456 В Типиконе (во 2-й главе, см. 4-е, зри) сказано: «По сем обычном пении (т. е. величании с избранными стихами псалмов Давидовых) малая глаголется ектения от диакона и седальны поются, и входят вси священнослужители во святой алтарь и изобличаются священных одежд, точию держан чреду остается в облачении к прочитанию Евангелия. Обыкновенно же при чтении Евангелия, так как пред ним не бывает так называемого «чтения» (толкования), полагаемого Уставом (Тип., гл. 2), остаются на средине храма все священнослужители. В праздники, в которые на всенощном бдении бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, полагается после утрени пред 1-м часом поклонение иконе праздника, целование ее и помазание всех святым елеем (Тип., послед. 26-го сент., 15-го августа). В приходских церквах, по причине множества молящихся, целование иконы и елеопомазание начинается во время самой утрени, при пении канона. Целование иконы бывает таким же образом, как и Евангелия (Тип., гл. 2); сперва делают два поклона, потом целуют, затем поклоняются однажды (Тип., послед. 26-го сентяб. См. выше). О поклонах пред Евангелием в Неделю (воскресение) сказано в Типиконе: «не до земли творит (каждый) поклоны, но малые, преклоняя главу, дóндеже рукою достигнет до земли». В Неделю бо и Владычный праздник и в Пятидесятницу всю колена не преклоняют (Тип., гл. 3, утреня). 457 В храмовые праздники, случившиеся в Неделю (воскресение), указано в Типиконе читать на утрени Евангелие храма. Это ясно, прямо обозначено в храмовых главах: 1, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 44. Между тем в некоторых храмовых главах, именно: 3, 12, 19, 20, 33, 38, по-видимому, как бы предписывается читать на утрени Евангелие не храма, а воскресное. Но в этих главах нет прямого, особого указания о чтении Евангелия, а пишется вообще о службе, что если праздник храма случится в Неделю (воскресение), то службу следует совершать так-то. В 3-й храмовой главе о празднике читаем: «Аще случится храм святаго, или святыя в Неделю, поем службу всю неизменно, яко прилучившагося святаго, имущаго бдение в Неделю, глава третья», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

267 Кеппена Список Русск. Памятн. Стр. 13. 14. М. Филарета Беседы к глаголем. старообрядцу стр. 130. 268 Подробное описание фрескам в Жур. Мин. Нар. Просв. 1844 январь, где приложен и снимок с трех изображений. В том же виде: а) свят. Василий В. представлен на одной из картин Святослава Изборника 1073 года; б) на потире, найденном в Киеве и принадлежащем времени домонгольскому: аа) Сспаситель благословяющий: два последние перста Его приклонены к больному, указательный и средний простертые. бб) Иоанн Злат. В омофоре и фелоне благословляющий: четвертый перст приклонен к больному, а три другие стоят. Но иначе Иоанн Предтеча. (Труды Общества Ист. И Древ. т. 3. Ч. 1. стр. 154. 155). 269 Беседы к глагол. старообрядцу стр. 129. В том же положении руки пр. Иосифа многоболезненного и Алипия иконописца, как говорит искренние очевидцы. 270 В доказательство довольно указать на Месяцеслов, находящийся в Остромировом Евангелии 1056–1057 г. Он показывает, что празднования Церкви Греческой были приняты в Церкви Русской, но приняты в тогдашнем их виде, т.е. не только без праздников, введенных после 1225 г., но с чином празднования того времени, не совсем согласным с нынешним. Для примера в сентябре 2-го Иоанну и Павлу Конст.; но последнему ныне авг. 30 и ноября 6. 7-го. «Стр. св. М. Созонта при Максимине царе и св. М. Харитинии», последней ныне нет. 13, 18 и 21-го «М. Симеону по плоти южице Господню», ныне не положено. 17-го «Харалампию, Пантелеймону и дружине его», ныне не положено. 21-го освящение (т.е. храма) св. Мины», – М. Феодора в Пергии – того и другого нет. Но Феодор есть и в Васильевом менологе. 22-го «М. Приска, Мартина, Николы». Приску положена пам. 21. сент.; прочих не видно. 