском оз. и в р. Ниве Вологодского у. Грамота подтверждена царями Феодором Иоанновичем (8 февр. 1585), Борисом Феодоровичем Годуновым (4 марта 1599), Михаилом Феодоровичем (8 янв. 1616); новая несудимая грамота мон-рю была выдана 6 авг. 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом (Романовым) и подтверждена 24 марта 1677 г., в царствование Феодора Алексеевича , а также 12 марта 1687 г., в царствование Иоанна V Алексеевича , Петра I Алексеевича и Софии Алексеевны . Согласно писцовым книгам 1628-1630 гг., в обители были 2 деревянные церкви: холодная во имя свт. Николая Чудотворца, теплая во имя Всех святых с трапезной, а также 6 келий. Все убранство храмов пожертвовал в обитель кн. И. Д. Пенков. За монастырем числилось 586,5 дес. пашенной земли, 24 крестьянских двора (где проживали 34 чел.), 12 дворов бобыльских (13 чел.) и 3 пустых двора; на р. Катроме находились мельница («колеса немецкие») и «толчея» ( Сторожев. 1909. С. 383-385). Церковь во имя Всех святых была перестроена в 1630 г. К 1666 г. в обители поставили Никольскую ц. взамен сгоревшей в 1663 г. Всехсвятской.

http://pravenc.ru/text/2578449.html

Благочестие русских, как прежде, так и теперь, побуждало их строить храмы и часовни. Количество их с годами возрастало. Но в смутное время многие были разграблены, попорчены или даже разорены поляками, шведами, казаками и др. Наиболее пострадали московские храмы. «Церквей везде было множество (в Москве) и каменных и деревянных, говорит один свидетель бывшего в Москве разорения, – и все это мы в три дня (19 – 21 марта 1611 г.) обратили в пепел; пожар истребил всю красоту Москвы; уцелели только Кремль и Китай – город, где мы сами укрывались от огня» 468 ; впрочем и здесь соборные церкви не избегли опустошения. С окончанием смутного времени прежние постройки восстановлялись, количество новых возрастало. В начале царствования Алексея Мих. в московском кремле находилось до 50 каменных храмов, а во всей Москве церквей, монастырей и часовен до 2000, так что, по словам одного иностранца, «почти чрез каждые пять домов стояла часовня» 469 . У больших бояр были свои домовые церкви 470 . Количество приходских можно приблизительно определить в 350. 471 Со времени Алексея Мих. деревянные постройки в Москве, во избежание пожаров, успешно заменялись каменными 472 . К концу VII в., когда в русском обществе стала развиваться холодность к вере, кажется, церковные постройки не сооружались в таком, как прежде, количестве. – Архитектура церквей и часовен была разнообразна и иногда очень прихотлива. Наиболее замечательны следующие памятники: в Москве: – колокольня при церкви св. Иоанна Лествичника , называемая Ивановской или «Иван Великий»; она сооружена в 1600 г. Борисом Годуновым, с целью дать работу и корм бедному люду, умиравшему тогда от безработицы и голода; она имеет 38 1/2 сажен высоты; при Алексее Мих. к ней приделано особое здание для больших колоколов; Казанский собор, построенный в 1630 г., в память освобождения Москвы и России от поляков заступничеством Казанской иконы Бож. Матери; Верхоспасский, построенный в 1635 – 1036 г. Михаилом Феодоровичем на сенях царских палат за золотою решеткою; церковь Грузинской иконы Божией Матери, построенная в 1626 г. и увеличенная в 1653 г., одна из красивейших церквей Москвы 473 . Под Москвой – в с. Покровском, что на Филях, церковь Покрова пр. Богородицы, сооруженная Л. К. Нарышкиным в конце XVII в., очень красивая по внешнему виду 474 . В Звенигородском уезде, Московской губ. – соборный храм Воскресения Христова в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим), начатый патр. Никоном и законченный по его смерти в 1685 г.; он устроен по образцу иерусалимского храма Воскресения 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАКТИОН (2-я четв. XVI в.- 2.07.1609, Суздаль), архиеп. Суздальский и Тарусский. Запись рода Г. в синодике суздальского кафедрального собора позволяет предположить, что он происходил из духовенства (ГВСМЗ ОР. 5636/147. Л. 20 об.). Поставление Г. на Суздальскую кафедру совершилось в период между летом 1594 г. (его предшественник архиеп. Иона скончался 24 июня 1594) и весной 1595 г. (самый ранний сохранившийся документ с упоминанием Г. в сане архиепископа относится к 29 марта 1595 - ГА Владимир. обл. Ф. 575. Оп. 1. 106. Л. 5). (В лит-ре высказывалось мнение, что Г. до архиерейской хиротонии являлся архимандритом казанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Последнее упоминание архимандрита данного мон-ря Гавриила содержится в акте, датируемом 1 марта 1592, жалованная грамота мон-рю 5 нояб. 1593 адресована уже архим. Герману (РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). 