Однако повторюсь, я еду работать, а не болеть. У меня другое расписание: служить молебены, Литургии в храме в Олимпийской деревне или в нашем штабе. А потому я видел не Олимпийские игры, а религиозную жизнь наших спортсменов. — Еще недавно православный священник на Олимпиаде был довольно необычным явлением, а сегодня церковная служба перед отъездом нашей сборной уже стала привычным фактом. Расскажите, что входит в круг ваших обязанностей? Вы встречаетесь со спортсменами, служите, совершаете требы? — Обычно каждый день моего пребывания на Олимпиаде расписан по минутам. Утром — встречи в Олимпийской деревне, в штабе нашей сборной, потом — поездки к командам. Возвращался я обратно поздно вечером. Конечно, регулярно совершались богослужения. Тут опять следует вернуться к Афинам. Греция — православная страна, и ее власти были обеспокоены тем, чтобы команды всех православных стран имели должное духовное окормление. Греки собрали 15 священников, которых возглавлял митрополит Афинский, еще приезжал тогдашний Предстоятель, ныне покойный, блаженнейший Христодулус. От Русской Церкви кроме меня еще были священники из Минского экзархата и из Киева. В Италии ничего подобного не было. На все конфессии дали одну часовню! Да и часовней ее можно назвать условно — просто комната. Одна на всех. Служили по очереди: мусульмане, православные, католики, протестанты, синтоисты, иудеи. По уставу, если служить Божественную литургию, это помещение надо было бы каждый раз освящать заново, поэтому мы ограничились тем, что совершали только краткие молебны. Согласен, в прошлом присутствие священников на Олимпийских играх в нашей стране не афишировалось. Однако еще в 1980 году, когда Олимпиада проходила в Москве, я, работая референтом Святейшего Патриарха Пимена, участвовал в создании часовни в Олимпийской деревне. Мы долго выбирали место, собирали для нее утварь, а в то время это было непросто. Тогда я, конечно, не мог себе представить, что буду присутствовать на четырех Олимпийских играх! Не мог представить, что промысл Божий таким удивительным образом вновь соединит меня с миром спорта.

http://e-vestnik.ru/society/chetvertaya_...

Почти все спортсмены жили в горах, в 120 километрах от Турина, а в самом городе находилась лишь официальная делегация. При этом была очень сложная система аккредитации. Как-то я поехал к нашим лыжникам, но меня не пропустили. Мой попутчик пояснил: «Итальянцы очень любят подарки, сувениры». Мы подъехали к другому пропускному пункту, уже со стороны Франции. Я вместо пропуска, которого у меня не было, протягиваю полицейскому иконку, и он демонстративно поворачивается ко мне спиной и смотрит куда-то высоко в горы. Так мы проехали. Никто за нами не погнался, и через пять минут мы уже были в спортивном лагере. Отслужили молебен прямо в комнате, где спортсмены переодевались, натирали мазью лыжи, устанавливали крепления. В Ванкувере я также выезжал в место под названием Вистлер(?), где находилась наша основная лыжная база. От отеля, где я жил, это 150 километров, то есть не меньше двух часов на машине в один конец. Но встречи там были очень радостные. Все наши спортсмены пришлт на молебен. А на следующий день наши ребята получили первое золото. Они это сами отметили, мол, вот, батюшка приезжал, мы помолились и завоевали медали!.. В Пекине было физически очень тяжело: жарко, душно, над городом стоял смог. Китайцы выступали здорово, сильно, и все места, которые они могли занять, они заняли. Однако, повторюсь, я там работаю, а не болею. У меня другое расписание: служить молебны, литургии в храме в Олимпийской деревне, или в нашем штабе, или в православных храмах, которые есть в тех местах. Поэтому можно сказать, что я видел не столько сами Олимпийские игры, сколько духовную жизнь наших спортсменов. – Еще недавно православный священник на Олимпиаде был довольно необычным явлением, а сегодня церковная служба перед отъездом нашей сборной уже стала привычным фактом. Расскажите, что входит в круг ваших обязанностей? Вы встречаетесь со спортсменами, служите… – Обычно каждый день моего пребывания на Олимпиаде расписан по минутам. Утром – встречи в Олимпийской деревне, в штабе нашей сборной, потом – поездки к командам. Возвращался я обратно поздно вечером. Конечно, регулярно совершались богослужения. Тут опять следует вернуться к Афинам. Греция – православная страна, и ее власти позаботились о том, чтобы команды всех православных стран имели должную духовную поддержку. В Афинах на Играх служили более десяти православных священников, два епископа и митрополит. В Италии ничего подобного не было. На все конфессии дали одну часовню! Да и часовней ее можно назвать условно – просто комната. Одна на всех. Служили по очереди: мусульмане, православные, католики, протестанты, синтоисты, иудеи. По уставу, если служить Божественную литургию, это помещение надо было бы каждый раз освящать заново, поэтому мы ограничились тем, что совершали только краткие молебны.