25-го «М. Романа и м. Ии» – последняя ныне 11 сент. 28-го М. Рипсимии и дружине ее, – ныне 30 сент. Наконец 29 и 19 «М. Трофима и Доримедонта». Ныне только 19 сентяб. По сим примерам видно, что а) здесь некоторые празднования только местные, каковы сент. 2 Павлу, сент. 13, 18, и 21 Симеону, 17 Харалампию и Пантелеймону, 21 Мине и пр. (таких праздников довольно в Прологе 13 в. у Востокова стр. 449–452). б) Другие празднества – остаток славной древности: таково поклонение Кресту 10 и 11-го ч. – памятник событий при имп. Ираклии. в) Иные перенесены на другой день для празднования знаменитейшим. Напр. память Рипсимии с 20 на 30-е, потому, что 20-го празднуется великому Иоанну Евангелисту и Апостолу. Сколько подобных перемен сделано в 9–11 в., скорее всего можно видеть по дням Господских праздников и вел. святых, где в поздних Месяцесловах не положено празднования святым, тогда как тот или другой святой скончался в один из таких дней, и в древнее время совершалось в сей день воспоминание о нем. Последнее видно по древнейшим церковным памятникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вопрос 2-й. «Грековосточная церковь и малороссийская в Киеве, до лет Никона патриарха , православны были или неправославны? Вопрос 3-й. « Церковь Христова соборная имеет ли право изменять обряды, или не имеет? Или прежде имела, а потом лишилась сего права? И давно ли лишилась? И кто ее оного лишил? Вопрос 4-й. «Грекороссийская церковь , исправляя богослужебные церковные книги (по образу св. мучен. Лукиана, Исихия и Иринея), впала ли в какие чрез сие богопротивные ереси, или в какие иные погрешности, и утратила ли свое благочестие, и может ли называться святою церковью? Вопрос 5-й. «Все ли держащиеся двуперстия, двоения аллилуии, семипросфирия, хождения посолонь и вообще держащиеся старых Иосифовских книг, могут называться св. соборною апостольскою церковью или едины могут, а другие не могут и почему так? Вопрос 6-й. «Митрополит Амвросий от какой ереси обратился и в каких, противных Евангелию и 7-ми вселенским и 9-ти поместным соборам, догматах пребывал до обращения к вам? И кто был начальником той ереси, от которой Амвросий удалился? И кто оную ересь судил? Вопрос 7-й. «Трехперстное сложение, слагаемое во имя св. Троицы новая ли есть выдумка Никона патриарха и печать ли антихристова, как наши предки утверждали? И какая в оных перстах заключается ересь? «Мои вопрошения прошу вас, святый владыко и вы почтенные члены Духовного Совета, разрешите на основании священного писания и преподайте разрешение сие нам в назидание и познание истины. А если от вас последует не ответ, но молчание, это послужит для нас признаком вашего маловерия, слабости и невозможности защитить ту церковь , пастырями которой вы себя называете. «Остаюсь в ожидании вашего ответа Тимовей Егоров Тихомиров. 1886-го года, Сентяб. 20-го дня. Это вопросительное послание Тихомиров вручил Савватию в этот самый день, 20 Сентября; затем он написал и отправил уже на имя одного Савватия письмо с изложением причин, по которым не может принять от него поставление в сан священства. Вот что именно писал он: «Вы предложили мне вступить в чин священства и я пред Вами обещался о семь всесторонне обсудить. Теперь я обсудил об этом деле и свое обсуждение нахожу нужным сообщил вам: совесть моя возбраняет мне принять священство. Если разрешите мои сомнения, заключающиеся в моем вопросительном к вам послании, то, успокоившись совестью, я готов принять сан священства: а доколе не получу от уст ваших и от всего Духовного Совета ответов, дотоле не только не поступлю в священники, но и в истинности нашей церкви буду иметь сомнение. Христос Спаситель во св. своем Евангелии того именует истинным пастырем, который, оставив девяносто девять овец, идет спасать погибшую сотую овцу. Если вы меня сочтете за погибшую овцу, то, во исполнение евангельского гласа, не откажитесь прийти ко мне на помощь устранением моих недоумений».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

