Главный престол его, находящийся в теплом храме, был освящён в 1773 году. С 1808 года Богоявленский храм именуется собором, вместо прежнего названия церкви. В период времени с 1867 по 1873 г. главный храм Богоявленского собора выкрашен масляною краскою и украшен стенной живописью. Храм во имя св. пр. Илии освящён в 1779 г., храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери – в 1783 г. В 1856–1857 г.г., вследствие тесноты Богоявленского собора, к двум сторонам его были пристроены двухэтажные приделы, причём стены колокольни были разобраны до высоты стен храма. В новых приделах были освящены престолы во имя святителей Алексия Московского , Иннокентия Иркутского, св. Александра Невского и муч. Параскевы. Вместо разобранной колокольни построена новая, на новом месте – позади Тихвинского храма. Колокольня тоже восьмигранная, но только с двумя слуховыми этажами для колоколов, и с четырьмя слуховыми окнами. Сверху этажей находится помещение для часов. С устройством боковых приделов и колокольни Богоявленский собор получил форму креста. К собору приписаны две церкви: кладбищенская и домовая при тюремном замке. Кладбищенская Свято-Троицкая церковь каменная, одноэтажная, трёхпрестольная, построена в 1836 году. Южный придел освящён в честь Успения Божией Матери, и северный – во имя св. Архистратига Михаила. Домовая церковь при тюремном замке освящена во имя св. Николая Чудотворца. В приходе собора 7 часовен, из которых 5 каменных: 2 в городе и 3 в деревнях – Фоминой, Шмаковой и Чусовской, и 2 деревянных – одна в городском выгони, и другая близ дер. Ерзовки. Из училищ имеются следующие: начальное городское училище – в самом городе, и два земских начальных народных училища: в дер. Гаевой и Фоминой. И, кроме того, церковно-приходская школа при детском убежище в городе, и школа грамоты в дер. Шмаковой. Прихожан в настоящее время числится 2 474 м. п. и 2 608 ж. п. Деревень в состав Ирбитского Богоявленского прихода входит 11: Чусовская – в 9 в., Шмакова – в 6 в., Фомина – в 4 в., Бобровка – в 6 в., Ерзовка – в 9 в., Мальгино – в 6 в., Мордяшиха – в 6 в., Кокшариха – в 5 в., Гаева – 5 в., Кекур – в 4 в., Лиханово – в 3 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принадлежащая русскому Пантелеймонову монастырю, часовня в Москве, но Высочайшему разрешению и благословению Святейшего Синода, первоначально, в 1873 году, устроена была при Богоявленском монастыре, на Никольской улице. Монастырь Богоявленский с давнего времени был в близких отношениях с Афонским Пантелеимоновым монастырем; прибывавшие из последнего за сбором доброхотных подаяний, иноки всегда находили в монастыре Богоявленском покойный и радушный прием, и святыня Афонская, в сопровождении иеромонаха Арсения, посещавшая Москву в 1867 году, помещена была, по распоряжению духовного начальства, в этом же монастыре. Строителем часовнями впоследствии настоятелем ее был тот же о. Арсений, скончавшийся в Москве в 1879 году. Рисунок 11. Вид Афонской часовни в честь Св. В.-м. и Ц. Пантелеймона на Никольской улице, у Владимирских ворот, в Москве. Типография И. Н. Кушиерева и К о Открытие и освящение часовни совершено 11 февраля 1873 г. преосвященным Леонидом, епископом Дмитровским, викарием московскими впоследствии архиепископом ярославским († 15 декабря 1876 г.), в присутствии многих почетных лиц столицы и многочисленном стечении народа. Вот как в то время описывалось это торжество: «Всенощное бдение отправлено было с вечера; в 9 часов следующаго утра начался в Богоявленском монастыре благовест к божественной литургии, и жители Москвы, уже извещенные об освящении часовни, начали стекаться в большом количестве в монастырский храм; в половине 10 часа прибыл преосвященный Леонид, епископ дмитровский, коим и совершена была соборне божественная литургия, при пении чудовских певчих и братии монастырской. Во время причастнаго стиха произнесено было одним из иеромонахов Богоявленскаго монастыря приличное торжеству слово, в коем он кратко изложил об отношениях св. Афонской горы к русской церкви. По окончании литургии, при благоговейном настроении молящихся, совершен был крестный ход из храма в новоустроенную часовню. После молебнаго пения св. Пантелеймону и водоосвящения в новоустроенной часовне, иконы и стены часовни окроплены были св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Келья с домовым храмом Феофана Затворника Вышенского, канонизированного в 1988 г. Храм был устроен в 1867 году в кельях святителя Феофана Затворника. Как и вся обитель, был закрыт после революции 1917 