Какой-то новый русский заказал ее, поэтому там и отразили все политические реалии, а совсем не духовные. Там и штурм Белого дома есть, и построение Храма Христа Спасителя — акция государственно-церковная, в большей степени даже государственная. Конечно, ничего хорошего из этого не могло выйти. Иконы не канонизированных святых не внутри Церкви появляются, а за ее границами. С церковной точки зрения невозможна икона Ивана Грозного, невозможна икона Сталина, невозможна икона Распутина! Но они есть. Где они рождаются? Они рождаются за пределами Церкви. И Церковь об этом молчит. Это негативная тенденция. Есть такая иконописная мастерская «Просопон». Это абсолютно не церковное образование. У них свое богословие. Например, пишется икона святой Исихии, вы знаете в святцах такую? Есть преподобный Исихий, действительно, но женского рода Исихии нет. Это икона того самого божественного молчания и созерцания, которое в центре вот этого культа, общества или секты, я уж не знаю. Или когда две «Троицы» параллельно пишутся, одна — как Отец, Сын и Святой Дух, вторая — по женской линии: Анна, Богородица и Христос. Это что? Это не внутри Церкви рождается. В том то и дело, что наша беда в том, что у нас нет согласия сделать церковное искусство по-настоящему литургическим, действительно соборным, литургическим не по функциям, а по смыслу, по самому направлению. Отсюда рождаются негативные тенденции. Я назвала только некоторые из них. Это особый разговор, и об этом нужно говорить, об иконах странных людей, не святых, об иконах каких-то абстрактных образов и понятий. Потому что икона — это всегда лик, это прежде всего Христос. Сам Господь, есть икона и образ невидимого Бога. И каждый из нас — икона, и человек становится иконой, когда в нем просиял лик Христа. Эти основы богословия иконы, которые очень часто не учитывают те люди, которые начинают заниматься иконописанием вне Церкви. Поэтому они просто берут иконописный стиль и вкладывают в него свое наполнение. Получается то, что сегодня в постмодернистском культурологическом дискурсе называется симулякром: есть оболочка, а внутри пустота.

http://pravmir.ru/irina-yazykova-cerkovn...

- Как были сформулированы задачи проекта, которые должны были вдохновить художников? - Во-первых, мы хотим познакомить с западными святыми православных, живущих в России, Беларуси, Украине и других странах, которые формировались преимущественно в парадигме восточнохристианской (православной) культуры. К тому же народы Восточной Европы приняли христианство или незадолго до Великой Схизмы, или уже после нее, их знание традиции первого тысячелетия часто весьма ограничено. Но и западный зритель увидит в созданных специально для этого проекта работах много нового, прежде всего, с художественной точки зрения, потому что отобранные иконы представляют самые разные стилистические подходы и интерпретации древних образов. В этом смысле проект имеет, несомненно, просветительский характер. Но в нем есть и исследовательский потенциал: мы надеемся, что он привлечет внимание историков к теме святых неразделенной Церкви, а также к историческим, агиографическим, хронологическим проблемам этой темы, которые требуют тщательного изучения. - Но ведь иконография многих древних святых утрачена, художникам не на что опереться? Это попытка реконструкции древних образов? - Нет, речь идет не о реконструкции, здесь задача куда более серьезная. Развитие европейской культуры далеко ушло от того языка иконографии, который был в первом тысячелетии и опирался на единый канон, несмотря на стилистическую разницу региональных школ. И с этим как раз связана творческая сторона проекта: предполагается создать новую иконографию святых Бельгии, Великобритании, Германии, Ирландии, Италии, Испании, Франции и других стран Европы и заново переосмыслить образы древних святых. И это дерзновение, несомненно, творческое и духовное одновременно. Создавая эти образы, иконописцы ставили перед собой задачу создать образ древнего святого в рамках иконографического канона, учитывая при этом исторические и литургические реалии, богословский контекст, найти необходимые атрибуты. И в то же время важно было увидеть подвиг древних святых не из представлений «абстрактного христианства», а исходя из духовной реальности XXI века. Написание новой иконы древнего святого — это ни в коем случае не реконструкция, а создание образа, в котором этот святой предстанет как свидетель своего времени, но несущий послание для людей нашей эпохи.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