стр. 33 и 34 энциклопедич. Лексикон изд. А. Плюшара т. V С.-Пб. 1836 г. in 8°, а также стр. 144 и 145 энциклопедич. словарь под редакцией профессора И. Е. Андреевского, т. III С.-Пб. 1891 in 8°). Между тем некоторые предполагают, что отчасти сохранилось и в преданиях старожил. Калужск. губ., будто бы Преподоб. Пафнутий из рода фамилии Баскаковых, но с этим мы вполне не можем согласиться, так как фамилия Баскаковых появилась с 1544 г. Филимон Иванович Баскаков находился в Казанск. походе. Предки рода Баскаковых с 1598 г. служили дворянские службы и записаны были по городу Смоленску в числе детей боярских с поместным и денежным окладами. Потомки сего рода, продолжая владеть предковскими имениями в Калужской и Тульской губерниях, служили Российскому престолу в военной службе (см. стр. 654 и 655 Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской Империи, сост. гр. Александр Бобринский ч. I (до конца XVI ст.) С.-Пб. 1890 г. in 8°). 4 Высокий монастырь в путешествии к русск. св. местам принят заодно с Высотским. Напрасно. Тот был в Боровске, а Высокий – в Серпухове. Название Высокого вполне прилично бывшей обители по месту. Местность, где находилась обитель и где теперь только городское кладбище, господствует над всей окрестностью. 5 По краткому житию, Парфения постригал высоцкий архимандрит Маркелл из Серпухова, приходивший для посещения старца Никиты; на Высоком тогда не было игумена: Пафнутий пострижен нояб. 30 д. Собр. л. VIII, 183. 6 Пафнутий был ученик пр. Никиты, ученика Сергия Радонежского. Никита пришел в высоцкий монастырь к Афанасию еще в первое время существования сего монастыря. По смерти второго Высоцкого игумена – Афанасия младшего, Никита был избран игуменом и управлял монастырем от 1395 но 1414 год (см. душеп. чт. 1874 г. сентяб. стр. 45 и 40, а также стр. 203–14, История православн. монашества в Северо-Восточн. России со времени пред. Сергия Радонежского, сост. диакон Матфий Кудрявцев. М. 1881 г. in 8°, а также на стр. 57 и 138, Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1634 г. патриар. Иосифа о ссылке сюда быв. архиеп. Суздальского Иосифа); III, 27 (празднование в Москве 27 сент. около 1634 г. Савватию Соловецкому, у патриарха на дворе), 76 (тоже самое 17 апр. преп. Зосиме), 279 (игум. Филипп, в 1566 г. 24 июля митроп. всей России); IV, 849 (Палинодия, 1621 г.; память преп. Савватия, Соловец. нового чудотворца, 27 сентяб.), 852 (там же; 17 апр. память преп. Зосима Соловец., нового чудотв.); “Архив исторических и практических сведений о России», 1860–61 г., V, 62 (критика; отпись Соловецкого монастыря архимандрита Варфоломея Вологодскому архиепископу Маркеллу 1662 г.). 1152. Соломенский, иначе Салминский или в Соломани – Петропавловский, мужской, ныне погост Соломенский, Олонец. г., Петроз. у., в 6 вер. к сев. от Петрозав., по дороге в Кончозерский завод, на правом берегу пролива (по-карельски – соломе), соединяющего Онежское оз. с Логм-озером. Существовал в XVI, что видно из жалованной грамоты Новгород. митроп. Варлаама, данной в 1592 г. «особного монастыря в Соломани старцу Касьяну с братьею». В писцов. книг. 1628 г. значится: «Монастырь Соломяны пустыни. А в ней церковь во имя св. ап. Петра и Павла, древяна». В 1764 г. обе его камен. церкви, Сретения Господня и Петропавловская, обращены в приход. Озерцовский, посетивший эту местность в 1785 г., говорит: «Салма сия достойна примечания по красивой камен. церкви на южно-восточной стороне оной стоящей, которая сооружена на одном диком камне в 1781 г., рачением купца Кононова. Тут прежде была пустыня Соломенная или лучше Салминская, по упразднении которой осталась здесь дерев. церковь , постр. за 299 лет при царе Фед. Иоаннов., которым пожалованные в церковь сию холстинные ризы, с шелковым оплечьем, и поныне хранятся там целы». “Ист. Росс. Иер.», VI, 178; Ратшин, 424; Озеровский, “Путеш. по Ладож. и Онеж. озер.», 174; “Памятн. кн. Олонец. губ.», 1858 г., 125; 1867 г., Отд. III, 22; “Олонец. губ. в.», 1849 г., 3 (писцов. кн. 1628 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1010, 33; “Акты истор.», I, 237 (Тархан.