http://pravmir.ru/protoierej-nikolaj-sok...

Поэтому очень актуально то, что мы сегодня вспоминаем, как актуальны и те молитвы, которые мы сегодня совершаем. Мы молимся, чтобы Господь просветил людей светом Его Божественного разума. Чтобы вера сохранялась в сердцах людей, чтобы на основании этой веры устроялись отношения между людьми и между народами, чтобы этика, которая к нам пришла от Самого Бога, и заповеди Божественные были положены в основу межличных и международных отношений. Другими словами, сегодняшний день актуализирует для всех нас то умонастроение, ту философскую и интеллектуальную ситуацию в Византийской империи, в которой появилась опасная ересь иконоборчества. Еще хочется сказать, что превратное толкование Священного Писания возникает, когда люди решают сами, что в Писании правильно, а что неправильно. И различного рода протестантские доктрины появлялись, когда люди, даже благочестивые, размышляя над Священным Писанием, приходили к умозаключениям, которые им казались правильными, но которые не соответствовали традиции, идущей от Самого Господа и Спасителя. Так стали возникать так называемые конфессии, то есть различные исповедания веры. И мы знаем, к чему это привело, и множество конфессий, каждая из которых настаивает на своей правоте, но не соответствует в полной мере тому, что пришло к нам из глубины веков, разделяют сегодня тело всемирного христианства. Поэтому наша сегодняшняя молитва — это молитва о том, чтобы все мы сохраняли православную веру, чтобы она жила в нашем сознании и наших делах, не превращаясь в некий археологический экспонат. Без веры невозможно угодить Богу (см. Евр. 11:6), говорит слово Божие. И сегодняшнее богослужение, воспоминание о событиях далекого прошлого, требует от нас актуализации нашей веры. Чтобы мы осознавали правильность выбранного пути, чтобы мы и душу, и сердце, и разум свой предавали вере православной и на основании этой веры устрояли свою жизнь. На этом стоим, это проповедуем и надеемся, что проповедь, которой уже две тысячи лет, будет и далее преломляться в умах и сердцах людей искренними, добрыми поступками, созиданием правильного, спасительного образа мыслей и, в конце концов, изменением сердец наших, что и является подлинным покаянием, без которого невозможно наследовать Царствие Божие.

http://patriarchia.ru/db/text/6115028.ht...