23 декабря - 19 января 2014 г. Рождественский фестиваль «Дары» Программа мероприяий Лекторий, зал «Руина»   9 января, 18 час. Круглый стол «Религиозная тема в современной литературе». В последние годы оформилась тенденция: российские писатели достаточно часто обращаются в своих произведениях к проблемам духовной жизни современного человека. Эти книги получают престижные литературные премии, но нередко критика избегает подробного анализа религиозной темы в литературе. С чем это связано? Участвуют писатели, поэты, литературные критики Ведущий – писатель Сергей Шаргунов   11 января, 14 час. Сергей Чапнин. Лекция-презентация «Похищение образа: от иконы до рекламы» Современного человека окружает множество образов, но какие они? Чаще всего у нас нет времени в этом разобраться, многое мы принимает или отвергаем интуитивно. Можно ли сегодня понять, как эти образы влияют на нас или это задача заведомо безнадежная? Как современная культура использует язык образов и символов, который был сформирован в прежние века, в том числе и в недрах христианской культуры? Остались ли в прошлом богословие образа и традиции иконопочитания, или мы сегодня можем их использовать для анализа современной культуры? В парадоксальной презентации Сергея Чапнина тесно переплетаются богословие, литургическое искусство, история, социология и реклама. Сергей Валерьевич Чапнин – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и журнала «Храмоздатель», секретарь комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, старший преподаватель Богословского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета.    12 января, 16 час. Ирина Языкова. Лекция-презентация «Как развивается современная иконописная традиция?» Церковное искусство призвано быть новым и современным, не нарушая канонов и традиций. Но как это возможно? Где проходит граница между церковным и светским искусством? Существует ли икона XXI века? Иконопись находится на распутье: она может стать заметным явлением современной культуры или остаться субкультурным феноменом, не связанным с процессами, происходящими в современном обществе.

http://e-vestnik.ru/culture/rozhdestvens...

А с однокурсниками обсуждали эти темы? Кто-то из них, наверное, уже ходил в церковь?  Некоторые ходили, но русская интеллигенция и в советское время делилась на западников и почвенников, и ребята из МИФИ, обращавшиеся к вере, были в основном почвенниками, славянофилами, а я скорее тяготел к западникам. Поскольку сам я еще был не в Церкви, а в поисках, не чувствовал в них единомышленников. Просто каждый идет к Богу своим путем. В поисках смысла жизни человек ищет, на что опереться, и многие тогда действительно опирались на свою национальную идентичность, на традицию. Как ни искорежена она была за годы советской власти, кто-то и в ней находил точку опоры. И если люди через это приходили ко Христу, серьезно и глубоко воцерковлялись, замечательно. Но у меня другой путь. Я всё-таки больше опирался на интеллектуальные размышления, на книги, сам пытался философствовать и даже богословствовать, пытался понять, как это всё происходит. В 1996 году я почувствовал потребность погрузиться в эту тему глубже и сначала пошел в общину отца Георгия Кочеткова, которая была еще в храме Успения в Печатниках. Пришел в храм, там в церковной лавке сидел человек, я ему сказал: «Знаю, что у отца Георгия есть Свято-Филаретовский институт, где можно поучиться православию». Он ответил: «Можно, но для этого надо сначала вступить в нашу общину. Институт только для членов общины». Меня это несказанно удивило. Я еще не знал об особенностях общины отца Георгия, но почувствовал, что мне предлагают что-то неправильное. Сама последовательность неправильна. Я прямо сказал этому человеку: «Странная последовательность: вы мне предлагаете вступить в общину, чтобы потом меня чему-то научить. Я лучше сначала поучусь». И тогда он мне рассказал, что при храме Космы и Дамиана в Шубине есть Общедоступный Православный университет Александра Меня. Стал я ходить в этот университет. Очень интересно там было. Богословие читал отец Владимир Лапшин, патрологию – тогда еще иеромонах Иларион (Алфеев) , богословие иконы – Ирина Языкова. Пару месяцев походил и решил: «А чего я жду? Надо креститься ». И в Великую субботу отец Александр Борисов меня покрестил. Вскоре после этого стал ходить в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Российской детской клинической больнице к отцу Георгию Чистякову и волонтерить в этой больнице.

http://azbyka.ru/way/snachala-u-menja-by...