21/6429. Л. 1 об.- 5, 41-43). Поскольку хиротония Г. во архиепископа Суздальского и Тарусского произошла спустя почти 2 года, он не мог быть к этому времени архимандритом данного мон-ря.) В 1603/4 г. Г. титуловался «Суздальский, Тарусский, Калужский и Шуйский» (АСЗ. Т. 3. М., 2002. С. 267). За время управления Г. Суздальской епархией прекратился рост земельных владений кафедры. Цари лишь подтверждали владельческие права архиерея: Феодор Иоаннович подтвердил на имя Г. жалованные грамоты: в 1578 г.- на вотчины во Владимирском, Суздальском и Московском уездах, в 1587 г.- на луга под Суздалем, в 1588 г.- на рыбные ловли по рекам Волге и Ветлуге. Позднее подтвердительные акты были выданы Г. Борисом Феодоровичем Годуновым (25 марта 1599), Лжедмитрием I (11 сент. 1605), Василием Иоанновичем Шуйским (31 июля 1606), Лжедмитрием II (1609). В янв. 1598 г. Г. получил от Бориса Годунова для суздальского кафедрального Рождество-Богородицкого собора 200 р.- вклад по умершему царю Феодору Иоанновичу. Известны 2 благословенные грамоты Г. архим. Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря Левкию: на постройку церкви в с. Антилохове Суздальского у. (7 мая 1596) и на возведение каменной ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы в самом мон-ре (19 авг. 1604). Вероятно, в 1598 г. по распоряжению владыки были «обложены серебряным окладом» раки с мощами святителей Феодора и Иоанна Суздальских в кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/161487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР († 10.04.1619, Москва), митр. Новгородский и Великолуцкий. Наиболее ранние сведения об И. относятся ко времени его пребывания в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре , где буд. иерарх, по всей видимости, принял постриг. В 1578/79 г. И. впервые упоминается как клирошанин, «послушаник» старца Исаака клирошанина (Исаак и И. были отправлены в вол. Вирму в помощь детям боярским, по-видимому, для набора стрельцов из местных крестьян). В 1579-1582 гг. монастырские власти неоднократно посылали старца И. в Новгород «за монастырскими делы». В 1582 г. он впервые назван соборным старцем, участвовал в описи имущества Соловецкого монастыря при вступлении в должность нового игумена - св. Иакова ; известна заверительная подпись И. 1582 г. (СПбИИ РАН. Колл. 2. 124. Л. 21, 22, 23, 24). В 1584-1585 гг. И. вместе с 2 иноками оказался на московском подворье Соловецкого мон-ря, в 1585 г. служил в приказе в Умбе, в 1586 г. снова был на «новгородской службе», в 1587 г. отправился на московское подворье. В 1590/91 г. И. был послан в Холмогоры, где, видимо, возглавил холмогорскую службу: в его обязанности входили раздача денег по промыслам, закупка ржи, наем судов. В последний раз в соловецкой учетной документации соборный старец И. фигурирует 18 янв. 1591 г.: в записи о «счете» возглавлявшего вологодскую службу старца Кириака И. назван на 4-м месте, вслед за игуменом, келарем и казначеем. По предположению Е. Б. Французовой, в 1591-1592 гг. И. непродолжительное время был игуменом Александрова Свирского в честь Св. Троицы мон-ря ( Французова. 2010. С. 260-261). В 1593 г. в числе 10 соловецких монахов И. был переведен в Троице-Сергиев мон-рь и назначен келарем. По гипотезе О. В. Панченко, перемещение соловчан было связано с валовой переписью троицких вотчин и проверкой владельческих прав, предпринятой боярином Борисом Феодоровичем Годуновым (впосл. царь) в 1592-1594 гг.; целью перевода было усиление контроля над вотчинами крупнейшего землевладельца страны при помощи управленцев, не связанных с Троицкой обителью. Соловецкие монахи были выбраны неслучайно. Во время русско-швед. войны в 1590-1593 гг. Соловецкому мон-рю - важнейшему форпосту на северо-западе страны - отводилась первостепенная роль на беломорском театре военных действий, правительство и воеводы постоянно находились в контакте с соловецкими властями. Возможно, тогда И. познакомился с Годуновым и по распоряжению боярина стал келарем Троице-Сергиева монастыря. По сообщению Авраамия (Палицына) , И. первым из соловецких монахов был назначен на должность келаря в Троице-Сергиевом монастыре. И. занимал эту должность в 1593-1596 гг. В качестве келаря И. назван, в частности, в документах о вкладе А. П. Крёкшиным имения в Троице-Сергиев монастырь (РГБ. Ф. 303. 539. Л. 77; Шумаков С. А. Тверские акты. Тверь, 1896. Вып. 1. С. 111).

