20. СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ Иван Николаевич), Патриарх Московский и всея Руси (11.01.1867-15.05.1944). Родился в г. Арзамасе Нижегородской губ. в семье священника. В 1890 окончил СПб ДА; канд. богословия. 30.01.1890 принял монашеский постриг, и 21.05.1890 рукоположен во иеромонаха. В 1890-1893 - в составе Российской Духовной Миссии в Японии. Одновременно в 1891-1892 служил на фрегате «Память Азова». В 1893 - доцент СПб ДА, затем инспектор Московской ДА. 21.09.1894 возведен в сан архимандрита и назначен на должность настоятеля посольской церкви в Афинах. С 1895 - магистр богословия. С 27.08.1897 - помощник начальника Российской Духовной Миссии в Японии. В 1899 назначен ректором СПб ДС, а 06.10.1899 - инспектором СПб ДА; в 1901-1905 - ее ректор. 25.02.1901 хиротонисан в СПб во епископа Ямбургского, викария СПб епархии. В 1905-1917 - архиепископ Финляндский и Выборгский. 09.08.1917 избран архиепископом Владимирским и Шуйским. Член Поместного Собора 1917-1918. 28.11.1917 возведен в сан митрополита. В 1922 уклонился в обновленчество, 27.08.1923 принес покаяние Патриарху Тихону. С 18.03.1924 - митрополит Нижегородский (с 16.10.1932 - Горьковский) и Арзамасский. С 10.12.1925 - заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 10.11.1926-27.03.1927 находился под арестом. С 27.04.1934-Митрополит Московский и Коломенский, с 01.01.1937 - Патриарший Местоблюститель. С 10.1941-08.1943 - в эвакуации в Ульяновске. 08.09.1943 на Архиерейском Соборе избран Патриархом Московским и всея Руси, интронизован 12.09.1943. Автор ряда богослов-ских трудов. Скончался в Москве. Погребен в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве. 21. СТЕХНОВСКИЙ Борис Михайлович, протоиерей (3.05.1904-25.12.1989). В 1927-1938 - священник церкви погоста Красные Пруды Псковского окр. В 1943-1944 служил в церкви пригорода Красный (ныне пос. Красногородское Псковской обл.). 03.08.1944 арестован и заключен в лагерь. 25.08.1952 освобожден. С 29.07.1953 служил в Никольском соборе г. Новая Ладога, с 28.04.1958 - в Тихвинской церкви, с 30.08.1964 - в Никольской церкви с. Ильеши Кингисеппского р-на. С 31.01.1977 за штатом. Похоронен на кладбище в г. Нарве (Эстония). Архив СПб епархии, личное дело; ЖМП.1990. N 11.С.40.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

Алексеев Игорь Евгеньевич , кандидат исторических наук (г. Казань). Иллюстрации: 1. «Обретение иконы».(178) 2. «Казанская» Казанская икона Божией Матери, пребывавшая до 1904 г. в КБМ (г. Казань) (фото конца XIX - начала XX вв.).(179) 3. «Московская» Казанская икона Божией Матери, пребывавшая до 1918 г. в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы (фото начала XX в.).(180) 4. «Санкт-Петербургская» («Петербургская») Казанская икона Божией Матери, пребывающая в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Санкт-Петербурга (современное фото).(181) 5. Казанская икона Божией Матери, пребывающая в храме святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище г. Казани (современное фото).(182) 6. Казанская икона Божией Матери, пребывающая в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове (г. Москва) (современное фото).(183) 7. «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, пребывающий в Крестовоздвиженском соборе КБМ (г. Казань) (современное фото).(184) Сноски: (1) Здесь и далее в тексте даты приводятся по календарю («стилю»), официально принятому в России на момент означенного события. - И.А. (2) См.: [Наумова А.С.] Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери, с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора. - Санкт-Петербург: Типография А. Траншеля, 1867. - (2), 58 с., 1 л. ил. (3) См.