Царица неба и земли: почему существует так много икон Богородицы? Число почитаемых икон достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. 15 февраля, 2011 Число почитаемых икон достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья! Иконы Богородицы Почему так много икон Богородицы? Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. Особое покровительство В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии. Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Богородицы , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

Спасал иконы от затворничества. Погиб основатель частного Музея русской иконы Михаил Абрамов 21 августа, 2019. Дарья Кельн Он возвращал в Россию потерянные святыни Предприниматель и меценат Михаил Абрамов погиб 20 августа в Греции при крушении вертолета возле острова Порос. Благотворитель 13 лет назад создал в Москве Музей русской иконы — единственную в России частную коллекцию византийского и древнерусского искусства, насчитывающую порядка 5 000 экспонатов и открытую для жителей нашей страны. Трагедия у острова Порос Трагедия произошла 20 августа близ греческого острова Порос в Сароническом заливе рядом с Пелопоннесом. Частный вертолет типа Agusta A-109 вылетел из Галаты в Международный афинский аэропорт Элефтериоса Венизелоса. В 15:40 мск он задел линии электропередачи и упал в море, сообщают РИА Новости. Посольство России в Греции подтвердило, что на борту разбившегося вертолета помимо пилота Никоса Каристиноса, отца двоих детей и бывшего пилота ВВС, находились два гражданина России — Михаил Абрамов и Давел Аколинин. Более подробной информации о погибших пока не давали. Причины крушения установит комиссия по расследованию авиационных происшествий, уточняет издание. Но в социальной сети Facebook утром 21 августа появились сообщения от друзей и знакомых предпринимателя и мецената Михаила Абрамова, основателя Музея Русской иконы. Музей русской иконы — единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства. Она включает в себя порядка 5000 экспонатов, среди которых есть раннехристианские и византийские древности VI–XIV веков, некоторые из них не имеют аналогов даже в крупных музеях страны, а также собрание экспонатов эфиопской христианской культуры. Основа коллекции — около 1000 произведений русской иконописи. О гибели благотворителя написала Ирина Языкова, искусствовед и заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея, а также Алексей Лидов, заведующий отделом культуры древности в Институте мировой культуры МГУ.

http://pravmir.ru/spasal-ikony-ot-zatvor...

17 февраля 2015 г. 23:00 26-28 марта. Москва. XI Международная научная конференция «Икона в русской словесности и культуре». 26-28 марта, в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, состоится XI Международная научная конференции «Икона в русской словесности и культуре». Программа. 26 марта, четверг  Музей русской иконы (Гончарная ул. Д. 3 стр. 1) Регистрация участников. 10.30. ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 11.00 – 13.15.  Лепахин Валерий Владимирович, д. ф., н., профессор, Сегедский университет (Венгрия). «Иконичность в поэзии Блока». Шалина Ирина Александровна. к. иск., ГРМ, Санкт-Петербург. Музей русской коны, Москва. Тема будет объявлена позже. Чапнин Серегей Валерьевич, Журнал Московской Патриархии,  Москва. 2Иконичность в контексте современной культуры». Лидов Алексей Михайлович, академик РАХ, Москва. «Райские реки в иеротопии и иконографии византийского храма». Закуренко Александр Юрьевич, Москва. «Проблемы аксиоматики в теории литературы и понятие " иконического " ». 13.15 -13.30— перерыв  ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 13.30-15.00 Дорофеева Л.Г. д. ф., н., профессор Балтийский Федеральный университет им. И. Канта, Калининград. «Иконичность в современной агиографии о новомучениках и исповедниках российских». Маслов Илья, диакон, Институт современного управления, кино и телевидения, Москва. «Утрата иконичности как современная форма иконоборчества: философско-эстетические аспекты».  Губарева Оксана Владимировна, к. иск., член СХ России, Санкт-Петербург. «Об М. Алпатове, иконах и  второй венской школе искусствознания». Дмитрий Андреевич Остроумов, архитектор, Минск (Белорусь). «Обратная перспектива как синергийный образ в иконологии храма». Языкова Ирина Константиновна, к. культ., Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, Москва. «Иконическое и антииконическое в современной культуре». Перерыв 15.00- 16.00 ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ. 16.00 – 18.30. Цеханская Кира Владимировна, д.и.н., институт этнологии РАН, «Икона как выразитель социо-религиозного самосознания русских».

