На протяжении веков Иерусалимский Патриархат трудился ради поддержания нашего православного единства на Святой Земле, часто сталкиваясь с серьезными проблемами. Милостью Божией нам удалось сохранить многообразие, характерное для культуры и истории разных автокефальных Церквей-сестер, и при этом глубокое и прочное единство в нашей общей вере и в нашей общей Чаше евхаристического собрания. Это единство находит свое величайшее выражение в совместном совершении Божественной литургии в храме Воскресения, где Нетварный Свет, просиявший от Святого Гроба, освещает и сближает наши сердца. В этом мирном духе священной миссии Иерусалимского Патриархата как хранителя православного единства мы обязаны выразить глубокую обеспокоенность нынешними трудностями, омрачающими жизнь Церкви, и угрозами, нависшими над нами из-за наших печальных разделений. В современном мире, в котором столь многие люди находятся в отчаянном положении, а истина и свет православной веры служат маяком надежды, наше единство как живая мартирия (свидетельство) имеет глубокое значение не только для нас самих, но и для всего человечества. Господь наш Иисус Христос молился о своих учениках: «Отче… молю…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:20-23). С этими молитвенными чувствами и в мирном духе братской любви и заботы мы обращаемся со следующим приглашением. В нашем доме – Иерусалимском Патриархате — мы хотим принять наших братьев, Предстоятелей Православных Церквей, и в духе кинонии соборно обсудить вопрос сохранения нашего единства в евхаристическом общении. Единство Церкви в вере и жизни является даром Святого Духа, однако на нас — тех, кому вверено служение нашим Церквам как мистическому Телу Христову, лежит Богом данная ответственность за поддержание единства Церкви, даже если это требует жертвы. Мы стоим перед Богом, и у нас нет иного выбора, кроме как приложить все усилия для защиты нашего единства.

http://patriarchia.ru/db/text/5535249.ht...

Наш приход сегодня только частично может приветствовать Вас, поскольку, к сожалению, люди, которые хотели бы приехать из других городов Сирии, где есть наши общины, не могут, в силу определенных обстоятельств, сделать это. Поэтому те, кто сегодня собрался здесь, — это прежде всего люди, живущие в Дамаске. Но и те, кто не приехал, просили меня выразить Вам свою любовь, свою преданность, благодарность за Вашу постоянную заботу о всех тех, кто живет здесь, на сирийской земле, для кого Сирия стала либо уже родным домом, либо кто несет здесь свое послушание, исполняет свою миссию и свою работу. Среди нас есть люди, которые прошли трудный путь к Русской Православной Церкви, к своим духовным корням, поскольку они оказались здесь в те годы, когда о вере говорили мало или не говорили совсем. Но, тем не менее, благодаря существованию этого храма они сегодня имеют возможность стать частью той новой Святой Руси, которую Вы восстанавливаете своими трудами вместе со своими соработниками. Эти люди благодарны за то, что у них есть возможность здесь, вдали от Родины, на Ближнем Востоке, совершать богослужение на славянском языке, слушать слово Божие на своем родном, русском языке и славить Бога так, как это делали их предки на протяжении многих и многих столетий. Ваше Святейшество! В нашем приходе есть две общины — русская и арабская. Сегодня присутствует только русская часть наших прихожан. Арабская община будет Вас приветствовать завтра в соборе. Каждое воскресенье здесь совершается две Божественных литургии: одна на церковнославянском, другая — на арабском языке. Вы приехали к нам, Ваше Святейшество, в очень трудное, судьбоносное время для всего Ближнего Востока и для Сирии особенно. Мы понимаем, сколько нужно было иметь мужества и решимости для того, чтобы осуществить эту поездку. И мы очень молились о том, чтобы Вы смогли ее осуществить, и рады, что Вы в конечном итоге среди нас, и мы имеем возможность молиться, общаться с Вами, получить Ваше благословение». От всех прихожан Подворья — и тех, кто собрался в этот вечер в храме, чтобы помолиться вместе со Святейшим Патриархом Кириллом, и тех, кто не смог приехать в Дамаск, — отец Александр преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви икону Пресвятой Богородицы «Троеручица» с предстоящими апостолами Петром и Павлом, основателями Антиохийской Церкви, с образами священномученика Игнатия Богоносца и преподобного Иоанна Дамаскина.

http://patriarchia.ru/db/text/1673103.ht...