Этот праздник, безусловно, прочно занимает лидирующее положение в неписанных «рейтингах» народных симпатий и расположений. И нет в этом ничего плохого, кроме того, разве, что приходится он на пост и слишком часто даже для церковного человека служит источником искушений – самых разнообразных. Страна празднует его и будет праздновать, скорее всего, очень долго. И потому нам так или иначе надо выбирать... Либо скучно, нудно, а иногда даже ожесточенно ворчать, слыша разрывы петард, щелчки пробок, вылетающих из бутылок с шампанским, доносящееся и до нас неизменное «С Новым годом , с новым счастьем!», либо… Либо вспомнить, как и мы когда-то в детстве любили этот праздник, как ждали подарков от Деда Мороза, как вдыхали чудесный, словно из какой-то волшебной сказочной страны доносящийся до нас запах еловой хвои и мандаринов... Как надеялись, что «все плохое останется в старом году, а в новом будет только хорошее». Как ждали боя главных часов страны… Вспомнить и немного потесниться в своих сегодняшних мудрости и величии, и дать этому празднику какое-то место и в нынешней нашей жизни – пусть хоть и скромное. Какое это место? Я думаю об этом каждый раз, когда по сложившейся уже у нас традиции собираюсь служить в нашем храме Божественную литургию в новогоднюю ночь . И понимаю, что лично для меня этот праздник (невзирая на условность свою) все равно остается поводом для того, чтобы подвести итог всему, что за минувший год произошло. Поводом задуматься о том, будет ли год наступающий для меня годом – нет, не нового счастья, а годом новых ошибок и преткновений? Или же я буду повторять прежние ошибки? Или попытаюсь их с Божией помощью избежать? Этот праздник все так же, как когда-то в детстве, остается для меня символом течения времени, течения скорого, неостановимого здесь, на земле. И я не могу не вспомнить тех, кто ушел. Сначала – тех, кто ушел в этом году, а потом и всех вообще ушедших. И не могу не задуматься о том, где там, впереди, отмеченная уже Господом на карте здешнего нашего бытия точка и моего собственного ухода. И готов ли к нему я? И сколько еще зим надо мне пережить, чтобы подготовиться? И не откладываю ли я эту подготовку?

http://pravoslavie.ru/58514.html

Мы знаем, какие огромные искушения и проблемы встречаются нам на жизненном пути. Ведь путешествия по морю, как и всякие другие, сегодня уже не столь опасны. Мы пользуемся современными самолетами, автомобилями, железнодорожным транспортом, не чувствуя тягот, но насколько опасней трудности, с которыми мы сталкиваемся на жизненном пути! Никакой прогресс, ни в науке, ни в технике, не может нас от этих опасностей оградить. Мы не получаем более комфортных средств передвижения по жизненному пути, несмотря на общее культурное, технологическое, цивилизационное развитие. Более того, нынешнее время несет еще бОльшие опасности и вызовы, потому что множество ложных маяков подстерегает нас. Как ложный маяк устанавливают для того, чтобы корабль противника налетел на рифы, так и на нашем жизненном пути появляется огромное количество ложных маяков. Они нередко привлекают нас силой своего свечения или примером тех, кто во множестве идет им навстречу, заявляя при помощи средств массовой информации, что эти маяки открывают новые перспективы жизни, дают возможность справедливого политического устройства или экономического процветания. Но в какой-то момент многие сознают, что это ложные маяки, которые горят не Божиим огнем, а огнем диавольским. Не всегда человеку дано понять, кто же зажег этот маяк, что в нем за огонь — такой яркий, привлекательный, переливающийся цветами радуги, но мы должны знать, что ложные маяки загораются не от Божией десницы. И потому наша молитва святителю и чудотворцу Николаю именно о том, чтобы он помог нам различить огни на нашем жизненном пути, чтобы, идя навстречу этим сигналам, мы не оказались в пропасти, чтобы этот путь не отлучил нас от Господа, но чтобы мы, идя навстречу подлинным сигналам, ведущим к спасению души и тела, могли всесторонне развивать свою собственную личность, развивать общественные отношения, создавать устойчивые структуры человеческого общежития, основанные на Божественной нравственной и духовной силе. Современное общество управляется законами, законы определяются нравственностью, а нравственность определяется Божественным началом. Без Бога нравственности нет, — она становится столь же относительной, как и всё, что производит человеческий разум. Она подвержена влияниям политическим, культурным, экономическим, а то, что еще вчера считалось правильным и значительным, сегодня становится бессмысленным, — именно потому, что в основу того, что считается нравственностью, полагается человеческое мудрование. Нравственность прямо связана с Богом. Где нет Бога, там все дозволено, говорит Достоевский. Где нет Бога, там нет и не может быть непреходящих нравственных законов. А если так, то и право рассыпается, ведь право не может основываться на преходящих человеческих ценностях. Оно может основываться только на Божественной нравственности, которую человек впитывает своей природой и поддерживает силой Евангелия.

http://patriarchia.ru/db/text/4901746.ht...

