В 1858 г. в Гатчину переведена, из Петергофа, Императорская охота; егерская слобода, состоящая из 20 домов и вмещающая до 60 семейств, тогда же, по распоряжению министра двора, причислена к приходу придворной церкви. В последнее время, когда Гатчинский дворец сделался зимнею резиденциею Императора, вход в дворцовую церковь воспрещен всем без исключения и хотя придворный причт исполняет требы у своих числящихся прихожан, но в церковь они не допускаются, и здесь богослужение совершается только в Высочайшем присутствии, летом же прекращается вовсе. В 1882 г. начальством егермейстерского ведомства начато дело о постройке, в Егерской слободе, отдельной церкви, которая, вероятно, и будет придворно-приходскою, как это есть в Царском селе и Петергофе. Причт и его содержание Придворное духовенство, до нынешнего столетия, как и при московских царях, получало прокормление от государевой экономии, наравне с придворно-служащими, с прибавлением небольшого жалованья. Какой был штат и содержание гатчинского придворного причта до воцарения Павла, не известно. По штату, Высочайше утвержденному 12 января 1797 г., причт составляли: священник, диакон, два дьячка, пономарь, просфорня и сторож. Священнику давалось в год 150 р., диакону – 120 р., дьячку – 60, пономарю – 40, просфорне – 30, сторожу – 36. Кроме того каждому положен провиант (штатом неопределенный), а священнику – фураж на лошадь. О размере провианта можно судить по одной ведомости, по которой, за январскую треть 1797 г., выдано: священнику 4 четв. ржи, 3 р. 23 коп. за ячмень – на квас и 13 р. за овес, диакону 4 четв. ржи и 3 р. 23 коп за ячмень, дьячкам по 2 четв. и по 1 р. 63 коп. В 1800 г., 7 сентября, Высочайше предписано: «священно и церковнослужителей гатчинской придворной и госпитальной церквей сравнять в жаловании с петергофскими и царскосельскими». Но по этому указу только в 1803 г. прибавлено, из государственного казначейства, священнику – 50 р., диакону – 30 р. и дьячкам по 20 р. в год. Вскоре протоиерею, в виде добавочного содержания, дали 206 р., под именем фуражных, а остальные члены причта обратились к милости Императрицы Марии Феодоровны и получали, из Ее кабинета, диакон 150 р., дьячки по 50 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Пелена. 1-я четв. XVI в. (ГРМ) Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Пелена. 1-я четв. XVI в. (ГРМ) В 1-й четв. XVI в. эта икона была украшена подвесной пеленой с ростовым образом К. в среднике и 19 клеймами его жития (ГРМ). Композиции клейм, хотя и соотносятся по составу с житийной иконой, решены своеобразно (особенно в верхних рядах), отличаются лаконичным рисунком и оригинальным серебристым колоритом. Цикл открывается традиц. сценой рождения святого. По-особому изображено видение К.: из окна кельи он зрит на икону Божией Матери «Одигитрия» на высокой рукояти, подобную выносной ( Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 275-278). Как и на иконе, важное место занимает клеймо с чудесной помощью К. князю и княгине Белёвским - тема моления о чадородии была близка семье вел. князя Василия III. Не исключено, что знаменщиком рисунка для средника пелены был художник круга Дионисия ( Маясова. 2004. С. 29-30. Ил. 10). Интересным памятником житийной иконографии, созданным по особой творческой программе, очевидно, в Макариевской мастерской, является московская икона «Прп. Кирилл Белозерский и свт. Кирилл Александрийский, с 18 клеймами жития преподобного» 2-й пол. XVI в. (из собрания И. С. Остроухова, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 139-141. 