Завершилась первая конференция, посвященная осмыслению трудов митрополита Антония Сурожского Москва, 1 октября 2007 г. Первая международная конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского (1914-2003), завершила свою работу 30 сентября в Москве, в библиотеке-центре «Русское Зарубежье». Проходивонференцию,  организовали фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и БФРЗ. В форуме приняли участие священнослужители и миряне из России, стран Европы и СНГ, сообщает Благовест-инфо. Открывший конференцию директор БФРЗ Виктор Москвин обозначил ее задачи: выявить контуры учения митрополита Антония и понять, «что нам делать без него и что он ждет от нас». Докладчики затронули самый широкий круг тем: опыт молитвы и богословскую мысль митрополита Антония, его вклад в  христианские аспекты психологии, медицины, естественных наук, его влияние на различные области современной культуры. Приветственное обращение от председателя Синодальной богословской комиссии, Патриаршего экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) зачитал сотрудник богословской комиссии Александр Кырлежев. В послании отмечается, что митрополит Антоний был «одним из столпов Русского церковного зарубежья». Однако он «не только хранил верность своей Церкви, …но использовал любые возможности, чтобы деятельно участвовать в церковной жизни в Отечестве: он внес значительный вклад в процессы духовного пробуждения и возрождения еще в те годы, когда наша Церковь находилась в весьма стесненных внешних условиях». Митрополит Филарет имеет в виду не только его проповеди, которые распространялись в записях, но и «его живое присутствие: участие в церковных соборах, посещение духовных школ, лично общение с верующими». Отмечены также особые заслуги митрополита Антония в деле христианской проповеди в Европе, где он «долгие годы выполнял миссию православного свидетельства, в том числе – в контексте межхристианского взаимодействия». Говоря о значении богословского наследия митрополита Антония, митрополит Филарет отмечает следующие особенности: редкий дар «исполненного духовной силы проникновенного слова»; верность «духу древнего церковного предания» в сочетании с поисками путей «свидетельства человеку нашего времени», не только верующему, но и находящемуся на пути к вере и Церкви. По словам автора послания, богословские размышления Сурожского архиерея – «весьма ценный источник богословских прозрений и духовных замечаний». Еще одна важная его черта, которая «может служить примером», -- это «подлинная церковная культура»: «Он жил в средоточии современной цивилизации и при этом был устроителем Церкви… Он глубоко понимал сам строй жизни Церкви и всегда чувствовал свою связь со всем церковным телом». Митрополит Антоний являет образ христианина, «устремленного к высшей цели в единстве и общении с другими – ближними и дальними», заключил Патриарший экзарх.

http://pravoslavie.ru/24161.html

Закрыть itemscope itemtype="" > За приказом Рособрнадзора должно последовать извержение Кочеткова из сана Рассадник ересей — Свято-Филаретовский институт — лишён государственной аккредитации 29.04.2020 4482 Время на чтение 10 минут 27 апреля опубликован приказ Рособрнадзора об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности Свято-Филаретовскому православно-христианскому институту в отношении программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Теология», сообщает сайт обновленцев. Замечания комиссии относятся к кадровому составу руководства и преподавателей вуза, а также к содержанию базовой и вариативной частей учебных планов. «Ученый совет СФИ, принимая данное решение как решение государственного органа, расценивает его как явно тенденциозное и считает, что заключение экспертной комиссии Рособрнадзора должно стать предметом внимательного анализа и обсуждения», - заявляют кочетковцы. По их словам, «СФИ является независимым учебным заведением, имеющим непосредственное отношение к Русской Православной Церкви. Преподавание на теологических программах и богословские исследования студенты и профессора вуза ведут, следуя русской богословской традиции и духовному опыту российских исповедников XX века. Кроме того, Институт является единственной в своем роде площадкой церковно-общественного диалога и взаимодействия церковных и светских ученых». «Не хотелось бы думать, - продолжают последователя Кочеткова, - что реальной причиной решения Рособрнадзора стало уникальное как для церкви, так и для общества положение и деятельность СФИ. Возможно, что при принятии данного решения, да еще в столь драматичный для всего нашего общества момент, не был учтен знаковый характер таких действий, направленных против православного учебного заведения в стране, где Церковь подвергалась беспрецедентным по жестокости и продолжительности гонениям в советское время». «Несмотря на столь печальную новость, Свято-Филаретовский институт продолжает свою работу и выполняет все свои обязательства, тем более что согласно ранее вышедшему Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 г., срок аккредитации СФИ продлен до 30 апреля 2021 года», - заключили в СФИ.