Экзонартекс кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. 1849 г. Экзонартекс кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. 1849 г. Сообщающиеся парекклисионы прп. Иоанна-ктитора и свт. Спиридона Тримифунтского с общей крышей были пристроены с сев. стороны кафоликона на месте ранее существовавшей галереи и расписаны в 1761 г. В парекклисионе прп. Иоанна-ктитора сохранилось только 2 изображения - преподобных Павла Препростого и Сампсона; программа росписей парекклисиона свт. Спиридона традиционная, из редко встречающихся сюжетов следует отметить 7 чудес этого святого (низведение дождя, наказание жадного хлеботорговца, превращение змеи в золото, освобождение из темницы друга святителя, раскаяние блудницы, чудо с кирпичом на Вселенском I Соборе, вопрошание умершей дочери о спрятанных украшениях). Эти фрески созданы той же артелью, что и росписи нартекса ц. вмч. Георгия в Нигрите и ц. прор. Илии в Верьи близ Димитрици, а также иконы Христа Вседержителя, Божией Матери «Одигитрии» и Рождества св. Иоанна Предтечи (1776) из иконостаса парекклисиона Продромуди, переданные в Церковный музей г. Серес. Страти также обратила внимание на сходство фресок этих парекклисионов с росписями кафоликона Григория преподобного монастыря на Афоне, выполненными в 1779 г. художниками Гавриилом и Григорием. Макринарикион кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи расписан в 1630 г. на деньги цеха ткачей г. Серры. Более ранние фрески, кон. XV - нач. XVI в., сохранились на сев. стене в верхней зоне: это композиции «Побиение камнями ап. Анании», 3 Вавилонских отрока в печи огненной, «Мучения вмч. Димитрия Солунского и мч. Нестора», фрагменты сцены, изображающей вмч. Димитрия, поражающего болг. царя Калояна, или борьбу мч. Нестора с Лием, «Торжество Православия», изображения 7 отроков Эфесских, пророков Соломона, Давида и Исаии, фрагменты «Тайной вечери» и 2 сцен, к-рые невозможно идентифицировать. Страти сравнивает эти фрески с росписями трапезной Ксенофонта преподобного монастыря на Афоне (1496/97), веррийских церквей Пресв. Богородицы «Горгоэпикоос» (посл. четв. XV в.), Пресв. Богородицы «Палеофоритиссы» (посл. четв. XV в.), Сретения Господня (или Панагуда, посл. четв. XV в.), свт. Николая Чудотворца «тис Гурнас» (нач. XVI в.), Пресв. Богородицы «Кириотиссы» (1490), касторийских храмов свт. Николая Чудотворца, построенного мон. Евпраксией (1485/86), свт. Николая Чудотворца, основанного архонтиссой Феологиной (1484/85), и ц. вмч. Георгия на оз. Микри-Преспа (кон. XV в.).

http://pravenc.ru/text/577916.html

Вознесение Девы Марии. Икона из Троицкого костела с. Гервяты. Посл. четв. XVII в. Белорусская школа (?) (МДБК) Во 2-й пол. XVII в. в храмах, ставших униатскими, иконостасы постепенно уступили место архитектурным алтарям (ц. арх. Михаила в Острове, 1693), во 2-й четв. XVIII в. этот процесс, санкционированный Замойским Собором 1720 г., стал всеобщим. В этой эволюции Гродненщина опережала др. регионы, напр. Полесье. Иногда в храмах сохранялся местный ряд с царскими вратами и иконами Спасителя и Богоматери, ставшими боковыми алтарями. Количество алтарей было невелико, тем самым значительно уменьшалась потребность в иконописи. В течение XVIII в. (особенно к сер. XVIII в.) алтарная живопись униатских храмов все активнее усваивала барочную экспрессию и декоративность, в основном это касалось сюжетных сцен («Благовещение», происходит из церкви в Комотове, сер. XVIII в., МДБК). Однако иконография Спасителя и Божией Матери сохраняла традиц. черты XVII в., допуская свободу в изображении второстепенных персонажей, напр. ангелочков-путти, держащих корону над головой Богоматери (икона «Богоматерь с Младенцем», происходит из церкви в Мостах, 1-я пол. XVIII в., МДБК). Иконография большинства Богородичных образов относится к типу «Одигитрия» Виленского извода (т. е. восходит к иконе Богоматери «Одигитрия» из Виленского Свято-Духова мон-ря; не сохр., известна по гравюре мон. Антония (Тарасевича) 2-й пол. XVII в.), а также восходит к иконам Богородицы «Смоленская», «Ченстоховская», «Римская» «Снежная». В посл. четв. XVIII в. в алтарной живописи заметно смешение черт позднего барочного монументализма и раннего классицизма («Св. Анна с Марией» и «Св. Илия Пророк», происходят из церкви в Комотове, 1797, МДБК). Произведения этого своеобразного местного стиля разного уровня мастерства, в т. ч. примитивные образцы, продлили существование церковной живописи до конца церковной унии (1839), они вошли и в ряд иконостасов 30-х гг. XIX в., созданных по указанию митр. Иосифа (Семашко). Отдельные иконы этого периода, напр. «Богоматерь Умиление», «Вмц. Параскева» (обе - в МДБК), обнаруживают черты классицизма.