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии/Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. - Выпуск первый. - Санкт-Петербург: Печатня В. Головина, 1869. - II, (1), 160, 161, 77, (3) с. (4) II. Епархиальные соборы и церкви в Санктпетербурге//Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии/Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. - Выпуск первый. - С. 132 - 133. (5) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1904. - Часть вторая. - С. 264.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Архив: Послужный список епископа Матфея (Семашко) (19411945). АЕУА. Махароблидзе Экзакустодиад Иоаннович (1880-е гг., Гори, Грузия – 10.8.1960, Мюнхен, Германия), церковно-общественный деятель. Из семьи духовенства, сын военного священника. Окончил Тифлисскую Духовную семинарию, юридический факультет и факультет восточных языков С.-Петербургского университета, поступил на службу в ведомство военного духовенства, личный секретарь и правитель канцелярией протопр. Г. Шавельского (19111919), староста церкви императорского поезда в Ставке в Могилеве (19161917), секретарь Высшего Церковного Управления на Юге России в Новочеркасске (19191920), правитель канцелярией ВЦУ за границей в Константинополе, а затем в Белграде (19201922), член Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), правитель канцелярией Зарубежного Архиерейского Синода (192223.8.1931), редактор официального журнала РЗЦ «Церковные Ведомости» (19241930), прихожанин русской Троицкой церкви в Белграде, уволен от управления канцелярией РЗЦ за растрату кассы, редактор журнала «Церковное Обозрение» (1932, 19361939), эмигрировал в Германию (1944), член епархиального совета и епархиальный секретарь Германской епархии РЗЦ при архиеп. Александре (Ловчем) (19501960), староста Св.-Николаевской каф. церкви в Мюнхене (19501960). Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Никон (Рклицкий) , архиеп. Экзакустодиад Иоаннович Махароблидзе. ПР. 1960. 16. Медведев Артемий Сергеевич см. Антоний, архиепископ. Медведков Алексий Иоаннович (1.7.1867, с. Фомичево Смоленск, губ. – 22.8.1934, Аннеси, Франция), протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Рано осиротел, окончил С.-Петербургскую Духовную семинарию, псаломщик Св.-Екатерининской церкви на Васильевском острове, диакон (24.12.1895), священник (26.12.1895), настоятель церкви с. Вруды Ямбургскогоуезда (26.12.18951918), протоиерей (28.3.1916), арестован большевиками и посажен в тюрьму, приговорен к смертной казни, но спасен благодаря заступничеству своей дочери (1918), эмигрировал в Эстонию (1919), где сперва работал в шахтах Кохтла-Ярве, а затем служил сверхштатным священником в Богоявленской церкви г. Евве и законоучителем в русской школе (28.10.19231929), переселился во Францию и был принят в клир митр. Евлогия (Георгиевского) (22.9.1930), сверхштатный священник Св.-Александро-Невского собора в Париже (22.9.1930), настоятель Св.-Николаевской церкви в Южине (15.12.193022.8.1934). Двадцать два года спустя после его смерти тело его было найдено нетленным (22.8.1956) и перенесено на русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа и положено в склепе иод церковью (2.10.1957). Причислен к лику святых Православной Церкви Священным Синодом КП (16.1.2004). Мощи его были перенесены в Преображенскую церковь Покровской обители в Бюсси-ан-Отт (12.10.2004).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дионисий (Хитров Димитрий Васильевич; 1818–1896), епископ. Миссионер, ученик и сподвижник свт. Иннокентия Иркутского. В 1841 г. рукоположен во сан диакона и во иерея. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевел на якутский язык Новый Завет и богослужебные книги. Возведен в сан протоиерея. С конца 1858 г. и. д. ректора и преподаватель Ново-Архангельской духовной семинарии (на о-ве Ситхе). С 1859 г. настоятель градо-Якутской Преображенской церкви. С 1862 г. ректор Якутской духовной семинарии. С 1865 г. и. д. наместника Якутского Спасского монастыря. С 1867 г. благочинный градо-Якутских церквей. Овдовев, 9 февраля 1868 г. хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии. С 1883 г. епископ Уфимский. Диоскор (ск. 454), еретик. Патриарх Александрийский. Преемник по кафедре св. Кирилла. В церковной истории известен как защитник еретика Евтихия и участник монофизитской смуты. В 449 г. председательствовал на так называемом «разбойничьем» соборе в Ефесе, низложившем Константинопольского Патриарха св. Флавиана. В 451 г. на IV Халкидонском Вселенском Соборе сам был осужден и низложен. Сослан в Гангры, где скончался. Дитерихс Михаил Константинович (1874–1937), генерал-лейтенант (1919), один из главных руководителей белого движения в Сибири. В 1918 г. принял активное участие в организации вооруженного выступления Чехословацкого корпуса против советской власти. В июле 1919 г. командовал Сибирской армией А. В. Колчака, в июле-ноябре 1919 г. Восточным фронтом. В 1919 г. по поручению А. В. Колчака возглавил следственную комиссию по делу об убийстве на Урале членов Царской семьи и других представителей Дома Романовых. В июне 1922 на Приамурском Земском соборе в г. Владивостоке избран Правителем Приамурского Земского Края и воеводой Земской рати. С октября 1922 г. в эмиграции. С 1930 г. начальник Дальневосточного отдела РОВС. Автор книги «Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых на Урале». Донат (Щеголев Димитрий Федорович; 1899–1979), архиепископ. С 1951 г. ключарь Богоявленского кафедрального собора г. Москвы, сначала в сане игумена, затем архимандрита. В 1956 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии. С 14 марта 1957 г. епископ Свердловский и Ирбитский. С 8 августа 1957 г. Великолукский и Торопецкий. С 26 декабря 1957 г. Балтский, викарий Одесской епархии. С 8 сентября 1958 г. Новосибирский и Барнаульский. С 1961 г. на покое. С 1965 г. епископ Калужский и Боровский. С 1971 г. архиепископ. С 1975 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 г. 1 ноября 1981 г. был канонизирован Архиерейским Синодом РПЦЗ. 9 октября 1989 г. был прославлен в лике святых Архиерейским Собором РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский Иван Николаевич) родился 11 января 1867 г. в Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В августе 1880 г. поступил в Нижегородскую духовную семинарию, в 1886 г. – в Санкт-Петербургскую духовную академию на историческое отделение. 30 января 1890 г. был пострижен в монашество с именем Сергия, 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1890 г. был направлен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 г. назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 г. вызван в Санкт-Петербург, и становится исполняющим должность доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета в Санкт-Петербургской духовной академии. 13 декабря 1893 г. назначен исполняющим должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». В 1897 г. вторично направлен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. В 1899 г. определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В том же году назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, с января 1901 г. – ее ректором. 25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 6 октября 1905 г. – архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг. С этого же года – Почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. С 6 мая 1911 г. – член Святейшего Синода. В марте 1912 г. назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде. В 1917–1918 гг. – участник Всероссийского Священного Собора в Москве. С 10 августа 1917 г. – архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита. С 16 июня 1922 г. по 27 августа 1923 г. был в обновленческом расколе, затем принес покаяние и был присоединен к Церкви. С 18 марта 1924 г. – митрополит Нижегородский. С 10 декабря 1925 г. – заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 12 апреля 1932 г. награжден предношением креста при богослужении. 27 апреля 1934 г. ему присвоен титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский» с правом ношения двух панагий. 8 сентября 1943 г. Собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября 1943 г. состоялась его интронизация в московском кафедральном Богоявленском соборе. Умер 1 мая 1944 г., погребен в Николаевском приделе московского Патриаршего Богоявленского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

