Особую группу составляют изображения Д. (как правило, в левой части композиции) в рост вместе со своим учеником прп. Амфилохием. На иконе XVII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят Св. Троице Новозаветной, в нижней части - вид основанного ими монастыря (на записи XIX в.- 2-этажный 5-главый собор с примыкающей к нему 3-ярусной колокольней). На подобной иконе XVIII в. (ГРМ) с изображением обители святые обращаются в молитве к Спасу Еммануилу, на иконе-пяднице нач. XVII в. из Глушицкого Сосновецкого монастыря (ВГИАХМЗ) - к Нерукотворному образу Спасителя, внизу между ними - 6-гранный колодец под сенью (возможно, надкладезная часовня мон-ря). На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, на прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) они поддерживают руками обитель с 5-главым собором ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 93). Образ XIX в. (ВГИАХМЗ) в отличие от большинства изображений представляет святых в виде седовласых старцев, левая рука Д. прижата к груди, правая с раскрытой ладонью опущена. Изображение Д., в монашеском одеянии, с непокрытой головой, с темной бородой среднего размера, как правило, рядом с прп. Амфилохием, встречается на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами, происходящих из церквей Вологды (в наст. время в собр. ВГИАХМЗ): напр., на образе 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре; на иконе XVIII в. из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери - в правой группе в поясном поклоне; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на кладбище - в числе 4 наиболее почитаемых местных святых, в коленопреклоненном молении вместе с прп. Амфилохием; на иконе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье; на образе 1779 г. работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на Верхнем долу - в правой группе святых; на образе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в.- в левой группе; на иконе нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского и др. Деисус (Седмица) XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) дополнен 2 фигурами припадающих к стопам Иисуса Христа наиболее чтимых Вологодских преподобных - Димитрия Прилуцкого (слева) и Д. (справа).

