священника Феодора Дорофеева (1885-1937), священника Тихона Архангельского (1875-1937), священника Александра Соловьева (1893-1937), священника Александра Крутицкого (1898-1938), протоиерея Петра Соловьева (1871-1937), инокини Евдокии (Бучиневой; 1885-1931), священника Созонта Решетилова (1894-1937), священника Алексия Шарова (1882-1938), священника Николая Андреева (1869-1937), священника Владимира Проферансова (1874-1937), священника Василия Озерецковского (1885-1937), инокини Анны Макандиной (1891-1938), священника Василия Крылова (1899-1938), священника Александра Быкова (1881-1937), священника Симеона Кульгавца (1880-1938), иеромонаха Нила (Тютюкина; 1871-1938), протоиерея Александра Соколова (1881-1938), священника Феодора Гусева (1875-1937), священника Петра Озерецковского (1889-1937), священника Вячеслава Занкова (1892-1937), иеромонаха Петра (Мамонтова; 1880-1937), протоиерея Алексия Воробьева (1888-1937), игумена Иоасафа (Крымзина; 1880-1937), священника Василия Надеждина (1895-1930), протоиерея Владимира Амбарцумова (1892-1937); от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: архимандрита Кронида (Любимова; 1859-1937); от Свято-Данилова монастыря: архимандрита Георгия (Лаврова; 1868-1932); от Оренбургской епархии: протоиерея Макария Квиткина (1882-1931); от Пензенской епархии: епископа Феодора (Смирнова; 1891-1937), иерея Василия Смирнова (1889-1937), иерея Гавриила Архангельского (1890-1937); от Рязанской епархии: священника Николая Пробатова (1874-1918) и иже с ним убиенных Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и Агафии; священника Гавриила Масленникова (1871-1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Владимира Лозина-Лозинского (1885-1937); от Тверской епархии: священника Николая Лебедева (1869-1933), священника Иоанна Спасского (1873-1937); от Уфимской епархии: священника Петра Варламова (1897-1930); от Черниговской епархии: архиепископа Черниговского и Нежинского Василия (Богоявленского; 1867-1918) и с ним убиенных

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

121 . Резолюция от 4 февраля на прошении бывшего ректора вологодской дух. семинарии архимандрита Адриана о предоставлении ему настоятельского места в каком-либо благоустроенном монастыре московской епархии: «Архимандрит, которого Святейший Синод признал нужным уволить от управления монастырем, и который, не смотря на сие, ищет управления монастырем, и даже выбирает монастырь благоустроенный, не оказывает духа послушания и смирения, который делает людей благонадежными в духовной службе. Отказать». 122 . Резолюция от 12 февраля на донесении благочинного подольского уезда, священника церкви села Воронова Иоанна Александрова Стогова с представлением отзыва священника и пономаря церкви села Богоявленского о дьячке Егоре Молчанове, что в декабре он вел себя довольно хорошо и в должности был исправен: «Нельзя не обратить внимания на следующие поступки благочинного. 1) О неблагоповедении дьячка Молчанова, он мне, как должно было, не доносил: а я, по сторонним сведениям требовал от него о сем дознания. 2) Дознание произвел неправильно. Как то: от священника и пономаря взял одно показание, тогда как —76— для верного дознания истины надлежало спрашивать порознь. 3). Спросил о поведении дьячка только в декабре, а о поведении в январе не спросил, хотя спрашивал уже по прошествии января. Здесь видно намерение скрыть пьянственный и буйственный поступок дьячка 6 января. 4) В одно время с сим донесением, при котором есть показание священника о том, что крестьяне села Богоявленского не дают дьячку одобрения по учиненной им в январе драк, – благочинный представил другое донесение, в котором пишет, что дьячок в январе вел себя довольно хорошо. Такое неверное действование по должности не может быть терпимо в благочинном. – Посему учинить следующее. 