При том же Настоятеле, Князем Иваном Борисовичем Черкасским и Князем Никитой Михаиловичем Мезецким, кроме разных пожертвований денежных и ризничных вещей, дана вкладу в Боровском уезде, в Щитовском Стане вотчина сельцо Пятницкое, Бутыщино-Дятдово-тож, да сельцо Холмо, которая вотчина потом выкуплена из Монастыря Тимофеем Никифоровичем сыном Безобразовым. От Князя Михаила Феодоровича Кашина и детей его дан вкладу в Оболенском уезде вотчина, половина сельца Спасского, которая потом по Государеву Указу выкуплена Князем Борисом Михайловичем Лыковым. От Бояр Щелкановых, кроме иных пожертвований, даны вкладу в Боровском уезде село Котово, с деревнями и пустошами, да село Отепцово, да сельцо Александровское-Башнино-тож, с пустошами. Да в Московском уезде село Ловцово с деревнями и пустошами. По завещанию Афанасья Леонтьева, сына Яцкого, даны Монастырю в Малоярославском уезде деревни Тимошево и Исакова. Да в Кинешемском уезде деревни Пандино и Федяево с пустошами. В грамоте от Царя Михаила Феодоровича, жалованной на владение сей последней вотчиной, между прочим написано: «В нынешнем во 139 (1631) году Маия в 19 день пожаловали мы для отца нашего и Богомольца Великаго Государя Святейшаго Патриарха Фи- ларета Никитича Московскаго и всеа Русии здоровья, что он Государь Святейший Патриарх получил здоровье от своей болезни от Чудотворца Пафнутия, как ходил молиться в Боровск в Пафнутиев Монастырь, велел тое Афанасьеву вотчину Ятцкаго в Кинешемском уезде, деревню Пандино, да деревню Федяеву с пустошьми, сто тридцать девять четвертей – отдать в Пафнутиев Монастырь, – и на ту вотчину, Пафнутиева Монастыря Игумену Иосифу с Братией, дать нашу жалованную вотчинную Грамоту». Имя Игумена Иосифа упоминается во многих грамотах и выписях с писцовых, межевых и переписных книг, даванных монастырю на владение вотчинами в разных местах и уездах. Симеон (1650–1651). По челобитной сего Игумена с Братией дана от Царя Алексея Михайловича Грамота в 1650 году, Февраля 15 дня, чтобы во время ярмарки, бывающей при Пафнутиевом монастыре и имеющей основанием и целью Богомолье, питейные дома ставились не ближе как в тысячи саженях мерных от монастыря. В 1651 году Марта 9 дня Симеон хиротонисан во Архиепископа на Епархию Тобольскую, как видно из истории Российской Иерархии 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

5) Крест аспиднаго камня; концы в оправе серебряной; на нем вставлено пять камушков простых и четыре жемчужинки малых, - и 6) Крест аспиднаго камня; концы в оправе серебряной. При несомненной древности поименованных св. вещей, с достоверностию можно полагать, что некоторыя из них суть остатки княжеских украшений, тем более, что такия же вещи в ризницах Суздальских девичьих монастырей, на основании имеющихся сведений, значатся княжескими вкладами. Притом же известно, что наперсные кресты в Великороссийских губерниях сделались отличительным признаком архимандритскаго сана уже около половины прошедшаго столетия. Что касается монастырских актов, хранящихся в ризнице, то при всей своей малочисленности, они заключают в себе не мало любопытных сведений как относительно Васильевскаго монастыря, так и древней топографии Суздальских окрестностей. Первое место в этом отношении безспорно принадлежит списку с записи инокини Марины, данною ею Васильевскому монастырю в 6761 (1253) году на владение селами Мининским и Романовским; он писан красивым старинным скорописным почерком, с титлами и без знаков препинания, на столпце длиною в 6 1/4, а шириною в 3 3/4 вершка, и засвидетельствован в верности подписью архимандрита Феодосия. Затем следуют: 1) список с грамоты царя Иоанна Васильевича, жалованной в 7091 (1583) году и подтвержденной царями Федором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем и Михаилом Феодоровичем, о неприкосновенности прав монастыря на владение селищем Мининским. Документ этот написан также стариною скорописью, с титлами и сокращениями, весьма затруднительными для чтения, разными почерками и чернилами, и зарукоприкладствован разными лицами. По всем признакам, все надписи на нем современны подлинникам. 2) список с жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича, данной монастырю в 7129 году и подтвержденной царем Феодором Алексеевичем, о том же. 3) Список с тарханной и несудимой грамоты Димитрия самозванца, данной монастырю на сельцо Васильевское. 4) Список с тарханной и несудимой грамоты царя Михаила Феодоровича на тоже сельцо с другими монастырскими имуществами и подтвержденной царем Алексеем Михайловичем.