Просто представьте: перед вами потемневшая икона – и вдруг открывается маленький кусочек и оттуда как будто выглядывает голубое небо. Есть еще один очень интересный случай. Известно, что протестанты в целом относятся к иконам очень отрицательно. Считают, что это идолопоклонство и так далее. Но еще в 90-х гг. мне подарили книгу одного протестантского немецкого пастора, который, увидев «Троицу», изменил свое отношение к иконам. Он даже написал целую книгу, в который пытался разгадать этот образ, дав свою интерпретацию. Он осознал, что это не идол, что за иконами действительно скрывается иная реальность. Человек не просто даже верующий, а богослов, пастор, стоящий глубоко на своей позиции, после встречи с «Троицей» изменился. Я знаю, что в советское время эта икона и многие другие приводили людей к Богу. Церковь тогда была молчащей. Многие храмы были закрыты. Где человеку было услышать живое слово о Христе, о Церкви? Люди начинали интересоваться иконой, в том числе и «Троицей», а потом брали в руки Священное Писание, другие книги и приходили в Церковь. Я лично знаю нескольких человек, которые после встречи с образом Рублева пришли к вере в советское время. – Я помню как-то раз на Пятидесятницу пришел в храм вечером. В центре, на аналое, лежала икона «Троица», естественно, копия Рублева. И вот именно тогда я эту встречу с ней запомнил навсегда. Было ощущение, что стою я – а передо мной пропасть. Я не знал, куда деться, как быть с этой пропастью. Ничего нельзя было сделать. Только стоять на самом краю… Меня как будто на одно мгновение озарила божественная молния. Быть может, и у Вас есть свой личный опыт встречи, опыт прикосновения к этой иконе, не как профессионала, а как верующего человека? – Как Вам сказать? Это не случай.. скорее опыт переживания этой иконы, очень личный. Иногда я пишу стихи. Я услышала музыку и написала о «Троице». Как будто она … звучит. Через эти краски я слышала музыку, которая стала моим стихотворением. Рейтинг: 9.5 Голосов: 455 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Анатолий 8 ноября 2021, 14:19 Уважаемая Ирина Константиновна (Языкова)! Я обратил внимание на эту статью ( " Созерцая " Троицу " ) по следующей причине:в нашем храме (не буду говорить в каком) в одном из приделов в иконостасе находится икона Пресвятой Троицы.

http://pravoslavie.ru/94430.html

«И это очень правильно, потому что Бог не творит ничего вторичного, все уникально, все новое. И церковное искусство как никакое другое должно быть заточено на этой уникальности»,- убеждена Ирина Языкова. В качестве иллюстрации она привела работы  украинских иконописцев- новаторов, поражающих яркостью пурпурного цвета, известных польского и сербского авторов - Ежи Новосельского и Тодора Митровича. По мнению тульского священника Георгия Белькина, выставку в «Казанской башне» можно оценить словами: «Жив Господь и живы души наши». «Я испытываю переживание сильного ободрения от того, что Церковь в лице иконописцев увлеченно делает свое дело, которым прокладывается дорога в будущее», - сказал священник. Он напомнил, что в 2016 году исполнится сто лет со дня выхода работы Евгения Трубецкого «Умозрения в красках». И хорошо бы провести круглый стол, где поговорить о богословии иконы и философии иконописного образа. Возникшая в ходе круглого стола дискуссия показала всю палитру мнений. Так, по словам иконописца и педагога Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Людмилы Армеевой, среди присутствующих икон нет ни одной, которая звучала бы Пасхальной радостью: «Поиски идут в основном в области эстетического, художественного. И я для себя в этом очень много открыла. Но меня поражает, почему так мало цвета? Где эта Пасхальная радость? Почему этого боятся? Очень много черноты, какого -то мрака». Однако с этим не согласилась искусствовед Лилия Ратнер. По ее мнению, в присутствующих иконописных образа как раз много именно Пасхальной радости. Причем присутствует не только духовная, но и душевная радость. «Такое ощущение, что представленные здесь художники вырвались на свободу. Все они сейчас совершают подвиг возрождения русской иконописи»,- сказала она. Подводя итоги круглого стола, его ведущий — известный церковный публицист Сергей Чапнин напомнил, что после закрытия этой выставки (она работает до 19 января) в рамках Рождественских чтений на площадке Центрального дома Архитекторов 26 января откроется фестиваль «Дом Господень» ( г. Москва, Гранатный переулок, дом 7, (Конференц- зал, 3 этаж) проезд: метро «Баррикадная»). Там будут представлены некоторые из работ современных иконописцев и планшеты проектов современных храмов. Организаторами фестиваля выступят Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии, Гильдия храмоздателей и содружество «Артос». А 27 января в  17.00 там же состоится презентация очередного номера журнала «Храмоздатель» и второго выпуска альманаха современной христианской культуры «Дары».

