Рождественское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Рождества Иоанна Предтечи Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:1724. Адрес: Кировская обл., Яранский р-н, с. Шошма (Рождественское) Координаты: 57.387856, 47.852134 Проезд:Выезд из г. Яранска (от Троицкого собора) по трассе Р-176 на Котельнич. Через 12 км левый поворот по указателю на Рождественское (напротив поворота на Опытное Поле), от поворота 3,5км. Остатки церкви и колокольня находятся по ул. Ваганова. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В конце мая 1998 года произошло печальное событие в селе Рождественском. Обрушилась старая церковь. Случилось все внезапно, белым днем. Вот что рассказал один из жителей села: — За три часа до этого мои внуки ходили посмотреть на храм. Дети есть дети: им все интересно. Я в последние годы ребятишек из стен старого здания частенько гонял: разве, мол, не видите, что кирпичи падают? А вдруг — на голову? Спаси Боже! Ну, а что церковь вся разом обрушится, и не думал. Слава Создателю, обошлось без жертв. Удар, да такой силы, что в ближайших домах посуда подпрыгнула. Не все сразу сообразили, в чем тут дело, а вышли на улицу: мать честная... И что собой сегодня представляет Рождественское? Село, в котором церкви нет, уже и не село вовсе — деревня. В 14 километрах от Яранска стоял один из самых выразительных художественных памятников древнерусского зодчества на территории современной Кировской области — церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шошма (Рождественском). Церковь видна уже издалека. Это, с его сложным построением, замечательный памятник прошлого. Над огромным восьмериком, венчающим центральную часть храма, высоко вознесен прекрасный венец причудливых фронтонов. Каждый из них обрамлен по наружному контуру лепестками. Церковь Рождества Богородицы построена по одним источникам в 1646 году, по другим — в 1674 году, по третьим — в 1690 году. По штату церкви было положено: 2 священника, 1 дьяк, 2 псалмопевца.

http://sobory.ru/article/?object=03680

Щёлково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в с. Хомутово Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Также известна как Покровская церковь. На доске при входе в качестве года постройки указан 1800 г. На второй мемориальной доске надпись: " В церкви с 1933 г. по 1938 г. совершал служения священномученик Александр Крутицкий. Расстрелян 1.08.1938. Причислен к лику святых на Архиерейском соборе 2000 г. " . Покровская церковь в Хомутово строилась на средства прихожан с 1800 по 1856 г. Длительный период строительства сказался на архитектуре здания, отразившей различные фазы развития классицизма. Двусветная ротонда храма с округлым алтарем и боковыми колоннадами тосканского ордера создана в 1800 г. в строгих и изысканных формах зрелого классицизма. Трапезная 1832 г. имеет ампирную обработку. Для нее характерен мотив трехчастного окна, вписанного в арочную нишу. В 1856 г. трапезная увеличена в длину, к ней пристроена массивная трехъярусная колокольня с весьма лаконичным убранством, характерным для позднего ампира. В советское время церковь не закрывалась. В интерьере сохранились современные церкви росписи и иконостас XIX в. В 2004 году общиной храма была издана книга " Сказание о церкви Пресвятой Богородицы с.Хомутово Щелковского благочиния Московской епархии " . В книге рассказывается о истории храма, о истории села Хомутово, о подвижниках благочестия, чья жизнь связана с Покровским храмом. Все материалы этой книги размещены на сайте храма . Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хомутове. Село Хомутово на реке Клязьме по писцовым книгам 1623-24 гг. Московского уезда, Бохова стана, «вотчина Рождественского девичьего монастыря, а в селе церковь во имя Покров Святой Богородицы, древянна, клетцки, стоит пуста, без пения; в селе крестьян 2 двора, в них 2 чел.»; в 1646 г. «у церкви двор попа пуст, в селе крестьянских и бобыльских дворов 7, в них 14 чел.». Церковная Покровская земля отдавалась в оброк. В приходных книгах Патриаршего казенного приказа оброчных земель за 1638 г. написано: «с церковной земли Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хомутове, вотчина Рождественского девичьего монастыря, что на Москве, патриарша села Покровского, что на Пехорке, на крестьянах Гришке Спиридонове с товарищи оброку 5 алтын». За 1647 г. под этою статьею отмечено: «построена церковь и дань взята, впредь той церковной земли в оброчной книге не писать».