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/29/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем Межсоборное присутствие открывает «ящик Пандоры»? О катастрофических последствиях признания ЭКО Русской Православной Церковью 04.09.2020 1916 Время на чтение 6 минут В среду, 2 сентября, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого МГМУ имени Сеченова священник Роман Тарабрин заявил в интервью РИА Новости, что Русская Православная Церковь уточнит общецерковную позицию по вопросу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с учетом новых технологий. По его словам, некоторые варианты ЭКО могут быть приняты при определенных условиях как допустимые. «С появлением новых методик ЭКО позиция Русской Православной Церкви относительно этого метода лечения бесплодия в настоящее время пересматривается. В " Основах социальной концепции " отношение к ЭКО выражено двусмысленно: с одной стороны, все методы лечения бесплодия, несогласные с замыслом Творца, отвергаются, с другой – запрещаются только те, которые связаны с получением " избыточных " эмбрионов», - сказал священник. Он сообщил, что сейчас в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви разрабатывается проект документа, отражающий отношение Церкви к ЭКО с учетом последних достижений, когда появилась возможность не уничтожать так называемые лишние эмбрионы. Текст готовит Комиссия по богословию и богословскому образованию, ранее в Общецерковной аспирантуре и докторантуре уже состоялось его церковно-общественное обсуждение с участием представителей научного, в том числе медицинского, сообщества. «Этот проект в скором времени будет опубликован на официальном портале Московского патриархата для дискуссии внутри самой Церкви. Каждый верующий: будь то священнослужитель или мирянин, - сможет оставить комментарий на этот документ. Согласно регламенту дискуссии, эти отзывы изучаются и выносятся на обсуждение Архиерейского Собора», - сказал отец Роман Тарабрин. Ранее ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов заявил РИА Новости, что, по мнению Патриаршей комиссии, общецерковную позицию по вопросу ЭКО пересматривать преждевременно и Церковь не может благословлять подобную процедуру. При этом священник сослался на данные Союза педиатров России, по которым до 70% детей в результате ЭКО рождаются с теми или иными отклонениями в развитии.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/04/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отзыв на предложенный для обсуждения проект нового «Катехизиса», составленного Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви» Доклад на богословско-практической конференции 29.10.2017 1064 Время на чтение 16 минут Как мы сообщали , 8 октября прошло научное собрание по обсуждению проекта нового православного катехизиса. Публикуем доклад, прозвучавший на обсуждении. 1. Общая оценка трактата 1.1. Предварительное замечание Прежде всего, хочется обратить внимание на одну букву, четвёртую по счёту, стоящую в заглавии обсуждаемого богословского трактата. Всякий человек, знакомый с греческим алфавитом, знает, что буква «η» в церковном обиходе при чтении и пении традиционно передаёт звук «и» и называется «ита». В светских же академических (университетских) кругах её произносят как «э», а саму букву «η» именуют «эта». По одному этому признаку - произнесению буквы «η» - можно судить о том, какое мipoboззpehue выражает автор: церковное или светское. Из какого источника он черпает знание: от Православного Предания или от духа века сего? Невозможно на Пасху читать с амвона Евангелие по-гречески: Эн архэ эн о Логос , но только: Эн архи эн о Логос (Ин. 1, 1). Это было бы равносильно тому, чтобы возглашать текст, как обновленцы, вместо церковнославянского по-русски или по-украински. Есть богослужебная книга «Октоих» или по-русски «Осмогласник». Вряд ли кто-то захочет переименовать её в «Октоех» или «Октоэх». Но ведь второй корень в этом слове - «их» (а не «эх»!), по-русски «глас, голос» - совпадает с корнем в слове «Кат- и х-изис». Одна маленькая буква, подобно лакмусовой бумажке, помогает определить: церковное или мipckoe содержание имеет книга. Все светские толковые и орфографические словари (включая В.И. Даля, С.И. Ожегова и др.) предлагают написание: «Катехизис». Напротив, церковные источники, к примеру «Полный церковнославянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко, утверждают орфографию: «Кат и хизис» (или даже «Кат и хисис»).