Неслучайно люди назвали этот образ «Всех скорбящих Радость», потому что Царица Небесная по великому дару, который Она получила от Бога, — стать Матерью Церкви и всех верующих — может быть с нами и в самых тяжких обстоятельствах, если мы того желаем. Если мы привлекаем Ее любовь и Ее внимание к нам своей горячей молитвой, своей верой, Она пребывает с нами.  Никто не приходит к колодцу почерпнуть воды, если он иссушен, если воды там нет. Ни одному человеку не придет в голову пройти долгий-долгий путь с ведрами, чтобы почерпнуть у колодца, в котором нет воды. И кому же в голову пришло бы обращаться в молитве к Богу, к Божией Матери, если бы мы не получали ответа? А Мы обращаемся к Богу и к Царице Небесной именно потому, что Она слышит наши молитвы и Господь приклоняет нам Свою милость — на этом зиждется вся религиозная жизнь.  Я вспоминаю, как в годы безбожия многих интеллигентных, образованных людей, в первую очередь учащуюся молодежь, отвращали от Бога разного рода ссылками на научные достижения: «нет Бога, потому что наука нечто доказала». И ведь были люди, которые отказывались от Бога, полагая, что уж если наука доказала, то и в самом деле Бога нет. Но почему же сохранилась вера в нашем народе, несмотря на эту огромную пропагандистскую машину, направленную и на образованных, и на простых людей? Да потому, что люди, может, не знали, что доказала наука, но они точно знали, что в ответ на свою молитву они получили ответ от Бога, от Пречистой Царицы Небесной. И разрушалась вся многопудовая тяжесть, которой хотели придавить православную веру, разрушались все эти ссылки на науку, на прогресс, на образование, на грядущую счастливую жизнь, — потому что люди точно знали, что Бог их слышит. И этот храм в центре государства, которое называло себя атеистическим, посещали тысячи и тысячи верующих — в том числе ученые, образованные люди, которые всячески скрывали свои религиозные взгляды, но приходили сюда для того, чтобы помолиться Богу и получить помощь от Царицы Небесной.  Мы живем в другое время, и многим может показаться, что сегодня все благополучно, спокойно, мирно.

http://patriarchia.ru/db/text/1313718.ht...

Ну и чем плох Новый год, если в жизни человека есть место Рождеству? И место это не последнее и значительное? Что плохого в теплоте семейного очага? Что плохого в близких, собравшихся за – относительно – праздничным столом? Что плохого в довольных уваженных стариках, даром что они и не способны до конца отрешиться от советского праздника? Что плохого в обласканных любовью детях? Что плохого в бокале шампанского? В шпротине? Нет и не может быть ничего плохого, даром, что устав и не запрещает именно до 31-го декабря алкоголь и рыбу, и об этом не уставал говорить почивший патриарх – а с утра, пожалуйста, на строгий пост для желающих, как и предписывает традиция за неделю до Рождества (я не специалист по уставу, но доверяю здесь патриарху Алексию). Думаю, неплохо пять минут и президента послушать. Не последний человек в нашей жизни, все-таки, а нравится или нет – в ноль часов ноль минут это не так уж и важно. На юморину в коротких юбках тратить время, наверное, не стоит и в другое время года. А вот старые песни о главном могут послужить неплохим фоном для искренних пожеланий в наступающем году. Новый год – хороший повод для подведения итогов, духовных в первую очередь, и для планов на будущий год, духовных в первую очередь. Я склоняюсь к тому, что церковный образ отношения к жизни открывает много интересных перспектив для правильного празднования Нового года. И отрицать этот праздник церковному человеку совершенно не обязательно. Ведь молебен на гражданское новолетие (в нашем храме мы служим его непременно) – часть великой православной традиции. И это не вынужденная и формальная дань присутствию Церкви в земной реальности, а попытка придать духовный импульс всем сторонам жизни человека, освятить мipъ во всех его проявлениях. Это миссия, в конце концов. Та самая. Думаю, не обязательно Церкви бороться с Новым годом. Стоит бороться с пьянством, глупостью и обжорством. Но празднование Нового года совершенно не предполагает в обязательном порядке пьянство и обжорство. И – пьянство и обжорство не обязательно атрибуты именно Нового года, эти пороки успешно ужились в нашей традиции " отмечанием " престольных праздников, например. Может, направить свои усилия на то, чтобы не объедаться до " Фестала " и не пить водку после соборного служения Божественной Литургии?.. А Новый год... Семейный Новый год без разгула и разврата – чем не христианское дело?

