В это время при надломленных силах и болезни матушки Марии однако произведены были с помощью Божиею следующие работы в Богоявленском монастыре: 1) на соборном храме устроены были новые стропила; новая железная кровля; четыре главы обиты жестью; 2) на галерее, соединяющей собор с колокольнею, перекрыты и отштукатурены своды; кровля покрыта новым железом; устроены новые переплеты в окна; 3) колокольня возобновлена в прежнем виде; вместо сгоревшего осмигранного шатра на ней вновь устроен (стоимостью в 2548 р.) по прежнему плану новый крытый железом; большой растопившийся от пламени колокол заменен в 1888 г. новым в 200 пуд. 3 ф., отлитым в Москве с возобновлением прежней надписи на нем; 4) в сгоревшей Смоленской церкви сделана лестница, восходящая к чудотворной иконе Б. Матери, а в 1888 г. обгорелые стены этой церкви исправлены и скреплены новым кирпичом и цементом. Также здесь возобновлены некоторые жилые помещения; возобновлено в прежнем виде все внутреннее устройство в трапезном корпусе (стоило 12,393 руб.), а в 1888 г. пристроены в нем все сгоревшие разные хозяйственные холостые пристройки. Два каменных корпуса при Смоленской церкви и рядом с ним больничный покрыты железною кровлею. В просфоропекарне с жилыми при ней келиями вновь произведено все внутреннее устройство (стоило 3,296 руб.); вновь устроен крытый переход, соединяющий трапезный корпус с собором; в двух каменных сторожках при въездных воротах восстановлено (стоило 668 руб.) внутреннее устройство и обе покрыты железом; сделаны все потребные исправления в прачешной и бане; устроены три деревянные погреба и покрыты тесом. В 1888 г. на западной стороне в обгоревшем двухэтажном корпусе вновь устроены по прежнему плану жилые келии, больница с аптекою для сестер монастыря, баня, прачешная; еще восстановлена в прежнем виде обгоревшая башня на юго-восточном углу. В Крестовоздвиженском монастыре в сентябре 1887 г. построен был новый больничный барак (3,253 руб.) – 12 саж. длины и 6 саж. ширины, – деревянный на каменном фундаменте, крытый железом; в сгоревшем классном корпусе внутренне отделана и уже населена одна часть, а в 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Высокопреосвященный Владимир, митрополит Петербургский и Ладожский, впоследствии Киевский, в мире Василий Никанорович Богоявленский, – сын священника, родился 2 января 1848 года в селе Малой Моршке Моршанского уезда Тамбовской губернии. Загадки 1 . Где вода столбом стоит? 2 . Какой в реке камень? 3 . У кого шапка без головы, нога без сапога? 4 . У семерых братьев по одной сестре, много ли всех сестер? 5 . Лежит – ниже курицы, встанет – выше лошади? 6 . Без чего хлеб не испекчи? 7 . От чего утка плавает? 1 . В колодце. 2. Мокрый. 3. У гриба. 4. Одна. 5. Дуга. 6. Без корки. 7. От берега. 1978 год 17/30 сентября. Суббота. Целый день валит мокрый снег, землю покрыло добела. В полдни похраняли трагически погибшего председателя колхоза «Великово» Смирнова Александра Иваныча. 38 лет, разбился на машине, перелом позвоночника. Аух. Предание Сыркова монастыря В 1570 году Феодор Сырков был замучен Грозным и замучен самым необычным способом: его опускали в котел с кипящею водою, а потом на канате перетягивали через Волхов, а дело было в январе. Тело замученного Сыркова было брошено на Дворище, и когда об этом узнали в Сырковом монастыре, оттуда пришли монахи с носилками и гробом, во главе их шла игумения Агния, монахини уложили тело замученного в гроб и с пением «Святый Боже» понесли его в свою обитель. Грозный видел все это, но не тронул «жен – мироносиц». Сырков монастырь находится в шести километрах от Новгорода, основан в 1548 году Феодором Димитричем Сырковым, по обету. В монастыре две церкви – Владимирской Божией Матери, на южной наружной стене написан образ Вознесения, а на западной образ Владимирской Божией Матери; другая церковь Вознесения, построенная в 1690 г. В монастыре в первой трети 19 века жила загадочная личность – Вера Молчальница, по народной молве жена или вдова императора Александра 1, императрица Елизавета Алексеевна, она там и похоронена. Юрьев монастырь Основан в 1030 году Ярославом Мудрым. Собор во имя великомученика Георгия Победоносца, построен 1119 г., стены и башни 1333 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

