Разделы портала «Азбука веры» Канон (см.: Канон ) иконописный — совокупность утвержденных Церковью правил и приемов иконографии и иконописания. Цитаты об иконописном каноне «Обычно канон воспринимают как жесткие рамки, ограничивающие возможности художника, сковывающие его творческую индивидуальность. Однако это не так. Канон (греч. — правило) — это не внешние рамки, а внутренний стержень, духовная основа иконы. Сюда входит содержание и смысл образа, символика и иконография, художественные приемы и набор сюжетов, богословские понятия и эстетические критерии. Канон — это своего рода грамматика иконы, тот язык, на котором говорит иконописный образ. Канон не исключает свободы творчества, великие иконописцы прошлого создавали весьма оригинальные произведения, используя канон. И порой рядом работавшие мастера были весьма непохожи друг на друга. Самый яркий пример: Феофан Грек и Андрей Рублев работали в одно время на Руси и даже расписывали одни и те же храмы, но более непохожих иконописцев найти трудно». искусствовед Ирина Языкова Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/kanon-ikonopisnyj

17) Село Трехсвятское. Храм во имя Трех Святителей Василия Вел., Григория Богослова и Иоанна Златоуста , деревянный, холодный, построен в 1839 г., расстоянием от г. Пензы 85 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 66 д. Жалованья 122 р. 50 к. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 999, ж. п. 1092. Приход состоит из села и дер. Полутрехсвятского (в 1 в.), Лоховщины (в 2 в.), Каменного Брода (в 5 в.) и Губаревки (в 1 в.). В селе церк-прих. школа. 18) Село Сиалеевская Пятина. Храм во имя свят. и чуд. Николая, с теплым приделом во имя св. пр. Илии, каменный, построен в 1879–83 г., расстоянием от г. Пензы 85 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Прихожан м. п. 1411, ж. п. 1553. Приход состоит из одного села. Училище земское. 19) Село Языкова Пятина. Храм в память Богоявления Господня, с теплым приделом в честь Казанской иконы Б. Матери, каменный, построен в 1770 г., расстоянием от г. Пензы 80 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Жалованье по окладу V кл. Дом для священника церковно-общественный. Прихожан м. п. 906, ж. п. 897. Приход состоит из села и дер. Рейтар (в 3 в.). В селе церковно-приходская школа, а в дер. Рейтарах школа грамоты. 20) Село Хитрово. Храм во имя преп. Сергия Радонежского, деревянный, ветхий, расстоянием от г. Пензы 75 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 33 д. Жалованья 132 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 794, ж. п. 781. Приход состоит из села и дер. Буды (в 5 в.), Симеоновки (в 2 в.) и Потуловки (в 12 в.). В селе Хитрове и дер. Будах школы грамоты. 21) Село Рыскино. Храм во имя свят. и чуд. Николая, каменный, построен в 1871 г., расстоянием от г. Пензы 75 в. Причта положено: священник и 2 псаломщика. Земли 49½ д. Жалованья 129 р. 36 к. Дом для священника церковный, а для псаломщиков мирской. Прихожан м. п. 1259, ж. п. 1258. Приход состоит из села и смежных деревень Шадыма и Челмодеева. В селе училище земское. Второй благочиннический округ 1) Село Акшенас (Княжуха тож). Храм во имя Трех Святителей св. Василия Вел., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, с приделами во имя св. Димитрия Ростовского и свят. Николая, каменный, построен в 1802 г. и распространен в 1848 г., расстоянием от г. Пензы 90 в. В дер. Зиновке домовая церковь при богадельне. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 33½ д. Жалованье по окладу V кл. В пользу причта вклад 586 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 760, ж. п. 873. Приход состоит из села и дер. Аргамаковки (смежной с селом), Ниловки, Алексина (в 2 в.) и Зиновки (в 3 в.). В селе училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Краски Русского Севера: как складывалась северная традиция иконописи Иконы, написанные сотни лет назад в монастырях и храмах Русского Севера, заметно отличаются от икон московских или, к примеру, владимирских, новгородских, киевских. Не такие яркие краски, измененные пропорции фигур — то есть манера, на первый взгляд кажущаяся дилетантской. Однако это не дилетантизм, это, скорее, детская открытость Богу, помноженная на сдержанность и силу северного характера.  О том, как складывалась северная традиция иконописи и как ее правильно воспринимать, рассказывает искусствовед Ирина Языкова, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии. Русский Север: первое знакомство Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас! © Специальный исследовательский проект «Путь на Полночь – путешествие на Русский Север», 2020 Проект журнала