http://pravenc.ru/text/2001546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ IV (Завидов; † 7.05. 1619, Ростов), митр. Ростовский и Ярославский. Вероятно, происходил из Новгородской земли; в синодиках XVII-XVIII вв. ростовского Успенского собора указан род К. В 1580 г. стал игуменом новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , к-рый был разорен царем Иоанном IV Васильевичем при разгроме Новгорода в 1570 г. При К., прибывшем в Новгород из Москвы, в обители была возобновлена монашеская жизнь по общежительному уставу; К. получал для мон-ря грамоты от царя Феодора Иоанновича . По преданию, камень, связываемый церковной легендой с прп. Антонием Римлянином , исцелил К. от отравления ядом. В игуменство К., ок. 1591 г., в Антониевом монастыре инок Нифонт составил Похвальное слово прп. Антонию. В 1589 г. К. присутствовал на Соборе в Москве в связи с учреждением в Русской Церкви Патриаршества, когда патриархом Московским и всея Руси был избран свт. Иов . 31 июля 1594 г. К. стал архимандритом Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ), первой по значимости рус. обители. Многочисленные жалованные грамоты Троицкому мон-рю периода настоятельства К. (как новые, так и подтверждавшие предыдущие пожалования) несомненно свидетельствуют о царском покровительстве. 8 мая 1595 г., после челобитья К. с братией, по указу царя Феодора Иоанновича Троице-Сергиев мон-рь, ведший оживленную торговлю, получил право сбора таможенных пошлин в с. Клементьеве Московского у. и в г. Радонеже с уездом, пошлины были подробно регламентированы по видам товаров; 19 мая 1599 г. грамота была подтверждена царем Борисом Феодоровичем (ААЭ. Т. 1. С. 445-448. 363; см. также о др. пожалованиях: ААЭ. Т. 2. С. 62. 12 (26.02.1599); С. 69-70. 19 (7.11.1601)). Троицкие суда, возившие рыбу с Волги, были освобождены от уплаты пошлин, освобождались от пошлин и соляные варницы монастыря в Балахне. В ряде грамот содержатся распоряжения о возвращении мон-рю отобранной у него слободы в Казани, владений во Владимирском, Дмитровском и Муромском уездах. Троицкий монастырь при К. не получал новых земельных пожалований, его владения не освобождались от налогов.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

Прп. Киприан Стороженский. Памятник в дер. Надкопанье Ленинградской обл. 2010 г. († после 25.06.1598, Никольский Стороженский мон-рь (ныне дер. Сторожно Ленинградской обл.)), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря на юго-вост. берегу Ладожского оз., на Стороженском мысе, недалеко от устья р. Свири, в новгородской Обонежской пятине. Наиболее раннее упоминание К. относится к 1570 г. В рукописном Прологе 1512 г. (утрачен) имелась запись, сделанная 20 янв. 1570 г. «монастырским дьячком» Александром Андреевым, о продаже Пролога строителем К. «Староженскаго монастыря всемирному Здвижению старосте Демиду Ивановичу Гриневу и всей волости» ( Юхименко. 2002. С. 392). 14 мая 1587 г. царь Феодор Иоаннович пожаловал «строителя Киприана с братиею» грамотой об освобождении мон-ря от оброка и податей в царскую казну. В обители тогда жили 30 монахов; из грамоты следует, что ранее мон-рь получил льготы от царя Иоанна IV Васильевича . Грамота была подтверждена царем Борисом Феодоровичем Годуновым 25 июня 1598 г., здесь К. также назван действующим строителем (ДАИ. Т. 1. С. 211-212). Вероятно, при К. в мон-ре была построена каменная 2-этажная Никольская ц. (XVI в.); верхний храм освящен во имя свт. Николая с приделом Богоявления, нижний - в честь Успения Божией Матери. Преподобный был погребен близ Никольской ц., с сев. стороны. В 1803 г. в деревянной часовне над местом погребения К. были установлены крест и каменная плита с надписью: «На сем месте погребен святыя обители сия началник строитель преподобный Киприан, преставился в лето в 7000 году, поставлен сий крест Господень в лето 1803 года октября… дня» ( Репников. 