Л. 10. (@Приплы на празники и бгоматере. нарочиты сты. имщи пополиеле@). Написаны величания Сентября 6 (архистр. Михаилу), 8, 14. 19 (князю Феодору Ярославскому). 20 (князю Михаилу). 24 (Знамению Пр. Богородицы во Пскове). 25 (пр. Сергию) 26, Октября 1-го (Покрову). 26 (Св. муч. Димитрию). Ноября 1-го (Косме и Дамиану) 8 (на собор арх. Михаила), 21. 27 (Знамению); Декабря 6. 21 (Петру митрополиту) 25; Января 1-го (на Обрезание). 6. 30 (трём святителям:, и св. Никите, еп. Новгородскому); Февраля 2-го. 12 (св. Алексею митрополиту), 21 (на обретение честныя главы); Марта 25. 26 (на собор архангела Гавриила), в неделю цветную, в субботу великую на непорочнах, в неделю Фомину, на Вознесение Господне, на Сошествие Св. Духа; Июня 24 на Рождество Иоанна Предтечи, 39 Петру и Павлу; Июля 8: князьям Василию и Константину, Июля 15 князю Владимиру, – 20, пр. Илие, 24. Борису и Глебу; Августа: 6. 15. 16. и 29. За сим написаны; прокимен, стихира по Евангелии, стихи по 50 псалме, Достойно есть по 9-й песни, свят Господь Бог наш на 8 гласов и псалом 148 с припевами, разделённый на стихи, для пения на два лика. Л. 18. (@На молебне по слава и нын, и стихира гласъ@) 6-й – об. (@Начало ли т во сты ца наше зла т ста@). Написаны: «Единородный Сыне» и далее л. 12. блаженны на 8 гласов, прокимны воскресны на 8 гласов и прокимны на каждый день недели; херувимская, символ веры : «свят, свят, свят господь Саваоф». «Тебе поем, Достойно есть яко воистину. Отче наш», и л. 23 причастны: на все дни недели и заупокойный; л. 23 об. причастны на господские праздники: Сентяб. 1. 13., Дек. 25; Января 6., Марта 25., в субботу Лазареву, в неделю Цветную, в субботу великую, на Пасху, в неделю Фомы, на преполовение, на Вознесение, на Сошествие Св. Духа и Августа 6. Л. 25 на 9-й песни величания: Трём Святителям, Сент. 8. 14., преподобным, на Введение, св. Николаю, на Рождество Христово, на Крещение, на Сретение, в неделю цветную, на Вознесение, на Сошествие св. Духа, на Преображение, на Успение Богородицы; Июня 30 (@св. апламъ@), Янвлря 7-го на собор Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Сочинение Иосифа разошлись в большом количестве списков в XVI, XVII и даже XVIII столетиях. Его строгое учение сделалось достоянием Русской церкви. Когда на соборе 1554 г. против еретика Башкина, Кассиан епископ Рязанский, сочувствовавший обвиняемым, стал порицать книгу Иосифа Волоколамского на ересь Новгородских еретиков: то «ей тогда принесенной бывши на собор на обличение еретиком и зело похвали ю боговенчанный царь, преосвященный Макарий митрополит и весь собор священный, светило ту нарекоша быти православию». М. Мак. Сентяб. 5 Для краткого очерка жизни Пр. Сергия, мы руководствовались следующими источниками: а) Житие пр. Сергия церковно-славянской печати, печатанное в 1646 г., по повелению Царя Алексея Михайловича, с рукописного жития Епифания, первого списателя жития Сергиева. б) Житие Сергия Чуд. – М. М. Филарета 1835 г. в) Филарета Архи. Черниговского Сент. кн. 1862. г) Жития Русских Святых – Муравьева. 8 Первоначальное происхождение Хотькова монастыря неизвестно. В исторических документах о монастыре, на Хотькове, упоминается не позднее 308 г. (Истор. Р. Иер. ч. VI стр. 1103). За недостатком монастырей в то время в Московском княжестве, в Хотьковом монастыре были отделения и для монахов, и для монахинь. Это не единственный пример. Подобный монастырь был Введенский-Подольный. Обычай этот существовал до 1504 г., – в сем году Соборным определением запрещено было жить в одном монастыре и мужчинам и женщинам, – а Хотьков монастырь причислен был к Троицкой Лавре. Акт. Экспед. т. I. 383. Откуда происходит название – Хотьков? Некоторые производят его – от богомольцев пеших – Ходоков. Но это сомнительно. 