http://e-vestnik.ru/db/ikona_v_russkoy_s...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance открытые лекции журнала «Фома» Религия и живопись О чем рассказывает наскальная живопись? Почему искусство связано с верой? В чем разница подходов древнерусских иконописцев и мастеров эпохи Возрождения? Как на искусство повлияло разделение Церквей? ПОЛНОЕ ВИДЕО О чем рассказывает наскальная живопись? Почему искусство связано с верой? В чем разница подходов древнерусских иконописцев и мастеров эпохи Возрождения? Как на искусство повлияло разделение Церквей? ЛЕКТОР КУРСА Ирина Языкова Искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии Короткие лекции Зарождение искусства Когда зародилось искусство? О чем на самом деле говорят наскальные рисунки? Как мыслил древний человек? О чем нам рассказывают Стоунхендж и египетские пирамиды? И почему творчество у человека в крови?   Живопись и религия В каком лабиринте жил знаменитый минотавр? Чем критская религия отличается от египетской? Почему человек – центр древнегреческого искусства? Как развивалась скульптура? Чем фаюмский портрет похож на икону?   Христианское искусство Каким было искусство, когда христиане не могли открыто исповедовать свою веру? Почему искусство, зародившееся на кладбищах, говорило о жизни? И зачем на стенах катакомб изображались рыбы и птицы? Первые иконы Когда и как возникли первые иконы? Что говорит об этом наука и что – церковная традиция? Почему первые изображения Христа мы встречаем в катакомбах? Как складывался канон иконографии?   Как мыслил древнерусский человек Что изменило иконоборчество? Как христианская догматика повлияла на художественные образы? Почему иконы всегда сопровождались подписью и нужно ли было их освящать? Искусство после разделения Церквей Что разделило христианское искусство? Почему в Византии предпочитали мозаику, а на западе торжествовала скульптура? Какую роль в искусстве сыграла Античность?  

