Вещей монастырских, как снедных, так и прочих, хотя и им определённых, ни вне, ни внутри монастыря и ни на каком месте не продавали бы, по отпении церковного правила, будучи в своих кельях, по обещанию своему в посте и молитвах и в трудах по послушанию и по искусству своему, монахам подобающим, пребывали, а праздны отнюдь, понеже вина многому злу праздность, не были бы. Наипаче же Иеромонахи и Иеродиаконы, как при постриге своём обещались самоизвольной нищете, смирению, послушанию и всяким иноческим добродетелям прилегая, правила свои монашеские прилежно и часто прочитывали, и по оным также ставленным их грамотам непременно бы исправлялись. К тому же должен он Архимандрит в правлении всех дел монастырских и в добропорядочном смотрении экономии в удержании и приращении добра, внутри и вне монастыря имеющегося, как добрый домостроитель, иметь всевозможное усердное попечение; бываемые монастырские и даваемые от боголюбцев, и церковные доходы верно собирая и записывая в шнурозапечатанные приходные книги с согласия братии употреблять с запиской в книги расходные на церковные монастырские и общебратственные потребы, а на излишние иждивения, в чём не будет крайней нужды, а особенно на строения, требующие немалого иждивения, отнюдь не употреблять, так же и ни в какие долги по всякой возможности отнюдь не вступать под крайним неминуемого истязания и штрафования опасением. Из монастырского же добра того Троицкого Слуцкого и прочих Слуцкой Архимандрии подсудных монастырей и до малейшей части из тамошнего Слуцкого братства никому ни под каким претекстом на конец тот, от чего бы ущерб и убыль оным монастырям следовать могла, не касаться, опасаясь гнева Божьего и Нашей мерности неблагословения. Ему же Архимандриту братию, добро, богоугодно и по чину монашескому жительствующую, в любви как отец чада содержать; противно же должности своей монашеской делающих, первее увещевать и исправлять духом кротости, если же этим не исправятся, тогда с приговором письменным начал и другими наказаниями приличными смирять, а с развращёнными и по наказанию неисправными поступать неотменно, как правила Святых Апостолов и Богоносных Отцов повелевают, а духовный Регламент гласит: по усмотрению потребы постоянных и угодных людей, благочестие ненарушимо сохраняющих потребных до амвона, до клироса и до прочих нужных монастырских послушаний в монашество постригать и наставлять в расширение восточно-кафолического православия, о делах же до собственного Нашего правления и рассмотрения касающихся Нам предлагать; в случае же каких оному Слуцкому и подсудным ему монастырям, и братии тех монастырей, так же приходским церквям и священно- и церковнослужителям их обид и притеснений немедля представлять о том благопристойным образом, по команде на тех обидчиков, основательно, ясно и довольно, по самой истине, куда о чём надлежать будет собою же без суда с обидчиками не управляться и ни малейшей к какому-либо раздору или порицанию причины о себе ему Архимандриту не давать.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В интерьере сохранились росписи начала ХХ в., представляющие определённую художественную ценность. Со слов старожилов, строительство храма длилось долгие годы. Роспись храма была поручена местному художнику – самоучке, служащему у боярыни Ключарёвой. Расписывал он этот храм около 25 лет, и умер, не закончив работы. На время работы были приостановлены, затем возобновлены, и окончательно строительство храма было закончено в 1905 г. Свято-Борисо-Глебский храм, как с внешней, так и с внутренней стороны не является большим строением. Не является храм и слишком высоким. Ему свойственна компактная пластичность. Некоторую приземлённость и массивность храма смягчает сравнительно невысокая колокольня. В архитектурном плане Свято-Борисо-Глебский храм является отпечатком почти забытого византийского стиля кресто-купольной формы сооружения. Однако этот храм не полностью представляет византийский стиль, в нём сохранены черты традиционной древнерусской культуры. По мнению специалистов Свято-Борисо-Глебский храм, в общем, в архитектурном стиле – элегантен, в нём нет ничего схематичного, вычерченного. Храм подобен органическому существу в своей энергичной и мощной пластике. Такая оценка специалистов свидетельствует о профессионализме и вкусе устроителей Свято-Борисо-Глебского храма. В 1906 г. и устроительница храма барыня Ключарёва и профессор Зеленогорский закончили свой земной путь, и оба были похоронены на территории недавно отстроенного храма, о чём свидетельствуют надгробные плиты. В годы гонений надгробные плиты были выброшены на свалку, найдены при строительстве обители и установлены справа от алтаря с наружной стороны храма. После революции 1917 г. в Свято-Борисо-Глебском храме продолжалось богослужение до 1932 г. Последним, кто вёл богослужение до разорения храма, был священник отец Афанасий, который проживал в сторожке рядом с храмом. В годы гонений сторожка, подвал, относящийся к храму, ограда из красного кирпича были снесены. В том же 1932 г. были сняты пять колоколов, при снятии один из них – самый большой – упал и разбился, остальные были увезены. На территории храма, в нынешнем здании трапезной и кухни была церковноприходская школа, закрытая при закрытии храма.