http://sobory.ru/article/?object=01826

В неисповедимых путях Промысла Божия праведники являются провозвестниками воли Божией. Еще задолго до Патриарха Гермогена преподобный Геннадий Костромской, прибыв в Москву, посетил, по приглашению, дом боярыни Иулиании Феодоровны, жены Романа Юрьевича Захарьина, прабабушки Михаила Феодоровича, и благословляя детей ее: Даниила, Никиту и Анастасию, сказал последней: “Ты, ветвь прекрасная, плодовитая, будешь нам Царицею”. Его предсказание сбылось в точности: Анастасия была первою супругою Царя Иоанна Грозного, любимицей Царя и народа, и благоговейное воспоминание о ее добродетелях, как известно, много содействовало призванию на царство сына ее племянника – Михаила Феодоровича. Так, еще за семьдесят с лишком лет до сего события, Промысел Божий предуготовлял Дом Романовых к царственному служению родной Руси, а в ближайшие к смутному времени дни вся семья Никиты Романовича, Божиим попущением, была как бы приуготовлена страданиями и тяжким крестным подвигом к сему высокому служению. Отец и мать Михаила были оклеветаны пред царем Борисом Годуновым; их насильно разлучили и постригли в монашество, и оба они приняли этот невольный крест как волю Божию и в послушании воле Божией понесли его с таким же усердием, как несут его и добровольно возлагающие на себя монашеский подвиг. Три дяди Михаила, братья его отца – Василий, Александр и Михаил Никитичи, были сосланы Годуновым в далекие пределы северного края – Усолье, Пелым и Ныроб, где они, после тягостного года ссылки, были умерщвлены немилосердыми стражами. Особенно тяжко мучили Михаила Никитича: этого богатыря заключили в яму-землянку, кормили только черствым хлебом и водою и, наконец, уморили голодом, а по иным сказаниям просто – убили. Понятно, почему великий печальник земли Русской, святейший Патриарх Гермоген из своего подземного заключения указал на род праведников-страдальцев Романовых, как на единственно достойный восприять скипетр потомков равноапостольного Владимира. Не о царских почестях мечтал этот благочестивый род: Господь вел его путем крестным к великому подвигу царственного служения народу Русскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И одна настоящая громадность ее, увеличенная еще местоположением, конечно, могла в XVI и XVII веках изумить современников, когда еще не было во всей России подобных колоколен. Начало построения Ивана Великого относится, по мнению некоторых, к концу царствования Феодора Иоанновича; окончен же он в 1600 году царем Борисом Феодоровичем Годуновым; что несомненно доказывает находящаяся под главою надпись из колоссальных золотых букв, которая после Годунова была залеплена, но опять открыта по повелению Петра Великого. Глава на колокольне ярко вызолочена; крест составлен из нескольких железных полос и обит медными позолоченными листами; он сделан вновь после 1812 года, а старый снят Наполеоном вместо золотого московского креста. Говорят, что никто из французских инженеров и механиков не смел решиться снять крест без подмостков, кои требовали больших издержек и много времени; и что один русский мужик взялся удовлетворить нетерпению Наполеона, который был сам свидетелем, как он взобравшись по одной веревке на эту ужасную высоту, с необыкновенною скоростью расклепал крест и спустил его вниз по той же веревке. Наполеон приказал тут же расстрелять изменника. Крест найден после в грудах кирпича. Между нижним и вторым ярусом Ивана Великого есть высокая цилиндрическая пустота, шириною более 4 сажен, около которой идет винтом лестница выше; тут – по преданию – самозванец, сделавшись царем, хотел устроить римско-католический костел. – Теперь в нижнем этаже находится по прежнему церковь Св. Иоанна Списателя Лествицы, возобновленная профессором Мудровым и освященная в 1822 году; она ныне принадлежит к Вознесенскому монастырю. Подле Ивановского столпа, и в соединении с ним, на месте древнего собора Рождества Христова, воздвигнуто обширное трех-ярусное здание, составляющее вторую часть колокольни, и известное под названием Филаретовского. Тут помещаются самые большее колокола. Многие полагают, не без основания, что здание это начато также при Годунове; но кончено уже царем Михаилом Феодоровичем при Патриархе Филарете, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