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Николаевской ц. с. Кувшинова Вологодского у. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Николаевской ц. с. Кувшинова Вологодского у. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Скорее всего формирование усеченных вариантов иконографии Богородицы ( Игоревская , Петровская , Корсунская, Казанская и др. иконы Божией Матери) могло стать результатом копирования чудотворных икон, нижняя часть к-рых была скрыта завесами (в силу почитания), т. е. обнаженные части рук Богородицы и ножек Иисуса можно было видеть лишь в момент лобзания образа, когда завесы отодвигались. При повторении такой иконы мастера были вынуждены «сокращать» композицию, воспроизводя открытую поверхность живописи. При этом композицию приходилось переосмысливать, вписывая в нее поднятую правую руку Богоматери и изменяя жест левой руки Младенца. О том, что иконография К. и. представляет краткий вариант поясного образа, свидетельствуют большие, не вполне пропорциональные для столь камерных произведений головы и руки. Корсунская икона Божией Матери «Умиление». 2-я четв. XVI в. (СПГИАХМЗ) Корсунская икона Божией Матери «Умиление». 2-я четв. XVI в. (СПГИАХМЗ) Так мог появиться «сокращенный» список некой легендарной «корсунской» по происхождению иконы, который усвоил топоним оригинала. Этой версии противоречит то, что в раннее время «корсунскими» называли только изображения типа «Одигитриия», а не «Умиление». Однако именно пядничные К. и. с иконографией «Умиление» в эпоху позднего рус. средневековья вытеснили древние «корсунские» святыни и, приняв на себя их «корсунское» происхождение, стали ассоциироваться с византийским Херсонесом и служить иконописным образцом для многочисленных копий и повторений. К таковым относятся: святыня причерноморских земель Касперовская икона Божией Матери, появившаяся в районе древней Ольвии в кон. XVI в.; Девпетуровская икона Божией Матери из Спасо-Преображенского собора Тамбова, известная с кон. XVII в.; Дегтярёвская икона Божией Матери (XVII-XVIII вв.); Игоревская икона Божией Матери (XVI в.), чья история связывается с черниговским кн. Игорем (Георгием) Ольговичем.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Е. М. Юхименко Иконография Изображения К. В. встречаются на нек-рых рисованных темперой и чернилами настенных листах, созданных в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Выговской пуст., и на произведениях, по стилистике и технике исполнения сходных с иконами. Так, «портрет» К. В. в овальном картуше сохранился в цикле поясных прямоличных изображений выговских основателей и киновиархов 1-й четв. XIX в. (СГИХМ). На К. В. охристая ряса и коричневая мантия, клобук на плечах, на голове островерхая скуфья. У него характерное лицо с морщинами на щеках и переносице, борода длинная, более узкая на конце, но незаостренная, пряди волос лежат на плечах; пальцы правой руки сложены в двуперстном жесте; внизу подпись: «    ». Подобный извод воспроизводился на книжных эстампах сер.