Ноября 6-го 1867. 1680 Отцу наместнику и братии мир. Пусть представлены будут к священнослужительству благопотребные и достойные. – Нужно ли печатать службу праведному Филарету? – Издержки будут сделаны; и издание будет лежать. Не лучше ли написать к Спасобородинской игумении, купить у нея несколько экземпляров, и потребность будет удовлетворена. Отлагаю разрешение представления до получение на сие ответа. Ноября 9-го 1867. У меня был Я-н. К месту он не определен. Сквозь слезы просит, чтобы дать ему жалование за полный месяц последний, который прослужил от не полный. Если до конца сего месяца еще не вступил преемник его; и следственно жалования не нужно выдавать вдвойне: то не исполнить ли просьбу Я-на? Если же сим образом нельзя удовлетвоить его: то дайте ему от меня рублей 50. – Ноября 10-го 1867. 1681 Отцу наместнику и братии мир. Портрет, ка кя и прежде сказал, при избытке украшений, кажется мне гордым. Чем бы поблагодарить фоторгафа? – Еще икона в храме праведнаго Филарета 91 . О ней возвещает прилагаемое при сем письмо. Я говорил, что икону, дошедшую до бабушки, хорошо было бы сохранить до детей: отвечают, что уже решительно обрекли ее в сей храм. Она будет к вам доставлена. – Ноября 12-го 1867. 10 Антоний, из Архангельского, назначенный Нижегородским 1857г. Июля 20; скончался в сане архиепископа Владимирского. 15 От 14го Генваря 1858г. Напечат. в Чтениях в общ. люб. дух. просв. Декабря 1877г. Материалы. Стр. 178–180. 16 Без сомнения, это – беседа на память Св. Алексия. Напеч. в Прибавл. к Твор. Св. От. За 1858г., стр. 1–7. 22 Говорена беседа в день рожд. Государя Императора из текста: «приятны царю устне праведны, слово же правое любит Господь» (притч. 16, 13). 25 Письмо – без означения времени, – когда писано; сохранилось с пометою руки о. нам-ка «Июля 13-го 1858г.». 31 Слич. письмо М. Ф-та к М. Гр-ию, в Чт. В общ. люб. дух. просв. за 1878. Ч. III. Матер., стр. 180. 34 Копия с этого отношения от 2-го же Февраля 1859 г. напеч. в Чт. в Моск. общ. люб. дух. просв., кн. 8, 1869. Материалы, стр. 101–105

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Без указания имени автора. 160 . Мысли о чтении Евангелия//Домаш. беседа. – 1862. – Вып. 43. – С. 333–335; Вып. 4. – С. 357–359. – Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. 1847. Без указания имени автора. 161 . Роса//Домаш. беседа. – 1862. – Вып. 48. – С. 450–452. – Подпись: Сергиева пустынь. Без указания имени автора. 162 . Крест свой и Крест Христов//Домаш. беседа. – 1863. – Вып. 4. – С. 81–83; Вып. 5. – С. 113–115. – Подпись: Сергиева пустынь. 1850 г. Без указания имени автора. 163 . Разговор между мирянином и монахом о монашестве//Домаш. беседа. – 1863. – Вып. 9. – С. 209–214; Вып. 10. – С. 233–239; Вып. 11. – С. 261–265; Вып. 12. – С. 281–285; Вып. 15. – С. 353–356; Вып. 16. – С. 377–379; Вып. 17. – С. 401–405; Вып. 18. – С. 421–423; Вып. 19. – С. 437–441; Вып. 22. – С. 499–502; Вып. 23. – С. 515–521:164. Скорбящим//Домаш. беседа. – 1863. – Вып. 2. – С. 33–35; Вып. 3. – С. 57–59. – Подпись: Сергиева пустынь. 1850 г. Публикация статьи «Слово утешения к скорбящим инокам». Без указания имени автора. 165 . Отзыв на рецензию сочинений преосвященного Игнатия, сделанную священником Павлом Матвеевским//Домаш. беседа. – 1864. – Вып. 3. – С. 63–70; Вып. 4. – С. 91–101; Вып. 5. – С. 127–132. – Подпись: Православный. Автор установлен по ист.: РНБ. РО. ф. 1000, оп. 2, 531, л. 397. Отд. отт.: СПб., 1864. Под загл.: Отзыв Православного на рецензию Слова о смерти и других сочинений епископа Игнатия священником Павлом Матвеевским, помещенную с сентябрьской книжке за 1863 год духовного журнала «Странник». 166 . [Речь к гражданам г. Ярославля 17 октября 1865 г.]