Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных» прошла в ОВЦС Служба коммуникации ОВЦС, 04.12.2023. 24-25 ноября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась V международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных: современный взгляд на религиозные переживания в норме и патологии. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества». Конференция была организована по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Ее соорганизаторами выступили ОВЦС, Воронежская митрополия, Секция по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (НЦПЗ). Поддержку в проведении встречи оказал международный фонд «Помощь Церкви в нужде». В подготовке и проведении конференции также участвовала совместная рабочая группа Римской Католической и Русской Православной Церквей по сотрудничеству в церковно-общественной сфере. В мероприятии приняли участие более 60 человек – представители Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви и протестантских церквей из России, Испании, Аргентины, Египта, Армении, Индии, Ирана и Италии. Впервые в конференции приняли участие представители Древних Восточных Церквей: Коптской, Армянской Апостольской и Маланкарской, а также Ассирийской Церкви Востока. Было заслушано 30 докладов, представленных психиатрами и психологами, священнослужителями и богословами, преподавателями и студентами богословских факультетов и духовных школ. Модератором выступил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий , руководитель экспертной группы по разработке проблематики «Пастырское попечение о душевнобольных» профильной комиссии Межсоборного присутствия. Сомодератором был В.Г. Каледа, заместитель директора НЦПЗ и руководитель Секции по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров.

http://mospat.ru/ru/news/91088/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года  (журнал 157) .   Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата (журнал 26). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. 1. В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть  глава тела Церкви ; Он — начаток, первенец из мертвых,  дабы иметь Ему во всем первенство  (Кол 1:18). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых, посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем… и поставил Его выше всего,  главою Церкви , которая есть Тело Его (Еф 1:17-23).

http://mospat.ru/ru/news/51892/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Примат и соборность с православной точки зрения Доклад, произнесенный митрополитом Волоколамским Иларионом в Свято-Владимирской духовной семинарии 8 ноября 2014 года. Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры, высокие гости! Сегодня я хотел бы поговорить о соборности и примате. Эта тема в последние годы приобрела особую актуальность благодаря работе Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Вопрос этот представляет важность и для межправославных отношений, особенно в контексте подготовки к Великому и Святому Собору Православной Церкви. Особенно же он актуален в свете того, как сейчас в Православной Церкви осуществляется первенство на вселенском уровне. В результате сложившейся ситуации иерархи и богословы Православной Церкви в Америке не принимают участия ни в православно-католическом диалоге, ни в подготовке к Всеправославному Собору. Позвольте мне начать с разъяснения используемых терминов. Английский термин synodality , или conciliarity , является переводом русского слова «соборность», которое, в свою очередь, представляет собой неологизм XIX в., созданный славянофилами Киреевским и Хомяковым для обозначения общения верующих всего мира в лоне единой Церкви. В общении этом принимают участие и живые, и мертвые. Согласно Киреевскому, «вся совокупность христиан всех веков, настоящего и прошедших, составляет одно неделимое, вечно для нее живущее собрание верных, связанных единством сознания столько же, сколько общением молитвы»¹. В более узком значении термин «соборность» происходит от слова «собор, совет» ( synodos по-гречески, concilium по-латыни) и означает «собрание епископов, несущих определенную ответственность». Так объясняет этот термин спорный Равеннский документ Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу². В документе утверждается, что «соборный аспект жизни церкви является частью ее глубинной природы» и «находится на трех уровнях церковного общения – местном, региональном и вселенском: на местном уровне епархии он вверен епископу, на региональном – группе поместных церквей с их епископами, которые " " признают первого среди них " " (Апостольское правило 34), и на вселенском уровне, где первые ( protoi ) в различных регионах вместе со всеми епископами соработают в том, что касается церковной полноты. И на этом уровне protoi должны признавать первого среди них»³.

http://mospat.ru/ru/news/50932/

Проект документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви» 30 мая 2012 г. 18:38 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном  сайте  Межсоборного присутствия, на портале  Богослов.ru  и в официальном  блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении катаклизмов, спровоцированных человеческой деятельностью. Главные положения позиции Русской Православной Церкви по экологии содержатся в Основах социальной концепции в разделе XIII «Церковь и проблемы экологии» и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека в разделе III.5. Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2, 15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды. 1. Богословское осмысление вопросов экологии. Экология — это область знания и деятельности, позволяющих сохранить среду обитания человека и других живых существ. Русская Православная Церковь, исповедуя библейские принципы об отношениях человека и тварного мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности. Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91:5).

http://patriarchia.ru/db/text/2255572.ht...