http://sever.foma.ru/kraski-russkogo-sev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛУМ (лат. velum - парусина, покрывало, завеса), в восточнохрист. искусстве - изображение ткани (обычно красного цвета) в верхней части композиции, перекинутой между архитектурными сооружениями. Будучи отголоском античных театральных декораций (указывал на действие в интерьере), В. наследовал функцию условного обозначения внутреннего помещения, в к-ром происходит событие. Лит.: Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995. С. 25, 173. Рубрики: Ключевые слова: АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола

http://pravenc.ru/text/150165.html

Календарь Материалы 16 апреля 2007 г. [Вопросы священнику/Богословие] Иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте! А можно ли расценивать Слова Христа «Много званых, но мало избранных», как то, что спасутся очень немногие? Извините. Спасибо. [Вопросы священнику/Исторические] Иеромонах Иов (Гумеров) Расскажите, пожалуйста, как умерла Мария Магдалина? [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] Иеромонах Иов (Гумеров) Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение? [Встреча с Православием/Апологетика] Протопресвитер Фома Хопко Бог не познается разумом. Бог не может быть постигнут путем усилий ума и логических умозаключений, хотя подобными средствами люди могут быть убеждены, что Бог должен существовать. Скорее, Бог познается через веру, покаяние, чистоту сердца и нищету духа, любовь и благоговение. Другими словами, Бог познается теми, кто открыт для Его самопроявления и самооткровения. [Встреча с Православием/Православная библиотека] «При наступлении дня Пятидесятницы апостолы все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Игорь Винниченко Действие остросюжетной повести «Обет нестяжания» происходит в наши дни в монастыре. Главный герой, послушник Димитрий, стоит перед выбором: остаться в обители или уйти в мир. Именно в это время ему приходится углубиться в драматическое расследование, сопряженное с криминальными стихиями. И только духовная закалка не позволяет ему поддаться эмоциям и помогает спокойно завершить расследование, хотя его собственных духовных проблем это, конечно, решить не может. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Никон (Рождественский) Живу я на краю Москвы: уголок сравнительно тихий… и воздух куда лучше Москвы. Зелени много, могилы Гоголя, Хомякова, Самарина, Языкова и многих других писателей – перед глазами. Сегодня, наприм[ер], был директор Учит[ельского] института, я подвел его к краю своей терраски и сказал: «Вот могилы Гоголя и Хомякова, поклонитесь этим носителям русских заветов христианских…»