//Домаш. беседа. – 1865. – Вып. 46. – С. 1346–1347. При возвращении из Ярославля чудотворной иконы свт. Николая, привезенной из Николо-Бабаевского монастыря. 167 . Образец понимания святыми Отцами естества духов и души человеческой//Домаш. беседа. – 1866. – Вып. 10. – С. 266–270. – Подпись: Православный. Автор установлен по ист.: Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 25. – С. 694:168. Блажен муж//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 29. С. 746–752:169. Думы затворника//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 30. – С. 762–763:170. Многополезный совет старца внимающему себе иноку: (42-я гл. кн. «Приношение современному монашеству»: (в сокр.)//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 25. – С. 698–702:171. Послание к братии Сергиевой пустыни//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 35. – С. 854–856:172. [Строки, написанные накануне и в день кончины]//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 21. – С. 581–582. – В статье: Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отцу наместнику и братии мир. Давно о. Авель дал мне молитву к праотцу Авелю, чтобы ее исправить. Исполнив наконец послушание, посылаю исправленную, или испорченную, разсудите. Подлинника не могу возвратить; он слишком исчерчен, при исправлении. Но у о. Авеля конечно есть экземпляр молитвы, кроме того, который дан мне. Мая 4-го 1867. 1662 Мир Господень отцу наместнику и братии. Описанное вами устроение храма обещает быть удовлетворительно. Хорошо было бы не опустить благоприятного времени года, для исполнения. Старец, Голутвинскаго монастыря строитель, в неделю ваий, читая молитву над ваиями, изнемог, отнесен в келию, и скончался. Выбор новаго настоятеля пал частию на казначея, частию на другаго иероманаха, из младших, а некоторые избиратели подали мнение подали мнение избрать настоятеля из другаго монастыря; и следственно не признают удовлетворительными означенных кандидатов. Не вижу такого, на еотором мог бы остановиться с уверенностью. Не укажите ли? – Против перехода скитскаго ризничаго в Академию я только не спорю, а не скажу, чтобы сим был доволен. Благословенни Господеви старцы скита, которые, избрав подвиг, пребывают в нем постоянно, по благодати Божией, приобретая успех себе, и подавая добрый пример другим. Младшие, выходящие из скита, едва ли приобретут полезное себе, и между тем могут всеять помысл непостоянства в других неутвердившихся. Мая 6-го 1867. Кажется, завтра едет в Лавру Андрей Николаевич. 1663 Отцу наместнику мир. Андрей Николаевич завтра едет в Лавру в час по полудни. Приготовьте ему, на чем доехать от железной дороги в Лавру. И предложите ему трапезу. Мая 6-го 1867. 1664 Отцу наместнику мир. Просят меня о следующем: В братстве Лавры был Калюбакин; и потом перешел в Соловецкий монастырь и там скончался. Брат его желает знать, по какой причине перешел он из Лавры? – Я не знаю, или не помню, – прошу от вас ответа. Мая 13-го 1867. 1665 Отцу наместнику и братии мир. В 25 день сего Маия, в черверг, 80 славян посетят Лавру. В числе их три или четыре духовных лица православных, столько же кажется других исповеданий, прочие светские, большею частию не принадлежавшие к православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Офиц. издание Пермской епархии, выходившее в Перми с мая 1867 по апр. 1919 г.: в 1867-1885 гг.- еженедельно, в 1886-1901 гг.- 2 раза в месяц, с янв. 1902 по июль 1905 г.- 4 раза в месяц, с авг. 1905 по апр. 1917 г.- 3 раза в месяц, далее с неопределенной периодичностью; в 1917 г. вышло 34 номера, в янв.-июне 1918 г.- 17 номеров, в марте-апр. 1919 г.