Воздетые руки Божией Матери и чётко прорисованные между ними складки мафория образуют как бы чашу, вмещающую фигуру Младенца Христа и Саму Богородицу. Это знамение Небесной Литургии, в которой Богородица являет Собой Храм, Престол и Просфору. Она молится за весь мир и как бы сораспинается со Христом: «Прямостоятельное моление, распростертые руки предпосылающа, страсть креста в подобии изображает» 125 . Начало и конец времён заключены в круге вечности. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и этот рожденный Бог станет Жертвенным Агнцем Христом, восстанет из гроба и вновь соединится с Матерью в Небесном Иерусалиме, как соединяется Богородица-просфора с Телом и Кровью Христа в Чаше на Литургии. «Помяни, Господи, Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь ; юже (сущую) от конец даже до конец вселенныя и умири ю (Ее), юже наздал (поставил) еси честною Кровию Христа Твоего; и Святой Храм сей утверди даже до скончания века» 126 , – молится Церковь на Литургии. В иконе «Знамение» образ страдания преобразуется в то, ради чего оно претерпевалось – в бесконечную радость будущего века, где творение соединяется со Христом. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; и они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их ( Откр.21:2–3 ). Такой онтологический план есть в любой иконографии Божией Матери, но художественный образ «Знамение» сообщает ему абсолютную форму. Мистическая глубина образа «Знамение» определила его важное место в богослужении. Эта иконография издревле помещалась в алтарной апсиде и на запрестольном образе. Запрестольная икона всегда выносная и двусторонняя. Первоначально на её обороте писали страсти Господни или образы мучеников. Но со временем возобладала традиция помещать изображение свт. Николая, архиепископа Мирликийских, воплотившего идеал совершенного пастырского служения. С тех пор на запрестольной иконе с одной стороны находится образ Вселенского Тела Церкви и Её Собора, а с другой – епископа, поставленного во образ Христа собирать в Неё верующих своим омофором. Соединение этих образов символизирует мистическое единство Небесной и земной Церквей, претворяемое в Евхаристии и исполняющееся в конце времен, как было открыто апостолу и евангелисту Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Дева родила Сына, и у грудей Ее пребывает Младенец, Мирровый Пучок, Возлюбленный Сын Ее. Он – благоухание Ее, любовь Ее и украшение. Он – аромат груди Ее. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (2:6). Именно так и изобразил святой евангелист Лука Младенца, умильно прильнувшего к Матери, на образе, получившем в России название Владимирской иконы Божией Матери (тип иконы «Умиление»), Левая рука Младенца – под головою Матери, а правая обнимает Ее. Припали друг к другу в умиленной любви Мать и Сын. Всемогущий Творец младенчествует, а творение Его Ему же материнствует! О, тайна неизреченная! Питающая всякую тварь, от творения Своего питается. Пречистая Матерь Его – Млекопитательница. Говорит Пречистая: Я сошла в ореховый сад девства посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли истинная виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Я пришла в Вифлеем родити Сына и тамо дам сосца моя тебе (6:11). Идущая в Вифлеем, зовет Слово родиться от Нее. Носящая во чреве желает уже видеть Его, прижать к груди Своей, зовет Его: Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле (мира сего), побудем в селах (Вифлеема, Назарета); поутру (после рождественской ночи) пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, распустились ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои (материнские) тебе . Тамо дам тебе сосца моя (7:12–13). Там напитаю Тебя, Питателя твари, молоком Моим. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). И стал Сын Божий Сыном Человеческим, Сыном Девы. И стала дочь человеческая Матерью Божией, Богоматерью. А икона Млекопитательницы стоит и ныне перед многими – многими матерями, питающими молоком чад своих. К Ней, к Млекопитательнице, обращены их взоры и мольбы. Под сенью Млекопитательницы вырастают христианские дети. Симеоново пронаречение Когда святые праведные Иосиф и Мария принесли Младенца своего в Иерусалимский храм, то «благословил их Симеон и сказал Марии, матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу...» ( Лк. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Да будет этот храм вечным памятником о благочестивой строительнице его, предавшей Господу и Его Пречистой Матери не только свое имущество, но и себя саму и избравшей местом пребывания своего скромную келлию этой обители, устроенной ее средствами. А в отношении к храму сему насельницы обители да сохраняют всегда в памяти своей и в мыслях своих, что здесь место святое – дом Божий, и сия врата небесная ( Быт.28:17 ), а потому стояще в сем храме славы Божией – на небеси стояти да мнят. Охраняя святыню сего храма, да блюдут святость и чистоту храма своих душ и телес. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор.3:17 ). Архипастырское слово при освящении храма в Томском епархиальном женском училище Слава Богу, благоизволившему устроить этот храм! Не мы, люди, начали, не мы и кончили это дело, но Тот, Кто сказал: Без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии ( Пс.126:1 ). А что созидающие этот дом трудились не всуе, об этом свидетельствует все дело постройки от начала до конца. Если же не суетен их труд, то, значит, их дело было делом Божиим, делом Его благодатной помощи трудившимся в созидании. Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови 62 . Но Господь не Сам создает храмы и жилища человеческие. Он действует чрез поставленных на это людей, которым дает Свою благодать, силу, мудрость и все потребное для строения. Зиждущие обычно думают, что они во всем действуют по своему желанию, по своему разумению. Для поверхностного взгляда действующая здесь рука Божия бывает невидима. Но когда отнимается у строителей благодатная помощь, тогда явно обнаруживается их бессилие, их недостаток разумения. Они силятся строить, а за ними как бы кто идет и разрушает их дело. Они видят, что всуе трудятся, и оставляют свою работу, как сделали это строители башни Вавилонской. Этого нельзя сказать о нашем доме: он явился вполне благоустроенным. Значит, на труде строителей его было Божие благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

А дальше мы видим, как выросший Иисус словно бы все больше отдаляется от Своей Матери и вообще от той семьи, в которой Он вырос. Однажды, когда Ему исполняется двенадцать, Мать и Иосиф теряют Его, возвращаясь из Иерусалима с праздника, и, естественно, начинают страшно волноваться. Вернувшись в храм, они обнаруживают Мальчика сидящим в кругу книжников и знатоков Священного Писания и на равных с ними беседующим. Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя , — взывает Мария к Сыну, а в ответ слышит невозмутимое: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:48, 49). Христос обращается к Матери почтительно, но вовсе не оправдывается. Можно представить себе, какие родительские чувства возникли бы у нас в подобной ситуации. В тридцатилетнем возрасте Господь вовсе оставляет дом. Отныне Он странствующий Учитель, у Него есть ученики, и все Свое время Он уделяет им — и тысячам других людей, ищущих от Него чудес, а главное, исцелений. А Мать? О Ней евангелисты пишут совсем мало. Вот Она и братья Иисуса (сводные, от первого брака Иосифа, или двоюродные — племянники Марии, но точно не родные) подходят к дому, в котором проповедует Спаситель, и, не решаясь пробираться сквозь толпу, просят позвать Его к ним, наружу. Когда эта просьба достигает ушей Иисуса, Он отвечает: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48-50). Мы никак не можем заподозрить в этих словах Христа пренебрежения по отношению к родным людям: и тени пренебрежения к Матери не могло быть в сердце Того, Кто, Сам умирая на Кресте, беспокоился о Ее дальнейшей жизни и поручал заботам апостола Иоанна (Ин 19: 26–27). Сказав: вот матерь Моя и братья Мои , Христос лишь подчеркнул, что всякий, кто желает жить по воле Божией, становится Ему родным и близким Интересно, что, с точки зрения догматического богословия, в таинстве Крещения мы действительно роднимся со Христом, переходим из разряда творений Божиих в разряд Его родственников.. Но какое же смирение должна была иметь Мария, чтобы не поддаться приземленным родительским эмоциям, не вообразить, будто Сын, Которому отдано столько сил, любви и заботы, сделался для Нее чужим! Он — где-то там, за стенами дома, окруженный любопытной толпой; а Она — здесь, снаружи, с не родными Ей детьми, одинокая и растерянная… Все это Богородица смиренно принимает. Как позже примет и другое, гораздо более страшное. Самое страшное. Казнь собственного Сына.

http://foma.ru/chto-prishlos-perezhit-ma...

