В кратковременное настоятельство архимандрита Никодима (с марта 1866 г.) приобретены в Златоустовскую церковь новые хоругви, металлические позолоченные, и для соборного праздничного служения шелковые облачения. Произведена из белого камня наружная облицовка фундамента той же церкви; над галереей храма с северной стороны сделан новый навес, покрытый железом и распространена одна из братских келий. Но дальнейшая деятельность почтенного о. архимандрита Никодима обращена была на пользу Богоявленского монастыря, который значительно он обновил и украсил. Архимандрит Григорий, вступая в управление монастырем (в мае 1867 г.), получил наставление от высокопреосвященного митрополита Филарета: «руководствовать с духовной стороны братию, устроять обитель и с внешней стороны». При нем исправлен подвальный этаж Златоустовского соборного храма, с выкладкой фундамента и новых стен для поддержания свода (1868), написаны на железе новые картины под кровлей храма, с трех его сторон (1867). Главнейшее внимание было обращено на Троицкую церковь 153 , которая значительно потемнела внутри, частью от времени при постоянном в ней богослужении, частью же от несвободного в ней обращения воздуха, по причине недостаточной высоты свода, или от наполнения дымом при неосторожном отоплении. Надлежало не просто возобновить ее, но и обезопасить, по возможности, на будущее время от разных неблагоприятных условий. Возобновление этой церкви с двумя приделами: во имя св. Иннокентия Иркутского (по правую сторону) и св. Димитрия Ростовского совпадает с назначением на Московскую митрополию высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископом Камчатским, и начато с разрешения (от 21-го марта 1868 г.) преосвященного Леонида, старшего викария Московской епархии, временно управлявшего ею до прибытия высокопреосвященного Иннокентия, а в 1850 г. управлявшего Златоустовым монастырем. Несмотря на скудость монастырских средств, начатые работы шли успешно, благодаря доброму участию иркутских граждан, проживающих в Москве, и других лиц. Стенное расписание внутри церкви производил по новой штукатурке свободный художник И. С. Сушкин. Иконы, почти все новые 154 , писаны тем же художником по узорчатому золотому фону. Три новых иконостаса (столярной работы покойного резчика П. 3. Миронова) отличаются легкостью и изяществом рисунка. Позолоченные червонным золотом и соединенные посредством заворотов, они производят великолепный эффект, тем более, что с устройством светлого фонаря над куполом и духовой печи (вне храма, по правую сторону трапезы), церковь стала гораздо светлее и просторнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

20 февр. 1745 г. икона получила новый драгоценный убор: «Привезли и прибили серебряно-позолоченный оклад на икону Найсвятейшей Панны Наместницы Братской, оклад весил 62 фунта и был сделан за церковный счет» (Там же. С. 387); в других публикациях текста образ именуется «Наместная икона Божией Матери Братской» (Могилёвская хроника. 1980. С. 74). Во 2-й пол. XVII в. была составлена молитва М.-Б. и. (ее запись обнаружена в XIX в. в рукописном сборнике XVII в., хранившемся в Могилёвском церковном древлехранилище). 19 марта и в День преполовения Пятидесятницы (25-й день по Пасхе) были установлены крестные ходы с М.-Б. и.: икону торжественно проносили по всему городу, двигаясь из Богоявленского мон-ря мимо ратуши к архиерейскому Спасо-Преображенскому собору. Оттуда возвращались в мон-рь, где в течение последующей недели М.-Б. и. помещалась посреди собора в специально устроенном киоте. С этим крестным ходом, совершавшимся на протяжении XVIII и XIX вв., связано чудо. 9 мая 1788 г., в ночь перед крестным ходом, некий молодой житель города выкрал из Богоявленского собора драгоценные подношения чудотворной иконе (жемчужные бусы, вотивные таблички, золотые и серебряные монеты). Старинный с отверстием для подвески талер он попытался продать еврею-ростовщику, но тот догадался о происхождении монеты и выдал вора могилёвскому магистрату. Будучи под арестом, вор устыдился содеянного, исповедовался и вернул все украденные из церкви ценности. По решению магистрата он не был подвергнут физическому наказанию, но вместе с женой и детьми был изгнан из города (Там же. 1887. С. 85; Жудро. 1899. С. 47-48). С чудесным заступничеством М.-Б. и. связывали спасение Могилёва от пожара, охватившего в 1910 г. его заднепровскую часть - пригород Луполово. В 1864 г. изображение М.-Б. и. вошло в альбом рисунков Д. Струкова в числе богородичных святынь Могилёва ( Струков Д. Альбом рисунков, 1864-1867/Ред.: О. Д. Баженовай. Мн., 2011. С. 246). Исторической судьбой святыни особо заинтересовались после того, как могилёвский губернский чиновник Н.

