Скачать epub pdf 1. Православие и нехалкидонские исповедания. Общая оценка диалога Как известно, в настоящее время Православная Кафолическая Церковь ведет богословский диалог с различными христианскими конфессиями. Среди этих конфессий присутствуют также и монофизиты, которых также называют еще и антихалкидонитами, или же прохалкидонитами, или Древними восточными церквами, или, совершенно вопреки Священному Писанию – «православными Востока». Специально для ведения этого диалога был создан так называемая Смешанная богословская комиссия по богословскому диалогу с участием представителей Халкидонского и нехалкидонских исповеданий. В результате деятельности этой Комиссии возникло соглашение, согласно которому выходит, что в области догматики и веры православных ничего не разделяет с антихалкидонитами и что расхождения, имевшиеся до сего времени, возникли исключительно вследствие неправильного толкования богословской терминологии. Теперь же, дескать, она понимается как надо и, трудами и усилиями нынешних специалистов-богословов, в полном согласии со Святыми Отцами. Да и сам разрыв антихалкидонитов с Православной Церковью имел-де причины политические, а не догматические. Такое представление, которое, как увидим далее, не только не соответствует действительности, но и целиком возникло в результате сознательного стремления исказить ее, впервые появилось в среде участников первых четырех неофициальных встреч православных и антихалкидонских Церквей, причем встречи эти, что примечательно, состоялись по инициативе Всемирного совета церквей. В таком же духе действовала и созданная вслед за тем официальная Межправославная богословская комиссия; в этом же духе происходили и все последующие встречи в рамках Смешанной богословской комиссии. Нашлись даже некоторые участники этих встреч и официальные представители различных церквей, которые утверждали, что православие антихалкидонитов находится вне всяких сомнений, и что, следовательно, специальный богословский диалог не нужен, так как еще более запутает дело. Они также предлагали, чтобы церкви, прекратив богословские прения, немедленно перешли бы к провозглашению единства, так как уже более пятнадцати веков потеряны на бессмысленные распри. По мысли этих людей, Церковь все эти долгие века заблуждалась, а множество поколений Святых и учителей Церкви, осуждая монофизитов, яковитов, акефалов, севериан и тому подобных, ошибались. Выходит, что множество простых умом, но просвещенных духом святых старцев, которые, как мы читаем в «Отечнике», даже не разговаривали с антихалкидонитами, пока те не раскаются и не признают решений Четвертого Вселенского Собора, также заблуждались.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вера и знание не антиподы 13.11.2007 389 Время на чтение 5 минут 13 ноября в Москве открывается V Международная богословская конференция " Православное учение о церковных таинствах " . Ее организатором выступает Синодальная богословская комиссия под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Стало доброй традицией, что раз в два года ведущие богословы Русской Православной Церкви и братских поместных Церквей, а также представители Католической Церкви и ряда протестантских конфессий собираются в Москве для обсуждения актуальных проблем богословской науки и связанных с ними церковно-практических вопросов. - Ваше Высокопреосвященство, 13 ноября открывается очередная богословская конференция, организованная Синодальной богословской комиссией, которую вы возглавляете. В чем ее особенности? Чем она будет отличаться от предыдущих? - Богословская конференция " Православное учение о церковных таинствах " уже пятый общецерковный богословский форум, организатором которых выступает Богословская комиссия. Конференция, как обычно, проходит по решению Священного Синода, и тема была выбрана неслучайно. Начиная с Юбилейного 2000 года, мы провели конференции, посвященные сначала общим итогам богословского развития в минувшем веке, затем богословской антропологии, экклезиологии и эсхатологии. Теперь предметом изучения будут церковные таинства. Как видите, мы движемся в сторону большей практической актуальности. Если эсхатологическая тематика сегодня волнует многих верующих, и на эти запросы надо было ответить, то богословие таинств - это то, что необходимо знать и понимать каждому члену Церкви - как священнослужителю, так и мирянину. Ведь таинства совершаются в Церкви буквально каждый день, и участвуют в них все, кто действительно живет в Церкви, приникая к источникам благодати Божией. Кстати, материалы конференции " Эсхатологическое учение Церкви " , которая состоялась два года назад, изданы и составили большой том, более 600 страниц. Так что теперь они доступны не только на интернет-сайте Синодальной богословской комиссии (http://theolcom.ru), но и в печатном виде.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подготовленный Синодальной Богословской комиссией под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Белоруси, богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским Фото - Пресс-служба Архиерейского Собора Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским Данный анализ проводился на основании изучения следующих документов: 1. «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» (18.01.2007 г.) 2. «Пояснение к “Обращению” епископа Диомида клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии» (17.04. 2007 г.) 3. «Открытое письмо епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии Святейшему Патриарху» (6.06. 2007 г.) 4. «Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии» (6.06.2007 г.) 5. «Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и ко всем верным чадам Русской Православной Церкви» (19.11.2007 г.) I. Богословский анализ Рассматриваемые тексты демонстрируют крайне низкий уровень богословской подготовки. В них не содержится указаний на какие-либо новые проблемы церковной или общественной жизни, не заявлено никаких новых позиций и аргументов по затрагиваемым вопросам. Вопросы, поднятые в «Обращениях» епископа Диомида, уже получили свое богословское и каноническое разрешение в соответствующих документах Высшей Церковной Власти. Позиция Русской Православной Церкви по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе «Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид.