года. Позже был перестроен под палаты для психически больных людей. Возрожден в 2010 году. Хранит для поклонения сестер обители и всех паломников образа Иисуса Христа, Божией Матери «Казанская» и «Успения», святителя Николая Чудотворца, которые были написаны рукой святителя Феофана Затворника. Святитель Феофан Затворник жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня. В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В 1867 году для проживания святителя Феофана над каменным просфорным корпусом сделали деревянную надстройку. Вскоре её обложили кирпичом и оштукатурили. В келиях святителя находилась богатая библиотека, но обстановка была совсем скромной: деревянные стены, простая, частью самодельная, мебель, ящики с инструментами, краски и кисти, иконы, многие из которых написал сам святитель Феофан Затворник. Ради полного затвора владыка в 1872 году устроил в своих келиях домовую церковь в честь Богоявления. В ней всё - престол, жертвенник, иконы, иконостас - было сделано и расписано руками самого святителя. В этой церкви Феофан совершал утреню и литургию, обычно молча, но иногда, впрочем, пел и читал. После кончины святителя богослужение в Богоявленской церкви совершалось только в случае посещения Вышенской обители высокопоставленными гостями. В богоборческую эпоху в корпусе, где располагались келии святителя и домовая церковь, сначала разместили отделение для буйных пациентов психиатрической больницы, затем - отделение для туберкулёзных больных. В результате от внутреннего убранства и предметов обстановки ничего не сохранилось. Сейчас трудами сестёр обители Феофановский корпус отреставрирован, воссоздана обстановка келий и домовой Богоявленской церкви. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 83, ООО " Де Агостини " , 2010 Комментарии и обсуждение Святой Феофан служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно, в затворе, начавшемся в 1873 году и продолжавшемся до самой кончины, последовавшей 6 января 1894 года, в день Богоявления Господня. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06944

Чаще всего, когда говорят о часовне святого Пантелеимона на Никольской улице, имеют в виду красивое симметричное здание с хорами и келиями для служащих при часовне монахов по плану архитектора А. С. Каминского. “При помощи Божией и благотворителей, она окончательно устроена в 1883 году” 7 . А действие в романе “Лето Господне” заканчивается гораздо ранее этого срока. Значит, речь идет о старой тесной часовне, которая в 1873 г. была устроена при Богоявленском монастыре также на Никольской улице. “Монастырь Богоявленский с давнего времени был в близких отношениях с Афонским Пантелеимоновым монастырем; прибывавшие из последнего за сбором доброхотных подаяний иноки всегда находили в монастыре Богоявленском покойный и радушный прием, и святыня Афонская, в сопровождении иеромонаха Арсения посещавшая Москву в 1867 году, помещена была, по распоряжению духовного начальства, в этом же монастыре. Строителем часовни и впоследствии настоятелем ее был тот же о. Арсений…” 8 . Это путешествие иеромонаха Арсения со святынею по Руси в 1863–1867 гг. поддержало обитель святого Пантелеимона на Афоне и увеличило приток паломников. “С того времени Руссик 9 особенно заметно стал приходить в благоцветущее состояние” 10 . Упомянутый отец Арсений остается в Москве при часовне, где им заведены “общие молебны с акафистами; почти постоянно совершались для усердствовавших посетителей частные молебны, и многие из таковых стали приглашать со святынею в дома”. Видно, уже пожилому монаху становится не по силам одному обслуживать богомольных москвичей и удовлетворять их нужду в помощи угодника Божия. В подкрепление отцу Арсению присылают с Афона по разрешению высших духовных властей двоих иеромонахов — отца Андрея и отца Иасона 11 . В первой редакции “Серебряного сундучка” святыню сопровождают как раз эти два иеромонаха, об о. Арсении ничего не сказано; хотя и говорится, что один из монахов “совсем старенький”, но его особая роль в богослужении не акцентируется. Первая редакция Основной текст Иеромонах постарше читает длинный акафист целителю; я знаю, все время слышится — “радуйся… радуйся… радуйся” …Иеромонах читает Евангелие об исцелении болящего (кажет­ся, про чудо в купели Силоамской), он кладет его на голову папашеньке, которого поддерживает Горкин. А когда монах освятил воду, иеромонах мочит голову отцу кропилом… и оба иеромонаха, подняв с Горкиным и Ондрейкой сундучок с мощами, держат его над папашенькой и читают просительную молитву.