http://e-vestnik.ru/news/krugliy_stol_ik...

Новости Содружество «Артос» приглашает иконописцев к участию в проекте «Образы святых неразделенной Церкви» 07.11.2016 13:53 Иконы " Св. Августин " , " Прп.Хильда Уитбийская " . Автор - Ольга Шаламова. Фото с сайта Sacredmurals.com Москва, 7 ноября, Благовест-инфо. О старте проекта ««Образы святых неразделенной Церкви» объявил куратор проекта Сергей Чапнин, главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары». Он приглашает к сотрудничеству иконописцев, искусствоведов, богословов, христианские общины и культурные центры из разных стран. Впервые об этом проекте было объявлено в июле 2016 г. на ЛабОРАтории современного христианского искусства и архитектуры, которая проходила в Сергиевом Посаде с участием российских, украинских и итальянских художников и искусствоведов. Председатель попечительского совета проекта «Образы святых неразделенной Церкви» – епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (архитектор и художник по светскому образованию); председатель экспертного совета – искусствовед, проректор Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова.  По словам инициатора проекта, импульс для воплощения этой давно вынашиваемой идеи был дан встречей Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе в феврале 2016 года. Эта историческая встреча, считает Чапнин, «может открыть новую страницу в истории диалога западного и восточного христианства, который никогда не прерывался, но порой, в том числе и еще совсем недавно, переживал трудные времена». На сайте содружества в поддержку современной христианской культуры «Артос» цели проекта определяются так: привлечение внимания христианских общин Востока и Запада к образам святости и святых первого тысячелетия; совместное свидетельство православных и католиков о христианских корнях современной Европы; развитие современной христианской культуры и культурного обмена между христианскими общинами европейских стран и России. Речь идет не просто о написании икон святых неразделенной Церкви, задача проекта более объемна: создать и представить в выставочном проекте новую иконографию святых Бельгии, Великобритании, Германии, Ирландии, Италии, Испании, Франции и других стран Европы, осмысляя их образы в рамках иконографического канона и в то же время стараясь увидеть их подвиг не из представлений «абстрактного христианства», а из реальности XXI века. «Что нам, живущим сегодня, говорят святые? Поиск ответа на этот вопрос – главная задача нашего проекта», – говорит Чапнин. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве вышел в свет первый номер альманаха «Дары» 02.03.2015 Новое издание посвящено проблемам современной христианской культуры и стало продолжением одноименного выставочного проекта, представленного в Москве на Рождество Христово в 2014 году. Выставка «Дары», организованная содружеством «Артос» , собрала в своих залах работы ведущих иконописцев, скульпторов, мозаичистов, художников и архитекторов разных направлений. Альманах «Дары» не является каталогом выставки, он задуман как продолжение разговора о христианском искусстве и его месте в современном мире. По словам главного редактора альманаха Сергея Чапнина, это своеобразный навигатор, идея которого – «собрать в единой панораме» церковную архитектуру, иконопись, скульптуру, живопись, литературу, кино, театр и дизайн и «осмыслить творчество современного художника не только в эстетических, но и богословских категориях». Среди авторов альманаха - епископ Обуховский Иона, священник и архитектор Константин Камышанов, священник и иконописец Андрей Давыдов, философ и поэт Ольга Седакова, философ и богослов Александр Филоненко, искусствоведы Алексей Лидов, Кира Цеханская, Ирина Языкова, библеист Андрей Десницкий, дизайнер Алексей Чекаль, художники Сергей Некрасов и Татьяна Ян и другие. В альманахе можно прочитать про первый конкурс на проект православного храма и про феномен «авторской иконы», про памятники святым и современную скульптуру, размышления о театре и кино, выставочном дизайне и новых книгах. Украшением альманаха стало большое интервью с известным польским кинорежиссером Кшиштофом Занусси, приуроченное к его 75-летию и показу в России его нового фильма «Инородное тело». Содружество «Артос» уже начинает подготовку второго выпуска альманаха, который выйдет в свет к Рождеству Христову 2016 года. Приобрести альманах «Дары» можно в интернет-магазине Арефа.ру, а также в магазине «Православная книга» (Москва, ул. Погодинская, 18) и магазине «Primus Versus» (Москва, ул. Покровка, 27). Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 03.03.2015 07:29:37