Митрополит Волоколамский Иларион: Не следует поддаваться ни унынию, ни страху 4 апреля 2020 г. 11:11 Вечером 2 апреля 2020 года в рамках  онлайн-конференции на  УоиТиве-канале интернет-портала «Иисус» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на многочисленные вопросы, волнующие людей в условиях эпидемии коронавируса. Приветствуя из храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке всех участников онлайн-конференции, архипастырь сказал: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Я вас приветствую из храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Я хотел бы начать с чтения небольшого отрывка из Евангелия от Матфея. Это слова Господа Иисуса Христа, которые Он обратил к Своим ученикам: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Обычно эти слова цитируются в качестве указания на молитву Церкви, и действительно, когда мы приходим в храм Божий, когда собираемся вместе, мы чувствуем, что Господь Иисус Христос присутствует среди нас. Это чувство Его живого присутствия наполняет нас особой силой, особой радостью. Вот почему нас все время тянет в храм. Но я хотел бы обратить внимание вот на какие моменты. Во-первых, Господь не говорит: «Где двести, триста или пятьсот человек соберутся во имя Мое, там Я среди них». Он говорит: «Где двое или трое соберутся…» А в каких случаях мы собираемся по двое или по трое? Как правило, в наших семьях. И вот сегодня, когда многие лишены возможности посетить храм из-за сложившейся ситуации, которая какое-то время еще будет сохраняться, необходимо обратить особое внимание на домашнюю молитву. Мы очень часто об этом забываем. Нередко мне приходится слышать от людей верующих: мол, не успеваем мы помолиться дома, с детьми, потому что с утра спешим на работу, детей надо отправить в школу, позавтракать бы успеть, ну, а вечером приходим уже уставшие, телевизор надо посмотреть, детей спать уложить. Сейчас у нас есть возможность научиться домашней молитве — по двое, по трое, по четверо. Сколько вас есть в семье верующих православных людей, столько собирайтесь вместе и молитесь утром и вечером. Сейчас достаточно свободного времени. Если те из вас, кто не научился прежде домашней молитве, научатся ей за время карантина, это будет замечательное достижение.

http://patriarchia.ru/db/text/5616900.ht...

Храм наполнился прелюбодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные. И жертвенник наполнился непотребными, запрещёнными законом, вещами. Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться иудеем». Иудеев также заставляли вкушать идоложертвенное мясо каждый месяц, в день рождения царя. Было запрещено обрезание. Нарушение этих законов строго каралось. В контексте описания жестокостей и угнетения иудеев приводится рассказ о мученичестве Елеазара. Ему предлагали пойти на обман, съесть не идоложертвенное мясо, но то, которое бы он сам принёс в храм, чтобы неравнодушные люди из числа храмовых служителей подали ему это мясо как идоложертвенную свинину. Но он отверг такой способ избежать наказания и добровольно принял мученическую смерть. Так он подавал пример молодым стойкости в своих убеждениях и отстаивании святых законов. Нельзя сказать, был ли пример Елеазара решающим, но в народе продолжали распространяться случаи мученичества за веру. Самый известный – это мученичество семи братьев Маккавеев и их матери. В самой 2-й книге Маккавеев эти братья никак не названы. В последующей христианской литературе, чтобы как-то их обозначить, мучеников стали называть «братьями Маккавеями», по названию книги, в которой о них рассказывается. Сразу после описания мученичества братьев и их матери следует описание начала борьбы Иуды Маккавея за веру. Таким образом, сама компоновка текста даёт повод говорить, что мученичество братьев и их матери представлено как искупление ими грехов всего иудейского народа. В 8-й главе рассказывается о начале восстания, приводятся мотивы восставших, численность отряда Иуды Маккавея, тактика боевых действий. Мятежники действовали ночью, совершали быстрые и мощные атаки на деревни и города, лояльные к Селевкидам, и исчезали так же внезапно, как и появлялись. Особенно автор обращает внимание на упование Иуды и его соратников на Божию помощь, так как силы мятежников и царя отличаются в разы. После гибели очередного карательного отряда, царь отправил подавлять восстание двадцатитысячную армию. Также Иуда