Баженов И.Костромской Богоявленский Анастасьинский девичий монастырь. Изд. 5. Кострома, 1913. С. 4– 5. О Богоявленском монастыре см.: Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома, 2004; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 100–141; Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 342–346. РНБ. ОЛДП. О.125. Краткая характеристика этого источника содержится в статье: Алексеев А. И. Вкладная книга Костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей Российской национальной библиотеки//Шестнадцатые Загребинские чтения. Сборник статей по итогам ежегодной научной конференции (Санкт-Петербург, 6–7 октября 2021 г.). СПб., 2022. С. 143–150. Арсений занимал пост игумена Богоявленского монастыря в 1603—1618 гг. ( Строев П. М.Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 854). Иов занимал пост игумена Богоявленского монастыря в 1722—1739 гг. (Там же. Стб. 855). РНБ. ОЛДП. О.125. Л. 69. Там же. Л. 69. Там же. Л. 92 об. Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. — ревнители благочестия//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) . T. 43. Л., 1990. C. 64; Морохин А. В.К вопросу о времени обновления Макарьевского Желтоводского монастыря//Творцы и герои. Источники и исследования по нижегородской истории. Н. Новгород, 2012. С. 64—66. Алексеев А. И. Древнейший синодик Макариева Унженского Троицкого монастыря//Вестник церковной истории. 2007. 4(8). С. 19—34. Антонов А. В. К начальной истории нижегородского ополчения// Антонов А. В.Историко-археографические исследования: Россия XV — начала XVII века. М., 2013. С. 84—286. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 93 об. Там же. Л. 143. О землевладении Салтыковых см.: Павлов А. П. Думные и комнатные люди царя Михаила Романова: Просопографическое исследование. Т. 2. СПб., 2018. С. 266—276. Михаил Михайлович КривойСалтыков, в иночестве Мисаил († 1608 г.), окольничий в 1598—1608 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

2. Диакон Александр Васютан, сотрудник Секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; 3. В.Ю. Квятковский, руководитель спецпрограмм миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия об утверждении монахини Екатерины (Мальгиной) настоятельницей Свято-Пантелеимоновского женского монастыря г. Краснотурьинска Свердловской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Екатерину (Мальгину) настоятельницей Свято-Пантелеимоновского женского монастыря г. Краснотурьинска Свердловской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра о преобразовании Успенского подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы в с. Домнино Сусанинского района Костромской области в женский монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев и об утверждении настоятельницы обители, ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Успенского подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы в с. Домнино Сусанинского района Костромской области в женский монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев. 2. Утвердить настоятельницей женского монастыря во имя святых Царственных Страстотерпцев г. Домнино Сусанинского района Костромской области игумению Феофанию (Ложкину), освободив ее от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря г. Костромы. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумений Людмилы (Охотниковой) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Людмилу (Охотникову) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области.

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

Пафнутия Боровского//Сб. Ист.-фил. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. С. 119; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. Л. 582 об, 573 об.- 574, 591 об., 567 об., 654. Лит.: Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 43; Смирнов С., прот. Ученики прп. Сергия Радонежского//ДЧ. 1885. Июнь. С. 129-153; Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении Костромского Богоявленско-Анастасиина жен. монастыря. СПб., 1879. С. 16-17; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Кострома, 1895; Описание о российских святых. 1887. С. 230; Толстой М. В. Рассказы из истории Рус. Церкви. М., 1898. М., 1999р. С. 164; Тренёв Д. К. Серпуховской Высоцкий мон-рь, его иконы и достопамятности. М., 1902. С. 36-37, 100; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 476; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991. С. 155; Каштанов С. М. К вопросу о сыновьях Боровско-Серпуховского кн. Василия Ярославича//Ист. антропология: Место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998. С. 122-125; Кузьмин А. В. Происхождение участников заговора 1461-1462 гг. с целью освобождения из заключения боровско-серпуховского кн. Василия Ярославича//Рус. Средневековье: Сб. ст. в честь Ю. Г. Алексеева. М., 2012. С. 280-294. Е. В. Романенко Иконография Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова Памятников ранней иконописи с образом Н. не сохранилось ни в Серпуховском, ни в Боровском мон-рях по причине их полного разорения в XX в. Возможно, Н. упоминается в нек-рых иконописных подлинниках ( Маркелов. Святые Др.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