ч. в Поиме, в селах Шереметево (Шереметьево; ныне Башмаковского р-на), Казачья Пелетьма (ныне Лунинского р-на), Абашево (ныне Спасского р-на). При еп. Григории в губернии насчитывалось ок. 12 тыс. старообрядцев (в т. ч. в Чембарском у.- более 3,9 тыс., в Мокшанском у.- ок. 2 тыс., в Нижнеломовском у.- ок. 1,7 тыс., в Городищенском у.- ок. 1,6 тыс. чел.). В 1872 г. еп. Григорий (Медиоланский) с целью усиления миссионерской работы предложил учредить при кафедральном соборе миссионерско-просветительное братство во имя Пресв. Богородицы. Однако братство было основано лишь в 1884 г., в память 100-летия со дня рождения еп. свт. Иннокентия (Смирнова), и названо Иннокентиевским просветительным братством; его офиц. открытие состоялось 20 дек. 1885 г. Братство занималось духовным просвещением православных (в т. ч. мордвы и крещеных татар), миссионерством среди инородцев-мусульман Пензенской губ., борьбой со старообрядчеством и сектами. При братстве существовали б-ка и книжно-иконный склад. В 1884 г. при Никольской единоверческой ц. в Поиме открыли просветительное братство во имя святителя и чудотворца Николая, просуществовавшее до 1918 г. В 1891 г. введены должности епархиальных противораскольничьего и противосектантского миссионеров. Благодаря миссионерской работе в епархии к Православию в 1869-1873 гг. присоединились 166 старообрядцев и сектантов, в 1874-1878 гг.- 101 чел., в 1879-1883 гг.- ок. 400 чел., в 1884-1888 гг.- 798 чел., в 1889-1893 гг.- 799 чел., в 1894-1898 гг.- 856 старообрядцев и сектантов. В 1904 г. в Пензе по предложению председателя Православного миссионерского об-ва Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) открылся епархиальный комитет об-ва. К 1905 г. в епархии действовало 11 единоверческих приходов: в с. Поим (основан в 1867), в с. Александровка (ныне Каменского р-на; основан в 1881), в с. Шереметеве (основан в 1882), в с. Казачья Пелетьма (основан в 1884), в с. Ростовка (ныне Каменского р-на; основан в 1884), в с. Абашеве (ныне Спасского р-на; основан в 1885), в с.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

По-видимому, новое учреждение должно было сменить собою действующую Комиссию архиепископа Сергия. Такому выводу, во всяком случае, соответствует разработанное на основании записки Положение об Издательском совете при Святейшем Синоде, высочайше утвержденное 21 марта 1913 г. и вскоре опубликованное в официальном органе Синода на основании синодального определения от 26 марта – 4 апреля 573 . Согласно § 6 Положения, к ведению Совета относятся, в частности, все дела по изданию богослужебных книг и их исправлению: Издательский совет приводит к единообразию тексты различных изданий книг библейских и богослужебных, производит в них необходимые улучшения на основании древних памятников, старопечатных книг и новейших исследований в области библейской истории, археологии и филологии 574 . Как уже отмечал Б.И. Сове 575 , этот параграф почти дословно повторяет пассаж из упомянутого выше проекта Положения об Особом комитете при МСТ, представленного С.