По содержанию этот отрывок напоминает нам евангельскую проповедь Спасителя (особенно речи, содержащиеся в Евангелии от Иоанна). И, наконец, третье воззвание содержится в 9-й главе. Его обычно знают лучше, чем два предыдущие, поскольку оно читается в качестве третьей паремии на Богородичные праздники: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» ( Прит. 9:1–6, 10 ). Если продолжать линию привязки этих речей к священной истории, здесь легко увидеть апостолов, посылаемых по устроении Христом Церкви на всемирную проповедь. Всё уже совершилось, и все приглашаются на торжественную трапезу Агнца ( Апок. 19:9 ). Понятно, что поскольку принесение жертвы и устроение Церкви (дома на семи столпах, понимаемых как таинства) стало возможным только посредством Боговоплощения, которое совершилось с участием Божией Матери, то эта паремия и читается на Богородичные праздники. Такое понимание этого отрывка зафиксировано и в гимнографии: «Всевиновная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере: в храм бо телесен оболкийся, славно прославися Христос Бог наш. Тайно водящи други своя, душепитательную уготовляет трапезу, безсмертия же воистинну Мудрость Божия растворяет чашу верным: приступим благочестно и возопиим: славно прославися Христос Бог наш. Услышим вси вернии созывающую высоким проповеданием несозданную и естественную Премудрость Божию, вопиет бо: вкусите и разумевше, яко Христос Аз, возопийте: славно прославися Христос Бог наш» 253 . В качестве средства исправить скудоумных (т.е. страдающих от недостатка добродетели) людей предлагаются хлеб и вино, от которых обычно ума не прибавляется. Эта трапеза указывает на Евхаристию, которой исцеляется душа человеческая и делает его вместилищем Премудрости, потому что Евхаристией человек соединяется со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Слезы радости не сходили с глаз у сборщика во все время рассказа. Вырастет – выстроится, благодаря старому сборщику и неизвестной благодетельнице, в далекой северной стране новый благолепный, пятиглавый, громкозвонный храм, на красу и утешение целого края. Гул святого благовеста далеко будет оглащат окрестности и пробуждать в душах сладость молитвы. Пройдут года, сотни лет истлеет прах щедрых жертвовательниц и усердного сборщика; по сохранится новосозданный храм, и каждый раз, как заблаговестят в храме, каждый раз, как соберутся на богослужение в церковь поселяне, понесется к Богу, вместе с гулом колокола, молитва о создателях и благотворителях храма сего, – и вечно будет жить под сводами новосозданного храма память о возлюбивших благолепие храма Господня – о сборщике крестьянине, о набожной невесте, свое приданое завещавшей на святое дело, и об ее благочестивой матери. (Сост. по журн. «Церк.-прих. школа» за 1889 г.). г) Дары, приносимые Господу, должны быть самые лучшие. В ветхом завете Господь устами пророка Малахии так укорял священников за принесение недостойных жертв к святому жертвеннику: «вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: чем мы бесславим Тебе? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это князю: будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. И так, молитесь Богу, чтобы Господь помиловал вас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваов» ( Maл. I, 7 – 9 ). Ныне жертвы новозаветные суть жертвы бескровные: хлеб, вино, елей, ладан, свеща и проч., по смысл и значение их то же, а заботливость о достоинстве их от нас, чад нового завета, удостоенных высшей благодати Божией, должна быть еще большая, чем от чад церкви ветхозаветной. Не вынуждайте ваших священников принимать от вас недостойные Господа жертвы и не подвергайте и их и себя осуждению. Все будем «молиться Богу, чтобы он помиловал нас, и да не исходит недостойные жертвы от рук наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой апостол Павел в послании к Коринфянам ясно противопоставляет ее жертвам иудейским и языческим, приносимым в храмах и жрецами, и тем показывает, что и она должна приноситься в храме христианском. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?... Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?... Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» ( 1Кор.10:16–21 ). Он же пишет евреям: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). Если имеем жертвенник, то и храм. Ибо только в исключительных случаях жертвенники допускались без храмов. В первые времена Церковь христианская уподоблялась младенцу: сокровенно возрастающему в утробе матери. Христиане в век апостольский, гонимые иудеями и язычниками, малочисленные, разделенные большими расстояниями, естественно не могли иметь особых храмов Божиих и потому избирали лучшие места в домах лучших христиан, по преимуществу горницы или верхние части домов для молитвенных собраний и для совершения таинства Причащения ( Деян.20:7–9 ). Но и эти места или домовые церкви противопоставляются апостолом Павлом простым частным домам; в них христиане должны были вести себя особенно чинно и в порядке. " Слышу, – писал святой апостол Коринфянам, – что когда вы собираетесь в церковь между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию?... Жены ваши в церквах да молчат» ( 1Кор.11:18,22, 14:34,35,40 ). Когда и ветхозаветная церковь состояла из одних семейств патриархов Авраама, Исаака, Иакова и их домочадцев, которые жили в шатрах, тогда не могло быть храмов; однако были жертвенники, служившие храмами. Патриарх Иаков после явления ему Бога в Вефиле поставил камень, который был ему изголовьем во время сна, и сказал: «этот камень, который я поставил памятником, будет у меня домом Божиим» ( Быт.28:22 ). По необходимости и кивот Господень сначала был в походной палатке, которая служила храмом, стоял и в частных домах, например в доме Аминадава в Кариафиариме 20 лет, и в доме Аведдара гефянина 3 месяца ( 1Цар.7:1,2 ; 2Цар.6:10,11 ). Однако впоследствии, когда евреи утвердились в земле им данной, Соломон создал, по воле Божией, великолепный храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мы знаем, что Господь творит мир через Сына, « имже вся быша». Дар Премудрости подобен жемчужине и сокровищу. Ищущий мудрости познает ее учение и через него избавляется от смерти. По содержанию этот отрывок напоминает нам евангельскую проповедь Спасителя (особенно речи, содержащиеся в Евангелии от Иоанна). И, наконец, третье воззвание содержится в 9–й главе. Его обычно знают лучше, чем два предыдущие, поскольку оно читается в качестве третьей паремии на Богородичные праздники: « Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» (Притч. 9: 1–6, 10). Если продолжать линию привязки этих речей к священной истории, здесь легко увидеть апостолов, посылаемых по устроении Христом Церкви на всемирную проповедь. Все уже совершилось, и все приглашаются на торжественную трапезу Агнца (Откр. 19: 9). Понятно, что поскольку принесение жертвы и устроение Церкви (дома на семи столпах, понимаемых как таинства) стало возможным только посредством Боговоплощения, которое совершилось с участием Божией Матери, то эта паремия и читается на Богородичные праздники. Такое понимание этого отрывка зафиксировано и в гимнографии: «Всевиновная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере: в храм бо телесен оболкийся, славно прославися Христос Бог наш. Тайно водящи други своя, душепитательную уготовляет трапезу, безсмертия же воистинну Мудрость Божия растворяет чашу верным: приступим благочестно и возопиим: славно прославися Христос Бог наш. Услышим вси вернии созывающую высоким проповеданием несозданную и естественную Премудрость Божию, вопиет бо: вкусите и разумевше, яко Христос Аз, возопийте: славно прославися Христос Бог наш» [Во святый и великий Четверток на утрени. Канон, песнь 1, тропари 1–3 //Триодь Постная]. В качестве средства исправить скудоумных (т. е. страдающих от недостатка добродетели) людей предлагаются хлеб и вино, от которых обычно ума не прибавляется. Эта трапеза указывает на Евхаристию, которой исцеляется душа человеческая и делает его вместилищем Премудрости, потому что Евхаристией человек соединяется со Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Окна и двери – это возможность сообщения с миром. И опять здесь возникает множество культурологических ассоциаций, как-то: «Окно в мир», «Ломиться в открытую дверь» или «Двери моего дома всегда открыты для вас» и пр. Знаменательно означен в ветхозаветной культуре порог . У пророка Софония есть слова: Посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом ( Соф.1:9 ). Выражение «перепрыгивают через порог» большинством толкователей понимается как дерзость, отсутствие благоговения перед святыней Храма. Известен обычай у древних филистимлян не наступать на порог. Этот обычай вошел в употребление после того, как на порог идольского капища упала статуя Дагона в присутствии израильского Ковчега Господня. Этот обычай был усвоен и иудеями во время царствования Манасии. Вообще в волюнтарном отношении порог– это всегда некий внутренний предел, черта, которую надо переступить, войти в некое новое пространство. Существует не примета, в скорее обычай не здороваться через порог, так как порог как бы разделяет сферы. Символ порога открывает нам важные антропологичесие акции: входа, вхождения в некое пространство и, напротив, исхода, выхода, ухода. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и во век ( Пс.120:8 ). Какая-то особая значимость сокрыта в словах человека, который, войдя в дом, был чем-то озадачен и говорит: «Подождите, я-только-только вошел в дом». В христианском календаре есть, по крайней мере, два больших праздника, которые означают это особое деяние. Это, во-первых, Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник знаменует начало Страстей Христовых. Второй – Введение Божией Матери во храм, где Церковь празднует и воспоминает день посвящения Девы Марии Богу. При этом вхождении Марии было одновременно и восхождение . Она должна была преодолеть 15 ступеней Иерусалимского храма. 15 ступеней Иерусалимского храма символизируют так называемых «степенных» псалмов. Эти псалмы пели священники и левиты, входя в храм для служения.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В том месте из книги пророка Иеремии (14: 21), о котором упоминается в письме, под «престолом славы» понимаются не праведники, а Иерусалимский храм. Пророк Иеремия молится от лица отвергнутого народа иудейского: «Не отрини [нас] ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами» ( Иер. 14:21 . Это было незадолго до того, как Навуходоносор сжег храм в Иерусалиме. Верен ли перевод слов Божией Матери: «Отныне будут ублажать Меня все роды»? иеромонах Иов (Гумеров) Перевод на церковнославянский и русский языки совершенно точен. В греческом тексте Евангелия от Луки стоит: «tou nun makariousin me pasai ai geneai» 1: 48). Ключевым словом является слово makarizo (1 . прославлять, превозносить; 2. считать счастливым). У евангелиста Луки глагол поставлен во множественном числе третьего лица – makariousin. Есть обязательное правило для всех экзегетов и переводчиков: если слово имеет несколько смыслов, то брать только то значение, которое находится в смысловом согласии с другими словами переводимого или комментируемого места, то есть брать текст и контекст. Если это не соблюдается, то получается буквализм, который ведет к ошибкам и произволу. Приведенные слова составляют часть песни Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды ; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» ( Лк. 1: 46–49 ). Как видим, слово «ублажать» находится в смысловом единстве со словами «сотворил Мне величие Сильный». Слово «величие» во всей Библии встречается только 41 раз. Оно означает «вознесенность», «возвышенность», «слава Божия» (см.: Втор. 5:24 ; Иов. 13:11 ; 1Пар. 29:11 ; Евр. 1:3, 8:1 ; Иуд. 1:25 ). В Священном Писание оно связано всегда с почитанием. «Вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое» ( Втор. 5:24 ; «Твое, Господи, величие , и могущество, и слава, и победа и великолепие» ( 1Пар. 29:11 ; «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие , сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки» ( Иуд. 1:25 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сергей Журавлев 13 августа 2015, 13:14 Хотим построить небольшую каменную церковь в маленьком селе, понравился ваш вариант " бюджетного храма " - сможете ли вы помочь нам с проектом и советами? илья 30 ноября 2012, 19:32 я хочу что б у меня в деревне построели храм потому что тут долеко находетса храм месте владимерская обл д .маренкина Марина 4 октября 2012, 20:46 Уважаемый Андрей! Извините, не знаю Вашего отчества. Любуюсь Вашим храмом Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Красота. Это останется на века. Олег 22 апреля 2012, 08:47 Приветствую вас братья и сёстры во Христе Иисусе Господе нашем!Мир вам!Статьи содержательные и интересные. Хочу поделиться только одним. У нас главный архитектор и строитель, и финансовый спонсор-Сам Господь Бог. У него в первую очередь нужно спрашивать совета и просить видения проектов на строительство новых зданий церквей.(1 Пар.28:10 Смотри же, когда Господь избрал тебя построить дом для святилища, будь тверд и делай. 11 И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега, 12 и чертеж всего, что было у него на душе, дворов дома Господня и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных, 13 и священнических и левитских отделений, и всякого служебного дела в доме Господнем, и всех служебных сосудов дома Господня, 14 золотых вещей, с означением веса, для всякого из служебных сосудов, всех вещей серебряных, с означением веса, для всякого из сосудов служебных.) Аминь! Елена Эргардт 27 января 2012, 01:41 Уважаемый Андрей! Ваш взгляд на существующее положение вещей в церковном строительстве в основном объективен и несомненно профессионален, но простите, не очень корректен. Верующему человеку, которым Вы являетесь, недопустимо уничижать профессиональный уровень своих коллег архитекторов из " глубинки " , тем более, что очень много грамотных и качественных объектов нового церковного строительства