После Таинства Причастия, в котором к Святой Чаше все шли и шли многочисленные верующие, в самом завершении Богослужения высокий гость – епископ Воскресенский Савва — передал в руки ктитора Патриаршего Подворья — Сергея Веремеенко — драгоценный дар: ковчег с частичкой мощей святителя Алексия, Небесного покровителя храмового комплекса в Исакове. Владыка отметил, что это единственный случай передачи кому-либо мощей Московского Чудотворца. В своем слове владыка также в частности сказал: — На протяжении всей своей жизни у нас, православных христиан, одна главная задача – искать дорогу к Богу, которая лишь одна может привести в Царство Небесное! Для этого надо становиться настоящими христианами, не по одному только названию, когда выйдя за порог храма, мы начинаем другую жизнь. Сказано, что невозможно служить Богу и мамоне, поэтому надо задуматься о себе и сделать выбор. «Двойные стандарты» не для христиан! Пусть Господь благословляет всех вас, братья и сестры, на подвиг жертвенной любви во благо ваших ближних. Мне бы очень хотелось, чтобы то семя, которое своим благословением на воздвижение вашей обители дал покойный патриарх Алексий II, давало еще больше и больше достойных плодов!… В ответном слове Сергей Веремеенко сердечно поблагодарил высокого гостя за участие в Божественной Литургии, за духовное пастырское слово и за столь чудный подарок. — На самом деле, — сказал главный попечитель Патриаршего Подворья, — это высочайшая радость для нас! До сего в нашем храме была прекрасная возможность приложиться к частицам мощей многих и многих великих угодников Божиих, в числе которых святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Иоанн Златоустый. И вот, теперь под сводами нашего храма будет покоиться и частица мощей святого, в честь которого он был освящен. Спаси вас, владыка, Господи!… Под колокольный звон сотни паломников, участников торжества, отправились к стенам новоотстроенного храма-музея, чтобы поучаствовать в торжественном новоселии нескольких сот древнейших, особо почитаемых на Руси, образов Царицы Небесной! В числе гостей много почетных. Это — Министр регионального развития Российской Федерации Игорь Николаевич Слюняев, Первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Порфирьевич Торшин, Вячеслав Александрович Фетисов – заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике.

http://pravmir.ru/v-podmoskove-otkryilsy...

Почему же люди готовы идти на страдания и даже смерть, защищая свою веру? Ответ на этот вопрос содержится в сегодняшнем апостольском чтении из послания к Евреям (Евр. 11:24-26, 32 — 12:2). Там говорится о вере Моисея, о вере ветхозаветных пророков, которая помогала им преодолевать трудности, творить чудеса; но завершается этот отрывок дивными словами: «Будем с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса». В каком смысле Господь именуется в этом послании «начальником и совершителем веры»? А в том смысле, что вера Церкви, вера святых апостолов, переданная последующим поколениям людей, есть та вера, в основе, в начале которой — Сам Господь Иисус Христос. Церковь от Него научена вере. Эта вера основывается не на человеческой мудрости, тем более не на человеческой силе, — эта вера основывается на Самом Господе нашем Иисусе Христе. Это Его слова, слова Божественного откровения стали основой нашей веры. В послании рассказывается о ветхозаветных подвижниках, после чего говорится: «А нам Бог присудил иметь нечто большее, и этим б о льшим является вера, начальник которой есть Иисус Христос». Именно во Христе содержится все возможное откровение о Боге, более которого не может быть дано роду человеческому. Он есть альфа и омега, начало и конец (см. Откр. 1:8). Вот почему и наши благочестивые предки, и наши современники готовы до смерти отстаивать веру Христову, — потому что эта вера есть величайшая ценность, которую нельзя поколебать. Людей можно запугать или убить, а веру Христову изничтожить нельзя. И пока существует вера, существует и род человеческий, потому что вера дает нам великий критерий истины — способность различать духов (см. 1 Кор. 12:10). Вера, преломленная в реальном религиозном опыте человека, дает ему особое духовное зрение, способность видеть и понимать смысл происходящих событий, видеть так далеко, как не может видеть ни один политик, если он не верит в Господа и Спасителя. Вера дает особую остроту зрения, а значит, помогает людям обрести верную жизненную позицию. Эта позиция может входить в противоречие со вкусами эпохи, с модами на образ жизни и образ мысли, с человеческими философиями. И мы знаем из истории, что это столкновение веры Христовой с вымыслами человеческими очень часто требует подвига от тех, кто хранит веру.

http://patriarchia.ru/db/text/2055067.ht...

