Между тем, вопрос об изучении Богослужебных Миней теперь уже не может быть ограничен только Патриархийными Минеями. Со времени их выхода источниковедческая база расширилась, поскольку они были взяты в конце XX века за основу при издании новых Миней Международным Православно-просветительским центром при Московской Патриархии. В них вошли некоторые новые службы святым, канонизованным в наши дни. Например, в Декабрьскую Минею включена служба святителю Макарию Московскому 130 . Выходят службы новоканонизованным святым и отдельными изданиями. Обращение к рукописным материалам при изучении древних служб, о чем в свое время говорил Д. Чижевский в рецензии на труд Ф. Спасского, только обогатит гимнографическое исследование. Список сокращений БТ Богословские труды. Журнал Московской Патриархии. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом). Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1 Cizevskyj D. Rezension: Spasskij F. Russkoe liturgiceskoe tvorcestvo (Po sovremennym minejam).Paris, 1951. 318S.//Zeitschrift fur slavische Philologie. Heidel­berg, 1955. Bd. 23. S. 210. Далее рецензент отмечает некоторые недостатки труда Ф. Спасского, не учитывавшего данных филологической науки и т. д. 2 Спасский Ф. Г. Священное предание в богослужебных книгах//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1942. Вып. 4. С. 132–154. 3 Он же. Поэт XVI века, игумен хутынский Маркелл Безбородой//Православная мысль. Париж, 1948. Вып. 6. С. 155–169. 4 Он же. Русское литургическое творчество Макариевского периода//Православная мысль. Париж, 1951. Вып. 8. С. 128–136. 5 Он же. Акростихи и надписания канонов русских Миней//Православная мысль. Париж, 1949. Вып. 7. С. 126–150. 6 Он же. Служба преподобному Феодосию Тотемскому и ее автор//Православная мысль. Париж, 1971. Вып. 14. С. 84–94. 7 Игумен Иннокентий (Просвирнин). К юбилею Русской Церкви//ЖМП. 1980. 9. С. 80. Последняя мысль автора, несомненно, восходит к опубликованному ранее труду священника Сергия Мансурова (см. Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви//БТ. Сб. 6. М., 1971. С. 92–100).

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Следует воздерживаться от чтения Ги де Мопассана, не все приемлемо и в некоторых произведениях А. И. Куприна, И. А. Бунина и практически всех авторов современных «бульварных романов». 88 Цит. по книге Н. Е. Пестова «Пути к совершенной радости», ч. 9. 89 Особо следует выделить труды В. О. Ключевского (1841–1911). Каждый должен знать его «Курс русской истории», который учит не только истории, но и нравственности и хорошему русскому языку, — недаром автор был избран академиком изящной словесности. Ключевский был профессором Московского университета и Духовной Академии, и ряд его работ полезен для культурного и религиозно–нравственного развития. 90 К ним можно причислить книги из серии «Жизнь замечательных людей»; некоторые из них — научно–популярные работы, другие — романизированные биографии. Отметим книгу о Фарадее «Загадка магнита» Н. Д. Шаховской и М. Н. Шика. Написанная с удивительной ясностью и любовью, она принадлежит перу некогда известного московского священника о. Михаила Шика, расстрелянного в 1937 г., и его жены Наталии Димитриевны, матери пятерых детей, которая написала еще несколько книг («Последнее путешествие капитана Скотта», книга о В. Короленко и др.); в довоенные годы ими зачитывались мальчишки. 91 Бахметева А. Н. Рассказы из истории христианской церкви. От I–ro века до половины XI–ro. Чтение для детей старшего возраста. СПб., 1883, т. 1, с. 3, переиздано Свято–Успенским Псково–Печерским монастырем в 1994 г. Следует отметить, что практически в литературе почти нет хороших духовно написанных книг об истории Церкви, о преемственности и стяжании Духа Святого в разных исторических обстоятельствах. С этих позиций для взрослого читателя большой интерес представляют «Очерки по истории церкви» о. Сергия Мансурова (Богословские труды. Сб. 6, 7. 