http://academy.foma.ru/religion

Новости Конференция «Церковное искусство (иконопись, храмоздательство и реставрация)» прошла в рамках Рождественских чтений 17.02.2009 20:55 Москва, 17 февраля, Благовест-инфо. Конференция «Церковное искусство (иконопись, храмоздательство и реставрация)» прошла в рамках XVII Рождественских образовательных чтений 17 февраля в Высоко-Петровском монастыре. Координировали работу форума иконописец, преподаватель Российского Православного института св. ап. Иоанна Богослова Александр Чашкин и кандидат культурологии, искусствовед, зав.кафедрой христианской культуры Библейско-Богословского института св. ап. Андрея Ирина Языкова. Открывая конференцию, Александр Чашкин обозначил круг главных проблем, в частности, указал на необходимость «понимания того, что такое церковное искусство». 75 % заказов по Московской области приходится на роспись храмов в реалистическом стиле. По словам А. Чашкина, многие «портят новые храмы реалистической живописью». Вторую проблему Александр Чашкин описал как «Византия – Русь»: по его мнению, наследие Византии сейчас незаслуженно забывается, «не принимается», Россия пошла вслед за Западом и сейчас находится в «антагонизме» с культурой Византии. В ходе конференции другие участники встречи опровергали это утверждение. Кандидат искусствоведения, член Союза художников (г. Владимир) Марина Гладкая выступила с докладом «Программа скульптурного убранства Дмитриевского собора во Владимире». Продемонстрировав через показ слайдов рельефы храма, докладчица определила основные «сквозные темы», присутствующие в убранстве – это тема «единения двух Заветов», тема христианского царства, «новозаветной Церкви», «входа спасенного в Царствие небесное». Ирина Языкова, со своей стороны, отметила, что, рассматривая древние памятники, можно увидеть, что «ни одного завиточка не было исполнено зря». При создании убранства современных храмов этим не руководствуются, т.е. «современная икона не выходит из литургии», подчеркнула она. С докладом «Современная иконопись — стилизация и поиск» выступил магистр богословия, к. пед. н., искусствовед, преподаватель Свято-Филаретовского Православно-христианского института Александр Копировский. Говоря о том, что такое иконопись сегодня, Александр Копировский обратился к 80-м годам прошлого века, когда открывшаяся к 1000-летию крещения Руси выставка представила большое разнообразие работ современных иконописцев – «последователей древней иконы». Их объединяло еще и то, что все они хотели работать самостоятельно. Но впоследствии на двух конференциях в 1996-1997 годах был представлен анализ состояния современной иконописи. В частности, Лев Лившиц (Институт искусствознания) в 1997 в статье «Размышления о современной иконописи» году подверг критике современную икону. В своем «беспощадном анализе», по словам А. Копировского, Л. Лившиц обвинил современную иконопись в нехудожественности. Все обозначенные Лившицом проблемы имеют место быть и сейчас.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Теоретические проблемы и богословское содержание иконописи См. также: Иконопочитание. Догматическое содержание иконы 1481–1491). 2486. Дронов М. А., прот. Библейское мышление и язык иконы//АиО. 1994. 3. С. 7–22. 2487. Малков Г., диак. Святая Троица прп. Андрея Рублева: (О богосл. содержании иконы): Докл. на Междунар. науч. конф. «Преподобный Сергий Радонежский и традиции русской духовности» (Москва, окт. 1992 г.)/Малков Ю. Г.//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 321–352. 2488. [Рец. на ст.:] Мияч Б., прот. Икона – священный образ//Теолошки погледи. Београд, 1980. Год. 13. 1–2/Л. М.//ВРЗЕПЭ. 1982. 109/112. С. 291–295. 2489. Пеликан Я. Образы невидимого/Пер. с англ.: А. Шурбелев//Страницы. 1996. 4. С. 92–114. Гл. из кн.: Pelikan/.The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine [=Христианское Предание: История развития учения]: In 5 vol. Chicago; London, 1977. Vol. 2. Природа иконы: иконоборчество и иконопочитание. 2490. Подобедова О. И. Некоторые соображения о сущности русской иконы//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 161–163. 2491. Рашковский Е. Б. [Рец. на кн.:] Языкова И. К. Богословие иконы: Учебное пособие. М.: Изд. Общедоступного университета, 1995. 212 с.//Страницы. 1996. 2. С. 147–148. 2492. Салтыков А., прот. Икона Святой Троицы прп. Андрея Иконописца (Рублева) и тринитарный догмат//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 18–27. 2493. Свиридов И., прот. Философия образа и искусство//ППр. 1994. 3. С. 180–186. В оглавлении журн.: «Богословие образа и искусство». 2494. Сергеев В. Н. Современное иконописание и проблемы экуменизма: (По материалам архива Л. А. Успенского )//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 17–31. 2495. Троицкий С. В. Смысл икон//ВРЗЕПЭ. 1952. 11. С. 31–32. Рец. на кн. В. Н. Лосского (оригинальные тексты написаны по-французски; для большинства статей подлинники, видимо, утеряны) и Л. А. Успенского (оригинальные тексты написаны по-русски и сохранились в архиве почившего автора): Der Sinn der Ikonen. Bern, 1952 (кн. была изд. одновременно на англ. языке, готовится рус. пер.). Ср. 1488.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Волхвы. Филипп Давыдов, 2013 23 декабря - 19 января 2014 г. Рождественский фестиваль «Дары» Программа мероприяий Лекторий, зал «Руина»   9 января, 18 час. Круглый стол «Религиозная тема в современной литературе». В последние годы оформилась тенденция: российские писатели достаточно часто обращаются в своих произведениях к проблемам духовной жизни современного человека. Эти книги получают престижные литературные премии, но нередко критика избегает подробного анализа религиозной темы в литературе. С чем это связано? Участвуют писатели, поэты, литературные критики Ведущий – писатель Сергей Шаргунов   11 января, 14 час. Сергей Чапнин. Лекция-презентация «Похищение образа: от иконы до рекламы» Современного человека окружает множество образов, но какие они? Чаще всего у нас нет времени в этом разобраться, многое мы принимает или отвергаем интуитивно. Можно ли сегодня понять, как эти образы влияют на нас или это задача заведомо безнадежная? Как современная культура использует язык образов и символов, который был сформирован в прежние века, в том числе и в недрах христианской культуры? Остались ли в прошлом богословие образа и традиции иконопочитания, или мы сегодня можем их использовать для анализа современной культуры? В парадоксальной презентации Сергея Чапнина тесно переплетаются богословие, литургическое искусство, история, социология и реклама. Сергей Валерьевич Чапнин – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и журнала «Храмоздатель», секретарь комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, старший преподаватель Богословского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета.    12 января, 16 час. Ирина Языкова. Лекция-презентация «Как развивается современная иконописная традиция?» Церковное искусство призвано быть новым и современным, не нарушая канонов и традиций. Но как это возможно? Где проходит граница между церковным и светским искусством? Существует ли икона XXI века? Иконопись находится на распутье: она может стать заметным явлением современной культуры или остаться субкультурным феноменом, не связанным с процессами, происходящими в современном обществе.

http://e-vestnik.ru/annonce/rozhdestvens...