10 К этому же времени относят основание обители и Филарет Ар. Черниговский см. Сент книж. о Р. Св. и Муравьев. 11 Историк Карамзин свидетельствует, что св. Алексий именно в 1354 г. отправлялся в Константинополь приять от Патриарха Каллиста жезл Митрополита всея России. т. IV. прим. 383. 13 Авраамий Палицын место сего источника определяет близь бывшего Подольного монастыря. Следовательно это есть колодезь, близь Пятницкой церкви, украшенный ныне каменною часовнею, и называется «кладязь Сергиев». В одном древнейшем списке жития Сергиева, сказано о сем кладязе так: «бяше чаща и дубрава, идеже ныне честный монастырь стоит. Тогда убо река течаше, яже есть и до ныне, иже от Клементьева невельми близ монастыря течет. Другая же река, яже ныне под монастырем течет, на том же месте от искони река небяше. Тем же и труд приимаху братия, от далека воду приносяще на потребу. Обрет же Св. Сергий в едином рову воду от наводнения, над ним же став молитву творяше, и воду освящ., и преклонь колена начать молитву… И сия рекшу святому, внезапу вода явися велия, яже и доныне нами зрима есть, отнележе и почерпаем воду на всяку потребу, благодаряше Бога, даровавшего нам таковую благодать. Прозвашися река Та Сергиева река даже до десяти или двадцати лет». Истор. Летопись. Тр. Лавры. Глава II. Здания Лавры. Стр. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

м-рь), 112 (в м-ре пострижен в монаш. царь Василий Шуйский); XVII, Новый летописец, 58 (Гр. Отрепьев пострижен и посвящен в диаконы), 75 (сюда сведен патр. Игнатий, выбранный Гр. Отрепьевым), 133 (в 1611 г. той же участи подвергся патр. Гермоген), 146 (кончина в 1612 г. патр. Гермогена), 188 (пожар 1626 г.), 189 (крещение Вел. кн. Алексея Михаил.), 210 (архим. Кирилл); 1856 г., XXIV, чиновник патр. Иоакима 1675 г., 47 (обедня 6 сентяб.), 48 (погребение кн. схимницы Феодосии Щербатых), 49 (архим. Варнава перевед. во Владим. Рождеств. м-рь, а в Чудов архим. Павел Симонова м-ря), 92 (погребение в м-ре стольника Ив. Данил. Прохорова), 98 (крестн. ход 8 августа); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 127, 39 (Ж. гр. 1462 г. старцу Авраамию Чудовскому на пользование великокняж. берегом), 218, 52 (Правая гр. 1561 г. по спорн. делу о деревнях, данных Некрасом Бронниковым; архим. Левкий), 245, 53 (Розъезжал гр. 1507 г.; архим. Феогност), 453, 63 (Данная 1565 г. на дер. Павлово; архим. Левкий), 552, 82 (Духовная 1460 г. старца Андриана Ярлыка; архим. Дмитрий), 562, 86 (Духовн. 1690 г. Соломониды Федоровой); II, 328, 144 (Книга строельная 1635 г. Козлов. уезду; м-рю дана степь при архим. Кирилле), 780, 254 (Подрядн. 1686 г. на камен. работы); III, 129, 307 (Розъезжая запись, т. е. межевая, 1521 г.), 182, 319 (Роспись духовн. архиеп. Вологод. Симона, 1685 г., который был казначеем м-ря); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 147), 70, 17 (Ведом. 1701 г. церков. вотчинам, роз- данн. разн. лицам); “Чтения в И. Общ. ист.», 1847 г., III, смесь, 25 (патриар. Гермоген погреб. здесь 1612 г. и перенесен в Успен. собор 1652 г.), VII, смесь, 1 (Преп. Иосиф Волоколам., о святех отцех в м-рях рустех); 1848 г., VI, смесь, 16 (Опись книгам XVII ст.), VII, смесь, 123, 135 (патриар. Иоаким), VIII, смесь, 34 (Патриар. Адриан), IX, Отд. 2, 265 (Пожар 1547 г.), 384 (Крещ. Казан. царя Утемыш Гирея), 399 (Крещ. царевича Ивана, сына Грозного), 415 (архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