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «Мне порой доводилось слышать, что Межсоборное присутствие - не очень понятное образование» Предстоятель Русской Церкви рассказал о том, зачем был создан новый церковный орган 16.12.2010 244 16 декабря 2010 года в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу второго заседания президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. «Сегодня мы собрались на второе заседание президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. За десять с половиной месяцев, которые прошли с первого заседания, в рамках деятельности Присутствия состоялось около пятидесяти мероприятий. Это заседания комиссий, круглых столов, конференций. В работе нового совещательного органа церковного управления приняли участие почти 150 архипастырей, пастырей, монашествующих, мирян. Тринадцать комиссий выработали более двадцати итоговых документов по богословским, пастырским, управленческим, каноническим, приходским, социальным, информационным вопросам. В ходе текущего заседания мы с вами их обсудим и вынесем предложения по их дальнейшему рассмотрению на пленуме Присутствия, который пройдет в Москве , Богу содействующу, в преддверии Архиерейского Собора с 28 по 30 января 2011 года», - сказал Патриарх. Он отметил, что ему «порой доводилось слышать, что Межсоборное присутствие — не очень понятное образование». «Что оно, может быть, нужно только архиереям, небольшому числу священников, да и то непонятно зачем; мирянам же и вовсе ничего полезного его деятельность принести не может. К сожалению, такие утверждения распространялись в Интернете, в блогах, в отдельных статьях. Отвечая на подобные высказывания, мне хотелось бы напомнить, что Присутствие образовано с целью развития служения нашей Церкви, для того, чтобы люди находили ответы на сложные вопросы, которые перед нами ставит наше время. Обсуждая актуальные проблемы и вырабатывая решения, мы свидетельствуем, что Церковь — единое Тело, а не разрозненные общины», - продолжил его Святейшество.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/16/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пессимистическое богословие некоторых ревнителей православной веры 24.03.2016 1905 Время на чтение 6 минут В настоящее время среди богословов образовалось два противоположных лагеря: одни утверждают, что нет особенной разницы какой веры человек и Бог по своему милосердию спасет всех (таковы проф. А.И.Осипов, филокатолики и модернисты), другие утверждают, спастись могут только православные христиане и никто кроме них не спасется и не спасается. Две крайние и противоположные точки зрения. О.Георгий Максимов в частности написал много статей на эту тему, одна из них «Оптимистическое богословие», в которой критикует первую точку зрения. Но, к сожалению, так уж устроена наука богословия (если она вообще является наукой, в чем мы очень сильно сомневаемся), что она есть всего лишь некое приближение к Истине, аппроксимация (математическое понятие). Самое сильное богословие изрекли святые отцы, водимые Духом Святым - преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», преп. Иустин Попович и святитель Филарет (Дроздов) в своем бессмертном творении «Катехизис». Многие современные богословские труды написаны людьми, увы, не святыми и представляют собой разную степень искажения истины. Хорошо бы богословам поставить на полку эти книги как высочайший авторитет и по мере необходимости извлекать оттуда цитаты для спрашивающих, но они почему-то непременно хотят сказать что-то новое, изобрести, модернизировать. Если с богословием фантастически-оптимистическим все более-менее понятно, то с богословием противоположного лагеря не все так просто. Богословие о.Георгия Маскимова очень близко к истине, но где-то он перегибает палку и впадает в абсолютизацию своих же богословских конструкций, которые являются ничем иным, как неким продуктом головного мозга. Его богословие является глубоко пессимистическим в отличии от радужного и безответственно «оптимистического» богословия тех, кто всем пророчит неминуемый рай. И чем вообще отличается теория от реальности, и что является критерием истины - практика (реальность) или теория? Вот, например, представим, что какой-то ученый создал прекрасную гармоничную теорию некоторого физического процесса, в котором вода замерзает при температуре ноль градусов Цельсия, и защитил по ней кандидатскую и докторскую диссертацию, его затаив дыхание слушала ученая комиссия, поражаясь глубине его мыслей и красоте его теории, но вот та комиссия пришла на святой источник в очень сильный мороз и видят, что он не замерз, тогда они обратились к этому ученому: «скажи, почему здесь твоя теория не работает? Значит в ней есть какая-то ошибка?» «Нет, - отвечал тот ученый.