Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты " ...Звонница Борисоглебского монастыря, дошедшая до нас почти в первозданном виде, стоит на месте ранее существовавшей деревянной церкви Иоанна Предтечи, о чем упоминают монастырские вкладные книги. Судя по композиционным приемам, звонницу строила ростовская артель, которая возвела приблизительно в этот же период подобные звонницы Успенского собора в Ростове и Воскресенского в Угличском монастыре. Строительство Борисоглебской звонницы закончилось после 1680 года, освящена она была 25 октября 1682 года. Трехъярусное прямоугольное в плане здание, несмотря на свою монументальность и мощь, не кажется тяжелым и приземистым. Мастерство древнерусских зодчих сделало звонницу легкой, изящной, устремленной вверх. Это впечатление усиливается тремя маленькими главками на удлиненных барабанах. Наряден немногочисленный декор стен с поясками из городков и усложненными завершениями килевидных наличников окон. Аркатурные пояски украшают и тонкие барабаны глав. В монастырской описи 70-х годов XVIII столетия отмечено, что главы звонницы " обиты белым листовым железом, кресты железные, крыта она тесом " . К восточной стене сооружения примыкает высокая прямоугольная апсида, хотя во второй половине XVII века подобная форма алтарных выступов была запрещена. Здание колокольни имело многоцелевое назначение. В нижнем этаже, в " подцерковье " , размещалась ризница, над которой располагалась небольшая бесстолпная церковь Иоанна Предтечи. В верхнем, третьем ярусе в арочных пролетах собственно звонницы находились колокола. Железные балки, на которых они висели, были сделаны из кованого полосового железа с клеймами шведских фирм XVII века. Звонница имела десять больших колоколов, немногим уступая по мощи колокольне Ростовского кремля. Согласно монастырским записям, в Борисоглебской обители к XVIII веку на колокольне находилось " десять колоколов, из коих в первом весу двести шестьдесят один пуд, во втором по подпису весу сто тридцать восемь пуд, в третьем весу пятьдесят пуд, в четвертом десять пуд двадцать три фунта, в пятом колоколе тридцать пуд, в шестом - десять пуд двадцать три фунта, в восьмом четыре пуда десять фунтов, в девятом - четыре пуда, в десятом - один пуд двадцать фунтов. Наиболее тяжелый колокол " вылит в 1758 году на сумму монастырскую " . До этого самым большим был, видимо, колокол в в сто тридцать восемь пудов, подаренный монастырю Иваном Грозным.