л. 163. Часослов неполный и каноны общеупотребительные. На навечернице положен канон пресв. Богородице гл. 6 вместе с каноном ангелу хранителю. л. 239. Слово препод. отца нашего аввы Макариа о исходе души от тела всякаго человека. Нач. Бе человек духовен и благоверен и человеколюбен и страннолюбец. За сим два отрывка И. Златоустаго и Семиона Новаго Богослова, без конца. 344. (976.) Часослов, полууст., нач. XV века, в осмую долю, 388 листов, начальный утрачен. л. 1. Порядок статей Часослова: великое повечерие с каноном пресв. Богородици (Параклисис), чин малыя повечерници, навечерница обычьная во все лето опроче поста великаго, часословець имеяй нощьную и дневную (службу) по уставу в Иерусалиме лавры св. и богон. отца нашего Савы (полунощница повседневная), другая полунощница глаголеться в суботу, утреница с тропарями дневными, песнями библейскими и светилнами пред всю седмицю, часы 1, 3, 6, 9 с почасиями, обедьница и вечерня. л. 114 об. Канон Исусу (сладчайшему). л. 118. Последование церковнаго пения и собраниа вселетна. При некоторых месяцах писаны славянские названия, из русских Святых древнейшие. л. 203. Богородичны поемыя на слава и ныне по тропарех Святым противу гласа тропарю, такожде и крестобогородичны, далее тропари воскресныя. л. 208 об. Возследование св. великия Четыредесятници и Пятидесятницы. л. 290 об. Канон Пасце. л. 304 об. Канон похвала ко пресв. Богородици. л. 310. Правило молебно ко пресв. Богородици (Одигитрии). л. 315 об. Последование иже к причащению божествному. См 267. 345. (963.) Часослов, полууст., исх. XV века, в четверть, 436 листов. л. 1. Три полунощници, начин. кафизмой 17-й. л. 20 об. Начало утрени, прерыв. на шестопсалмии. л. 27. Часословець, имеяй нощную и дневную службу, по уставу иже в Иерусалиме лавры св. и богон. отца нашего Савы. л. 101 об. Последование церковьнаго пения и сбраниа вселетнаго от мес. семтяврия до мес. августа. Русских Святых упоминается более, чем в предыд. 344, напр., сентяб. 25: Преставление препод. и богон. отца нашего игумена Сергиа; маия 7: Память препод. отца нашего и богон. Антония печерскаго иже на Киеве; маия 23: Никиты переславльскаго; июля 2 и августа 24: Пренесение честных мощей иже в святых отца нашего чюдотворца Петра митрополита московскаго (пренесение нх было дважды 1472 г. июля 1, и 1479 г. августа 24).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Скачать epub pdf Родился 2 июля – г. Скончался отец – 23 фев[раля] 1889г. Шуйское Дух[овное] Училище – 1896–1902 гг. Начал прислуживать в алтаре август – 1899 г. Владимирская Духов[ная] Семинария  – 1902–1908 [гг.] Прислуживал при архиерейском богослужении, сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем  – 1902–1906 [гг.] То же и иподиаконом – 1906–1908 [гг.] Посвящен в 1-ую степень церковного клира – чтеца 6 мая 1907 г. Московская Духов[ная] Академия – 1908–1912 [гг.] 1 Пострижен в монашество – 12 окт[ября] 1912 г. Посвящен во иеродиакона – 14 окт[ября] 1912[г.] Посвящен во иеромонаха – 17 окт[ября] 1912 [г.] Преподаватель Полтавск[ой] Дух[овной] Сем[инарии] 