http://pravmir.ru/afonskaya-smuta/

25 мар. 1861 викариатство упразднено. 9 нояб. 1866 учреждено викариатство «Балтское», с управлением Каменец-Подольского Троицкого монастыря. Епископы Балтские Феогност Лебедев хирот. 22 янв. 1867 из архим. Каменец-Подольского Троицкого монастыря; 27 июня 1870 перев. в Астрахань. Вениамин Павлов назначен 12 окт. 1870 из архим. Новгородского Антониева монастыря, хирот. 8 нояб. Каменецкого Троицкого (архимандрия 12 апр. 1795) [IV, 323]: Архимандриты Даниил Наттон-Михайловский , из Назарета, 1800–1806, 2 февр. хирот. в епископа Волынского. Иннокентий Ставицкий 1806 перев. из Шаргородского; † 1808. Стефан Романовский произведён 25 мар. 1809, а 14 сент. 1813 хирот. в епископа Волынского. Георгий Ящуржинский , 1813–24, 24 авг. хирот. в епископа Полтавского. Сергий , 1824–28. Гедеон Вишневский , из Рязанского Спасского, 1829–34, 29 июля хирот. в епископа Полтавского. Нафанаил Савченко , 1834–39, перев. в Костромские Богоявленский. Софоний , 2 июля 1839, из Мценского Петропавловского; до 1844. Иоасаф Покровский , из Ростовского Богоявленского, 24 авг. 1844; до 1852. Евфимий , 1853–56. Алексий , 1857–60. Палладий , 1861–64. Феогност Лебедев , с 1864, а 22 янв. 1867 хирот. в епископа Балтского, и в 1869 управлял мнтрём. Шаргородского Спасского Николаевского, ныне 1-го класса [VI, 720]: Архим. Иннокентий Ставицкий , с мая 1800, из префектов Киевской акад.; в 1806 перев. в Каменецкий Троицкий. – Феофан Михайловский , 1806–21, 1823–36. С 9 мая 1836 управлял им викарий Подольский. Временно управлял архим. Гавриил , 1858 и 59. В 1860–64 викарий Израиль Лукин . Архим. Ефрем , 1865. – Антоний , 1866–69. Особые заметки III, 348. Бершадский. Строит. Иоасаф , 1744, игум. Иаков ..., строит. Терентий , 1794. (Все в Ист. Иер.). VI, 956. Винницкий. III, 541. Винницкого Благовещенского: Иг-нья Таисия , 1845–55. – Палладия , 1856–69. III, 735. Головчинский. III, 754. Грановский. IV, 650. Коржевецкий. V, 143. Неморовский Николаевский. Иг-нья Августа , 1845. Иг-нья Аполлинария , 1846–66. VI, 34. Сатановский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Макарий Унженский † 25 июля 1504. (Строит. Давид Хвостов , 1596–1608). Иона , 1598. Иоасаф , 1607–10. Зосима , 1613–25. Макарий , 1625–33. Макарий , второй, определён 22 февр. 1634; до 1638. Пафнутий , 1638–40, уединился. После в Московском Богоявленском. Иосиф Норкин , 1640–52, уволен. Пафнутий (вторично), бывший Московского Богоявленского, определён 1 апр. 1652 и 53. Карион , 1653–59, уволен. Пафнутий (третично) с 28февр. 1659–1661, в янв. отошёл в Кусскую пустынь и там †. Сергий , бывший архим. (какого монастыря?) определён 7 февр. (sic) 1661–63, оставлен. Нафанаил , 1663–66, оставлен. Никита , 1666–75, отрешён. Митрофан 1675 перев. из Владимирского Козмина, а 2 апр. 1682 хирот. в епископа Воронежского. Иона , 1682–88. Феодосий 1688–91. Спиридон , 1691–94. Иона , 1694–99. Трифиллий , 1699 и 1700. Леонид , 1700–14. Леонтий Павлов перев. из Кривоезерского, 1714–27. Александр , 1727 и 