- 2 номера. Главной целью «П. е. в.», как это следует из статьи, составленной от имени редакции, было названо стремление «возбуждать, поддерживать и закреплять братскую духовную связь между местным епархиальным духовенством»; здесь должны были «сосредотачиваться все духовные интересы и вся бытовая жизнь епархии вообще и епархиального духовенства в частности» (Несколько слов о нашем издании//Пермские ЕВ. 1867. Ч. неофиц. 1. С. 1-5). По своему содержанию и типу издания «П. е. в.» существенно не отличались от др. современных им епархиальных ведомостей. Офиц. и неофиц. отделы «П. е. в.» имели раздельную годовую пагинацию, за исключением номеров за 1892 и 1919 гг., когда журнал выходил без разделения на отделы; в 1903 г., в авг.-дек. 1904 г. и в февр.-дек. 1905 г. неофиц. отдел присутствовал только в нечетных, а в янв.-июле 1904 г.- только в четных номерах. Редакция «П. е. в.» располагалась в 1867-1880 4), 1890-1891 и 1901 гг. при Пермской ДС, в 1880 5) - 1889, 1899-1900 и в 1902-1904 гг. при Пермской духовной консистории, в 1892-1898 и 1905-1919 гг. при братстве св. Стефана, еп. Великопермского. Редакторами офиц. и неофиц. отделов «П. е. в.» были ректоры ДС архим. Александр (Хованский; впоследствии епископ Сухумский) (1867-1868. 36) и прот. И. Е. Лаговский (с марта 1874 архим. Иероним) (1868. 37 - 1880. 2 (?), также 11-12 за 1867 за редактора; в 1870-1877 совместно с преподавателем ДС П. А. Поповым (в изд. не указан)), прот. А. М. Луканин (1880. 4 - 1889. 21). С нояб. 1889 по дек. 1891 г. официальный отдел «П.

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Отзыв С. Епифановича вышел также отд. отт.: [Киев, 1917]. — 31 с. 472. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками и письма преосвященнейшего к близким ему лицам/[Под ред. архим. Игнатия (Малышева)]. — Репринт. изд. 1881 г. — СПб.: Центр изучения охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского: ТОО «Купина», 1996. — 144 с., 1 л. портр. В издании отсутствуют письма. Под портретом факсимиле подписи: епископ Игнатий. 473. Моздок М. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский/Фонд духов. просвещения. — Ставрополь: Краевая тип., 1999. — 80 с.: ил. 474. Афанасьев В. Златокрылый Феникс: Монаш. подвиг свт. Игнатия Брянчанинова. — Козельск: Свято-Введен. Оптина Пустынь, 2000. — 223 с.: портр. 475. Вологодские дворяне Брянчаниновы: Ист.-краевед. сб. ст./Сост. H. H. Фарутина; Ред. Ю. В. Розанов; Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина; Вологод. гос. ист.-архит. худож. музей-заповедник; Гос. архив Вологод. обл. — Вологда, 2000. — 75 с.: ил., портр., факс. 476. Пылев А. Житие святителя Игнатия Брянчанинова/Предисл. еп. Максимилиана. — Вологда: Б. и.; М.: Технол. шк. бизнеса, 2000. — 175 с.: ил. — Библиогр.: с. 174.   477. [Сообщение о смерти преосвященного епископа Игнатия, последовавшей 30 апреля в Николо-Бабаевском монастыре]//Моск. вед. — 1867. — 7 мая 478. Епископ Игнатий: Некролог//Моск. вед. — 1867. — 19 мая 479. Дополнительные сведения к некрологу епископа Игнатия//Моск. вед. — 1867. — 22 июля Подпись: Ж. 480. Аскоченский В. И. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов): (Биогр. очерк)//Домаш. беседа. — 1867. — Вып. 24. — С. 654–665; Вып. 25. — С. 678–694. 481. Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова)//Домаш. беседа. — 1867. — Вып. 21 — С. 578–584. (Брянчанинов). [Объявление о непечатании сочинений свт. Игнатия без ведома П. А. Брянчанинова]//С.-Петерб. вед. — 1867. — 17 сент. 483. Максимовский М. Исторический очерк развития Главного инженерного училища, 1819–1869. — СПб.: тип. имп. Акад. наук, 1869. — VI, 208, 183 с., 9 л. портр., 1 л. табл. — Из содерж.: Брянчанинов (Дмитрий Александрович). — С. 73.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