2  – нояб[рь] 3  1912 г, – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской Дух[овной] Сем[инарии] 4 – 1913– 1918 гг. Член Поместного Всероссийского Собора 5    – янв[арь] – сент[ябрь] 1918 [г.] 6 Член Владимир[ского] Епархиал[ьного] совета 1918–1920 [гг.] Член Владимирского Епархиального Совета – 1918–1920 г. Наместник Владимирского Рождествина монаст[ыря] – 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита – 20 янв[аря] 1920 г. Настоятель Боголюбова монастыря – с 18 июня 1921 [г.] Хиротонисан во епископа Ковровск[ого] 7  – 27 июня 1921 г. Арестован 8  – 17 марта 1922 г. В срочном порядке препровожден в Рев. Воен. Трибунал и освобожден – 18 марта 1922 [г.] Арестован в Вел[икую] Среду – 30 марта 1922 [г.] В заключении во Владимирской тюрьме был с митр[ополитом] Сергием (Страгородским) 9  архиеп[ископом] Вятским Павлом (Борисовским) 10 , епископом Суздальским Василием (Зуммером) 11 . Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церков[ных] ценностей в Сузд[альском] Спас[ском] монастыре 12    – 27 мая 1922 г. Приговорен к 1 году заключения], по амнистии освобожден – 28 мая 1922 г. Арестован – 15 июля 1922 [г.] Во Владимирской тюрьме был с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым) 13 Без допроса освобожден – 25 июля 1922 г. Арестован – 10 сентяб[ря] 1922 г. Во Владимирской тюрьме был с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским 14 , архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским) 15 , епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым) 16 , епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым) 17 , епископом Переславским Дамианом (Воскресенским) 18  и епископом Суздальским Василием (Зуммером) 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

6 . Самую главную важнейшую принадлежность алтаря составляет св. престол, который должен быть равномерный т.е. в вышину 1 арш. 6 верш., в длину 1 арш. 8 верш, в ширину 1 арш. 4 верш. (II. С. З. 18 сентяб. 1784 года 6624). Он всегда одевается сверху до полу двумя одеждами: белою называемою «нижнею» или «срачицею» и, поверх нижней, светлою блестящею, которая называется «индитией» 44 . На престоле поверх индитии полагается «илитон», т. е. четырехугольный платок «из тонкой доброй льняной или шелковой материи». (Дополн. Требн. Киев 1866 г. л. 40). В илитон завертывается св. «антиминс». Поэтому илитон должен быть несколько больше антиминса. 7 . Антиминс есть шелковый (в старину льняной) плат с изображением положения во гроб Христа Спасителя и орудий страданий Его и с частицею св. мощей, вложенных и зашитых в оный. В антиминс влагается «губа», которая употребляется для опущения частиц лежащих на дискосе в св. чашу и для отирания оного. Губа эта называется «антиминсною» или «илитонною» так как вместе с антиминсом завертывается в илитон (Извест. Учит, при кн. Служб 45 . Св. антиминс есть то же, что и престол (с греческого «вместопрестолие»). Без антиминса не совершается литургия. Примечание. Если случится, что во время совершения Божественной литургии загорится церковь , или начнет падать от каких-либо причин, то совершающий литургию священник обязан сохранно с антиминсом взять св. дары и вышедши из церкви «на ином месте честном, на том же антиминсе, да совершит Божественную службу, начать от места его же исходя преста». Извест. Учит. 8 . На престоле всегда должен быть крест, обыкновенно полагают два. Крест должен