прот. Николай Балашов Заключение Некоторые предварительные выводы по итогам обсуждения отдельных литургических проблем уже были представлены в соответствующих главах. А окончательные выводы – они впереди. О них должна сказать свое слово сама жизнь Церкви. От проблем, которые были поставлены еще в начале века, нам никуда не уйти. Убежден, что время для их разрешения настало. В 1994 году это признал и Архиерейский Собор нашей Церкви. Однако со времени Собора прошло уже почти шесть лет. К сожалению, за это время Синодальной богослужебной комиссии так и не удалось достигнуть сколько-то заметных результатов в решении конкретной задачи, поставленной Святейшим Патриархом: «Сделать богослужение более доступным людям». 1238 Более того, сегодня многие оспаривают саму возможность каких бы то ни было изменений в совершаемом нами богослужении. Даже в постановке и обсуждении подобных вопросов видят что-то неблагочестивое, неприличное. Ну, неужели церковную службу можно оценивать критическим взглядом? Но ведь одной из важнейших задач богословия как раз и является критическое сопоставление церковной практики – в том числе, конечно, и литургической – с основоположными нормами Предания Церкви. Такое сопоставление позволяет различать вечное и неизменное от преходящего и исторически обусловленного. Полемика по некоторым литургическим вопросам (и порой очень острая полемика) тем временем продолжалась – особенно по таким темам, как проблема богослужебного языка и календарный вопрос. К сожалению, богословский и церковно-исторический уровень дискуссии большей частью оказывался невысоким, как отметил недавно председатель Синодальной богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет 1239 . Обсуждение вопросов по существу, на твердом основании Священного Предания Церкви, с точки зрения соответствия предлагаемых решений православной традиции и сегодняшним нуждам Церкви нередко подменялось всякого рода эстетическими, психологическими рассуждениями или просто аргументами ad hominem. Часто эта полемика принимала совершенно нецерковный по своему тону характер – с яростной нетерпимостью, с нападками на оппонентов в стиле выступлений на партсобрании при проведении очередной «чистки» рядов, что является очевидным непослушанием замечательному увещанию того же Собора 1994 года относительно разномыслии в Церкви и путей преодоления оных 1240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» архимандрит Тихон (Шевкунов) Одни ищут спасения, другие — великих потрясений " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 2  голоса:  5.0 из  5) Доклад архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Московского Сретенского монастыря VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19—20 февраля 2001 г. (Полный текст доклада. На конференции прочитан с сокращениями.) Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимое собрание! Мы сегодня собрались для того, чтобы говорить о болезни. О том, что обсуждаемый нами вопрос действительно стал предельно болезненным, свидетельствует крик боли, который раздается сегодня в церковном обществе. Вот посмотрите на этот огромный фолиант, который я держу в руках. Это обращение священников и мирян только одной, Ивановской епархии. Под обращением собрано девять тысяч подписей! Это боль людей, которые убеждены, которых убедили, будто новая система налогообложения является отступлением от веры, попранием совести. И все мы, составляя единое Тело Христово, не можем не почувствовать эту боль как свою собственную. Даже если не разделяем данной позиции. Но понять наших братьев и сестер, сделать все от нас зависящее, чтобы помочь им, — наша задача. В первую очередь, необходимо, конечно же, максимально объективно разобраться с этим вопросом. Тема моего доклада — предыстория нынешнего положения, связанного с проблемой индивидуального налогового номера и электронных документов, представление высокому собранию экспертных заключений и суждений самых разных лиц, мнения которых могут быть интересны и важны в ходе работы комиссии. Вопрос, обсуждаемый нами сегодня, был поднят не православными. В середине 70х годов об этом громко начали заявлять адвентисты, которые, как вы знаете, по учению своей религиозной организации, особо болезненно относятся к эсхатологическим проблемам. Именно они обнаружили в штрих-коде EAN-13/UРС, используемом для маркировки товаров (большая часть присутствующих знает, о чем идет речь) то апокалиптическое число, о котором потом заявлял и Синод Элладской Церкви, и Кипрская Церковь , и Украинская, и Русская Православная Церковь . Хотелось бы остановиться конкретно на этом вопросе, тем более что о числе 666 сегодня много говорилось в докладах. Действительно, для многих эта тема стоит в центре обсуждаемой проблемы.