1) Благочинного Стогова от сей должности уволить. 2) В должности благочинного быть села Васюнина священнику Симеону Серединскому. 3) Дело о буйстве и пьянстве дьячка 6 января произвести неопустительно». 123 . Резолюция от 12 февраля 1856 г. на показании пономаря церкви села Свитина, подольского уезда Александра Мартинова Свитинского о том, что он не подписал клировые ведомости за 1855 год, потому что не получает от помещика руги другой год, в конце июня и начале июля действительно жег уголья на земле графа Ростопчина, но не один, а с крестьянами: «1) Из донесения и допроса видно, что пономарь Свитинский другой год не получает от помещика руги за то, что позволил незаконное и опасное действие жжения угля на помещичьей земле близ леса. А что он по сей причине не подписал ведомостей, это есть беспорядок и своеволие. Посему удалить его от сего места; во-первых, потому, что виноват, во-вторых, для того, чтобы поддержать благорасположение г. помещика к причту. 2) Впрочем преосвященный распорядит сие так, чтобы он вскоре получил другое место».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Там же. Анатолий Александрович Едский (1844–31.07.1910) — священник Воскресенской церкви г. Вологды (Вологодские ЕВ. 1910. 17. С. 332). Ильинский. Д. 1. Л. 204. Елпидифор Андреевич Богословский (24.10.1827–07.06.1906) — священник Сретенской церкви г. Вологды с 1860 г. (см.: Клировая ведомость Сретенской церкви г. Вологды за 1904 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 33. Д. 60. Л. 2 об. – 3 об.; Вологодские ЕВ. 1906. 13. С. 278). Ильинский. Д. 1. Л. 204 об. Николай Вячеславович Богоявленский (19.02.1867–20.06.1945). «В 1888 г. была открыта вторая должность надзирателя, на каковую был назначен студент семинарии выпуска 1886 г. — Богоявленский Николай Вячеславович. Но он пробыл в этой должности только один год, поступил в Петербургский университет, по окончании которого служил в Китае сначала в должности секретаря консульства, а затем — консула. В настоящее время состоит на службе американского правительства» (Ильинский. Д. 1. Л. 403). Окончил восточный факультет Санкт-Петербургского университета (1892). Секретарь в Российском генеральном консульстве в Кульдже (1900–1901); консул в Турфине; чиновник приамурского генерал-губернатора (с 1908); последний Российский генеральный консул в Сиэтле; автор работ о Китае (Хасимутдинов А. А. Русские в Сиэтле. Владивосток, 2016. С. 58.). Преподаватель семинарии К. П. Заболотский — брат матери Н. В. Богоявленского Варвары Павловны. Сорок чудес по молитвам святителя Питирима, епископа Тамбовского. Тамбов, 1913. С. 3–7. Афанасий (Самбикин Иван Дмитриевич, 1867 — после 1918) окончил Тамбовское духовное училище (1888), Воронежскую семинарию (1892), КДА (1892), учитель, а затем смотритель Приворотского духовного училища (с 1893 г.), иеромонах (1893), смотритель Донского духовного училища (1897), ректор Тамбовской семинарии (30.06.1899), настоятель Успенского Жировицкого монастыря (1902), настоятель Московского Знаменского монастыря (1904), настоятель Московского Сретенского монастыря (1908), сверхштатный член Московской духовной консистории (1910), в августе 1918 г. уехал в отпуск и к управлению монастыря не вернулся. См.: Тамбовские ЕВ. 1899. 42. С. 615; Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. Т. 3. С. 104; ЦВ. 1902. 9. С. 52; ЦВ. 1904. 18–19. С. 236; ЦВ. 1908. 9. С. 46; Иоанн (Лудищев), иером. История Московского Сретенского монастыря 1919–1923 годы//Сретенский сборник. 2012. Вып. 3. С. 245–324).