http://drevo-info.ru/news/18559.html

Второй день конференции начался докладом Е. Б. Рашковского, заведующего отделом религиозной литературы ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, на тему “Время протоиерея Александра Меня: поиски свободы”. Доклад был посвящён условиям работы и проповеди отца Александра. Протоиерей Вячеслав Тулупов, настоятель Михайло-Архангельского храма города Сергиева Посада, раскрыл тему покаяния в проповедях отца Александра Меня, что явилось совершенно новым исследованием служения священника. И. К. Языкова, преподаватель истории искусства Коломенской Духовной семинарии, рассказала о той духовной традиции, которую отец Александр привнёс в советские времена из дореволюционной эпохи, о книгах, которые читал отец Александр, о людях, с которыми он был знаком. Доклад профессора университета “Париж X” Ива Амана (Франция) был посвящён восприятию отца Александра за рубежом. О духовных основаниях и богословском методе отца Александра рассказал протоиерей Лев Шихляров, настоятель храма Казанской иконы Богородицы в Хомяково, Сергиев Посад. Игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михайло-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском, выступил с докладом на тему «Движение “непоминающих” как среда духовного становления протоиерея Александра Меня». Поэт Д. В. Кантов рассмотрел вопрос о влиянии отца Александра на творчество Н. Я. Мандельштам и А. Галича. Д. А. Карпук, преподаватель Санкт-Петербург­ской Православной Духовной академии, провёл исследование об обучении отца Александра в Санкт-Петербургской семинарии на базе материалов, содержащихся в архиве духовных школ. Эти сведения вызвали оживлённую дискуссию, так как противоречили мнениям, бытующим среди прихожан отца Александра. Следующим выступающим была Е. Ю. Гениева, генеральный директор ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, которая рассказала о разных изданиях книг отца Александра, о его отношении к книгам, и поделилась своими личными воспоминаниями. Иеромонах Никон (Белавенец) говорил о необходимости полемики на Чтениях, так как только благодаря этому диалог будет развиваться, принося свои плоды. После этого, вслед за вопросами из зала, завязалась дискуссия о формах издания и распространении книг отца Александра.

http://pravmir.ru/v-menevskie-chteniya-p...

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова . Икона Божией Матери «Влахернитисса». Сер. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы , что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме , уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов. В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτρα τν ουρανν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγλη Παναγα» – «Великая Всесвятая»)» . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νσσα» от «ναω» – «жить, обитать; находиться; населять»). Икона Богоматери «Платитера». XV в. Греция Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная) . При реставрации Влахернского храма (1030–1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня – икона Богоматери «Знамение».

http://pravoslavie.ru/3829.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010