Настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, ответственный редактор журнала «Вода живая» протоиерей Александр Сорокин отметил в ходе конференции: «Так получилось, что три доклада, первыми прозвучавшие на конференции, связаны с Серебряным веком. Тому есть ряд причин. Во-первых, конференция посвящена 100-летию блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского, а отец Иоанн жил именно в эту эпоху — конца XIX — начала XX веков. Во-вторых, эта тема логически оправдана под сенью нашего прихода: за окнами — построенный именно в это время храм Феодоровской иконы Божией Матери. Его история, вначале пышная, даже помпезная, а потом, в богоборческую эпоху, трагическая, даже позорная — иллюстрация конфликта между Церковью и культурой, который не разрешен по сей день. Мы вглядываемся в события, которые происходили сто лет назад, как в зеркало сегодняшнего дня». Конференция продолжилась дискуссией «Православие: бегство от культуры?», которую вел клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Симонов. Участниками обсуждения стали протоиерей Евгений Горячев, настоятель храма Успения Божией Матери в Кондопоге протоиерей Лев Большаков, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института Ирина Языкова, кандидат физико-математических наук, заведующая учебной частью Свято-Иоанновских богословских епархиальных курсов Мария Кульбицкая. В обсуждении также приняли участие главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии   «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери иерей Димитрий Сизоненко, а также прихожане петербургских храмов. Выступающие сошлись во мнении, что противопоставления Церкви и культуры, которое, увы, имеет место, быть не должно. Завершая обсуждение, иерей Димитрий Симонов сказал: «Культура ведет к Богу, если она истинная. В творчестве человека надо научиться видеть присутствие Божие».

http://patriarchia.ru/db/text/521194.htm...

Репортажи Круглый стол «Искусство России XX века в храме и около его стен» состоялся в Российской Академии художеств 18.12.2020 11:50 Москва, 18 декабря, Благовест-инфо. Круглый стол на тему «Искусство России XX века в храме и около его стен» состоялся в Российской академии художеств (РАХ) 16 декабря в формате ZOOM-kohфepehцuu. В своих докладах участники с разных сторон рассматривали проблему соотношения двух основных форм реализации религиозных тем в искусстве России ХХ века: культовое (церковное) и религиозное-внеконфессиональное, выявив их принципиальное различие и одновременно те связи, которые между ними существуют. Доклады были посвящены не только христианскому искусству: поликонфессиональность России была представлена сообщениями о современном искусстве буддизма и ислама. Участников приветствовали первый вице-президент РАХ Виктор Калинин и Директор НИИ РАХ Наталия Толстая. А.Чашкин. Икона Троицы —  http://cyplive.com/   С первым докладом «Трактовка традиционного канона в творчестве иконописца Александра Ивановича Чашкина» выступила искусствовед Анна Рындина (НИИ РАХ). Она напомнила, что Чашкин начал писать иконы еще в 1985 г., после встречи с игуменом Зиноном (Теодором) в Даниловом монастыре в Москве. Иконы Чашкина написаны в традиционной технике темперного письма, в рамках византийского канона, но внутри этого канона есть место оригинальным техническим решениям, современным материалам, например, он любит писать фоны в технике пуантелизма, отметила Рындина. Она привела слова  одного из греческих иконописцев, который  назвал Чашкина «мостиком между Византией и Россией». «У него свой узнаваемый стиль, при этом в рамках канона», – отметила докладчица. «Иконописец должен корнями уходить в почву- традицию, а вершина его должна быть в иных мирах…», – рассуждала исследовательница. Тема доклада Ирины Языковой (Библейско-богословский института св. апостола Андрея) «Авторская икона. Где проходят границы канона» звучит полемично, потому что в течение долгого времени искусствовед отстаивает понимание иконописи именно как искусства, а иконы – как авторского произведения. Точка зрения ее оппонентов, как ее видит докладчица, заключается в том, что иконопись – не более чем благочестивое ремесло, и, следуя средневековой традиции анонимности, художники не должны выражать в иконе свой авторский взгляд и стиль, но призваны копировать лучшие образцы прошлого. Однако уже монахиня Иулиания (Соколова),  первый мастер, который сохранил традицию иконописания и стоял у истоков  возрождения иконописи в конце 80-начале 90-х гг., использовала авторские разработки. Они касались, в основном, иконографии (многие сюжеты матушке Иулиании приходилось создавать с нуля), в меньшей степени – стиля, сказала И. Языкова, упомянув ее широко известные произведения. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.). См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др. Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234. Там же. Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189. Там же. С. 92. См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14). «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292). «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс//http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738). Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290. См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись//Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.

