9-го июня из Москвы от игумена Иосифа получено письмо с приложением молитвы, составленной митр. Московским Филаретом; текст этой молитвы следующий: «Господи! не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты Один ведаешь, что мне потребно, Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою, сердце мое Тебе отверсто: Ты зришь нужды, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня; благоговею и безмолствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, приношу себя в жертву. Тебе, предаюсь Тебе; нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою; научи меня молиться, Сам во мне молись. Аминь 842 . 10-го Июня получил я из Киева от А. Н. Муравьева письмо с приложением описания его домашней святыни 843 . Он писал: «Вот Вам моя Патриаршая ризница в замен Вашей, Преосвященнейший Владыка. Примите милостиво и не думайте, чтобы я с Вами считался письменно око за око и зуб за зуб. За италианскую книжку 844 паки благодарю и вот что об ней скажу. Когда протестанты говорят, то они правы, а когда католики, то и те правы; одним словом помози Бозе и «насему и васему». Текстами писания невозможно доказать Петрово присутствие в Риме, но нельзя и отринуть вселенского предания столь глубоко укорененного; следственно те и другие правы. А касательно мощей Преподобной, неужели Вы доселе не знаете людей, с кем имеете дело. Что им до Полоцка, да и до мощей нет дела, ко всему равнодушны; но и ногтя не уступят, потому что это свое, а если прикажут, то и всё отдадут: что хотите, то и берите. Итак, если хотите успеть, просите через мирян свыше, а через духовных, ручаюсь Вам, ничего не получите; не тратьте напрасно слов и писаний. Вот на это был бы полезен Генерал-Губернатор, который бы лично доложил, что это нужно для края. Вы говорите о случае, не намекая каком, какой же я Вам могу подать совет? За одно лишь Вам отвечаю, что здесь добровольно ничего не получите. Итак действуйте, как знаете».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Слава, и ныне, Богородичен: Кто, к Тебе пришед, отходит печален,/о всего мира сладчайшая Радосте!/Ты бо еси безнадежным крепкая надежда/и нищим неотъемлемое богатство,/грешным же теплая Заступнице и скорая ко спасению помощь. По полиелеи седален, глас 8: Крепкаго твоего по Бозе желания не отвлекоша, отче Корнилие,/ни отечества приветы, ни другов любления,/и пустынный глад, нужда, труды и бдение не могоша твоего тела разслабити,/и пещера, мала и темна, не приведе тя во ужас и уныние,/но, яко адамант, и посреде пещи страстей стоя,/невредим пребыл еси,/и нам одолети сия помози и молися о нас, преподобне. Слава, и ныне, Богородичен: К кому прибегнем, беднии грешницы, всем страстем повиннии людие,/разве Тебе, Всемилостивая Владычице?/Твоих бо щедрот не оскудевает море,/Твоего заступления не безмолвствует слово,/темже всех нас помилуй, Царице,/вся ны спаси, Богомати:/Ты бо еси избрана от всех родов в заступление и спасение наше. Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Евангелие от Матфея, зачало 43. По 50-м псалме стихира, глас 2: Добродетели твоя, отче,/явиша тя нам, людем твоим:/оставил бо еси отечество,/да живот вечный получиши,/в пустыню вселився,/в пещеру темну затворился еси,/да во светлость Вышняго Иерусалима внидеши;/чистотою и добродетельми/сподобился еси зрети несказанную доброту Владычню,/еяже и нам насытитися моли,/преподобне Корнилие. Канон преподобному, глас 8. Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Человеколюбче Христе,/даждь ми слово воспети Твоего угодника,/напоследок дний явльшагося/и всю нашу страну житием удивившаго. Юности моея невежествие пощади,/и колеблемыя помыслы страхом Господним укрепи, отче,/и не возгнушайся мене, пети тя начинающаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На 9-й песни припевы, всякий припев по единожды (зри в сам день праздника). Светилен святаго: На земли равноангельно житие имел еси,/воистину престаревся телом,/и ныне на Небесех со Ангельскими лики вселился еси близ Света Трисияннаго./Егоже насыщаяся, Симеоне Богоприимче,/назирай нас, поющих тя. Слава, и ныне, праздника: Духом во святилищи представ, старец: (зри в сам день праздника). На хвалитех стихиры праздника 3, глас 4 (зри в сам день праздника) и праведнаго Симеона 3 стихиры с Господи, воззвах: глас 4 (зри службу выше). Слава, святаго, глас 4: О Господе радуяся и Бозе, Спасе своем,/Богоглаголиве и славне пророче,/и тамо сущаго сияния зарю прием,/и Светом Божественным мысленно просвещаемь,/иже память твою всепразднственную верою творящия/напастей и бед твоими молитвами избави. И ныне праздника, глас 6: На руках старческих во днешний день: (зри в сам день праздника). Славословие великое На Литургии: Устав (зри службу выше) Празднование Пресвятей Богородице ради Ея иконы, именуемыя Умягчение злых сердец или Симеоново проречение Тропарь, глас 8: Восприемши души человеческия/и утоливши 1 злый совет,/сокруши, Богомати Владычице,/и разгони тьму прегрешений,/и нас настави на путь смирения,/яко да и мы будем во свете дел ходити,/и Твоея иконы явлению торжествовати,/и на помощь Твою уповати,/и умильным гласом звати, Владычице, из глубины:/помози, Едина Благословенная. Канон, глас 4. Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Припев особый: Пресвятая Госпоже Богородице, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе. Господи Боже мой,/даруй ми язык и отверзи мне устне/к похвалению Мати Твоея,/и Ея образу песнь принести красную, сице вопиюще:/умягчи злых сердца, Владычице. Спасение мое и прибежище еси, Владычице,/покров даровала еси Своею честною иконою,/ей же предстоят вси людие, просяще помощи,/и Тебе вопием:/умягчи злых человек сердца, Владычице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Если кто сердится на тебя, то спроси у него причину». «Если кто непокоен (т.е. немирен на тебя, а не высказывает сего), то угождай ему, будто не замечаешь сего». «Если помысел будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? – то скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала». «Если кого хочешь уколоть словом, то возьми булавку в рот и бегай за мухой». «Будь сама к другим снисходительна». «Нужно ближнего успокоивать, – и с тобой то же может быть». «Сама живешь нерадиво, а с других строго требуешь, чтобы исполняли всё». «Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить». «Шуточками лучше высказывай, когда непокойна (немирна на кого) бываешь». «Не должна вмешиваться в их (вместе живущих) спор. А уйди в свою келью, возьми бутылку воды и полей между ними; особенно же каждой можно говорить. Скажи N. N.: мы без щей насидимся, – ни я, ни ты не умеем варить; а другой скажи; потерпи, она петербургская». Грубо не велел батюшка обращаться. «Не должно выбирать сестру по духу, а то будет по плоти». «Хорошее дело, что родные тебе не пишут. На что тебе знать их дела? К нашему отцу А-ию пришла родная сестра и ходила разыскивать для себя сани. Пошла к отцу Д-фею, как отцу казначею, наткнулась на отца игумена, там был и отец А-ий. После он говорил, что такой скорби еще не было ему». «Смотри на всех просто». «Будь проста, и всё пройдет. Считай себя хуже N.N. Если будешь внимать себе, то найдешь, что ты действительно хуже N.N. «Жить просто – значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Е-да. Прошла, и только. Это значит – думать просто. А то, при виде проходящей Е-ды, подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у ней такой-то, – вот уже это непросто». «Если непокойна N N., то скажи: все по своим местам! Себе внимать и авву Дорофея читать! – Напиши это и где-нибудь приколи». «Ты ей, N.N., раз уступишь, а она тебе десять раз». «Когда ты непокойна на N.N., то клади поклоны от трех до девяти с молитвой: «Господи, яко же веси, помози рабе твоей N.N. и ее молитвами меня окаянную помилуй. Тогда клади поклоны, когда непокойна (немирна), а то не надо».