Изображая Бога: иконы Иисуса Христа Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА 27 января, 2010 Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско — богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы. Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность» Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны , что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь , запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы , как Бога , пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии , что « Слово стало плотью и обитало с нами , полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин . 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе . Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа , тогда как Его Божественная природа по — прежнему остается неизобразимой .

http://pravmir.ru/ikona-iisusa-hrista/

Репортажи Протоиерей Александр Мень и художники: «К нему тянулись творческие люди» Искусствовед Ирина Языкова рассказала об иконописцах и не только в орбите своего духовного отца 24.09.2019 13:12 И.Языкова. Фото " Благовест-инфо " Москва, 24 сентября, Благовест-инфо. Лекцией «Фавор был нужен для Голгофы»: отец Александр Мень и художники» открылся 20 сентября во Всероссийской библиотеке иностранной литературы цикл «Умозрение в красках», посвященный восприятию разных видов искусства с точки зрения христианства. Ирина Языкова, духовная дочь протоиерея Александра Меня (1935-1990), кандидат культурологии, искусствовед, проректор Библейско-богословского института св.апостола Андрея, член Экспертного совета Московского патриархата, рассказала о месте художественной культуры в жизни самого священника и о тех художниках, которые оказались в его духовной орбите. «Каждый человек – творческая личность, он создан по образу и подобию Божию как творец и должен раскрыться», – вспомнила лектор слова своего духовного отца, добавив, что «под его пастырской опекой каждый человек находил свое творческое призвание». Свой рассказ она начала с творчества самого о. Александра, который был чрезвычайно одарен: дар слова ярко проявлялся в проповедях и книгах, а еще он был очень музыкален и обладал художественным вкусом и талантом. Выставочное пространство , в котором проходила лекция, дает представление об этом: здесь можно увидеть первые рисунки Алика Меня (на одном из самых ранних четырехлетний малыш нарисовал евхаристическую Чашу), его собственные иллюстрации к своим книгам, несколько глиняных фигурок животных (в детстве он занимался в студии известного анималиста Ватагина), три написанных им иконы. «После войны лишь единицы тайно занимались иконописью, сохранялись кое-где подпольные ручейки традиции. Отец Александр попробовал написать икону – и получилось», – отметила И. Языкова, напомнив, что разнообразному художественному наследию о. Александра была посвящена специальная выставка в Музее русской иконы .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ирина Языкова: Понимают ли современные иконописцы смысл иконы? Появился ли у иконописцев свой стиль, или по-прежнему иконы пишутся «как в Византии», «как в XVI веке»? 10 декабря, 2015 Появился ли у иконописцев свой стиль, или по-прежнему иконы пишутся «как в Византии», «как в XVI веке»? 11 декабря в выставочном зале «Царская башня», расположенном в здании Казанского вокзала, откроется выставка «Современные иконописцы России». Чуть больше четверти века назад в Москве прошла первая подобная выставка. Что изменилось с тех пор? Появился ли у иконописцев свой стиль, или по-прежнему иконы пишутся «как в Византии», «как в XVI веке»? Иконописцев стало больше, но понимают ли они глубинный, богословский смысл иконы? Обо всём этом мы поговорили с куратором выставки искусствоведом Ириной Языковой. Ирина Языкова. Фото Анны Гальпериной – Что изменилось с тех пор, когда вы более 25 лет назад делали первую выставку современной иконописи? – Тогда, в 1989 году, сразу после 1000-летия крещения Руси, мы боялись, что не наберем икон на достаточно большой зал, но набрали около ста работ, и очень радовались. Участники той выставки были полуподпольными иконописцами, имена которых почти не знали, за исключением нескольких человек, например, архимандрита Зинона (Теодора) , его имя уже было на слуху. Конечно, тогда был начальный уровень: иконописцы только начинали открывать традицию, хотя некоторые работали уже 10-15 лет. Но это было после десятилетий тотального уничтожения церковной культуры, это была духовная пустыня. Сегодня же можно сказать, что традиция восстановилась и развивается. По-разному, на разных уровнях – есть иконописцы, которые делают работы очень высокого качества, но также очень много ремесленников. Ведь традиция идет не только вглубь, в высоту, но и вширь, – открывается много храмов, много людей заказывают иконы. Ремесленники – это тоже нормально, и в Древней Руси не все были Андреи Рублевы . Средний уровень, слава Богу, растет. Но важны ориентиры – те, на кого стоит равняться, кто может быть учителем, кто пролагает пути традиции, а не только повторяет пройденное.

http://pravmir.ru/irina-yazyikova-ponima...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010