В столице Казахстана прошли торжества по случаю 20-летия учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии 12 мая 2019 г. 17:54 12 мая 2019 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, день памяти святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице Казахстана — городе Нур-Султане — начались торжества, посвященные 20-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии . К этой дате приурочено принесение  из Костромы в пределы Казахстанского митрополичьего округа чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Перед началом Божественной литургии древний образ Царицы Небесной был внесен под своды Успенского кафедрального собора — главного храма Православной Церкви Казахстана. После встречи святыни в соборе началась Литургия пасхальным чином, которую возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Нарвский и Причудский Лазарь ( Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата), епископ Единецкий и Бричанский Никодим ( Православная Церковь Молдовы ), епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Муромский и Вязниковский Нил , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Арцизский Виктор , епископ Бирский и Белорецкий Спиридон , благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), сопровождающие Феодоровскую икону Богородицы клирики Костромской митрополии — настоятель Петропавловского храма Костромы протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора протоиерей Владимир Воронин, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасиина собора диакон Сергий Бахтин, а также руководители отделов и комиссий Казахстанского митрополичьего округа в священном сане, духовенство Округа и клирики, прибывшие с гостями-архипастырями.

http://patriarchia.ru/db/text/5434439.ht...

Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Поскольку первые изображения И. появились во 2-й пол. XVI в., можно предположить, что на них оказали влияние распространившиеся к тому времени иконы московских, ростовских и устюжских юродивых, о чем свидетельствуют тексты иконописных подлинников, в которых И. именуется юродивым и уподобляется блж. Иоанну Устюжскому (существенно отличается иконография И., сформировавшаяся в новгородских землях, от образов новгородских же юродивых Николая Кочанова и Феодора в боярских одеждах - Преображенский. 2005. С. 196, 198. Примеч. 75). Вероятно, вариант с изображением ризы и портов возник сравнительно поздно вне основных центров почитания И., в русле общей эволюции рус. иконографии юродивых и под влиянием изображений прав. Артемия Веркольского (нельзя исключить и обратную зависимость, а также влияние изображений И. и прав. Артемия на иконографию др. прав. мирян, прославленных позднее). Однако выводы о развитии иконографии И. во многом остаются гипотетическими из-за утраты большинства его ранних изображений. Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме) Наличие достоверных сведений о раннем этапе почитания И. позволяет датировать сложение его иконографии временем после 1544 г., когда по повелению Новгородского архиеп. Феодосия мощи И. были освидетельствованы и перенесены в боровичский Свято-Духов монастырь. В грамоте архиеп. Феодосия содержится предписание об изготовлении раки для мощей и надгробного покрова, однако на них скорее всего еще не было изображений святого. Древнейшим известием об иконах И.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Кроме того, в Богоявленском монастыре имеется больница для больных сестер обители на 6 кроватей, содержащаяся частью на % получаемые с билета в 5 тысяч рублей, пожертвованного на этот предмет г-жею Чебышевою, частью на средства общемонастырские. Означенные учебно-благотворительные учреждения в Крестовоздвиженском монастыре поставлены были при особенном усердии иг. Марии в очень удовлетворительное состояние, благодаря, между прочим, и тому обстоятельству, как изложено в донесении (в начале 1887 г.) игуменьи Преосвящ. Костромскому Александру, что «местность и здания упраздненной Крестовоздвиженской обители оставались в распоряжении начальства Богоявленско-Анастасиина монастыря, который пользовался правом свободно располагать своими занятиями как по управлению училищем, так и по хозяйственным в них делам. Распоряжаясь при этом на правах хозяина, монастырь ни от кого не встречал себе противодействий и ничего не жалел для поддержания существующих в монастыре учреждений в должном благоустройстве, достигая полезных результатов всеми доступными для него по обстоятельствам времени способами. Но этого не могло бы быть, если бы Крестовоздвиженский монастырь со всеми его зданиями принадлежал на правах собственности не Богоявленскому монастырю, а какому-либо иному учреждению или ведомству. При этом условии не было бы достигнуто и половины того, что сделано теперь для существующих в Крестовоздвиженском монастыре учреждений. В виду сего, как читаем далее в донесении иг. Марш, монастырское начальство полагает, что было бы полезнее Крестовоздвиженскому бывшему монастырю и существующим в нем зданиям оставаться и на будущее время в полном ведении и распоряжении Богоявленского монастыря, хотя бы на таких же условиях, на каких дарованы ему казенные дачи, т. е. с правом владения им, пока существуют санитарных учреждения. Обеспеченное сим правом монастырское начальство будет иметь возможность и со своей стороны потребить все зависящие от него меры к тому чтобы исполнить в точности Высочайшее, возложенное на монастырь при даровании ему земель, условие: «удовлетворять своему назначению и следовать по пути благотворения и помощи сельскому населению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила Романова – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме до 1917 г. Так образ «Феодоровская», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Согласно установившейся традиции, перед Феодоровской иконой стали принимать православие вступающие в династический брак иноземные принцессы, нередко при этом получая отчество «Федоровна»: императрица Мария Феодоровна, Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна. Особо почитал икону – покровительницу Дома Романовых царь Николай молилась перед ней и вся его Августейшая семья. В Царском селе в 1909-1912 годах на месте, которое выбрал сам монарх, на честь святыни был выстроен Феодоровский собор. Незадолго до 1917 года икона Феодоровской Богоматери потемнела и стала почти черной. В наше время Феодоровская чудотворная икона находится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме. Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове , а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске . Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела Царственных страстотерпцев в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым Царица Александра Федоровна никогда не расставалась. Таким образом, родовая икона святого благоверного князя Александра Невского стала покровительницей новой царской династии Романовых, Палладиумом Царской России. Торжественная закладка Феодоровского собора состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание .

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

По отношению к себе она была весьма строга и чрезвычайно деятельна. Весьма часто за делами своих монастырей она проводила целые ночи и к утрени шла в церковь . По истине она была для вверенной обители образ словом, житием, любовью, духом, верою и чистотою». Непосредственною преемницею покойной Марии состоит игуменья Евпраксия, которой выпала нелегкая доля продолжать и заканчивать начатые работы по возобновлению Богоявленского и Крестовоздвиженского монастырей. Известная опытностью в созидании и благоустройстве обителей, достопочтенная игуменья со времени своего настоятельства в Богоявленско-Анастасиином монастыре, уже ранее хорошо известном 55 ей, обнаруживает постоянную заботливость и великие труды по благоукрашению храмов Божиих и улучшению хозяйства в обоих монастырях и попечение о доброй жизни инокинь и поддержании и усовершенствовании учебных и благотворительных монастырских учреждений. Уважая смирение и скромность здравствующей матушки игуменьи, мы лишь в общих чертах изобразим её труды, которые бесспорно должны иметь свое место и значение в истории заведуемой ею обители. Так при деятельном участии иг. Евпраксии произведены следующие работы в Богоявленском монастыре. В соборном храме в 1889 г. возобновлена вся внутренняя окраска стен и живописи и произведено вновь несколько живописных изображений; пред иконостасом устроен широкий деревянный помост с семью ступенями и окрашен маслиной краской. В алтаре все древние фрески очищены от пыли и копоти, также весь иконостас очищен от пыли с промывкой позолоты; окрашены клеевыми красками ризничная и северная палаты, паперть и галерея, соединяющая собор с колокольнею; исправлены закладные рамы и переплеты летние и зимние в соборе и куполах. В 1890 г. в куполе собора устроено и повешено большое паникадило, стоящее более 1,000 руб.; в соборе же деревянный помост со ступенями, клиросы и деревянный пол при входе окрашены масляными красками. При иг. Евпраксии начато было возобновление сгоревшей в 1887 г. Смоленской церкви. В 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