http://bogoslov.ru/article/6174946

Сергиев Посад, 1916).– Примечание. 321 Муретов Митрофан Дмитриевич (1851–1917), профессор Московской духовной академии. В 1877 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия, преподаватель Вифанской духовной семинарии. С 1878 г. приват-доцент академии по кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1885 г. удостоен степени магистра богословия, доцент Академии, экстраординарный профессор. В 1893 г. удостоен степени доктора богословия, ординарный профессор. С 1903 г. заслуженный ординарный профессор Академии. В 1906–1907 гг. инспектор академии. С 1911 г. почетный член Российской Академии (См.: Иларион [Троицкий], архим. Профессор М. Д. Муретов //Богословский вестник. 1918. Март. С. 145–168). – Примечание. 323 Актовая речь была опубликована: Богословский М. М. Реформа высшей духовной школы при Александре 1 и основание Московской духовной академии//Богословский вестник. 1917. Октябрь-декабрь. С. 356–384. Богословский Михаил Михайлович (1867–1929), профессор Московского университета и Московской духовной академии. В 1890 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1891–1894 гг. профессорский стипендиат Университета. С 1898 г. приват-доцент Университета по кафедре Русской истории. В 1902 г. удостоен степени магистра истории. В 1909 г. удостоен степени доктора истории, экстраординарный профессор Московского университета, ординарный профессор Московской духовной академии. С 1915 г. ординарный профессор Университета. С 1920 г. член-корреспондент Академии наук, с 1921 г. ее действительный член. С 1922 г. действительный член Московской секции Академии Истории материальной культуры. – Примечание. 324 Московская духовная академия ведет свою историю от Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1685 г. братьями-монахами греками Лихудами и располагавшейся в Москве, сначала в Богоявленском монастыре, а затем в Заиконоспасском. В 1814 г. Академия была реорганизована и переведена из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. – Примечание. 325 Отчет Московской духовной академии был опубликован: Отчет о состоянии Московской духовной Академии в 1916–1917 учебном году//Богословский вестник.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

83, 84, 88, 97 Мартынов Иван Спиридонович; (ок. 1854 – 1910/1911) – повенецкий купец 2-й гильдии. С 1885 – член от земства Повенецкого уездного податного присутствия, в 1888-ок. 1909 – гласный Повенецкой городской думы. 31 марта 1900, 25 июня 1902 и 16 августа 1906 избирался городским головой Повенца (по 28 мая 1908). Казначей Повенецкого уездного отделения Олонецкого Епархиального училищного совета в 1889–1896. Был старостой Повенецкого Петропавловского собора. 81 Мартынова Мария Кирилловна; (6 января 1876 – ?). Окончила Св. Владимирскую женскую церковно-учительскую школу (1896) и VII специальный класс со званием домашней наставницы, была учительницей в ней же до 1918. См.: Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 536. 284 Маслов – с 21 сентября 1925 кандидат в члены Совета Высших Богословских курсов. 351, 357, 366 Маслов В. – представитель от прихода Богоявленской церкви на Гутуевском острове. 217 Маслов Петр Сафронович – член Приходского Совета Петроградской Скорбященской церкви, что на Стеклянном заводе, артельщик Невского судостроительного и механического заводов. 215 Матвеев Петр Андреевич; (1850 – ок. 1912). Окончил кондукторскую школу (1867) и с 9 декабря 1867 служил в ведомстве Министерства путей сообщения; с 1881 – и. д. начальника, с 16 января 1889 – начальник хозяйственного отделения Вытегорского округа путей сообщения. С 20 мая 1900 – начальник 3-й судоходной дистанции Вологодского отделения того же округа. С 16 августа 1903 – начальник 1-го округа, 27 января 1904 причислен к Министерству путей сообщения с поручением исполнения обязанностей по занимаемой должности. В 1889–1897 – гласный Вытегорской городской думы, казначей Вытегорского уездного отделения Олонецкого Епархиального училищного совета в 1889–1900. 