http://pravoslavie.ru/archive/070416

протоиерея, учебник которого по нравственному богословию зубрили целое поколение; Хупотского П.М., бывшего профессора М. Д. академии, влачившего под старость очень печальную жизнь и др. Девятый выпуск может быть назван ключом ко всем предыдущим выпускам г. Языкова, ибо в нем на ряду с указателем последнего выпуска помещён «алфавитный указатель» и к первым 8-ми («Обзоры» автора все ведутся, как и естественно, в алфавитном порядке). С какою тщательностью ведётся дело автором, видно из того, что в 10 выпуске он помещает, между прочим, имя ранее пропущенного им писателя (это автор не редко делает): Смирнова Ал. П., профессора М. Д. академии (психолога). Но что это был за писатель? Смирнову принадлежит одно и единственное сочинение, явившееся притом в свет после уже его смерти (его актовая речь), и тем не менее г. Языков не считает возможным исключить его имя из своего пантеона. Внимательность к делу – изумительная. Некоторые заметки г. Языкова прямо указывают, что его симпатии в значительной степени обращены к писателям духовно-богословского мира. Так упоминая имя незначительного писателя, петербургского священника Муретова М. И., автор, однако ж считает приятным долгом довести до сведения читателя, что этот о. Муретов был братом знаменитого проповедника архиепископа Димитрия Муретова . Таким образом, мы получаем возможность сравнивать таланты членов одной и той же семьи. Полезность издания г. Языкова, по нашему мнению, не подлежит сомнению. Мы сами на себе испытали, как хорошо иметь под руками этот труд. Нам понадобилось узнать: когда и где издана книга прот. Беллюстина: «Описание сельского духовенства»; но в наличных словарях и книгах не нашли ответа. Обратились к изданию г. Языкова и нашли здесь даже более того, что искали; ибо узнали не только когда и где, но даже при каких обстоятельствах была напечатана эта запретная книга (В. 10, стр. 7). Г. Языков у всех писателей раскрывает встречающиеся —220— в их трудах: анонимы и псевдонимы, когда эти писатели таким способом скрывают свои действительные имена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. Чапнин зачитал приветственное послание к участникам выставки от одного из устроителей сицилийской Лаборатории – руководителя известной в Европе витражной мастерской Колоджеро Зупардо. В письме говорится о том, что за более чем 20-летнюю историю Лаборатории ее участники – художники из разных стран мира стали не просто друзьями, но христианской общиной единомышленников. Приветствуя российских коллег, с которыми посчастливилось подружиться на Сицилии, К. Зупардо пишет: «Наша дружба является нитью, которая служит единству Церкви». Этим братским духом, атмосферой взаимной творческой заинтересованности прониклись российские участники сицилийского форума. «Наша выставка – продолжение того вдохновения, которое было у нас в дни Лаборатории в Монреале. Этой выставкой содружество «Артос» заявляет, что современное христианское искусство живет и развивается в широком творческом диапазоне и открытом диалоге Запада и Востока», – сказал С. Чапнин. В экспозиции представлены работы Ирины Зарон, Сергея Антонова, Ольги Шаламовой, Сергея Некрасова, Ивана Краснобаева и других, навеянные сицилийскими впечатлениями, а также ряд работ, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Участие в ХХ Лаборатории церковных искусств в Монреале не похоже на обычное участие в конференции, скорее это можно назвать «творческим паломничеством», отметила член содружества «Артос» Ирина Языкова –искусствовед, завкафедрой ББИ св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии. Она рассказала, что участники Лаборатории из разных стран мира ежегодно собираются вместе на Сицилии, чтобы поделиться своими проектами, обсудить новые идеи. «Они не просто работают на заказ, но воспринимают свою работу как служение», -- продолжила И. Языкова. Она обратила внимание на участие в Лаборатории епископа Монреаля, который не просто открыл форум, но с живейшим интересом слушал все доклады, участвовал в обсуждении. Осмотр византийских мозаик в храмах Сицилии с подробным богословским комментарием стал для российских художников настоящим подарком. Но «событием вселенского масштаба» И. Языкова называет встречу с огромной иконой Богоматери, которую ради российских участников вытащили из запасников музея, где ее 200 лет не видел никто, кроме хранителей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Не надо повторять ошибок советского периода. Студия Артемия Лебедева разработала новый логотип Москвы. На логотипе присутствует красная звезда. «Звездой традиционно обозначают Москву на картах. Красная звезда как символ Москвы давно и основательно закрепилась в сознании людей, в том числе благодаря кремлевским рубиновым звездам», — отмечается на официальном сайте Дизайн-студии Артемия Лебедева . Фотография: artlebedev.ru Новый символ Москвы прокомментировала Ирина Языкова — известный искусствовед, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея: «Красная звезда – это, конечно, коммунистический символ. Если мы создаем такой герб или логотип Москвы – мы подтверждаем верность коммунистическим идеалам. Символы создаются для того, чтобы декларировать нашу позицию.Если мы возрождаем Советский Союз, если мы возвращаемся к коммунизму, значит, мы перечеркиваем все завоевания постсоветского времени: свободу, демократию, права личности, веру, в конце концов. Вот, что обозначает красная звезда. Я думаю, что для Москвы можно найти более емкий символ, который выражал бы ее связь не только с худшими страницами нашей истории, но и с какими-то более высокими событиями и знаковыми явлениями.Во всяком случае, мне, как коренной москвичке, было бы не очень приятно, если бы в логотипе города появилась красная звезда. В студии утверждают, что красная звезда как символ Москвы известна давно и основательно закрепилась в сознании людей. Но что значит «давно»? Они исследовали этот вопрос? Давно – это 70 лет? 80 лет? Начиная с 1917-го года? Вряд ли это было в дореволюционной России. Вряд ли это было в древней Руси. Какое-то расплывчатое слово «давно». Все зависит от того, как мы понимаем свою связь с историей. Что значит для людей «давно»? Для многих «давно» — это постперестроечный период, если люди родились только в это время. А Москве, между прочим, более 850 лет! Не надо повторять ошибок советского периода, когда у нас все начиналось с 1917-го года. Все-таки, если мы позиционируем себя как великая культура, то давайте вспомним, что у нас был древнерусский период, что у нас был золотой век русской культуры XIX век, серебряный век начала ХХвека. Давайте подумаем вместе и найдем другие символы, лучше выражающие значимость нашей столицы. И уверена, таких символов немало! Зачем нам красная звезда?!».