http://pravenc.ru/text/2563888.html

В обеих церквах собора верхней и нижней находится 55 киот и 88 рам, 20 подсвечников, 114 больших ламнад, в числе которых две серебряные, одна весом 13 фунт. 77 зол., а другая 2 фунта 74 зол., 57 фарфоровых свечей и 50 металлических. На золочение киот и рам и на другие предметы, с 1825 по 1865 год, израсходовано 3211 руб. 86 коп. При этом надо заметить, что в первое десятилетие употреблено на этот предмет только 270 руб. 86 коп., что во второе десятилетие, по случаю значительных исправлений или улучшений в соборе, как видели мы это в предыдущей главе, не было никаких на это расходов, и что в продолжение пятнадцатилетнего настоятельства протоиерея Иоанна Димитриевича Колоколова, израсходовано на этот предмет 2938 руб. Человек нежного чувства и тонкого вкуса, – настоятель этот старался устройство иконных киот и рам довести до изящества особенно в верхней церкви, – и некоторые из них до сих пор сохранились в таком виде. В 1854 и 1862 годах накладного серебра лампад куплено на 1080 руб. серебр.; две пары хоругвей давнего времени и две пожертвованы в 1866 – 1867 годах и стоили 733 руб. сер. одна люстра приобретена в 1862 году за 160 рублей, другая – в 1863 году за 70 руб., третья – в том же году за 111 руб., а три остальные – в 1865 году за 680 рублей. Напрестольные канделябры, – один о трех свечах, приобретены в 1863 году за 80 руб., другие о пяти свечах – в 1856 году за 130 руб., а третьи – хрустальные о девяти свечах куплены нынешним настоятелем собора в 1867 году в Карлсбаде, (в Богемии) в бытность его там на излечении, за 150 рублей. Один из семисвечников деревянный, резной работы, вызолоченный, а другой накладного серебра, купленный в 1862 году за 350 руб. сер. Один из запрестольных крестов двадцатых годов настоящего столетия, а три устроены в 1865 и 1867 гг. и стоили 875 руб. сер. Б. 1) Что касается до св. сосудов, то их в Богоявленском соборе 6 полных приборов и один не полный. Все они сребропозлащенные, а верхняя часть одного потира даже золотая, как мы видели это выше, в главе о достопримечательностях собора, и весят 30 ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXXI. Епархия Орловская Орловская епархия учреждена в 1788 г. Четырнадцатая в третьеклассных. Епископы Орловские и Севские 1. Аполлос Байбаков хирот. 5 июня 1788 из архим. Нового Иерусалима, а 26 окт. 1798 перев. в Архангельск. 2. Досифей Ильин 26 окт. 1798 перев. из викариев Новгородских, а 4 июня 1817 уволен на покой в Чолнский мнтрь; † 6 июня 1827. 3. Иона Павинский 22 июля 1817 хирот. из архим. Нового Иерусалима, а 21 июля 1821 перев. в Тверь. 4. Гавриил Розанов 18 сент. 1821 хирот. из архим. Тольгского монастыря, а 22 мая 1828 перев. в Екатеринославль. 5. Никодим хирот. 15 июля 1828 из архим. Московского Богоявленского монастыря; † 30 дек. 1839. 6. Иннокентий Сельнокринов , архиепископ, 28 янв. 1840 перев. из Волыни и † 25 апр. 1840, проездом, в Нежине. 7. Евлампий Пятницкий 27 июля 1840 перев. из викариев Пермской епархии, а 22 нояб. 1844 перев. в Вологду. 8. Смарагд Крыжановский , архиепископ, 12 нояб. 1844 перев. из Астрахани, а 5 июня 1858 перев. в Рязань. 9. Поликарп Радкевич , из викариев Херсонских (епископов Одесских) перев. 12 июля 1858; 22 авг. 1867, по прошению, уволен; † 29 авг. 1867. 10. Макарий Миролюбов 29 авг. 1867 перев. из викариев Нижегородской епархии (епископов Балахнинских). Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