17 февраля на мясопустной неделе открылась земская дума для избрания царя. Заседание открыто речью патриарха. Рассказав предшествующую историю избрания и неудачные попытки к склонению Бориса на согласие с предложением чинов и духовенства, Иов продолжает: «Теперь, по истечении сорока дней от смерти государя, вы должны объявить нам и всему освящённому собору свою мысль и дать свой совет о том, кому быть на великом преславном государстве государем. Что касается до меня и освящённого собора, бояр и дворян и православных христиан, которые были в Москве, – прибавил патриарх, – то наша единодушевная мысль та, чтобы мимо государя Бориса Феодоровича не искать иного государя». Тогда все выборные земли русской объявили своё полное согласие с мнением патриарха и думы; в прошедших событиях правления Борисова они видели как бы предуказание будущего царственного назначения и единодушно умоляли патриарха, чтобы он не медлил своим предстательством перед Борисом и склонил его на согласие с народным избранием. Зрелище такого единодушия, при множестве и разнообразии присутствовавших, исторгло из очей патриарха слёзы умиления, и он воскликнул: «Благословен Бог , давший благий совет и единомыслие сему всенародному множеству! Да будет, что угодно Господу!» Когда ещё раз и клятвенно все чины единодушно утвердили избрание, назвав изменой всякое иномыслие, тогда, по совету патриарха, в продолжение трёх дней совершали моления в Успенском соборе и просили Господа устроить полезное всему православному христианству: исполнить всеобщее желание – даровать Российскому царству самодержцем Бориса Феодоровича. Благословив крестом Бориса, Иов отвечал: «Не печалься, Богом избранный сын. Не я сотворил сей подвиг, но Пречистая Богородица, возлюбив тебя, пришла к тебе. Устыдись пришествия Ея, не протився божественной воле, и ослушанием не навлеки на себя праведнаго гнева Его». После сего Иов с иконами и крестами пошёл в храм Богородицы; Борис возвратился в келью к сестре своей, а бояре, дворяне и народ вошли в монастырь и наполнили всё пространство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Весной 1645 года опасно заболел первый государь из дома Романовых, Михаил Феодорович. Тотчас же к больному были приставлены иноземные доктора: Венделин Сибелиста, Иоганн Белоу и Артман Граман. В апреле они осмотрели воду и нашли, что желудок, печень и селезенка, по причине накопившихся в них слизей, лишены природной теплоты, и оттого понемногу кровь водянеет и холод бывает. Решено было лечить государя чистительными средствами. Ему давали составное ренское вино с разными кореньями и травами, предписали умеренность в пище и питье, запретили ужинать и пить холодные и кислые питья. Однако леченье не помогало. Царь постепенно изнемогал. В конце мая снова смотрели воду, и она оказалась бледна, «потому что желудок, печень и селезенка безсильны от многаго сиденья, от холодных напитков и от меланхолии, сиречь кручины». Царю снова велели давать чистительные составы и мазать желудок бальзамом. 