28. Леонтий (вторично) 1728–1741; † … Ефрем , 1741–44, отрешён. Александр , 1744–50. Варсонофий , 1751. Гурий , 1751–58. Анастасий , 1758–61. Иосиф , 1761–63. Амвросий , архим., 1763–70. Иероним , архим., 1770–74. Митрофан , 1774–82. Иосиф , 1782–92. Транквиллин , 1792–1800. Иринарх , 1800–6. Гедеон , 1806–20. Макарий 1820 перев. из Железноборовского; архим. с 1829 по 1838. Дионисий Муравьев , архим., 1839 перев. из Паисиина; до 1850 († …?). Платон , архим., в нояб. 1850 перев. из Чухломского Авраамиева; до 1867 († …?). 266 Иннокентий , архим., 1867 и 68. 4 Тихонов Николаевский под городом Духом, основан св. Тихоном Луховских в исх. XV века. В 1681г. приписан к Ново-Иерусалимскому; 1743 отписан. С 1764 третьеклассный. [IV, 870; VI, 399.] Св. Тихон Луховский, строит., † 16 июня 1492; в лике святых с 1569. Игумены Константин , 1569. Иона , 20 июня 1577. Антоний , 1583 и 84. Ферапонт , 1592–99. Мисаил , строит., 1602. Иона , 1608, 30 сент. 1614. Сергий , 1624–27. Иоаким , 1630–34. Евфимий перев. из Авраамиева Городецкого 3 авг. 1634. Корнилий определён 15 июня 1635. Феодосий , 1638 и 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1843 г., – родилась дочь Екатерина. 1846 г., – родился сын Иннокентий. 1846–1848 гг., – учитель Шадринского сельского училища. 1848 г., – в Вологодской духовной консистории рассматривалось дело о «предосудительных поступках священника Иоанна Верюжского » по от ношению к своим прихожанам. Перемещен к Богоявленской церкви в селе Пежма Вельского уезда. 1848 г., – родился сын Дмитрий. 1850 г., – родилась дочь Александра. 1854 г., – родилась дочь Антонина. 1855 г., – родился сын Владимир. 1857 г., – родилась дочь Мария. Между 1857 и 1862 гг., – скончалась супруга о. Иоанна. 1860–1863 гг., – учитель в Василистовском сельском училище. 1863–1867 гг., – катехизатор при Троицком соборе в Вельске. Памятные даты 1864 г., – умерла дочь Екатерина. 1865 г., – следствие консистории по жалобе прихожан на священника Иоанна Верюжского . 1867 г., – переведен к Троицкой церкви в селе Верхняя Тойма Сольвычегодского уезда. 1868 г., – уволен от Троицкой церкви, причислен к вологодской градской Казанской церкви; утвержден в должности учителя Вологодского духовного училища. 1868 г. 14 ноября, – награжден набедренником. 1870 г., – постановлением училищного собрания священнику Иоанну объявлена благодарность, однако епископ Палладий (Раев -Писарев) постановление не утвердил. 1871 г., – объявлена признательность архиерея за труды по «обревизованию» приходо-расходных книг и отчетов за 1871 г. семинарии и 6 духовных училищ. 1874 г., – уволен от учительской должности и определен к вологодской Мироносицкой церкви. 1875 г., – награжден скуфьей. 1877 г., – перемещен к кладбищенской Введенской церкви. 1877 г., – утвержден депутатом на епархиальный училищный съезд. 1879 г., – произнес слово на основание храма в Заоникиевой Владимирской в честь Богородицы пустыни. 1880 г., – вышла книга «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей Церковью и местночтимых». 1880 г., – из-за болезни уволен сначала от Введенской церкви, затем из Вологодской епархии. 1882 г., – принят в братство Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