быть золотой, серебряный вызлощенный и в крайнем случае медный, вызлощенный или высеребренный или с так называемого польского или накладного (мельхиора) серебра, или же кипарисный, в металлической оправе. Среди престола, поверх антиминса полагается Евангелие, которое обыкновенно переплетается в бархат и отделывается в золото, серебро или в другой какой либо металл; на верхней его доске, в средине в кругу чеканится или пишется на финифти образ Спасителя, а по углам четырех евангелистов: Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 22 об. В службе на 1-е сентября, по 6 песни, положено Слово в начале Индикту св. Иоанна Златоустаг о, патр. Константинаграда. Там же л. 2. л. 66. – на 6-е число, на утрени Повесть откровениа препод. отца нашего Архиппа, пустынножителя и поломонаря всеславнаго и честнаго храма архангела Михаила иже в Хонех. Там же л. 59 об. л. 95 об. – на 8-е, по 2-м стихологии, Слово иже в святых отца нашего Андреа, архиеп. критскаго, иерусалимленина, на Рожество пресл. Владычица нашеа Богородица и Приснодевица Мариа. Там же л. 120. л. 163 об. – на 11-е, по 2-м стихологии, Слово св. Иоанна Златоустаг о, архиеп. Константинаграда, на Вздвижение честнаго и животворящаго Креста. Там же л. 216. л. 219. Сент. 20, служба св: Князю Михаилу черниговскому и болярину его Феодору с двумя канонами, первый творение таха ермонаха Святыа горы Пахомиа; по окончании службы Страсть св. новоявленных и великомученик и исповедник В. Князя Михаила черниговскаго и болярина его Феодора, вкупе пострадавших от царя Батыя. Там же л. 319 об. С обор. л. 251 по 258 над и под строками написано красными и черными чернилами построчно Слово септ. 23. на зачатие св. Иоанна Крестителя. Вслед за сим словом также вверху и внизу строк одною киноварью написано житие препод. Ефросинии, (сентяб. 25), нарицаемыя Измарагд. Там же л. 396. л. 270. Сент: 25, служба препод. Сергию чудотворцу радонежскому, по 2-м стихологии положено чтение, начин. Приидете честное и святое постник ссловие, приидете отци и братиа, приидете празднолюбци. В выноске против сего киноварью: Пахомие иеромонах. л. 303 об. – на 26-е, по 2-м стихологии, Иоанна, архиен. Констянтинаграда, Златоустаго, Похвала св. Иоанну апостолу и евангелисту и Богослову. Там же л. 607 об. В конце ркп. приложены особо: л. 355. Сент. 19, служба св. Князю Феодору и чадам его Давиду и Константину, а после оной Преставление благовернаго и христолюбиваго Князя Феодора смоленьскаго и ярославскаго, в граде Ярославли новаго чюдотворца. Нач. Сй благоверный князь Феодор смоленскый и ярославскы сын В. Князя Ростислава. Вверху и внизу сей статьи помещена другая О проявлении мощей св. чюдотворцев благов. князей ярославских Феодора и Давида и Константнна. Нач. В лето 6971 в граде Ярославли, в монастыри св. Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

д. ( Мф.14:25 ; Лк.12:38 ). Равным образом и время дня подразделяли на столько же частей, кои определялись следующим порядком часов: от 12 часов, или от восхождения солнца до 3 часа, включительно шла первая четверть дня, которая носила название «двенадцатаго» часа; от 3 до 6 часов вторая четверть, называвшаяся «третьим» часом; от 6 до 9 – третья четверть, которую называли «шестым» часом; от 9 до 12 – четвертая и последняя четверть, под именем «девятаго часа» ( Деян. 2:15; 3:1;10:3,9 ). Имея в виду такое разделение часов, у Евреев, удобно понять может всякий, что