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

С.В. Голованов Реферат по книге П.И. Мейендорфа «Россия, обряд и реформа: Литургические реформы Никона в XVII веке» Источник Об авторе Павел Иванович Мейендорф родился в 1950 г. в Париже. Его отец – известный православный богослов протопресвитер Иоанн Мейндорф (1926–1992). В 1959 г. семья переехала в США, где Павел окончил Тринити-колледж в Хартфорде (1972), Свято-Владимирскую семинарию (юрисдикция Православной Церкви в Америке) в Крествуде (1975) и теологический факультет католического Университета Нотр-Дам, где защитил докторскую диссертацию под руководством проф. Роберта Тафта (1987). Заместитель председателя Богослужебного отдела Православной Церкви в Америке (1989). Председатель комиссии «Вера и церковное устройство» Национального Совета Церквей Америки (1996–1999, с 2000 г. заместитель председателя комиссии). Состоит в Богослужебном отделе Православной Церкви Америки, член Международного Литургического общества (Societas Liturgica) и Общества Восточной литургики (SOL), редактор изданий Свято-Владимирской семинарии. Секретарь (1999), вице-президент (1999), президент (2001) Православного богословского общества Америки. Ныне занимает должность профессора литургического богословия Свято-Владимирской семинарии (должность им. Александра Шмемана ) и читает лекции в качестве приглашенного профессора в Университете Нотр-Дам и Йельской теологической школе. Автор множества публикаций на темы исторической литургики. Книги St Germanus of Constantinople on the Divine Liturgy Мягкая обложка: 107 стр. Издатель: St Vladimirs Seminary Press Выход в свет: 1 апреля 1985 г. Язык: английский ISBN-10:0881410381 ISBN-13:978–0881410389 Россия, обряд и реформа: Russia, Ritual, and Reform: The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th Century Мягкая обложка: 235 стр. Издатель: St Vladimirs Seminary Press Выход в свет: 1 января 1991 г. Язык: английский ISBN-10:088141090X ISBN-13:978–0881410907 Елеопомазывание The Anointing of the Sick Мягкая обложка: 186 стр. Издатель: St Vladimirs Seminary Press

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossija-...

Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания АМН – Академия медицинских наук АН – Академия наук англ. – английский ап. – апостол апп. – апостолы араб. – арабский БВ – Богословский вестник б. г. – без года блаж. – блаженный (ая) блгв. – благоверный б. м. – без места букв. – буквально бывш. – бывший в. – век вв. – века ВВЦУ – Высшее временное церковное управление Вел. кн. – Великий князь, Великая княгиня вмч. – великомученик вмчч. – великомученики вмц. – великомученица вмцц – великомученицы в. у. – временно-управляющий ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов ВЦС – Высший церковный совет (обновленческий) ВЦУЗ – Высшее церковное управление заграницей ГА РФ – Государственный архив Российской Федерации г. – год, город, господин га – гектар гг. – годы, господа генштаб – генеральный штаб гл. – глава ГПУ – Государственное политическое управление при НКВД РСФСР гр. – грамм, граф, графиня греч. – греческий губ. – губерния губисполком – губернский исполнительный комитет губпомгол – губернская комиссия помощи голодающим Губчека, ГубЧК – Губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем ГУГБ – Главное управление Государственной безопасности НКВД СССР Д. – дело до н. э. – до нашей эры др. – другие древн. – древний древнерусск. – древнерусский ДС – Духовная семинария д. с. с. – действительный статский советник ЕВ – епархиальные ведомости евр. – еврейский Ед. хр. – единица храненияеп. – епископ ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения ЖМП – Журнал Московской Патриархии завуч. – заведующий учебной частью заслуж. орд. проф. – заслуженный ординарный профессор и. д. – исполняющий должность изд. – издание им. – имени ИМУ – Императорский Московский университет ИППО – Императорское Православное Палестинское общество ИСПбАН – Императорская Санкт-Петербургская академия наук ИСПбУ – Императорский Санкт-Петербургский университет исп. – исповедник (ца) Исполком – исполнительный комитет