Примечательно, что колорит этого места с позапрошлого века, похоже, не сильно изменился. В середине XIX века от Митрофановского базара по Михайловской улице (ныне — Вавилова) выстраивался «тележный ряд»: здесь всегда торговали телегами, санями, пролетками, скотом, сеном и различной упряжью. В противоположной стороне продавали дрова — маленькую улочку, идущую от церкви и площади, так и прозвали: Дровяная (ныне Дзержинского), а позднее переименовали в Грошовую (когда там обосновались продавцы кустарных грошовых товаров). К началу XX века Митрофановский рынок стал самым крупным в Саратове. Грязный и неухоженный, он доставлял властям массу проблем и служил рассадником инфекций. К тому же, несмотря на осушение, здесь долго застаивались талые и дождевые воды, из-за чего весной и осенью пешеходное сообщение происходило с большими препятствиями. Для того, чтобы придать площади благопристойный вид, решено было выстроить здание крытого рынка. Его строительство началось в 1914 году по революционному по тем временам проекту Василия Люкшина и было закончено через два года. После революции, в годы гонений на Церковь, Митрофановский храм подвергся разрушениям. Осталось лишь одно строение. Новая власть старую площадь назвала сначала именем Чернышевского, потом — Кирова. Ни первое, ни второе название в народ не пошло — саратовцы именуют все это место «Крытым рынком». В ноябре 2005 года уцелевшее храмовое строение было передано Саратовской епархии Русской Православной Церкви, и 6 декабря, в день престольного праздника, первую Божественную литургию в возрождаемой Митрофановской церк­ви совершил ее настоятель, священник Геннадий Пастухов. В 2007 году в храме начались ремонтно-реставрационные работы и установлены купол, крест и барабан. Отец Геннадий рассказывает о планах: должны быть построены колокольня и пристройка-притвор. Эта пристройка призвана решить многие коммунальные проблемы храма: отопление, водоснабжение и т. п. Но, как рассказывает батюшка, эти работы могут начаться только после переоформления земельного участка, числящегося в парковой зоне, под строительство. К сожалению, в нашем городе это процесс не простой и не быстрый.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

С докладом на конференции выступил настоятель Ватопедского монастыря — одной из крупнейших обителей на Афоне — архимандрит Ефрем. «Современный человек, — сказал он, — достигший большого прогресса в развитии технологий, экономики, не обрел внутреннего мира. Речь идет о присутствии Христа в нашем сердце. Святая Гора — это место мира, покаяния, смирения, радости как особого состояния святости, являющего плодом присутствия Святого Духа. Люди на Западе часто воспринимают смирение как комплекс неполноценности, в то время как оно представляет собой альфу и омегу духовного опыта». «На Святой Горе, — заключил о. Ефрем, — можно встретить поистине смиренных монахов и услышать Слово, данное в опыте». Официальная церемония открытия конференции, прошедшая во дворце зальцбургских князей-архиепископов, включала в себя выставку фотографий конца XIX века из альбома великого князя Константина Константиновича Романова и современных архивов Ватопедского монастыря. Перед участниками встречи выступили церковный хор из Афин «Тропос» и ансамбль русской духовной музыки «Светилен». В субботу 9 июля в храме Румынской Православной Церкви в Зальцбурге была совершена по афонскому уставу Божественная литургия, которую возглавил архимандрит Ефрем. В ходе пленарных и секционных заседаний участники конференции единодушно выступали за сохранение уникального статуса Афона, говорили о незыблемости и необходимости всесторонней правовой защиты принципа «аватона», согласно которому доступ женщин на полуостров остается закрытым, о недопустимости превращения Святой Горы в свободную туристическую зону или место извлечения прибыли, отмечали тенденцию к вмешательству во внутреннюю жизнь обителей. Бывший генеральный секретарь Совета Европы и председатель международного координационного комитета «Диалога цивилизаций» Вальтер Швиммер заявил: «Святая Гора Афон важна для культурного наследия всего мира, но прежде всего — для духовного и интеллектуального наследия Европы. Поэтому необходимо защищать это место, привлекать к этому различные силы Европы и мира».

http://pravmir.ru/v-zalcburge-proshla-ko...