33 года (с 1867 до 1900 года) управлял пустыней игумен (затем архимандрит) Серафим. Мирское имя его - Иван Васильевич Заостровский. Он родился в 1824 году в семье дьякона Богоявленской Шевденицкой церкви, окончил Тотемское духовное училище и Вологодскую семинарию. Поступил в Григориево-Пельшемский монастырь в 1844 году, пострижен в монашество в 1854 году. Был казначеем Лопотова монастыря. В 1863 году переведён в Заоникиеву пустынь, в 1867 году утверждён в должности настоятеля. При игумене Серафиме нищий монастырь превратился в процветающую обитель. Вместо каменной Троицкой церкви в 1869-1871 годах построена новая каменная в связи с колокольней одноэтажная пятиглавая четырехпрестольная Владимирская церковь. Престолы: иконы Божией Матери «Владимирская» - в холодной церкви, в теплой церкви преподобного Иосифа Заоникиевского – южный, Живоначальной Троицы – средний, преподобного Алексия человека Божия – северный. Мощи преподобного Иосифа находились под спудом во Владимирской церкви в Иосифовском приделе. К югу от соборной церкви в 1877 году построен новый братский корпус. На втором этаже братского корпуса в 1878 году освятили скитскую церковь Александра Невского, в ней непрерывно читалась псалтирь, как в древних скитах, почему и церковь – скитская. При этой церкви была особая малая деревянная колоколенка. Западнее Владимирской церкви размещался двухэтажный настоятельско-братский корпус: вверху – настоятельские кельи, внизу – трапезная, кухня и братские кельи. Второй этаж этого корпуса был надстроен в 1878 году. Полуразрушенную деревянную ограду в 1871-1874 годах заменили каменной с четырьмя жилыми башнями по углам, с воротами на северной и южной стороне. На монастырской площади располагались пруд и садик. К северу от соборной церкви восточнее северных ворот построена в 1886 году каменная двухэтажная гостиница для богомольцев. При игумене Серафиме открыты столярная, швейная и сапожная мастерские, в 1889 году - школа для крестьянских детей. За заслуги по благоустройству монастыря в 1889 году он возведен в сан архимандрита. Скончался архимандрит Серафим 12 апреля 1900 года и погребен в Алексеевском приделе Владимирской церкви. Кроме жилых и церковных зданий на территории пустыни находились каменные амбар, два погреба, конюшня, кузница, баня и деревянные каретник и дровяник. Недвижимость за пределами монастыря 1885 году в деревне Обухово на месте бывшего дома преподобного построена каменная часовня во имя преподобного Иосифа Заоникиевского. Вторая часовня (деревянная) во имя преподобного Иосифа Заоникиевского стояла при постоялом дворе монастыря в деревне Герасимцево на большой дороге на Архангельск. Земельные угодья монастыря располагались возле деревень Житково, Чечулино, Чанцово. В этих деревнях находились монастырские деревянные жилые дома и хозяйственные постройки.