http://pravenc.ru/text/178323.html

изображен в куколе, в остальных случаях святой показан с непокрытой головой. В традиц. иконографии И. представлен на иконах из вологодских церквей: из собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (3-я четв. XVII в. под записью XIX в.), из ц. Спаса Преображения на Болоте (1-й пол. XVIII в., именован «         i»), из вологодской ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери (2-я пол. XVIII в.), из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (XVIII в.). На иконе «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в.) И. показан в 4-м регистре сверху, в одном ряду с преподобными Амфилохием и Дионисием Глушицкими, напротив него - прмч. Галактион. И. представлен вполоборота вправо, безбородым и безусым юношей, руки сложены в молении. У него правильный овал лица, большие глаза, дугообразные брови, довольно крупные нос и рот, откинутые назад прямые волосы до плеч открывают высокий лоб. Он более, чем другие изображенные, отмечен киноварной подрумянкой ланит. Одеяние монашеское, ряса и мантия писаны по золоту, притенения и складки обозначены коричневым цветом, параман и опущенный на плечи куколь темно-синего цвета с белыми крестами, именующая надпись помещена на нимбе: «      ». На иконах работы «Лазаря Климова Ершова со товарищи» (1778, АМИИ) и вологодских иконописцев Димитрия и Ивана Сумароковых (1779, ВГИАХМЗ, из ц. Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологды), а также на иконе неизвестного автора из Семинарской ц. г. Вологды (кон. XVIII - нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И., юноша с короткими волнистыми волосами, изображен справа во 2-м верхнем ряду, в традиционном облачении. И. с покрытой куколем головой представлен на 2 иконах «Спас Всемилостивый с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВУИАХМЗ) в левой части композиции, руки прижаты ладонями к груди. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Спаса Преображения на Болоте г. Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан в рост слева в 3-м ряду предстоящих.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Петра) и даже древним пророкам (в службе прор. Илии слав. канон Пахомия заменил переведенный с греч. канон Иосифа). С именем Пахомия (в этом смысле следовавшего за предшествующей южнослав. традицией) связано возрождение и широкое распространение на Руси практики использования текстового акростиха. Творчество Пахомия оказало сильное воздействие как на совр. ему книжников, так и на авторов XVI в. С этого времени на Руси становится почти правилом, чтобы агиограф был и гимнографом. К числу ранних подражаний Г. серб. книжника относится анонимная служба прп. Димитрию Прилуцкому, написанная не позднее посл. четв. XV в. Из др. рус. гимнографов XV в. следует указать еп. Пермского Питирима , составившего службу на обретение мощей свт. Алексия Московского; митр. Феодосия , написавшего акафист («кондаки и икосы») Успению Богоматери; соименного ему инока тверского Жёлтикова мон-ря, составившего по благословению местного еп. Вассиана службу Арсению, еп. Тверскому (1483). Анонимными авторами созданы службы еп. Исаии, прп. Авраамию и блж. Исидору Твердислову Ростовским (положившая начало целой плеяде рус. служб юродивым Христа ради), св. кн. Феодору Смоленскому и Ярославскому ( Макарий. История. Кн. 4. Ч. 2. С. 40), сретению Владимирской иконы Божией Матери и др.; канон Феодору повторяет общий канон святителям Климента Охридского вместе с авторской «подписью» в 9-й песни ( Шаламанов. (II) 1987. Ч. 1. С. 54-56). Вероятно, в 3-й четв. XV в. начала формироваться Минея новым чудотворцам - дополнительная к основной Минее книга, включающая службы московским, ростовским и новгородским святым. Идея этой книги возникла, возможно, в связи с учреждением автокефалии Русской Церкви (старший список, включающий и пространные жития - РНБ. Солов. 518/537, 1494 г.); в следующем столетии это название было перенесено на сборники более широкого состава (нередко 2-томные - один том обнимает половину года), включающие жития святых и службы святым, канонизированным на церковных Соборах 1547 и 1549 гг. (об этом см.: Горский, Невоструев.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Петра («над гробом чудотворца») в сев. алтаре - «образ, большая пядница, чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, обложены серебром, венцы сканные» (Описи. 1876. Стб. 434, 518). На пяднице из ризницы Соловецкого мон-ря (кон. XVI - нач. XVII в., АОКМ) И. представлен в саккосе охряного цвета с зеленофонными кругами в красных обрамлениях, митре, омофор перекинут через левую руку (Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. Кат. 8. С. 25-26). Три Московских святителя могли сопоставляться с К-польскими святителями, как свидетельствует образ, находившийся в киоте над местной иконой «Хвалите Господа с небес» в левой, северной части местного ряда иконостаса в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря («Образы святителие Петр, Алексей, Иона, Василей Великий, Григорей Богослов, Иван Златаустей. У того же образа пелена камка червчата» - Опись строений и имущества. 1998. С. 54). Вероятно, все святители, и Московские и К-польские, были изображены одинаково, без различий в размерах и в расположении фигур, благодаря чему подчеркивались их единство и подобие. Композиция с образами 3 Московских святителей, в т. ч. И., могла использоваться для изображения на обороте запрестольной или выносной иконы, как, напр., на обороте Владимирской иконы Божией Матери из собрания П. П. Шибанова (сер. XVII в., ГИМ). Редкий тип иконы И. вместе со святителями Киприаном и Фотием должен был напоминать о дне обретения их мощей во время 1-й перестройки московского Успенского собора (1472): «…мощи же его вси цели и нерушимы, прияше бо плоть кости его и не двигнушися состави его; а ризы, и амофор и прочаа всех сих триех святитель не истлеша по толицех летех преставления их» (ПСРЛ. Т. 18. С. 238). Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Рельеф. 4 я четв. XVII в. (ГММК) Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Рельеф. 4 я четв. XVII в. (ГММК) Существовали многофигурные иконы с изображением И., как, напр., 3-створчатый складень «Московские чудотворцы в молении Богоматери с Младенцем» письма Истомы Савина, принадлежавший М.