Сейчас перед людьми много трудностей, испытаний, соблазнов, что дезориентирует личность и очень часто переключает центр внимания человека от самого главного — от Бога и от своей собственной жизни — на какие-то другие цели и ценности. Вот Рождество Христово, наши мысли о пришествии в мир Спасителя, наша молитва в этот день способны помочь нам вернуться на путь, исполненный истины и ведущий к жизни, обрести полноту бытия.      Желаю всем особым образом пережить сегодняшнюю Рождественскую ночь, почувствовать Божие присутствие, помолиться от всей души за своих родных, близких, за себя, за Родину нашу, за тех, кто сегодня страдает, за наших братьев на Украине, которых сегодня изгоняют из Киево-Печерской лавры — той Лавры, которая в течение столетий была хранительницей подлинного, неискаженного Православия. Давайте помолимся о наших братьях и сестрах, об исповедниках веры Христовой XXI века. Будем сегодня вместе с ними, с их скорбями — нашей молитвой и проявлением нашей солидарности и нашей любви к ним. И верим, что все эти диавольские искушения отступят, и когда-нибудь, по прошествии времени, многие будут с иронией, а может, просто с улыбкой вспоминать жалкие потуги разрушить каноническую Православную Церковь на Украине. Будем молиться за наших братьев и сестер на Украинской земле. Будем молиться за страну нашу, державу Российскую, за власти, за воинство. Будем молиться за наших родных и близких в эту святую и светлую ночь — в надежде на то, что силой и благодатью Божией правда победит, истина восторжествует и Господь, родившийся в Вифлееме, дарует нам Свою благодать и силу и способность преодолевать трудности на нашем жизненном пути.  С праздником Рождества Христова поздравляю всех вас, мои дорогие!»  В Рождественскую ночь Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; московское духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/5993444.ht...

Сергий Муретов (впоследствии протоиерей) говорит c. 45] о трёх смыслах Евхаристии , в соответствии с которыми назначение частиц за святых имеет три различных объяснения (в толкованиях праведного Николая Кавасилы и святителя Симеона, архиепископа Фессалоникийского). Несмотря на то что в системе С. Муретова отсутствует понимание литургического собрания как трапезы (пира верных) , в нашем докладе мы будем следовать его логике. 1. Исторически первым комментатором ритуала поминовения канонизированных и неканонизированных лиц на проскомидии был святой Николай Кавасила (1322—1391). В своей работе «Изъяснение Божественной Литургии» в X главе под названием «О том, что говорится при приношении Даров после воспоминания Господа; также о том, что это приношение есть вместе и благодарственное, и просительное» он даёт богословское объяснение практике изъятия частиц за святых. Но, как верно замечает R. Bornert, «трактат не описывает чин как таковой, так что та формула, которую он приводит, является скорее кратким содержанием произносимых при этом молитвословий, чем цитатой из них: “Во славу Пресвятой Божией Матери, в честь того или иного святого, во оставление грехов душ живых и усопших”. Это резюме контрастирует своей краткостью с многословием поминальных формул, которые мы находим в Евхологиях XIII и XIV веков, так и в Διταξις-е Филофея Коккина» c. 280]. Итак, праведный Николай Кавасила чётко разделяет два типа поминовения, когда священник «отделяет часть от каждого принесённого хлеба» p. 95-100]: I. за святых (как уже достигших блаженства) Церковь благодарит; II. а за тех, кто «ещё не приобрёл Царство» Она ходатайствует. 2. Младший современник Николая Кавасилы, блаженный Симеон Солунский (†1429) создаёт собственную богословскую систему, объясняющую поминовение святых во время протесиса. Так, в «Толковании о Божественном храме» (Вопрос 102) он говорит, что следствием воспоминания имён святых является их прогресс в движении к Богу и большее восприятие (абсорбация) ими «Божественного света»:

http://bogoslov.ru/article/6175976

Совсем недавно, общаясь с одним из самых выдающихся ученых нашей страны, я услышал от него удивительные слова. Он сказал мне, что окружающий нас космос более или менее понятен ученым на 25%, а все остальное — неведомый мир. Даже эти 25% он назвал «очень оптимистическим процентом» и сказал, что некоторые ученые убеждены, что лишь 5% всего, что нас окружает, более или менее изучено. Неизвестно, какие миры во вселенной, по каким законам они управляются, насколько отличаются они от нашего мира. Этот ученый — глубоко верующий человек, и вселенная для него — это открытая книга, читая которую, можно лишь прикоснуться к Божественному величию. И как замечательно, что в нашем XXI веке, спустя почти 200 лет после той самой волны секуляризации, которая накрыла интеллигенцию России, мы можем свидетельствовать о том, что сегодня все больше и больше ученых, представителей нашей интеллигенции, мыслящих людей не просто обращаются умом к Богу, но становятся глубоко верующими людьми. А ведь иначе и быть не может, потому что за эти 200 лет чего только не пережила наша страна, какие только надежды она не возлагала на образование, на науку, на просвещение, думая, что, идя этим путем, осчастливит мир и, особенно, саму себя. Но не счастье и благополучие ждали нас на том пути, а многие скорби, смерти, кровь и страдания. Пройдя этим тернистым путем, мы теперь, как, может быть, ни один народ в мире, понимаем, насколько близок Бог к человеку и что никакие научные достижения не могут быть основанием для отрицания веры в Бога. Я говорю это потому, что святитель Филарет жил в атмосфере, которая была более трудной, чем наша атмосфера или, по крайней мере, не легче. Мы пережили соблазн атеизмом, а во времена святителя наша интеллигенция лишь прикоснулась к этому соблазну. Мы прошли историческим путем, который приводит нас сегодня к новому знанию. И, с уважением относясь к науке, к просвещению, активно содействуя процветанию научного, академического и школьного знания в нашей стране, Церковь одновременно призывает людей не только вооружаться знаниями, но и возрастать в вере, потому что только знание, сопряженное с верой, только знание, сопряженное с развитым нравственным чувством, способно послужить благу и пользе человека.

http://patriarchia.ru/db/text/955412.htm...

Торжества в День славянской письменности традиционно начинались Божественной литургией в главном соборе Москвы – Храме Христа Спасителя и на Славянской площади, а завершились большим концертом хорового пения «Поющая Россия» на Красной площади… «Дорогие братья и сестры! Всегда с особым чувством обращаюсь в этот день к тем, кто наполняет Красную площадь, потому что день сегодняшний исполнен великих смыслов. Когда святые равноапостольные Кирилл и Мефодий предприняли титанический труд по переводу слова Божия с греческого на славянский язык, когда они приняли решение проповедовать в славянских странах, перед ними простиралось поле совершенно неизведанное, и трудно сравнить этот культурный и духовный подвиг с подвигом других людей, хотя, конечно, в истории было множество и проповедников, и миссионеров. Но то, что совершили святые братья для славянского мира, — это уникальный вклад и в культуру, и в духовную жизнь. А если бы не было их подвига, вряд ли бы мы с вами встречались в этот день на Красной площади, вряд ли в нашем церковном календаре имели бы имена этих двух святых угодников Божиих, вряд ли многие были бы крещены в честь Кирилла или Мефодия…» – сказал в приветственном слове участникам и гостям праздничного концерта Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И это правда. Стоит войти в любой православный храм на огромных пространствах Славянского мира и мы услышим слова на языке, который дан был миру святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. «Эти люди, – пишет Юрий Лощиц в своей книге о Кирилле и Мефодии, – жившие столь давно, больше, чем самих себя и чем друг друга, больше, чем родных своих и друзей, возлюбили Христа, Сына Божия и Сына Человеческого...» – И продолжает: – «Евангельский Христос, благодаря их любви заговоривший по-славянски, пришел ко всем, кто с нетерпением ждал его как единственного Спасителя своего. Поэтому богослужебный язык, созданный ими, не погиб сразу, жив сегодня, не престанет звучать и впредь…» – заключительным аккордом жизнеописания звучит: – «Ничто в этой священной победительной речи не изменилось, каждый стих, каждая строка и буква, каждый смысл стоят неколебимо. В любую минуту церковной службы святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