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Из русских и славянских Святых встречаются жития: л. 13 об. Сент. 5. Убиение Глеба князя русьскаго. л. 551. Февр. 14. Память препод. отца нашего Кирила философа, учителя словенскаго. л. 40 об. Сент. 16. Св. мученице Людмилы, бабы св. Вячеслава. л. 68 об. – 28. Страсть св. Вечеслава, князя чешьскаго. 727. (1726.) Пролог, сентябрьская половина, полууст., напис. 1632 года старцем Германом Тулуповым, в лист, 786 листов. Заглавие: Пролог с Богом починаем. Благослови отче. Книга, заключающая собрание, кратких повестей о Святых, у Греков называется Синаксарь (Συναξρεον), а слово Пролог (Πρλογοι) значит Предисловие, которое тут и следует: Мнози философиею велми восиявше и яко тщанием множайшем положиша на всяк день поминаемых Святых, отечество и житие и конец, каковый имея кождо, и проч. Первые четыре месяца, с римскими названиями, имеют и славянские. См. 725. Из русских Святых и праздников упомянуты здесь те же, что под 725, за исключением сказания о убиении Михаила кн. черниговского и след. прибавления: л. 85. Сентяб. 25. Память препод. отца нашего Сергиа. л. 268 об. Ноябр. 4. Священие св. София яже в Русии, юже созда благоверный князь Ярослав, и митрополию св. Софеи сотвори, посем церковь на Златых вратех св. Богородица Благовещение, еже бе заложил град великий Киев, посем св. Георгиа монастырь, и проч. л. 279 – 6. Преставление препод. и блаж. отца нашего Варлама игумена св. Спаса на Хутыне. л. 785. Послесловие, в коем сказано, что сия св. книга Пролог от мес. сентября на полгоду шесть месяць написана бысть в дому Пресвятыя и Живоначалные Троицы и великих чюдотворцов Сергиа и Никона, повелением и благословением отца нашего господина архимарита Дионисиа, при келаре старце Александре, и при казначее старце Иосафе соловецких с братиею. А положил сию св. книгу Пролог отец наш архимарит Дионисий Живоначалные же Троицы и великих чудотв. Сергия и Никона в служню слободу, в церковь Рожества Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа от себя по отце своем иноке Феодосие, и по матери своей иноке Улее, и по иноке Еуфросиние, и по Вассе и по своей душе и всех своих родителех, при Рожественском священнике Феодоре Феодорове же сыне Попове стариченине. А писал сию св. книгу Пролог многогрешный чернець Герман Тулупов стариченин в лета от созданиа миру 7140 (1632), индикта 15, мес. июля в 12 день, на память св. муч. Прокла и Лария и препод. отца нашего Михаила Малеина.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Лука печерский подвижник 21 сентяб. Лукиан печер. священномученик 28 авг. Макарий белевский 22 янв. Макарий каневский мученик 7 сент. Макарий колязменский 17 мар. Макарий киевский митрополит 1 мая. Макарий печерский диакон 28 авг. Макарий печерский мних 19 янв. Макарий унженский 25 июля. Максим юродивый московский 11 нояб. Максим киевский митрополит 6 дек. Максим преподобный 21 янв. Максим тотемский 16 янв. Мардарий затворник 28 авг. Марк преподобный пещерник 29 дек. Марк псковский 29 мар. Мартиниан преподобный белозер. 12 янв. Мартин, инок 27 июня. Мартирий зеленецкий 1 мар. Мартирий новгородский архиепископ 10 фев. Мартирий печерский диакон 28 авг. Мартирий печерский затворник 28 авг. Марфа преподобная псковская 20 мая. Матфей прозорливый печерский 5 окт. Меладий печерский 21 сент. Меркурий печерский постник 28 авг. Меркурий смоленский епископ 21 сент. Меркурий смоленский мученик 24 нояб. Мефодий пешношский 14 июня. Митрофан епископ воронежский 23 нояб. Михаил киевский митрополит 15 июля. Михаил клопский юродивый 11 янв. Михаил тверской князь 22 нояб. Михаил черниговский князь 20 сент. Михей ученик Сергия 5 мая. Моисей белозерский 23 фев. Моисей новгородский архиепископ 25 янв. Моисей печерский многострадальный 26 июля. Моисей печерский подвижник 28 авг. Мстислав великий князь 15 окт. Мстислав князь новгородский 14 июня. Нектарий бежецкий 3 апр. Нектарий печерский 29 нояб. Назарий олонецкий 4 июня. Нестор преподобный летописец 27 окт. Нестор некнижный печерский 28 авг. Никандр преподобный городноезерский 15 мар. Никандр псковский 24 сент. Никанор корель. 