6) В Страннике: «Преосвященный Владимир, Епископ Тобольский и Сибирский» – 1861 г. кн. II; 1868 г. кн. I; «Нечто о начальнике Алтайской миссии, архимандрите Макарии» – 1862 г. кн. IV; «Сила тайной молитвы» – 1862 г. кн. V; «Промысл Божий в спасении одного бедного семейства от холода и голода» – 1862 г. кн. X; «Григорий Иванович Мансветов на службе в Тобольске» – 1863 г. кн. XI; «Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского и всея Сибири» – 1864 г. кн. I; 1876 г. кн. II; «Назидательная кончина подполковника Домалевского» – 1864 г. кн. I; «Мирная кончина Иркутского Епископа Вениамина» – 1865 г. кн. V; «Икона Божией Матери, всех скорбящих Радости, в Тобольской Захарьевской церкви» – 1866 г. кн. X; «Св. Димитрий Ростовский как Архипастырь Сибирский» – 1866 г. кн. XI; «Рукоположение во священники офицеров Сибирского казачьего войска – Путинцева и Шарапова – 1866 г. кн. XII, 1867 г. кн. VI; «Соблазн на зло под видом добра» – 1867 г. кн. I; «Жизнеописание Афанасия Протопопова, Архиепископа Тобольского и Сибирского» – 1867 г. кн. I, II; «О приходских летописях при церквах Тобольской епархии» – 1867 г. кн. III; «Наказанное зложелание и кощунство» – 1867 г. кн. V, VI; «Речь при первом отправлении в Петербург и Москву воспитанников Сибирского кадетского корпуса» – 1867 г. кн. XI; «Необыкновенные похитители неправильно приобретенного» – там же; «Черта из жизни митрополита Филарета» – 1868 г. кн. VIII; «Антоний Знаменский, Архиепископ Тобольский» – 1868 г. кн. X 47 ; «За Богом и святыми Его молитва не пропадает» – 1868 г. кн. XII 48 ; «Миссионерства Березовского края» – 1869 г. кн. VIII; «Иеромонах Михаил, духовник Тобольского архиерейского дома» – 1870 г. кн. I, II 49 ; «Биографический очерк Николая Алексеевича Абрамова» – 1870г. кн. XII 50 ; «Архиепископ Евгений Казанцев, как Архипастырь Тобольский» – 1872 г. кн. XI; «Амвросий Келембет, Архиепископ Тобольский – 1874 г. кн. X–XII 51 ; «Слово при праздновании 50-ти летия Сибирской военной гимназии» – 1876 г. кн. XI; «Крещение в Енисейской епархии инородцев-язычников» – 1876 и 1877 гг.; «Воспоминание о Томском Преосвященном Платоне» – 1877 г. кн. IV; «Омский протоиерей С.Я. Знаменский» – 1877 г. кн. IX; «Замечательная черта в кончине Чернавипа» – 1879 г. кн. IV 52 ; «Спасение четырех Тобольских Преосвященных от потопления, по их молитвам» – 1880 г. кн. I; «Иркутский Архиепископ Михаил П» – 1880 г. кн. II; «Тобольский кафедральный протоиерей П.А. Фелицын» – 1880 г. кн. V 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

и чудотворцу Николаю. По выходе из новоосвященного храма, архипастырем благословлены были просфоры и ломти черного хлеба, приготовленные в четырех больших кадках для раздачи богомольцам. И это освящение храма Божия уже по самой торжественной своей обстановке не могло не произвести глубокого и доброго впечатления на собравшихся во множестве богомольцев; влив неотразимое духовное утешение в сердца Костромских граждан, оно сильнее упрочило надежду на то, что уже недалеко время для совершения священнослужений и принесения молитв в соборном Богоявленском храме. В 1865 г. были выведены под кровлю стены пристроек к соборному храму с южной, западной и северной стороны; в следующем же году над новыми пристройками к собору устроена кровля и покрыта железом; тогда же устроены в нижнем этаже своды в боковых пристройках собора с южной и западной стороны; быстрота построек под неусыпным надзором иг. Марии была изумительная. И вот, когда летом в 1866 г. Кострому посетил Государь Наследник престола Александр Александрович, 1894 г. 20 октября в Бозе почивший Государь Император, дивное зрелище в Богоявленском монастыре представилось ему и спутникам его. Бывшие за три года пред тем свидетелями страшного запустения обители, они теперь с приятным чувством рассматривали изящную церковь , пристроенную к древнему собору, превращенному в алтарь. В 1867 г. с западной стороны устроена каменная