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Душею сокрушенною и сердцем смиренным Иисусови молитвы принося в житии твоем,/добре услышан был еси,/убо и о мне ныне помолися,/да ущедрит тя благословенный Бог отец наших. Богородичен: Огнь Божества во чреве неопально приемшая, Дево,/и мене приимати Сего Плоти и Крови сподобляй присно,/да страсти моя попалит благословенный Бог отец наших. Ин. Песнь 8 Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси/и праведнаго жертву водою попалил еси:/вся бо твориши, Христе, токмо, еже хотети./Тя превозносим во вся веки. Злата и богатства не поклонился еси кумиру,/сокровище сердца твоего в Бозе полагая,/нестяжание же возлюбив, кротостию и нищелюбием преукрасился еси, славне. Аще и препятия выну полагаше тебе в добрых твоих делех князь тьмы,/обаче никакоже тебе вредив,/сам посрамляемь бываше, всезлобный,/и твоею, отче, молитвою опаляемь. Путь жития пространный,/сладостию прельщающий нас, обличай, мудре, яко лживый/и скорбь великую наносящий душам,/яко да радостно сотворим узкаго пути терновное шествие. Богородичен: Двере Благословенная,/Еюже спасение в мир вниде, Царице Благая,/отверзи ми входы Небеснаго жительства,/преступлением заключенныя иногда. Ин. Песнь 9 Ирмос: Бога/человеком невозможно видети/на Него же не смеют чини Ангельстии взирати;/Тобою бо, Всечистая, явися человеком/Слово воплощенно,/Егоже величающе,/с Небесными вои Тя ублажаем. Святителей славо, отче Парфение,/ученьми твоими низложивый иногда злославия вознесенную гордыню,/и моих страстей востание укроти,/смирение ми подая и сердце сокрушенное. Пощением крепким и молитвою/оружие, бесом страшное, восприял еси, отче,/род бо сей ничим же, кроме сих, побеждается./Темже и мне в добродетелех преуспевати подаждь. Троицы бодрый служителю и покаяния проповедниче,/уныния моего дремание отжени/и бодрствовати помози ми, святе Парфение,/сего же прося, моление мое убогое скончаваю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другий канон, глас 1. Песнь 1 Ирмос: Вознесу Тя, Боже, Спасе мой,/яко воскресл еси от мертвых,/поправ смерть. Иисусе, Спасе наш,/подаждь нам усердие благодарити Тя о всем/и восхвалити угодника Твоего, Иоанна. Страстотерпче славне Иоанне,/богомудрым смыслом ввоинился еси Всетворцу Богу,/победи убо вся враги наша. Зрети удостоивыйся Бога воплощена,/всехвальне воине, молим тя:/твоими мольбами избави ны от всех бед. Богородичен: Богорадованная, Слова Предвечнаго Палато, Марие Дево,/милосердием Твоим сердца наша в скорбех увеселяй о Бозе присно. Песнь 3 Ирмос: На камене мя веры утвердив,/разширил еси уста моя на враги моя,/возвесели бо ся дух мой, внегда пети:/несть свят, якоже Бог наш,/и несть праведен, паче Тебе, Господи. С мученики несумненну веру стяжав, благодушне,/и Христу Иисусу быв воин, добродетельми обогатился еси;/темже совершающим память твою честную благое просвещение всегда даруй. Лукавнующим зле невидимый гонитель, мучениче Христов, являешися/и крадьбы, в тайне сущия, открываеши,/приял бо еси власть от Бога полезная ко спасению всем содевати. Якоже столп непоколеблем, сердце твое, всечестне Иоанне, имея,/любовь мучеником Христовым сотворил еси, не бояся царева суровства,/темже в любви Господни утверждатися нам помози. Яко дерзновение имея к Богу, Иоанне,/воин ныне Небесному Царю сый,/проси нам грехов оставления, празднующим память твою. Богородичен: Богородице, Мати Господа Иисуса,/со всеми святыми Того моли избавити ны от всех бед и скорбей,/яко да посрамятся вси, являющии рабом Твоим злая,/хвалити же с Сыном Тя присно нас сподоби. Ин Ирмос: Утверждей словом Твоим вселенную,/яже не подвижится,/утверди и нашу мысль в страх Твой, Владыко Господи. Тебе, Творцу нашему Богу, во всяком обстоянии, припадающе, молимся:/мученика Твоего мольбами в воли и любви Твоей утверди нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Егда