В 1801 г., декабря 6, произведен в иеромонахи. Через два года с половиною (т. е. в 1804 г., 29 апр.) назначен префектом семинарии 169 и учителем риторики и поэзии; потом вскоре соборным иеромонахом. В 1806 г., января 6-го, посвящен во игумена Перервинского монастыря; в день св. Пятидесятницы пагражден палицей. В 1808 г., 25 января, вверено ему и настоятельство в Николаевском Угрешском монастыре, впрочем на короткое время. Того же года, 14 октября, возведен в сан архимандрита Златоустовского монастыря, с оставлением при нем прежних должностей. В 1813 г., 19 марта, перемещен настоятелем в Богоявленский монастырь, с увольнением от учительской должности; 1-го декабря утвержден присутствующим в московской консистории. В 1815 г., апреля 30, уволен от управления Перервинским монастырем (до сего времени он был настоятелем в двух монастырях) и от должности префекта; зато назначен членом московского комитета духовной цензуры. Указом Св. Синода от 26 июня поручено ему возобновить после войны (французской) кафедральный Архангельский собор, с употреблением на этот предмет 40 000 руб. асс. В 1816 г. июля 13, он был переведен из Богоявленского в Высокопетровский монастырь 170 и августа 30, награжден орденом св. Анны 2-й ст. В 1817 г. марта 13, назначен благочинным над мужскими монастырями Московской епархии; декабря 14 отправлен в С. Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. 1819 г. января 19, хиротонисан в Петербургском Казанском соборе в епископа Дмитровского, викария московского. По смерти архиепископа Августина, последовавшей того же года, 3 марта, он три месяца управлял Московской епархией до прибытия высокопреосвященного Серафима; в следующем году сопричислен к ордену св. Анны 1-й ст., а сентября 26, Высочайше повелено ему быть епископом Черниговским. В 1826 г. августа 22, в день коронования и священного миропомазания в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича, пожалован саном архиепископа. В 1831 г. 12 апреля, по расстроенному здоровью, от епархии уволен, с назначением местопребывания в переяславском Даниловом монастыре, где он скончался в ночь на17 декабря, 1837 года 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Опубл.: Чудеса св. Николая, епископа города Мир. Пер. с сирийского.//Записки Восточного отд. имп. Русского археологического общества. Т. IX. 1895(1896), С. 79–86. 187 Колачев Владимир Яковлевич; (9 июня 1871 – 29 декабря 1916). Окончил Тверскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895), с 6 ноября 1897 – священник С.-Петербургского Петропавловского собора, с 23 августа 1911 – пресвитер собора Зимнего дворца, с 6 мая 1913 – протоиерей. 73 Колодезникова Софья Викторовна; (ок. 1884 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 257 Колчев Валентин Иванович; (1876 – 1952). Окончил Тамбовскую ДС и училище придворной капеллы. В 1905–1932 – регент Владимирской церкви С.-Петербурга. В 1921 рукоположен во священника к той же церкви. В 1924 создал молодежное братство ревнителей церковного пения на Охте. С 1932 – священник церкви свв. прав. Симеона и Анны. Арестован в 12.1933 по делу «евлогиевцев». Приговорен 25 февраля 1934 к 3 годам концлагерей. С 1936 жил в Новгороде. С осени 1941 служил в церкви с. Гусины, а с 1943 – с. Хочени Батецкого района (ныне Новгородская обл.). С 2 ноября 1945 служил в Казанской церкви с. Ославье Волосовского района, с 26 марта 1948 – в Александро-Невской церкви Волосова. См.: Исакова Е. В. Шкаровский М. В. Собор Владимирской иконы Божией Матери (исторический очерк). СПб. 2000. С. 139, 169. 252, 267, 345 Колчицкий Николай Федорович; (17 апреля 1890 – 11 января 1961). Окончил Черниговскую ДС (1911) и Московскую ДА (1915), к. б. 14 сентября 1914 рукоположен во диакона, 26 октября 1914 – во священника. С 1915 служил в Харькове, с 1918 – священник Благовещенского собора в Харькове. Протоиерей. С 1923 служил в Богоявленском храме в Елохове в Москве, с 27 декабря 1924 – настоятель. С 1945 – протопресвитер. С 1 апреля 1941 – управляющий делами Московской Патриархии, с 1956 – председатель Учебного Комитета при Св. Синоде. См.: Хибарин И. Протопресвитер Николай Феодорович Колчицкий. (Некролог)//ЖМП. 1961. 2. С. 24–28. 462 Колюбакина Лидия Аркадьевна – сотрудница КЕПС.