http://religare.ru/2_82124.html

«Они много раз выручали монастырь, вынесли на себе очень многое и много потрудились для восстановления монастыря и возрождения монашеской жизни, – добавляет архимандрит Трифон (Плотников). – Хотя с ними было сложно, очень сложно. Иногда было ощущение, что сидишь на пороховой бочке. Тем не менее, атмосфера была достаточно хорошая. Как я иногда говорю, мы поставляли на тот свет благоразумных разбойников. Не одного похоронили из тех, что были чуть ли не профессиональными разбойниками». Монастырь может переделать человека – считает архим. Трифон, но есть одно большое «но» – потребуются желание и внутренняя работа самого человека. «Монастырская укладность, богослужение, покаяние, молитва – все это только помогает, – считает отец архимандрит. – Человек сам должен очень сильно «пыхтеть», чтобы это осуществилось, а монастырь ему только помогает. Автоматом лучше никто не становится». Но далеко не каждый монастырь сможет работать с бывшими заключенными – предупреждает о. Трифон, потому что такая работа потребует «пота и крови». В Сийском монастыре работа с заключенными началась не по собственному желанию, а в силу обстоятельств -- в области много колоний, и освободившиеся люди иногда стучались в монастырские ворота. По словам отца Трифона, этим людям было некуда идти, и их было настолько жалко, что у монастыря не было иного выхода, кроме как принимать их. «Вот он только что освободился из тюрьмы, он боится мира – всё в миру изменилось, пока он сидел. Он озлоблен, он как загнанный в угол зверек, – вспоминает отец архимандрит. – И куда ему деваться? Ему нужно куда-нибудь деться хоть на небольшой срок, хоть на неделю. Поживет, «оклемается». Смотришь – уже как-то повеселел, и по-другому смотрит на людей». «Очень приятно, что в нашем мире есть такие люди как отец Гервасий, – заключил отец Трифон. – Это подвиг – помогать заключенными, и дай Бог, чтобы таких людей, как отец Гервасий, было побольше». Напомним, что 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве пройдет благотворительная акция «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся». В этот день в каждом храме столицы по окончании Божественной литургии будет совершено молебное пение о «православных христианах, в заключении пребывающих». В домовых храмах следственных изоляторов столицы православные священнослужители совершат праздничные молебны и поздравят заключенных с праздником.

http://pravoslavie.ru/56657.html

От армейского прошлого городок на Иловайской унаследовал высокий бетонный забор с остатками «колючки» наверху и неприступный контрольно-пропускной пункт. А вот сооруженный по гособоронзаказу внушительный спорткомплекс, увы, перестроечных времен не пережил. Теперь на этом месте пустырь, но в перспективе ПСТГУ собирается строить здесь спортивный корпус для общеуниверситетской кафедры физвоспитания. Еще на одну полузаброшенную территорию вид открывается из трапезной. Эта площадка зарезервирована для возведения большого домового храма, который, как предполагается, сможет вместить если не всех студентов вуза одновременно, то уж по крайней мере учащихся какого-то одного факультета. Ведь Тихоновский храм-часовня очень мал. И некоторые размещенные на Иловайской деканаты решили, что правильнее совместно молиться за Божественной литургией в центре города — в Князь-Владимирском храме, ставшем главным зданием вуза и «резиденцией» богословского факультета Московского епархиального дома в Лиховом переулке. В середине дня в Тихоновской церкви безлюдно: студенты в основном на занятиях. В коридоре учебного корпуса встречаем аспиранта педагогического факультета (и одновременно исполняющего обязанности заведующего отделом аспирантуры) Владимира Малышева. «Учиться здесь в общем-то удобно, — говорит Владимир, успешно закончивший магистратуру ПСТГУ после получения диплома ростовского Университета путей сообщения и сейчас готовящийся к защите кандидатской диссертации на образовательном направлении «Общая педагогика». — В общежитии я не живу: обитаю на московской квартире. Сюда бывает трудно добираться на машине или на автобусе в час пик из-за пробок. Тогда спасает электричка: от платформы Перерва до нашей проходной четыре минуты пешком. Что в нашем районе слабовато — так это социальная инфраструктура: по сути, мы находимся в самом сердце промзоны, и до полноценной цивилизации отсюда несколько кварталов. Но так сложились обстоятельства, и в будущем, надеюсь, университету при поддержке городских властей удастся преобразить эту территорию».