- 2-й пол. XIX в. ( Филиппов И. Ф. История Выговской старообр. пуст. СПб., 1862. Вкл.). На листе 1-й трети XIX в. (ГЛМ; см.: ПЭ. Т. 8. С. 558) К. В. и инок Виталий показаны в молении на берегу р. Выг на фоне обнесенного деревянной стеной скита с часовней и поклонным крестом под сенью; в облаках - благословляющий Спаситель. К. В. изображен слева, одет в голубую рясу, короткую темную мантию и черный клобук, персты его правой руки сложены для крестного знамения. Похожий тип изображения с более панорамным пейзажем и разнообразными скитскими постройками воспроизведен на миниатюре 1908 г. работы Ф. А. Каликина (ЦМиАР). В центре одного из листов нач. XIX в. (ГМИР) между 4 портретами выговских основателей размещено круглое клеймо с молящимися на фоне скита иноками К. В. и Виталием. Образ К. В. включен также в настенную композицию родословного древа киновиархов Выгорецкого общежития. Так, на листе 1-й четв. XIX в. (ГЛМ) фронтальные изображения К. В. и инока Виталия в картушах расположены по сторонам от центрального рисунка деревянных построек скита и 2 келий на переднем плане. На некоторых лубках образы основателей помещены в верхней части древа (1-я пол. XIX в. из собрания А. П. Бахрушина - ГИМ ОПИ. Ф. 1. Ед. 126). Вероятно, образ К. В. есть и на листе «Поклонение иконе Пресв. Богородицы и панорама Выговского и Лексинского общежительств» худож. В. Тарасова (1838, ГИМ) и на близкой по рисунку гравюре (2-я четв. XIX в., ГРМ - Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 195). На аналогичной по композиции живописной картине, созданной предположительно в 70-80-х гг. XIX в. в мастерской Преображенского кладбища в Москве (поступила в ГРМ из ОЛДрП; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Рус. музея. СПб., 2008. С. 128-129. Кат. 112), К. В. написан 1-м в левой группе, в земном поклоне перед Печерской иконой Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2458717.html

7 февр. 1885 г. имп. Александр III Александрович закрепил за монастырем участок земли около с. Головина (57 дес. 666 кв. саж.), пожертвованный купцом Сидоровым. Впоследствии он передал обители еще 7 дес. 1400 кв. саж. земли (там же), 2 окт. того же года пожаловал 15 тыс. р. в процентных бумагах. К 1890 г. К. м. владел 65 дес. земли, в т. ч. 21 дес. пахотной, 2 дес. огородной, 10 дес. леса. С пахотной земли собиралось обычно ок. 80 четв. ржи, 70 четв. овса и 100 четв. картофеля. Среди вкладчиков обители известны иеродиак. Хрисанф, почетная потомственная гражданка О. Ф. Мыльникова, купцы А. Н. Ксенёв и Г. И. Хлудов, купчиха А. А. Смирнова и др. 1917-2012 гг. После 1917 г. сестры обители зарегистрировались как сельскохозяйственная земледельческая артель. Согласно отчету от 17 февр. 1922 г., отправленному благочинным прот. А. Терновским архиеп. Крутицкому Никандру (Феноменову) , богослужения в Троицком храме К. м. совершали прот. Виктор Румянцев, сщмч. Василий Алексеевич Лихарёв и диак. Николай Куров, относящиеся «ревностно к возложенным на них обязанностям» ( Соловьев М., свящ. 2010. С. 187). К 1925 г. сельскохозяйственная земледельческая артель была упразднена, в монастырских корпусах устроен санаторий. Сестры, проживавшие в с. Головине, трудились в санатории посудомойками, уборщицами и т. д. В 20-х гг. по приглашению настоятельницы в К. м. проживал архим. московского Чудова мон-ря прмч. Амвросий (Астахов) , совершавший богослужения в Казанской ц. вместе с монастырским свящ. Василием Лихарёвым. В 1928 г. у общины были конфискованы дом церковнослужителей, земля; богослужения дозволялось совершать только в Казанском храме. После окончательной ликвидации общины в 30-х гг. архим. Амвросий служил в храмах сел Ховрина и Аксиньина, принял мученическую кончину на Бутовском полигоне. Колокольня Головинского мон-ря. 1911–1913 гг. Архит. А. А. Латков. Фотография. 2012 г. Колокольня Головинского мон-ря. 1911–1913 гг. Архит. А. А. Латков. Фотография. 2012 г. 4 мая 1929 г. собрание рабочих местных фабрик и жителей с. Головина постановило ходатайствовать перед центральными властями о закрытии Казанского храма. 21 июня того же года свящ. Василий был вызван в ОГПУ в Москву и арестован. Постановлением особого совещания Коллегии ОГПУ от 16 авг. 1929 г. священнику в течение 3 лет было запрещено проживать в Москве и Московской обл., и он поселился в Туле. В июле 1932 г. свящ. Василий вернулся в Головино, поселился в домике с несколькими престарелыми монахинями, служил в соседней Знаменской ц. с. Аксиньина, 15 нояб. 1937 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и вскоре расстрелян.