529). Предполагают, что икона происходит из ц. святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (1571) на подворье Кириллова Белозерского монастыря в Московском Кремле (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 50-51). К. изображен, по-видимому, вместе со своим тезоименитым святым, в день памяти к-рого скончался: судя по составу клейм и расположению фигур в среднике, образ К. является ключевым. Святые предстоят в молении образу Св. Троицы в небесном сегменте, возле ног - водоем с рыбами. Сюжеты расположены в следующем порядке (в горизонтальных рядах преимущественно по 2 в клейме): рождение Космы; обучение Космы грамоте и приведение его к окольничему Тимофею Вельяминову; молитва Космы и его назначение казначеем в доме Тимофея Вельяминова; прп.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Печёрской слободе земского уч-ща, было преобразовано в церковноприходскую школу. В сент. 1917 г. помещение школы было передано уездному земству. После 1918 г. монастырская школа была закрыта, а учебный корпус, где в XIX в. размещалось ДУ, в 20-х гг. был разобран. Святыни Самой почитаемой в обители являлась Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием. По преданию, в нач. XIV в. этот образ принес с собой на берега Волги свт. Дионисий. Согласно описям имущества Н. П. м., составленным в XIX в., икона «греческого письма» имела следующие размеры (в окладе): 1 арш. 3 четв. × 1 арш. 1 четв., или 124,5×89 см. Печерский образ был украшен чеканной серебряной позолоченной ризой с накладками из финифти и с различными надписями. О нек-рых чудесах, происходивших от образа, повествуется во Вкладной книге Н. П. м. (издана в 1893). Имелось неск. точных списков монастырской иконы. Существовала традиция передавать образ на время в дома нижегородцев. В 1925 г. икона была изъята из закрытого мон-ря, ныне ее местонахождение неизвестно. Впервые указание на то, что в Н. П. м. имелась чудотворная икона Божией Матери, встречается в рассказе Нижегородского летописца об оползне, разрушившем 18 июня 1597 г. мон-рь: «А образ чудотворный Пресвятыя Богородицы, и все образы и всякую церковную утварь за неделю до того времени вынесли из храмов вон здорово» ( Гациский. 1886. С. 624). Нижегородские краеведы XIX в. считали, что речь идет именно о Печерской иконе Божией Матери ( Добротворский. 1850. С. 61; Храмцовский. 1859. С. 313; Четыркин. 1887. С. 112-113). Но в летописном известии не сказано, какой именно чудотворный образ был вынесен из церкви за неделю до разрушительного оползня. Согласно описаниям тех же краеведов, во 2-й пол. XIX в. в Н. П. м. находилась еще одна древняя Владимирская икона Божией Матери, почитавшаяся как чудотворная. О сравнительно давней традиции почитания этого образа свидетельствует попытка печерского архим. Рафаила в 1631 г. получить позволение патриарха на то, чтобы обложить Владимирский образ серебром ( Добротворский. 1850. С. 62; Четыркин. 1887. С. 116). На основании сообщения нижегородского летописца невозможно судить, почиталась ли в кон. XVI в. в Н. П. м. Печерская икона Божией Матери и считалась ли, что это она была принесена из Киева свт. Дионисием. Самое раннее свидетельство почитания Печерского образа относится к 1654 г., когда по случаю морового поветрия с этой монастырской иконы был выполнен список, перенесенный 10 окт. того же года в Балахну ( Четыркин. 1887. С. 115-116. Примеч. 2). После крестного хода со списком вокруг города эпидемия в Балахне утихла, но указаний на былую принадлежность Печерской иконы свт. Дионисию не приводится. Т. о., имеющиеся данные не подтверждают ни длительности, ни устойчивости традиции почитания Печерского образа в монастыре.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (ГММК). Вторая, меньшего размера, исполнена учеником Симона Ушакова Феодотом Протопоповым Ухтомским (ГРМ). На обеих иконах авторское наименование образа не приведено. На первой - на фоне дан текст пророчества прав. Симеона Богоприимца о крестных муках Спасителя: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец» (Лк 2. 