http://sobory.ru/article/?object=05742

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РОСТОВСКИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ростовский Борисоглебский монастырь, 2 мая 2008. Фото Михаила Чупринина Ростовский во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба мужской монастырь, на Устье ( Переславская епархия ). Расположен в 18 км от Ростова Борисоглебский монастырь. Справа собор Бориса и Глеба, слева церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. 2010 г. Фото Юрия Булкина При сыне Иоанна III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер " каменный здатель " Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иоанн Грозный , причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов. В конце XVI века, в Смутное Время , в обители, вплоть до своего преставления, подвизался преподобный Иринарх Затворник , проведший в добровольном затворе и веригах 38 лет. Во время войны поляки, пораженные его подвижничеством, не тронули его и не причинили вреда монастырю. Борисоглебский монастырь. Келья преподобного Иринарха. 2013 г. Фото Юрия Булкина Вклады в Борисоглебский монастырь делали цари Борис Годунов , Алексей Михайлович , князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии. Одновременно со строительством Ростовского кремля в конце XVII века, по указанию Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) , на территории Борисоглебского монастыря начинаются масштабные строительные работы: перестраиваются уже существующие здания и возводятся новые.

http://drevo-info.ru/articles/4996.html

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Добавить фотографии Снимок сделан С.М.Прокудиным-Горским. Восстановлен Павлом Вейником из Белорусского Государственного университета с помощью разработанной им программы «Алгоритм совмещения цветовых компонент фотографических изображений» Подробнее на сайте www.veinik.by Владимир Уханов ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 18 км от Ростова находится посёлок Борисоглебский. Главной достопримечательностью его является монастырь, основанный в честь первых русских святых князей Бориса и Глеба. Сам Сергий Радонежский благословил в 1363 году на создание монастыря новгородских монахов Фёдора и Павла. Историческое предание сообщает о том, что Сергий Радонежский выбрал место для строительства нового общежитийного монастыря, предсказав его дальнейшее процветание: " Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Бориса и Глебе в помощь да будут, в предыдущие времена превознося монастырь под великими лаврами " . Все строения в монастыре были деревянными. Таковым он просуществовал 159 лет. Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим " домашним " . Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря первого русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал " домашний " монастырь деньгами и вотчинами. При сыне Ивана III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер " каменный здатель " Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=00223