17 апр. Никита новгородский епископ 30 янв. Никита переяславский столпник 24 мая. Никифор преподобный важеозерский 9 фев. Никодим кожеозерский 3 июля. Никодим печерский 31 окт. Николай новгородский юродивый 27 июля. Николай псковский юродивый 28 фев. Николай Святоша печерский 14 окт. Никон игумен печерский 23 мар. Никон сухой печерский 11 дек. Никон игумен Сергиевой лавры 11 нояб. Нил преподобный сорский 7 мая. Нил столбенский 7 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По свидетельству Прокопия, один Юстиниан Великий создал 6 храмов во имя архангела Михаила (de aedificiis). В первых дошедших до нас месяцесловах Константинопольской церкви (VIII-IX в.) значится праздник бесплотных сил 8 ноября. Западная церковь расходится с восточною в днях празднования ангелам; она празднует им 8 мая и 29 сентября. Празднование ее 8 мая в память явления архангела Михаила на горе Гаргане в Апулии некоторые возводят в концу V века, во временам папы Геласия (492–493) 446 . В древнейших западных календарях римском (IV в.) и карфагенском (V в.) нет праздника ангелам, но в календарях VIII века он уже есть под 29 сентября. Ветхозаветные святые Как в восточные месяцесловы, так и в западные календари и мартирологи (VII – X в.) внесены многие памяти ветхозаветных святых. 1) Большая часть из них в той и другой церкви чтятся в разные дни. 2) Согласно празднуют обе церкви памяти следующих святых: Авраама 9 октября, Моисея 4 сентяб., Иисуса Навина 1 сентября, прор. Самуила 20 августа, прор. Иеремии 1 мая, прор. Авдия19 ноября, прор. Ионы 21 и 22 сент., прор. Наума 1 дек., прор. Софонии 3 декабря, прор. Елиссея 14 июня, Маккавеев 1 августа. Маккавеи внесены в святцы ранее всех ветхозаветных святых. 3) Некоторые из ветхозаветных святых внесены в римский мартиролог уже поздно, – Баронием, из восточных святцев, таковы пророки: Авдий, Иона, Наум, Софония. 4) Нет в западных мартирологах: праведного Финееса, Анны, матери Самуила, прор. Самея 9 января, Ахии, предрекавшего Иеровоаму царство, 12 ноября, Иоада, обличителя Иеровоама, 30 марта, прор. Варуха 28 сентября, Азарии, современника Асы царя, 3 февраля, Езекии царя 28 авг. (в греч. синаксаре) и многих других, воспоминаемых у нас в неделю праотец и отец. 5) В восточных синаксарях нет Ездры (в римском мартирологе 13 июля). Апостолы Блогоговейное почитание памяти апостолов в восточной и западной церквах видится в самой глубокой древности. Юлиан отступник свидетельствует, что христиане тайно чтили гробницы апостолов Петра и Павла еще при жизни Иоанна Богослова 447 император Константин великий создал в Царьграде храм во имя святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Уже старцем, вспоминая об отце Ила-рионе, батюшка Нектарий говорил: «Я ему всем обязан. Он меня принял в Скит пятьдесят лет назад, когда я пришел, не имея, где главу приклонить. Круглый сирота, совсем нищий, а братия тогда вся была – много образованных. И вот был самым что ни есть последним. – И Батюшка показывал рукой от пола аршина полтора, чтобы сделать наглядным свое положение. – А старец Иларион тогда уже проходил и знал путь земной и путь небесный. Путь земной – это просто, а путь небесный...» – и отец Нектарий не договаривал. В то время народа к старцу Амвросию шло столько, что дожидаться приема приходилось неделями. Но Николая Старец принял сразу и говорил с ним два часа. О чем была беседа, отец Нектарий никому не открывал, но после нее остался в Скиту и домой уже никогда не возвращался. Так внезапно изменилась жизнь Николая Тихонова. Промышлением Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего, давать направление стопам своим. ( Иер. 10, 23 ) В одной из оптинских тетрадей в этот день была сделана запись: «1873 года, апреля 27-го поступил в Скит послушник Николай Васильев Тихонов двадцати годов от роду из мещан города ЕльцаОрловской губернии " Эта тетрадь велась по благословению преподобного Амвросия. На первой странице его рукой была сделана надпись: «Брату Константину благословляется записывать замечательные случаи Оптиной Пустыни и Предтечева Скита. 