34-35). Этой цитате соответствует страстная атрибутика в руках Младенца Христа - достоверно переданный уменьшенный в размерах Голгофский крест с терновым венцом на нем, копие и трость. По кайме мафория Божией Матери на обеих иконах начертан ответ Богоматери арх. Гавриилу при Благовещении: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк 1. 46-47). Эта иконографическая схема, но без евангельских цитат точно повторена на гравюре 1713-1714 гг. московского мастера Г. П. Тепчегорского, вклеенной в сб. «Солнце Пресветлое» рядом с текстом сказания о Н. и., где в авторской подписи указано название «Новоникитская». Очевидно, идентификация уже существовавшего извода как Н. и. произошла благодаря изображению креста в руках Спасителя. С тем же названием этот извод представлен на первом по времени создания изобразительном своде чтимых Богородичных образов - на раме к Владимирской иконе Божией Матери, выполненной в 1722 г. Иваном Дорофеевым (частное собрание). Новоникитская икона Божией Матери. Роспись Благовещенской ц. в Ярославле. 1-я четв. XVIII в. Новоникитская икона Божией Матери. Роспись Благовещенской ц. в Ярославле. 1-я четв. XVIII в. Точный источник иконографии Н. и. неизвестен; на ее зап. происхождение указывают следующие особенности: сложенные на груди руки Богородицы, синий цвет Ее мафория, короткая белая рубашка у Младенца Христа, крест и орудия страстей в Его руке. Близкие по композиции изображения встречаются в европ. печатной графике XIV-XVII вв., в частности на нем. ксилографии XV в., где, как и на иконе работы Ушакова, есть мотив «Симеонова проречения», поскольку грудь Божией Матери пронзает меч.

http://pravenc.ru/text/2716436.html

В повествование об И. в некоторых списках Жития внесено сообщение о др. блаженном, жившем в то время в Ростове,- Иоанне Большой Колпак; в ряде списков в дополнение к этому приводится краткий рассказ о ростовском юродивом того же времени Артемии Третьяке (Там же. 808. Л. 1448 об.- 1449; РНБ. Тит. 1434; это же известие читается в дефектном списке БАН. 33.9.7, 2-я пол. XVII в.). (О блж. Артемии рассказывается, что из одежды он имел одну рубаху, передвигался бегом, часто бывал в Вознесенской ц., где покоятся мощи блж. Исидора Твердислова , имел дар чудотворения и провидения, в частности, провидел совершавшиеся в Москве по приказу Иоанна IV казни. «Пища же его - бежучи, ухватит полуденежной колачь, и ухватит зубы своими, и, держа в зубах, весь колачь исчиплет и розмечет, а что в роте, то была у него пища». Блж. Артемий был погребен в Вознесенской ц., напротив гробницы блж. Исидора.) Почитание И. Исцеление Ростовского митр. Кирилла. Клеймо иконы «Блж. Иоанн Ростовский, с клеймами чудес». 3-я четв. XVII в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) Исцеление Ростовского митр. Кирилла. Клеймо иконы «Блж. Иоанн Ростовский, с клеймами чудес». 3-я четв. XVII в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы Боголюбской Божией Матери с Ростовскими святыми. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы Боголюбской Божией Матери с Ростовскими святыми. Кон. XVII в. (ГМЗРК) ограничивалось Ростовской землей, о чем косвенно свидетельствует отсутствие памяти И. в святцах и в Прологах московской печати XVII-XVIII вв. Чаще всего Житие И. переписывалось в составе сборников, включающих Жития Ростовских святых. В Житии отмечены попытки прославления И., предпринимавшиеся в кон. XVI и в 1-й пол. XVII в.: «При благочестивом царе Феодоре Иоанновиче… о многих чюдесех сих Божиих во дворце возвещено… священником Максимом с челобитною. Да и при царе… Михаиле Феодоровиче… возвещено же священником Иоанном о многих чюдесех Божиих, и выписка у подьячево есть» (ГИМ. Син. 858. Л. 191-191 об.). Указание на обращение со списком чудес к царю Феодору Иоанновичу содержит хронологическое несоответствие: обращение отнесено к 1577 г., когда царем был еще Иоанн IV.