http://sobory.ru/article/?object=05676

   Так же скудны сведения и о прочих монастырях южнорусских. Упоминаются только по имени: Михайловский в Переяславле, Борисоглебский в Чернигове, Иоанновский в Галиче, Лелесов близ Галича, Синеводский в Стрыйском округе, Борисоглебский близ Турова. Вообще, должно сказать, что посреди непрестанных междоусобий, главным позорищем которых была южная Россия, при частых нападениях со стороны диких половцев, торков и берендеев, иноческие обители там едва продолжали существовать: прежде основанные подвергались разорению и опустошениям, а новые почти не возникали.    Чем с большею силою начала было развиваться и процветать жизнь иноческая в новом великом княжении Владимирском и других сопредельных областях, более спокойных и вообще при более благоприятных обстоятельствах. Прежде мы знали в пределах средней полосы России только четыре монастыря: Спасский в Муроме, Авраамиев в Ростове, Георгиевский во Владимире и Смядинский Борисоглебский близ Смоленска. Теперь в этих пределах возникают вновь более двадцати монастырей, преимущественно в городах княжения Владимиро-Суздальского.    Еще Юрий Долгорукий, пока оставался суздальским князем (до 1155 г.), основал в четырех верстах от Суздаля на берегах реки Нерли Борисоглебский монастырь в местечке Кидекши, где было когда-то “становище” благоверных князей Бориса и Глеба, когда они странствовали в Киев, один из Ростова, другой из Мурома, почему и самый монастырь впоследствии назывался Кидекшацким или Кидекоцким. Древняя церковь этого монастыря, уже давно упраздненного, сохранилась доныне. Но истинное начало умножению монастырей в земле Суздальской положил сын Долгорукого Андрей Боголюбский – истинный основатель великого княжения Владимирского: он один, по свидетельству местного современного летописца, создал здесь “монастыри многи”, хотя, к сожалению, нам известны только два из них: Боголюбов и Покровский.    Весьма замечательно обстоятельство, послужившее поводом к основанию монастыря Боголюбова. В 1155 г. Андрей Боголюбский, переселясь из волости своей Вышгорода на свою родину – в страну Суздальскую, взял с собой из Вышгородского женского монастыря чудотворный образ Богоматери, принесенный из Греции и, по преданию, писанный евангелистом Лукою. С этим образом князь прибыл во Владимир на Клязьме и встречен был всеми жителями с величайшей радостию. Потом, продолжая путь свой, отправился к Ростову. Но в десяти с половиною верстах от Владимира, вниз по течению реки Клязьмы, лошади, везшие киот с чудотворною иконою, остановились и не шли вперед.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Устюг Великий. (На полях: В Устюжской чети октября 17). Архангелской монастырь. Троецкой Телегов монастырь; Троецкой Гляденов монастырь, Николской Прилутской монастырь, Ивановской монастырь. 190-го (1681) году октября в 28 день преосвященного Симеона, митрополита Смоленского И Дорогобужского, стряпчей Василей Истомин в приказе Болшого Дворца боярину и дворецкому князю Василью Феодоровичю Одоевскому с товарищи сказал, что есть в пастве преосвященного митрополита монастырей. В городе Смоленску: Аврамьевской монастырь, Троецкой монастырь, Вознесенской девич монастырь. В Дорогобужском уезде: Болдин монастырь, Бизюков монастырь, да пустыня Свирсковы Луки. В городе Рословле заводится Спаской монастырь вновь, а в нем живут четыре брата. А в городе Белой и в уезде монастырей нет. А что есть за теми монастыри великого государя жалованья крестьянских и бобылских дворов, того мне неведомо, а отказные книги тех монастырских вотчин в приказе княжества Смоленской, то моя и скаска, а скаску писал митрополья казенного приказу подьячей Родка Стефанов. Роспись Суздальской архиепископии городам и монастырем. В Суздале монастыри с вотчинами: Спаской Еуфимиев монастырь, Покровской девич монастырь. Без вотчин: Васильевской монастырь, Ризположенской девич монастырь, Троецкой девич монастырь, Александровской девич монастырь, Николаевской девич монастырь. В Суздалском уезде монастыри с вотчинами: Спаской-Кункоцкой монастырь, Борисоглебской Кидекоцкой монастырь. Без вотчин: Успенской монастырь, Золотниковская пустыня, Макарьевская пустыня, Богоявленская пустыня на Мстере, Ивановской девич монастырь, Кузмодемьянская пустыня, Николаевской монастырь, Пищикова пустыня, Петропавловской монастырь, Покровская пустыня, что в селе Иванове, Городецкая пустыня – девич монастырь, Покровской девич монастырь, что на Куксе, Богородицкой девич монастырь, что на Котме. Святозерская пустыня, Ламская пустыня, Холуйская пустыня. В Юрьеве: Архангелской монастырь с вотчинами, в уезде Черевской (Георгиевской?) монастырь, Дубовые церкви с вотчиною, Введенской девич монастырь без вотчин. В Шуе: Троицкой монастырь с вотчиною. В уезде: Николаевской Шартомской монастырь с вотчинами, Введенской девич монастырь без вотчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суздаль. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Борисоглебская Церковь 1749 г. Расположена между улицами Дворянская и Толстого, улочка Борисовская сторона. Ранее рядом располагалась Никольская церковь (18 в.), ныне не существующая. Церковь полуразрушена, тем не менее часть оконных рам новые и в них горит свет… На правом берегу Каменки и ближе к углу кремля,находился Борисоглебский монастырь, возникший до XVI века. Стоящая на его месте каменная Борисоглебская церковь — единственный памятник Суздаля, где сравнительно ярко отразились формы барочной архитектуры XVII—XVIII веков (памятник реставрирован в 1961 г. А.Д. Варгановым). Ее колокольня по общей композиции и мотиву волют близко напоминает виденную нами во Владимире колокольню церкви Никиты-мученика, а композиция самого храма (восьмерик на четверике) — церковь Николы в Галеях. Однако суздальская постройка отличается от этих памятников большей простотой, силой и выразительностью — ее пропорции очень мощны, а детали, четко выступающие на красном фоне стены, несравненно пластичнее и сочнее. Особенно хорош богатый карниз основного восьмерика — изящный и вместе с тем пышный. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» Борисоглебская, Источниковская тож, церковь с приделом во имя св. благ. князей Бориса и Глеба холодная, построена в половине XVIII ст.; при ней имеется теплая с престолом во имя св. и чудотв. Николая, построенная в 1718 г. Обе церкви каменные, колокольня при них каменная же. В старинные времена при Борисоглебской церкви был мужской монастырь; когда он был основан – неизвестно, а упразднен в начале XVIII ст. В церкви копии с метрических книг хранятся с 1800 г., исповедных росписей с 1801 г. Опись церковного имущества составлена в 1805 г., хранится. Церковь имеет усадебную землю в количестве 1439 кв.саж.; план и межевая книга на землю есть. Доходность земли определяется в 40 руб. серебр.