Вообще все, что Бог дал человеку, может быть обращено и на добро, и на зло, — в том числе пища. Без пищи человек жить не может, но объядение приводит к тяжелейшим заболеваниям и даже может закончиться трагически. Но ничто так ярко не обнаруживает эту двойственность Божественных даров, как алкоголь. Господь дает человеку возможность употреблять вино и не порицает за это, но чрезмерное употребление несет в себе невероятную опасность, и, действительно, большинство правонарушений и ужасных жизненных ошибок человек совершает под воздействием алкоголя. По милости Божией употребление спиртных напитков в нашей стране за последние годы резко сократилось. Еще недавно в это было невозможно поверить, но по милости Божией произошли действительно замечательные перемены, и потребление спиртных напитков, особенно крепких, заметно уменьшилось. И дай Бог, чтобы эта тенденция закрепилась, чтобы опасность злоупотребления спиртным, опасность алкоголизации населения навсегда исчезла даже из самой отдаленной перспективы нашей национальной жизни. Ну, а для того, чтобы было так, нужно, чтобы у человека были возможности направлять свое сознание на нечто более значимое; и одним из замечательных способов избегать употребления алкоголя является занятость человека. Я не говорю о рабочем дне, но если после рабочего дня человек занят добрым, то у него просто не будет ни возможности, ни времени травить себя алкоголем. Вот почему борьба за преодоление этого пристрастия лежит не только в медицинской сфере, но и, конечно, связана с воспитанием людей, особенно нашей молодежи. Надо прививать людям с раннего возраста вкус к трезвому образу жизни. Ведь пьяный человек — это тот, кто потерял драгоценное время, не говоря уж о здоровье. А сегодня молодежь у нас очень динамичная, она хочет много знать, многого добиться, и уж совсем не к лицу нашим молодым людям злоупотребление спиртным, которое действительно поражает сознание, нарушает психику, ослабляет способности и губит время. Дай Бог, чтобы наметившаяся очень добрая и важная тенденция к сокращению употребления спиртных напитков закрепилась в нашем народе, в нашем обществе. Чтобы умеренное употребление, подконтрольное самому человеку, а если он не способен контролировать, — обществу и государству, действительно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Верим, что так и будет, потому что, как уже было сказано, мы имеем добрые положительные знаки того, что радикально меняется к лучшему само отношение молодежи, мужской части нашего общества, да и женской тоже, к употреблению или, лучше сказать, к злоупотреблению спиртными напитками.

http://patriarchia.ru/db/text/5958060.ht...

Но мы не можем стать такими, как они! В первую очередь потому, что они изгоняют Бога из своей жизни. Они не только в личной жизни нарушают Божии заповеди — так и в нашей жизни бывает, но они демонстративно разрушают христианские ценности, декларируя, что никакого Бога нет, а есть только человеческая свобода и человек сам выбирает то, что хочет, никто ему не указ. Вот это отрицание Бога и привело к глубочайшему духовному и нравственному кризису. Мы никого не осуждаем, но просто вспоминаем то время, когда и в нашей стране власть в Бога не верила и насаждала атеистическую идеологию, пытаясь ее внедрить в сердца и разум людей. Но вот в чем отличие: та самая идеология, отрицая Бога, не отрицала Божиих заповедей, и все кодексы, в соответствии с которыми должна была развиваться жизнь, заимствовали ценности из Божественных заповедей. А то, что сегодня происходит в других странах, — это отрицание всякого Божиего участия в человеческой жизни. Еще раз хочу сказать: мы никого не осуждаем, каждый живет так, как желает жить. Но мы сами должны твердо запомнить и исповедовать умом и сердцем: жизнь без Бога, жизнь не в соответствии с Божиим законом — это в лучшем случае путь в никуда, а в худшем случае путь погибельный и для души, и для тела человеческого. Я всегда с особым чувством совершаю богослужение во вновь построенных храмах именно потому, что это памятники духовного возрождения нашего народа. Вот и этот святой храм является таким памятником и одновременно местом, где народ собирается для самого главного, чтобы излить свои чувства и на основании своей веры испросить у Господа помощи на добрые и благие дела. И сегодня наша особенная молитва о стране нашей, о Президенте нашем Владимире Владимировиче Путине, православном христианине, о властях и воинстве нашем, потому что многие ополчаются для того, чтобы погубить Русь Святую. Вот почему мы нуждаемся в объединении всех сил, а когда основой объединения является наша вера, наше упование на Бога, мы становимся непобедимыми. И сегодня всем нам важно осознать, что вера есть краеугольный камень нашего мировоззрения не только потому, что без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11:6), как говорит Священное Писание, но потому что без веры невозможно построить мирную, справедливую жизнь. Ведь, как уже и опыт показал, никакие светские идеологии неспособны создать фундамент для построения такой жизни. Вот почему радуется мое сердце, видя новые храмы, переполненные народом, возведенные с участием и властей, и простых людей. Дай Бог, чтобы так и было в нашей стране. Чтобы наша материальная сила прирастала, но одновременно прирастала и сила духовная, с тем чтобы материальная сила не несла в себе угрозу, но поддерживала народ, обеспечивая его безопасность, в том числе для того, чтобы мы могли свободно, непреткновенно служить Господу и жить по Его заповедям.