79 Матфей, св. апостол и евангелист . 259, 329 Матюшенский Алексей Михайлович; (? – 1917). Окончил Симбирскую ДС (1887) и Казанскую ДА (1891), к. б. С 28 сентября 1891 – законоучитель Самарской женской гимназии, 15 октября 1891 определен священником Вознесенского собора Самары. С 21 июня по 5 июля 1895 – наблюдатель церковно-приходских школ Самарской, а с 18 марта 1904 по 9 июня 1904 – Воронежской епархий. С 1904 по 15 июля 1913 – настоятель Витебского кафедрального собора, с 6 мая 1900 – протоиерей. 16 ноября 1913 принят на службу в Саратовскую епархию, причислен к Саратовскому кафедральному собору; был законоучителем Саратовской Мариинской женской гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феодосий I или Великий Флавий (ок. 346–395), римский император с 379; Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) (1872–1940), церковный деятель. Ректор Петербургской ДА (1908–1910), епископ Ямбургский (с 1909), Таврический (с 1910), Астраханский (с 1912), Полтавский (с 1913). С 1917 архиепископ. После Октябрьской революции в эмиграции во Франции; Феррейн Владимир Карлович (1834–1918), фармацевт, московский купец 1-й гильдии, действ. статский советник, магистр фармации (1869). Гласный Московской городской думы, председатель Московского фармацевтического об-ва и Пенсионно-вспомогательной кассы на пособие инвалидам, вдовам и сиротам фармацевтов. Продолжив дело отца, Карла Ивановича Феррейна, создал одну из крупнейших в России фармацевтическую фирму, с 1902 преобразованную в «Товарищество на паях Феррейн В.К.», стал председателем правления и директором-распорядителем всего бизнеса. Товарищество владело собственным фармацевтическим заводом (ныне – головное предприятие ЗАО «Брынцалов А.»), химико-бактериологической лабораторией и сетью аптек в Москве, в том числе, крупнейшей в Европе Староникольской аптекой. После Октябрьской революции переехал в Германию; Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783–1867), церковный деятель, проповедник, профессор философии, почетныйчлен (1827), академик (1841) Петербургской АН. Инспектор и профессор философских наук (1808–1812), ректор и профессор богословских наук (1812–1817) Санкт-Петербургской духовной академии, епископ Ревельский, викарий Петербургской епархии (1817–1819), архиепископ Тверской (1819), член Синода (1819–1849), митрополит Московский (1826–1867), составитель Манифеста 1861 об отмене крепостного права. Канонизирован РПЦ в 1994; Филипп (в миру боярин Федор Степанович Колычев) (1507–1569), церковный деятель. Игумен Соловецкого м-ря (1547–1566), митрополит Московский и всея Руси (с 1566), низложен в ноябре 1568, заточен сначала в Богоявленском (или Староникольском) м-ре, затем в Тверском Отрочем м-ре, где был задушен Малютой Скуратовым. Канонизирован в 1652;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

—94— дней, но не показывает, какого именно младенца, и когда сие было, кто звал священника на погребение, в доме ли оставался младенец шесть дней, или принесен был в церковь . При такой неполноте показания нельзя сделать ни справки, ни исследования, а требуемые по правилам следствия дополнения сделать просители отказались. Посему учинить следующее. 1) Определение исполнить. 2) Священнику внушить, что записки о бытии на исповеди должно давать совсем безвозмездно, кроме разве того, что хотят дать на бумагу и чернила». 