http://sobory.ru/article/?object=00928

Тел/факс: 8 (485) 366-37-12 . Группа ВКонтакте: http://vk.com/avramiev_mon Мужской монастырь, основанный в кон. XI в. св. Авраамием Ростовским, на месте разрушенного им капища Велеса. В XVI в. построен каменный собор, в течении XVII в. в камне отстроены основные постройки. Сильно пострадал от пожара в 1730, позже восстановлен, сооружены корпуса келий, ограда с башнями. К нач. ХХ в. малолюден, в 1915 постройки переданы эвакуированному Полоцкому Ефросиньевскому женскому монастырю. Окончательно закрыт в 1929, постройки заняты под жилье. В 1930 разобрана ограда, срыто кладбище. В 1994 на территории создано Патриаршее подворье. В 2003 преобразован в женский монастырь. Подробнее... Петровский Ростовский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: основан в XIII Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Ленинградская, 13 Телефон/факс: 8 (901) 195 86 52 , (48536) 6-86-52 Сайт: http://www.petrov-mon.ru/ Мужской монастырь основанный на западной окраине города крещеным ордынским царевичем Петром в кон. XIII в. Был небогат. Каменные храмы построены в кон. XVII в., позже в камне отстроены келейные корпуса, ограда (1841) и колокольня (1835). В 1917 в постройках монастыря помещены эвакуированные сестры Пюхтицкого монастыря из Эстонии. Закрыт в 1928, разрушены собор и колокольня. В 2005 восстановлен как приход, в 2010 - как монастырь. Подробнее... Ростовский Борисоглебский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1363 Статус: действующий Адрес: 152170, Ярославская область, п. Борисоглебский, Советская пл., д. 10. Телефон: 8 (48539) 2-19-00 , 8 (48539) 2-15-41 (монастырь), 8 (48539) 2-11-84 (музей) Проезд: от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский (расстояние: 18 км). Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов

Адрес: Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево Проезд: Подробнее... Богородское подворье Троице-Сергиевой лавры [ править править код ] Борисоглебский Аносин монастырь [ править править код ] Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. При монастыре действует гостиница. С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. При монастыре прошли последние месяцы жизни русского поэта и исполнителя Владимира Волкова. Адрес: 143581, Московская область, Истринский район, село Аносино Телефон: 8-(495) 994-65-97 (канцелярия) Подробнее... Борисоглебский монастырь (Дмитров) [ править править код ] Архив обители погиб в Смутное время, первое сохранившееся упоминание о ней относится к 1472 г. Вскоре после разорения отрядами Сапеги монастырь возродился, стал отстраиваться, был обнесён каменной стеной длиной 500 м. История монастыря донесла до наших дней имена не столько монахов-подвижников, сколько благотворителей. В XVII в. среди жертвователей отличились дмитровский воевода Фёдор Чаплин и жена стольника Алексея Чаплина. В 1656 г. они пристроили к Борисоглебскому собору Алексеевский придел, который стал усыпальницей рода Чаплиных. В начале XIX в. большие средства на ремонт дала вдова фабриканта Елизавета Лепёшкина. В 1926 г. монастырь был окончательно закрыт, в его стенах разместился музей. Однако в 1933 г. в связи с началом строительства канала Волга-Москва монастырь был занят управлением ДмитЛага, а музей переехал в Успенский собор (причём почти весь коллектив музея был арестован за сопротивление выселению). С начала войны более 30 лет в стенах обители размещались военные части.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Храм закрыли в конце 20-х гг. ХХ века, а затем снесли. На месте храма и кладбища в середине ХХ в. располагалась детская площадка. Борисоглебский переулок. С 1927 г. - улица Музейная. 1389 г. - в уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича упоминается неизвестный Борисоглебский монастырь. 1626 г. - упоминание о храме в описной книге Владимирского кремля. 1755 г. - построена каменная церковь Бориса и Глеба с приделом Благовещения Богородицы и шатровой колокольней. 1888 г. - устроен еще один придел храма во имя св. великомученицы Зинаиды. Храм окружала каменная ограда с железной решеткой, устроенная в 1844 г. На колокольне было семь колоколов. Внутри храм украшал трехъярусный иконостас столярной работы с колоннами, который был устроен в стиле барокко. После пожара 1788 г. иконостас на средства доброхотных дателей вызолочен. Высота храма с крестом 12 сажен 2 аршина. Борисоглебская церковь славилась своим хором, в котором пели воспитанницы Александровского детского приюта. Последним настоятелем храма был отец Дмитрий Борисовский. Храм закрыли в конце 20-х годов XX века, а затем снесли. Сейчас здесь парк Липки. С давних пор в этой части города, вблизи белокаменных соборов, было две церкви: Борисоглебская, на предполагаемом месте палат Всеволода III, и Николы в Кремле (Николы Старого). Вместо деревянных в XVIII в. выстроились каменные: одна в 1755 г., с шатровой колокольней, другая в 1758 г. В 1929 г. место Борисоглебской церкви и старинного ее кладбища заняла детская площадка, а в Николо-Кремлевской с 1962 г. в течение 30-ти лет был планетарий. БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВЛАДИМИРЕ. В XIV в. указывается во Владимире мужской монастырь этого имени. Сколько времени существовал при храме монастырь и когда упразднен — неизвестно. В начале XVIII в. Борисоглебская церковь значится уже приходскою. Ныне существующая каменная церковь построена в 1755 г. Церковь в постройке не представляет особенности фигуры, общей почти всем храмам XVIII в. во Владимире. Колокольня современна основанию церкви, шатровая… В 30-х годах нынешнего столетия храм пришел в такую ветхость, что собирались закрыть церковь, но усердие прихожан поддержало храм. Владимирский купец Андрей Никитич Никитин на собственное иждивение построил церковь и даже благолепно украсил её.