http://pravoslavie.ru/3829.html

Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI — XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь». В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь Первообраз Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

Икона Богоматери «Пантонасса». XV–XVI вв. Греция Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе. В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия. Рейтинг: 8.9 Голосов: 446 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в.//Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687. Кстати, отсюда и греческие омонимы γννησις (рождение) и γνεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое. Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93. Тертуллиан. О молитве//Избранные сочинения. М., 1994. С. 299. Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292. В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.

http://pravoslavie.ru/3829.html

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля Свеча светоприемная В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы. Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила —истолковании сна Навуходоносора о камне (см.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

Докладчица делает вывод о том, что «первой и главной проблемой такого отношения к искусству среди духовенства и мирян является система его преподавания в духовных школах, сложившаяся еще в Синодальный период»: преподавание истории иконописи отделено от богословия и осуществляется специалистами-искусствоведами, зачастую оторванными реальной жизни Церкви. Кроме того, О. Губарева уверена, что необходимо рассказывать об истории нашей Церкви и, в частности, об иконописи, в средней школе, подготавливая для этого соответствующим образом учителей. Тему бытования иконы и отношения к ней в современном культурном контексте полемически продолжила кандидат культурологии, преподаватель Библейско-богословского института св. апостола Андрея Ирина Языкова, выступив с докладом «Икона в пространстве современной культуры. Соборный разум и массовое сознание – где граница?» Доклад о соотношении понятий иконописи и живописи в русском языковом сознании Александр Моторин, профессор из Новгорода, назвал «Хитрая зография, сиречь живописание, сиречь иконопись». Участники обсудили также доклады иконописца Павла Бусалаева, Сергея Чапнина, Ольги Сергеевой и других. Иконописец и богослов Виктор Капитанчук предварил свое выступление пожеланием сделать обсуждение коллегами темы иконичности постоянным с помощью Интернета. Потребность в научном обмене, дальнейшей разработке тем, недостаточность ученых собраний раз в год ощущалась многими участниками конференции. Организаторами была разработана резолюция, в которой предложено создать рабочую группу по дальнейшей разработке проблем иконопочитания и иконичности в современном мире. Круг проблем, требующих изучения и «внимания священноначалия, клириков и всех верных Православной Церкви», чрезвычайно широк: это раскрытие и популяризация святоотеческого учения об образе, взаимодействие канонических основ и художественного творчества в современной иконографии, истинное почитание икон в информационном обществе, соотношение православной традиции создания икон и современной практики ее полиграфической и мультимедийной презентации, распространение псевдоикон и использование их в «народной» канонизации, язык иконы в практике оглашения и катехизации и другие проблемы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А. Соколов возвращает иконе ее «глубинный смысл как высшего художества и богословия», продолжила И. Языкова. Для нее важно, что работы иконописца – это не копирование старых образцов, они «каждый раз рождаются чудом», из духовного опыта самого художника. То, что «Неупиваемая Чаша» кисти А. Соколова оказалась чудотворной, можно считать «удивительным знаком Божьего доверия к нему, а с его стороны – доверия к Богу», сказала искусствовед. Многие выступавшие на открытии выставки обращали внимание на то, как удачно сочетаются иконы А. Соколова и картины его супруги, которая, по словам И. Языковой, «видит глазами христианки красоту Божьего мира». В свою очередь, сама художница говорила о том, что у ее мужа особенно развито чувство единства мира. Она заметила, что художник все время находится в состоянии «включенности в то, что для православных людей часто перестает быть значимым». Священнику Александру Прокопчуку эта выставка напомнила емкий библейский образ – лестницу Иакова, соединяющую «небесное и земное, горнее и дольнее». «Эта выставка говорит о единстве, которое, несомненно, присутствует в их семье. Эту семью, в которой четверо детей, можно назвать малой церковью, в ней царит любовь», - сказал на церемонии открытия выставки архимандрит Закхей (Вуд), настоятель храма великомученицы Екатерины на Всполье, московского подворья Православной Церкви в Америке, прихожанами которого является семья Александра Соколова и Марии Вешняк. Он поздравил главу семьи с юбилеем, а обоих художников – с выставкой. «Часто бывает, что художник просто красиво пишет иконы, а вот его духовная жизнь проходит совсем по-другому. Я знаю Сашу с 1990 г., мы познакомились в Печерском монастыре, и я могу сказать, что его прекрасные работы полностью соответствуют его внутреннему духовному состоянию, его опыту церковной жизни. Я даже горжусь, что у меня такой прихожанин», - сказал священник. Вспомнив «старинную американскую поговорку «сапожник без сапог», о. Закхей подарил А. Соколову Тихвинскую икону Божьей Матери – образ единства Русской и Американской Православных Церквей.