12 июля, в день своего ангела св. Михаила Малеина, царь пошел к заутрени, но силы видимо его уже оставили и с ним в церкви случился припадок. Больного на руках принесли в хоромы, и в тот же вечер болезнь усилилась. Царь начал стонать, жалуясь, что внутренности его терзаются. Изнемогая от страданий, он призвал к себе царицу, шестнадцатилетнего сына Алексея Михайловича с дядькой его Борисом Ивановичем Морозовым и патриарха. Патриарх поклонился царю, благословил его, и умирающий начал трогательное прощание с царицею, благословил сына на царство и сказал Морозову: «Тебе, боярину нашему, приказываю сына и со слезами говорю: как нам ты служил и работал с великим веселием и радостию, оставя дом, имение и покой, пекся о его здоровье, научении страху Божию и всякой премудрости, жил в нашем доме безотступно в терпении и безпокойстве тринадцать лет, и соблюл его как зеницу ока, – так и теперь служи». Причастившись св. тайн царь Михаил Феодорович во втором часу ночи «оставя земное царство, отиде в вечное блаженство небеснаго царствия». Печальная весть об этом скорбном событии со слезами была принята русским народом «и мног бысть плач христианам московскаго государства».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

9) Грамота цара Петра Алексеевича послушная в Верейском уезде в Вышегородском стане на пустошь Жуевку, а по мирскому прозванию Денежевку, да в Боровском уезде в Суходольском стане на пустоши Юрихино, иначе Ерюхино, Поливаново, Мосеево, Семеновскую, Борзое, Замошье, оселки Гусев, Омачков, Тропин, Баранчеев, пустоши: Кочалово, иначе Кочаново, малые Сыренки, Тихоновку, иначе Ватиловку, оселки: Родин, Максимов, иначе Максимков, Баранчиков, пустоши: Костино, оселок Хлызнев, пустоши: Мышенково, иначе Машенково, Коново, иначе Кононово, оселок Жадеев, пустошь Харино, оселок Вараксин, пустоши: Черлену, Кузнецово, иначе Кузнецовка. Да в Лужецком стане пустошь Ястребово, иначе Кузнецовка. Да в Вепрейской волости пустоши: Дрожжино, Годеево, Грабаново, иначе Грабановка, Желудеево, Прошино, Трубиченку, Болымотово, иначе Болымотовка, примененные в монастырь стольником князем Иваном Осиповичем Щербатовым в 1699 году. Дана из поместного приказа монастырю в 1703 году. 10) Выпись в книге Верейского уезда письма и меры 1628 и 1629 года в коей сказано, что по повелению государя царя Феодора Ивановича в 1597 году записаны за Пафнутиевым монастырем, по данной Марьи Ивановны, жены Скрибина в 1562 году, из её вотчины на поминовение, пустоши: что было село Синково Пущино, Ступино, Агафоново, Кашелево – Вешково тоже, Юрьево – Иванчино тоже, Васильево, Ощепково, Молахово, состоящие в Верейском уезде. Да по грамоте царя Бориса Феодоровича, жалованной в 1600 году пустоши: Семеновская – Санино тоже, что было в поместье за Андреем Ординым, Енино – Щетинино тоже, Резанцово, Трубина – Трубчево тоже, что было в поместье за Семеном Петрикиным, село Корочево, что было за Борисом Ельчаным. Да по указу царя Михаила Феодоровича в 1627 году, жалованная в Верейском уезде, в Вышегоском стане половина села Федотова при речке Оборинке и другая половина того же села, состоящая в Боровском уезде за речкой Оборинкой с деревнями что было сельцо Митяево, Лучны, Минкино – Семенково тоже. Сырылево, Рышкова, Микитино – Говорово тоже, село Кузмодемьянское на речке Черной Грязи. Дана сия выпись из поместного приказа монастырю в 1672 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Кисти Андрея Рублева, по мнению некоторых (Иванчина-Писарева), стенопись собора в Московском Симоновом монастыре и церкви Рождества Пресвятыя Богородицы на сенях 92 , – мнение ни на чем не основанное. Про церковь Рождества Богородицы на сенях из летописей известно только, что ее росписывали Феофан грек и Симеон Черный с учениками. В Троице-Сергиевой лавре приписывается Андрею Рублеву местная икона Святой Троицы, – может быть, та самая, которую он написал по повелению преподобного Никона «в похвалу отцу Сергию». Композиция