http://sobory.ru/article/?object=03039

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе 27 декабря 2015 г. 16:46 27 декабря 2015 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения  храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе  г. Москвы и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Феодора (Казанова)  во епископа Переславского и Угличского ( Ярославская митрополия ). Среди встречавших Предстоятеля Русской Православной Церкви у врат храма перед началом богослужения была школьница Мила Филимонова с родителями. Мила с младенчества росла в Свято-Димитриевском детском доме. 8 января 2014 года Святейший Патриарх Кирилл во время  посещения  детской Рождественской елки в Государственном Кремлевском дворце,  призвал  не бояться усыновлять детей и попросил взять на воспитание девочку Милу, написавшую ему письмо. 3 сентября 2014 года, посещая Псково-Печерский монастырь, Святейший Патриарх Кирилл  встретился  с Милой и ее приемными родителями. Мила учится в 4 классе столичной Димитриевской общеобразовательной школе и воспитывается в семье Ольги и Игоря Филимоновых, которые являются прихожанами храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон ;  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального монастыря ;  епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  схиархимандрит Илий (Ноздрин) ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Святейшего Патриарха по г. Москве; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма  Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола; протоиерей Анатолий Кожа, благочинный Параскево-Пятницкого округа г. Москвы, настоятель храма вмц. Параскевы Пятницы в Качалове, что в Бутове; протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского округа г. Москвы, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках; протоиерей Александр Передернин, благочинный г. Переславля-Залесского Ярославской области; протоиерей Валериан Кречетов, настоятель Покровского храма села Акулово Одинцовского района Московской области;  протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель  храма святой мученицы Татианы  при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова; духовенство Московской епархии и Ярославской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/4310459.ht...

Тула. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1898 г. в псевдовизантийском стиле из красного кирпича с одним большим сводчатым куполом. Она была сооружена на средства уроженца города Тулы митрополита Сергия (Ляпидевского). Уже будучи митрополитом Московским и Коломенским, владыка на свои средства решает построить приют для детей-сирот. Вскоре на приобретённом участке земли под руководством священника Михаила Рождественского, который сам вёл обширную благотворительную деятельность и имел особую любовь к детям-сиротам и отношение к приютам, по благословению митрополита Сергия было построено здание приюта для 120 детей-сирот, три церковно-приходские школы, слесарная мастерская, лечебница для приходящих больных, которую вскоре назвали именем митрополита Сергия. Все эти учреждения были обеспечены его денежными вкладами. Но венцом долгой и многотрудной деятельности является построенный для приюта величественный храм с колокольней во имя преп. Сергия Радонежского — небесного покровителя владыки — с приделами во имя Великомученика Пантелеимона (внизу), наверху на хорах: Рождества Богородицы (слева) и Святителя Николая Чудотворца (справа). Строительство храма осуществлялось под руководством протоиерея Михаила Рождественского, который впоследствии стал первым настоятелем новопостроенной церкви. В 1901 году мастером Н. Сафроновым была закончена роспись храма, которая сегодня восстановлена в первоначальном виде. Рядом с храмом возвышалась величественная колокольня, которая являлась не только одной из самых высоких точек нашего города, но и духовным центром. На шестом этаже колокольни располагалась огромная библиотека. Здесь часто собирались люди для духовных бесед со священником. В 1918 г. храм, не избежав печальной участи почти всех храмов России, был закрыт, и на этом его 20-летняя история, казалось бы, закончилась. Вскоре храм был открыт по просьбе верующих, но уже действовал как обычный приход. Сиротский приют же прекратил свое существование. Настоятелям храма был назначен протоиерей Петр Невский. В 1930 г. церковь закрыли окончательно, и с этого времени по 1991 г. в ней размещались клуб ТЮЗ, продовольственный и бакалейный склады, склад ТЮЗа. В августе 1991 г. храм был передан верующим. Теперь в нём совершаются ежедневные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01485

Ростов. Рождественский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор расположен на территории Рождественского монастыря, возле южного корпуса келий. Он не раз перестраивался. Была утрачена колокольня. В 1715 г. собор Рождественского монастыря был украшен фресковой росписью. Настенная летопись, сохранившаяся на откосе портала западной стены, сообщает только, что храм расписан «тщанием и трудолюбием игуменьи Наталии». Имена работавших здесь мастеров неизвестны. Однако особенности стиля росписи: её насыщенная, несколько пестрая цветовая гамма, живой и многословный язык повествования, богатство растительных орнаментов, пристрастие к великолепному узорочью в отделке кулис и предметов утвари, - позволяют причислить её к лучшим произведениям ярославского стиля петровской эпохи. В 1873 г. при игуменье Марии стенопись собора была прописана на пожертвования крестьянина Ивана Алексеевича Рулева. Иконография центрального храма следует ярославским традициям. Сомкнутый свод небольшого собора разделен киноварными разгранками на четыре части, в которых написаны «Новозаветная Троица», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение». Изображения четырех евангелистов остроумно перенесены на откосы верхних окон, расположенных на западной стене. Стены делятся горизонтальными разгранками на 5 ярусов. В верхнем очень кратко иллюстрирована земная жизнь Христа. Второй и третий посвящены теме акафиста Богородице. По полноте изложения (25 клейм) и богатству иконографических изводов - это лучший акафистный цикл в стенописях ярославской школы. В двух нижних ярусах очень живо написаны «Страсти Христовы». У самого иконостаса цикл «Страстей» дополняют три сцены из жизни Богоматери: «Зачатие», «Рождество» и «Вознесение». Архитектоника окон и порталов собора выявлена нечетко и не везде одинаково. На одних окнах помещены фигуры преподобных в рост, а другие служат продолжением сюжетных клейм стены. Широкие откосы трех входных порталов, соединяющие центральное помещение храма с трапезной, украшены фигурами преподобных и мучеников. На центральном портале, вместе с ангелами, охраняющими вход в храм, изображены преп. Стефан (патрон Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола в петровскую эпоху) и преп. Исаакий Далматский, считавшийся покровителем новой столицы России - Санкт-Петербурга. На южном портале написаны ростовские чудотворцы: Иосиф Блаженный, Петр Ордынский и Авраамий, получающий жезл от Иоанна Богослова. Последнее изображение снабжено пространным текстом из древнего жития Авраамия.