Д. Войтом в 1909 г. Тогда проект был отвергнут Святейшим Синодом и расценен как недолжное посягательство на область компетенции существующей Комиссии по исправлению богослужебных книг. Теперь, при изменившихся обстоятельствах, аналогичный проект был принят и даже удостоен высочайшего утверждения. Вероятно, согласовывалась с Царским Селом и кандидатура председателя Издательского совета. На эту должность 4 апреля был назначен член Святейшего Синода и Государственного Совета преосвященный Никон (Рождественский , 1851–1918), бывший Вологодский 576 . Высшего богословского образования владыка Никон не имел, зато пользовался (в отличие от архиепископа Сергия) репутацией крайне правого по политическим убеждениям поборника самодержавия 577 . Вскоре, 6 мая, владыка Никон был возведен в сан архиепископа, при этом в высочайшем рескрипте была особо отмечена важность задач Издательского совета 578 . Казалось, можно было ожидать окончательного упразднения, прежней Комиссии и перехода ее дела в руки Издательского совета. Однако в ближайшие после назначения месяцы архиепископ Никон был занят исполнением другого высочайшего повеления, находясь в командировке на Афоне для усмирения имяславцев. Да и впоследствии Издательский совет, собравшийся на свое первое заседание 25 ноября 1913 г. 579 , так и не приступил к осуществлению объявленной задачи по производству необходимых улучшений в богослужебных книгах – ни под руководством архиепископа Никона, ни в период председательства сменившего его с июля 1916 г. епископа Черниговского Василия (Богоявленского, 1867–1919) 580 . Быть может, «отодвинуть в сторону» архиепископа Сергия с его Комиссией не удалось отчасти и по той причине, что вскоре после назначения владыка Никон тоже впал в немилость 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

священника Павла Березина (1866-1937) священника Павла Васильевского (1881-1937) священника Павла Евдокимова (1877-1937) священника Павла Фаворитова (1883-1937) священника Петра Зиновьева (1894-1937) священника Петра Титова (1890-1937) священника Сергия Смирнова (1893-1937) священника Сергия Уклонского (1864-1937) священника Феодора Баккалинского (1880-1937) священника Феодора Беляева (1867-1937) священника Феодосия Болдырева (1868-1937) иеромонаха Анатолия (Ботвинникова; 1881-1937) иеромонаха Владимира (Загребы; 1870-1938) иеромонаха Иоанна (Смирнова; 1870-1938) иеромонаха Макария (Миронова; 1878-1938) иеромонаха Макария (Смирнова; 1877-1937) иеромонаха Павла (Козлова; 1879-1938) иеромонаха Софрония (Несмеянова; 1870-1937) иеромонаха Стефана (Кускова; 1870-1937) диакона Иоанна Мельницкого (1878-1937) диакона Николая Богородского (1877-1937) монаха Виталия (Кокорева; 1890-1937) Сергия Бородавкина (1878-1938) Сергия Ведерникова (1875-1937) Сергия Михайлова (1882-1937) Андрея Гневышева (1872-1941) Василия Виноградова (1891-1937) Василия Шикалова (1875-1937) Веры Трукс (1886-1942) Димитрия Воробьева (1873-1937) Евгении Доможировой (1871-1933) Симеона Воробьева (1871-1937) Спиридона Савельева (1875-1937) Петра Жукова († 1918) Прохора Михайлова († 1918) от Тобольской епархии: епископа Тобольского Гермогена (Долганева; 1858-1918) протоиерея Ефрема Долганева († 1918) священника Петра Карелина († 1918) священника Михаила Макарова († 1918) Константина Минятова († 1918) от Уфимской епархии: священника Петра Варламова (1897-1930) иеромонаха Максима (Попова; 1876-1934) Киприана Яценко (1878-1935) от Черниговской епархии: архиепископа Черниговского Василия (Богоявленского; 1867-1918) архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) Алексия Зверева († 1918) от Чимкентской епархии: архиепископа Великоустюжского Николая (Клементьева; 1873-1937) архиепископа Омского Алексия (Орлова; 1862-1937) епископа Ивановского Бориса (Воскобойникова; 1875-1937) схиархимандрита Елевферия (Печенникова; 1870-1937)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