находятся за пределами Москвы и Московской области. И Вам это известно. Господь ведь не только одного Вас избрал на служение делу храмоздания. Безусловно, имеет место быть тому, о чем Вы говорите, но истинное положение вещей не столь удручающее. Пожалуй, правильно будет более деликатно говорить на эту тему, поскольку Вашим авторитетом можно основательно причинить вред архитекторам, которые так же, как и Вы призваны служить Православной Церкви в деле строительства храмов. Не бойтесь делиться со своими коллегами из " глубинки " объектами, особенно за пределами Московской области. Господь за это Вам большее в руки даст. Простите за тон, но что называется чаша терпения за много лет переполнена.Новых Вам творческих успехов и помощи Божией в благих делах.

http://pravoslavie.ru/49052.html

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них. Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий . Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество. Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня «. Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь. Обрезание Господне. Читайте на «Правмире»: Обрезание Господне. Фильмы о смысле праздника:

http://pravmir.ru/obrezanie-gospodne/

Перед Владимирскою иконою Божией Матери, нарочно принесенною из Успенского собора в Храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна 28 октября, схимник, член Собора, благоговейно вынул из урны один из трех жребиев с именами кандидатов, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона. С каким смирением, с сознанием важности выпавшего жребия и с полным достоинством принял преосвященный Тихон известие о Божием избрании. Он не жаждал нетерпеливо этой вести, но и не тревожился страхом, – его спокойное преклонение перед волей Божией было ясно видно для всех.Когда торжественная депутация членов Собора во главе с высшим духовенством явилась в церковь Троицкого подворья в Москве для «благовестия» о Божием избрании и для поздравления вновь избранного патриарха, преосвященный Тихон вышел из алтаря в архиерейской мантии и ровным голосом начал положенный по церемониалу краткий молебен. После молебна митрополит Владимир, обращаясь к новоизбранному, произнес: «Преосвященный митрополит Тихон, Священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество Богоспасаемого града Москвы и всея России», на что митрополит Тихон отвечал: «Понеже Священный и великий Собор судил меня, недостойного, быти в таком служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Вслед за провозглашенным затем ему многолетием митрополит Тихон обратился к Соборному Посольству с кратким словом: «Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Конечно, безмерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль ( Ueз II, 10; III, 1 ) Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно – в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа – Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка?..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

После праздника Пасхи между годичными праздниками первое место занимают праздники Господские и Богородичные. Они следующие: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, праздник Пятидесятницы, день Воздвижения Честного Креста, день Успения Богородицы. За этими двунадесятыми праздниками следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Божией Матери. Все эти праздники суть памятники величайших благодеяний Божиих роду человеческому. Нет ни одного из них, который не напоминал бы нам или о каком-либо важном событии из жизни Христа Спасителя и Богоматери, или о какой-либо милости Божией к нам. Они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Издревле почитая святых, Церковь издревле посвятила им особые праздничные дни. Празднование этих дней, соединенное с воспоминанием жизни святых угодников и их подвигов, является для нас наилучшим училищем веры и благочестия, согласно словам апостола: поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). О должном освящении праздничных дней Господь так говорит чрез пророка Исаию: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям: дам им вечное имя, которое не истребится... всех, хранящих субботу от осквернения ея и твердо держащихся завета Моего, Я приведу в святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис.56:4 –7 ). е) О постах Посты, содержимые православною Церковью, суть божественное установление и имеют незыблемые основания для себя в священном Писании. Начало посту, как воздержанию и борьбе с чувственностью, положено было еще в раю заповедью, данной Богом человеку о невкушении плодов древа познания добра и зла ( Быт.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010