http://sedmitza.ru/lib/text/429949/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_84447.html 21 марта 2011 Православно-католические отношения: 20 лет после падения Берлинской стены. Выступление митрополита Волоколамского Илариона на IV Международном конгрессе " Место встречи Вселенская Церковь " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1433291.html Официальный сайт РПЦ МП 19 марта 2011 года в городе Вюрцбург (Германия) председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в IV Международном конгрессе " Место встречи Вселенская Церковь " . За последние 20 лет отношения между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью прошли серьезные испытания, обусловленные новой политической ситуацией. Падение Берлинской стены в 1989 году символизировало конец противостояния двух социально-политических систем и начало формирования единого европейского пространства. Новые процессы не могли не отразиться на жизни Церквей, обнажив давние противоречия между православием и католичеством и одновременно поставив новые задачи, потребовавшие совместного поиска их решения. Богословский диалог между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, начатый в рамках Смешанной международной комиссии в 1979 году, согласно его программе, должен был " отправляться от элементов, которые объединяют Православную и Римско-Католическую Церкви " с тем, чтобы развиваться в положительном ключе. Как отмечали составители программы диалога, " можно надеяться, что таким образом станет возможно последовательно и преемственно устранить определенные препятствия, которые противостоят возобновлению совместной жизни двух наших Церквей " . В период с 1980 по 1988 годы работа Смешанной комиссии была действительно посвящена последовательному разбору вопросов таинств и сакраментальной природы Церкви. Хотя изучение данных вопросов проходило еще в достаточно спокойной атмосфере и напоминало скорее академическое исследование, уже на первых этапах диалога вскрылось противоречие между православной " евхаристической экклезиологией " , сосредоточенной на понятии Поместной Церкви, и католической экклезиологией, носящей универсалистский характер.

http://religare.ru/2_84447_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96171.html 07 августа 2012 Ольга Орлова Протоиерей Максим Козлов: Дискуссии ведутся, и это хорошо Источник:  http://www.taday.ru/text/1745890.html Татьянин день О Московской духовной академии, Учебном комитете и воспитании будущих пастырей и архипастырей – интервью протоиерея Максима Козлова, опубликованное в журнале " Покров " 7-8 (499-500), 2012). В этом году исполняется 270 лет учреждения императрицей Елисаветой Петровной Духовной семинарии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и 200 лет с момен­та подписания императором Александром I указа о переводе после пожара в Москве 1812 г. Славяно-греко-латинской академии, преобразованной в Московскую духов­ную академию, в обитель Преподобного Сергия. А 65 лет назад было принято реше­ние о возвращении Богословских курсов в Лавру. О том, что сегодня определяет жизнь Московской духовной академии и семинарии (МДАиС), – наш разговор с первым заместителем Председателя Учебного комитета, секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования профессором МДАиС протоиереем Максимом Козловым. – Ваше Высокопреподобие, недавно реше­ниями Священного Синода вас назначили на должности первого заместителя Председате­ля Учебного комитета Его Высокопреосвящен­ства архиепископа Верейского Евгения, а так­же секретаря комиссии Межсоборного присут­ствия по вопросам духовного образования. Какие задачи стоят на повестке дня и что из них непосредственно касается жизни Москов­ской духовной академии и семинарии? – Сейчас мы проходим этап осознания Акалемии и Учебного комитета как отдельных структур. Эта в свое время благая соединенность – Семинарии и Академии, МДАиС и Учебного комитета – уже не является безусловным плюсом. Если взять светскую аналогию: Министерство образования не тождественно МГУ. У нас же до сих пор все слишком переплетено. Святейший Патриарх благословил разме­стить Учебный комитет в Москве в здании бывшего Андреевского монастыря. Из теку­щих значимых проектов Учебного комитета непосредственно Академии в ближайшее время коснутся два. Во-первых, во всех ду­ховных школах России и некоторых сопре­дельных государств будет проведено иссле­дование духовного образования с целью кон­троля качества. Проверять будем учебные планы и программы, выслушивать пожела­ния, тестировать учащихся. В итоге предпо­лагаем добиться максимального сближения того, что читаем в отчетах, с реальной учеб­ной практикой. Этот мониторинг проводим с тем, чтобы предложить Священноначалию пути оптимизации деятельности духовных школ и собственно Учебного комитета.