http://e-vestnik.ru/church/yubiley_pstgu...

Отец Димитрий поблагодарил владыку Ювеналия за помощь и поддержку прихода и преподнес Его Высокопреосвященству икону святого великомученика Георгия Победоносца. Затем митрополит Ювеналий обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом. «По благословению Святейшего Патриарха Кирилла сегодня во всех храмах Русской Православной Церкви возносится молитва о почивших работниках российской полиции в связи с 300-летием со дня ее основания. Для нас является знаменательным событием, что руководство внутренних дел Московской области сегодня присутствует во главе со своим председателем в нашем храме. Мы радуемся, что прошли времена, трудные для Церкви. Сейчас она осуществляет Свою спасительную миссию в условиях полной свободы. Отмечая сегодня такой юбилей, за Божественной литургией мы молились о всех, кто героическим подвигом помогал нашим соотечественникам в течении 300 лет. Мы приветствуем тех, которые сегодня утверждают и правопорядок, и мирную жизнь в нашей Московской области», — сказал, в частности, архипастырь. Владыка Ювеналий вручил награды Московской епархии и иконы святого великомученика Георгия сотрудникам главного управления Министерства внутренних дел России по Московской области, а также поблагодарил жертвователей храма и вручил общецерковные и епархиальные награды особо потрудившимся в деле строительства и благоукрашения Георгиевского храма. Настоятель храма протоиерей Димитрий Подорванов был удостоен преподобного Серафима Саровского III степени. Руководителю администрации городского округа Истры А.Г. Дунаеву владыка передал в дар икону святого Георгия Победоносца. Далее митрополит Ювеналий окропил освященной водой полицейский спецтранспорт и передал экипажам иконы святого Георгия. На территории храма были высажены деревья в память о великом освящении храма и о сотрудниках полиции, погибших при исполнении служебного долга. На площади перед культурным центром Георгиевского храма владыка Ювеналий обратился к прихожанам и гостям и благословил благотворительную трапезу.

http://patriarchia.ru/db/text/5214417.ht...

Отмечая положительные внешние сдвиги в жизни нашего народа, прошу Господа, чтобы и духовная жизнь всех нас изменялась к лучшему. Современный человек должен понять: даже очень комфортная жизнь, высокая зарплата, возможность путешествовать и наслаждаться жизнью не решают внутренних проблем человека. Только сам человек силой благодати Божией, призывая Господа в молитве, способен ответить на свои собственные внутренние вызовы, на свои проблемы, остановиться там, где необходимо остановиться, и развивать в себе то, что нужно развивать, даже если нет желания и лень обуревает. Человек должен работать над самим собой до тех пор, пока есть силы и пока работает голова, — таково призвание каждого из нас. Верим, что по милости Божией добрые перемены происходят и во внутренней жизни нашего народа. Я многое вижу, путешествуя по стране, и благодарю Господа за эти перемены. Но сознаю, как много проблем еще остается в личной жизни наших людей, в семейных отношениях, в отношениях между коллегами, товарищами по работе; как много проблем в нашем обществе. А чтобы решать все эти проблемы, нужно в первую очередь разобраться с самим собой, определить свои приоритеты, поддержать в себе то, что дает силы не только правильно устроять отношения с ближними, но и активно участвовать в развитии жизни нашего общества и нашего государства. Размышляя о страшном поступке царя Ирода, будем помнить, что большую часть наших поступков определяют не столько внешние причины, сколько внутреннее состояние нашего ума и сердца. А Христос учит нас, как надо жить, чтобы это состояние всегда направляло нашу волю к свершению добрых дел. Вот я и хотел бы в этот день, который мы всегда отмечаем с некоей тревогой, в день, когда мы усердно молимся об избавлении людей от алкогольной зависимости, Господь особым образом прикоснулся к нашему разуму и нашему сердцу, помогая нам разобраться с самими собой и определить для себя тот жизненный путь, ту жизненную траекторию, которая привела бы нас к Богу, которая помогла бы в этой жизни решить множество проблем, которые перед нами стоят, и решить самую главную задачу — задачу преображения ума и сердца, с тем чтобы преображенным духом войти в Божественное и Небесное Царство. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5266335.ht...