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антоний (Храповицкий; 1863–1936 гг.), 7 сентября 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1 марта 1899 г. епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии, с 14 июля 1900 г. епископ Уфимский и Мензелинский, с 27 апреля 1902 г. епископ Волынский и Житомирский, священноархимандрит Почаевской лавры, с 1906 г. архиепископ, с 14 мая 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский, с 1 мая 1917 г. на покое. 16 августа 1917 г. вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита, в этом же году 17 мая был председателем Украинского церковного Собора, где булл избран митрополитом Киевским и Галицким. В конце 1919 г. эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацкий собор. Так в тексте. Возможно, речь идет о православном Свято Богоявленском Кременецком женском монастыре с соборным храмом во имя свт. Николая. Мгарский (Лубенский) Спасо-Преображенский мужской монастырь, основан 18 января 1619 г. игуменом Густынским и Подгорским Исайей Копинским на средства княгини Раины Вишневецкой в Мгарском лесу в 6 км от города Лубны. С 1925 г. в монастыре располагалась резиденция лидера лубенского раскола Феофила (Булдовского). В 1930-х гг. на территории монастыря был создан патронат для детей «врагов народа», с 1937 г. здесь находился дисциплинарный батальон, с 1946 г. войсковые склады. С 1993 г. началось возрождение монастыря. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 251–252. Подлинник. Рукопись Покровский Хотьков женский монастырь, основан в Хотьково на реке Паже, впервые упоминается в 1308 г. До 1918 г. был штатным монастырём 3-го класса, в 1922 г. закрыт. С 1988 г. возрожден. Спасо-Вифанский монастырь — бывший мужской монастырь в Сергиевом Посаде, (в 1783–1797 гг. скит Троице-Сергиевой лавры)., учрежден в конце XVIII в. При монастыре функционировала Вифанская духовная семинария. В советское время был закрыт. В 2002 г. на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 256–257. Подлинник. Рукопись

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

башня с частью стены была сломана и 19 сентября кирпич был продан за 82 р. 42½ коп., по 4 руб. 71 к. за тысячу. Тогда же Богоявленский собор предназначен был семинарским начальством на сломку для более удобного возведения главного корпуса семинарии, – но неожиданно предотвращена эта участь для храма изволением Государя Императора, который в апреле того же года, при докладе Синодальным обер-прокурором проекта на постройку семинарии, повелел сохранить и возобновить обгоревшую церковь Богоявления, а семинарские здания выстроить на другом месте. Но этому случаю обер-прокурор Св. Синода, от 31 декабря 1851 г., уведомил правление семинарии, что план устройства семинарии предположено сократить и место для здания назначить далее от ограды на восточной стороне, – углубляясь внутрь монастырского двора к Богоявленской церкви, которую назначено возобновить. Но 20 июня 1853 г. правление подало мнение о том, чтобы поставить главное здание семинарии фасадом на южную сторону по самой линии ограды от Смоленской церкви до юго-восточной башни, нисколько не углубляясь внутрь монастырского двора. Этот новый план утвержден был только чрез три года 22 ноября 1856 г. Вскоре после этих неудачных торгов случились некоторые обстоятельства, благодаря которым ускорена была разломка зданий Богоявленского монастыря. В мае 1858 г. разрушился в нем один из обгоревших флигелей, назначенных к сломке. Поэтому, по поручению правления семинарии, архитектор Попов произвел свидетельство всем обгоревшим зданиям и 27 мая донес, что некоторые из них угрожают падением. Таковы: 1) средняя башня на восточной стороне ограды: 2) угловая осмиугольная башня между северною и восточною сторонами ограды; 3) самая ограда по северной стороне между 4 и 7 контрфорсами, на протяжении десяти сажен уклонившаяся па улицу до 12 вершков; 4) часть ограды с западной стороны подле средней башни, с правой её стороны на протяжении двух сажен; 5) часть северной стены Сретенской церкви, обращенной к временно устроенным подле неё сараям; 6) флигель против Сретенской церкви подле занимаемого лазаретом; 7) проезд между Сретенскою и Богоявленскою церковью и 8) вход в паперть Богоявленского монастыря с северной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Во время пребывания святыни было много удивительных и промыслительных встреч и событий, которые оргкомитет не мог ни придумать, ни предугадать. Так 6 октября 2004 