паперть с железною крышею и тремя крыльцами из белого камня. Тогда же с южной стороны храма устроена усыпальница, приспособленная для богослужения; распорядительностью неутомимой игуменьи был очищен весь мусор в склепах под алтарем древнего Богоявленского храма; старые надгробные памятники 43 в количестве 30 приведены в надлежащий порядок и покрыты своими древними покровами. Вся усыпальница разделена сводами на четыре отделения; стены и своды расписаны (в 1870 г) альфреско свящ. изображениями; возобновлена древняя живопись альфреско; изображающая посмертную судьбу души. С южной стороны усыпальницы под боковою пристройкою с южной стороны алтаря на лепты сестер обители сооружена в 1867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

1879. Ч. 1. С. 89–103. 7 . Послужной список архимандрита Антония, строителя Арзамасской Высокогорской пустыни//Российский Государственный Архив Древних Актов [далее РГАДА], ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 8 об. 8 . Скончался 21 марта 1887 года в сане епископа Курского и Белгородского. 9 . Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Репринт. Сергиев Посад: Изд. ТСЛ, 1995. 10 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 1. 1831– 1841 гг. М., 1877. 11 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 2. 1842– 1849 гг. М., 1878. 12 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 3. 1850– 1856 гг. М., 1883. 13 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 4. 1857– 1867 гг. М., 1884. 14 . Письмо епископа Нижегородского и Арзамасского Афанасия митрополиту Московскому Филарету о послании иеромонаха Антония (Медведева) в Троице-Сергиеву Лавру на служение Преподобному Сергию//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 12, 12 об. 15 . Послужной список иеромонаха Антония, строителя Арзамасской Высокогорской пустыни//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 8 и 8 об. 16 . Паспорт иеромонаха Антония, уволенного из Нижегородской епархии в Московскую//РГАДА, ф. 12044, on. 1, ед. хр. 4425, л. 7. 17 . Рапорт иеромонаха Антония митрополиту Московскому Филарету о представлении своего послужного списка и паспорта//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 6, 6 об. 18 . Рапорт Святейшему Синоду от святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, о назначении иеромонаха Антония наместником Снято-Троицкой Сергиевой Лавры//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 1. 19 . Письмо митрополита Московского Филарета в Учрежденный собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о назначении иеромонаха Антония наместником Лавры//РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

просвещ. 1865). Монограмма митрополита Фотия на окладе Владимирской иконы Богоматери в московском Успенском соборе (Сборн. древне-русск. искусств. 1866). Акты ΧVΙΙ века о чудесном исцелении от иконы святителя Николая в Успенском соборе и о св. мире (Душ. Чт. 1867. Апрель). Три молитвы: а) о поставлении царя; б) кесаря и деспота; в) князя (Гласник сербск. ученого дружества. 1867. Кн. 5. Составл. в 1849 г.). О скуфье и камилавке в древней греческой и русской церкви (Душ. Чт. 1867. Декабрь. 1868. Март). Описание кашпиревского благовещенского Симеонова монастыря (Археолог. вестн. 1867). Историческое описание бывших в городе Самаре мужеского Преображенского и женского Спасского монастырей. М. 1867. Слово св. Ипполита об антихристе. М. 1868. Запись о ставлениках московских церквей 1645–1666 (Материалы для описания москов. церквей. М. 1869). Рассмотрение рецензий, явившихся на описание рукописей московской синодальной библиотеки (Сбор. отд. русск. язык, и словесн. т. 8. Спб. 1870). Рассмотрение книги Хрущева: исследование о сочинениях Иосифа волоцкого (отчет о 12 присужд. наград гр. Уварова. Спб. 1870). Об архипастырском путешествии Дионисия епископа якутского из Якутска в Нижнеколымск (Душ. Чт. 1869 Декабрь). Об имени Иисус (Душ.