http://sobory.ru/article/?object=40703

Аносино. Аносин Борисоглебский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Борисоглебский собор Аносина монастыря Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Собор во имя святой Живоначальной Троицы (Троицкий собор) представляет собой кирпичное сооружение в форме ротонды с декоративной обработкой в духе провинциального классицизма. Ротонда перекрыта куполом с люкарнами. Первоначально к этому храму примыкала двухпридельная трапезная с колокольней. Храм и двухпридельная трапезная соединились между собой переходом с хорами наверху, а над западной папертью возвышалась колокольня, завершающаяся цилиндрическим ярусом звона. В 1930-х гг. трапезную и колокольню разобрали. До наших дней сохранилась основная часть первоначального храма-двухсветная ротонда. Фасады этого кирпичного храма оштукатурены, некоторые элементы декора выполнены из белого камня. Из книги " Монастыри Подмосковья " В.Г. Глушкова. Москва, " Вече " , 2008 г. Троицкий собор, известный также по наименованию одного из приделов под именем Борисоглебский, сооружён в 1810-1812 гг. в стиле зрелого классицизма, близкий казаковской школе. Двусветная ротонда храма покрыта куполом с лёгким деревянным фонариком и венцом люкарн. Оштукатуренные фасады рустованы, сандрики и карнизы выполнены из белого камня. Храм имеет два придела: Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе Мещерском). Храм и трапезная соединены между собой коротким переходом, над западной папертью поднимается стройная колокольня, завершённая цилиндрическим ярусом звона. В 1863-1867 гг. трапезная подвергалась перестройке, а в 1930-х гг. вместе с колокольней была разобрана. В XX веке собор был частично разрушен, полностью восстановлен и вновь освящён в 2006 году. http://ierusalem.ru/?page_id=2218 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05884