между св. Марком и Иоанном нет ни малейшего несогласия касательно времени и часа, когда распят Господь наш. Первый из них, не говоря об осуждении Иисуса Христа на смерть, означает время распятия Его концем прошедшей первой четверти дня: «бе же час третий,– говорит он,– и распяша Его (Иис. Христа)». А евангелист Иоанн, как осуждение, так и распятие Господа означает началом уже наступившей второй четверти дня, точно так, как и мы означаем иногда время приблизительно только, – или тем часом, который пришел, или тем, который уже наступил и идет» (из книги: «Иисус Христос на Голгофе или семь слов Его на Кресте» 1858 г. – стр. 59–60). 2 По учению же Святой Церкви, – лествица Иаковля предызображала и Пресвятую Деву Богородицу: «радуйся мосте, к небесем преводяй и лествице высокая, юже Иаков виде» (из стихиры на Господи воззвах – в пяток вечера5-й недели Великого Поста. См. также Благодарств. кан. Юожией Матери. Пес. 4, троп. 2). Святая Церковь именует Пресвятую Деву Марию первообразом Иаковлевой лествицы по отношению к рождению Ею Подвигоположника нашего спасения – Господа Иисуса Христа. См. о сем наше «Изъяснение акафистных наименований Богородицы», в сентяб.кн. Душ. Чтения 1863, стр. 174. Статья сия издана отдельною книгою Аф. Русск. Пантел. Монастырем в 1892 г. 4 Св. отцы Церкви так изъясняют отношение к Кресту Христову победы народа Божия над Амаликитянами: «До вечера Моисей воздевал руки крестообразно, ибо и Христос до вечера пребыл на древе и вечером был погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Отпишите к нам, когда вы примиритесь со своей матерью, и – я, по святительскому долгу, а по вашему чистому покаянию, буду молить за вас Бога. Если же станете опять гневить и оскорблять свою мать: то, делать нечего, сам боясь Бога, по святительскому долгу, пошлю за своим сыном, за вашим владыкой, и за другими многими священными лицам и вместе с ними, прочитав священные правила, поговорив и рассудив, возложим на вас духовную тягость церковную, свое и прочих священных лиц не благословение». 733 470 Ркп. житие, писан. митр. Корнилием в 1695 г. Это житие составлено при пособии записок самого пр. Мартирия. 471 Тихвинский монастырь основан фев. 11, 1560 г. архиеп. Пименом; Аврамий исцелен Богоматерью в присутствии арх. Пимена, бывшего в Тихвине по случаю устроения монастыря и Аврамий был затем первым свечным монахом в Тихвине, след. исцеление Аврамия было в 1560 или 1561 г. Сл. опис. Тихвинского монастыря, стр. 14, т. 53, 54. Спб., 1859. 472 Гостинопольский монастырь Михайловского погоста в 1582 г. стоял почти пустой. Писцовая книга у Неволина (о пятинах, суб. 1853 г.) стр. 142. 473 У Неволина, о пятинах, стр. 142. О Феодоре Сыркове ист. иер. 4, 158. В 1662 г у Зеленой пустыни – 5 дворов поселенцев. 476 Ист. иер. 4, 155–170. Собр. л. 3, 274. По ркп. святцам общ. ист. пр. Мартирий зеленецкий новый чудотворец. «Словарь святых стр. 180 говорит о м. Корнилие: его старанием дана пустыня 1642 г. грамота на вотчинные земли». В 1642 г. не было в Новгороде митр. Коринилия; Корнилий был митрополитом новгородским 1674–1695 г. 477 Житие св. Арсения, напис. иноком Феодосием, у Царского 123, со службой в Румянц муз. стр. 93, 594. Оба сочинения в Желтиковом монастыре (Опис. монастыря, стр. 37–40 Тверь 1852 г.). Служба, по послесловию, написана в 1483 г. иноком Феодосием, при игумене Геронтие. Сочинитель жития, описав чудо 1566 г. говорит: «мне смиренному иноку Феодосию, поведаша про сие великое чудо минеи тояже обители, наипаче же сам видев своими очами того бывша в мертвых человека» и пр. описание Желтикова мон. стр. 38, 39, 68. Опис. Румянц. муз. стр. 594. 