Маккавей приводил исторические примеры помощи Божией Иудеям в сражениях прошлого. Особенно обращает на себя внимание стих 2Мак.8:21 : «такими рассказами сделав их неустрашимыми и готовыми умереть за законы и отечество…», так как здесь чётко указано, за что именно сражались мятежники, названы два аспекта их борьбы – религиозный и гражданский. То есть они готовы были умереть за традиционную для них форму Богопочитания и за родную страну. Победа над врагом объясняется Божественной помощью. Важно также то, что ради почитания приближающейся субботы повстанцы не продолжали преследование неприятеля до глубокой ночи. Благодарность Богу за победу в бою выражается, в том числе, и в почитании божественного закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Всякий раз, когда мы обращаем взор в прошлое, мы непременно должны чему-то учиться. Вот и сравнительно недавняя история нашей страны учит нас тому, что вера, преданность Церкви сильнее всего. Это огромная сила, с которой неспособен справиться ни один враг. Потому что с нами Бог, а с враждебной силой Бога нет. И каждый из нас должен жить с таким чувством и помнить, что с нами Господь и никто не может отлучить нас от любви Божией, кроме нас самих. Если же мы от Бога отказываемся, если перестаем ходить в храм, если не думаем о церковном воспитании своих детей, как иногда говорят, мол, вырастут и пусть сами решают, — тогда это великий грех и неправда. Детей нужно воспитывать в вере с самого раннего возраста и самим укрепляться: посещать храмы Божии, читать Священное Писание, иметь веру разумную — не только обряды совершать, но и умом и сердцем воспринимать слово Божие. Вот я и желаю всем вам именно так сохранять православную веру, а вместе с ней — наши замечательные обычаи, национальные традиции, потому что наша культура проникнута Православием и является частью нашего общего духовного наследия. Пусть Господь хранит сие святое место и каждого из вас, укрепляет ваши душевные и телесные силы, а детей укрепляет особо на пути их духовной жизни, потому что они будут жить тогда, когда никого из нас на свете уже не будет. И важно, чтобы и они так же собирались в святых православных храмах, причащались Святых Христовых Таин, молились Господу и воспитывали в православном духе своих детей. Такова наша с вами задача. Еще раз всех вас сердечно приветствую в этот прекрасный солнечный день и призываю благословение Божие на всех вас. Храни вас Господь!» В дар храму Патриарх передал Теребинскую икону Божией Матери и пасхальное яйцо. Верующим были розданы иконки Спасителя с Патриаршим благословением. В 1988 году в Болгар из села Порфирьевка Спасского района был перенесен деревянный храм Живоначальной Троицы. Село умирало, и деревянная церковь, построенная по проекту казанского архитектора Малиновского, находилась в запустении. После перемещения многоглавый храм освятили в честь мученика Авраамия, Болгарского чудотворца.

http://patriarchia.ru/db/text/6029129.ht...

Скачать epub pdf О ЦЕРКОВНОМ БЛАГОЛЕПИИ «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея» ( Пс. 25:8 ) За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был умерший Лазарь, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса, и отерла волосами ноги Его, и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Иисус же сказал: оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда ( Ин. 12:1–5,7–8 ). Не кажутся ли вам, возлюбленные, справедливыми суждения Иуды? В самом деле, не лучше ли было бы продать миро это и раздать деньги нищим... Такие речи часто слышатся. Говорят: к чему это благолепие церковное: дорогие облачения, митры, освящение, живопись... Нужна, мол, здесь простота, скромность. А деньги, потраченные на все благолепие это, лучше отдать бедным, ведь сколько есть голодных, больных, раздетых. На первый взгляд эти речи как будто правильны. Но в действительности они неверны и лицемерны... Почему верующие украшают свои храмы, почему они заботятся о благолепии Дома Божия. Этим они выражают свою любовь к Богу. Правда, Господь не нуждается в наших приношениях, но Ему угодны то благоговение и та благодарность души нашей, что выражается во вне в наших приношениях... Отчего многие святые иконы, например, Божией Матери, особенно чудотворные, так были осыпаны бриллиантами и другими драгоценностями. Это душа богомольца, получившая милость от Царицы Небесной, принесла в дар Божией Матери все