года во время пребывания святыни в Екатеринбургской епархии мы оказались на Ганиной яме. Как потом мы узнали в Верхотурье, что именно в этот день 1918 года все убиенные с великой княгиней были подняты в один день из Синяхинской шахты и в храме святой Екатерины и отпеты. В этот день, когда мы выехали из Екатеринбурга со святынями на Ганину Яму, была ужасная непогода. Казалось, что все плакало. Так продолжалось до тех пор, пока на Ганиной Яме перед установленными святынями владыка Михаил не отслужил молебен. Заиграла радуга и засияло солнце. Принесение святынь и их сретение с православным людом стало предвестником грядущего воссоединения. Но для его свершения потребовался еще и МОМЕНТ ИСТИНЫ, и он настал в Смоленске у митрополита Кирилла, ныне нашего Патриарха. Удивительно, что в Смоленск мы прибыли 25 декабря накануне юбилея – 26 декабря отмечалось 20-летие назначение архиепископа Кирилла на древнюю Смоленскую кафедру . Прибытие в Смоленск было не простым. Владыка Кирилл возглавлял ОВЦС Русской Православной Церкви. Отношение с РПЦЗ было не простым. Владыка Кирилл встретил нас в древнем кафедральном соборе, заполненном тысячами людей. Сказал слово, потом владыка Михаил. Все было по протоколу. Но на следующий день мы были приглашены в гости к владыке Кириллу узким кругом. Дом владыки был очень скромным. Он рассказал о непростых годах пребывания в Смоленске, коснулись и драматических событий 1993 года. И тут владыка Михаил спросил митрополита Кирилла, какую позицию занимала Русская Православная Церковь в момент противостояния и братского кровопролития в Москве в конце сентября-начале октября 1993 года. Владыка Кирилл рассказал о тех огромных усилиях, которые предприняла РПЦ, чтобы избежать кровопролития, о переговорах в Даниловом монастыре, о принесении из Третьяковской иконы Владимирской Божией Матери в Богоявленский собор, о том, как в ночь с 3 на 4 октября их ввели в заблуждение, что расстрела Белого Дома не будет и отправили по домам. И устроили бойню. У Святейшего Алексия II случился инфаркт. Епископ Михаил слушал все очень внимательно, а за тем сказал: « У нас были иные сведения».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/29/vo...

Епархиальное и высшее духовное начальство, принимая во внимание, с одной стороны, значение Троицкого собора, «столь древнего, яко первой церкви, существующей со времени устроения столицы», а с другой – несравнимую ни с каким столичным причтом скудость содержания и происходящие отсюда «беднейшее состояние и крайнюю нужду» соборного причта, усиленно ходатайствовали об обеспечении причта «в сравнении с другими в столице сей находящимися соборами» жалованьем и отоплением. Ходатайство имело полный успех: дано было больше того о чем просили. Комитет министров, от 18 сентября 1817 г., постановил: отпускать впредь причту Троицкого собора по полугодно, из суммы, определенной на духовный департамент: 1) вместо 96½ четвертей ржи и 12½ четвертей овса, на весь причт, доселе выдаваемых натурою, отпускать причту жалованье по справочным ценам каждого года; 2) на отопление церковных домов назначить столько же дров, сколько положено было для морского Богоявленского собора, т. е. по 183 саж. в год; но вместо них выдавать деньги по справочным ценам; 3) вместо 4 р. 80 к. асс., выдаваемых на покупку 30 саж. дров, для каждой соборной печи отпускать деньги также по справочным ценам каждого года. Это справедливое и благоприятное для собора и причта постановление долго сохраняло свою силу. В 1865 году, вместо этих изменяющихся дач, крайне стеснявших причт и собор, особенно в виду высокого поднятия цен на все жизненные потребности, установлено раз навсегда определенное жалованье, которое получается по полугодно из главного казначейства и состоит в следующем размере: протоиерею: жалованья – 93 р. 54 к. серебр., ружных денег (вместо 12½ четв. ржи и 12½ четв. овса) 128 р. 12 к., на дрова – 230 р. 40 к., а всего в год – 452 р. 6 к.; двум священникам: жалованья – 60 р. 26 к., ружных денег – 125 р. (вместо 20 четвертей ржи), на дрова – 153 р. 60 к., всего – 338 р. 86 к.; диакону: жалованья – 58 р. 40 к., руги 125 р. (вместо 20 четв. ржи), на дрова – 120 р. 86 к , всего – 304 р. 26 коп.; первому псаломщику жалов.: – 21 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Жителям г. Костромы приходилось с чувством глубокой