http://religare.ru/2_96171_1_21.html

  ЖУРНАЛ 21 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о развитии диалога с Коптской Церковью. Справка: 29 октября 2014 года на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Коптского Феодора II в Москве были достигнуты договоренности о начале двустороннего диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании от 25 декабря 2014 года (журнал 127) постановил «считать полезным дальнейшее развитие двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью». Во исполнение данных решений с 9 по 13 февраля 2015 года в Каире состоялось заседание Рабочей группы по подготовке диалога между двумя Церквами. Согласованы предложения по формированию Двусторонней комиссии по диалогу. В качестве приоритетных тем развития сотрудничества определены: богословские собеседования, сотрудничество в монашеской, академической и медийной сферах, в области развития паломничества, обмена опытом миссионерского и социального служения, координации усилий в деле противодействия различным проявлениям христианофобии и защиты традиционных нравственных ценностей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить Двустороннюю комиссию по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. 2. Со стороны Русской Православной Церкви определить следующий состав Комиссии:   ЖУРНАЛ 22 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшихся поездках в Великобританию и на Святую Гору Афон. Справка: С 5 по 8 февраля 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетил Великобританию. В ходе этой поездки митрополит Иларион выступил с лекциями на богословских факультетах Винчестерского и Кембриджского университетов, принял участие в открытии симпозиума «Право правящий слово истины», посвященного 80-летию со дня рождения митрополита Диоклийского Каллиста. Председатель Отдела внешних церковных связей также совершил Божественную литургию в ставропигиальном Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе (Константинопольский Патриархат) и в соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех святых в Лондоне (Московский Патриархат).

http://sedmitza.ru/text/5569442.html

Александр Рожинцев Андреевский кавалер – Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Палладий (Раев) Скачать epub pdf Приходской священник Оставаясь преподавателем в Семинарии, в День Успения Божией Матери, 15 (28) августа 1856 года, магистр богословия Павел Раев рукоположен был во священники, с определением служить в Нижнем Новгороде в церкви во имя Покрова Божией Матери. Через семь лет семинарской службы священник Павел назначен был на кафедру богословских наук помощником ректора и преподавателем миссионерского отделения. Однако скоро в семейной скорби открылось ему указание Божие, призывавшее приходского пастыря на путь иноческий. В конце 1860 года скончалась любимая супруга отца Павла, и в том он увидел указание Божие оставить мир для иноческой жизни. Принятие пострига 28 января (10 февраля) 1861 года в День памяти в числе других Святых подвижников Божиих преподобного Палладия, пустынника Антиохийского (IV) будущий владыка принял постриг и наречен был именем Палладий. В марте того же года иеромонах Палладий назначен был инспектором Семинарии, а через год, 18 февраля (3 марта) 1862 года, возведен был в чин Архимандрита. Прибытие в Санкт-Петербург и начало служение В 1863 году, 28 августа (10 сентября) Архимандрит Палладий вызван был в Санкт-Петербург для служения инспектором семинарии, в которую через 30 лет вошел он правящим Архиереем. В 1864 году, второго (15) декабря Архимандрит Палладий назначен был ректором Санкт-Петербургской семинарии, в 1865 году – членом Консистории, помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях и членом конференции Духовной Академии. Епископ Ладожский В следующем году Архимандрит Палладий призван был к Святительскому служению. В воскресенье пред Рождеством Христовым 18 (31) декабря 1866 года будущий владыка на 40-м году жизни хиротонисан был в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры Митрополитом и Андреевским кавалером Исидором (Никольским) в сослужении других Епископов, во Епископа Ладожского. Два с половиной года после своей хиротонии владыка оставался в Санкт-Петербурге викарием, Епископом Ладожским. За время это имя Преосвященного Палладия тесно связано было с работами Комитета по улучшению быта епархиального духовенства, а также с деятельностью Комиссии, рассматривавшей проект об учреждении епархиальных общин сестер милосердия. И в Комитете, и в Комиссии Преосвященный Палладий был председателем. В 1867 году Преосвященный ревизовал Духовную Академию. Епископ Вологодский