http://pravenc.ru/text/1319830.html

Земли при церкви: пахотной 39 дес. 2,073 саж., сенокосной 34 дес. 354 саж., усадебной 1 дес. 677 саж., лесу дровяного 45 дес. 1,386 с., неудобной под реками и болотами 27 дес., а всего 148 дес. 1,362 саж. План и межевые книги на всю эту землю имеются. Приход состоит из деревень: Золина (близ церкви), Талашманова (3 вер.) 202 , Мишукова (6 вер.), Седельникова (7 в.) и Ильиной горы (7 вер.) 203 , в коих по клировым ведомостям за 1897 г. числится 956 душ муж. пола и 1,036 женского. В д. Золине (с 1861 г.) и Ильиной горе (с 1897 г.) имеются земские народные школы; учащихся в 1897–98 учебн. году в первой было 51, а во второй – 40. Старковский приход Село Старково при озере того же имени находится в 15 вер. от уездного города и в 155 от губернского. До 1764 года село Старково принадлежало Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. – По писцовым книгам 1628 г. в сельце Старкове значится «двор монастырский, а в нем дворник, монастырских детенышей 2 двора, 7 дв. крестьянских и 8 бобыльских (в настоящее время здесь 105 дворов); пашни монастырской середние земли по 5 четв. в поле, крестьянской по 18 четв., перелогу и лесом поросло 30 четв… 3 знамени бортних, ходят монастырские крестьяне». Очевидно, что в это время церкви в Старкове еще не было. Но в переписных книгах 1678 г. в Старкове показана уже церковь во имя Живоначальные Троицы. – Эта церковь в 1749 году сгорела и вместо нее построена была новая деревянная же церковь , купленная в Быстрицком погосте. В 1795 г. и эта церковь сгорела; в 1797 г. вместо нее вновь была построена деревянная церковь. В 1863 г. в Старкове построен существующий ныне каменный храм, а деревянная церковь в 1867 г. разобрана. Престолов в храме два: главный во имя Живоначальные Троицы, в приделе теплом в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами старинные иконы Нерукотворенного образа Христа Спасителя и Казанской Божией Матери, уцелевшие, но преданию, от пожара 1749 г. Сохранилось напрестольное Евангелие печат. 1688 г. с подписью по листам: «сия книга Спасо-Евфимиева монастыря села Старкова церкви Живоначальныя Троицы; приложил оное того села прихожанин Тит Иванов».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Церковь Нерукотворного образа Спасителя в Балахне. 1668 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь Нерукотворного образа Спасителя в Балахне. 1668 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. К редкому типу церкви с 2 внутренними столбами вместо обычных 4 под центральной главой принадлежит Преображенская в с. Пурех (ныне Чкаловского р-на, в 1613 было пожаловано кн. Д. М. Пожарскому), построенная в честь освобождения Москвы от иноземных захватчиков (см.: Там же. С. 284; в церкви до 1827 хранилось знамя ополчения 1612 г., ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля). В наст. время древний объем церкви окружен поздними пристройками, особенно подавляют скромную церковь обширная трапезная (1879) и шатровая колокольня. Церковь Рождества Христова в Балахне. 1675 г. Церковь Рождества Христова в Балахне. 