скорби быть невольными свидетелями разрушения обители, с великим усердием предпринятого в видах очистки свободного места для возведения главного семинарского корпуса. Между прочим, в это печальное для монастыря время, когда приступлено было к уничтожению находившейся на восточной стороне башни, на которой изображен был лик Христа Спасителя, и удары ломавших башню стали падать на священное изображение, народ с благоговением собирал куски фресков, на которых сохранилось изображение, и один солдат дал полтора рубля сер. за ручку Спасителя. На туже участь определены были вместе с юго-восточною башнею и Никольские ворота, над которыми на стене написан образ св. Николая чудотворца, оставшийся целым во время пожара 6 сентября, истребившего все кругом, но не коснувшегося не только самого образа, но даже веревки, на которой спускался фонарь пред ним. Не раз приступали к сломке Никольских ворот, но находились препятствия. Рассказывали, что каменщик, поднявшийся для разломки этих ворот, тотчас упал и после исповеди и св. причастия объявил, что какая-то непостижимая сила сбросила его. Между прочим, он же открылся, что ему было видение о том, что монастырь будут разрушать, но не разрушат во веки. После этого разрушение этой части древней стены было остановлено, и она целиком долго сохранялась, пока ныне не вошла в состав новоустроенной каменной часовни. Близилось уже время, когда дело разрушения коснется и храмов Божиих в монастыре. Для очистки наиболее удобного места под семинарский корпус и расположения в приличном виде всех зданий духовной семинарии представлялось необходимым наравне с прочими в монастыре обгорелыми строениями разобрать и древнейший Богоявленский собор, который, находясь почти в средине обители, препятствовал всякому приличному расположению семинарских зданий. И вот 24 февраля 1861 г. представлены были сметы на разломку: а) Сретенской и Богоявленской церквей (9,848 р. 90 к.), б) Никольской церкви (3,621 р. 42 к.) и в) остальных обгоревших монастырских зданий, башен и ограды (9,874 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

(перепечатано также в Почаевских Листках 1887 г. ) 29) «Слово на погребение Игуменьи Нежинского девичьего Введенского монастыря Смарагды, произнесенное в Покровской церкви того же монастыря, 7 Марта 1887 г.», в «Черниговск. Епарх. Изв.» 1887 г. IV. Мелкие заметки по частнейшим предметам и корреспонденции: 1) Из Кременца, о праздновании юбилея Киевской Духовной Академии в Волынской Духовной Семинарии; в «Киевлянине›› 1868 года; 2) Развалины древнего Богоявленского храма в г. Остроге на Волыни; во «Всемирной Иллюстрации» 1870 года; 3) Православный Кафедральный Собор в г. Житомире с дополнением на эту статью; там же 1871 года; 4) О дополнительном требнике издания Киево-Печерской Лавры; в «Подольских Епархиальных Ведомостях» того же года; 5) Катехизис исторический для детей, – начало работы не конченной; в «Воскресном чтении›› 1872 года, 6) Празднование пятидесятилетия служения в сане Священника духовника Нежинского благочиния о. Артемона Коломыйцева 9 Ноября 1874 г. – в «Черниговских Епархиальных Известиях» того же года; 7) Нежин, – о смерти и погребении Марии Нестерович, сгоревшей в день пасхи от керосина 1875 г. – в «Церковном Вестнике» того же года; 8) Торжественный акт открытия Историко-филологического Института князя Безбородко 14 Сентября 1875 г. – там же; 9)Нежин, – об освящении Покровской церкви в Нежинском девичьем монастыре; – там же 1876 г.; 10) Нежин, – панихида по М. Н. Погодине в Институтской церкви; там же; 11) Нежин – о храмовом первом по открытии Института в Нежине празднике его церкви; там же; 12) О смерти и погребении Нежинской Успенской церкви протоиерея Ф. Бордоноса; – в «Черниговских Епархиальных Известиях» 1875 года; 13) К биографии Гоголя. «Древн. и Нов. Россия» 1876; 14) Торжественный акт в Институте 30 Августа 1877 года; там же 1877 года; 15) Поминовение по усопшем студенте первого курса Нежинского Института, Стемковским в «Волынских Епархиальных Ведомостях»; 16) из Нежина, – о встрече Государя Императора Александра Николаевича на Нежинском вокзале, при возвращении его Величества из Кишинева по объявлении Восточной войны; – в «Церковном Вестнике» 1877 года; 17) Из Нежина, – о смерти учителя Нежинской гимназии М.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010