самая простая: три ангела с жезлами в левой руке, сидят за столом, на котором яства: плоды (виноград), сосуд в виде водосвятной чаши. Средний из них благословляет (двуперстно) кушания и как бы читает молитву или говорит, тогда как другие слушают. Фигуры ангелов стройные, изящные, положения их грациозные. Икона, вообще, художественная (рис. 20). Рис. 20. Отзывы о ней восторженные. «Она, – пишет Иванчин-Писарев, – являет в себе один из лучших, цельнейших памятников Византийского искусства; ибо стиль рисунка и самаго живописания кажет в ней цветущее время онаго» 93 . А вот отзыв о ней проф. Шевырева: «Письмо Византийское превосходное. Необычайная красота и грация разлиты по этим ликам (трех ангелов), чисто греческим. Очертания лиц, глаз и волос имеют волнистое движение (?). Все три ангела с любовию склоняют друг к другу головы и составляют как бы одно нераздельное целое, выражая тем символически мысль о любвеобильном единении лиц Пресвятыя Троицы. Когда смотришь на величавыя и прекрасныя иконы Греческого стиля, тогда приходит на ум: уж не содействовали ли мы его искажению, даже и в так называемой Строгановской школе, которая удалилась от величия типов греческих, от красоты очертаний и пустилась в мелочи, в складочки одежд и в посторонния архитектурныя украшения» 94 . Этот образ «обложен золотом и драгоценными камнями в 1600 г. царем Борисом Феодоровичем. На большом изумруде высечено изображение Святой Троицы. Три цаты золотыя приложены царем Михаилом Феодоровичем в 1626 г.» 95 ; Об иконе Святой Троицы письма Андрея Рублева упоминают отцы Стоглавого собора. На вопрос царя: «У Святой Троицы пишут перекрестие ови у среднего а иные у всех трех, а в старых письмах и в греческих подписывают Святая Троица, а перекрестья не пишут ни у единаго, а ныне подписывают у среднего Ic Христос да Святая Троица, и о том разсудити от божественных правил како ныне то писати» (гл. 41, вопр. 1), – отцы собора отвечали: «Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии пресловущии живописцы и подписывати Святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти» 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Пришел преподобный Диодор в Троице-Сергиеву лавру, помолился у мощей Сергия и Никона Радонежских чудотворцев, но келаря Александра Булатникова в лавре он не застал: в то время келарь был в Москве. (Александр Булатников, постриженик Соловецкого монастыря, был келарем Троицкой лавры с 1622 г, по 1642 г. Будучи знатным по происхождению и восприемником детей царя Михаила Феодоровича, Александр имел значительные средства и давал богатые вклады главным образом в монастырь преподобного Сергия.) Преподобный Диодор поспешил в Москву, молился перед ее святынями и разыскал келаря Александра. Келарь рассказал о пришедшем из Поморского края пустыннике благочестивой матери царя Михаила Феодоровича инокине Марфе. Инокиня Марфа, насильно постриженная в монашество Борисом Годуновым в 1601 г., была женою боярина Феодора Никитича Романова, в монашестве Филарета, и называлась в миру Ксения Ивановна. Она призвала преподобного к себе, расспрашивала его о пустынной жизни, о месте подвигов, о видении, которого он удостоился, дала церковные сосуды, образа, книги, ризы, колокола и двести рублей денег на устройство церквей и монастыря. Обещалась жертвовать и на будущее время, приказала старцу приходить к ней и напоминать о разных нуждах пустынной его обители. Она повелела преподобному с усердием устроить монастырь свой и сказала о пустыннике своему сыну, царю Михаилу Феодоровичу. Царь дал ему грамоту. Келарь Александр также снабдил преподобного книгами, ризами, колоколами и деньгами. Купец Надея Светечников пожертвовал ему два колокола и книги. Жертвовали и другие христолюбцы и надавали