1675 г. Успенская ц. в с. Кирикове Лысковского р-на (1692; построена на месте старой деревянной, где служил свящ. Анания - учитель Никиты Минина (впосл. патриарх Никон); см.: Там же. С. 257) имеет кубический объем, ограниченный четкой линией горизонтального карниза, в верхнюю часть которого входит ряд небольших арочек. Сложное покрытие полукруглых (в прошлом) закомар заменено 4-скатной кровлей. Карнизы, обрамления окон с кокошниками, перспективный портал зап. входа выполнены в стиле средневек. рус. архитектуры. Сооружению придает живописность необычная композиция: к церкви пристроен невысокий алтарь, позднее с сев. фасада - придел, а главный вход находится под арками пристроенной к юго-зап. углу небольшой шатровой колокольни. Преображенская церковь в с. Пурех Чкаловского р-на. 1-я четв. XVII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Преображенская церковь в с. Пурех Чкаловского р-на. 1-я четв. XVII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Перемены, характерные для рус. зодчества посл. четв. XVII в., видны в архитектуре ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в с. Палец Перевозского р-на (1680): при общей объемной композиции традиц. пятиглавия отсутствуют закомары и соответствующее им 3-частное деление фасада (Там же. С. 266). Церковь покрыта 4-скатной кровлей с простым горизонтальным карнизом, под к-рым проходит ряд небольших арочных ниш. С запада к церкви пристроена обширная трапезная. Отдельно от них на той же продольной оси на высоком кубическом основании, прорезанном аркой, выстроена колокольня - позднее сооружение, которое имеет вид 8-гранной башни, завершенной куполом и главой.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Во 2-й пол. XVII в. насельникам З. м. выдавались годовая руга и «молебенные» деньги: строителю - 2 р. 8 алтын, ржи и овса по 2 четв. «с осминою без четверика»; старцам - по 9 алтын, ржи и овса по четверти «без четверика»; диакону - 1 р. 24 алтына, ржи и овса по 2 четв. На просвиры З. м. получал 2 четв. ржи «без полуосмины». До 1713 г. руга поступала из приказа Большого дворца. С 1713 по 1723 г., несмотря на неоднократные челобитные архимандрита и указы царя Петра I, хлебное и денежное жалованье из Московской губ. канцелярии не выдавалось. Мон-рь существовал за счет оплаты треб во Владимирской ц. и продажи привесов (золотых монет и ювелирных изделий) к Владимирской иконе Божией Матери. В З. м. также поступала плата с дворов, построенных тяглецами на монастырской земле (впервые известны по Росписному списку г. Москвы 1638 г.; см.: Тр. Московского отдела Имп. Русского военно-ист. об-ва. М., 1911. Т. 1. С. 17). Казна З. м. пополнялась и за счет денежных пожертвований и вкладов. Так, в 1728 г. адмирал Ф. М. Апраксин пожертвовал на содержание академии 100 р. и подал Синоду прошение о целесообразности перевода в З. м. семинарии из Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . С 1728 г. до нач. XX в. в пользу З. м. поступали доходы от арендаторов лавок, находившихся в монастырских зданиях на Никольской ул. 17 июля 1742 г. по распоряжению имп. Елизаветы Петровны братии было выдано единовременное жалованье 500 р. После учреждения штатов 1764 г. во 2-й пол. XVIII-XIX в. характер материального обеспечения изменился. Кроме традиц. неокладных доходов, поступавших из Владимирской ц., арендной платы и пожертвований мон-рю выдавалась штатная сумма из Коллегии экономии, к-рая в 1765 г. составляла 1311 р. 90 к. в год. С того же времени у З. м. появляются земельные владения в Московском у.: при с. Кузьминки (Влахернское) участок, в составе к-рого земли 872 саж., под прудом и рекой - 613 саж., мельница на р. Голедянке «о трех поставах»; луг (8 дес.) при дер. Шелепихе (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 2. 492. Л. 1-2).