157 . Резолюция от 5 октября 1856 г. на прошении священника Ильинской, Набережной слободы, г. Можайска, церкви Александра Ансерова с причтом об архипастырской помощи в затруднении по причине отказа в ремонте церковных домов со стороны прихожан: «Желательно, чтобы храмоздатель подмал, как лучше благоугодное дело его может быть упрочено, и как оно может не в долгое время разрушиться. Приметно, что место сие не доставляет причту обильных способов к содержанию. В сем случае важная помощь – церковный дом, поддерживаемый в исправности. Он будет споспешествовать тому, чтобы место имело благонадежного священника. Если дом не будет поддержан, священник от сего неудобства принужден будет перейти на другое место: и трудно будет найти па оное другого благонадежного. Сие может случиться даже и в том случае, если заставить священника на свои деньги поддерживать дом, а при том из сего произойдет другое неудобство; чем больше денег будет употреблять священник на дом, тем менее дом будет церковным; он будет смешанною и запутанною собственностью; а от сего также более ожидать должно, что места сего будут избегать, нежели искать. Предложить сие на рассуждение храмоздателю и прихожанам, и о последующем донести». 158 . Резолюция от 9 октября на прошении церковного старосты и прихожан Богоявленской, в Елохове, в Москве церкви о переведении к сей церкви диакона Троицкой, на Хохловке, церкви Константина Воронкова, взамен переведенного диакона от св. Варсонофия или Вознесенской, близ Сретенки: «Просьба сия требует внимания, с одной стороны по уважению к трудному подвигу прихожан в построении

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—95— храма, с другой – по соображению того, что храм сей, по пространству своему, требует диакона не малогласного. При назначении Вознесенского диакона была причина полагать, что он не имеет сего недостатка, но прихожане находят его неудовлетворительным. Посему учинить следующее. 1) Вознесенского, что близ Сретенки, диакона оставить на прежнем месте, с предположением обратить на него внимание при другом случае. 2) Троицкого, что на Хохловке, диакона Константина Воронцова к Богоявленской церкви, по убедительной просьбе прихожан, перевести». 159 . Резолюция от 11 октября на прошении жены священника г. Невеля, витебской губернии, Стефана Мартинианова Полубинского, Марии Гавриловой о переведении мужа ее из Невельского успенского собора в г. Москву к какой-либо церкви для успокоения в старости дяди ее студента Ивана Яковлевича Корейша, находящегося в московской преображенской больнице: «Просительница забыла, что муж глава жены, а не жена мужу. Оставить прошение сие без действия. 160 . Резолюция от 16 октября на донесении протоиерея Покровского собора Александра Воскресенского о том, что 14 октября шествие крестного хода из Успенского собора вокруг кремля совершено было должным порядком: «Вскоре по выходе из собора была долгая остановка, говорят от того, что хоругви наклонять и проносить чрез Спасские ворота нельзя было поспешно. Сие надобно взять в соображение, дабы впредь вернее определять начало движения хоругвей. Пред окончанием крестного хода на пути к лобному месту духовенство стояло разорванными линиями. Немудрено было стать порядочнее». 161 . Резолюция от 30 октября на показания священника. Скорбященской, в Ямской слободе церкви, Замоскворецкого сорока, Алексея Иоаннова Богданова о том, что хотя он и знал о неимении заштатным священником церкви села Воскресенского, Коломенского уезда, Алексеем Соколовым. разрешения к священнослужению, но, по своей болезни, иногда допускал его до служения панихиды, молебнов, отпевания младенцев, напутствования больных и т. п., до совершения же литургии однако не допускал: «Правило Сардикийского собора говорит: иже от своего епископа отлучена суща сведый, общения сподобляя, несть без вины. А в толко-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 Иеромонах Владимир (Москвитин Василий Иванович) родился в 1895 (?) г. в Орле в купеческой семье. Имел двух братьев: Александра (архим. Афанасия) и Павла (1909–1987). В молодости прислуживал архиепископу Орловскому Серафиму (Остроумову) и епископу Болховскому Даниилу (Троицкому). С конца 1920-х гг. проживал в Москве, работал в торговле. Был пострижен в монашество, вероятно, вместе с братом Александром в 1930 г. В 1945 г. был рукоположен во иеромонаха. Отбывал заключение в ИТЛ (ГУЛАГ). После освобождения был за штатом, служил в разных храмах Московской епархии. После смерти брата, архимандрита Афанасия, передал в Псково-Печер-ский монастырь хранившуюся у него святыню – мощи св. мц. Татианы. Скончался 12 апреля 1976 г., похоронен на Введенском (Немецком) кладбище недалеко от могилы митрополита Трифона (Туркестанова) . 