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Т.А. Богданова Содержание Введение. «Жизнь есть мозаика частностей…» Часть I. В России Глава 1. Род Глубоковских. Семья. Детство Глава 2. Годы ученичества §1. Никольское духовное училище §2. Вологодская духовная семинария §3. «У Троицы в Академии...» Глава 3. Начало преподавательской деятельности. Воронежская духовная семинария. Первый ученик Глава 4. Магистр богословия Глава 5. В Санкт-Петербургской духовной академии §1. Вхождение в корпорацию §2. Чиновники из Учебного комитета §3. Участие в комиссии при митрополите Палладии (Раеве) по пересмотру действующего академического Устава §4. Начальствующие §5. Наставничество: учитель и ученики §6. Доктор богословия. Работы о св. апостоле Павле §7. Столетие С.-Петербургской духовной академии. Исследование о высокопреосвященном Смарагде §8. Юбилеи научно-литературной и научно-преподавательской деятельности Глава 6. Издание «Православной богословской энциклопедии». Русский Herzog §1. Под редакцией А. П. Лопухина §2. Под редакцией Н. Н. Глубоковского (тома §3. Сотрудники §4. Столкновение со Святейшим Синодом §5. Типография §6. Прекращение издания «Православной богословской энциклопедии» §7. Неопубликованные тома §8. Рецензии на «Православную богословскую энциклопедию» Глава 7. Член-корреспондент Имперской Академии наук Глава 8. Реформа церковного управления §1. На пороге церковных реформ §2. Неудачная попытка церковной реформы весной 1905 г. §3. Газетная полемика в марте 1905 г. §4. Н. Н. Глубоковский, В. В. Розанов и «Новое время» §5. Обсуждение реформы в Предсоборном Присутствии Глава 9. «Академическая весна» или «автономистская смута» §1. Положение духовной школы в оценке Н. Н. Глубоковского §2. Обсуждение реформы духовной школы на страницах духовной периодики §3. Деятельность Н. Н. Глубоковского в Епархиальной комиссии. Духовные академии или богословские факультеты? §4. Введение «Временных правил» 1905 г. §5. Санкт-Петербургская духовная академия в «эпоху автономии» 1905−1907 гг. Глава 10. «По вопросам духовной школы» §1. Обсуждение реформы духовной школы (средней и высшей) в заседаниях V отдела Предсоборного Присутствия §2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич), М von Minsk und Weißrußland Родился 21 марта 1935 года в Москве в семье служащих. В 1953 году окончил среднюю школу. В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 года, будучи студентом 2-го курса академии принял монашеский постриг с именем Филарета и 26 апреля рукоположен во иеродиакона. В 1961 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В ноябре того же года – преподаватель в Московской духовной академии, а 14 декабря рукоположен во иеромонаха. В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии. С июня 1963 г. – инспектором Московской духовной академии. 4 августа того же года возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. 8 октября 1963 г. возведен в сан архимандрита. С открытием в сентябре 1963 года при Московской духовной академии аспирантуры заведовал ею. 24 октября 1965 года хиротонисан во епископа Тихвинского, вик. Ленинградской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архп.Пермский и Соликамский Леонид, архп.Херсонский и Одесский Сергий, архп.Минский и Белорусский Антоний, епископ Дмитровский Филарет – ректор Московской духовной академии, епископ Кировский и Слободский Иоанн и епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек. В период с 1961 года о.Филарет участвовал в работе I-ro и II-ro Всехристианских Мирных Конгрессов и III-ro Всеправославного Совещания на о.Родос (Греция). Является представителем Московского Патриархата в Межправославной богословской комиссии по Диалогу со Старокатолической Церковью и состоит секретарем Комиссии по христианскому единству. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1965, стр.2. “Отношение Русской Православной Церкви к Западным инославным Церквам”. ”ЖМП” 1963, II. «Окончание учебного года в духовных школах”. (Московск.дух.академия и семинар.). «ЖМП” 1965, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010