http://sobory.ru/article/?object=06923

Овдовев, отец Василий 8 октября 1876 года принял монашество с именем Виталий и 22 октября был возведен в сан архимандрита. В 1879 году архимандрит Виталий был возведен в сан епископа и определен епископом Острожским, викарием Волынской епархии, а в 1882 году переведен на Могилевскую кафедру. За два с небольшим года святитель благоустроил Духовную семинарию, открыл двести восемьдесят шесть церковно-приходских школ, восстановил деятельность Богоявленского Братства. Под руководством епископа Виталия стали издаваться «Могилевские епархиальные ведомости». «Он был прекрасно образованный законоучитель, неутомимый труженик богословской науки, знаток Священного Писания, проповедник и бдительный страж религиозно-нравственных основ общественной жизни... Он явился ревностным поборником и распространителем религиозного просвещения в духе Православной Церкви особенно в такое время, когда ложное просвещение и несдерживаемый либерализм подрывали основы веры и благочестия». – писал биограф. По мнению митрополита Антония (Мельникова), «в трудах отца Виталия виден опытный катехизатор, глубоко понимающий Священное Писание и умело раскрывающий его перед паствой, особенно те места евангельского учения, которые требуют практического исполнения». Епископ Виталий скоропостижно скончался 14 мая 1885 года и был погребен в Спасской церкви архиерейского дома в Могилеве. Печатные труды 354 . Божественная литургия с применением к ее священнодействиям и молитвословиям всех Евангельских воспоминаний. – Житомир: Тип. Соколова, 1882. -VI, 276 с. 355 . Всенощное бдение: Дух и значение богослужения. – СПб.: Кн. маг. Луковникова, 1901. – 44 с. 356 . Всенощное бдение: (Из собеседований законоучителя с детьми): Говорено в церкви Николаевского сиротского института. – СПб., Ценз. 1859. – 16 с. То же. – СПб., 1861. – 39 с. – Из: Странник. – 1861. 357 . Две речи и три слова, сказанные преосвященным Виталием, епископом Острожским. – Почаев: Тип. Почаевской Успенской Лавры, 1882. – 32 с. 358 . Две речи по случаю выпуска воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц. – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1867. – 5 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Душа у него поистине прямая и честная – к нему привязаться можно, – писал будущий обер-прокурор А.Ф. Тютчевой уже в марте 1867 г. – Сердце у него русское». Видимо, Победоносцев изначально разделял мысль о том, что наставничество при семье наследника можно было расширить за пределы чисто педагогического мероприятия. Семья эта, по мнению российского консерватора, остро нуждалась в подобном наставничестве. «Как дети в пустыне живут они, как овцы, бродящие без пастыря, – писал Победоносцев А.Ф. Тютчевой в 1868 г. – Жаль, что нет около них… такого человека, которому бы они верили и кто мог бы людей приводить к ним и помогать им в приеме и знакомстве с людьми» 311 . В роли подобного человека будущий обер-прокурор, безусловно, видел себя. Опираясь на рано выявившийся интерес Александра Александровича к идеям национального своеобразия России, определенный критический настрой наследника по отношению к политике отца, Победоносцев исподволь влиял на складывание его личности. Он формировал его круг чтения, в который входили авторы, придерживавшиеся консервативных идей, писавшие о церковных вопросах или стремившиеся раскрыть национальную самобытность России – П.И. Мельников-Печерский, Н.С. Лесков, Я.П. Полонский. Во второй половине 1870 – начале 1880-х гг. в число этих авторов вошли Ф.М. Достоевский, К. Н. Леонтьев (статьи в «Варшавском дневнике»), М.Н. Катков 312 . Одновременно будущий обер-прокурор привлекал внимание наследника престола к жизни церкви. Он передал ему икону, поднесенную братией Почаевской лавры, завязал переписку по поводу благотворительной деятельности Костромского Богоявленского монастыря и его игуменьи Марии (Давыдовой). В 1880 г. Победоносцев организовал встречу наследника с выдающимся миссионером, просветителем Японии епископом Николаем (Касаткиным) 313 . Обращение Победоносцева к церковным вопросам в рамках общения с наследником престола имело определенный оттенок оппозиционности, поскольку политика правительства Александра II характеризовалась, по мнению будущего обер-прокурора, недопустимым пренебрежением к социальной роли церкви. Это отчетливо проявилось уже в ноябре 1867 г., когда Победоносцев рекомендовал цесаревичу приехать в Москву на похороны митрополита Филарета (Дроздова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010