http://pravenc.ru/text/182479.html

Село Кожино на речке Курже находится в 140 верст. от губернского города и в 17 вер. от уездного. До 1764 г. село Кожино принадлежало Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю; оно было приложено в монастырь частию в 1573 г. Марьей Григорьевой Третьяковой женою Кожина и частию в 1588 г. Софьей Никифоровой дочерью Кожина. В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 года о Кожине отмечено следующее: «в селе Кожине церковь пророка Илии древяна клецки вверх – строение Спасского монастыря и приходских людей, при церкви поп, дьячек, пономарь и просвирница, 4 кельи нищих «питаются от церкви Божией»; в селе двор монастырский, а в нем живут старцы для монастырской пашни, 4 двора монастырских детенышей, 7 дв. крестьянских и 5 бобыльских; пашни монастырской «середние земли» по 40 четв. в поле, крестьянской 39 четв., сена 20 копен, на Клязьме 70 копен и отхожева сена 70 копен, пашни церковной середние земли по 10 четв. в поле, лесу окола села непашенного 20 десятин». По переписным книгам 1678 года в Кожине значатся уже две церкви – во имя св. прор. Илии и Казанской иконы Пресв. Богородицы, при церкви священник, дьячек, пономарь и просвирница, 1 келья нищих, в селе двор монастырский. 16 дворов крестьянских и 20 бобыльских. В 1760–1772 гг. вместо деревянных церквей построен в Кожине каменный двухэтажный храм, который без существенных изменений сохранился здесь до настоящего времени. Главною строительницей храма была, по преданию, помещица Аг. Андр. Оболдуева. Престолов в этом храме два: в верхнем этаже во имя св. пророка Илии, в нижнем в честь Казанской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами икона Николая Чудотворца и икона Московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. В церковном архиве сохранилась грамота, данная на освящение храма епископом Владимирским Иеронимом в 1772 г. Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их из разных источников получается до 900 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

На гравюрах 3-й четв. XVII в. состав святых, изображенных в медальонах на концах креста, варьируется. Изображения К. и. на основе гравюры 1638 г. в нач. XVIII в. появляются в золотном шитье: воздухи (пелены?) нач. и 1-й четв. XVIII в. (Черниговский исторический музей, Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей), палицы нач. и 2-й четв. XVIII в. (НКПИКЗ, НХМУ). В Киево-Печерской лавре хранится фелонь сер. XVIII в., на оплечье которой вышито изображение иконы. Из иконописных изображений К. и. наиболее интересна икона XVIII в. (ГМИР) с символическим сюжетом и пространной композицией. В переносе образа К. и. в лицевое шитье и иконопись заметно «игнорирование мастерами материала оригинала: главным оказывается сам иконографический образ с необычной крестовидной композицией» ( Пуцко. 2010). После перенесения К. и. в Киев в старинный киот в купятицкой церкви была помещена ее деревянная копия, вставленная в гнездо в квадратной пластине, украшенной гравировкой и накладным венцом с датой 23 июля 1658 г. К оправе прикреплена круглая серебряная крышка, на к-рой выгравировано изображение К. и. (по гравюре 1638), с внутренней стороны - образ Св. Троицы. Благодаря тому, что в годы борьбы советских властей с религией с. Купятичи находилось за пределами СССР, в Зап. Белоруссии, ц. свт. Николая Чудотворца и находящаяся в ней чтимая копия К. и. уцелели. В последние десятилетия почитание К. и. в Купятичах, как святыни Полесья, оживилось: расширяется паломничество, появляются свидетельства благодеяний Богородицы через Ее образ. В 2006 г. составлен «Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворного Ея образа Купятицкого». Ист.: Athanasius Kalnofojskij, mon. Τερατοργημα, lubo Cuda, ktore byy tak w samym witocudotwornym monastyru Pieczarskim Kiiowskim, iako y w obudwu witych pieczarach, w których po woli Boey bogoslawieni oycowie pieczarscy, poywszy, ciary cia swoich zoyli. [К.], 1638. Прил. после Л. 322: Paregron cudów witych obraza Przeczystej Bogarodzice w monasteru Kupiatyckim: Cuda Kupiatyckie (1-52); Иоанникий (Галятовский), архим.

http://pravenc.ru/text/2462269.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010