бо ся совокупим, то не о горнем житии и о пользе душевней советуем, но о Княжии пределии и снабдении, о доброте милостивней, о прихожении Христиан и о приношении их и о красоте церковней, и о покаянии богатых сынов, и о любве Бояр, и о познании богатых, о богатстве монастыря, о множестве сел, и о наместии Игумена. и о приятии старейшинства. Что же много начитати и глаголати? Но о всех сущих в мире сем и мыслим и совещаемся, якоже и вси сущии в мире. Ни един же от нас мыслит или советует о сущих выше мира и о правлении жития. Аще бо быхом тех искали, на неже нарекохомся, о том быхом и совет творили и друг друга узревше со слезами быхом глаголали: како тя брате Бог ведет? како идеши? и ответ быхом тако рекли: увы мне брате мой, яко пришелствие мое удалися! вселихся в пропасти темные! Ты же сам, любезне, како? Спеетлитися? Ей, аще не бы Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. Паки ин ко иному: како, брате? Яко падохся и не иму дерзновения в молитве к Богу; но студом и срамотою покрываюся; аз согреших на небо и пред тобою и уны во мне дух мой, смутися сердце мое. А ты брате како? Яко исполнися зол душа моя и живот мой аде приближися, привменен бых с нисходящими в ров. Ты же како? Мне убо жадит сердце к Богу подвигнутися, и дух мой загарается на любовь Его: но плоть немощна, брате мой, и мысль разслабляющи, и не вем, что сотворю. Но молю тя, возлюбленне, помози ми в молитве твоей; рцы, Господь укрепит мя. Ин паки другаго вопрошает: како брате? Возскорбех печалию моею и смутихся от гласа вражия и от стужения грешнича глаголющего, несть ти спасения в Бозе твоем; Господь же заступник ми есть. А ты брате? И мене одержаша болезни смертные и потоцы беззакония смутиша мя, и болезни адовы обыдоша мя; вариша мя уже сети смертные, и в скорби моей точию Господа призываю. Рцы, Господь поможет ми. Сам же како пребываеши любимиче? О возлюбленне о Христе! увы мне, яко внидоша воды до соблазненные души моея! Углебох в тимении блуднем, и несть постояния! приидох во глубины греховные, и буря потопи мя отчаяния! Другому паки глаголющу: во мне смутися сердце мое исхода ради и страх смертный нападе на мя; боязнь и трепет страшного судища прииде на мя; и покры мя тьма недоумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Помилуй мя, Господи, Сыне Божий: душа моя зле беснуется. Господи, помози ми. Даждь ми, да насыщуся и аз, яко пес от крупиц, падающих от трапезы рабов Твоих. «Помилуй нас, Господи, Сыне Давидов (Два слепца ко Христу). Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сыне Давидов!» Они говорят Ему: «Господи! (Хотим), чтобы открылись глаза наши». Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». ( Мф.20:30-31, 33-34 ). Помилуй мя, Господи, Сыне Божий! Умилосердися, Иисусе, Сыне Божий! Да отверзутся очи мои, да узрю свет Твой, и иду по Тебе. «Иисус сказал ему (отцу, у которого сын бесновался): «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». ( Мк.9:23-25 ). Благий Учителю, Сыне Божий! Приведох к Тебе душу мою имущую бесы. «Верую, помози моему неверию», повели изыти и ктому не внити: вся Тебе повинуются. «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь». И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: «Юноша! Тебе говорю, встань!» Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить». – О вдовице и сыне ее во граде Наине (см. Лк.7:13-15 ). «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же (жене плакавшей) сказал: «Прощаются тебе грехи» ( Лк.7:47-48 ). «Он, обратившись к ним, запретил им (Иакову и Иоанну) и сказал: «Не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лк.9:55-56 ). Слава Твоему человеколюбию, Незлобиве Господи! «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Лк.9:60 ). «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» ( Лк.9:62 ). «Посему, братия более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» ( 2Пет.1:10 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-i-b...

Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь. Отче наш, иже еси на небесех. Да святится имя Твое; Да приидет царствие Твое; Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, Но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь. Отче наш , – Ты, Который живешь на небесах! Да знают все Тебя единого истинного Бога, и да прославляют своею благочестивою жизнью. Да придет в нас и других людях Твое царство. Иначе да живут люди по Твоим Святым законам. Да происходит на земле все по воле Твоей, как и на небесах. Хлеб нужный для нашего существования дай нам днесь, т. е. на сей день. И остави, т. е. прости нам, в чем мы должны Тебе, не исполнив какой- либо Твоей заповеди, также как и мы прощаем провинившихся пред нами. Не допусти нас чем-либо соблазниться и согрешить. Но сохрани нас от всего дурного, как то: от нечаянной смерти, пожара, потери имущества, болезни и от диавола. Так как Твое всегда есть царство, и сила, и слава, а потому все от Тебя зависит. Истинно, так. Молитва утренняя К Тебе Владыко, человеколюбче, от сна возстав прибегаю, и на дела Твоя подвизайся милосердием Твоим; молюся Тебе: помози мне на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель, и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое: и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков, аминь. К Тебе Владыко, человеколюбче, от сна возстав прибегаю, и на дела Твоя подвизайся милосердием Твоим; молюся Тебе: помози мне на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель, и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое: и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Феофилакт), привлек внимание людей; многие побежали к нему навстречу и приветствовали Его. Приблизившись, господь спросил книжников: что стязаетеся с ними? вдруг отделился от толпы один человек, подошел к Господу и, повергшись на колена, воскликнул: Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема, – молютися, призри на сына моего, яко единороден ми есть. Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется и зле страждет, дух емлет его и внезапу вопиет и пружается, разбивает его и пены тещит и скрежещет зубы своими и оцепеневает, и едва отходит от него, сокрушая его. – Приведох его к учеником Твоим и молихся, да ижденут его, и не возмогоша. Этот человек обвинял учеников за то, что они не могли исцелить сына его, но Иисус Христос, обращая обвинение на него самого, как бы так говорил: «не столько велик грех их немощи, сколько твоего неверия, ибо оно, будучи велико, превозмогло ограниченную силу их, и потому ты сам виновен в том, что не исцелился сын твой». впрочем, не один отец бесноватого отрока, но и книжники, спорившие с апостолами, и многие из свидетелей происшествия страдали неверием, а посему господь обратился ко всем с горестным упреком: о роде неверный и развращенный, доколе буду в вас и терплю вы? и потом сказал отцу: приведи Ми сына твоего семо. как скоро бесноватый увидел Иисуса Христа, дух сотряс его: он упал на землю и валялся, испуская пену. господь спросил отца: колико лет есть, отнелиже сие бысть ему? – тот отвечал: издетска, и многажды во огнь вверже его и в воды, да погубит его, но аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас. исправляя маловерие и успокаивая мятущееся чувство этого человека, господь сказал ему: еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему. отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи, помози моему неверию, – и этим смиренным признанием слабости веры своей, этим искренним стремлением к полноте веры он как бы восполнил то, чего еще недоставало ему, и удостоился исполнения желания своего. Иисус Христос, видя, что сбегается народ, с прещением сказал нечистому духу: душе немый и глухий, Аз ти повелеваю: изыди из него и ктому не вниди в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010