1971). 92 Скотт, Джемс. Ледниковый щит и люди на нем. 1959. 93 Амундсен Р. Северо–Западный проход. Плавание на судне «Иоа»//Сочинения. Т. I. М., 1939, с. 435. 94 Из географических–приключенческих книг можно особо рекомендовать сочинения Владимира Клавдиевича Арсеньева — путешественника, географа, этнографа, писателя. По мнению Горького, он соединил в себе таланты Джека Лондона, Фенимора Купера, Сеттон–Томпсона. В. К. Арсеньев оставил прекрасные художественные описания природы Дальнего Востока, жизни тайги и ее обитателей. Наиболее известная его книга, которую следует рекомендовать читать юношеству, — «Дерсу Узала», книга о человеческой красоте простого охотника. Заслуживает внимания «По уссурийскому краю», «В горах Сихотэ–Алиня», «Сквозь тайгу». Они выдержали много изданий. Рядом с «Дерсу Узала» можно поставить книгу о проводнике–шерпе, первым из людей взошедшем на Эверест, — «Тигр снегов». 95

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

413 Макарий, архим. Келарь Троице-Сергиевой обители старец Адриан Ангелов//АиО. М., 1995. 2 (5). С. 117–128. 414 Судные списки. С. 131. Об этом Соборе см.: Макарий, архим. Церковный Собор 1549 г. С. 141–145. 415 Российское законодательство. Т. 2. С. 74–376. См. также: Стефанович Д., свящ. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909. С. 90–96. 419 Клосс Б.М. Библиотека Московских митрополитов//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 116. Прим. 7. 433 Вздорнов Г.Н. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – нач. XV вв. М., 1980. С. 57. 439 Макарии, архим. Келарь Троице-Сергиевой обители старец Адриан Ангелов//АиО. М., 1995. 2 (5). С. 117–128. 440 Судные списки. С. 131. Об этом Соборе см.: Макарий, архим. Церковный Собор 1549 г. С. 141–145. 441 Российское законодательство. Т. 2. С. 74–376. См. также: Стефанович Д., свящ. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909. С. 90–96. 442 Ученый историк-гимнограф Ф.Г. Спасский говорит о Службе индийским святым: «Причину написания службы этим необычным, нерусским святым надо искать, прежде всего, в посвящении канона и всей службы св. Иоасафу. Это редкое имя встречалось у нас чаще, чем у греков. В нашей церковной истории, современной Маркеллу, встречается это имя, во-первых, при упоминании игумена новгородского Иоасафа, открывшего мощи преподобного Никиты Новгородского в 1558 г.; кроме того, митрополитом в Москве с 1539 г. по 1542 г. был также Иоасаф» (Спасский Ф.Г. Поэт XVI в., игумен Хутынский Маркелл Безбородый//Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Париж, 1948. Вып. 6. С. 162). 444 Щенникова Л.А. Икона Богоматерь «Одигитрия» Смоленская Иоасафовская из Архангельского собора Московского Кремля//Искусство христианского мира. Сб. статей. М., 1999. С. 60–74. 445 Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 г. М., 1880. С. 9. 66. Это был второй предстоятель Русской Церкви, погребенный в Троицком монастыре, т. к. ранее здесь был погребен скончавшийся митрополит Феодосий (1461–1464; † 1475). В наше время в Лавре были погребены Святейшие патриархи Алексий I (1945–1970) и Пимен (1971–1990).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

9 . Горбачев, Андрей. Сравнительный анализ учения о границах Церкви сщмч. Илариона и русских богословов XX века. Часть 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.bogoslov.ru/text/1282377.html (Дата обр.: 27 Январь 2015 г.) 10 . Владислав (Цыпин), свящ. Богословские труды: Юбилейный сб.: МДА: 300 лет (1685–1985). Москва: Изд. МП, 1986. 11 . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Собр. Соч., т. 7: Избранные письма. Москва: Благовест, 2001. 12 . М.В., Лодыженский. Свет незримый. США: изд. ΙΧΘΥΣ, 1971. 13 . Филарет (Вахромеев), митр. Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии. [Электронный ресурс] URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1236 (Дата обр.: 27 Январь 2015 г.) 14 . Горбачев, А. Свмч. Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и Ее границах. ч.1 (статья). . [Электронный ресурс] URL: http://www.pravoslavie.ru/put/33271.htm (Дата обр.: 27 Январь 2015 г.) 15 . Горбачев, А. Свмч. Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и Ее границах. ч.2 (статья). 25 12 2014 r. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravoslavie.ru/put/33288.htm (Дата обр.: 27 Январь 2015 г.) 16 . Никодим (Милаш) , еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. СПб: б.н., 1911. Т. 1. 17 . Горбачев, А. Опыт сист. изл. богословия свмч. Илариона (Троицкого) (по различным аспектам экклезиологии). [Электронный ресурс] URL: http://www.pravoslavie.ru/sm/69130.htm (Дата обр.: 27 Январь 2015 г.) 18 . Погружение во тьму. Волков, О. 6, 1990 r., Роман-газета, стр. 25. 19 . Границы Церкви (статья). Православная Энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravenc.ru/text/166375.html (Дата обр.: 14 Март 2015 г.) 20 . Осипов, А.И. Путь разума в поисках истины. [Электронный ресурс] URL: http://predanie.ru/lib/book/67945 (Дата обр.: 25.03.2015) Приложение 1. Границы Церкви – догматические, иерархические, мистические на образной схеме. При правильной вере но без послушания церковной иерархии человек выходит за границы и оказывается в расколе. При искажении веры, даже при сохранении видимой иерархии, человек оказывается в ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/opr...

М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2009. 4 . Бибихин В. В. Софиология о. Сергия Булгакова //С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения/А. П. Козырев, ред.; М. А. Васильева , А. П. Козырев, сост. М.: Издательство Русский путь, 2003. С. 79–85. 5 . Бойко О. А. Роль индивидуации в процессе личностного совершенствования в концепции К. Г. Юнга//Вестник ТГУ, выпуск 4 (84), 2010. С. 182–186. 6 . Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Посмертное издание под ред. А. Бриллиантова . В 4-х т. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1910. Т. 2. 7 . Булгаков С. , прот. Агнец Божий. Париж: YMCA-Press, 1933. 8 . Булгаков С. , прот. Апокалипсис Иоанна. Париж: Издательство YMCA-Press, 1948. 9 . Булгаков С. , прот. Главы о Троичности//Православная мысль. 1. Париж, 1928. C. 31–70. 10 . Булгаков С. Ипостась и ипостасность (Scholia к Свету Невечернему) //Он же. Труды о Троичности/под ред. А. И. Резниченко. М.: ОГИ, 2001. С. 19–38. 11 . Булгаков С. Купина Неопалимая. Париж: Издательство YMCA-Press, 1927. 12 . Булгаков С. , прот. Невеста Агнца. Париж: Издательство YMCA-Press, 1945. 13 . Булгаков С. Свет Невечерний. М., Сергиев Посад: Тип. И. Иванова , 1917. 14 . Булгаков С. Н. Трагедия философии//Он же. Сочинения: В 2 т. М.: Издательство Наука, 1993. Т. 1. С. 309–518. 15 . Булгаков С. , прот. Утешитель. Париж: Издательство YMCA-Press, 1936. 16 . Булгаков С. , прот. Учение об ипостаси и сущности в восточном и западном богословии//Православная мысль. 1. C. 70–88. 17 . Булгаков С. , прот. Центральная проблема софиологии//Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. 101–102. Вып. III–IV. 1971. C. 104–108. 18 . Булгаков С. Что дает современному человеку философия Владимира Соловьева//Он же. От марксизма к идеализму. Сб. статей (1896–1903). СПб.: Тов. Общественная польза, 1903. С. 195–262. 19 . Буфеев С. В. Православное понимание личности//Развитие личности. 2004. 2. С. 97–111. URL: http://rl-online.ru/articles/2–04/432.html (дата обращения 13.05.2021).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1668 Печатается по изданию: Попов И.