самое ценное с человеческой точки зрения и тем выразила наиболее, насколько можно выразить вовне, свою любовь и благодарность Божией Матери. Также и все дорогое, что приносится верующими в храм Божий: облачения, митры, свечи, дорогие иконы, все это есть выражение нашего благоговения и преданности Богу и Его угодникам и внимание к храму, как дому Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Слово на параклисисе Божией Матери. Объяснение Богородичного Евангелия и приготовление к Рождеству Христову Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? кто ли не воспоет Твоего Пречистого Рождества… Этот церковный гимн в похвалу Богоматери мы с вами, дорогие, часто слышим за церковным Богослужением. Какое радостное, утешительное для души назидание получаем мы при воспоминании о Богоматери! Вся Ее жизнь – от самого рождения до последних дней на земле, до славного Ее Успения – полна чудесности, таинственности и отмечена знаками особого избранничества Божия. Рождается Она чудесным образом от престарелых и бесплодных родителей, праведных Иоакима и Анны, после их слезных молитв к Богу о даровании им чада. Едва только Ей минуло три годика, как Ее приводят в храм Божий, где Она в постоянном общении с Богом воспитывается в религиозной атмосфере, чтобы приготовить, соделать Себя достойной зачать и родить Бога Слова. И лишь возросла Она до совершеннолетия, как чрез Нее открывается всему миру тайна Божественная, от века сокрытая. С небесных кругов слетает в Назарет к Деве Марии Архангел Божий Гавриил и возвещает Ей зачатие и рождение от Нее Спасителя Мира, Господа нашего Иисуса Христа. Обрадованная неизреченной небесной радостью, Она спешит к Своей родственнице, праведной Елисавете, как слышали вы это из только что прочитанного Евангелия: Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. ( Лк. 1:39 ) Святые Отцы объясняют, что целью посещения Пресвятой Девой праведной Елисаветы было освящение Предтечи, еще сущего во утробе, исполнение Его Духом Святым. «Но не погрешим, – говорят другие толкователи, – если предположим и другую причину». Получив от Архангела предивную весть, Пречистая не могла не поделиться с кем-нибудь Своей радостью; ближе всего к Ней в то время был праведный Иосиф, но Она, чтобы не смутить его, не решилась открыть ему Божественную тайну, а пожелала разделить Свое ликование с праведной Елисаветой, для чего и отправилась в нагорную страну, в город Иудин.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Беседа 8 Деян.3:1 .  Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Петр не искал славы. – Добродетель всегда полезна. – Грехи подобны терниям. – Твердость духа святителя. – Толпа, не исполняющая воли Божией, ничего не стоит. 1. Везде являются Петр и Иоанн в великом между со­бою согласии. Иоанну Петр подает знак (на вечери); вместе идут они ко гробу; об Иоанне (Петр) говорит Христу: «а он что? " ( Ин.21:21 ) Прочие знамения опустил писатель этой книги, а о том, которое произвело великий ужас и всех по­разило, говорит. И заметь опять, что (апостолы) шли собственно не для того, чтобы совершить это (чудо): так они были сво­бодны от честолюбия и подражали своему Учителю. Зачем же они шли в храм? Разве они жили еще по-иудейски? Нет; однако, этот поступок их сопровождался пользою. Опять происходит чудо, которое и их утверждает, и остальных привлекает, – чудо, какого они еще не совершали. Болезнь (хро­мого) происходила от природы и превышала врачебное искусство. Уже более сорока лет он прожил в хромоте, как говорится далее, и во все это время никто не исцелил его. Ведь вы знаете, что те (болезни) особенно трудны, которые бывают от рождения. Болезнь была столь ужасная, что (хро­мой) не мог даже доставать себе необходимую пищу. И он был всем известен как по месту, так и по болезни. А как (совершилось чудо), – слушай. «И был человек, – сказано, – хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм» ( Деян.3:2 ). Следовательно, он же­лал получить милостыню и не знал, кто были – Петр и Иоанн. «Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас» ( Деян.3:3, 4 ). Он слышит это, но и при этом не встает, а все еще продолжает просить. Такова бедность: когда и отказы­ваются дать, она настаивает и понуждает. Устыдимся же мы, так поспешно удаляющиеся при просьбах! Смотри, какую кро­тость тотчас выказал Петр, сказав: «взгляни на нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010