иеромонаха Павла (Козлова; 1879 †1938) иеромонаха Софрония (Несмеянова; 1870 †1937) иеромонаха Стефана (Кускова; 1870 †1937) протодиакона Сергия (Казанского; 1879 †1937) диакона Иоанна (Мельницкого; 1878 †1937) диакона Николая (Богородского; 1877 †1937) монаха Виталия (Кокорева; 1890 †1937) Сергия (Бородавкина; 1878 †1938) Сергия (Ведерникова; 1875 †1937) Сергия (Михайлова; 1882 †1937) Андрея (Гневышева; 1872 †1941) Василия (Виноградова; 1891 †1937) Василия (Шикалова; 1875 †1937) Веры (Трукс; 1886 †1942) Димитрия (Воробьева; 1873 †1937) Евгении (Доможировой; 1871 †1933) Симеона (Воробьева; 1871 †1937) Спиридона (Савельева; 1875 †1937) Петра (Жукова; †1918) Прохора (Михайлова; †1918) И святых новомучеников и исповедников Тобольских: Гермогена, епископа Тобольскаго (Долганева; 1858 † 1918) протоиерея Ефрема (Долганева; †1918) священника Петра (Карелина; †1918) священника Михаила (Макарова; †1918) Константина (Минятова; †1918) И святых новомучеников и исповедников Уфимских: Симона, епископа Уфимскаго (Шлеева; 1873 † 1921) протоиерея Евграфа (Еварестова; 1857 †1919) священника Аверкия (Северовостокова; †1918) священника Алексия (Канцерова; †1918) священника Петра (Варламова; 1897 †1930) священника Тимофея (Петропавловского; †1918) иеромонаха Максима (Попова; 1876 †1934) игумении Маргариты (Гунаронуло; †1918) Киприана (Яценко; 1878 †1935) И святых новомучеников и исповедников Черниговских: Василия, архиепископа Черниговскаго (Богоявленского; 1867 †1918) архимандрита Матфея (Померанцева; †1918) Алексия (Зверева; †1918) И святых новомучеников и исповедников Чимкентских: Николая, архиепископа Великоустюжскаго (Клементьева; 1873 †1937) Алексия, архиепископа Омскаго (Орлова; 1862 † 1937) Бориса, епископа Ивановскаго (Воскобойникова; 1875 †1937) схиархимандрита Елевферия (Печенникова; 1870 † 1937) протоиерея Владимира (Смирнова; 1885 †1937) протоиерея Николая (Толгского; 1886 †1937) священника Анатолия (Бержицкого; 1873 †1937) священника Афанасия (Милова; 1877 †1937) священника Василия (Бова; 1877 †1937)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Свящ. Николай Колчицкий. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (ЦАК МДА) Свящ. Николай Колчицкий. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (ЦАК МДА) 27 дек. 1924 г. Патриарх Тихон утвердил в должности настоятеля храма свящ. Николая Колчицкого, в 1938 г. митр. Сергий (Страгородский) удостоил о. Николая сана «кафедрального протоиерея». По «Положению о Богоявленском соборе в Москве» 1945 г., настоятель храма возводился в сан протопресвитера, тогда же была учреждена должность соборного сакеллария (ключаря). Протопр. Николай оставался настоятелем Б. с. вплоть до своей кончины, последовавшей 12 янв. 1961 г. С марта по нояб. 1961 г. настоятелем собора временно являлся архиеп. Тульский и Белёвский Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский). 9 апр. 1962 г. настоятелем был назначен викарий Московской епархии, еп. (с 29 апр. 1962 архиеп.) Можайский Леонид (Поляков) , к-рый управлял собором до 4 авг. 1963 г. Новое назначение настоятеля в Б. с. состоялось только в нач. 1965 г., когда в соответствии с указом Патриарха Алексия I соборный причт возглавил прот. Иоанн Соболев , 22 февр. 1973 г. о. Иоанн по болезни вышел за штат, и в тот же день в соответствии с указом Патриарха Пимена настоятелем Б. с. стал прот. Виталий Боровой , управлявший собором до 1978 г. 9 июня 1978 г. настоятелем собора, по возведении в сан протопресвитера, был назначен прот. Матфей Стаднюк , секретарь Патриархов Пимена и Алексия II. Протопр. Матфей и ныне является настоятелем Б. с. В Б. с. служили известные в правосл. Москве иереи: прот. Петр Голубев (1867-1943), архим. Иеремия (Лебедев; 1885-1953), архим. (впосл. архиеп.) Донат (Щёголев) , архим. Зосима (Иджилов; 1864-1961), архим. Сергий (Савельев; 1899-1977), архим. Порфирий (Бараев, в схиме Серафим; 1900-1972), прот. Алексий Дёмин (1888-1983), прот. Александр Акимов (1925-1987), прот. Анатолий Казновецкий (1926-1995) и мн. др. Диаконское служение в соборе несли: Патриаршие архидиаконы Георгий Антоненко , Владимир Прокимнов , Стефан Гавшев (1936-1998), протодиаконы Петр Байков (1892-1975), Сергий Громов (1918-1995), Василий Смирнов (1918-1998) и др. В богослужениях свт. Тихона в Богоявленском храме участвовал архидиак. Константин Розов , в интронизации Патриарха Алексия I - протодиак. Михаил Холмогоров .

http://pravenc.ru/text/БОГОЯВЛЕНИЯ ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010