13 Патриарх Сергий (Страгородский Иван Николаевич, 1867–1944) – с 1925 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Его Декларация 1927 г. «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти» вызвала большие разногласия в Церкви. С декабря 1936 г. – Патриарший Местоблюститель. В 1943 г. Собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 15 мая 1944 г., похоронен в Никольском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора в Елохове. 14 Вадим Васильевич Овчинников, род. 1921 г., племянник о. Иоанна, сын двоюродного брата Василия Николаевича Овчинникова. Инженер-строитель, проживал в Орле. Скончался в 1993 г., похоронен на Крестительском кладбище в одной ограде с Константином Михайловичем Крестьянкиным (1900–1985), родным братом о. Иоанна. 15 Свято-Введенская Оптина пустынь, один из самых известных монастырей Русской Православной Церкви, была основана в XV в. и располагается на берегу реки Жиздры недалеко от г. Козельска Калужской епархии. Наибольшего расцвета монастырь достиг в конце XIX в. благодаря старцам, к которым съезжались паломники со всей России. В 1918 г. Оптина пустынь была закрыта, но до 1923 г. просуществовала под видом сельскохозяйственной артели. Затем монастырь был передан музею. В 1987 г. Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. В настоящее время монастырь возрожден, многие старцы и исповедники причислены к лику святых, обретены нетленные мощи семерых преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

13 февр. 1883 г. Синод принял решение о восстановлении Могилёвского правосл. братства ( Восович. 2009. С. 19), которое 19 окт. 1897 г. во многом способствовало открытию Гомельского отд-ния, 8 марта 1898 г.- Мстиславского отд-ния Могилёвского братства. Накануне первой мировой войны в М. Б. м. проживали 37 монахов. В 1918 г. обитель была закрыта, а в 1928 г. прекратилось богослужение в монастырских храмах. В 1929 г. в одном из частных домов на окраине Могилёва бывший настоятель игум. Митрофан (Туров), иеромонахи Тихон (Савченко) и Арсений (Томашёв) организовали подпольный мон-рь, членами которого позднее стали бывший настоятель Белыничского муж. мон-ря архим. Марк (Сидляр), киевские иеромонахи Иларион (Подопригорье) и Иринарх (Жабыко). В 1936 г. мон-рь был ликвидирован, монахи осуждены на различные сроки заключения. В 1941 г., во время ожесточенной обороны г. Могилёва от немецко-фашистских войск, зданиям на территории М. Б. м. был нанесен большой ущерб, сохранились лишь стены соборов и колокольня. В 1945 г. комиссия Управления по делам архитектуры при Совете министров БССР после осмотра территории обители приняла решение об их восстановлении и реставрации. Однако из-за недостатка финансирования после 1952 г. остатки строений М. Б. м. были разобраны. На месте обители был воздвигнут городской жилой массив, на месте Богоявленской ц.- детский сад. В М. Б. м. хранилась Могилёво-Братская икона Божией Матери , с к-рой связано неск. преданий о чудесном спасении города: 19 марта 1655 г.- от тяжелой осады польско-литовских войск гетмана пана Януша Радзивилла, о чем позднее вспоминали вкладчики обители (напр., в 1707 - АСЗР. Т. 2. 65. С. 97), в 1708 г.- от соратников А. Д. Меншикова, который хотел отомстить горожанам за антимосковское восстание 1661 г., в 1910 г.- от мощного пожара, уничтожившего значительную часть Могилёва. Ист.: Ист.-юрид. мат-лы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилёвской, хранящихся в центр. архиве в Витебске/Ред.: А. М. Созонов и др. Витебск, 1878. Вып. 9. С. 211-218, 275-279; АСЗР. 1867. Т. 2. 19. С. 17-18; 26. С. 26-27; 34. С. 45-46; 35. С. 47-48; 37-46. С. 49-65; 52-53. С. 78-79; 60. С. 87-88; 63. С. 92-93; 65. С. 95-99; 67-71. С. 101-113; Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе, 1697-1699. М., 1992. С. 11-14, 18.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010