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный взгляд на католицизм Отзыв на международную научно-практическую конференцию «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» 17.02.2010 1078 Время на чтение 13 минут В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» Господь и Бог наш, Святая Троица, избрал Русских Православных людей быть хранителями Православной веры, хранить во всей чистоте, неизменности и полноте догматы Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви, хранить верность Богу и стоять за Христа до мученического Креста. Святитель Марк Ефесский (†1457), совершивший духовный подвиг в борьбе за чистоту Православной веры и отсекший от ее животворной души мертворожденную Флорентийскую унию писал: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними». «Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно - что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков».«Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу - Христа». (Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. М. 1994. С. 333, 355; http://www.blagogon.ru/biblio/71/) В сети интернет появилась информация о том, что 23 января 2010 г. итальянский блоггер Сандро Магистер опубликовал на сайте ( www.chiesa.expressonline.it ) документ Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католической церковью и Православной Церковью « Роль епископа Рима в единстве Церкви в первом тысячелетии » (The Role of the Bishop of Rome in the Communion of the Church in the First Millennium). Этот документ был принят за основу во время заседания Комиссии на Крите (27 сентября- 4 октября 2008 г.). В документе утверждается, что до отпадения Рима от Православной Церкви Римская Церковь признавалась первенствующей над всеми Поместными Церквами на Западе и Востоке. Римская Церковь признается источником «правила веры». Это первенствующее положение обосновывается авторами документа тем, что Римская церковь была основана свв. Апостолами Петром и Павлом и ощущением их живого присутствия в Риме (the sense of their living presence), мученичеством в Риме Первоверховных Апостолов и их погребением в этом городе, а также тем, что Рим был столицей империи и центром пересечения коммуникаций.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Учение Церкви или " церковные мифы " ? О сомнительном богословии некоторых преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ 12.03.2008 799 Время на чтение 9 минут Издревле считалось, что чадородие - это особый дар Божий. Полноценная многодетная семья всегда воспринималась в любом народе как по-настоящему счастливая и здоровая часть общества, вызывала неподдельное почтение и уважение окружающих уже хотя бы потому, что ее члены являли собой тот образец жертвенной и неподдельной любви, о которой столько написано в Священном Писании. Еще в Ветхозаветной церкви многодетная семья считалась едва ли не единственным мерилом благочестия. Не даром бесплодие в Ветхом Завете было не просто личным несчастьем, а позором и поношением среди соплеменников. " Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева " , - восклицает псалмопевец Давид (Пс. 126, 3). О спасительности чадородия всегда учила своих чад и Православная Церковь. Женщина " спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием " , - пишет Апостол Павел (1 Тим. 2, 15). Об этом же говорится и в современной Социальной концепции Русской Православной Церкви. Впрочем, времена и нравы меняются... В январе сего года в Санкт-Петербурге прошла просветительская конференция " Таинство Брака - Таинство Единения " , организованная официальным вестником Санкт-Петербургской епархии " Вода живая " и открывшая, по меткому выражению одного священника, " новую страницу " в нравственном богословии. С докладами на конференции выступили профессор СПбДСиА, член Синодальной Богословской комиссии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) , профессор СПбДСиА, член Синодальной комиссии по канонизации святых, магистр богословия протоиерей Георгий Митрофанов и референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП иерей Владимир Хулап . Во встрече также приняли участие председатель Издательского отдела епархии и ответственный редактор церковного вестника " Вода живая " протоиерей Александр Сорокин и руководитель молодежного клуба " Агапа " клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Симонов.