Очень важно, чтобы в нашу рациональную эпоху, когда разум является движущей силой прогресса, люди, опирающиеся на силу разума, помнили, что разум — это сила, которая может приносить и добро, и зло. И как важно, чтобы свет разума присутствовал в нашем сознании, в нашей жизни, и чтобы действия человеческого разума приносили добро и правду как в личной, общественной жизни, так и в жизни всего человеческого рода. С этим мы связываем надежду на само существование рода человеческого, потому что злом и неправдой разрушается личность человека, разрушаются человеческие судьбы, человеческие семьи. Но если добро и правда пронизывают нашу жизнь, то это не что иное, как сила, оберегающая нас от гибели, от распада, от уничтожения. Нет разума там, где люди убивают друг друга, — там нечто иное, там злая сила, там никакого света. Там, где люди доставляют печаль друг другу, скорбь, страдания, там нет света разума. Для того чтобы изжить из нашей жизни все эти тяжелые обстоятельства, мы и просим Господа, родившегося в Вифлееме и явившего нам свет разума, даровать этот свет каждому из нас. От всего сердца желаю всем вам, мои дорогие братья и сестры, чтобы свет Божественного разума присутствовал в каждом из нас, чтобы этим светом преодолевались человеческая скорбь, человеческая боль, человеческая неправда, и чтобы силой Божией в мире утверждались мир и справедливость. Еще раз сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова!»  Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Бронницкий Фома , наместник Донского ставропигиального монастыря ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; московское духовенство. 

http://patriarchia.ru/db/text/5559344.ht...

По окончании богослужения состоялось наречение архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. Затем, обратившись к собравшимся в храме, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я рад, что Господь привел меня в этот день в прославленную Дивеевскую обитель, чтобы вместе с вами совершить память 20-летия обретения мощей святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, великого чудотворца и молитвенника за землю нашу. И ныне, обращаясь к нему с молитвой, мы в сердце своем имеем заботу о Церкви нашей, о народе нашем, о том, чтобы вера и благочестие сохранялись в жизни людей… Будем сердечно просить святого угодника Божия, чтобы он приклонил милость свою к стране нашей, чтобы он приклонил милость и к этой земле, ныне жестоко страдающей от засухи. Пусть Господь хранит вас и Покров Пречистой Царицы Небесной ограждает от всякого зла». 1 августа, в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужение совершалось на престоле под сенью на соборной площади монастыря, у раки с честными мощами преподобного Серафима Саровского, а также в алтаре Спасо-Преображенского собора. По окончании Литургии было совершено славление преподобному Серафиму Саровскому. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поздравил верующих с праздником. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в знак благодарности вручил Святейшему Патриарху предносной крест, панагию, наперсный крест и подсвечник. Настоятельница обители игумения Сергия (Конкова), поблагодарив Предстоятеля за молитвы в святой обители в день памяти преподобного Серафима, преподнесла ему заздравную просфору и икону основательницы обители игумении Александры (Мельгуновой), написанную дивеевскими сестрами. Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Георгию панагию, а в дар обители передал икону Божией Матери «Утоли моя печали».

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010