В. Св. Иларий, епископ Пиктавийский//Богословские труды. Сб.4 (1968). С 127–168; сб. 5 (1970). C.69–151; сб.6 (1971). C 117–150; сб. 7 (1971), С. 115–169. Сопровождается замечанием: «Эта работа закончена автором в 1930 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред. " 1672 Hieronymus Stridonensis. Commentaria in Epistulam ad Galatas. Praefatio in librum II, PL 26, 353. 1680 Hieronymus Stridonensis. Epistula 58, 10 ad Paulinum, PL 22, 585; Epistula 34, 3 ad Marcellam, PL 22, 449; Commentaria in Epistulam ad Calatas. Praefatio in librum II, PL 26, 353. 1697 Idem. Liber contra Constantium, 2, PL 10, 578; Liber de synodis seu de fide orientalium, 2, PL 10, 481; Contra Arianos vel Auxentium, 7, PL 10, 613. 1705 Exinde nihil in tempora maledictum, nihil in earn, quae turn se Christi ecclesiam metiebantur nunc autem antichristi est synagoga famosum aut dignum ipsorum impietate scripsi aut iocutus sum (Поэтому я не написал и не сказал ничего плохого против времени, ничего порочащего и достойного самих еретиков против той, которая тогда считалась Церковью Христа, а теперь является синагогой антихриста] – Перевод с латыни здесь и далее А В. Жир-Лебедя (Hilarius Pictaviensis. Liber contra Constantium, 2, PL 10, 579). 1706 Neque interim criminis loco duxi quemquam aut cum his colloqui aut suspensa licet communionts societate orationis domum adire aut paci optanda sperare; dum erroris indulgentiam ab antichristo ad Christum recursum per poenitentiam praepararemus [Между тем я не отвел никого от преступления, и невозможно было ни с кем беседовать, или войти в дом молитвы в возвышенном церковном обществе, или надеяться на приобретение желаемого покоя, пока мы не приготовили через покаяние прощение их заблуждения – переход от антихриста ко Христу] (Ibid, 2, PL 10, 579–580). 1721 Ex his, qui homoousion preadicabant aliqui nonnulla pie verbis praeferebant quod ex Deo esset, id est de substantia Dei Filius, et semper fuisset [Из тех, которые провозглашали μοοσιος (единосущный), некоторые на словах говорили благочестиво, что Сын был от Бога, то есть из сущности Бота, и что Он был всегда] (Hilarius Pictaviensis. Liber contra Constantium, 12, PL 10, 591).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Лактанций 344 . Садов А. И. Древнехристианский Церковный писатель Лактанций . СПб., 1895. 345 . Фокин А. Р. 2005. См. выше, 155. 346 . Amann E. Lactance//DTC. T. 8. P. 2425–2444. Paris, 1925. 347 . Overlach E. Die Theologie des Lactantius. Schwerin, 1858. 348 . Loi V. Lattanzio nella storia del linguaggio e del pensiero teologico pre-niceno. Roma, 1970. 349 . Pichon R. Lactance. Etude sur le mouvement philosophique et religieuse sous le regne de Constantine. Paris, 1901. 350 . Perrin M. Le Platon de Lactance//Lactance et son temps. Recherches actuelles. Actes du IV Colloque d’Etudes Historiques et Patristiques. Chantilly, 21–23 Septembre 1976/Ed. J. Fontaine et M. Perrin. Paris, 1978. P. 203–231. 351 . Siegert J. Die Theologie des Lactantius in ihrem Verhaltnis zur Stoa. Diss. Bonn, 1919. 352 . Studer B. La soteriologie de Lactance//Lactance et son temps. Recherches actuelles. Actes du IV Colloque d’ Etudes Historiques et Patristiques. Chantilly, 21–23 Septembre 1976/Ed. J. Fontaine et M. Perrin. Paris, 1978. P. 251–269. 353 . Thomas L. Die Sapientia als Schlusselbegriff zu den Divinae Institutiones des Laktanz. Freiburg, 1959. 354 . Vilhelmson K. Laktanz und die Kosmogonie des spatantiken Synkretismus. Tartu, 1940. 355 . Wlosok A. Laktanz und die philosophische Gnosis. Heidelberg, 1960. Зинон Верноский 356 . Truzzi C. Zeno, Gaudenzio e Cromazio: testi e contenuti della predicazione cristiana per le chiese di Verona, Brescia e Aquileia (360–410 ca.). Brescia, 1985. 357 . Sgreva G. La teologia di Zenone di Verona: contributo per la conoscenza dello sviluppo del pensiero teologico nel Nord Italia (360–380). Vicenza, 1989. Иларий Пиктавийский 358 . Орлов А. П. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского . СПос., 1908. 359 . Попов И. В. Святой Иларий, епископ Пиктавийский//Богословские труды. Сб. 4 (1968). С. 127–168; Сб. 5 (1970). С. 69–151; Сб. 6 (1971). С. 117–150; Сб. 7 (1971). С. 115–169. Переизд.: Попов И. В. Труды по патрологии. СПос., 2004. Т. 1. С. 417–734. 360 . Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. C. 163–169.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