http://pravenc.ru/text/469398.html

Неизвестно, насколько иконография чудотворного образа, получившего распространение в эпоху позднего средневековья с названием «Богоматерь Коневская», соотносится с иконографией принесенной прп. Арсением древней иконы (возможно, не сохр.). Ее повторения XVI в., происходящие с разных земель, позволяют говорить о существовании устойчивого извода образа, почитаемого на Коневце. Коневская икона Божией Матери, с избранными святыми. Кон. XV — 1-я треть XVI в. (Музей русской иконы, Москва) Коневская икона Божией Матери, с избранными святыми. Кон. XV — 1-я треть XVI в. (Музей русской иконы, Москва) Самым ранним списком К. и. является чтимая монастырская святыня - икона с изображением на лицевой стороне Божией Матери с Младенцем, держащим на привязи птичку, на оборотной - Спаса Нерукотворного (ныне в Преображенском соборе Нововалаамского монастыря в Финляндии). Во время технико-технологических исследований (Хельсинки, Музей Атенеум) и реставрации (1969-1970, Москва, ВЦНИЛКР, ныне ВНИИР) иконы было сделано заключение, что она изначально задумывалась как двусторонняя; единое мнение о дате создания не достигнуто - живопись датировали от кон. XV до сер. XVI в. (результаты исследований, кроме частичного пересказа в работе А. Яяскинен, не опубл.). Однако данные выводы не соответствуют снимкам иконы в инфракрасных и рентгеновских лучах: небольшой размер иконы (43,5 ´ 32,5 см) и наличие широких шпонок на оборотной стороне не характерны для 2-сторонних выносных икон. Кроме того, авторская живопись на лицевой стороне (с многочисленными повреждениями и поновлениями) может относиться к кон. XIV в.; на это указывает ряд особенностей изготовления доски и левкаса, характер орнаментированной паволоки, видимой на рентгенограмме, наличие синего ультрамарина на фрагментах древнего мафория Пресв. Богородицы, типичного для визант. живописи позднего палеологовского времени. Тогда как изображение Спаса Нерукотворного на обороте несомненно является рус. работой нач.- 1-й четв. XVI в.; иконографические и художественные особенности изображения позволяют рассматривать его как произведение круга московского искусства эпохи вел. кн. Василия III (ср., напр., Владимирскую икону Божией Матери, с евангельскими сценами и со святителями на полях, 1515-1519, ГММК, Успенский собор Московского Кремля). Очевидно, что список К. и. c изображением Спаса Нерукотворного на обороте с нач. XVI в. и в 1-й четв. XVI в. находился не в иконостасе, а в киоте на солее ц. Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОЛЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Молченская икона Божией Матери в соборе Рождества Пресв. Богородицы Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Молченская икона Божией Матери в соборе Рождества Пресв. Богородицы Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Чудотворный образ. По преданию, икона была обретена 18 сент. 1405 г. на пустынном месте Молчь, в 20 верстах от г. Путивля Курской губ., по к-рому икона и получила название «Молченская» («Молчанская» ¾ устар. произношение). Так, на погребении иноков-отшельников, прежде уединенно живших на Молче (в пещере на Чудной горе), некоему благочестивому бортнику был явлен на липе образ Богородицы с Младенцем, тогда же он услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Впосл. на месте обретения М. и. был построен Молченский Рождество-Богородицкий Печерский муж. мон-рь, известный после 1656 г. как Молченская Софрониева в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь (ныне в с. Нов. Слобода Путивльского р-на Сумской обл., Украина). В Смутное время Софрониева пуст. была разорена, и 24 апр. 1605 г. игум. Пафнутий с братией перенесли икону в Путивль, где был основан новый Рождество-Богородицкий Молченский муж. мон-рь (Б. Молченский, см. Путивльский Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), а «когда и сей монастырь потерпел сильное разорение от бывшего в нем великого пожара, с тех пор подлинный Чудотворный Образ остался и по сие время неизвестным; точная же копия с онаго сохранилась доныне в Софрониевой пустыни и есть наместною в теплой Благовещенской церкви» (Описание Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой общежит. Софрониевой пуст. СПб., 1846. С. 11 - 12). Севская Молченская икона Божией Матери. Посл. четв.— кон. XVII в. (Крестовоздвиженский мон-рь, Севск) Севская Молченская икона Божией Матери. Посл. четв.— кон. XVII в. (Крестовоздвиженский мон-рь, Севск) С исчезновения подлинной иконы в Смутное время при пожаре начинается история бытования ее многочисленных списков на приграничных территориях в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