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты Сретенская церковь над Водяными воротами, обращённая к дороге на Углич, построена одновременно со звонницей в 1680 году. Завершён стройный объём храма пятиглавием, в котором боковые главы на глухих, тонких, богато декорированных барабанах противопоставлены массивной центральной главе на широком световом барабане. Основной куб Сретенской церкви разделён в центре лопаткой, доходящей до колончатого фриза. Небольшие заглублённые окошки по сторонам лопатки завершены огромными узорчатыми наличниками, подчёркивающими декоративное начало в образе Сретенской церкви. Сочный рельеф наличников ярко и неповторимо красочно подхвачен в архитектуре Водяных ворот и примыкающей к храму с запада и севера галереи. Ворота, имеющие два неравных по величине проезда и галерея покрыты сплошным кирпичным узором. Умелое чередование больших пластичных деталей с мелким рельефом декора создаёт богатую игру света и тени. Особенно выразителен нижний пояс аркады галереи и арки ворот, обильно украшенные " вислым каменьем " . Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 " ... Одним из великолепных образцов богато украшенной архитектуры XVII века в Борисоглебском монастыре является церковь Сретения над северными, Водяными, воротами. В литературе, посвященной монастырю, она датировалась 1680 годом. Однако, по сообщениям монастырских архивов, Сретенскую церковь построили во времена Петра I и освятили в 1692 году. Таким образом, время возведения этого храма следует отнести к началу 90-х годов XVII столетия. Стиль конца века чувствуется во всем облике здания: исчезает традиционное трехчастное деление стен пилястрами, северная и южная стены рассекаются лопатками на два прясла, а две другие стены не имеют членений, верх сооружения охвачен широким аркатурным поясом с изящными колонками с бусинами, а удлиненные проемы окон обрамлены нарядными килевидными наличниками. Высокий кубический объем храма возносится над воротами с двумя асимметричными проездами и небольшими фланкирующими башнями. Башни замыкают паперть и ворота, маскируют присоединение церкви к монастырским стенам, являясь, таким образом, связующим звеном между оградой и храмом. Вся композиция тщательно продумана, и храм выглядит необычайно легким и стройным. С восточной стороны храма находится апсида прямоугольной формы. Паперть у западной стены выполнена с применением уже несколько архаичных для конца XVII века форм. В западной галерее имеется лестница, ведущая внутрь храма.

http://sobory.ru/article/?object=05677

Борисовская женская, заштатная пустыня, Курской Епархии. В ней соборная церковь во имя Тихвинской Богородицы, состоит на содержании Графа Шереметева. Борисоглебский Дмитровский мужеский, 3-го класса степенью 45, в городе Дмитрове Московской Епархии. В нем главная церковь во имя Св. Мученик Князей Бориса и Глеба. Состоит под управлением Архимандрита. Борисоглебский кафедральный Черниговский мужеский, в Чернигове. По разорении от Батые возобновлен Преосвящ. Митрополитом Максимом. В сем монастыре в главной церкви находятся под спудом мощи Преосвященного Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского. При сем же монастыре выстроен Архиерейской дом. Борисоглебский мужеский, 2-го класса степенью 22, Тверской Епархии в городе Торжке построен в 1030 г. Преподоб. Ефремом, бывшим прежде главным конюшим у Св. Благоверных Кн. Бориса и Глеба и по убиении их удалившимся в сие место. Монастырь сей многократно был разоряем разными Князьями, Татарами и Литовцами. Ныне в нем находится: 1) Соборная церковь во имя Св. Кн. Бориса и Глеба вновь постр. в 1781 г. В ней почивают Св. мощи Преподобного Ефрема, глава брата его Георгия, убиенного вместе с Кн. Борисом, и мощи Преподобного Аркадия, под спудом. 2) Церковь во имя Введения Пресв. Богородицы с трапезой. 3) Во имя Воздвижения честного креста Господня. 4) Дом для училища духовного правления. Борисоглебский , что на Устье, мужеский 2-го класса степенью 17-й Ярославской Епархии, в 15 верстах от Ростова при реке Устье; основан в 1363 году. В нем соборная церковь во имя Св. Князей Бориса и Глеба; построена в 1522 году. Близ паперти Соборной церкви в палатке почивают мощи Преподобного Иринарха Затворника, преставившегося в 1616 г. января 13 дня. Борковская-Николаевская мужеская пустынь, Владимирской Епархии, в Вязниковском уезде, построена иждивением Князя Ивана Дмитриевича Пожарского. Братский или Киевобратский училищный, мужеский, 2-го класса степенью 40-й, в Киеве, на Подоле; в нем находится Духовная Академия. Заложен в 1588 г. в бытность Константинопольского Патриарха Иеремии в России для постановления первого Российского Патриарха Иова, состоял в его ведомстве и именован Патриаршею Ставропигией. Ныне в сем монастыре: 1) Соборная церковь во имя Богоявления Господня, с приделом во имя Св. Иоанна Предтечи. В оной церкви находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Братской, которой празднество бывает мая 10. 2) Церковь во имя Св. Кн. Бориса и Глеба с трапезой; над оной Академическая библиотека. 3) Церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы, при Академических школах. Архимандрит монастыря сего священнодействует по примеру Антониева Новгородского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010