См. Gibbs J.G. Creation and Redemption. A Study in Pauline Theology (NovTSup 26). Leiden: Brill, 1971. P. 19-32; Howell D.N. The Center of Pauline Theology//BS. 1994. 151. P. 58-70. См. также Казинов В.А. Выявление центральных идей богословия ап. Павла во второй половине XX столетия//Россия, Запад и Восток: диалог культур: сб. статей Первой Международной молодежной научно-практической конференции/отв. С.К. Гураль. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2014. С. 23-25. Seifrid M.A. Justification by Faith: The Origin and Development of a Central Pauline Theme (NovTSup 68). Leiden: Brill, 1992. P. 258; The Cambridge Companion to St. Paul/Ed. by J.D.J. Dunn. Cambridge: University Press, 2003. P. 7. См. подробнее: Ковшов М.В. Проблема центра богословия святого апостола Павла с точки зрения русской православной библеистике//Покровская академическая конференция, посвященная 1025-летию Крещения Руси. 10-14 октября 2013 года: Сборник докладов. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2014. С. 151-167. Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской свободы в послании св. апостола Павла к Галатам. Сжатый обзор. София, 1935. С. 5. См. Казинов В.А. К вопросу о богословском «центре» послания ап. Павла к Галатам//Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015»/Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс]. М.: МАКС Пресс, 2015. (DVD-ROM). См. Ковшов М.В. Когерентный центр корпуса Паулинум: попытка альтернативного подхода//Труды Коломенской духовной семинарии. Выпуск 9. М.: Русский раритет, 2014. С. 125; Ковшов М.В. Центральные темы богословия апостола Павла: проблема критериев и метода (URL: http://www.mpda.ru/site_pub/1611303.html (дата обращения: 10.02.15). См. Казинов В.А. Риторический анализ как инструментарий выявления богословского «центра» апостола Павла на примере его письма к Галатам//В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. 3.6 (63) (Социально-гуманитарные науки). С. 2824-2839. См. Kraftchick S.J. Ethos and Pathos Appeals in Galatians Five and Six: A Rhetorical Analysis. PhD diss., Emory University, 1985. Р. 228-232, 271-272; Matera F.J. The Culmination of Paul’s Argument to the Galatians: Gal. 5.1-6.17//JSNT. 1988. 32. P. 79-91.

http://bogoslov.ru/article/4570227

60 Μοσχονς Θ. Θεα Λειτουργα το γου Μρκου. λεξνδρεια, 1960. (κδσεις το νστιτοτου τν νατολικν Σπουδν τς πατριαρχικς βιβλιοθκης λεξανδρεας; 9). 61 Мы пользовались переизданием, подготовленным архим. Никодимом (Скреттасом): μβρσιος (Σταυρινς), μητρ. Α ρχαιταται κα α σγχρονοι Λειτουργαι τν κυριωτρων το Χριστο κκλησιν. Θεσσαλονκη, 2001. (Λειτουργικ Βλατδων; 4). 64 Φουντολης I. Θεα Λειτουργα το ποστλου Μρκου. Θεσσαλονκη, 1970. (Κεμενα Λειτουργικς; 3). 65 Буква X в шифре этого списка соответствует греческому слову Χειργραφον («рукопись»), шифры остальных содержат букву Е – Ελητριον («свиток»). 68 Автор статьи сердечно благодарит Григория Кесселя за его неоценимую помощь в прочтении арабских помет в этой и других рукописях. 74 В современном богослужебной практике эта молитва – своя для каждого из чинов литургии – известна как молитва на потребление Святых Даров, но она имеет более общий смысл благодарения священнослужителей за завершившееся тайнодействие. 75 Настолько, что она вошла даже в литургическую традицию Древней Руси, см.: Желтов M., диак. Чин Божественной литургии в древнейших вв.) славянских Служебниках//Богословские труды. 2007. Сб. 4L С. 272–359, здесь с. 319–322. 