48 Первая трапеза в этом корпусе, несмотря на то, что в нем не были вставлены ни рамы в окнах, ни двери, устроена была по освящении Никольской Салтыковской церкви 15 сентября 1865 г., когда иг. Мариею сюда приглашены на скромное торжество представители епархиальной и гражданской власти. 49 Продажа просфор производится под Смоленскою церковью в теплой паперти – под наблюдением старшей монахини, заведующей просфоропекарнею. 50 От этой обители в 1864 г. возвращен Богоявленскому монастырю только выстроенный им в 1820 г. на Богоявленской улице каменный дом; он некогда служил помещением для монастырского училища, также для училища слепых, затем для посетителей монастыря, – ныне же отдан в наймы под квартиры. 51 В 1872 г. на южной стороне ограды этого монастыря с разрешения епархиальной власти устроены при иг. Марии три каменные кладовые. 52 Наличное количество всех их было в разное время неодинаково и находилась в зависимости от средств монастыря. В 1893 г. состояло монахинь 72, указных послужниц 97 и проживающих в монастыре по билетам белиц 180; всех же было 349 сестер. 53 Сверх штатного комплекта из двух священников и двух диаконов, по определению Св. Синода от 1 мая 1891 г., для Крестовоздвиженского монастыря утвержден причт из штатного священника и псаломщика, которые получают жалованье от Богоявленской обители ежегодно, первый 280 руб. сер. и последний 150 р. Сверх того, для совершения священнослужений в Смоленской церкви начальством монастыря приглашается заштатный иерей с платою 100 р. в год. 54 См. Костром. Епарх. Ведомости 1889 г. 5. Еще его же биографический очерк иг. Марии в Церковных Ведомостях 1889 г. 13, 368–373 стр. – См. приложение VI. 55 Иг. Евпраксия (род. 1832 г.) – Костромская дворянка из рода Горталовых, получила образование в Патриотическом Институте; 7 июля 1851 г. поступила в Крестовоздвиженский монастырь и 12 лет проходила клиросное послушание. По пострижении в монашество в 1872 г. 8 апреля, она некоторое время проходила должность ризничей и 9 сентября 1878 г. определена настоятельницею в Солигаличскую Феодоровскую женскую общину. Отсюда 8 октября 1885 г. назначена на должность настоятельницы Белбажского монастыря (в Макарьевском уезде) с возведением в сан игуменьи; затем с 17 мая 1889 г. состоит настоятельницею Богоявленско-Анастасиина монастыря. За отлично усердную и полезную службу иг. Евпраксия в 1888 г. 7 апреля награждена наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым, а в 1893 г золотым наперсным крестом (без украшений) из собственного Его Величества кабинета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение.1897. Ч. 1. С. 44. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 63—64. См. формулярный список ректора и профессора Олонецкой духовной семинарии архимандрита Феофана (Говорова), 1856 г. (Архив внешней политики Российской Империи Министерства иностранных дел Российской Федерации. Ф. «Дела личного состава. Формулярные списки». Оп. 464. Д. 917, л. 1 об.). Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 60—63, 95. Платон (Николай Иванович Городецкий, 1803—1891) до монашеского пострига был преподавателем Орловской духовной семинарии в 1827—1829 гг., а также секретарем семинарского правления с октября 1828 и инспектором семинарии с апреля 1829 г.; в конце сентября 1829 г. переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где через полгода принял монашеский постриг; епископ с 1843 г., скончался митрополитом Киевским и Галицким, находясь на кафедре с 1882 г. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 156—157. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 162. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 228.. Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894: в 5 т. Т. 1: 1815–1859. –М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. С. 74. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С.191–197. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение. 1897. Ч.1. С. 54.

http://bogoslov.ru/article/5065084

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010