http://pravmir.ru/irina-yazyikova-o-novo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Языкова Ирина Константиновна Искусствовед, богослов. Много лет участвовала в программе по обследованию и паспортизации памятников церковной архитектуры и искусства, поставленных на государственной учет, в основном ее объектами были московские храмы и монастыри. С 1991 г. преподает в богословских вузах. Первым среди них был Общедоступный Православный Университет (ОПУ), основанный о. Александром Менем в 1990 г. Затем, в 1995 г. перешла в Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), который выделился из ОПУ как самостоятельный аккредитованный богословский вуз. Ныне она занимает в ББИ должность зав. кафедрой христианской культуры.С 2001 г. преподает в Коломенской духовной семинарии, где читает курс по церковному искусству. С 2002 г. преподает также в Российском православном институте св. Иоанна Богослова, на факультете церковно-исторической живописи. Ныне она декан этого факультета. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/yaz...

По сим пожертвованиям в действительные члены Братства вступили: Второва – 3 р. – к. – 3 р. – к. Гюбнер Т-ство – 5 р. – к.– – – Добролюбов, Ал-др. Феод., свящ. Моск. – – – 5 р. – к. Кукин, К. К. – 5 р. – к.– – – Некрасов, Дим. Иетр., прот. Моск. – 5 р. – к. – 3 р. 75 к. Орлов, Пётр Дим., Стат. Совет. – 7 р. – к.– – – Орлов, Феод. Серг., свящ. Моск. – – – 5 р. – к. Остроухов, Илья Семёнович – 5 р. – к.– – – Причт и церк. староста Тихвинской, в Лужниках, церкви – 3 р. – к. – 3 р. – к. Руднев, Мих. Ив., прот. Моск. – 5 р. – к.– – – Румянцев, Феод. Ив., прот. Моск. – 5 р. – к.– – – Самарина, Варвара Петровна – – – 5 р. – к. Счастнев, Ник. Мих., свящ. Моск. – 5 р. – к.– – – Чижова, Евдокия Петровна – 5 р. – к.– – – Кроме сего, в отчёт 1901-го года к Общему Собранию Совета Братства 3-го мая 1902 года не вошли пожертвования по подписным листам полученные: А) Через о. Благочинного Ивановского сорока г. Москвы, Протоиерея Д. И. Языкова в количестве 117 рублей 60 копеек при отношении от 28-го мая 1902 года за 75-м: От Александро-Невской, в 3-м кадет. корпусе, церкви прот. Ник. Яковл. Фортинского – 5 р. – к. – 5 р. – к. От Александро-Невской, в Практической Академии, свящ. Мих. Ив. Диомидова – 3 р. – к. – 2 р. – к. От Богородицкой, в Александровской Общине, свящ. Ал-др. Вас. Озерецковского – р. 40 к. – р. 20 к. От Введенской, в Семёновском, свящ. Сим. Афан. Ковганкина – 5 р. – к. – 2 р. 50 к. От Воскресенской, в Барашах, свящ. Вас Ив. Постникова – 10 р. – к. – – – От Всехсвятской, на Кулишках, прот. Кап. Вас. Ястребова – 11 р. – к. – – – От Ильинской, на Воронцовом поле, прот. Дим. Ив. Языкова – 10 р. – к. – 5 р. – к. От Иоанно Предтечевской, в Ивановском девичьем монаст., свящ. Вас. Дим. Лебедева – р. 50 к. – р. 50 к. —41— От Князе-Владимирской, в Старых Садех, свящ. Тим. Иллариои. Соболева – р. 50 к. – р. 50 к. От Марие-Магдалининской, в Имп. Техническом учил., свящ. Ник. Серг. Виноградова – 8 р. – к. – – – От Никитской, в Старой Басманной, лрот. Митр. Яковл. Геликонского – 3 р. – к. – 3 р. – к.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010