http://sobory.ru/article/?object=05697

Глава Казахстанского митрополичьего округа возглавил торжества, посвященные памяти преподобного Севастиана Карагандинского 20 апреля 2015 г. 13:55 19 апреля 2015 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день преставления ко Господу преподобноисповедника Севастиана, старца Карагандинского , митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию во Введенском кафедральном соборе города Караганды. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: епископы Каскеленский Геннадий , управляющий делами Православной Церкви Казахстана; Карагандинский и Шахтинский Севастиан ; Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий ; Кокшетауский и Акмолинский Серапион ; благочинный карагандинских храмов протоиерей Михаил Патрикеев, духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), настоятель Введенского кафедрального собора протоиерей Александр Киселев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, благочинный Абайского благочиния протоиерей Александр Угольков, секретарь Карагандинской епархии протоиерей Владимир Фрейганг, духовенство епархий Митрополичьего округа. За Литургией молились настоятельница Богородице-Рождественского женского монастыря игумения Севастиана (Жукова) с сестрами обители, представители казачества, благотворители епархии, многочисленные паломники из Казахстана, России и стран СНГ. Проповедь по запричастном стихе произнес епископ Каскеленский Геннадий. После отпуста Литургии митрополит Александр поздравил с тезоименитством епископа Севастиана и игумению Севастиану. Также глава Православной Церкви Казахстана поздравил молившихся с празднованием Светлого Христова Воскресения и днем памяти небесного покровителя Караганды и всего Казахстана преподобного Севастиана. В завершение богослужения духовенство и хор исполнили стихиры Пасхи перед ракой с мощами преподобноисповедника Севастиана.

http://patriarchia.ru/db/text/4049748.ht...

Основания для датировки храма Рождества Богородицы на Возмищах содержались в надписи на его закладной плите, ныне утраченной. В описи Возмищенского монастыря, составленной в 1764 году, говорится, что " о построении онаго монастыря государевых грамот никаких не имеется, а имеется надпись на каменной доске, а именно: " Заложен оной монастырь лета 7045 при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Русии и при архиепископе Великаго Новограда и Пскова владыке Макарии по словеси архимандрита Луки " . Поскольку известно, что Возмицкая обитель существовала уже в XV веке (здесь в юности был послушником Иосиф Волоцкий), эта каменная доска отмечала не дату основания обители, а могла быть только храмозданной, закладной. Нет никаких оснований доверять данным описи 1764 года, поэтому можно считать документально подтверждённой датой закладки Богородице-Рождественского собора 7045 год, в переводе на счёт лет от Рождества Христова 1536-1537 годы. Едва ли создание подобного,средних размеров собора заняло более одного-двух строительных сезонов. Ещё год уходил на необходимую просушку стен. Следовательно, можно с достаточной степенью вероятности предположить, что фресковая роспись могла здесь появиться приблизительно около 1540 года. Косвенным подтверждением того, что в начале 1540-х годов собор был уже выстроен, украшен иконами, стенописью и освящён, служат следующие два факта. Во-первых, вряд ли в монастыре начали бы строить трапезную Кирилловскую церковь, завершённую к 1546 году, если бы не был достроен главный собор, и во-вторых, до нас дошёл издавна хранившийся в обители деревянный запрестольный крест, находящийся ныне в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея. Изготовление креста было даже специально приурочено к освящению Богородице-Рождественского собора. На это указывает близость даты его закладки к дате, имеющейся в надписи на кресте: " Лета 7050 второго (1543-1544) зделан бысть сии крест при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси при архиепископе Великаго Новаграда и Пскова владыке Феодосии " . Не был ли Рождественский собор освящён в самый день празднования Рождества Богородицы, то есть 8 (21) сентября 1543 года, и не на это ли указывает крест владыки Феодосия? Внимание последнего к освящению нового монастырского собора вполне объяснимо тем, что Возмищенская обитель находилась в юрисдикции Новгородской архиепископии, а сам Феодосий, бывший до того игуменом Хутынской обители, являлся постриженником Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00396

Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: " В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове... " Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, - на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в XII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует - виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен - он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три - Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I...

http://sobory.ru/article/?object=05427

Арзамас. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена как второй храм обители в 1585 году из дерева. Строилась как теплая - для отопления в подклете и в самой церкви были устроены печи. За три века существования церковь многократно перестраивалась. Кирпичный трапезный храм, поставленный на высоком подклете, построенный во 2-й пол. XVII в. Пятиглавый четверик, вытянутый по поперечной оси, с трехчастным алтарем и обширной трапезной. Второй престол Сретенский. Закрыт в 1929 г., венчания сломаны. Был занят под хлебопекарню и общежитие. Полуразрушен - цела только трапезная часть с частично рухнувшими сводами. На начало XXI beka - одноэтажное ветхое здание. http://drevo-info.ru/articles/21319.html Церковь Рождества Пресвятой Богородицы являлась зимним (теплым) соборным и трапезным храмом Арзамасского Спасо-Преображенского (Спасского) монастыря. К 1585 году относится первое краткое описание монастыря, в котором наряду с главным храмом Преображения Господня названа и теплая церковь Рождества Богородицы с приделом св. великомученицы Анастасии. Эти строения были деревянные. Другой архивный документ, датируемый 1626 годом, добавляет к сведениям об облике деревянной Рождественской церкви лишь то, что она имела трапезный прируб: «А в монастыре храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянна, а другой храм теплой и трапеза, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, да в приделе Святой мученицы Настасеи, да в храме церкви строения…» Данные о времени возведения ныне существующего каменного теплого монастырского храма расходятся. В описи монастыря, хранящейся в РГАДА, составленной капитаном А. Тихменевым в 1763 году, сообщается, что о церкви Рождества Богородицы, «в котором году построена и по какому указу известия не отыскано». А.С. Петряшин считает, что «церковь возведена предположительно в 1660-1690 годах, на что указывают даты освящения антиминсов: в алтаре самой церкви антиминс в приделе Сретения Господня напечатан на полотне 73 году (1665-1666 гг.)…». Таким образом, точная датировка церкви Рождества Богородицы остается под вопросом. Если признать, что дата на антиминсе Сретенского придела воспроизведена правильно (в чем есть сомнения), то каменный храм уже существовал в 1666 году. Следует обратить внимание, что церковный придел в это время был освящен в честь Сретения Господня, а не в честь св. Анастасии, как это было ранее у деревянного храма.

http://sobory.ru/article/?object=14407

Вощажниково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты О Рождественском  храме в селе Вощажниково известно по писцовой книге Ростовского уезда, где под 1630 годом значится: в " Вощажникове, на прудах церковь Рождества Богородицы деревянна клецки... " . Существующее в настоящее время двусветное бесстолпное каменное здание Рождественского храма построено в 1700-х годах.  В 1797 году при Н. Шереметеве, начавшем обширное строительство в своих борисоглебских владениях, Рождественская церковь была перестроена. В начале она была с одной главой, обитой " чешуёй деревянной " , к концу 18 века стала пятиглавой и потеряла первоначальный декор фасадов. Окна были растёсаны, часть наличников сбита, а другие, как и угловые лопатки и широкий, набранный из фигурного кирпича карниз, были скрыты толстым слоем штукатурки. Сейчас поздняя безликая штукатурка осыпалась и на стенах храма чётко проступили сочные и пластичные по рисунку наличники в виде больших кокошников с килевидным высоким завершением в верхнем ярусе окон и мелких волнистых кокошников над сдвоенными окошками нижнего света храма и трапезной. Во время перестройки Рождественской церкви к древнему объёму храма пристроили четырёхярусную колокольню. В 1800 году на колокольне установили часы, звон которых слышался далеко в округе. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Из акта, хранящегося в конторе гр. Шереметева, видно, что «в дворцовом селе Вощажникове (подаренном гр. Бор. Петр. Шереметеву императором Петром I) находилась церковь каменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы… в ней образ вмч. Параскевы, резной; подле церкви на столбах четыре колокола…; на церкви глава обита чешуею древянною, на главе крест железный, полуженный; алтарь церкви и трапеза крыты тесом; около церкви и кладбища ограда деревянная». Настоящий пятиглавый вид каменному храму, построенному в 1700 г., покрытому теперь железом, придан впоследствии одновременно с устройством трехъярусной колокольни, на которой помещены боевые часы, купленные в 1800 г.

http://sobory.ru/article/?object=15097

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010