Чт. 1869.Февраль. 1870. Март). Елабужские древности (Труд. моск. археолог. общ. т. 3, вып. 2). Ананьинский могильник (Труды 1-го археолог. съезда). Вышел и отдельно. М. 1871. О городищах древнего волжско-болгарского и казанского царства (Труд. 1-го археолог. съезда). Вышла и отдельно. М. 1871. Pogled na hisioriiu istocne crkve u cescoi. Zagreb. 1872. Сверх того, Невоструеву принадлежит редакция и ученые примечания к патерику, издававшемуся при Душ. Чтении. Август 1861-Декабрь 1862. В рукописи остался замечательнейший его труд: описание Евангелия, писанного для новгородского князя Мстислава Владимировича, в начале XII века. Часть этого труда напечатана в известиях Академии наук, том. XI. Ундольский Вукол Михайлович, кандидат XII курса (1840). Действительный член московского Общества истории и древностей российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В то же время Арзамасское ДУ, куда поступали дети священно- и церковнослужителей Арзамасского, Ардатовского, Лукояновского и Сергачского уездов, было переполнено учениками: в 1849 г. их насчитывалось 357. Для более равномерного распределения воспитанников по уч-щам в 1867 г. Печерское ДУ было упразднено, вместо него открыто уч-ще в заштатном г. Починки Лукояновского у. (ныне село Починковского р-на). Лысковское уездное ДУ было основано в 1849 г., тогда же учреждена фундаментальная училищная б-ка. Ученическая б-ка существовала с 1878 г. С 70-х гг. XIX в. уч-ще находилось в одноэтажном корпусе на Базарной пл. В 1887 г. при нем было основано ученическое Иоанникиевское общежитие, названное в честь митр. Иоанникия (Руднева) как инициатора устройства ученических общежитий в Н. и А. е. Среди выпускников Лысковского ДУ - единоверческий Уфимский еп. сщмч. Симон (Шлеёв) и богослов прот. Н. М. Боголюбов . Смотрителями уч-ща в нач. XX в. служили иером. Алексий (Кузнецов ; впосл. архиепископ) и иером. Кирилл (Соколов ; впосл. епископ). Починковское ДУ было открыто в 1867 г., располагалось в каменном 2-этажном корпусе на Базарной пл. г. Починки. В уч-ще была перенесена фундаментальная б-ка Печерского ДУ; ученическая б-ка основана в 1867 г. Починковское ДУ окончил эрзянский лингвист и педагог А. П. Рябов (1894-1938). В 1867 г. церкви с причтами епархии были разделены на 4 училищных округа (Нижегородский, Арзамасский, Лысковский и Починковский), каждый из к-рых должен был заботиться о соответствующем духовном уч-ще. Представители округов входили в советы при уч-щах, участвовали в ежегодных съездах духовенства училищных округов. Нижегородское епархиальное жен. уч-ще было создано в Н. Новгороде по инициативе архиеп. Иакова (Вечеркова), к-рый пожертвовал личные средства на его устройство в епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Еп. Иеремия (Соловьёв) продолжил сбор средств. В 1857 г. по просьбе архиеп. Антония (Павлинского) графиня А. Г. Толстая (урожд. княжна Грузинская) пожертвовала в вечное владение епархии участок земли с садом и огородом в центре города. В мае 1861 г. здание уч-ща заложил еп. Нектарий (Надеждин). Торжественное открытие учебного заведения состоялось 22 окт. 1866 г.; в тот же день Балахнинский еп. Макарий (Миролюбов) освятил домовую Введенскую ц. на 3-м этаже нового здания. В 1867-1868 гг. по благословению еп. Нектария были возведены 2 дополнительных корпуса. В них располагались спальни воспитанниц, квартиры воспитательниц, рукодельные комнаты, рекреационный зал, больница и епархиальный детский приют для детей-сирот из духовного сословия. Во внутреннем дворе построен хозяйственный корпус.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010