http://pravoslavie.ru/154195.html

Есть и другие примеры поручительства. Когда человека, нарушившего закон, берут на поруки, поручаются, что он больше не будет совершать опасных для общества деяний. Иногда мы поручаемся за человека, ходатайствуя о том, чтобы его взяли на работу или назначили на какую-то должность. Мы поручаемся перед тем, кто несет ответственность за назначение, что этот человек будет достоин его выбора. С поручительством связан огромный риск. По разным причинам люди поручаются за других. Иногда это движение сердца, человеческая доброта, снисхождение к оступившемуся. Иногда здесь некий расчет: мол, станет богатым человек, за которого я поручаюсь, и вернет мне все с лихвой. Но в любом случае здесь есть риск, потому что свой авторитет, свое доброе имя люди отдают в залог за того человека, за кого поручаются. Это всегда требует некоего мужества, твердости, решимости; даже в самом этом риске есть некое пренебрежение к собственному благополучию. Таким образом, поручаясь за кого-то, мы как бы отдаем часть своего собственного благополучия. Чаще всего люди поручаются за других по просьбе тех, за кого нужно поручиться. Нередко эти просьбы очень настойчивые, они исходят иногда не от одного человека, а от целых коллективов. Люди обращаются с просьбой: помогите, поручитесь, он не подведет. И чаще всего поручительства являются ответом на эту просьбу. В каком же смысле мы можем говорить о поручительстве Божией Матери? В самом прямом смысле слова. Она поручается за нас, грешных людей, пред лицом Божиим, в надежде на то, что мы исправимся, что Ее поручительство не будет посрамлено, что мы будем достойны Ее милости. И Она становится нашей поручительницей пред Богом, ходатаицей о прощении наших грехов, потому что мы Ее об этом просим. В отличие от земных поручителей, которые могут совершить или не совершить эту милость, поручительство Божией Матери — это нечто постоянное и неизменное, это часть Ее жизни. Божией Матери угодно быть Поручительницей за нас. Она лишь ждет нашей просьбы, нашей молитвы. Наверное, неслучайно такие обильные чудеса проистекают от Ее иконы, которая пребывает в этом святом храме — от образа «Споручница грешных». Эти чудеса являются словно приглашением нам обратиться к Ней и просить Ее о самом главном — не только об исцелении наших недугов, но и о прощении наших грехов. И свидетельствуя о Своем могуществе и силе, Она являет через эту икону великие чудеса, укрепляя нас в нашем стремлении просить Ее быть нашей Споручницей пред лицом Божиим.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210632...