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Богословский диалог между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием и его проблемы Источник Доклад, прочитанный на заседании Межправославной Комиссии в Белграде (1–15 сентября 1966 г.). Постановленный на Третьем Всеправославном Совещании на острове Родос (1964 г.) богословский диалог между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием не является первою попыткою взаимного обсуждения богословских вопросов, разделяющих Православие и англиканство. Наоборот, этот диалог является продолжением многочисленных переговоров на разных уровнях между православными и англиканами, начиная с XVII века и кончая нашими днями. Тем не менее существенно новой чертой предстоящего диалога является то, что впервые на нем православная сторона будет представлена лицами, назначенными и уполномоченными всей Православной Церковью в ее целом в силу решения Всеправославного Родосского Совещания и последующего назначения Поместными Церквами членов Всеправославной Комиссии, а не отдельными автокефальными Церквами, как это было до сих пор. Англиканство также будет представлено богословами, долженствующими говорить от лица всего англиканского вероисповедания в целом, а не от лица той или иной Англиканской поместной церкви или того или иного течения в англиканстве. Здесь, однако, сразу же возникает серьезное затруднение из-за отсутствия в англиканстве единого богословского вероучения и, что еще важнее, авторитетного органа, способного формулировать англиканское вероучение, одобрять, отвергать или принимать богословские постановления от лица всей Англиканской церкви 1 . Нужно также заметить, что до сих пор православные не только не вели богословских переговоров с англиканством в его целом в смысле географическом (всеми Англиканскими церквами), но и в самом англиканстве имели дело преимущественно с направлениями, считавшимися наиболее близкими к Православию, а именно с англо-кафолическими кругами. Предполагалось, что с ними будет легче сговориться и найти общий язык. Вместе с тем существовало убеждение, что Англиканская церковь будет все более преодолевать свои протестантские тенденции, все более приближаться к кафолическому единству и что поэтому переговоры с англо-кафоликами оправданны, так как им принадлежит будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В заседании приняли участие члены Комиссии: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Московского Патриархата; архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии; архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной академии и семинарии; архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан; архиепископ Бориспольский Антоний, ректор Киевской духовной академии и семинарии; архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, управляющий делами Украинской Православной Церкви; епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации; епископ Егорьевский Марк, викарий Московской епархии, секретарь Московского Патриархата по зарубежным учреждениям; епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии; епископ Переяслав-Хмельницкий Александр; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата; протоиерей Владислав Цыпин, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, профессор Московской Духовной академии; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архимандрит Кирилл (Говорун), председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви; архимандрит Иоасаф (Морза), ректор Минской Духовной академии и семинарии; протоиерей Георгий Рябых, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной академии; протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной Богословской комиссии; иеромонах Савва (Тутунов), сотрудник Московской Патриархии, - секретарь Комиссии; Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/06/02/sv...

Документы Выступление Патриарха Кирилла на пленуме Синодальной богословской комиссии РПЦ 04.05.2009 17:16 4 мая 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось пленарное заседание Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. На открытии заседании Патриарх Кирилл выступил с докладом. Христос воскресе! Выше Высокопреосвященство, дорогой владыка Филарет! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы и братья! Рад приветствовать собравшихся на пленарное заседание Синодальной Богословской комиссии ее членов и приглашенных экспертов. Это первое заседание Богословской комиссии после моего избрания на Московский Патриарший Престол и первое заседание Комиссии, которое проходит под председательством Патриарха. Оснований для моего участия в этом заседании несколько. Во-первых, особая актуальность вопросов развития церковной науки и богословия. Во-вторых, общецерковная значимость тех задач, которые стоят сегодня перед Богословской комиссией. Наконец, в-третьих, меня многое связывает с Комиссией: я был ее членом более 15 лет со времени ее учреждения Священным Синодом в конце 1993 года. О богословской комиссии Для чего создавалась Комиссия? Для решения актуальных проблем церковной жизни и служения на основании взвешенного, ответственного богословского анализа. На первом этапе работы Комиссия по преимуществу рассматривала проблемы, связанные с контактами Русской Православной Церкви с инославием. Эта работа осложнялась болезненной реакцией, которая имела место в церковной среде в связи с этой проблематикой, а также разными, порой антииерархическими выступлениями в околоцерковной среде. Разумеется, тема межхристианских связей не была самой главной богословской проблемой, но она была самой острой с точки зрения единства и мира в Церкви. Богословской комиссии удалось успешно справиться с задачей, возложенной на нее Священным Синодом и Архиерейскими Соборами. На все «взрывоопасные» вопросы были найдены мудрые ответы. Многолетние труды Комиссии по тематике межхристианских связей увенчались принятием на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. доктринального документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Вся эта работа шла в тесном взаимодействии организационном и содержательном с Отделом внешних церковных связей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010