Коневская икона Божией Матери со сценами «Благовещение», «Распятие», с апостолами Петром и Павлом. Шитая пелена. 2-я четв. XVI в. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия) Коневская икона Божией Матери со сценами «Благовещение», «Распятие», с апостолами Петром и Павлом. Шитая пелена. 2-я четв. XVI в. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия) В кон. XV - 1-й трети XVI в. почитание К. и. в мон-ре возросло. О начале распространения ее списков на корельских землях может свидетельствовать текст жалованной грамоты 1499 г., в которой упоминается о раздаче во время следования «лодьи с монастырским запасом… образов Пречистые» (Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 170-171), в соответствии с монастырской традицией это могли быть уменьшенные списки К. и. К этому времени относится первое известное повторение К. и.- «Коневская икона Божией Матери, с избранными святыми» (Музей русской иконы, Москва), сохраняющая в авторском слое живописи редкую особенность древнейшего памятника - сине-зеленый цвет мафория Богоматери. С деятельностью мастеров Новгородского архиеп. Макария (1526-1542) связано появление в монастыре шитой пелены с изображением К. и. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия). Сложная композиция, дополненная сценами «Благовещение» и «Распятие», а также крупными полуфигурами апостолов Петра и Павла по замыслу близка к изображению на иконе из Музея русской иконы в Москве. Шитую пелену окаймляет текст покаянного Богородичного тропаря 4-го гласа: «К Богородици... притецемъ грешни...» Исторических сведений о вкладе пелены в мон-рь не сохранилось, но сложная композиция и особенности шитья говорят о том, что она задумывалась как вкладное произведение, предназначенное для Коневской обители. Коневская икона Божией Матери. Шитая пелена. 90-е гг. XVI в. (СПГИАХМЗ) Коневская икона Божией Матери. Шитая пелена. 90-е гг. XVI в. (СПГИАХМЗ) Активному почитанию К. и. в сер. XVI в. способствовал процесс подготовки к официальному прославлению прп. Арсения. Местное почитание К. и. установилось во время Ливонской войны, между 1573 г. (неудачная попытка шведов занять остров) и 1577 г. (вторичная швед. экспансия, закончившаяся изгнанием монахов и переселением братии в Деревяницкий Воскресенский мон-рь). Первое известие о заступничестве Богоматери в 1573 г. было запечатлено в надписи на ризе старинной иконы Спаса Нерукотворного (или оплечного?), к-рую принес в мон-рь чудесно спасшийся из швед. плена житель Корельской земли Афанасий Беляй: «Лета 1573 раззоряху Свеяне Российскую землю и тщахуся на Коневском острове раззорити монастырь, но молитвами Пресвятой Богородицы возвеяша ветры, поломаша лед на озере окрест монастыря и тако врази бездельни бывше, обратишася на Корельскую землю…» (Описание Осташковского Знаменского жен. мон-ря. 1890. С. 59-60; местонахождение иконы неизв., в нач. XX в. пребывала в надвратной церкви Знаменского мон-ря в г. Осташкове, ныне Тверской обл.).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Размер ее 6 четв. 2 в. вышины, 5 четв. ширины. Когда, где и кем писана икона, – на эти вопросы нет ответа; по характеру письма только можно видеть, что она весьма древняя. На иконе не было ни ризы, ни других дорогих украшений; но уже вскоре после перенесения ее, она пользовалась у охтян особым почтением. Это почтение возросло и укрепилось по следующему случаю: в 1802 году на Охте открылся сильный падеж коров, составлявших главное основание хозяйственной жизни охтян. Бедствие было слишком близко сердцу охтянок-молочниц; они начади молиться Богу и, как гласить предание, по особому указанию, обратились к скорой помощнице – Матери Божией, изображенной на привезенной иконе; подняли Святую икону, с крестным ходом обнесли вокруг всего поселения и язва прекратилась. В память такого осязательного явления помощи Божией, от чудодействующей иконы Божией Матери, установлено