А ответные действия Бога многообразны. Господь может исцелять наши физические недуги и укреплять наше здоровье. Он может наделить нас яркими сильными мыслями, которые вдохновлены Его благодатью, но становятся нашими мыслями. Господь может вдохновить на великие свершения, когда человек проходит через грань возможного, потому что Господь в ответ на его веру был вместе с ним. И, размышляя, как все это происходит в душе человека, святитель Феофан говорит, что Господь посещает нас, входит в нашу душу, в наше сознание, не беря нас силой, а по нашему приглашению. Мы должны Бога пригласить, чтобы Он вошел в нашу жизнь. Недостаточно просто сказать «Господи, приди!» — нужно верить, что Бог имеет силу не просто войти в нас, как воздух входит в легкие, но что Он может исцелить наши души, наши телеса, что Он может обогатить нас мыслями и силой, может сделать нас настолько успешными в этой жизни, насколько это будет угодно, так что вся наша слабость истребится силой Божественной благодати. Если говорить об исторических примерах присутствия Бога в человеческой жизни, то они бесчисленны. И если мы, несмотря на все это, живем так, будто Бога и нет, то ответа на нашу молитву не будет, ибо вера есть непременное условие вхождения Бога в нашу жизнь. И речь идет не только о личной жизни, ведь мы хотим, чтобы Господь присутствовал в наших общественных отношениях, чтобы из них исторгались зло, неправда, насилие, злоба, коварство — все то, что разрушает человеческие отношения, то, что отбрасывает людей и целые общества далеко назад, то, что мешает поступательному развитию общественной жизни и общественных отношений. Вот почему мы должны открывать навстречу Богу свои сердца и просить не только о своем, но и о стране нашей, о народе нашем, о властях и воинстве и особенно о детях и молодежи нашей. Вот почему мы и строим новые храмы, — чтобы люди XXI века, соединив свои знания, свой опыт, свои мысли с глубокой верой, могли по-настоящему преобразовать самих себя и окружающий мир. И да поможет нам Господь хранить веру, да поможет Он нам осознать, что Бог входит в нас, говоря словами святителя Феофана, по нашему приглашению, не разрушая ту силу, которой Он Сам нас наделил — великую силу человеческой свободы.

http://pravoslavie.ru/105313.html

В этом и есть смысл пришествия Спасителя. Он спас людей Кровью Своею, страданиями и Воскресением Своим и открыл возможность соединения земного с небесным, временного с вечным. После Спасителя исторический процесс, историческое время изменилось. Оно обрело подлинный смысл. Вместо круговерти вечного колеса истории, бессмысленной и безнадежной, как об этом говорили языческие философы, — исторический процесс, устремленный ко Второму Пришествию Спасителя, к тому моменту, когда будет новое небо и новая земля (Откр. 21, 1). И апостолы, пораженные словами ангелов, пошли в Иерусалим. Не со скорбью, что Спаситель исчез и больше не будет им являться, а с радостью, что Он скоро придет и придет навсегда. Первоначально в Церкви люди так и думали, что Второе Пришествие произойдет не сегодня-завтра. Думали так, потому что у человека иной отсчет времени, нежели у Бога. У Бога тысяча лет как один день, и один день как тысяча лет (см. 2 Пет. 3, 8), и у Бога времени нет (см. Откр. 10, 6). То, что нам кажется огромной историей после Христа, — лишь мгновение пред очами Божиими. И потому, устремляясь к этому Божиему Царству, открытому во Христе Иисусе, Спасителе и Господе нашем, мы должны посвящать свою жизнь приуготовлению к встрече со Христом. Все остальное вторично, все остальное мы делаем для того, чтобы достичь главного. К сожалению, человек так поглощается каждодневной суетой, что самая главная цель уходит куда-то далеко. Мы вспоминаем о ней в лучшем случае один раз в неделю, когда приходим в храм Божий, а ведь иногда и реже вспоминаем. И каждый день с утра до вечера трудимся, отдавая все свои силы, энергию, образование — все то, что имеем — достижению этих человеческих сиюминутных целей. Да, Господь не сказал нам: «Не трудитесь, сидите и ждите Моего Пришествия». Он благословляет наши человеческие труды, но благословляет только тогда, когда мы главного не теряем из своей жизненной перспективы, когда основную цель видим в том, чтобы соединиться со Христом — и после своей смерти, и в конце истории.

http://patriarchia.ru/db/text/1534015.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010