377 Опис. Киево-Соф. собора. Прибавл. 41. Ст. 213 Лифос. С. 376 378 Сахаров. Обозр. слав.-русск. библ. 334 379 Вестн. Запад. России. 1867. Т. 4. Кн. 11. Отд. 1. С. 44 Памятн. Киев. комис. 2. С. 155, 176 Лифос. С. 376 Казанье погребовое Старушича в Обозр. славяно-русск. библ. Сахарова. 402 Кто были тогда игуменами киевского Богоявленского, т. е. Киево-братского монастыря — Опис. Киево-Печер. лавры. Прибавл. 5, 6. С. 188, 191 А. Ю. и З. Р. 3. 20, 40, 48 Памятн. Киев. комис. 2. С. 145 380 Вестн. Запад. России. 1867. Т. 4. Кн. 11. Отд. 1. С. 44 381 А. Ю. и З. Р. 3. 33, 44 382 Сакович. Perspectiwa b³êdow, herezyi i zabobonow Cerkwi Russkiey. Krakow, r. 1642 В библиотеке Московской Дух. Академии есть список этого сочинения в современном славянском переводе за 223 где приведенные нами слова Саковича находятся на четв. 378–379. 383 Лифос. С. 376 384 Theiner. Veter. monum. Polon. 3. 359. P. 413 Петрушев. Сводн. галицко-русск. летоп. под 1635 г. С. 75–76, 490 Корсак после этого, лишившись большей части своих доходов и опасаясь казаков, которые хотели непременно его схватить, уехал в Рим искать себе протекции и хлопотать о прославлении Иоасафа Кунцевича и там в 1641 г. скончался (Кулеш. Wiara. 263 Островск. Dzieje. 3. 237 Петрушев. Сводн. галицко-русск. летоп. С. 296 385 Собр. минск. грам. 112. С. 225 386 Сборник. материал. для историч. топографии Киева. Отд. 2. С. 53–55 Кулеш. Wiara prawos³. S. 263 Циховский издал впоследствии этот Colloquium kiioviense при своем сочинении Tribunal. s. patrum de processione Spiritus Sancti a Patre et Filio. Krakˆow, 1659 387 А. З. Р. 5. 12 388 Протестация Исаии — в град. владимир. книг. 1637 г. 8. Л. 12 (Правосл. обозр. 1874. 1. 319 389 Суша. Saul. et Paulus. P. 95–96 390 Грамоты короля — в градск. владимир. книг. 1637 г. 192. Л. 257 и 193. Л. 250 (Правосл. обозр. 1874. 1. 320 391 А. Ю. и З. Р. 2. С. 5, 7–8, 12, 14, 16 392 Максимович. Собр. сочин. 1. 389; 2. 204 393 Летоп. Густын. монастыря. С. 26 А. Ю. и З. Р. 3. С. 2 394 А. Ю. и З. Р. 3. 1–16, 49–59, 72, 74, 79, 91–93 Летоп.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Арсений Москвин в мае 1830 перев. из Рязанского Троицкого, а в 1831 – в Колязин мнтрь. Феодотий Озеров 23 сент. 1831 перев. из Уфимского Успенского, а 11 июля 1837 хирот. в Новгородского викария. Афанасий Дроздов в дек. 1837 перев. из Костромского Богоявленского, а в 1840 – в ректора Одесской семинарии. (После еписк. Винницкий). Антоний Смолин 29 нояб. 1840 определён из ректоров Вифанской семинарии, а 21 сент. 1858 хирот. в еписк. Одесского (викария Херсонского). Макарий Миролюбов в 1858 – из инспекторов Пермской семинарии, а 5 окт. 1860 – в Новгородский Антониев мнтрь. Ювеналий Знаменский 6 окт. 1860 перев. из Вологодского Спасо-Прилуцкого; в 1867 уволен; после – в каком-то на Волыни; с 1868 – в Зилантове. 2 Солотчинский Рождество-Богородичный, от Рязани в 15 верстах, основан великим кн. Олегом в исх. XIV века. Ныне второклассный. [VI, 179.] Игумены Феодор , около 1400. Мартирий (при кн. Феодоре Ольговиче и Иване Феодоровиче. Акт. Ист., II, 79). Иларион , около (1408) 1430. (При Иване Феодоровиче). Арсений . Ефрем , 1483. Антоний (при кн. Василии Ивановиче). Архимандриты Пахомий , 1501 и 2. Досифей , 1510–12. Феодосий , в янв. 1537. Дионисий , 1547. Тихон , 1555. Гурий , 1556. Макарий , 1558. Хрисанф . Аввакум , 1567. Исаак , 1570. Вассиан , 1572 и 73. Пимен , 1577–80. Иосиф , 1584. Андроник , 1589. Алексий , 1597. Адриан , 1598–1607. Митрофан , в апр. (sic) 1613. Трифон , 1613–21. Дионисий , 1622. Макарий , 1630–33. Митрофан , в мар. 1644. Иосиф , 1650–52. Сергий , 1652–59, мар. Дионисий , 1659–62. Протасий , в февр. 1663–80. Павел , 1681–87. Игнатий , 1687–97, 21 нояб. хирот. в еписк. Тамбовского. Кирилл , 1700. Исаакий , в сент. (sic) 1702. Сергий , 1703–10. Исаакий , 1717–23. Софроний Лихуд , с 1723 по 1729; уволен, за дряхлостью, на покой в Москву; † 15 июня 1730, в Греческом мнтре. Аркадий определён 9 мая 1729; упом. 1732. Иоасаф , 1737–1739, в янв. перев. в Радовицкий. Досифей , 1739. Давид Данилевич в сент. 1739 перев. из Московского Андреевского, а 27 нояб. 1741 перев. в Спасский Рязанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. – СПб., 1869–1885, Ют. Записки русского инока-афонца//Душеполезный собеседник. – 1901. – С. 179. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря [ Пимен (Благово) ]. – М., 1872. – С. 109. Историческое описание Московского Богоявленского монастыря. – М., 1902. – С. 18. Браил. Церковные вопросы в России и русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 37–38. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 22–24, 406, 407. Церковный вестник. – 1891, 34. – С. 532. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, январь. – С. 77–81; апрель. – С. 310–326, том доп. 1. – С. 249. Душеполезный собеседник. – 1895, апрель. – С. 120. – 1914. – С. 289–290. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1903, 31. – С. 1162–1171. Русская старина. – 1879, апрель. – С. 657. – 1880, ноябрь. – С. 608. – 1885, июль. – С. 168. – 1904, июнь. – С. 559. Исторический вестник. – 1885, июль. – С. 218–219; декабрь. – С. 34. – 1906, август. – С. 527–530. Русский паломник. – 1916, 8. – С. 127–128. Русский инок. – 1910, 9–10. – С. 131–138. – 1911, февраль, 63; вып. 8, апрель. – С. 18–19; вып. 9, май. – С. 16–17; 10, май. – С. 12–13. – 1912, вып. 50. – С. 8–11. – 1913, вып. 88. – С. 999–1004; вып. 90–92. – С. 118, пр. 12, 1187, пр. 14, 1188, пр. 15. – 1915, 8. – С. 448, пр. Татьяна Васильевна Шлыкова//Русский архив. – 1889, кн. 1. – С. 518. Из писем Игнатия Брянчанинова к С. Д. Нечаеву//Русский архив. – 1893, кн. 2. – С. 153–158. Из писем А. П. Дубовицкого к Н. И. Буличу//Русский архив. – 1897, кн. 2. – С. 443. Русский архив. – 1900, кн. 3, 10. – С. 235–236. Екатеринославские епархиальные ведомости. – 1872, 10. Мариуполь и его окрестности. Отчет об учебных экскурсиях Мариупольской Александровской гимназии. – 1892. Журнал Московской Патриархии. – 1945, 3. – С. 73. 1958, 1. – С. 57–69. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб.. 1900–1911, т. 5. – С. 797; т. 7. – С. 641–642.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии Казанские «Епископы Свияжские» Ксенофонт Троепольский хирот. 15 янв. 1800 из архим. Свияжских, а 24 февр. перев. на епархию Владимирскую. Иустин Вишневский хирот. 25 мар. 1800 из архим. Иверских, а 20 янв. 1802 перев. в Пермь. Викарии отменены. «Епископы Чебоксарские» 1. Никодим Казанцев , из архим. Богоявленского Авраамиева Ростовского монастыря, хирот. 14 февр. 1854, а 18 сент. 1861 перев. в Красноярск (Енисейскую епархию). 2. Гурий Карпов (бывший архим. Симоновский), из настоятелей в Риме посольской церкви, хирот. 5 июня 1866, а 28 нояб. 1867 перев. на Таврическую епархию. 3. Викторин Любимов , ректор Тифлисской семинарии, назначен 21 авг. 1868, хирот. 3 нояб., а 7 дек. 1874 перев. в Полоцк. 4. Иоанн , из ректоров Новгородской семинарии, хирот. 30 мар. 1875. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Р. Ц.”, VII, 2 (сказано, что церковь и монаст. учреждены только около 1460 г. при бывшем подворье); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., III, смесь, 10 (Послед. годы царицы Евдокии; на помин дано в м-рь Богоявлен., что на Троиц. подворье, по 10 коп. на брата), 124 (Ж. грам. 1752 г. Троиц. Серг. Лавре), 1867 г., III, Отд. 1, 72 (в 1687 г. имел 232 двор. крест., в 1752 г. – 1876 душ); “Полн. собр. лет.”, V, 272 (в 1460 г. поставл. церк. Богоявл. на монастыр. дворе Сергеева м-ря на Троицком), VI, 184 (о том же), 233 (в 1482 г. залож. церк. кам. Богоявленье на Троиц. подворье), 266 (в 1533 г. крещен сын В. кн. Вас. Ив. Егорий, у Богоявл. на Троиц. подворье), VIII, 149 (в 1460 г. поставлена на Москве церк. кам. Богоявл. игуменом Тр. Серг. м-ря), 177 (в 1473 г. митр. Филипп за немощию отвезен в близ ту сущий м-рь к Богоявлению на Троицкой двор), 205 (в 1480 г. разобраша старую церк. на Троиц. дворе, бе бо трухла велми, и заложи новую на том же месте), 281 (в 1533 г. кн. Юрий Иван. крещен у Боявл. на Троиц. дво­ре игум. Асафом Скрипицин.); “Дворцов. раз­ряды”, I, 399 (в 1619 г. патриар. Филарет Никит. поселился на Троиц. подворье), III, 625 (8 июня 1666 г. ц. Алексей Мих. был у всенощного и у обедни на Троиц. подворье Богоявленского м-ря), 667 (25 сент. 1667 г. ц. Алексей Мих. слушал обедню), 755 (панихида и отпевание бояр. Ильи Данилов. Милославского 1668 г. 20 мая), 1169 (обедня 1675 г. 6 янв.), 1447 (обедня 1675 г. 8 июня); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. I, 417 (прошение 1722 г. монаха Герасима на строителя Августа Старкова), III, 67 (в 1744 г. подворье назначено для пребывания в нем архим. Воскр. Истрин. м-ря Илариона), 132 (дело 1723 г. об отыскании бежавшего с монаст. ключами монаха пономаря Герасима), VII, 1727 г., 275 (архим. Гавриил Бужинский в 1722 г. само­вольно разобрал церковь во имя преп. Сергия, которая до литов. разорения за многие годы была создана каменная, изрядного мастерства с теплою трапезою, с папертьми и с колокольнею); “Русск. истор. Библиот.”, III, 258 (в 1566 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

" Омыть душу " апреля 2018 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском соборе В четверг Страстной седмицы, 5 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском морском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Богдан Сойко с клиром и другие священнослужители. Чтец храма иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " на Лесном проспекте Александр Малышев был рукоположен во диакона. Был совершен чин освящения соли. Затем митрополит обратился к верующим с проповедью. " Великий четверг - особый день в Церкви, без которого не было бы и самой Церкви, и нашего спасения, - начал владыка. - В этот день Господь установил Таинство Евхаристии. Он и пришел с неба на землю ради того, чтобы мы могли вкушать Его Тело и Кровь. " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6:56). Господь исполнил последнее, что обещал - отдать Свою жизнь за нас. Показал, какая должна быть любовь в Церкви - жертвенная, когда мы полностью отдаем себя ближним " . " Если у нас половинчатая любовь, мы не ученики Христовы, не исполняем заповедь новую, которую Господь дал на Тайной Вечере ученикам: " Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (Ин. 13:34), - продолжил архипастырь. - Но жертвенная любовь невозможна без смирения. Господь на Тайной Вечере, как последний раб в иудейской традиции, омыл Своими руками ноги Своих учеников, показав нам, как мы должны приступать к Таинству Причащения " . " Перед причащением нужно обязательно омыть душу - исповедоваться. С чистой душой, страхом, трепетом и благоговением приступать к пречистым Телу и Крови Господним, чтобы причащение послужило к вечной жизни " , - отметил митрополит Варсонофий. Он поздравил причастников, пожелал верующим как можно чаще прибегать к Чаше Господней, а настоятелю преподнес Страстное Евангелие. Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву, поздравил его с 40-летием диаконской хиротонии и преподнес икону Спасителя.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010