Удивительно это совпадение праздника святых новомучеников и исповедников Российских с первым воскресным днем, подготавливающим нас к Святой Великой Четыредесятнице. Что же означает опыт мученичества и исповедничества? А это есть полное сораспятие Христу, полный отказ от себя, даже до смерти. У человека ничего не остается своего, даже жизни, — он все отдает Богу, он сливается с Богом, он становится Божиим человеком. Вот почему для мучеников и исповедников перед смертью не требовалось покаяние, вот почему в древней Церкви мученичество приравнивалось к крещению. Если мученичество принимал некрещеный человек, то никто не ставил вопроса, член он Церкви или нет, потому что кровь мученика очищала его от греха, соединяя с Богом, — то было крещение кровью. Вот через такое очищение от греха прошла большая часть нашей Церкви. Более тысячи человек причислены к лику святых, а скольких мы не знаем, чьи имена просто исчезли, память о которых прошла, — сегодня мы молились за них, не причисленных к лику святых, но сопричастных подвигу мучеников и исповедников. Такова глубокая внутренняя связь между покаянием и мученичеством. Ведь покаяние — это тоже исповедничество, это некий отказ от привычного образа мыслей, это зафиксированное волей твердое желание идти за Христом, пересмотреть свою жизнь, это принятие на себя Божией правды и отторжение того, что еще вчера казалось моей человеческой правдой. И мученичество есть полное посвящение человека Богу, слияние с Богом в полном доверии, в полном отречении не только от каких-то своих человеческих заблуждений и прав, но даже от самой жизни. Что же происходит, когда человек так соединяется с Богом? Удивительные слова мы слышали сегодня в послании апостола Павла к Римлянам — этот отрывок читается всякий раз, когда мы вспоминаем мучеников и исповедников. «Я уверен, — пишет апостол Павел, — что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина не могут нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Эти громоподобные слова апостола должны всегда присутствовать в нашей памяти и в сознании: ничто не должно и не может нас отлучить от любви Божией, а значит, от общения и жизни с Богом, если мы самих себя посвящаем Ему.

http://patriarchia.ru/db/text/1999619.ht...

Церковь вспоминает это удивительное сеяние святых апостолов с величайшей благодарностью, а также вспоминает и всех тех, кто сеял, творил доброе, нес людям свет, устрояя их земное благополучие и содействуя их спасению в вечности. И перед мысленным взором проплывают имена многих великих угодников Божиих, святых людей, но также и государственных мужей, и полководцев. Мы вспоминаем имя Петра I. Он не был святым человеком, но сеял обильно, а потому и щедро пожинал, и мы с вами сегодня пожинаем, в каком-то смысле, те уже развившиеся плоды, которые он некогда посеял. Каждый к самому себе может применить эти великие Божии слова, что слышали мы сегодня. Нет ни одного человека, который бы не хотел щедро пожинать, только одни действительно пожинают, а другие только хотят, и, более того, устремляясь к этой обильной жатве, готовы собирать без всякого сеяния, готовы пожинать то, что другие посеяли, и еще бороться за этот урожай, творить беззакония, клеветать на тех, кто сеял, отталкивать их кулаками или локтями, а иногда даже и на жизнь посягать, думая, что самое главное завладеть этим урожаем: причем тут сеяние? пусть другие сеют, это мне принадлежит. По этой страшной логике развивается сегодня многое в современной, человеческой цивилизации, потому что обладание является в глазах многих ценностью, а не сеяние. Ничего в нашем мире не может совершаться вопреки Божиему Закону, мы все это хорошо понимаем, когда речь идет о Богом созданных физических законах жизни. Все понимают, что яблоко падает на землю, а не в небо. И никому в голову не приходит опровергать этот очевидный закон тяготения. Но мы с легкостью игнорируем Божии нравственные законы, которые Он вложил в природу человека. А результат игнорирования тот же самый: если человек захочет спрыгнуть с высокого дома, думая, что не сработает закон тяготения, он разобьется (и это очевидно для каждого), но точно также мы разбиваемся как личность, теряем стержень жизни, опору жизненную, разрушаем себя и своих ближних, разрушаем свои семьи, страну неоднократно разрушали только потому, что считаем недейственными Божии нравственные законы. Если Господь сказал, что щедро пожинает тот, кто щедро сеет, — это закон. Это не гипотеза, это не предположение — это закон, и вне этого закона не может быть никакого доброго урожая, а вместе с ним и доброго собирания в радость себе, своим ближним, своей семье, своему народу, своему Отечеству.

http://patriarchia.ru/db/text/810942.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010