478 Никон. лет 4, 284. В печатном житии св. Арсения, изд. 1764 г. сказано, что Арсений пострижен в монашество Киприаном, до возведения его на митрополию. Не было ли это разве тогда, как Киприан, по поручению патриарха, мирил князей юго-запада с митрополитом? См. сентяб. 16 чис. 479 Ркп. житие Арсения, современная записка о Евфимии у Карамзина 5, пр. 232. В печатном житии 1764 г. напрасно обвинен Евфимий в ересях. 483 Ркп. и печатное житие. И в церковной службе (минея марта, м. 1646 г.) св. Арсений именуется милостивым, незлобивым и кротким; служба как сказано, писана в 1483 г. 486 Надпись: «в л. 6906 (1398) построен собор сей архистратига Михаила великим. князем тверским Михаилом Олександровичем, при владыке Орсение». Микулни. летоп. 490 Карамз. 5, пр. 254. Никон. л. 4, 254, 307. В прологе 2 мар. ошибочно сказано, что Арсений еще до поставления в епископа основал монастырь на р. Тмаке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из харатейных достойны внимания по своей древности и редкости: а) Триодь постная и цветная, под 167, в большую четвертку, писанная уставом с крюковыми пословными нотами, века XIV; она в казеином переплете. В одном стихе приписано другою позднейшею рукой на обороте 13 стр.: «Гну Осподарю Великому Князю Василью Васильевичу,» умерш. 1462 г. Вместо слова Царь, везде употреблено Цесарь, напр: «Днесь скипетр Цесаря небеснаго происходит». «Несть Цесарествьие Божьие пища и питьие». «Благословен грядыи Цесарь Издраилев». б) Месячные минеи, писанные уставом, в четвертку, также в казенном переплет, 166; по видимому, XV века. Январь, Февраль, Апрель, Июнь, Июль, Ноябрь, Декабрь. в) Пролог харатейный, писанный четким уставом, в два столбца, в десть. На конце приписано, по видимому, тою же рукою: «В лето 6914, Сентяб. 24 кончашася сиа книгы при Великом Князи Василии Дмитриевичи при Архиепископе Фотеи Киевьском и всея Роуси на память святые мученици Ефросинии. – Кончашась сиа книги рукою многогрешнего Wkuhьфa и пр. На задней деревянной дске казенного переплета подписано: «Сию книгу переплетал Wлekceй Иванов сын Кобяков, лета 7053 месяца Октября в 1 день». Сей Пролог, начала XV века, содержит в себе месяцы: Март (назван. Сухый), Апрель (Березозол), Май (Травень)Июнь (Изок), Июль, Август (Зарев). Из Русских Святых помещены: Св. Феодосий и Антоний Печерские, Св. Леонтий Ростовский, Блаженная Княгиня Ольга, Блаженный Князь Владимир, Св. мученики Борис и Глеб, Блаженные мученики Варяг и сын его Иоанн. В заключении присоединена: Похвала и убиение и сказание страсти святоую моученикоу Бориса и Глеба 401 . На конце приписано: «Приложил сий пролог святома страстотерпцома чюдотворцем Борису и Глебе раб Божий Феодот на спасение души своей и отпоущение грехов, аминь». Из рукописей на бумаге заметим: а) Евангелие толковое Св. Апостола Луки, писанное уставом, в десть, на бумаге с филогранью, или фабрич. знаком XV в: рукою и короною с крестом, приношение в 7100 году Всероссийского Митрополита Макария, который дал его в великую соборную церковь Успение Богородицы на память души своей и по своих родителях. Оно в казенном переплете с медными бляхами, под 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010