77 См.: Mdldk H. Les livres liturgiques de l’Eglise Copte//Melanges Eugene Tisserant, III. Cittä del Vaticano, 1964. (Studi e Testi; 233). P. 1–35, здесь p. 6–8. 78 См.: Burmeiter О. The Greek Kirugmata Versicles & Responses and Hymns in the Coptic Liturgy//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1936. Vol. 2. P. 363–394. 79 Qtiecke H. Ein sáfdischer Zeuge der Markusliturgie (Brit. Mus. Nr. 54 036)//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1971. Vol. 37. P. 40–54. 81 Lanne E Le grand Euchologe du Monastère Blanc. Texte copte édire avec traduction franaise. Paris. 1958.(Parrologia Orientalis; 28:2)Р.292 (28) – 295 (31) 82 Hamuková V. Misctllaneuous Coptic Prayers//Archiv Orientalni. Praha. 1936. Vol. 8. P.318–333; 1937. Vol. 9. Р.107–145. 83 Комплексное исследование этой группы источников содержится в работе: Неппег Op. cit. S. 129–150, 183–207. См. также существенные поправки и дополнения к этой работе в статье: Brakmann H. Fragmenta Graeco-Copto-Thebaica: Zu Jutta Henners Veröffentlichung alter und neuer Dokumente südägyptischer Liturgie//Oriens Christianus. Wiesbaden, 2004. Bd. 88. S. 117–172, здесь S. 155–161, 166–171. Следует, впрочем, заметить, что содержащиеся в Диакониконах аккламации нельзя однозначно отнести только к литургии апостола Марка, поскольку они используются во всех чинах египетских литургий. Аналогичные аккламации содержатся и в греко-саидском остраконе, изданном Б. А. Тураевым в его заметке «К истории греческого периода в верхнеегипетском богослужении» (Византийский временник. СПб., 1900. Т. 7. С. 426–431, здесь с. 428), и в др. источниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Нельзя сказать, чтобы владыке совсем безразлично было, работает ли сотрудник только у него или еще где-то получает задание. В начале 80-х мне даже пришлось выдержать что-то вроде теста на «стукачество». Однажды я попал «на ковер» к владыке из-за какого-то производственного промаха. Владыка никогда никого не отчитывал, ему достаточно было показать свое огорчение. В тот раз он ходил по кабинету, перекладывая на столе какие-то бумаги, и вдруг, не глядя на меня, глухо сказал: а может быть, ты чемодан с двойным дном? Я чуть не задохнулся от возмущения, когда до меня дошли его слова. Пару секунд я пытался подобрать ответ, более или менее соответствующий его сану, как вдруг поймал на себе внимательный оценивающий взгляд и понял: можно уже не отвечать. В 1989 году горбачевская демократизация привела митрополита Питирима в Верховный совет СССР. Он стал одним из трех депутатов, представлявших там Русскую Православную Церковь, вместе с Патриархом Пименом (†1990) и митрополитом (будущим патриархом) Алексием (†2008). Официально он был избран не от Церкви (религия и Церковь еще не были окончательно легализованы), а от Фонда культуры. Первое, что сделал владыка, получив депутатский статус, — пошел на прямое нарушение советских законов, запрещавших Церкви любую воспитательно-образовательную работу с детьми. Он открыл воскресную школу при своем приходе в Москве — первую в России за последние 70 лет. Добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря и ряда храмов в своем благочинии. Часто он говорил нам в волнении: «В судьбоносное время живем, братья. То, что мы не успеем сделать сейчас, может быть, больше никогда не представится возможности сделать». Мансуров С., свящ. Очерки из истории Церкви. Богословские труды. Сб. 6, 7. М., 1971. Секретное письмо В.Ленина, направленное членам Политбюро после событий 19 марта в Шуе. Опубликована, напр., выдержка из письма протоиерея Александра Дронова Президиуму XXIII Съезда КПСС 1966 года//Клоков А.Ю. Найдёнов А.А. Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка/Липецкое областное краеведческое общество. Липецк, 2006. С. 42–43.

http://pravoslavie.ru/49215.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010