подвижнику 300 рублей. Из Москвы преподобный Диодор пошел в Великий Новгород, к митрополиту Киприану (управлял Новгородской митрополией с 1626 г. по 1634 г.), своему епархиальному владыке, чтобы просить его дозволения на устроение монастыря. Келарь Александр дал преподобному письмо к митрополиту с просьбой оказать покровительство подвижнику. Новгородский владыка принял пустынника Диодора очень ласково, поместил у себя, расспрашивал и полюбил святого старца. С радостью дал митрополит Киприану благословенную грамоту на построение монастыря, антиминс на освящение церкви, денег, разных припасов на путь, дал ему жалованную грамоту, которой освобождал монастырь от податей, и священника, который был должен совершать богослужение в новоустроенной обители. Отпуская подвижника, митрополит обещал ему покровительство и помощь и на будущее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 . Грамота тех же Царей, в 7194 (1686) году, пожалованная на оставление по прежнему во владении Пафнутиева монастыря Высоцкой Слободки и в Окологородном стану пустошей: Бирючево и Псарево и об отмежевании для посадских подгородных жителей усадебной земли. 8 . Грамота Царя Петра Алексеевича Послушная, 7206 (1698) г., жалованная на владение в Окологородном стану деревней или пустошью Лапшинкою, Оселком Истоминским, пустошами: малой и большой Хотенки, Чертково; на суходоле: Корчегиным оврагом и иными пустошами, променянными Князем Константином Осиповичем Щербатовым в Пафнутьев монастырь. 9 . Грамота Царя Петра Алексеевича Послушная, в Верейском уезде, в Вышегородском стану, на пустошь Жуевку, а по мирскому прозванию: Денежевку; да в Боровском уезде в Суходольском стану на пустоши: Юрихино, иначе Ерюхино, Поливаново, Мосеево, Семеновскую, Борзое, Замошье, – оселки: Гусев, Омачков, Тропин, Баранчеево; – пустоши; Кочалово, иначе Кочаново, малые Сыренки. Тихоновку, иначе Ватиловку, – оселки: Родин Максимов, иначе Максимков, Баранчиков; – пустоши: Костино, Синицыно, Лопатнино, иначе Лопаткино, – оселок Хлызнев; – пустоши: Мышенково, иначе Машенково, Коново, иначе Кононово, оселок Жадеев, – пустошь Харино, – оселок Вараксин; – пустоши: Черлепу, Кузнецово иначе Кузнецовка. Да в Лужецком стану пустошь Ястребово, иначе Кузнецовка, да в Вепрейской волости пустоши: Дрожжино, Годеево, Грабаново, иначе Грабановка, Желудеево, Прошино, Трубиченку, Болымотова, иначе Болымотовка, променянные на монастырь Стольником Князем Иваном Осиповичем Щербатовым в 1699 году. Дана из поместного Приказа монастырю в 1703 году. 10 . Выпись с книг Верейского уезда, письма и меры 1628 и 1629 года, – в коей сказано, что по повелению Государя Царя Феодора Ивановича в 1597 году записаны за Пафнутиевым монастырем, по данной Марьи Ивановны, жены Скрибина, в 1562 году, из её вотчины на поминовение, пустоши: что было село Синково Пущино, Ступино. Агафоново, Кашелево – Вешково тож, Юрьево – Иванчино тож, Василево, Ощепково, Малахово, состоящие в Верейском уезде. – Да по Грамоте Царя Бориса Феодоровича, жалованной в 1600 году, пустоши: Семеновская – Санино тож, что было в поместье за Андреем Ординым, Енино – Щетинино тож, Резанцево, Трубина – Трубичево тож, что было в поместье за Семеном Петрикиным; село Корачево, что было за Борисом Ельчиным. – Да по указу Царя Михаила Феодоровича 1627 г., жалованная: в Верейском уезде, в Вышегородском стане половина села Федотова при речке Оборинке, и другая половина того же села, состоящая в Боровском уезде за речкой Оборинкой, с деревнями: что было сельцо Митяево, Лучны, Минкино – Семенково тож, Сырылево, Рышково, Микитино – Говорово тож, село Кузьмодемьянское на речке Черной Грязи. Дана сия выпись из Поместного Приказа монастырю в 1672 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010