http://pravenc.ru/text/578250.html

5). В сценах нечестивой жизни Н. написан с шапкой на голове (Л. 6 об.- 7 об.). Воспитание Н. женой воеводы показано как посечение стоящего на коленях отрока розгами по обнаженной шее (Л. 8). В сцене беседы с другом Никодимом Н., согласно тексту, имеет темный цвет лица (Л. 8). Свт. Нифонт. Миниатюра из лицевого Жития св. Нифонта. 3-я четв. XVI в. (БАН. 34.6.61. Л. 1) Свт. Нифонт. Миниатюра из лицевого Жития св. Нифонта. 3-я четв. XVI в. (БАН. 34.6.61. Л. 1) В большинстве композиций Н. предстает как стоящий с краю отрок или молодой человек, или средовек (образы безбородого (Л. 111, 112, 113 об.) и бородатого Н. (Л. 108) даны без определенного порядка), с круглыми локонами, облегающими голову, наподобие шапки, напоминая юных мучеников. Его одежда указывает на принадлежность к состоятельному сословию - туника с длинными рукавами, оплечьем и поручами. Он может быть изображен в пределах одной композиции дважды или трижды - так передается движение во времени или в пространстве, напр., моление в церкви перед иконой Божией Матери, Которая ему улыбнулась (Л. 11об.). При явлении 2 бесов во сне Н. видит себя бегущим через церковное здание в виде галереи или туннеля, его оглядывающаяся назад фигура на миниатюре повторена 3 раза, в каждом случае написано его имя (Л. 12 об.). После первого явления святому Пресв. Богородицы и вмц. Анастасии начинается 4-летний период искушения от лукавого, внушавшего Н., что Бога нет. В тексте Жития в этой части Н., преодолевший искушение молитвой, сравнивает себя с ап. Фомой, помилованным, несмотря на неверие (Л. 33). В иллюстрациях, комментирующих этот текст, в одеждах Н. появляется короткая туника поверх длинного платья, уподобляющая буд. святого прор. Моисею. В сцене к этому фрагменту текста Н. изображен 5 раз в движении: стоящим на облаке и снимающим обувь, что также восходит к иконографии прор. Моисея, взирающим вниз, опираясь лицом на руки, или лежащим во сне. Мультиплицированием фигуры Н., разнообразием его жестов, уподоблением духовного «ландшафта» Н.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

По местной традиции к храму пристроена трапезная с шатровой колокольней, боковые главы изнутри имеют вид восьмериков с плоским перекрытием. С 90-х гг. XVIII в. классицистический декор использовали в фасадном убранстве храмов, в т. ч. традиц. типов. С именем Воротилова связывают строительство Казанской ц. (1791-1795) в с. Сараеве Нерехтского у. (ныне Приволжский р-н Ивановской обл.), принадлежавшем А. В. Суворову. В декоре этой церкви использованы тосканские пилястры большого ордера, 2-ступенчатый аттик, между ярусами окон, отмеченных профилированными сандриками, помещены прямоугольные щиты. Портики из 4 пилястр с треугольными фронтонами украшают двусветную бесстолпную ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм (1792) в с. Дурцове Галичского р-на (заказана помещиком Н. Ф. Овцыным), ц. свт. Николая Чудотворца (1794) типа «восьмерик на четверике» в с. Никольском-на-Стрельне Нерехтского у. (ныне Некрасовский р-н Ярославской обл.), принадлежавшем гр. Г. И. Головкину. В посл. четв. XVIII в. в архитектуре К. и Г. е. ярко выражена архаизирующая линия как реакция на распространение европейских стилей: бесстолпные 5-главые церкви Св. Троицы (1772) в с. Выголове и Казанской иконы Божией Матери (1795) в с. Княгинине (обе в Нерехтском р-не) с 2-придельными трапезными и шатровыми колокольнями, ц. Воскресения Христова (1796) в с. Усть-Нейском Макарьевского р-на, ц. Воскресения Христова (1798) в с. Григорцеве Нерехтского р-на по заказу Н. А. Хомутова с поперечно вытянутым четвериком в 2 оси проемов на боковых фасадах, наличниками с многолопастными килевидными фронтонами и кокошниками в завершении стен. В облике Воскресенской ц. (1779) в с. Левашёве Костромского у. на границе с Ярославской губ. (ныне Некрасовский р-н Ярославской обл.) совмещены традиции 2 региональных школ: тип 5-главых 2-столпных храмов с центральной световой главой был распространен на костромских землях в сер. XVII в., изящная 4-ярусная колокольня возведена Воротиловым; особенности объемной композиции (3-апсидный алтарь и преувеличенные размеры пятиглавия), а также декор роднят его с ярославским зодчеством. В архитектуре ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1773-1785) в с. Парском Юрьевецкого у. (ныне Родниковский р-н Ивановской обл.) с бесстолпным двусветным четвериком, 5 глухих главок к-рого установлены на 2-ступенчатом аттике, декорированном кокошниками, с большой точностью скопирована композиция ц. Покрова Пресв. Богородицы (1704) в с. Дунилове под Шуей Владимирской губ. (ныне Ивановская обл.), повторено также и ее фасадное убранство в нарышкинском стиле; церковь, видимо, строила артель шуйских мастеров, которые в посл. четв. XVIII в. трижды повторили этот проект в своем уезде.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