Подлинная грамота дана за собственноручным подписанием Преосвященного Питирима, и приложена к ней печать красного воска. На той же грамоте на обороте подписано так: «Сыну и сослужебнику Нашего смирения Борисоглебского монастыря Архимандриту Евстафию». До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за монастырём сим 2.232 души крестьян и три монастыря приписных: а) Рождественский, б) Богословский Удомельский и в) Семёновская пустынь, а по Штатам оным положен во 2 классе. Борисоглебский Переславский монастырь Что на горе, мужской. Находился близ города Переславля Залесского около половины XVIII века; принадлежал он к области Синодальной, потом был загородным домом Архиереев бывшей Переславской Епархии, наконец обращён в кладбищенскую церковь . Строения в нём были следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Владимирской Божьей Матери каменная; 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца деревянная; 3) ДОМ Архиерейский и кругом оного ОГРАДА с шестью башнями деревянная же. Внутри ограды сей был пруд и сад с плодовыми деревьями. До учреждения Духовных Штатов, было за ним 225 душ крестьян, земли отмежёванной 29 десятин, 1254 сажени. Борисоглебский Песоцкий или на Песках монастырь Мужской, упразднённый. Находился в бывшей Переславской, а ныне Владимирской Епархии, внутри города Переславля, почему и называется монастырь Переславским, а Борисоглебским именуется по церкви во имя св. Князей Бориса и Глеба, в которой почивают под спудом мощи блаженного Корнилия, Переславского Чудотворца. До 1744 года этот монастырь принадлежал и Синодальной области, а с того времени, до учреждении Переславской Епархии, находился в ведении Епархиального Архиерея до 1764 года, в котором по духовным Штатам упразднён. Крестьян было за ним 42 души. Борисоглебский Полоцкий монастырь См. Полоцкий Борисоглебский. Прибавление из VI тома Борисоглебский Смоленский монастырь Мужской, вовсе уничтоженный. Находился близ города Смоленска. Вероятно, тот же, что и Смядин (см. под сим словом); а Смядин монастырь построен на том самом месте, где убит св. Страстотерпец Князь Глеб Владимирович. Архимандрит этого Борисоглебского монастыря Серапион, упоминается в 1566 году, Июля 2 (см. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч. VI, стр. 39). Борисоглебский, что на Устье монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вклады в Борисоглебский монастырь делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии. Очень известен был Борисоглебский монастырь в начале XVII в., когда в его стенах подвизался затворник преподобный Иринарх (1548-1616 гг.). Иринарх прославил обитель своим духовным подвигом, взяв на себя высшую степень монашеского жития - затвор, прожив в веригах 38 лет. Именно он предсказал царю Василию Шуйскому " пленение Руси поляками " . В стенах Борисоглебского монастыря побывали полководцы: князья Б.М. Лыков, М.В. Скопин-Шуйский, Д.М. Пожарский и К. Минин, видевшие в преподобном Иринархе духовного наставника. Одновременно со строительством Ростовского кремля в конце XVII века, по указанию Ростовского митрополита Ионы Сысоевича, на территории Борисоглебского монастыря начинаются масштабные строительные работы: перестраиваются уже существующие здания и возводятся новые. Проведённые Петром I и Екатериной II секуляризации церковных доходов и земель, введение монастырских штатов, сделали Борисоглебскую обитель заурядным второклассным монастырём. Источником существования монастыря в XVIII-XIX вв. были 280 десятин земли, сад с восьмилучевой планировкой и доходы от сдачи в аренду башен и монастырских торговых лавок за крепостными стенами. Из царствующих особ в Борисоглебском монастыре побывали лишь Екатерина II и Александр III, да и то проездом из Углича в Ростов, совершая паломничество по святым местам. Официально Борисоглебский монастырь был упразднён в 1924 году. Часть зданий была передана Ростовскому государственному музею, часть оставалась у верующих. К концу 1929 г. на территории монастыря действующих храмов уже не было. В 1989 г. богослужения в соборе Бориса и Глеба возобновились, а в декабре 1994 г.

http://sobory.ru/article/?object=00223

Главная Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.  1 Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский! Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла. Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось. Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету. Борисоглебский монастырь стоит в излучине реки Устье в 18 км от Ростова, на дороге из Ростова в Углич. Фото: Ghirlandajo/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней. 2 Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.  Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

http://sever.foma.ru/borisoglebskij-mona...

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба. Собор. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1522 и 1524. Архитектор:Г. Борисов Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, пгт. Борисоглебский, Советская пл., д. 10 Координаты: 57.258965, 39.152848 Проезд:поездом или двумя электричками с Ярославского вокзала г. Москвы до Ростова Великого. От вокзала ходят автобусы до поселка Борисоглебский, автостанция которого располагается рядом с монастырем. Еще можно доехать на автобусе из Углича Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор Бориса и Глеба был воздвигнут Григорием Борисовым в 1522-1524 годах на месте деревянного, где были захоронены основатели монастыря Фёдор и Павел. Серьёзные нарушения облика собора относятся к концу 18 и 19 веку. Чтобы усилить роль главного храма в монастыре, барабан главы был надложен, а сама она получила вместо шлемовидной форму приземистой луковицы с перехватом. К западной стене собора пристроили обширный придел Илии и паперть с тяжёлым классическим портиком. Внутри придел был расписан на тему земной жизни Иринарха-затворника. Росписи выполнил художник Сапожников. Впервые собор был расписан в конце 17 века. В 1956 году архитектором Борисом Алексеевичем Огневым (1907-1959) была вскрыта поздняя кирпичная закладка аркасолей северной и восточной стен. Было обнаружено изображение всех канонизированных к 17 веку ростовских князей. Патриаршее место в алтаре расписано орнаментами из стилизованных трав тёмно-красного и тёмно-синего цвета. В 1911 году стены собора расписал художник Егоров. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987   К концу XV - началу XVI века деревянные церкви Борисоглебского монастыря обветшали, и по велению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной " малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба " был заложен первый каменный храм, который через два года был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что его строителем был талантливый ростовский " церковный каменный здатель " Григорий Борисов.