20 Сентяб. 1862 года. Многогр. I. Амвросий». Поселившись в Скиту Оптиной Пустыни, он стал духовным сыном отца Анатолия (Зерцалова) , впоследствии скито-начальника, а на совет ходил к отцу Амвросию. Старец Нектарий вспоминал: «Через год после поступления в Скит батюшка отец Амвросий благословил меня обращаться как к духовному отцу к начальнику Скита иеромонаху Анатолию, что и продолжалось до самой кончины последнего в 1894 году». Спустя годы старец Нектарий говорил о своем духовном отце: «Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чем и сейчас плачу. К старцу же Амвросию я обращался в редких и исключительных случаях. При всем этом я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придешь к нему и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. По-печительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старцев нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин. На вопрос мой об этом духовный отец мой, иеромонах Анатолий, отвечал, что причиной сему – моя вера и любовь к старцу, и что если он относится к другим не с такой любовью, как ко мне, то это происходит от недостатка в них веры и любви, как человек относится к старцу, так точно и старец относится к нему».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

20). Другой священник оправдывался в нарушении предписания тем, что он сделал это для губернаторского помощника: святитель усилил наказание ему (сентяб. 2-го и 3-го 1764 г.). В отношении же донцев сильно беспокоился он расколом их. По этому предмету учреждена была им особая следственная комиссия, для раскрытия дел раскола, и миссионером назначен образованный вдовый диакон Василий Михайлов (окт. 23-го 1763), впоследствии примерный священник. Для людей бедных был свободный доступ к святителю. Нищим подавали милостыню в его доме, и рассылали ее в праздники в богадельни и острог. Только 4 года и 7 месяцев св. Тихон управлял воронежскою паствою. Пастырские труды, от которых отдых имел он самый короткий, заботы и огорчения, бывшие следствием препятствий намерениям его святым, расстроили здоровье его тем легче, что от природы расположен он был к нервным болезням. А опускать дела звания по болезни он не хотел, по чувству высоты звания. «Вот причины моего уединения, говорил он сам: слабость моего здоровья не позволяла мне управлять епархиею; епископский омофор, который носят на плечах епископы, очень тяжел» 115 . Потому просил он св. синод об увольнении его от дел правления и о дозволении жить в монастыре епархии; в конце 1767 г. уволен он с пенсиею и удалился в Толшевский пустынный монастырь. Болотистое положение обители и закоренелый раскольник – настоятель ее, усилили расстройство здоровья его и он переселился в Задонский монастырь. В уединении Тихон предался со всею ревностию подвигам иноческой жизни. Он ходил почти каждый день в храм на литургию и вечерню и сам пел на клиросе. Весною и летом занимался в саду работами, для укрепления здоровья. «Ночи проводил он без сна и ложился на рассвете. Упражнением его в ночное время были молитвы с поклонами, при том не холодные, но самые горячие; иногда кричал он в голос: Господи помилуй/Господи пощади! и прибавлял: Кормилец, помилуй! Сам же главою ударял об пол. – В полночь выходил в переднюю келию, певал тихо и умилительно псалмы святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010