1914. С. 175). Та же дата преставления святого - 7000 (1492) г.- указана в списках Новгородских святых в рукописях XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. Q.862. Л. 106 об.; РНБ. Вяз. Q.80. Л. 99 и др.). Очевидно, что составители списков не знали точной даты преставления К. и дата (7000 г.) недописана.

http://pravenc.ru/text/1684698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий ), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А. После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

http://pravenc.ru/text/76870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРОХОВЕЦКИЙ СЕРГИЕВ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ СКИТ (Владимирской и Суздальской епархии), находится в Гороховецком р-не Владимирской обл., на левом берегу р. Клязьмы. Приписной к гороховецкому во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужскому монастырю . Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит. Фотография. 2005 г. Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит. Фотография. 2005 г. На месте Г. с. не позднее 2-й четв. XV в. был основан мон-рь («пустынька») во имя вмч. Георгия Победоносца. Согласно жалованной подтвердительной грамоте вел. кн. Иоанна III Васильевича 1462-1466 гг. игум. Троице-Сергиева мон-ря Вассиану (см. Троице-Сергиева лавра ), Георгиевская обитель «поставлена» троицкой братией (АСЭИ. Т. 1. С. 224). По преданию, изложенному в актах кон. XVI-XVII в., она была основана в 1365 г. прп. Сергием Радонежским на пути в Н. Новгород, куда преподобный отправился по просьбе св. кн. Димитрия Иоанновича Донского примирять братьев князей Бориса и Димитрия Константиновичей. Достоверность этого известия оспаривается совр. историками ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 59-60). В 1-й четв. XVI в. разоренный казанскими татарами и их вассалами Георгиевский мон-рь запустел, с нач. 90-х гг. XVI в. возрожден по инициативе близкого к царской семье троицкого старца Варсонофия (Якимова). Переписные книги со 2-й пол. XVII в. называют его вотчиной Троице-Сергиева мон-ря. Постройки обители были деревянными. В 1627 г. упоминается клетского типа ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. Не позднее 1642 г. был построен теплый храм во имя прп. Сергия Радонежского, на месте к-рого в 1-й пол. XVIII в. возведена новая одноименная церковь. В 1627 г. имелось 8 келий, в 1646 г.- 15 келий, мон-рь был огорожен. К 1678 г. ни ограды, ни келий не существовало. В XV в. обитель владела 2 деревнями и неск. озерами. В кон. XVI в. царями Феодором Иоанновичем и Борисом Феодоровичем Годуновым мон-рю были пожалованы запустевшие земли в Закудемском стане Нижегородского у., покосы и ловли в Муромском у., всего 2626 четв. «в поле». С 20-х гг. XVII в. земли в Закудемском стане стали вотчинами непосредственно Троице-Сергиева мон-ря. Георгиевская пуст. владела лишь угодьями в Муромском у., подмонастырской слободкой и 3 деревнями в Гороховецком у. К 1678 г. и эти земли стали вотчиной Троице-Сергиева мон-ря. К 1763 г. обитель владела лишь подмонастырской слободкой.