http://pravoslavie.ru/32146.html

  Ирина Языкова , искусствовед, кандидат культурологии Все лекции цикла можно посмотреть здесь . XVI век интересен тем, что, может быть, впервые на Руси задумываются о богословии иконы. Русь получила икону как наследие византийской культуры, где был разработан канон, VII Вселенский собор, утвердивший иконопочитание, и Собор 843 года, утвердивший торжество православия как торжество явленного образа Спасителя. И, казалось бы, не было надобности об этом задумываться. Но в XVI веке эта необходимость появилась. Появилась вот в связи с чем. Иоанн Грозный венчается на царство в 1547 году. Казалось бы, вот она торжествующая православная Русь, монарх венчается на царство по византийскому чину. Но в этот же год случается большой московский пожар, который унес много икон, ведь храмы, как и дома, были деревянные. И чтобы обновить этот иконный состав, по приказу митрополита стали привозить иконы из других мест, прежде всего из Новгорода. Так появляются новые образы, о которых начинается спор. Что это были за образы? Это были образы Троицы, но не такие, к каким привыкли москвичи и какой мы видим на знаменитой иконе Андрея Рублева, на которую как на авторитет ссылается в своих сочинениях Иосиф Волоцкий. А появляется образ «отечества», где Бог Отец изображается в виде старца, Бог Сын в виде отрока и Дух Святой в виде голубя. То, что сегодня нам кажется привычным, для XVI века оказалось таким новшеством, о котором начинается целый спор. Спор этот затевает очень интересный человек – думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Думный дьяк – это очень высокий чиновник Посольского приказа, знавший языки, бывший толмачом, то есть переводчиком, то есть человек богословски очень образованный. И он задает вопрос: «Откуда взялись такие образы? Мы таких не видели». Сейчас мы понимаем, что пришли они из Новгорода, где когда-то боролись с антитринитарной ересью стригольников, в связи с чем образ – Отец, Сын, Дух Святой – появился в качестве наглядно иллюстративного. Если копать глубже, то подобные образы пришли с Запада, где появились гораздо раньше, но тоже не изначально. То есть это новшество, которое постепенно входило в каноническую иконопись.

http://academy.foma.ru/category/zhivopis...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона и православие Икона является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного человека и его жизнь. Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело - его жизнь сопровождает священный образ, икона. Образ появился в христианском искусстве изначально, но формирование иконы шло вместе со становлением литургии и догматики. Не случайно догмат иконопочитания был принят на Седьмом Вселенском соборе (в 787 г.), венчавшем великую эпоху Вселенских соборов, и утвержден в 843 г. победой иконопочитания. И с тех пор отмечается праздник Торжества Православия, потому что икона стала утверждением самого принципа ортодоксии. Православная Церковь видит в иконе не только один из видов церковного искусства, пусть даже основной, но зримое выражение православной веры. Слово - значит образ, изображение, портрет. И это относится прежде всего к образу Иисуса Христа: это первая икона, единственный образ Бога. Апостол Павел Христа, Слово Божие, называет иконой Бога Отца: (Кол. 1,15). Бог Слово в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится Видимым и Доступным для человека. Всемогущий Творец Неба и земли, Бог Авраама, Исаака и Иакова, говоривший с Моисеем на Синае, призывавший пророков, Божественный Логос - явился на землю как Богочеловек Иисус Христос. , - свидетельствует Иоанн Богослов (Ин. 1,14). Недоступная для человеческого разума тайна Боговоплощения составляет важную истину христианского откровения, ее невозможно постичь логически, рационально. Принцип православного богословия состоит не в доказательстве Истины, а в свидетельстве о Ней. Икона - один из богословских языков, посредством которого Церковь несет Благую весть в мир, свидетельствует об истине, являет Христа и Его Церковь торжествующую - преображенное, оббженное человечество. Не противоречит ли икона второй заповеди Второзакония, запрещающей изображать Бога? Некогда иконоборцы именно в этом обвиняли почитателей икон, называя их идолопоклонниками и нарушителями непреложного Слова Божия. Такие обвинения в адрес православных можно услышать и сегодня от протестантов. Противоречие между запрещением изображать Бога и иконой кажущееся. Моисей, говоривший с Богом у неопалимой купины, предупреждал Израиль: (Втор. 4, 15 - 19). Когда же Бог Слово воплотился, вочеловечился, стал видим, то неизбежно стал и изобразим. Преподобный Иоанн Дамаскин поэтому писал: ... Ирина Языкова, Игумен Лука (Головков) -

http://pravicon.com/text-8

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010