ежегодно совершать крестный ход по всем окрестностям охтенского прихода, что и исполняется доселе 28 июля, в день празднования Смоленской иконы Богоматери. Покойная Графиня Кушелева-Безбородко, Анна Алексеевна, питавшая глубокое чувство благоговения к чудотворной иконе, украсила ее сребро-позлащенною ризою. В 1874 году, усердием покойного председателя охтенской управы Е. Б. Кондратьева, риза на иконе Смоленской Божией Матери возобновлена с прибавкою значительных украшений. В настоящее время икона Смоленской Божией Матери весьма чествуется обывателями Охты: при закладке, при освящении всякого дома, в день именин, по случаю каких нибудь радостных, или печальных обстоятельств жизни, обязательно поднимается Смоленская икона; во время сильных пожаров, которыми изобилует Охта, народ настоятельно требует от духовенства, чтобы вынесена была на место бедствия икона Смоленской Божией Матери 136 . В памяти обывателей сохранилось множество сказаний о чудотворных действиях иконы; даже на наших глазах они совершались, но все это не записано, не засвидетельствовано формальным порядком, а потому и говорить об этих событиях официально нет надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК) редкий по иконографии образ П. помещен в левой группе, его голову покрывает схимнический куколь. Подобный образ П. в куколе - в правой группе на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (Петровский мон-рь в Ростове; в центре - св. Иоанн Предтеча). Данная композиция близка к иконам «Собор Ростовских святых», получившим распространение в кон. XVII - нач. XX в. (напр., образ из костромской ц. Воскресения на Дебре). П. представлен в традиц. «монашеской» иконографии, иногда в схиме. На иконе 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) он изображен вверху слева в необычном одеянии: на нем монашеские ризы и царский венец, волосы и борода святого короткие, волнистые, седые. На иконе сер. XIX в. (в т. ч. с избранными святыми, ц. свт. Николая Чудотворца в Ростове) П. также написан слева в верхнем ряду, в островерхом куколе; на образе посл. четв. XIX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - справа в верхнем ряду, с непокрытой головой, в волосах и бороде значительная проседь, правая рука лежит на груди. В коллекции Д. А. Ровинского хранилась «листовая картинка, гравированная на меди; издание на бумаге 1809 года» под названием «Образ ростовских чудотворцев» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. 1616 А). Икона 1909 г. находится в часовне на месте Обретения главы св. Иоанна Предтечи в рус. Вознесенском мон-ре на Елеоне в Иерусалиме. Согласно надписи на обороте, она была пожертвована в обитель «потомственной почетной гражданкой Александрой Феодоровной Мальгиной из гор. Ростова Яросл. губ. в лето 1909 г. 24 июня». П. представлен во 2-м ряду 2-м справа, он - старец в черной монашеской одежде, на голове проплешины, небольшая седая борода слегка раздваивается на конце. Образ П. включался в различные по иконографии композиции с Ростовскими чудотворцами. Напр., на иконе с врезанным меднолитым Распятием и избранными святыми 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК) изображены в молении апостолы Петр и Павел, коленопреклоненные преподобные Авраамий и П. (волосы и небольшая окладистая борода - русые с проседью). На иконе «Воскресение Христово» (1729, ГМЗРК) в верхней части по сторонам от Св. Троицы (Сопрестолие) представлены избранные и Ростовские святые (П. изображен слева во 2-м ряду, руки сложены крестообразно на груди). «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» (ГМЗРК) написана ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым «с подлинной чудотворной местной иконы ростовского собора» в 1855 г. по заказу Ростовского градского об-ва для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения, участвовавшей в Крымской войне 1853-1856 гг. Среди клейм с образами Ростовских подвижников на полях имеется полуфигура П. (со свитком в руке). Его изображение в сонме визант. и рус. святых вводилось и в более многофигурные иконографические программы, напр. в состав «Походного иконостаса» сер. XVII в. (старообрядческое собрание при Рогожском кладбище в Москве).

http://pravenc.ru/text/2580106.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010