http://pravenc.ru/text/166265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН († после 1573), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Муезерский, основатель (?) Муезерского муж. мон-ря во имя Св. Троицы (существовал на о-ве Троица на Муезере (Беломорский р-н Карелии)). Сведений о житии святого нет. К. назван в списке с закладной 1573 г., хранившейся в Муезерской пуст. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991. Л. 2, 1572-1699 гг.). Согласно местному преданию, зафиксированному в краеведческой и агиографической лит-ре XIX - нач. XX в., К. был иноком Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и приплыл на о-в Троица на каменной плите (до 70-х гг. XX в. почитаемая каменная плита находилась рядом со входом в часовню в честь Нерукотворного образа Спасителя в бывш. Муезерской пуст.). Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Троицкий Муезерский мон-рь был основан, по всей видимости, в 70-80-х гг. XVI в. Первое упоминание о нем содержится в «Описной книге Кемской волости», составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым при передаче части пограничных земель Поморья Соловецкому мон-рю: «Да на Маслозерской же земли, на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою и на озере рыбу ловят» ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 283-284). В 1600 г. в пустынь по челобитной игум. Фирса была послана жалованная грамота царя Бориса Феодоровича Годунова, в к-рой упоминается жалованная грамота, данная в 1587 г. царем Феодором Иоанновичем игум. Фирсу и братии новоучрежденного Муезерского монастыря: «Били нам челом из Вотьцкие пятины с Каянскаго рубежа, из пустыни Троицы Живоначальные с Муезера игумен Фирс с братьею, а сказал. Стоит-де тот их монастырь Соловецкого монастыря в вотчине Кемские волости, на угодье на Муе озере, и к тому-де их монастырю пашни немного; а пашут-де сами и питаютца своими трудами... Тот монастырь стал ново, и нашие денежные и хлебные руги в тот их монастырь нейдет ничего. И в прошлом-де в 95 году по его (игумена Фирса.- Авт.) челобитью дана им блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамота». Копии грамот, данных муезерской братии царями Борисом Годуновым (12 июня 1600), Михаилом Феодоровичем (5 марта 1616), которые освобождали пустынь вместе с др. соловецкими владениями от уплаты всех сборов и от повинностей, хранились в архиве Соловецкого монастыря (Там же. С. 385-387).

http://pravenc.ru/text/1681251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРШИН В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тверской и Кашинской епархии Тверской митрополии), расположен в дер. Орше Калининского р-на Тверской обл. Время основания обители Документальных свидетельств о времени основания обители нет. В кон. XIX в. церковный историк А. А. Митропольский выдвинул версию о том, что насельником О. В. м. был прп. Савватий Тверской, и на этом основании считал, что мон-рь возник не позднее XIV в. Это мнение было оспорено Е. А. Веригиным ( Веригин. 1913. С. 6), к-рый отмечал, что прп. Савватий именовался Оршинским, по всей видимости по названию р. Орши, на берегу к-рой находился основанный им Савватьевский мон-рь. Оршин Вознесенский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Оршин Вознесенский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Первое достоверное упоминание об О. В. м. содержится в «Слове похвальном о благоверном великом князе Борисе Александровиче» инока Фомы (сер. XV в.), в котором утверждается, что вел. князь Тверской (1425-1461) Борис Александрович «устроил монастырь» (Инока Фомы «Слово похвальное». 1982. С. 292, 612). В нек-рых работах высказывалось предположение о том, что речь шла не об основании обители вел. князем, а о благоустроении уже существовавшей обители (Вознесенский Оршин мон-рь. 2017. С. 15-17), однако этот вывод представляется сомнительным. XV в.- 1919 г. История О. В. м. до XVIII в. крайне слабо освещена источниками, что, по всей видимости, связано с гибелью многих из них в Смутное время. Обитель была основана как мужская. Уже в 1-й пол. XVI в. это был достаточно богатый мон-рь, что способствовало возведению там в сер. XVI в. каменного собора. Не позднее 1551 г. в обители была введена архимандрития; по мнению Д. Г. Давиденко, возможно, она была установлена сразу при основании мон-ря вел. князем Тверским Борисом Александровичем ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 309). Архимандрития в О. В. м. просуществовала до сер. XVII в. В Смутное время мон-рь дважды подвергся разорению: по разным данным, это произошло или в 1603 и 1611 гг., или в 1606 и 1612 гг., или в 1609 и 1612 гг. В 1613 г. настоятель О. В. м. архим. Иосиф подписал грамоту об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010