http://sobory.ru/article/?object=05673

Торжок. Борисоглебский монастырь. Добавить фотографии С. М. Прокудин-Горский. Борисоглебский мужской монастырь. [Торжок.] Лето 1910 года.Слева направо: Введенская церковь, Борисоглебский собор, перед ним - угловая башня, правее- надвратная церковь-колокольня Спаса Нерукотворного Образа. На ближн. плане- река Тверца; вид по течению. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=1754 Александр Качалин 5 июля 2010 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Борисоглебский монастырь в Торжке основан в 1038 г. бывшим конюшим киевского князя Владимира боярином Ефремом. Трагическая гибель Бориса и Глеба, убитых их названым братом князем Святополком, настолько потрясла Ефрема, что он удалился навсегда от светской жизни, воздвигнув каменный храм на высоком берегу Тверцы и основав здесь монастырь. Первый каменный собор простоял около 700 лет. В 1577 г., при Иване Грозном, были пристроены два придела. Собор сильно пострадал в 1607 г. при взятии Торжка поляками. Пожар 1742 г. уничтожил деревянные стены Торжка. Возрождение монастыря началось во второй половине XVIII в. На месте древнего был в 1785-1796 гг. построен новый Борисоглебский собор по проекту архитектора Н.А. Львова. Большой и величественный собор классически ясен. Фасады обработаны дорическими портиками. Широкий, слегка приплюснутый восьмигранный барабан и четыре малые купола по углам придают собору некоторую грузность. Декоративные детали обработки нарядны и торжественны. На снимке - южный фасад собора. Надвратная церковь-колокольня Борисоглебского монастыря заложена в 1804 г., через год после смерти Н.А. Львова, как предполагают исследователи, по его проекту. Строительство вел местный архитектор Ананьин. Многоярусная колокольня, увенчанная шпилем, возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта. В нижнем ярусе был арочный проем - главный вход в монастырь. Во втором ярусе размещалась церковь, в третьем расположены арки звона. Верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки. Башня в углу монастырской стены, противоположном колокольне, в XIX в. В башне разместилась монастырская библиотека. Сооружение необычно по своим формам. Верхняя часть башни была восстановлена в ходе реставрации в 1970-х - 1980-х гг. и с тех пор не ремонтировалась. Входо-Иерусалимская церковь построена в 1717 г. между настоятельскими корпусами примерно того же времени. Реставрировалась в 1980-х гг. Введенская церковь - самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Она построена в XVIIb. на месте сожженной поляками древней деревянной церкви. В XIX в. было пристроено крыльцо. Колокольня, увенчанная восьмигранным шатром, видимо, построена в одно время с церковью.

http://sobory.ru/article/?object=01139

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1524 и 1526. Архитектор:Г. Борисов Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, пгт. Борисоглебский, Советская пл., д. 10 Координаты: 57.259041, 39.152204 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Одноглавая Благовещенская церковь построена Григорием Борисовым в 1524-1526 годах. Это была домовая церковь настоятеля монастыря. В конце 17 века она подверглась серъёзным переделкам. Позакомарное покрытие, придававшее церкви большую стройность и подчёркивавшее главенствующую её роль в общей композиции с трапезной и настоятельскими покоями, заменили на четырёхскатное. Окна храма были растёсаны, и только на северной стороне сохранилось небольшое окошко 16 века, обрамлённое скромным жгутиком. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 В 1524-1526 годах к западу от собора Бориса и Глеба на месте древнего деревянного храма была возведена каменная церковь Благовещения - одна из немногих построек, с которой документально связано авторство талантливого ростовского " церковного каменного здателя " Григория Борисова. Кубический объем церкви завершен четырехскатной кровлей с луковичной главкой на тонком, украшенном аркатурно-колончатым поясом, барабане. Легкие лопатки делят каждый фасад на три прясла. Первоначально церковь имела щелевидные оконные проемы, подобные тому, что сохранился на торцовой стене трапезной. Бесстолпный интерьер храма перекрыт крещатым сводом. Существует предположение, что из-за подобной конструкции свода перекрытие храма изначально было не четырехскатным, трехлопастным - таким же, как в Вознесенской церкви в Ростове, построенной также в XVI веке. Под современной четырехскатной крышей находится нижняя часть выложенного из профильного кирпича древнего барабана, первоначально возвышавшегося над кровлей. Никаких сведений о росписи церкви Благовещения в документах не сохранилось, стены её сейчас белые. Однако во время реставрационных работ в 90-х годах в завалах заложенных печур были найдены большие фрагменты прекрасной живописи, которую можно отнести к XVII или даже к XVI веку. Сохранился фрагмент фигуры Богоматери в позе, характерной для композиции " Благовещение " , и часть надписи, подтверждающей, что именно эта композиция была изображена на стене.

http://sobory.ru/article/?object=05674

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010