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот вопрос для нас очень непростой» Митрополит Волоколамский Иларион констатировал, что в Церкви существуют разные мнения по ЭКО 05.04.2021 1295 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в ходе передачи «Церковь и мир» рассказал о подготовленном в рамках Межсоборного присутствия и предложенном к общецерковному обсуждению проекте документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения», сообщает Патриархия.ru. Владыка констатировал что обсуждение в Церкви допустимости современных биотехнологий и практик, а также рассмотрение других вопросов биоэтики вызвано пастырской необходимостью. «Это документ для дискуссии, причем в нем констатируется, что внутри Русской Православной Церкви существуют разные точки зрения на этот вопрос. Имеется мнение, что ЭКО недопустимо вообще ни в каких формах. Есть точка зрения (она нашла отражение в этом документе), согласно которой, при определенных условиях экстракорпоральное оплодотворение возможно», - сказал архипастырь. В числе оговоренных в проекте условий владыка назвал, в частности, запрет на умерщвление «избыточных» эмбрионов или их криоконсервацию, на использование донорских половых клеток. «Документ родился в недрах Межсоборного присутствия в комиссии по богословию и богословскому образованию, которую я возглавляю. У нас в этой комиссии есть сквозная тема биоэтики: мы берем один биоэтический вопрос за другим, его обсуждаем и готовим проекты документов», — сказал митрополит Волоколамский Иларион. Он назвал очень деликатным и сложным вопрос о том, как обозначить границы допустимого в сфере биотехнологий. Говоря о том, как данная тема обсуждается в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви, владыка констатировал: «Я должен признать, что это вопрос для нас очень непростой, потому что, например, я священнослужитель и монах — что я могу реально знать о деторождении, о донорских клетках и прочем? Конечно, что-то удаётся узнать из соответствующей литературы, но для того, чтобы дать компетентный ответ, необходимо привлечь специалистов. Мы таких специалистов привлекаем, и они участвуют в дискуссии на подготовительных этапах. Кроме того, мы привлекаем тех наших священнослужителей и мирян, которые специализируются именно по этой тематике».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/05/et...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Александр Иванович (10.08.1867, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 1.06.1933, Тамбов), богослов, историк Церкви. Из семьи священника, брат И. И. и В. И. Бриллиантовых. В 1881 г. окончил Кирилловское ДУ, в 1887 г.- Новгородскую ДС. В 1887-1891 гг. учился в СПбДА, после ее окончания получил степень канд. богословия. В 1891/92 г. оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1892-1893 гг. преподавал Закон Божий в 2 городских уч-щах в С.-Петербурге. В 1893-1900 гг. в Тульской ДС преподавал историю и обличение рус. раскола, обличительное богословие, с 1895 г. одновременно исполнял обязанности епархиального миссионера Тульской епархии. В июле 1898 г. защитил в СПбДА магист. дис. «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». С мая 1900 г. являлся доцентом на кафедре общей церковной истории СПбДА, с дек. 1903 г. экстраординарным профессором, курс лекций Б. по общей церковной истории сохранился в рукописях и литографических изданиях. Участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901-1903 гг. В июле 1914 г. удостоен степени д-ра церковной истории по совокупности трудов. С сент. 1914 г. ординарный профессор СПбДА. С 1900 г. служил делопроизводителем Комиссии Святейшего Синода по старокатолич. и англикан. вопросам. В течение ряда лет состоял председателем Библиотечной комиссии СПбДА. Б. являлся членом Предсоборного Присутствия (1906), Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., на к-ром исполнял обязанности секретаря. Весной 1917 г. был одним из кандидатов на митрополичью кафедру Петрограда. В окт. 1918 - июле 1922 г. служил преподавателем, затем профессором церковной истории в 1-м Петроградском педагогическом ин-те, в 1920-1923 гг. преподавал в Петроградском богословском ин-те. Предпринимал усилия к сохранению б-ки СПбДА, из фондов к-рой 18 дек. 1918 г. был образован филиал ГПБ (до 1932 располагался в здании академической б-ки).

http://pravenc.ru/text/153437.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010