E. N. Kyriakoudis e. a. Mount Athos, 1999. P. 63, 78, 80. Fig. 2, 22, 23; Григорович-Барский В. И. Второе посещение Св. Афонской горы. М., 2004. С. 292; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. М., 2004. С. 153-154. Костромская икона «О.» Костромская икона «О.», одна из святынь костромского Богоявленско-Анастасииного мон-ря, см. в ст.: Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» . Воронинская икона «О.» Воронинская икона «О.» (не сохр.), чудотворная, святыня Воронинской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Череповецкого у. Новгородской губ. (близ совр. дер. Воронино Череповецкого р-на Вологодской обл.). Сказание об иконе известно в неск. списках, древнейший из к-рых датируется посл. четв. XVII в. Икона обретена в 1-й четв. XVI в. (2 редакции Сказания называют разную дату - 15 июня 1509 или 1518) пономарем ц. во имя арх. Михаила в с. Ильинском Иоанном. Возвращаясь из леса, он неск. раз оказывался на одном и том же месте, у дерева с иконой, пока не решил перенести ее в Архангельскую ц. Дважды образ исчезал из храма и вновь обнаруживался на месте своего явления. После исцеления слепой от рождения девицы Феодосии местные жители убедились в чудесах от иконы и возвели для нее часовню в лесу. Близ часовни стали селиться иноки. В 1522 г. на ее месте была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и основана пустынь, получившая название Воронинской по имени одного из первых настоятелей, Марка Вороны. Период наибольшего почитания иконы относится к сер. XVIII в., тогда же была создана служба ее явлению (ЧерМО). В 1792 г. пустынь была упразднена после сильнейшего пожара, в к-ром сгорели деревянные монастырские постройки, в т. ч. и церковь, где находилась икона. Существует версия, зафиксированная лишь в устном предании, что икона не погибла при пожаре, а была похищена и продана перекупщикам, у к-рых ее выкупили монахи Югской Дорофеевой пуст. На пепелище в 1804 г. была построена приходская каменная Успенская ц. Согласно описи храма 1895 г., в его главном алтаре, за жертвенником, слева, находился список с чудотворного образа (Главная церковная и ризничная опись Успенской Воронинской церкви, 1895//ЧерМО.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

С XI в. цикл И. П. встречается на иконах. Это либо изображения «Рождества Пресв. Богородицы» или «Введения во храм Пресв. Богородицы» на отдельных иконах, диптихах или минейных иконах (мон-рь вмц. Екатерины на Синае: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; кон. XI - нач. XII в.); либо повествовательные циклы на иконах-эпистилиях темплонов (мон-рь вмц. Екатерины: «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; XII в.; Ватопедский мон-рь, XII в., включена также сцену «Обручение Марии с Иосифом»); либо изображение протоевангельских событий в качестве житийных клейм, окружающих расположенный в среднике образ Богоматери. На фрагментарно сохранившейся серебряной чеканной груз. иконе с клеймами (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Зарзмы представлены сцены: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии с Иосифом»; на чеканной иконе «Богоматерь Умиление» (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Шемокмеди с евангельскими сценами и житием Марии 5 протоевангельских сюжетов расположены на нижнем поле под средником: «Отвержение даров», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие прав. Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии»; на боковых створках живописного складня из Убиси (XIV в., ГМИГ) представлены сцены от «Зачатия Пресв. Богородицы» до «Встречи Марии и Елисаветы». На резной стеатитовой иконе Божией Матери «Одигитрия» в рост с 10 житийными сценами (XII в., часть диптиха - Гос. музеи Берлина) изображены: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Вручение Марии Иосифу», «Благовещение», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и Елисаветы», «Сретение», «Смертное Благовещение», «Успение Пресв. Богородицы». Две последние композиции относятся к циклу «Успение Пресв. Богородицы», к-рый и в монументальных Богородичных циклах часто присоединяется к рассказу И. П. (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония, 1295).

http://pravenc.ru/text/200365.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010